Научная статья на тему 'Социальные факторы риска табакокурения беременных женщин'

Социальные факторы риска табакокурения беременных женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБАКОКУРЕНИЕ / БЕРЕМЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР РИСКА / КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харькова Ольга Александровна, Соловьев Андрей Горгоньевич, Сидоров Павел Иванович

Представлены результаты исследования социальных детерминант, создающих предпосылки для табакокурения во время беременности. На основании качественных методов проведено глубинное изучение субъективного опыта курения беременных женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные факторы риска табакокурения беременных женщин»

ПСНКОЛОГНМЕСКНЕ ннуки

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ САМОСОЗНАНИЯ ЦАХУРЦЕВ

М.Ш. Алиев

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF TSAKHURTSES' SELF-ACTUALIZATION STRUCTURAL ELEMENTS

Aliev Nl.Sh.

According to the results obtained after applying the technique of investigation subjective control locus, young Tsakhurtses have internal locus alternatives. It indicates a high level of challenging intellectual, communicative and other personal qualities.

В соответствии с полученными результатами по методике исследования субъективного локуса контроля молодым цахурцам присущи внутренние (интернальные) локусные альтернативыi. Это свидетельство высокого уровня притязаний к собственным интеллектуальным, коммуникативным и другим личностным качествам.

Ключевые слова: самосознание, Я-концепция, самоотношение, признаки этноинте-грации и этнодифференциации, этнические автостереотипы,I и гетеростереотипы,, субъективный локус контроля, фрустрация, экстровертивный и интровертивный типыi.

УДК 15 (471.67)

Процессы интеграции и глобализации в мире, унификация культур, рост личностного индивидуализма, согласно мнению многих ученых, должны постепенно привести к утрате значимости этнических факторов в жизни людей. Однако во второй половине ХХ века в этнической истории человечества наметились тенденции к сохранению народами самобытности своих культур, стремлению подчеркнуть уникальность этнической, бытовой культуры, роста этнического самосознания народов разных стран, континентов. Это явление - первоначально как этнический парадокс современности - в новейшей истории рассматривается как одна из сторон, черт развития человечества.

На постсоветском пространстве рост этнического самосознания у многих народов привел к возникновению национальных движений, что, в свою очередь, является катализатором роста этнического недовольства и межэтнической напряженности. Этнос стал рассматриваться как некая общность, которая позволяет индивиду эффективно ориентироваться в окружающем мире, определяет общие жизненные ценности. Человеку свойственно ощущать и осознавать себя частью конкретной группы (или групп), и это считается вполне естественным, поскольку объединение в группы, общности, разделение на «Мы» и «Они» позволяет успешнее реализовать свои идеи, планы, достичь цели, удовлетворить разнообразные потребности.

Осознание и оценка человеком самого себя, своих психологических, социальных,

физических возможностей, своего мировоззрения, целей, интересов, мотивов поведения называется самосознанием. Это сложное, многоуровневое психологическое образование, социально обусловленное и рассматриваемое как целостная оценка своего «Я». Этническое самосознание - устойчивая система осознанных представлений о реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаках жизнедеятельности этноса.

Говоря о проблеме самосознания, следует заметить, что она зародилась в недрах философии. Ученые, философы (Сократ, Геродот, Демокрит, Гиппократ, Р. Декарт, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель и другие) рассматривали разные аспекты самосознания, высказывали идеи о сущности, природе и функциях самосознания.

Для обозначения феномена самосознания психологи обращаются в своих концепциях личности к разным понятиям: «Само», «Самость», «Самосознание», «Эго», «Система-Я», «Образ-Я», «Я-концепция», «Восприятие-Я» и другие.

В западной науке (в частности американской) проблема самосознания личности трактуется в рамках психологии «Я-концепции», точкой отсчета в истории становления которой, по мнению Р. Бернса, по праву считаются основополагающие взгляды У. Джеймса, интеракционистские идеи Ч. Кули и Дж. Мида, представления об идентичности К. Роджерса (3).

