Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ И МЕГАТРЕНДЫ НОВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ'

ПРИОРИТЕТЫ И МЕГАТРЕНДЫ НОВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
293
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ / НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зорин Владимир Юрьевич, Каменских Михаил Сергеевич

Цель. Анализ основных итогов реализации государственной национальной политики в России в 2012-2022 гг., выделение основных мегатрендов, которые будут влиять на развитие сферы межнациональных отношений в ближайшее десятилетие.Процедура и методы. В статье анализируются результаты реализации государственной национальной политики за последние десять лет. Применяя аналитический и системный методы, авторы выделяют основные риски и вызовы для межнационального и межрелигиозного согласия России в ближайшее десятилетие. Метод прогнозирования позволяет делать выводы о состоянии сферы межнациональных отношений. Работа с результатами Всероссийской переписи населения 2020 г. потребовала от авторов использования метода статистического анализа.Результаты. По заключению авторов, основными мегатрендами, которые будут определять развитие сферы межнациональных отношений, станут механизмы построения современной гражданской нации и новый этнокультурный облик России, развитие каналов «народной дипломатии», институциональные и нормативно-правовые изменения, интеграция новых территорий.Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы для разработки и принятия долгосрочных программ по реализации государственной национальной политики как в стране в целом, так и в отдельных регионах и муниципальных образованиях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Зорин Владимир Юрьевич, Каменских Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRIORITIES AND MEGATRENDS OF THE NEW DECADE IN THE RUSSIAN NATIONAL POLICY

Aim. To analyze the main results of the implementation of the state national policy in Russia in 2012-2022, highlighting the main megatrends that are going to influence the development of the international relations sphere in the next decade.Methodology. The article analyzes the results of the state national policy implementation over the past ten years. Applying the analytical and systematic methods, the authors highlight the main risks and challenges for the international and interreligious agreement of Russia in the nearest decade. The prediction method makes it possible to draw conclusions about the status of the international relations sphere. Working on the results of all-Russian population census of 2010, the authors had to use the method of statistical analysis.Results. According to the authors, the main megatrends, which will define the development of the sphere of international relations, are the following: mechanisms for building a modern civil nation and a new ethno-cultural image of Russia, the development of “people's diplomacy” channels, the institutional and regulatory changes, and the integration of the new territories.Research implications. The results obtained may be used for the development and the adoption of long-term programs for the implementation of state national policy both in the country and in the separate regions and municipalities of Russia.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ И МЕГАТРЕНДЫ НОВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ»

УДК 323.1 Зорин В. Ю.

Институт этнологии и антропологии Российской академии наук имени Н. Н. Миклухо-Маклая

119991, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32А, Российская Федерация

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

119991, г. Москва, ул. Колмогорова, д. 1, Российская Федерация

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2, Российская Федерация

Каменских М. С.

Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук,

Институт гуманитарных исследований, филиал

614990, г. Пермь, ул. Ленина, д. 13А, Российская Федерация

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

филиал в г. Пермь

614070, г. Пермь, ул. Студенческая, д. 38, Российская Федерация

ПРИОРИТЕТЫ И МЕГАТРЕНДЫ НОВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ

АННОТАЦИЯ

Цель. Анализ основных итогов реализации государственной национальной политики в России в 2012-2022 гг., выделение основных мегатрендов, которые будут влиять на развитие сферы межнациональных отношений в ближайшее десятилетие. Процедура и методы. В статье анализируются результаты реализации государственной национальной политики за последние десять лет. Применяя аналитический и системный методы, авторы выделяют основные риски и вызовы для межнационального и межрелигиозного согласия России в ближайшее десятилетие. Метод прогнозирования позволяет делать выводы о состоянии сферы межнациональных отношений. Работа с результатами Всероссийской переписи населения 2020 г. потребовала от авторов использования метода статистического анализа.

Результаты. По заключению авторов, основными мегатрендами, которые будут определять развитие сферы межнациональных отношений, станут механизмы построения современной гражданской нации и новый этнокультурный облик России, развитие каналов «народной дипломатии», институциональные и нормативно-правовые изменения, интеграция новых территорий.

Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы для разработки и принятия долгосрочных программ по реализации государственной национальной политики как в стране в целом, так и в отдельных регионах и муниципальных образованиях России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

государственная национальная политика, Стратегия государственной национальной политики, межнациональные отношения, перепись населения, народная дипломатия

БЛАГОДАРНОСТИ

исследование выполнено в рамках государственного задания «Урал - этнокультурный перекресток», номер государственной регистрации темы АААА-А19-119032590066-2.

СТРУКТУРА

Введение

Концепт единства и разнообразия российской нации в контексте итогов переписи населения

Национальный состав России в итогах Всероссийской переписи населения 2020 г.

Традиционные духовно-нравственные ценности российского народа

Культура отмены и народная дипломатия

Гражданское общество и межнациональные отношения

Новые территории

Заключение

V. Zorin

Institute of Ethnology and Anthropology, Miklukho-Maklay RAS Leninsky pr-t32k, Moscow 119991, Russian Federation; LomonosovMoscow State University ul. Kolmogorova 1, Moscow 119991, Russian Federation; Financial University under the Government of the Russian Federation Leningradsky pr-t 49/2, Moscow 125167, Russian Federation

M. Kamenskikh

Institute of humanitarian studies,

Branch of the Perm Federal Research Center of the Ural Branch of the Russian A cademy of Sciences ul. Lenina 13A, Perm 614990, Russian Federation; National Research University Higher School of Economics, Branch in Perm

ul. Studencheskaya 38, Perm 614070, Russian Federation

THE PRIORITIES AND MEGATRENDS OF THE NEW DECADE IN THE RUSSIAN NATIONAL POLICY

ABSTRACT

Aim. To analyze the main results of the implementation of the state national policy in Russia in 2012-2022, highlighting the main megatrends that are going to influence the development of the international relations sphere in the next decade. Methodology. The article analyzes the results of the state national policy implementation over the past ten years. Applying the analytical and systematic methods, the authors highlight the main risks and challenges for the international and interreligious agreement of Russia in the nearest decade. The prediction method makes it possible to draw conclusions about the status of the international relations sphere. Working on the results of all-Russian population census of 2010, the authors had to use the method of statistical analysis.

Results. According to the authors, the main megatrends, which will define the development of the sphere of international relations, are the following: mechanisms for building a modern civil nation and a new ethno-cultural image of Russia, the development of "people's diplomacy" channels, the institutional and regulatory changes, and the integration of the new territories.

■<1

Research implications. The results obtained may be used for the development and the adoption of long-term programs for the implementation of state national policy both in the country and in the separate regions and municipalities of Russia.

KEYWORDS

State national policy, the strategy of the State national policy, international relations, population census, people's diplomacy

ACKNOWLEDGMENTS:

the study was carried out within the framework of the state task "Ural - an ethnocultural crossroads", the state registration number of the topic is AAAA-A19-119032590066-2.

ВВЕДЕНИЕ

В 2022 г. исполнилось десять лет с момента создания Совета при Президенте РФ по национальным вопросам. Формирование этого общественного органа в 2012 г. ознаменовало возвращение государства в сферу этнополи-тики и восстановление этнокультурного суверенитета России, утраченного в первые постсоветские десятилетия [5, с. 9, 10]. За последние годы государство и гражданское общество проделали значительный путь в формировании и реализации действующей и эффективной модели государственной национальной политики. Были сформированы новая управленческая система и инфраструктура её реализации, разработана Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 г., а также принят ряд важных управленческих документов, создано Федеральное агентство по делам национальностей и другие институты.

Последовательно повышалась роль гражданского общества в разработке и реализации государственной национальной политики, была создана сеть совещательно-консультативных органов при главах субъектов Российской Федерации, такая же сеть выстраивается на муниципальном уровне [3, с. 10]. Основными инструментами реализации национальной политики стали специальная утверждённая Правительством федеральная государственная программа и программы регионов, федеральный и региональные планы реализации Стратегии, государственная Сеть этномониторинга и раннего предупреждения конфликтов1.

