НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ OUR INFORMATIVE REPORTS
Этнопсихологические исследования студентов
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КАМЧАТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Наумова Д.В.
Ethnopsychological Researches of the Students of Psycho-Pedagogical Faculty of Kamchatka State Pedagogical University
Naumova D. V.
Abstract
The author describes the scientific interests of the students of psycho - pedagogical faculty of Kamchatka State Pedagogical University in ethnopsychology: formation of ethnic identity and national self - consciousness, specificity of indigenous peoples of Kamchatka and their reflexive
processes.
Анализ работ показывает разнообразие поднимаемой
проблематики в области
этнопсихологии: ценностные
ориентации разных поколений, формирование этнической
идентичности, особенности
рефлексивных характеристик подростков, специфика
национального самосознания
представителей разных
возрастных групп, особенности этноэкологического и
мифологического сознания
представителей малых народов Камчатки. Все исследования носят экспериментальный характер. Широкое предметное поле исследований определяет
методологическую базу, методы используемые в работах очень разнообразны: беседа,
наблюдение, тестирование,
анкетирование, контент-анализ, фокус-группа, многочисленные проективные методики.
Например, для исследования проблемы формирования
этнической идентичности и самосознания использовались следующие методы и методики:
1. «Т ехника измерения
аттитюдов А. Тэшфела и Г. Ягода» (модификация О.Л. Романовой) с целью выявления эмоционально -оценочного компонента
этнической идентичности.
2. «Шкала социальной
дистанции Э. Богардуса» (модификация О.Л. Романовой) с целью выявления эмоционально -оценочного компонента
этнической идентичности.
3. Беседа с целью выявления
когнитивного компонента
этнической идентичности у детей дошкольного возраста
(модификация О.Л. Романовой).
4. «Домики» (О.А. Ореховой) с
целью диагностики
эмоциональных предпочтений
ребёнком различных этнических групп.
5. Анкета «Этнический статус
респондента» (З.В. Сикевич) для определения субъективных
характеристик этнического
статуса респондента, о его национальной принадлежности.
6. Тест самоотношений Н.Куна
и Т. Макпартлэнда, для определения степени
выраженности этнического «Я» в структуре личностной
определённости.
Для исследования ценностных ориентаций использовались
следующие методики:
1. Методика М. Рокича с целью
определения содержательной
стороны направленности личности и её отношения к окружающему миру, к другим людям, себе самому.
2. Методика СЖО
(смысложизненных отношений)
определения
ориентаций
для
смысложизненных личности.
3. Анкетирование по опроснику Шварца - с целью определения наиболее значимых ценностных ориентаций личности.
4. Метод ранжирования
ценностей, для выявления значимых ценностей подростков и взрослых, представителей
коренных народов Камчатки.
В исследованиях
использовались и методы математической статистики.
Особое внимание уделяется проблеме ценностных ориентаций. Молодые исследователи отмечают, что ценностная система личности тесно связана с культурными, социальными, историческими
особенностями общества. Каждое общество обладает уникальной ценностной структурой, которую оно транслирует своим членам посредством различных
институтов в процессе
социализации. Ценности
детерминируют процесс познания человеком социального мира и в то же время осуществляют психическую регуляцию
поведения человека в социальной среде. Таким образом все ценностные ориентации имеют и культурно - специфическую природу. Многие ценности в системе ценностных ориентаций личности носят «универсальный» характер. Такие ценности как любовь, дружба,
взаимопонимание, поддержка в трудную минуту значимы для человека, воспитанного в рамках любой культуры. Различие ценностных ориентаций
представителей различных культур заключается лишь в том, какие ценности играют ведущую роль в системе ценностных ориентаций личности. «Ядро» подобной
системы составляют ценности, наиболее значимые для
саморегуляции поведения
личности в условиях данного общества.
В системе ценностей
подростков наблюдается
стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. В подростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов, который постепенно приобретает
известную устойчивость. Круг ценностей становится
психологической базой
ценностных ориентаций
подростка. В этом возрасте происходит переключение
интересов с частного и конкретного на отвлечённое и
общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики
В то же время отмечается, что кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные
изменения в ценностных ориентациях и поступках людей разных поколений, особенно у людей зрелого возраста.
Социальные, идеологические
изменения в обществе
способствуют своеобразной
«перестройке» системы ценностей: те ценности, которые
доминировали в одних
идеологических условиях,
утрачивают свою первоначальную значимость в других. Молодое поколение более чутко реагирует на изменения, так как ценностная система ещё неустойчива и подвержена влиянию случайных факторов.
Исследователи выделяют две характеристики, определяющие своеобразие национальной среды: монокультурность и
поликультурность. В
поликультурной среде ценности более сглажены, поэтому изучение ценностей людей разных поколений обретает особое значение в контексте
межкультурных различий.
