Научная статья на тему 'ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ'

ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этническая психология / физическое воспитание / этнорегиональный подход / национальный фестиваль / национальные традиции и культура / ethnic psychology / physical education / ethno-regional approach / national festival / national traditions and culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пайгунова Юлия Викторовна, Нигматуллин Камиль Рамильевич, Чистяков Вячеслав Айдарович

Целью исследования является раскрытие потенциала инновационных программ физкультурно-оздоровительной направленности, с акцентом на этнорегиональной специфике. Исследование потребовало применения комплексного метода этнографического, психолого-педагогического, исторического анализа, что позволило изучить предмет в диалектическом ракурсе. В основе статьи методология применения этнорегионального подхода к физическому воспитанию. Авторы исходят из понимания необходимости использования данного подхода в единстве культурного и образовательного пространства региона. Обосновывается необходимость применения этнорегионального подхода к физическому воспитанию обучающихся в национальных образовательных учреждениях. В статье рассматривается потенциал интеграции традиций национального этнокультурного фестиваля в систему регионального развития массовой физкультурно-оздоровительной практики. Материалом для раскрытия потенциала этнокультурных традиций в системе этнорегионального физического воспитания послужили традиции национального татарского фестиваля Сабантуй и его физкультурно-спортивная составляющая. Предлагаемый к разработке комплекс ЕТО с этнорегиональным компонентом, основанным на традиционных физкультурно-соревновательных практиках тюркского национального праздника Сабантуй, может рассматриваться как один из вариантов перспективных полезных и интересных форм массовой работы с населением. Национальные традиции, интерпретированные в современных формах, способствуют возрождению чувства национального единства, одновременно помогая индивиду испытать свои физические возможности. Теоретико-методологические положения статьи могут послужить основой для исследовательских разработок по проблемам этнической педагогики и психологии, развитию инновационных программ физкультурно-оздоровительной работы с населением с учетом этнорегионального подхода к физическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пайгунова Юлия Викторовна, Нигматуллин Камиль Рамильевич, Чистяков Вячеслав Айдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the study is to reveal the potential of innovative programs of physical culture and wellness orientation, with an emphasis on ethnoregional specifics. The study required the use of a complex method ethnographic, psychological, pedagogical, historical analysis, which allowed us to study the subject from a dialectical perspective. The article is based on the methodology of applying an ethno-regional approach to physical education. The authors proceed from the understanding of the need to use this approach in the unity of the cultural and educational space of the region. The necessity of applying an ethnoregional approach to physical education of students in national educational institutions is substantiated. The article examines the potential of integrating the traditions of the national ethno-cultural festival into the system of regional development of mass physical culture and wellness practice. The traditions of the national Tatar Sabantuy festival and its physical culture and sports component served as a material for revealing the potential of ethno-cultural traditions in the system of ethno-regional physical education. The proposed complex with an ethnoregional component based on traditional sports and competitive practices of the Turkic national holiday Sabantuy can be considered as one of the options for promising useful and interesting forms of mass work with the population. National traditions interpreted in modern forms contribute to the revival of a sense of national unity, while at the same time helping the individual to test his physical capabilities. The theoretical and methodological provisions of the article can serve as a basis for research on the problems of ethnic pedagogy of psychology, the development of innovative programs of physical culture and wellness work with the population, taking into account the ethno-regional approach to physical education.

Текст научной работы на тему «ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ»

Выводы. Таким образом, наше предположение о том, что выраженность эмоциональных переживаний из-за ситуации локального военного конфликта не зависит от воцерковлённости женщин подтвердилось. Возможно, такие результаты были получены из-за небольшого количества испытуемых, которые согласились поучаствовать в исследовании. Также, мы можем предположить, что критерии воцерковлённости не являются единственными показателями истинной жизни женщины с Богом и наличие кризисной ситуации помогло это увидеть.

Предположение о том, что разработанная тренинговая программа «Профилактика стресса, тревожности и депрессии в период СВО» способствуют снижению показателей данных эмоциональных проявлений, также подтвердилось. Возможно, снижение показателей в группе воцерковлённых женщин также связано с ежедневной молитвой за мужчин, а также поддержкой друг друга в процессе занятий.

В заключение стоит отметить, что проблема переживаний локального военного конфликта воцерковлёнными женщинами является малоизученной и требует большего количества выборки, что может быть перспективой при дальнейшем её изучении.