Подтверждением высокой значимости поддержания и совершенствования гармоничных межнациональных и межконфессиональных отношений в российском обществе стало подписание Президентом России 31 декабря

2021 г. Указа о проведении Года культурного наследия народов России в

2022 г., в рамках которого состоялось большое количество мероприятий, научных конференций, круглых столов, акций, мастер-классов, форумов,

1 Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1532 «Об утверждении государственной программы РФ "Реализация государственной национальной политики"» (ред. 01.01.2023) //

Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. URL: https://docs. кндчйлу

cntd.ru/document/420388022?marker=6520IM (дата обращения: 07.01.2023). ст«ть"

выставок, проектов, посвящённых языкам, религиям, традициям и обычаям народов России, в том числе - VI Медиафорум этнических и региональных СМИ, Всероссийский музыкальный проект «ЭтноШе», Международный он-лайн-форум «Языковое многообразие как основа этнокультурной самобытности народов Евразии», конференция «Значение учения святых Кирилла и Мефодия для сохранения славянской цивилизации», III Общероссийская конференция «Устойчивое развитие этнокультурного сектора» и ряд других мероприятий.

О стабильном развитии сферы межнациональных отношений в России свидетельствуют данные социологических опросов. В 2022 г. ключевой показатель - оценка населением состояния межнациональных отношений - в целом по стране остался стабилен: для 80% граждан - положительный. Большинство россиян также не испытывает негативных чувств к людям другой национальности - 82,8%, не сталкивались с неприязнью к себе, нарушением прав или возможностей из-за своей национальности, религии или языка -87,6%2.

Созданная «подушка безопасности» в сфере этнополитики позволила войти в новое десятилетие без серьёзных кризисов и инцидентов с этнической составляющей. Сегодня, имея определённый запас прочности, сфера межнациональных отношений вступает в совершенно новый этап развития, что фиксируется изменениями в Конституции РФ, Стратегии государственной национальной политики и принятием новых нормативных актов, которые, безусловно, окажут влияние на этнополитику в ближайшие годы. Основными мегатрендами, которые будут определять развитие сферы межнациональных отношений, станут механизмы построения современной гражданской нации и новый этнокультурный облик России, развитие каналов «народной дипломатии», институциональные и нормативно-правовые изменения, интеграция новых территорий. Обо всех приоритетах национальной политики сложно сказать в рамках одной статьи, но о некоторых мегатрендах нового десятилетия пойдёт речь в этой публикации. При подготовке статьи использовались как общенаучные, так и специальные методы исторического исследования. Применение аналитического и системного методов позволило выделить основные риски и вызовы для межнационального и межрелигиозного согласия России в ближайшее десятилетие. При применении метода прогнозирования сделаны выводы о состоянии сферы межнациональных отношений. Работа с результатами Всероссийской переписи населения 2020 г. потребовала от авторов использования метода статистического анализа.

--иъ

2 Заседание президиума Совета по межнациональным отношениям // Президент РФ: [сайт]. ШЬ http://kremlin.ru/events/administration/70177 (дата обращения: 07.01.2023).

КОНЦЕПТ ЕДИНСТВА И РАЗНООБРАЗИЯ РОССИЙСКОЙ НАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ИТОГОВ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ

В истории России национальные отношения всегда являлись важной составляющей внутренней политики, а их недооценка приводила к серьёзным политическим кризисам, угрожавшим государственной целостности. Недооценка важности национальной политики стала одной из причин прихода к власти на Украине антироссийски настроенных политических сил. Анализируя эту ситуацию, заместитель руководителя Администрации Президента РФ М. М. Магомедов в феврале 2023 г. на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям отметил, что одной из причин той негативной ситуации, которая сложилась на Украине, стали «неправильные или преднамеренно преступные решения именно в сфере национальной политики» и что российская модель «отличается разительно от того, что делается на Украине и от того, что делается во многих западных странах»3.