Исследования показали, что ценностные ориентации
испытывают влияние
национальной культуры, того социокультурного пространства, в котором личность развивается. У коренных народов Камчатки преобладающими являются
ценностные ориентации семьи, профессиональной практической деятельности, бережного
отношения к природе и стремление к самостоятельности. Семья является микросоциумом, в
котором личность живёт и развивается в процессе всей жизни, в нём формируются основные жизненные цели и ориентации. Такие ценности как свобода, друзья, любовь и самостоятельность являются
доминирующими у молодого поколения. Наименее значимые ценности для подростков, представителей коренных народов Камчатки, являются традиции, мудрость, преданность,
ответственность, честность,
чувство благодарности.
Особенности возраста
детерминируют трансформацию
перечисленных ценностей на
материальные - богатство и личностные - разнообразная жизнь и забота о семье.
В число наиболее значимых ценностей, выбираемых
представителями старшего
поколения, входят свобода и самостоятельность, что является характерным для данного
возрастного периода и
национального менталитета.
Приоритетными также являются ценности: дружба, любовь,
безопасность семьи.
Для представителей коренных народов Камчатки подросткового возраста лидирующее место занимают высокие требования к жизни: наличие хорошей работы и отсутствие материальных
затруднений. С возрастом на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные, на первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материального поощрения. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненные цели и уровень притязаний.
Стремление подростков к самостоятельности и свободе
объясняется особенностями
жизни: многие из них в 15 - 16 лет уже получают профессиональное образование и для них актуальна проблема поиска работы; подростки в условиях города живут как правило в дали от семьи, от родителей, поэтому их жизнь наполнена различными проблемами и трудностями, которые им приходится решать самим, без помощи взрослых.
Исследования в данной области показали, что система ценностей отдельной личности зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического
статуса. Культура оказывает большое влияние на
формирование ценностных
ориентаций через нормы, роли, социальные, когнитивные и аффективные процессы, обычаи, присущие определённому социуму. Поэтому ценностные ориентации являются одной из главных предпосылок для формирования и развития этнического
самосознания и связаны с
приобщением человека к культурным ценностям через формирование адекватного
эмоционального отношения к ним.
Приобщение подростков к культуре своего народа,
присвоение, осознание этнических особенностей своей общности
обуславливает формирование системы этнопсихологических свойств личности, способной отражать внешнюю
действительность, мир социальных отношений.
Проблема формирования
национальной идентичности и
национального самосознания
стала одной из ведущих в
исследованиях студентов
психолого - педагогического факультета. Молодые
исследователи отмечают, что феномен этнического
самосознания многогранен, так как включает в себя комплекс элементов, в том числе: этнические стереотипы,
рефлексию, межэтническое
восприятие и понимание подростками друг друга,
возрастные особенности
этнического самосознания,
когнитивный и эмоциональный компонент.
В исследованиях особое внимание уделяется проблеме
формирование этнического
самосознания в дошкольном возрасте. Воспитание детей дошкольного возраста с позиции национальных духовно -
нравственных ценностей может предотвратить возможное
отчуждение детей от
отечественных и национальных идеалов. Отмечается, что именно этот возраст наиболее сензитивен к формированию самосознания. Особая роль в этом процессе отводится эмоциональной и когнитивной сфере. Характер
переживаемых эмоций и связанный с ними эмоциональный тонус определяют качество формирования психических
познавательных процессов.
Исследования показали, что этнические предпочтения
формируются на основе значительных этнических знаний и представлений об особенностях собственной группы и осознания себя её членом на основе этнодифференцирующих признаков (когнитивного
компонента этнической
идентичности). Этническая
осведомлённость возрастает с опытом, получением новой
информации и развитием когнитивных способностей.
Первоначально она основывается на очевидных показателях - цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры, обычаях. Постепенно ребёнок включает в комплекс этнических признаков всё новые элементы -общность предков, общность исторической судьбы, религию, национальный характер. Число этнических групп, о которых ребёнок осведомлён,
увеличивается, представления о них становятся всё более дифференцированными, количество признаков, по которым этнические группы сравниваются между собой, расширяется.
При осуществлении процесса межгрупповой дифференциации он приходит к пониманию того, что характеристики его
собственной группы становятся всё более реалистичными и адекватными, это находит отражение в изменении
эмоционального отношения к ней.
Исследования показали, что сама по себе развитая эмоциональная сфера ребёнка не является достаточным фактором для возникновения аффективного компонента этнической
идентичности. В старшем дошкольном возрасте большинство детей отдают эмоциональное предпочтение представителям своей этнической группы, но эти предпочтения в основном бессознательны и основаны на принципе «нравится - не нравится».
Исследования когнитивного компонента этнической
идентичности показали, что уровень знаний и представлений об особенностях собственной этнической группы у детей этого
возраста достаточно низок. Из всей выборки около 60 %
испытуемых продемонстрировали несформированность когнитивного компонента
этнической идентичности.
Следовательно, демонстрируемый аффективный компонент
этнической идентичности
относится не столько к собственной, сколько к
доминантной этнической группе. Поэтому, без сформированного когнитивного компонента
этнической идентичности
дошкольники не могут
демонстрировать осознанно её аффективный компонент.
