УДК 341.231
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Буров Александр Сергеевич
• e-mail: [email protected]; научный сотрудник;
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5, Российская Федерация
Для цитирования
Буров А. С. Этнополитический контекст обеспечения суверенитета Российским государством на современном этапе // Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru
• Статья поступила в редакцию 07.12.2023
• Статья размещена на сайте 12.04.2024
СТРУКТУРА СТАТЬИ
Аннотация Ключевые слова Благодарности Введение
Формирование этнополитического дискурса России
Этнополитический контекстобеспечения суверенитета
Актуальные вызовы суверенитету России
Заключение
Литература
Article information
АННОТАЦИЯ
БЛАГОДАРНОСТИ
Цель. Провести обзор роли государственной национальной политики в обеспечении суверенитета и преодолении угроз, связанных с де-стабилизационными процессами, эксплуатирующими национальный контекст.
Процедура и методы. Ключевым исследовательским методом стал компаративный анализ, в рамках которого сравниваются особенности реализации национальной политики в контексте обеспечения государственного суверенитета, а также текущего дестабилизационного потенциала, эксплуатирующего национальный контекст.
Результаты. Представлен обзор основных тенденций российской эт-нополитики и описаны актуальные вызовы суверенитету России в национальной сфере.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в рамках изучения этнополитики, а также в интересах профилактики этнополитических конфликтов и сепаратизма на национальной почве.
КЛЮЧЕВЫЕСЛОВА
этнополитика, суверенитет, национальная политика, коренные малочисленные народы, дискурсдеколонизации
Исследование выполнено в рамках государственного задания во ФНИСЦ РАН по теме «Суверенитет и ответственность Российского государства в условиях формирования нового мирового порядка» (per. номер в ЕГИСУ НИОКР № 1023042300001-4) при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Экспертного института социальных исследований.
ВВЕДЕНИЕ
Действующий внутриполитический курс России в отношении межнациональных и межконфессиональных отношений формировался в чрезвычайных условиях при угрозе расчленения страны после демонтажа СССР. В столь кризисный период власть предприняла активные меры по урегулированию систематических этнополитических кризисов, а также создала эффективную систему управления и контроля, которая не по-
зволяет реализовать политическую дестабилизацию и ослабить государственный суверенитет.
Российская Федерация является многонациональным государством с богатой практикой и устоявшимися традициями эффективной интеграции и мирного сосуществования представителей разнообразных самобытных культур, языков и верований. Это возлагает на государственный аппарат особые обязанности в части обеспечения эффективной реализации отечественной национальной политики. В частности, особое внимание в контексте обеспечения государственного суверенитета уделяется проблематике единства российской нации.
В целях эффективного регулирования межнациональных отношений действующим политическим руководством сформулирован ряд стратегических задач. Во-первых, сделать оптимальным объединение российского многообразия при этнокультурном развитии отдельных регионов и их населения. Во-вторых, обеспечить гражданское единство при многообразии этнокультурного развития общества. В-третьих, создать российскую гражданскую нацию.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА РОССИИ
Современные вызовы национального характера для развития России напрямую связаны с последствиями разрушения Советского Союза как геополитической платформы, которая начала формироваться ещё в качестве Российской империи в XVIII в. Россия, выходя из геополитического кризиса, унаследовала нестабильную этноконфессиональную обстановку, которая осложняла политическую реабилитацию страны в 1990-е гг. и сегодня продолжает оставаться потенциальным фактором риска для текущей политической системы.
Современная Россия практически сразу столкнулась с деструктивными националистическими и религиозными движениями, угрожавшими стране как извне, так и изнутри. Это вынудило Российскую Федерацию тратить колоссальные ресурсы на урегулирование череды конфликтов на территории бывшего СССР. Негативные тенденции стали одной из фундаментальных причин Специальной военной операции, которую Российское государство предприняло для борьбы с украин-
ским радикальным национализмом [б, с. 63], изначально имеющим антироссийскую направленность [5; 15; 9, с. 128].
Особую роль в сохранении российского суверенитета сыграло умиротворение Чечни, когда после нормализации внутриполитической обстановки в Северо-Кавказском регионе федеральный центр достиг политического консенсуса с кавказскими республиками. «Чеченский кейс» стал примером для всех республик и сформировал политический камертон в отношениях «центр - регион». Таким образом, были созданы условия долгосрочной стабильности не только в кавказском регионе, но и на территории всей страны.