Стоит отметить, что национальная политика в России имеет свою традицию. Так, для многонационального советского общества 1920-1930-х гг. была характерна поддержка разнообразия народов при недооценке необходимости построения общегражданской идентичности [4; 8], результатом которого стал кризис государственной идеологии [1]. Послевоенный период, наоборот, стал временем постепенного отказа от культурных особенностей отдельных народов в пользу построения общесоветской идентичности [2; 6], в результате чего т. н. национальные элиты в период поздней Перестройки встали на сторону «демократической оппозиции» [7, с. 336-341]. Таким образом, акцент на гражданских ценностях в ущерб разнообразию, и наоборот, в российских реалиях может привести только к кризису. В основе современной национальной политики РФ лежит разработанная группой российских этно-политологов под руководством академика В. А. Тишкова формула единства и многообразия российской нации. Согласно этой концепции гражданское самосознание у человека должно быть одно, а его этническая самоидентификация может быть различной. В том числе она может быть двойной или даже тройной. Эта идея легла в основу современной политики Российского государства в национальном вопросе [5].

В обновлённой в 2018 г. редакции Стратегии государственной национальной политики в концепт российской нации введено 8 важнейших дефиниций. Под «российской нацией» понимается весь многонациональный народ России со всеми его культурными, этническими и религиозными составляющими. При этом россиян объединяют такие основные ценности общества, как патриотизм, ответственное гражданственное стремление к справедливости, стабильности и умеренности, лояльность по отношению к

3 В АП заявили, что к текущей негативной ситуации на Украине привели ошибки нацполитики // ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/politika/16994779 (дата обращения: 20.02.2023).

■<1

власти, готовность к союзу с ней и достижению компромисса при конфликтах, стремление к единению и консолидации4. Необходимо подчеркнуть, что в поликультурной общности под названием «российская нация» никак не отрицаются и не растворяются исторически сложившиеся в стране национальности. Концепция «двуединой» российской нации, на наш взгляд, не только отвечает насущной потребности обеспечить гражданское согласие в крупном государстве, но и в принципе является единственно реализуемой моделью регулирования межнациональных отношений в российских условиях.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ РОССИИ В ИТОГАХ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2020 Г.

Идея гражданской нации получила развитие и в результатах Всероссийской переписи населения 2020 г. Её итоги в очередной раз подчеркнули мно-гонациональность, многоязычие и этнокультурное разнообразие России, которая по-прежнему является одной из самых многонациональных стран мира. Структурные изменения национального состава регионов страны наглядно показывают происходящие в динамике социально-демографические и этнокультурные процессы, которые необходимо учитывать при выработке решений по реализации государственной национальной политики в Российской Федерации на всех уровнях управления.

Эта перепись проводилась в исключительно сложных условиях ограничений из-за пандемии коронавируса, а также при внедрении новых информационных технологий сбора информации. Всё это требовало большого мужества и энергии от организаторов.

Особенностью переписи стал тот факт, что доля лиц, указавших свою национальную принадлежность в 2021 г., составила 89% населения, что на 7 процентных пунктов меньше, чем было в 2010 г.5. Поэтому уже сегодня слышно немало негативных отзывов о том, что кого-то «неправильно посчитали», «недосчитали» и прочее.6 Однако при анализе национального состава населения целесообразно использовать не только абсолютные данные о числе лиц той или иной этнической группы, а относительные данные о её доле среди лиц, указавших национальную принадлежность. Так, например, русское население в 2021 г. составило 80,8% от числа лиц, указавших свою национальную принадлежность. В 2002 г. этот показатель составлял 80,6%, а в 2010 г. - 80,7%. Т. е. данные вполне сопоставимы.

Указ Президента РФ № 703 (в ред. от 16.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102161949 (01.02.2023).

В абсолютных цифрах произошёл рост отказавшихся указывать национальность с 5 до 15 млн человек.

«Татар стали не очень любить»: татарстанский ученый - о переписи населения и палках в ко- И^^ леса башкир // 116.RU: [сайт]. URL: https://116.ru/text/politics/2023/01/23/71992490 (дата обращения: 25.01.2023).