В западной психологии термин «Я-концепция» понимается как совокупность всех представлений индивида о себе (Р. Бернс, Дж. Стенс, Р. Уайли, М. Розенберг). Описательную составляющую «Я-концеп-ции» называют «Образом-Я»; составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, - самооценкой; совокупность частных самооценок определяется как принятие себя; поведенческие реакции вызванные «Образом-Я» и самоотношением, образуют поведенческую составляющую «Я-концепции». Таким образом, самосознание рассматривается как установочное образование, состоящее из трех ком-

понентов: когнитивного, аффективного и поведенческого.

З. Фрейд предложил модель личности, которая строится из трех основных структурных компонентов: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго) (16). В данной модели структуры человеческой личности очевидна представленность биологического (Ид) индивидуально-личностного (Эго) и социального (Супер-Эго) уровней организации. По мнению З. Фрейда, самосознание личности находится на службе бессознательных влечений, импульсов, и его деятельность определяется существованием этой сферы.

В концепции К. Юнга «самость» выступает интегрирующим центром структуры личности, архетипом единства и целостности. Она - важный архетип, ее становление происходит в процессе индивидуализации -психологического развития, которое реализуется во второй половине жизни, у зрелой личности (19).

В отличие от К. Юнга Э. Эриксон полагает, что самосознание формируется в отрочестве (20).

В отечественной психологии проблеме самосознания личности посвящено множество исследований. Анализ литературы показывает, что эти исследования проводились в двух аспектах: общетеоретическом (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская,

A.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, Ф.Т. Михайлов, А.Г. Спиркин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, Е.В. Шоро-хова), в котором анализированы философ-ско-психологические, историко-культурные вопросы о сущности, развитии самосознания; экспериментальном (Н.Е. Акундинова, Т.В. Драгунова, Н.Е. Ведерникова, А.И. Ли-пкина, Р.А. Максимова, Г.Я. Розен, В.С. Мухина, М.С. Неймарк, Е.И. Савонько,

B.В. Столин, Г.А. Собиева, А.Л. Шнирман и другие), где рассматриваются более специальные вопросы и проведен анализ экспериментальных данных об особенностях развития самооценки, связей самооценки с оценкой окружающих, нравственного самосознания, личностной ответственности и т.д.

Ш Алиев М.Ш

A.Н. Леонтьев рассматривал проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности» (9).

Под самосознанием в современной психологии понимается процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных ее особенностей, осознания своей сущности и места в системе многочисленных социальных связей. Самосознание - это отношение личности к осознанным сторонам ее внутреннего мира. В процессе самосознания формируется и выделяется «Я» личности как некое образование определенной целостности, единства внутреннего и внешнего ее бытия. В самосознании личность способна воспринимать себя в качестве объекта, видеть себя как бы посторонним взором (17).

Большинство отечественных психологов критическим периодом формирования самосознания в развитии личности считают переходный возраст - конец подросткового и начало юношеского периода. Так, К.А. Абульханова-Славская отмечает, что «если для раннего детства свойственно формирование высших психических функций, способностей и т.д., то для юношеского периода характерно развитие социального мышления, самосознания, инициативы и т.д.» (1).

Формирование интегративного самосознания, по Л.С. Выготскому, составляет «квинтэссенцию» и «главный итог» переходного возраста (5).

Л.И. Божович пишет, что «... изменения и в социальной ситуации развития подростка, и в особенностях его психики подготавливают к концу подросткового возраста возникновение важнейшего новообразования, а именно - возникновение нового уровня самосознания» (4).

Согласно мнению И.И. Чесноковой, подростковый возраст сопровождается актуализацией восприятия себя самостоятельным субъектом и выступает как существенный этап в формировании самосознания (18).

B.В. Столин предлагает «оригинальную концепцию уровневого строения самосознания», в которой предлагает выделить

три группы феноменов относительно социального субъекта:

1. «феномены субъективного уподобления и дифференциации»;

2. «феномены самопознания и структурации феноменального «Я»;

3. «феномены, в которых проявляются функции самосознания деятельности, общении и развитии индивида» (15).

Развивая идею об уровневом строении самосознания, автор предлагает в соотношении с видами активности человека выделить организмический, индивидуальный и личностный уровни. Кроме того, В.В. Столин вводит понятие «горизонтального» и «вертикального» строения самосознания.

В «горизонтальном» уровне самосознания представлены самоотношение и самосознание. Самоотношение пронизывает самовосприятие и «Образ Я». Оно первично в процессе генезиса по отношению к самопознанию, и его развитие зависит от детско-родительских взаимодействий.