Литература:

1. Андреева, И.А. Психологическая составляющая самосознания личности в экстремальных условиях: специфика влияния вооруженного конфликта на Донбассе / И.А. Андреева // Развитие личности. - 2018. - №4. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskaya-sostavlyayuschaya-samosoznaniya-lichnosti-v-ekstremalnyh-usloviyah-spetsifika" vliyaniya-vooruzhennogo-konflikta

2. Белышева, А.Н. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций женщин, личностных ресурсов и стратегий преодоления кризиса / А.Н. Белышева, E.H. Пономарева // Нижегородский психологический альманах. - 2022. - № 1; URL: psykaf417.esrae.ru/35-365 (дата обращения: 01.05.2023)

3. Василюк, Ф.Е. Переживание и молитва. -2-е изд., испр. и доп. / Ф.Е. Василюк. -М.: Смысл, 2021. -244 с.

4. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-200 с.

5. Гафнер, В.В. Опасности социального характера и защита от них: учебное пособие / В.В. Гафнер, C.B. Петров, Л.И. Забара; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2010. -264 с.

6. Загрекова, Л.В. Православная педагогика. Ч. 1: Общие основы педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. Пособие для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям / Л.В. Загрекова. - 2-е изд. - Н. Новгород: НГПУ, 2019.-306 с. "

7. Макоева, Е.Р. Сущность категорий «война» и «специальная военная операция» / Е.Р. Макоева, А.Х. Курашинова // Право и управление. -2022. - №9. - С. 13-17. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-kategoriy-voyna-i-spetsialnaya-voennaya-operatsiya (дата обращения: 10.05.2023)

8. Терехова, Т.А. Влияние боевого стресса на состояние психического здоровья участников военных действий / Т.А. Терехова, Н.С. Фонталова // Психология в экономике и управлении. - 2014. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie-boevogo-stressa-na-sostoyanie-psihicheskogo-zdorovya-uchastnikov-voennyh-deystviy (Дата обращения: 01.05.2023)

9. Чеснокова, В.Ф. Тесным путём: Процесс воцерковления населения России в конце XX века / В.Ф. Чеснокова. - М.: Академический проект, 2005. -304 с.

10. Шапошников, Л.Е. Перспективы взаимодействия православного богословия и русской философии / Л.Е. Шапошников // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2(15). - С. 42. - EDN WHHBLL. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26471311 (дата обращения: 01.05.2023)

Психология

УДК 159.9:37.01

кандидат психологических наук, доцент Пайгунова Юлия Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); магистрант Нигматуллин Камиль Рамильевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат социологических наук, доцент Чистяков Вячеслав Айдарович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный агротехнологический университет (г. Нижний Новгород)

ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Аннотация. Целью исследования является раскрытие потенциала инновационных программ физкультурно-оздоровительной направленности, с акцентом на этнорегиональной специфике. Исследование потребовало применения комплексного метода - этнографического, психолого-педагогического, исторического анализа, что позволило изучить предмет в диалектическом ракурсе. В основе статьи методология применения этнорегионального подхода к физическому воспитанию. Авторы исходят из понимания необходимости использования данного подхода в единстве культурного и образовательного пространства региона. Обосновывается необходимость применения этнорегионального подхода к физическому воспитанию обучающихся в национальных образовательных учреждениях. В статье рассматривается потенциал интеграции традиций национального этнокультурного фестиваля в систему регионального развития массовой физкультурно-оздоровительной практики. Материалом для раскрытия потенциала этнокультурных традиций в системе этнорегионального физического воспитания послужили традиции национального татарского фестиваля Сабантуй и его физкультурно-спортивная составляющая. Предлагаемый к разработке комплекс ГТО с этнорегиональным компонентом, основанным на традиционных физкультурно-соревновательных практиках тюркского национального праздника Сабантуй, может рассматриваться как один из вариантов перспективных полезных и интересных форм массовой работы с населением. Национальные традиции, интерпретированные в современных формах, способствуют возрождению чувства национального единства, одновременно помогая индивиду испытать свои физические возможности. Теоретико-методологические положения статьи могут послужить основой для исследовательских разработок по проблемам этнической педагогики и психологии, развитию инновационных программ физкультурно-оздоровительной работы с населением с учетом этнорегионального подхода к физическому воспитанию.

Ключевые слова: этническая психология, физическое воспитание, этнорегиональный подход, национальный фестиваль, национальные традиции и культура.