4

5

6

Несмотря на существенное увеличение респондентов, не указавших свою национальную принадлежность, итоги переписи показали стабильность этнической структуры населения страны с сохранением её пропорционального состава. Опубликованные данные дают достаточный материал для получения и корректировки политики по культурному разнообразию, изучению языков, укреплению единства многонационального народа Российской Федерации. Одной из особенностей переписи стал рост ряда коренных малочисленных народов. В сравнении с переписью 2010 г. отмечаются не только рост их числа, но и структурный рост владения родными, материнскими языками малых народов России. Это является результатом проводимой в нашей стране политики по поддержке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока7. Так, Правительством РФ принято решение об участии в объявленном в 2022-2032 гг. Международном десятилетии языков коренных народов, был создан российский организационный комитет. Начальной точкой десятилетия стало проведение 5-8 июля 2022 г. в Москве конференции «Всемирная сокровищница родных языков: оберегать и лелеять. Контекст, политика и практика сохранения языков коренных народов»8. Безусловно, подобные мероприятия и меры социальной поддержки стабилизируют небольшие этнические сообщества и создают условия для сохранения и развития их уникальной культуры.

Таким образом, несмотря на все сложности, перепись продолжает оставаться единственным объективным источником, учитывающим культурное многообразие народов России.

Результаты переписи, безусловно, будут активно обсуждаться специалистами, блогерами, работниками государственных органов, что повлияет на национальную политику России и стратегии общественной активности её отдельных акторов9. Данные переписи должны стать рабочим документом для законотворческой деятельности в реализации государственной национальной политики. Так, в феврале 2022 г. комитет Госдумы ФС РФ по делам национальностей предложил использовать полученные данные «при актуализации таких нормативных правовых актов, как Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, Концепция миграционной политики, а также в разработке Концепции государственной языковой поли-

Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года // Росстат: [сайт]. URL: https://rosstat.gov. ru/vpn_popul (дата обращения: 20.12.2022).

Международная конференция высокого уровня «Всемирная сокровищница родных языков: оберегать и лелеять. Контекст, политика и практика сохранения языков коренных народов» // ФАДН: [сайт]. URL: https://fadn.gov.ru/press-centr/news/mezhdunarodnaya-konferencziya-vyisokogo-urovnya-%C2%ABvsemirnaya-sokrovishhnicza-rod nyix-yazyikov-oberegat-i-leleyat.-kontekst,-politika-i-praktika-soxraneniya-yazyikov-korennyix-narodov%C2%BB (дата обращения: 01.02.2023).

Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года // Росстат: [сайт]. URL: https://rosstat.gov. ru/vpn_popul (дата обращения: 20.12.2022).

■<1

7

8

9

тики и всех мероприятий, направленных на сохранение и развитие родных языков народов России»10.

Результаты переписи 2020 г. должны быть внимательно проанализированы с учётом современных реалий и приняты в работу на всех уровнях, поскольку по ним мы будем судить об этнокультурном облике многонациональной России в ближайшее десятилетие.

ТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА

Одна из первостепенных задач реализации национальной политики в условиях новых вызовов - сохранение и приумножение традиционных духовно-нравственных ценностей, являющихся неразделимой частью всего многообразия национальных культур Российской Федерации. Укрепление роли семьи, повышение качества жизни семей с детьми и продвижение семейных ценностей как базовых ценностей российского общества, объединяющих все народы России, становятся первостепенными задачами не только государственной демографической политики, но и формирования национального самосознания.

Учитывая масштабные изменения, произошедшие в прошлом году в стране и в мире, в октябре 2022 г. был подписан Указ Президента «Об основах государственной национальной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Документ рассматривает традиционные ценности «как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала»11. Необходимо отметить, что в тексте указа первой задачей государственной политики в этом направлении названо «укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности и российской самобытности, межнационального и межрелигиозного согласия на основе объединяющей роли традиционных ценностей». Это подчёркивает ту важную роль, которую играет сфера межнациональных отношений и культура народов России в вопросах укрепления традиционных ценностей народов России.

Особо важна в этом направлении работа с молодёжью. Становление ценностной основы должно происходить именно учебных заведениях - важнейшем государственном институте, который формирует мировоззрение будущего гражданина. «Мы понимаем, - констатировал Президент РФ В. В. Пу-

Итоги переписи обсудили в Комитете по делам национальностей // Государственная Дума ФС

РФ: [сайт]. URL: http://duma.gov.ru/news/56404 (дата обращения: 16.02.2023). Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей отношениям // Президент РФ: [сайт]. URL: кндчйлу http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 16.02.2023).