С.Р. Пантелеев понимает самоотношение как «обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе» (11).

Он рассматривает самоотношение как иерархически-динамическую систему, в которой механизмы самооценки и эмоционально-ценностного отношения к себе определяются иерархией мотивов - «смыслооб-разующими мотивами» и «мотивами - стимулами».

Н.И. Сарджвеладзе выделяет в структуре самоотношения когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты (13). Самоотношение, по его мнению, полифункциональная система, в которой выделяет функции: «зеркала» (отображение себя), самовыражения и самореализации, сохранения внутренней стабильности и континуальности «Я», саморегуляции и самоконтроля, психологической защиты, интракоммуникации.

В концепции самосознания личности, предложенной В. С. Мухиной, самосознание личности рассматривается как универсальная, исторически сложившаяся и социально

обусловленная психологическая структура, присущая каждому социализированному индивиду, включающая звенья, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к себе и окружающему миру (10).

В отечественной науке относительно понятия «этническое самосознание» высказывались разные мнения (М.С. Джунусов, В.И. Козлов, П.И. Кушнер, В.В. Пименов, Н.В. Чистов и другие).

А.Ф. Дашдамиров выделяет этническое самосознание как элемент в общей структуре самосознания личности (7).

Согласно точке зрения Г.В. Старовойтовой, этническое самосознание онтогенетически формируется позже других форм самосознания и находится с этническим сознанием в том же отношении, что самосознание с сознанием (14).

Принято выделять следующие проявления этнического самосознания:

1. Осознание тождественности с этнической общностью.

2. Осознание себя в качестве субъекта этнической общности.

3. Осознание особенностей культуры своей этнической общности.

4. Осознание психологических особенностей этнической общности.

5. Социально-нравственная самооценка этничности.

6. Осознание собственных этнопсихологических особенностей.

В основе процесса идентификации со своей этнической группой лежит субъективное восприятие образов «Мы» и «Они», а также представления об этнодифференци-рующих и этноинтегрирующих признаках этноса, выполняющих функцию различения. Такими признаками являются: этноним (самоназвание), происхождение и историческое прошлое этноса, этническая территория, язык, религия, культура, экономика, антропологические и этнопсихологические особенности.

К числу постоянных, относительно устойчивых характеристик относят психический склад, включающий национальный ха-

рактер, национальный темперамент, специфические особенности направленности личности (убеждения, ценностные ориентации, взгляды, идеалы и т. д.). Национальные настроения, чувства, интересы, межэтнические установки, автостереотипы, гетеростереоти-пы составляют динамическую сторону этнических особенностей.

Республика Дагестан является полиэт-ничным регионом Российской Федерации. Этнический состав населения Дагестана представлен: аварцами, даргинцами, кумыками, лезгинами, лакцами, русскими, табасаранцами, агульцами, рутульцами, цахур-цами и другими этническими группами.

Цахурцы, или цахуры (самоназвание «йихъбы») - один из коренных и малочисленных народов Кавказа.

Психологические особенности структурных элементов самосознания представителей цахурской этнической общности стали предметом нашего исследования.

Выдвигаются предположения, согласно которым цахурцам свойственны специфические особенности, обусловленные историческими, культурными, индивидуально-психологическими факторами. Исследование самосознания необходимо понимать как целостное изучение его когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов.

Задачами исследования являлись: 1) уровень и успешность социализации, коммуникации в поликультурном пространстве; 2) характер этнодифференцирующих и эт-ноинтегрирующих признаков; 3) уровень модернизации образа жизни; 4) личностно-психологические качества - уровень самоотношения, субъективного контроля, направленность и тип реакций при фрустрациях; 5) содержание авто- и гетеростереотипов.

Экспериментальное исследование структурных элементов самосознания юношей и девушек цахурской этнической общности

Выборка. В исследовании приняло участие 204 испытуемых - цахурцев в возрасте от 17 до 22 лет (из них: 112 юношей и

Ш Алиев М.Ш

92 девушки). Выборка составила 22,4% от объема генеральной совокупности.