Annotation. The purpose of the study is to reveal the potential of innovative programs of physical culture and wellness orientation, with an emphasis on ethnoregional specifics. The study required the use of a complex method - ethnographic, psychological, pedagogical, historical analysis, which allowed us to study the subject from a dialectical perspective. The article is based on the methodology of applying an ethno-regional approach to physical education. The authors proceed from the understanding of the need to use this approach in the unity of the cultural and educational space of the region. The necessity of applying an ethnoregional approach to physical education of students in national educational institutions is substantiated. The article examines the potential of integrating the traditions of the national ethno-cultural festival into the system of regional development of mass physical culture and wellness practice. The traditions of the national Tatar Sabantuy festival and its physical culture and sports component served as a material for revealing the potential of ethno-cultural traditions in the system of ethno-regional physical education. The proposed complex with an ethnoregional component based on traditional sports and competitive practices of the Turkic national holiday Sabantuy can be considered as one of the options for promising useful and interesting forms of mass work with the population. National traditions interpreted in modern forms contribute to the revival of a sense of national unity, while at the same time helping the individual to test his physical capabilities. The theoretical and methodological provisions of the article can serve as a basis for research on the problems of ethnic pedagogy of psychology, the development of innovative programs of physical culture and wellness work with the population, taking into account the ethno-regional approach to physical education.

Key words: ethnic psychology, physical education, ethno-regional approach, national festival, national traditions and culture.

Введение. Внимание к этнической и региональной идентичности в современности проходит красной строкой через все общественные институты. Физическое воспитание обязано учитывать конфессиональную и культурную идентичность воспитуемых, их национальную самобытность, этнические традиции и обычаи региона проживания. Наибольшую значимость эта проблема имеет для населения национальных республик РФ [1]. Теоретический анализ проблемы показывает уместность и значимость этнорегионального подхода в расширении возможностей гуманитарного и естественно-научного образования [8, С. 662-671; 9, С. 834-846]. При этом достаточно мало используются возможности данного подхода в сфере физического воспитания, что актуализирует проблему обоснования педагогических принципов современного физического воспитания через призму базовых ценностей традиционной культуры. Этнорегиональный подход обуславливает интеграцию истории, культуры, психологии, педагогики всех проживающих в регионе этносов в образовании. Соответствует данному подходу практическое внедрение фольклористики, знание обрядов, традиций, обычаев и других элементов национальной культуры в учебный план и образовательных учреждений физкультурно-спортивной направленности.

Исследование потребовало применения комплексного метода - этнографического, педагогического, психологического, антропологического, исторического анализа, что позволяет изучать особенности предмета в диалектическом ракурсе.

Изложение основного материала статьи. Этнорегиональный подход в физическом воспитании, опирается на такие базовые принципы этнопедагогики как системность, толерантность, этнокультурность. Ключевой, в контексте данного исследования принцип «этнокультурности» взаимосвязан с развитием и преемственностью комплекса ориентированных на этническую культуру физических качеств и способностей, приобщением к ценностным основаниям традиционной физической культуры этноса, усвоением этноспецифичных навыков, умений, знаний. Понимание и принятие этнических ценностей через приобщение к традициям физической культуры народа, работает на формирование этнической идентичности в целом, что, по мнению исследователей, является и необходимой ступенью становления гражданственности личности [3, С. 51-56]. С точки зрения С.В. Севодина, Е.С. Тагаева «физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил личности опосредованный ее культурным отношением к своим физическим возможностям» [6, С. 93]. В настоящее время государство выражает глубокую озабоченность здоровьем населения и активно ищет инновационные проекты, которые могли бы с одной стороны вовлечь все большее количество людей в процесс массового занятия физической культурой, с другой - развить патриотические чувства и духовные движения через приобщение к традициям коренных народов страны. Исследователи отмечают возрождение интереса масс к национальным видам спорта, их трансмиссию в современную физическую культуру и отмечают необходимость креативного включения этнических спортивных традиций и сложившихся веками физкультурно-оздоровительных практик в систему физического воспитания жителей национальных регионов [4; 7].

С данных позиций интересны альтернативные программы физкультурно-оздоровительных комплексов, учитывающих этнорегиональную специфику физического воспитания. В качестве примера можно рассмотреть альтернативную программу физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО, учитывающего этнорегиональную специфику физического воспитания в Татарстане, включенного в систему празднования Всероссийского мероприятия - праздника плуга тюркских народов -Сабантуй.