тин, - что образование, его развитие, совершенствование - это вопросы общенациональной повестки, один из ключевых государственных приоритетов. Они крайне важны для всего нашего общества, для каждой семьи, каждого человека»12. Сейчас обсуждение проблемы сохранения традиционных ценностей актуализировалось внутри российского общества, о них высказываются видные общественные деятели и политики13. Всё это подтверждает, что проблема существовала давно и её решение - задача государства на ближайшее десятилетие.

Без современного, качественного, доступного образования (причём во всех регионах страны) невозможно добиться существенных изменений в культурно-нравственном развитии россиян. Именно в школе дети знакомятся с национальной историей, географией и литературой, которые формируют важнейшие компоненты полноценного общероссийского гражданского самосознания. В этом направлении предстоит немалая работа. Приведём несколько примеров.

Федеральный стандарт по литературе в школе включает главным образом русскую литературу, что естественно. Литература духовно развивает личность, приобщает нас к высокой нравственности и нормам морали, формирует представления о добре и зле. В сноске стандарта указано: изучается произведение одного автора по выбору. Т. е. в богатой литературе народов России выделено лишь одно произведение. Представляется, что учащимся необходимо знать авторов выдающихся литературных произведений нашего многонационального государства, ведь это - важное условие формирования межнационального единения. Похожая ситуация с Большим этнографическим диктантом. В 2022 г. это ежегодное масштабное мероприятие стало международным, в нём приняли участие более 4 млн человек из 89 регионов Российской Федерации и 184 зарубежных стран. Вопросы к диктанту определялись двухкомпонентно: они делились на федеральные и региональные. Всего было от 20 до 30 вопросов. Наибольшая потеря баллов наблюдалась по региональному компоненту. Это подтверждает, что сегодня мы хуже знаем наших ближайших соседей, нежели отвлечённые сведения относительно иностранных государств.

Исходя из вышеизложенного, нужно отметить, что каждый гражданин должен хорошо знать свою Родину, народы, проживающие в ней, историю их культуры. Т. е. то, что объединило нас в единую большую страну. Именно тогда в сознании россиян возникнет ощущение родства, органической

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выступление В. В. Путина на заседании президиума Государственного Совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования // Президент РФ: [сайт]. URL.: http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-zasedanii-prezidiuma-gosudarstvennogo-soveta-25-08-2021.html (дата обращения: 16.02.2023). ^

Патриарх Кирилл: отказ от традиционных ценностей привел к глобальному кризису в мире // ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/obschestvo/5746719 (дата обращения: 16.02.2023).

сопричастности с общим Отечеством. И самое главное - ощущение общей судьбы. Такие мероприятия, как «Большой этнографический диктант», всероссийский форум «Народы России», премия «Гордость нации», конкурсы лучших муниципальных практик в сфере межнациональных отношений помогут сделать этнокультурное наследие народов России достоянием всего многонационального российского народа.

КУЛЬТУРА ОТМЕНЫ И НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ

Начало Специальной военной операции в феврале 2022 г. изменило общественную обстановку как в стране, так и за рубежом. На текущий момент Россия находится под влиянием беспрецедентных по масштабу санкций, имеющих ограничения не только в сфере экономики, но и в политике и культуре («культура отмены»).

Ожидается продолжение активного информационного воздействия «коллективного Запада» с использованием национального и религиозного факторов, направленных на обострение ситуации в субъектах Российской Федерации и продвижение сепаратистских проектов, что имеет целью повлиять на внутреннюю общественно-политическую обстановку, вытаскивая из запасников старые риски и проблемы, в том числе - в сфере межнациональных отношений.

Общественная дипломатия как система диалога между некоммерческими организациями, фондами, ассоциациями и другими институтами гражданского общества, считавшаяся ранее чем-то незначительным и малоэффективным, в этих условиях осталась одним из немногих каналов связи и в некоторых случаях чуть ли не единственным форматом взаимодействия с отдельными государствами.