Методы исследования. Для сбора эмпирических данных был применен комплекс методов: включенное наблюдение, анкетирование, опросники. Кроме того, использовались также Модифицированный Семантический Дифференциал для изучения авто- и гетеростереотипов и проективная методика определения фрустрационных реакций С. Розенцвейга.

Включенное наблюдение как один из продуктивных методов исследования был применен в комплексе с другими методами, например с анкетированием. Последнее проводилось с использованием анкеты, состоящей из 32 вопросов и составленной на основе опросников Л.М. Дробижевой, Г.В. Старовойтовой, В.В. Пименова (8) и З.М. Гад-жимурадовой (6).

Опросник «МИС» (методика исследования самоотношения) В.В. Столина и С.Р. Пантелеева (12) включает 110 вопросов и направлен на изучение самоотношения, которое понимается как устойчивое чувство в адрес собственного «Я» и как сложная уров-невая эмоционально-оценочная система. Измерение самоотношения производилось по 9 шкалам: «открытость», «самоуверенность», «саморуководство», «зеркальное Я», «самоценность», «самоприятие», «самопривязанность», «конфликтность» и «самообвинение».

В исследовании был применен также опросник субъективного локуса контроля Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эт-кинда, содержащий 32 пункта, каждый из которых включает 2 утверждения (а и б). Исследуемая личностная характеристика -локус контроля - может иметь либо внешнюю (экстернальную), либо внутреннюю (интернальную) альтернативы своего проявления.

Модифицированный Семантический Дифференциал был использован для изучения категориальной структуры обыденного сознания цахурских юношей и девушек и представляет собой разновидность метода, основанного Ч. Осгудом. Объектами шкалирования являлись народы: цахурцы, аварцы,

азербайджанцы, лакцы, лезгины, русские, рутульцы и две обобщенные позиции - «народ, которым я восхищаюсь» и «антипатичный мне народ». Оценивание проводилось по 6-балльной шкале (от 0 до 5) по следующим 22 характеристикам: зависимые, спокойные, покорные, открытые, отсталые, воинственные, выносливые, талантливые, сплоченные, гостеприимные, сильные, религиозные, расчетливые, мудрые, свободолюбивые, трудолюбивые, скупые, рассудительные, поверхностные, щедрые, постоянные и изменчивые.

Проективная методика С. Розенцвейга предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. В соответствии с теорией С. Розенцвейга, каждый из ответов испытуемого оценивается по двум критериям: по направлению реакции (экстрапунитивная, интропунитивная и им-пунитивная) и по типу реакции (препятст-венно-доминантная, самозащитная и необходимо-упорствующая) (2).

Анализ и обсуждение результатов исследования

Первые полученные данные исследования самосознания молодых представителей цахурской этнической общности позволили нам осветить следующие проблемы: 1) отношение к родному и русскому языкам; 2) отношение к имени и проблема именарече-ния у цахурцев; 3) социализация и межэтнические взаимодействия в полиэтническом и поликультурном пространстве; 4) трансформация образа жизни цахурской молодежи в современных условиях; 5) уровень этнической и культурной идентификации у цахур-ских юношей и девушек (значимые этноин-тегрирующие и этнодифференцирующие признаки).

Среди опрошенных цахурских юношей и девушек свободно говорят, читают и пишут на родном языке 58,3%, свободно говорят, но не читают и не пишут 32,6%, понимают и могут объясняться 8,2% и вообще не владеют 1,7%. Не все молодые цахурцы имеют возможность изучать родной язык, поскольку в некоторых населенных пунктах,

где компактно проживают цахурцы, в школах не ведется изучение родного языка из-за отсутствия учебно-методической базы и педагогических кадров по цахурскому языку.

Половина цахурцев дома общаются только на родном языке, около четверти - в основном на родном, 16,5% - в одинаковой степени и на родном и на русском, 8,1% - в основном на русском.

Большинство опрошенных цахурцев (68%) указывают на то, что их раздражает, когда в многонациональном коллективе люди одной национальности говорят на своем языке, а другие их не понимают. При этом в реальности наблюдается обратная тенденция - предпочитают общаться в основном на родном языке, с представителями своей национальности. Это говорит о расхождении реального и проективного языкового поведения у цахурцев.