Основной задачей при создании программы является необходимость интеграции национальных традиций физического воспитания тюркских народов и современных требований к развитию физических качеств, двигательных навыков и умений населения. Говоря об этимологии аббревиатуры ГТО, необходимо учитывать, что комплекс был призван отразить и важнейшие аспекты готовности к трудовой деятельности. Трудовая деятельность, в отличие от обычно унифицированной в рамках государственной системы военно-оборонной деятельности, имеет существенную особенность - она несет в себе отражение условий жизнедеятельности конкретного народа, зависима от факторов его географического проживания, типа использования природных ресурсов и традиционных форм хозяйствования. Соответствует традиционным типам трудовой деятельности и потребность в определенных физических качествах, способностях и навыках определенного народа. Можно сказать, что у каждого народа существует сформировавшийся физкультурный статус, который неизбежно отражается в системе трудовой деятельности и определяет систему физического воспитания.

Материалом для раскрытия потенциала этнокультурных традиций в системе этнорегионального физического воспитания могут послужить традиции национальных фестивалей, сохраняющих в себе физкультурно-спортивную составляющую. Говоря о системе этнопедагогических способов и средств образования и воспитания, исследователи отмечают, что связь между данными элементам устанавливает культура проведения народных праздников, где все методы использовались в согласованной гармонии. Сабантуй один из самых популярных национальных фестивалей тюркских этносов, сочетающий в себе традиции массового празднования начала сезонных полевых работ и привлечения людей к физической культуре. Сабантуй, изначально основанный на архаичной языческой тюркской обрядности, сохранял свою этнокультурную значимость и в эпоху Волжской Булгарии и в период Казанского ханства (IX-XIII вв.) [5, С. 44]. Обращение к глубинному педагогическому потенциалу Сабантуя в физическом воспитании нового поколения предопределило использование возможностей данного фестиваля для современных форм физкультурно-оздоровительной работы с населением. В программу Сабантуя всегда входила обширная спортивно-состязательная программа. Проект ГТО, в

настоящий момент переживающий ренессанс, как система массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением нашел свое место в программе национального праздника. Сабантуй сейчас выступает площадкой для сдачи нормативов ГТО для всех желающих. По аналогии, система этнорегиональной образовательной политики и практики физического воспитания может творчески впитать в себя традиции Сабантуя. Не секрет, что традиционные игры - конкурсы на Сабантуе - были четко ориентированы на соответствующий состязательной задаче уровень физической подготовки участников, включали возрастные предписания и ограничения. Для самых младших включались «технологии» игрового содержания, для взрослого трудоспособного населения выбирались такие состязания и задания, которые должны были продемонстрировать физические возможности при выполнении трудовых и бытовых обязанностей. Для избранных, национальных спортсменов -батыров, имеющих за плечами многолетнюю подготовку и упражнения, устраивались серьезные спортивные испытания.

В качестве примера приведем соотношение традиционных физических практик, используемых на празднике Сабантуй с развитием основных физических качеств участников, и ценностного аспекта трудового взаимодействия (табл. 1).

Таблица 1

Ценностные аспекты трудового взаимодействия и развитие физических качеств в отдельных видах традиционных спортивных состязаний на Сабантуе

№ Описание традиционного спортивного состязания Физические качества Ценностные аспекты трудового взаимодействия

1 Бег в мешках. Бег в зауженных мешках, когда участникам приходится фактически заменять бег на прыжки. По сигналу судьи, придерживая мешок руками, бегуны начинают скачками двигаться к финишу. Быстрота, выносливость Усложненный вариант бега, передвижение в условиях ограничения двигательной активности.

2 Бои мешками. Бой мешками, набитыми мягкими материалом (в народной традиции - набитые соломой, сеном, пером). Особенность состязания в том, что участники соревнуются, оседлав бревно, изображая собой «всадников». Такая состязательная практика пользуется популярностью у всех тюркских кочевых народов. Ловкость, сила Готовность к верховой езде, обузданию коня. Облегченный, сохраняющий традиции народного юмора вариант «джигитовки».

3 Поднятие гири. Поднятие гири - состязание для батыров, входит в триаду основных испытаний мужественности на Сабантуе - поднятие гири, подъем по бревну, участие в национальной борьбе. Сила, выносливость Способность к пиковым физическим нагрузкам.

4 Перетягивание каната. Перетягивание каната участниками в группах. Сила Совместная работа, взаимодействие, поддержка.