Общественная палата Российской Федерации, будучи координационным центром гражданского общества России, активно взаимодействует с общественностью десятков стран, в том числе и недружественных России, стремясь к продуктивному и взаимовыгодному сотрудничеству и конструктивному диалогу, а также играя важную роль дипломатического института. Отметим, что за всю историю работы Общественной палаты было подписано более 25 меморандумов о сотрудничестве и взаимопонимании с партнёрскими организациями из Европы, Азии, Ближнего Востока, Африки, стран СНГ. События последних месяцев наглядно доказывают, что сегодня всё большую роль в решении широкого круга гуманитарных проблем международного характера играют многочисленные общественные некоммерческие организации. Только широкий диалог и открытость к равноправному сотрудничеству способны преодолеть накопившиеся в настоящее время противоречия в международной сфере.

■<1

И в этой сфере за последние годы усилиями общества и власти созданы и успешно действуют многие международные организации. В их числе, например: Ассамблея народов Евразии, ООД «Сенежский форум», Российская Ассоциация международного сотрудничества. Заслуживают внимания и государственная поддержка ряда удачных проектов, направленных на развитие общественной дипломатии и международного сотрудничества. Новацией можно назвать проведение в 2022 г. в г. Перми в рамках Первого форума дружбы народов конкурса «Отличник народной дипломатии». В финале приняли участие 30 человек из 16 стран мира14. К важным проектам можно отнести международный проект домов дружбы и некоммерческих организаций «Евразийские мосты дружбы объединяют народы», который объединил вокруг себя разнопрофильные учреждения и организации инфраструктуры эт-нополитики и этнокультурной практики России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана. Новое направление работы - открытие представительств Ассамблеи народов Евразии в разных странах мира. В конце января 2023 г. такое представительство было открыто в Египте15.

Ещё один важный проект народной дипломатии, реализуемый Общественной палатой РФ, - институт общественного мониторинга, прозрачности электоральных процедур. До 2020 г. Общественная палата принимала участие в наблюдении на выборах и референдумах в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Камбодже, Латвии, Сирии, США и на Украине. С 2021 г. ОПРФ начала разворачивать собственные наблюдательные миссии за рубежом (Сирия, Эфиопия, Армения, Киргизия; в 2022 г. - Абхазия и Южная Осетия, Сербия, рад африканских стран). Одним из ключевых треков международной деятельности Общественной палаты Российской Федерации в настоящее время является работа по линии Международной ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ), на базе которой объединены организованные институты гражданского общества национального уровня из 75 стран мира16.

Таким образом, народная дипломатия в условиях «культуры отмены» становится важным каналом для укрепления международного авторитета России, и здесь ресурсы сферы межнациональных отношений также оказываются весьма востребованными.

В Перми открылся VIII Всероссийский форум национального единства // Самарский дом дружбы народов: [сайт]. URL: https://www.samddn.ru/novosti/novosti/v-permi-otkrylsya-viii-vserossiyskiy-forum-natsionalnogo-edinstva (дата обращения: 01.02.2023). Сотрудничество на основе ценностей мира, безопасности и прав человека // Общественная

палата РФ: [сайт]. URL: https://www.oprf.ru/news/sotrudnichestvo-na-osnove-tsennostey-mira-bezopasnosti-i-prav-cheloveka (дата обращения: 01.02.2023).

Секция 3. Взаимодействие государства и общества: институты гражданского общества, национальные и молодёжные объединения в сфере реализации государственной национальной политики. Трансляция [Электронный ресурс]. URL: https://xn—8kcdcidhhtecf5ckfmfba7bjx. кндчйлу xn-- p1ai/program/sekcija-3-vzaimodejstvie-gosudarstva-i (дата обращения: 01.12.2022).