У молодых цахурцев собственное имя обретает особый личностный смысл, подчеркивает их индивидуальность. Выбор имени (именаречение) у цахурцев основан

на учете: общественного мнения относительно имени, родственная близость раннего носителя имени, степень воспитательной, нравственной и религиозной значимости имени. Так, 44,1% цахурцев носят имя близкого родственника, 5% - имя-ограничитель, 2,3% - имя-защитник от болезней. Среди имен основной пласт занимают традиционные имена арабского (исламского) происхождения, исконно дагестанские имена, а также встречаются тюркские, славянские и европейские имена.

Молодые цахурцы отмечают, что главным при определении национальности является национальность отца (81%), затем -язык (9,6%), далее - место или республика проживания (4,8%) и собственное пожелание (4,6%).

Из таблицы 1 видно, что основными этнодифференцирующими признаками являются: национальный язык; культурные традиции, обычаи; черты характера, психология и т. д.

Таблица 1

Накопленные частоты в выборе признаков этнодифференциации (в '

Как Вы считаете, чем отличаются представители разных национальностей в первую очередь (можно отметить до трех признаков)? группы средний

юноши девушки

1. чертами характера, психологией 12,7 12,5 12,6

2. особенностями поведения 8 2,7 5,3

3. культурными традициями, обычаями 28,9 34,8 31,8

4. национальным языком 31,5 35,7 33,6

5. внешним видом 6 4,5 5,2

6. верованием 4,7 4,5 4,6

7. чем-то трудно определимым 2 0,9 1,4

8. в сущности, различий нет 4,7 1,8 3,2

9. затрудняюсь ответить 1,3 2,7 2

10. другое - - -

Среди признаков этноинтеграции цахурские юноши и девушки отмечают: родной язык; народные обычаи, обряды, культуру; религию; общее историческое прошлое и т.д. (см. табл. 2).

Как мы видим, язык в представлении цахурцев является мощным фактором, определяющим этническую идентичность. Этот

факт объясняется тем, что национальный язык цахурцев как признак этнодифферен-циации (или этноинтеграции) имеет большую отличительную выраженность от других языков народностей лезгинской группы, нежели признаки «религия», «культурные традиции, обычаи», поскольку все народности лезгинской группы, включая и цахурцев,

исповедуют ислам и имеют большую схожесть в обрядах, обычаях и традициях.

Авто- и гетеростереотипы цахурцев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положительные характерологические качества, приписываемые цахурцами себе: доброжелательность, дружелюбие, гостеприимность, уважение к старшим, честность, открытость, скромность, мужественность, справедливость, отзывчивость, простота, культура поведения, трудолюбие, целеустремленность и другие. Из отрицательных характерологических качеств цахурцы

выделяют у себя: зависть, лицемерие, сплетни, нерешительность, высокомерие, неорганизованность, слабость, трусость, застенчивость и другие.

Первичные данные по методике «Семантический Дифференциал» мы подвергли процедурам факторного анализа: применили метод выделения главных компонентов, а затем уапшах-вращение с нормализацией Кайзера.

В результате анализа было выделено четыре фактора (см. табл. 3).

Таблица 2

Накопленные частоты в выборе признаков этноинтеграции (в

Что, по-Вашему мнению, сближает Вас с другими людьми Вашей национальности (можно отметить до трех признаков)? группы средний

юноши девушки

1. родной язык 30,4 32,8 31,6

2. народные обычаи, обряды, культура 21,6 28,6 25,1

3. общее историческое прошлое 12,2 9,2 10,7

4. религия 10,1 12,6 11,3

5. черты внешнего облика 2,7 0,8 1,7

6. черты характера, психология 7,4 5,9 6,6

7. общее поведение 5,4 - 5,4

8. родственные связи 8,8 8,4 8,6

9. ничто не сближает - - -

10. трудно сказать 1,3 1,7 1,5

11. другое - - -

Таблица 3

. Факторные нагрузки в автостереотипах цахурцев:

ФАКТОР 1 ФАКТОР 2 ФАКТОР 3 ФАКТОР 4

сильные ,79 расчетливые ,78 сплоченные ,67 открытые ,65 воинственные ,51 щедрые ,73 спокойные ,71 талантливые ,70 мудрые ,65 гостеприимные ,48 свободолюбивые ,35 трудолюбивые ,79 постоянные ,56 религиозные ,54 выносливые ,53 покорные ,77 зависимые ,68 рассудительные ,59 скупые ,27 изменчивые ,19 отсталые -,15

Первый фактор можно обозначить как «Сила - Воинственность», второй фактор -«Щедрость - Свободолюбие», третий фактор - «Трудолюбие - Религиозность», а четвертый фактор - как «Покорность - Зависимость».