Исследователи приходят к выводу, что для формирования этнической идентичности является
когнитивный компонент
этнической идентичности.
Особое внимание в
исследованиях уделяется тому
факту, что эмоционально -ценностное отношение детей к своей этнической общности развивается на фоне позитивного отношения к своей и другим этническим группам.
Проблема специфики
рефлексивных процессов
представителей малых народов
Камчатки стала ещё одной областью научных интересов молодых исследователей. Авторы отмечают, что исследование рефлексивных процессов стало предметом многостороннего
анализа, в изучение этих
процессов широко включились представители различных наук: социальной, педагогической,
инженерной психологии и др. Рефлексивность определяется как одна из важнейших особенностей человеческого сознания, без
которой невозможно его нормальное функционирование.
Потребность разобраться в
своем поведении, оценить его с точки зрения соответствия или несоответствия внешним
требованиям реализуется
подростком в процессе рефлексии, которая является основным механизмом самопознания.
Самопознание как процесс характеризуется динамичностью, он проявляется в непрерывном движении от одного знания о себе к другому и последующим уточнением, расширением нового знания. Отрочество - это период напряжённой внутренней жизни человека тонких рефлексий.
Авторы выдвигают гипотезу о том, что существуют
специфические особенности в структуре рефлексивных
характеристик подростков
коренных народов Камчатки, существует взаимосвязь между уровнем развития рефлексии и значимостью отношения к ним других людей.
Предметное поле определило выбор методов и методик исследования:
1. Методика диагностики
индивидуальной меры
выраженности свойства
рефлексивности А. В. Карпова для определения уровня развития рефлексивности.
2. Тест - опросник
самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева для выявления уровня самоотношения.
3. Методика «Самооценка», с
помощью процедуры
ранжирования для определения уровня самооценки.
Использовались методы
анкетирования для отбора респондентов в
экспериментальную группу),
методы первичной обработки данных, корреляционный анализ, графическая обработка данных.
Исследование показало, что
подросткам коренных народов присуща тенденция к более адекватной оценке себя, правильному соотношению своих возможностей и способностей, более критическому отношению к себе, стремление реально смотреть и оценивать свои удачи и успехи.
Анализ корреляционной связи у подростков, принадлежащих к коренным народам с высоким, средним и низким результатами по шкале тест - опросника Столина - шкале Отношение
других - приводит к выводу, что подростки обладают высоким
уровнем развития рефлексии.
Таким образом, существует
взаимосвязь между уровнем
развития рефлексии и тем,
насколько значимым является отношение к ним других людей. Такая взаимосвязь может
свидетельствовать о том, что для подростков представителей
коренных народов Камчатки именно значимость и оценка
отношения к ним других людей существенно влияет на развитие рефлексии. Возможно, что именно осознание и переживание своей национальной принадлежности в подростковый период - период бурного развития самосознания и значимость отношения других
людей влияет на развитие
рефлексии.
Кафедра теоретической и практической психологии КГПУ, лаборатория психологических
исследований проблем развития личности НИИ РГП КГПУ
планируют расширить
исследования в области
этнопсихологии. Разработаны
направления исследований в этой области:
1. Самооценка и
самореализация: этнопсихологические аспекты.
2. Этнические стереотипы в
многоэтнических обществах.
3. Взаимосвязь этнических авто- и гетеростереотипов.
4. Этнические установки
личности.
5. Культурная вариативность личностного развития.
6. Этнопсихологические
особенности общения и
социальной регуляции поведения.
7. Когнитивный и
аффективный компоненты
этнической идентичности.
8. Этнические стереотипы и процесс стереотипизации.
9. Каузальная атрибуция на основании группового членства.
10. Этническая идентичность личности.
11. Особенности супружеских
взаимоотношений в
разнонациональных семьях.
12. структура ценностных
ориентаций личности:
этнопсихологический аспект.
13. Этнопсихологические
особенности общения и
социальной регуляции поведения.
14. Универсальные и культурно - специфические аспекты общения.
15. Зависимость коммуникации от культурного контекста.
16. Экспрессивное поведение и культура.
17. Формирование этнического самосознания.
18. Исследование полоролевых стереотипов.
19. Национальный характер личности.
20. Этнические предубеждения в групповом сознании.
21. Суеверия современных
студентов: этнопсихологический
аспект.
В этой работе участвуют сотрудники кафедры
теоретической и практической психологии и лаборатории психологических исследований
проблем развития личности НИИ РГП КГПУ, так как назрела необходимость подготовки
научного резерва. С этой целью активно к научно -
исследовательской деятельности приобщаются студенты. У студентов формируется навык научных изысканий под
непосредственным руководством преподавателей кафедры и членов лаборатории. Исследования
ведутся в полевых условиях. Студенты и преподаватели разрабатывают и адаптируют методики с учётом специфики изучаемого этноса.