При разработке комплекса ГТО с этнорегиональным компонентом важным является анализ представленных традиционных физических практик с позиции их потенциала физического воспитания личности, включающего в себя качеств, физкультурных умений и навыков. Важным аспектом, по нашему мнению, будет выступать разработка нормативов для соответствующих возрастных групп. Исследователи истории и специфики ГТО отмечают, что с 1972 года, комплекс существенно расширил свои возрастные границы и в современном состоянии имеет несколько привязанных к возрастным нормам ступеней для участников [2, С. 169-171]. Сделать практику доступной для разных возрастов и категорий населения - является важнейшим аспектом ее массовости. Задачей данных традиционных игровых физических практик было комплексное физическое воспитание человека, в совокупном развитии как основных физически качеств, так и ценностного отношения к физической культуре и ее значению в системе трудовой деятельности народа. Разработка самого комплекса ГТО с этнорегиональным компонентом является только первым шагом в развитии проекта. Дальнейшими шагами в развитии проекта является его институализация, связанная с анализом педагогических, политико-экономических условий его реализации и разработка соответствующих правовых норм внедрения данного комплекса в систему физического развития и оздоровления населения РФ.

Выводы. Предлагаемый к разработке комплекс ГТО с этнорегиональным компонентом, основанным на традиционных физкультурно-соревновательных практиках тюркского национального праздника Сабантуй, в настоящее время приобретшего всероссийское значение, имеет уникальность, ведь в большинстве случаев, мероприятия этнических праздников рассматриваются, как развлекательная программа, а не программа для систематических тренировок. В условиях интеграции ГТО и Сабантуя, данный комплекс может рассматриваться как один из вариантов перспективных полезных и интересных форм массовой работы с населением. Традиции воплощенные в современные формы эффективно развивают командный дух, формируют личностную целеустремленность, способствуют распространению взаимовыручки, чувства национального единства, помогают испытать свои физические возможности.

Литература:

1. Аслаханов, С-А.М. Педагогические принципы трансформации этнологической физической культуры в современную практику физического воспитания / С-А.М. Аслаханов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2013. - №7. - С. 22-26

2. Беляков, Д.С. Комплекс ГТО: история и современное состояние / Д.С. Беляков // Молодой ученый. - 2022. - № 23 (418).-С. 169-171. - URL: https://moluch.ru/archive/418/92850/(flaTa обращения: 10.12.2022)

3. Камаева, М.П. Исследование этнической и гражданской идентичности студентов вуза / М.П. Камаева // Международный научный журнал «Этническая культура». -2022. - Т.4. - С. 51-56

4. Кыласов, A.B. Традиционные игры и состязания вдоль Шелкового пути / A.B. Кыласов // Этноспорт и традиционные игры. -2019. -№ 1(1). - С. 1-11

5. Тагиров,Э.Р. Творение тишины. Человечество у порога Мира/Э.Р. Тагиров.-Казань: Логос-Пресс,2021.-232 с.

6. Севодин, C.B. Физическое воспитание как часть физической культуры / C.B. Севодин, Е.С. Тагаев // Вестник науки и образования, 2019. -№ 13-1(67). - С. 93-95

7. Шабалина, Ю.В. Спорт как инструмент пропаганды в международных отношениях / Ю.В. Шабалина // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. -2022. - Вып. 11,-С. 108-116

8. Rahmawati, Yu. The Integration of Ethnopedagogy in Science Learning to Improve Student Engagement and Cultural Awareness / Yu. Rahmawati 11 Universal Journal of Educational Research. - 2020. - №8. - P. 662-671

9. Toleubekova, R. The role of ethnopedagogy in shaping positive attitudes towards traditional values of kazakh people among master's students majoring in education in Kazakhstan / R. Toleubekova 11 Problems of Education in the 21st Century. -2018.-Vol 76.-P. 834-846

Психология

УДК 159.9.072.43

кандидат психологических наук, доцент Цариценцева Оксана Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Исаева Альбина Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖЕНСТВЕННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена исследованию представлений о женственности в юношеском возрасте. В начале статьи описывается актуальность заявленной проблемы, даются определения понятий, заложенные в основу эмпирического исследования. Основное внимание в статье уделяется описанию и обсуждению содержательных особенностей представлений о женственности в юношеском возрасте. Обосновываются и объясняются различия в представлениях о женственности среди юношей и девушек. Отмечается, что представления о женственности среди юношей более традиционны, в то время как представления девушек о женственности вариативны.