Цели по «утверждению суверенитета и независимости новой России, нейтрализации религиозно-экстремистской угрозы национальной безопасности, а также обеспечению единства политико-правового пространства российского государства выдвинули на первый план задачу подготовки богословских кадров для удовлетворения потребностей духовных управлений мусульман и исламских образовательных организаций в качестве важнейшего приоритета внутренней и внешней политики России» [10, с. 11].
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИИ КОНТЕКСТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА
Вопросам развития современной этнополитики и национальной политики посвящали научные исследования ведущие специалисты Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук. В. Ю. Зориным [2; 4] изучен и описан широкий спектр теоретических и практических проблем развития современной государственной национальной политики России, в частности вопросы политизации этничности, федеративного строительства и реформирования основ жизнедеятельности российских этносов. В. А. Тишков [12] оказал существенное влияние на переосмысление этнополитики и «нациестроитель-ства» в современной России, а также разработал авторскую конструктивистскую концепцию этноса и этногенеза.
Стоит заметить, что эффективность текущей национальной политики заключается в сочетании двух базовых принципов, которые успешно реализуются и в других отраслях управления государством. Это взвешенная внутренняя политика по превентивному выявлению, анализу и урегулированию потенци-
ально опасных ситуации, а также прагматичные, решительные и жёсткие действия по нейтрализации кризисных явлений. Такой политический метод является для России актуальным и сохраняет свою эффективность.
Дополнительными факторами устойчивости отечественной этнополитики выступают рациональная кадровая политика в национальных регионах и профессиональная деятельность компетентных исполнительных органов власти.
Действующий политический режим в контексте этнополитики реализует технологии сбережения российского народа за счёт принципа соблюдения прав и интересов граждан, имеющих принадлежность к различным этническим и национальным общностям, что сохраняет единство страны при всём её этнокультурном и социально-экономическом разнообразии.
Очередным этапом по укреплению суверенитета стало утверждение Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., целью которой является «укрепление государственного единства и целостности России, сохранение этнокультурной самобытности её народов, сочетание общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечение конституционных прав и свобод граждан»1. В настоящее время ведётся активная работа по актуализации Стратегии с целью приведения её в соответствие текущей общественно-политической обстановке [7].
Важным шагом стали также создание совещательно-консультативного органа по рассмотрению концептуальных основ национальной политики - Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям2, а также принятие государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»3.
1 Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/36512 (дата обращения: 08.09.2023).
2 Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2012 № 776 «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям» // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35435 (дата обращения: 05.09.2023).
3 Постановление Правительства Российской Федерации от29.12.2016 № 1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"» // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210753 (дата обращения: 05.09.2023).
Государство приняло во внимание острые проявления межнациональных конфликтов в Кандопоге, события на Манежной площади и в Carpe, причинами которых стали этническая преступность и коррупция местных властей. Это происходит параллельно с рецидивом межэтнических кризисов в Удомле и Пугачёве, что вызвало всплеск антиэмигрантской риторики и падение уровня этнорелигиозной толерантности.
Данные кризисы стали сигналом, свидетельствующим о необходимости концептуального пересмотра подхода к национальной политике, а также о необходимости его законодательного оформления. В рамках проведённой административной реформы было образовано Федеральное агентство по делам национальностей4. На высшем уровне озвучивается тезис о том, что опыт европейского мультикультурализма [11, с. 470] признаётся неэффективным, в свою очередь, этнокультурный контекст России гораздо сложнее и многообразнее, чем на Западе5. Государственная политика поставила перед собой цель создать гомогенное общество на основе ограниченной, или акцентированной толерантности, связанной с классической для России традицией сосуществования многих национальных меньшинств под эгидой русской нации.
Начиная с середины 2000-х гг., в политическом дискурсе доминирует концепт развития государства, который основывается на традиционных евразийских ценностях [1], что повышает для России значимость «народного» православия. В целях защиты от оскорблений религиозных убеждений и чувств граждан ужесточается уголовное законодательство. Помимо традиционной борьбы с радикальным исламизмом происходит запрещение деструктивных сект и антисистемных религиозных движений. Под уголовное преследование попадает организация «Свидетели Иеговы»6. Утверждается системная борьба с религиозным и этническим экстремизмом, которая нашла особое значение в контексте Сирийской кампании и противодействия Исламскому государству. Можно суверенно-
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2015 № 368 «О Федеральном агентстве по делам национальностей» // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178389 (дата обращения: 05.09.2023).