Использованная нами в исследовании «МИС», характеризует самоотношение как

чувство собственного «Я» (самоуважение, осознанность «Я», саморуководство и т.д.). Шкальные значения, как видно из таблицы 4, выше средних, что говорит о позитивном самовосприятии у цахурцев и о стремлении актуализировать себя в лучшем виде.

В соответствии с полученными результатами по методике исследования субъ-

ективного локуса контроля молодым цахур-цам присущи внутренние (интернальные) локусные альтернативы. Это свидетельство

высокого уровня притязаний к собственным интеллектуальным, коммуникативным и другим личностным качествам.

Таблица 4

Результаты методики исследования самоотношения:

№ шкалы «Сырой балл» Накопленные частоты (в %)

юноши девушки средний юноши девушки средний

1. Открытость 6,5 7,4 6,9 59,4 67,2 63,3

2. Самоуверенность 9,5 9,5 9,5 67,9 67,5 67,7

3. Саморуководство 7,3 6,5 6,9 61 54,2 57,6

4. Зеркальное Я 6,7 6,4 6,5 60,6 58,4 59,5

5. Самоценность 9 9,5 9,2 64,3 67,5 65,9

6. Самоприятие 7,8 7,8 7,8 64,7 64,7 64,7

7. Самопривязанность 6 5,6 5,8 60 56,5 58

8. Конфликтность 7,7 8,9 8,3 51,5 59,3 55,4

9. Самообвинение 4,7 5,4 5 47,5 54,3 50,9

В самосознании цахурцев родной язык играет особую роль и является ведущим признаком этноинтеграции, этнодифферен-циации. Однако наблюдается значительная выраженность билингвизма (использования в общении и родного и русского языков). При этом русский язык как язык межнационального общения используется не только в условиях полиэтнического окружения, но и внутри своего этноса, в кругу семьи.

Реальное и проективное языковое поведение у цахурцев обнаруживает некоторое рассогласование: проективное речевое поведение ориентировано на общение с людьми независимо от их этнической принадлежности, а реальное - преимущественно с представителями своего этноса. Этнический стереотип имеет в целом позитивную направленность. Среди отрицательных характерологических качеств в автостереотипах ца-хурцы выделяют покорность, зависимость, нерешительность, зависть и другие. Цахур-цам присущи высокий уровень рефлексии собственных способностей, возможностей, чувств, позитивное самоотношение (самоуверенность, самоценность, самоприятие) при значительной конфликтности своего «Я».

Историко-культурные факторы обусловили этническую самобытность, специфические личностно-психологические осо-

бенности у цахурцев в сфере эмоционально-ценностного отношения к себе, в поведении, в сфере межличностных и межнациональных взаимодействий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия ^жиз-ни. - М, 1991.

2. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. -3-е изд. - М., 2003. - С. 181.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М, 1986.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

5. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. Соч., Т.1. -1982.

6. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге ХХ1 века. - Махачкала, 2002.

7. Дашдамиров А.Ф. Личность и нация. - Баку, 1976.

8. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. - М., 1996.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.

10. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М., 2006.

11. Психология самосознания. Хрестоматия. -Самара, 2007.

12. Романова Е.С. Психодиагностика. - 2-е изд. - СПб., 2008.

13. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси. 1989.

14. Старовойтова Г. В. К исследованию этнопсихологии городских жителей (по материалам опроса населения трех городов Татарской АССР) // Сов. этногр. - 1976. - № 3. -С. 45.

15. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

16. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. -СПб., 2002.

17. Чеснокова И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. -М., 1974. - С. 209.

18. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. -М., 1977.

19. Юнг К.Г. Психологические типы. - М., 1995.

20. Eric son E. Childhood and Society. - N.Y., 1963.

Об авторе

Алиев Магомед Шахбудинович, ДГПУ, аспирант кафедры общей и педагогической психологии.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.