Ключевые слова: юноши, девушки, тендер, представления о женственности, женственность, феминность.

Annotation. The article is devoted to the study of ideas about femininity in adolescence. At the beginning of the article, the actuality of the declared problem is described, definitions of the concepts laid down in the basis of empirical research are given. The article focuses on describing and discussing the substantive features of ideas about femininity in adolescence. Differences in ideas about femininity among boys and girls are established and explained. It is noted that the ideas about femininity among young men are more traditional, while the ideas of girls about femininity are variable.

Key words: boys, girls, gender, ideas about femininity, femininity, femininity.

Введение. Актуальность исследования представлений о женственности в юношеском возрасте обусловлена рядом социально-культурных тенденций на современном этапе развития общества. Во-первых, мы являемся свидетелями трансформации представлений о женственности в условиях динамичного и изменчивого современного общества, что приводит к изменению и разрушению устоявшихся представлений и знаний. Обозначенные изменения стали возможными в связи с экономическими, политическими изменениями в мире, которые повлекли изменения во всех сферах жизни, в том числе на рынке труда, затронув и сферу отношений - все это приводит к когнитивной неясности и противоречивости, глубинным изменениям в области осмысления своего самосознания, влияя на социально-психологическую адаптацию женщины (М.Ю. Арутюнян, 2015; О.В. Митина, 2013; В.Ф. Петренко, 2019). Во-вторых, тенденции женской эмансипации, маскулинизации женщин и феминизации мужчин (В.В. Абраменкова, 2006; В.Е. Каган, 2009; Н.К. Радина, 2008) способствуют размыванию различий между полами. Это, в свою очередь, изменяет сущность представлений о «мужском» и «женском» в обществе: поляризация структуры мужественность/женственность уступает место представлениям о мультикомпонентном строении этого феномена. В-третьих, в современных исследованиях все чаще говорят об особых психологических переживаниях, таких как ролевой тендерный конфликт, двойная идентичность, кризис маскулинности (феминности), стресс и напряжение при выполнении тендерных ролей (О.А.Гаврилица, 2017; Э.Х.Зиновьева, 2000; В.В. Знаков, 2006; E.H. Луковицкая, 1998). Это делает актуальным осознание важности формирования позитивной идентичности, механизмов и факторов, этому способствующих.

Становится очевидным, что современные представления о женственности разнородны и многоаспектны: от патриархатно-традиционных представлений, связанных с зависимостью, слабостью, смирением, до активно-агрессивных, включающих установки на инициативность, доминирование и силу (A.A. Кардапольцева, 2005). Отсутствие внимания со стороны родителей и педагогов к особенностям формирования представлений о женственности в детских возрастных периодах способствует формированию «бесполой» личности, что трансформирует глубинные основания субъективного самосознания, приводя к личностному кризису в старших возрастах (В.П. Перегудина,2013; Е.А. Здравомыслова, 2009). Это актуализирует необходимость изучения становления представлений о женственности в юношеском возрасте как ключевом периоде становления самосознания.

Важно отметить, что в науке пока не сложилось единого представления о женственности, его содержании и структуре (А.И. Мруг, 2009; В.П. Перегудина, 2002).

Цель исследования: провести сравнительный анализ и выявить особенности представлений о женственности юношей и девушек.

Объект исследования: представления о женственности.

Предмет исследования: половозрастные особенности представлений о женственности в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: представления о женственности у девушек и юношей будут различаться, а именно: представления юношей о женственности будут более традиционны, так как юноши в большей мере подвержены тендерной стереотипизации; представления девушек о женственности будут более современными вследствие их большей индивидуализации, вариативности и меньшей зависимости от стереотипов.

Изложение основного материала статьи. Теоретической и методологической основой исследования являются положения тендерного подхода: И. Кон, И.С. Клецина, Т.В. Бендас, Е.П. Ильин, С. Бэм и др; положения подходов к изучению юношеского периода личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, Э. Эриксон), положения исследований самосознания и психических процессов (Л.М. Веккер, С. Московичи, С.Л. Рубинштейн и др.).

В своем исследовании мы рассматриваем представления как образ предмета или объекта, основанный на определенном уровне коллективного знания (социальные нормы, стереотипы, обычаи), то есть это когнитивный образ. Представление способствует передаче ранее накопленного опыта, формирования на его основе собственной мысли (отношения), помогают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.