5 Ежегодная пресс-конференция Владимира Путина // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64671 (дата обращения: 05.09.2023).
6 Запрещена на территории РФ (прим. ред.).
стью сказать, что религиозная вера послужила формированию уникальной культуры наших народов, обладающих неповторимым колоритом, и легла в основу национальной идентичности граждан многих стран. И сегодня религиозная вера является источником вдохновения, искренних устремлений множества людей, нацеленных на обеспечение благополучия и процветания родной страны. Благодаря грамотно выстроенной религиозной политике общество будет надёжно защищено от идей псевдорелигиозного и религиозного радикализма [3, с. 203].
Основной заслугой государства в контексте защиты отечественного суверенитета [8, с. 14] стоит признать максимальную деполитизацию этнонациональных отношений. Национальная и религиозная повестка была успешно переведена в культурную плоскость и не является предметом для политических споров, которые могут привести к очередной эскалации старых и возникновению новых конфликтов.
Этнополитика в условиях последних двадцати с лишним лет формировалась в целях создания стабильного общества в сильном государстве. Однако при неблагоприятном развитии событий в будущем, в том числе при транзите верховной власти, России могут понадобиться дополнительные механизмы по регулированию этнополитических процессов, а также при разрешении новых кризисных ситуаций, которые могут появиться на фоне потенциальной национальной и религиозной нестабильности.
АКТУАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СУВЕРЕНИТЕТУ РОССИИ
Основной проблемой на сегодняшний день остаётся слабая общероссийская гражданская идентичность. При всё большей значимости этнической и религиозной самоидентификации отсутствует общественное согласие по вопросу базовых ценностей российского общества. Несмотря на достигнутый баланс внутри страны, продолжают действовать подпольные радикальные и националистические организации полярных друг другу религиозных и этнических направлений. Стратегически необходимо адаптировать и интегрировать граждан Средней Азии и других бывших советских республик в российское общество. Ситуация с миграцией порождает социальную напряжённость и становится следствием праворадикальной
и националистической риторики, которую латентно разделяет внушительная часть граждан России.
Опасной тенденцией, требующей серьёзного контроля, являются вербовка молодёжи и попытки её радикализации со стороны экстремистских сил, а также пропаганда среди молодого поколения националистических взглядов и агрессивных настроений, в том числе с использованием новых технологий, связанных с психологией, социальными сетями и блогосфе-рой. К внешним факторам дестабилизации политической ситуации и новым вызовам суверенитету России относятся попытки зарубежных центров использовать этнополитический фактор для дискредитации отечественной государственной национальной политики.
В условиях проведения Специальной военной операции на территории Украины отмечается деятельность активистов, направленная на её дискредитацию и формирование протестных настроений с использованием национальной тематики.
Важное значение для местной и региональной власти имеет превентивная работа с местными оппозиционными активистами. Учитывая, что на состояние межнациональных отношений влияет большое количество факторов в долгосрочной перспективе, сохраняют свою актуальность вопросы своевременной выработки мер превентивного реагирования. Целесообразно рассмотреть возможность усиления юридической ответственности для акторов, реализующих на территории Российской Федерации дестабилизационные технологии в сфере национальной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня существует серьёзная перспектива появления новых «деколониальных движений» [13; 14], направленных на эксплуатацию внутрироссийской национальной повестки. Прогнозируется усиление технологий, направленных на подмену ценностных ориентиров у подрастающего поколения. Прогнозируется увеличение доли контента радикального и деста-билизационного характера, который публикуется в социальных сетях, в частности на площадках множества тематических групп и телеграм-каналов.
Подводя итог, стоит сказать, что в текущих условиях сохраняется необходимость уменьшить раздражитель ксенофобии
среди подавляющего количества групп местного населения. Наиболее заметные и опасные для властей проявления выражены в потенциально возможных локальных беспорядках с участием широких масс местных жителей, особенно среди радикализованной молодёжи. Отдельно стоит остановиться на стратегической необходимости уделять повышенное внимание указанной проблематике в политической науке, так как она на сегодняшний день в достаточной степени не изучена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баринов Э. Э. Конституционный суверенитет России в контексте идей евразийской идентичности // Гармонизация национальных правовых систем в условиях современного развития Евразийского экономического союза: материалы XVII Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 8-10 сентября 2022 г. / под ред. А. Н. Позднышова. Р н/Д.: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2023. С. 57-62.
2. Зорин В. Ю., Абрамов А. В. Государственная национальная политика, консолидация общества и политическая наука в современной России // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2018.№1. С. 54-75.
3. Зорин В. Ю., Буров А. С. Возвращаясь к вопросу о развитии исламского образования в Российской Федерации // Вестник Российской нации. 2023. №1-2. С.197-204.
4. Зорин В. Ю. Российская этнополитика на современном этапе: традиции и инновации // Вестник российской нации. 2019. №2. С. 9-33.
5. Летняков Д. Э. Постколониальная теория для постсоветского пространства: возможные ограничения // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2020. №3. С. 110-118.
6. Миллер А. И. Национальная идентичность на Украине: история и политика // Россия в глобальной политике. 2022. Т. 20. №4. С. 46-65.
7. Михайлова Н. В., Будаева Д. Ц. Реализация стратегии государственной национальной политики в дальневосточном федеральном округе: проблемы и перспективы // Власть. 2023. Т. 31. №4. С. 22-29.
8. Национальная идентичность и патриотизм в условиях международных кризисов / А. В. Абрамов, А. С. Буров, Б. Д. Вишну, Б. А. Габдулина, А. Э. Джанаева, Р. Калфаоглу, В. М. Капицын, К. Чжуёнг, О. Ю. Кокурина, А. М. Костина, Е. Ф. Сергазин, Ш. Цзя-
нина, А. Е. Шапаров // Вестник Московского государственного областного университета (электронныйжурнал). 2022. №4. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 05.09.2023).
9. Прилепский П. А., Буров А. С. Технологии внешнего влияния на политику Российской Федерации в контексте специальной военной операции на Украине // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2023. Т. 20. № 2. С. 126-140.
10. Султыгов А.-Х. А., Еремин Е. В., Мухаметшин Р. М. Исламское образование в Российской Федерации: пройденный путь и новые задачи // Вестник Российской нации. 2022. №6. С. 9-23.
11. Сургуладзе В. Ш. Конфликтный потенциал интеграции в условиях кризиса мультикультурализма: значение немецкого опыта для России // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество: материалы Пятой международной научно-практической конференции, Москва, 23-24 ноября 2022 г. / под ред. В. И. Герасимова. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2023. С. 468-473.
12. Тишков В. А. Федеральная власть и законодательный ресурс этнокультурного развития // Вестник российской нации. 2011. №45. С. 15-23.
13. Bugajski J. Failed State. A Guide to Russia's Rupture. Washington: The Jamestown Foundation, 2022.450 p.
14. Dobbins J., Cohen R., Chandler N., et al. Extending Russia. Competing from Advantageous Ground. Santa Monica: RAND Corporation, 2019. 354 p.
15. Etkind A. Russia against modernity. Hoboken: John Wiley & Sons, 2023.176 p.
ARTICLE INFORMATION
Author
Alexander S. Burov
• e-mail: [email protected]; Researcher;
Federal Research Sociological Center ofthe Russian Academy of Sciences ul. Krzhizhanovskogo 24/35k5, Moscow 117218, Russian Federation
For citation
Burov A. S. Ethnopolitical context ensuring the sovereignty of the Russian state at the present stage. In: Russian Social and Humanitarian Journal, 2024, no. 1.
Available at: www.evestnik-mgou.ru
Abstract
Aim. To review the role of state national policy in safeguarding sovereignty and overcoming the threats posed by déstabilisation processes exploiting the national context.
Methodology. The key research method was comparative analysis, which compares the specifics of national policy implementation in the context of ensuring state sovereignty, as well as the current déstabilisation potential exploiting the national context.
Results. A review of the main trends of the Russian ethnic policy has been made and the current challenges to Russia's sovereignty in the national sphere have been described.
Research implications. The results of the research can be used in the study of ethnic policy, as well as for the prevention of ethnic-political conflicts and separatism on ethnic grounds.
Keywords
ethnopolitios, sovereignty, national politics, indigenous peoples, discourse of decolonization
Acknowledgments
The research was carried out within the framework of the state assignment at the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences on the topic «Sovereignty and responsibility of the Russian state in the conditions of the formation of a new world order» (reg. number in the USISU R&D 1023042300001-4) with the support of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and the Expert Institute for Social Research.
References
1. Barinov E. E. [Constitutional sovereignty of Russia in the context of ideas of Eurasian identity]. In: Garmonizatsiyanatsionainykhpravovykh sistem v usloviyakh sovremennogo razvitiya Evraziiskogo ekonomichesk-ogo soyuza: materialyXVII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii, Rostov-na-Donu, 8-10 sentyabrya 2022 g. [Harmonization of national legal systems in the context of modern development of the Eurasian Economic Union: materials of the XVII International Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don, September 8-10,2022]. Rostov on Don, Rostovskii gosudarstvennyi ekonomicheskii univer-sitet "RINKh" Publ., 2023, pp. 57-62.
2. Zorin V. Yu., Abramov A. V. [State national policy, the consolidation of society and political science in modern Russia]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (elektronnyi zhurnal) [Bulletin of Moscow Region State University (e-journal)], 2018, no. 1, pp. 54-75.
3. Zorin V. Yu., Burov A. S. [Returning to the question of the development of Islamic education in the Russian Federation]. In: Vestnik Rossiiskoi natsii [Bulletin of Russian nation], 2023, no. 1-2, pp. 197-204.
4. Zorin V. Yu. [The Russian ethnopolicy at the present stage: traditions and innovations]. In: Vestnik rossiiskoi natsii [Bulletin of Russian nation], 2019, no. 2, pp. 9-33.
5. Letnyakov D. E. [Postcolonial theory for the post-Soviet space: possible limitations]. In: Kaspiiskii region: politika, ekonomika, kul'tura [The Caspian Region: politics, economics, culture], 2020, no. 3, pp. 110-118.
6. Miller A. I. [National identity in Ukraine: history and politics]. In: Rossiya v global'noi politike [Russia in Global Affairs], 2022, vol. 20, no. 4, pp. 46-65.
7. Mikhailova N. V., Budaeva D. Ts. [Implementation of the state national policy strategy in the Far Eastern Federal District: problems and pros- , pects]. In: Vlast'[The Authority], 2023, vol. 31,no. 4, pp. 22-29.
8. Abramov A. V., Burov A. S., Vishnu B. D., et al. [National identity and patriotism in international crises]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarst- I vennogo oblastnogo universiteta (elektronnyi zhurnal) [Bulletin of the
Moscow Region State (e-journal)], 2022, no. 4. Available at: www. evestnik-mgou.ru (accessed 05.09.2023).
9. Prilepskii P. A., Burov A. S. [Technologies of external influence on the policy of the Russian Federation in the context of a special military operation in Ukraine]. In: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21: Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo) [Lomonosov Public Administration Journal. Series 21], 2023, vol. 20, no. 2, pp. 126-140.
10. Sultygov A.-Kh. A., Eremin E. V., Mukhametshin R. M. [Islamic education in the Russian Federation: the path traveled and new challenges]. In: Vestnik Rossiiskoi natsii [Bulletin of Russian nation], 2022, no. 6, pp. 9-23.
11. Surguladze V. Sh. [Conflict potential of integration in the context of the crisis of multiculturalism: the significance of the German experience for Russia]. In: Bol'shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo: materialy Pyatoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 23-24 noyabrya 2022 g. [Greater Eurasia: development, security, cooperation: materials of the Fifth International Scientific and Practical Conference, Moscow, November 23-24, 2022]. Moscow, Institut nauchnoi informatsii po obshchestvennym naukam RAN Publ., 2023, pp. 468-473.
12. Tishkov V. A. [The federal authority and a legislative resource of ethnocultural development]. In: Vestnik rossiiskoi natsii [Bulletin of Russian nation], 2011, no. 4-5, pp. 15-23.
13. Bugajski J. Failed State. A Guide to Russia's Rupture. Washington, The Jamestown Foundation, 2022.450 p.
14. Dobbins J., Cohen R., Chandler N., et al. Extending Russia. Competing from Advantageous Ground. Santa Monica, RAND Corporation, 2019. 354 p.
15. Etkind A. Russia against modernity. Hoboken, John Wiley & Sons, 2023.176 p.