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

За тридцать лет постсоветской этнополитики облик сферы межнациональных отношений претерпел серьёзные изменения в сторону усложнения институциональной инфраструктуры. За эти годы сформировались тысячи общественных объединений, созданных по этнокультурному признаку, активно развивались площадки межкультурного диалога. Их активная общественная позиция, безусловно, влияет на сферу межнациональных отношений и будет определять её развитие. По состоянию на 12 декабря 2022 г. в реестре ФАДН значится 1234 национально-культурные автономии, в том числе 21 - федеральные, 284 - региональные, 929 - местные17. При ФАДН создан Совет по делам национально-культурных автономий, который проводит большую работу по координации их деятельности, обобщённого передового опыта работы и материально-технической поддержки. Всего в этнокультурном секторе гражданского общества действуют более 10 тыс. НКО, зарегистрированных Минюстом РФ, около 32 тыс. религиозных организаций 60 деноминаций18.

В этих условиях чрезвычайно актуальным становится вопрос выстраивания эффективного и долгосрочного взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества при реализации задач по сохранению этнокультурной самобытности народов, что в сложившихся условиях выступает как важный фактор укрепления общенационального единства.

В перечнях поручений Президента РФ от 16 января 2020 г.19 и 30 марта 2021 г.20 повышен и сам статус сферы национальных отношений, многие федеральные ведомства в своей деятельности должны будут учитывать эт-нокомпонент. Отдельным пунктом высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано принять меры по повышению эффективности деятельности общественных советов по вопросам межнациональных и религиозных отношений, созданных при главах регионов и главах муниципальных образований21. Важность обозначенной работы отражена в Конституции РФ с учётом пакета поправок 2020 г., которые прямо предус-

1 апреля 2022 г. внесены изменения федеральный закон «О национально-культурной автономии», закреплён статус ФАДН по ведению реестра национально-культурных автономий.

Без учёта новых территорий.

Президент утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям, состоявшегося 29 ноября 2019 года // Президент РФ: [сайт]. URL: http://www.

kremlin.ru/acts/assignments/orders/62618?fbclid=IwAR2cdyhpApXJBL7qg4DMYu_t9wcx0LRjGTh KYUt1zEh4YUoHVpfJLYYByKc (дата обращения: 22.01.2021).

Под председательством Владимира Путина в режиме видеоконференции состоялось десятое заседание Совета при Президенте по межнациональным отношениям // Президент РФ: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/by-council/28/65252 (дата обращения: 30.08.2021). Президент утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям, состоявшегося 29 ноября 2019 года // Президент РФ: [сайт]. URL: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/62618?fbclid=IwAR2cdyhpApXJBL7qg4DMYu_t9wcx0LRjGTh KYUt1zEh4YUoHVpfJLYYByKc (дата обращения: 22.01.2020).

20

21

матривают роль институтов гражданского общества в реализации целей и задач государственной национальной политики (ст. 114) и сохранении культуры многонациональной Российской Федерации (ст. 67, 68, 69)22.

В структуре Общественной палаты РФ учреждена Комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. В 62 региональных общественных палатах созданы профильные комиссии, занимающиеся межнациональными и межконфессиональными отношениями и вопросами миграции, в 17 регионах эти вопросы находятся в ведении смешанных комиссий и межкомиссионных рабочих групп. На совместных заседаниях Комиссий ОП РФ и регионов России регулярно рассматриваются вопросы гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, взаимодействия власти и гражданского общества в реализации политики государства в языковой сфере, вопросы социализации молодёжи посредством участия в деятельности этнокультурных НКО. Только в 2022 г. такие заседания проводились в 51 субъекте РФ.

Эффект от взаимодействия государства и некоммерческого сектора виден на целом ряде примеров. Так, в период работы над поправками в Конституцию РФ, по предложению Общественной палаты, в Конституции РФ закреплено полномочие Правительства по осуществлению мер по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, и обеспечению их участия в выработке и проведении государственной политики.

Государством на поддержку социально ориентированных НКО в 2022 г., например, было выделено льготных кредитов на возобновление деятельности более тысячи организаций. И ресурс для развития в этом направлении ещё есть. Для поддержки социально ориентированных НКО в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции был проведён специальный внеочередной конкурс Фонда президентских грантов. По результатам независимой экспертизы, победителями конкурса стали 900 организаций. Общая сумма грантов Президента Российской Федерации в рамках специального конкурса составила 2 млрд руб.23. Поддержка некоммерческого сектора осуществляется через ФАДН. Так, в 2022 г. бюджетам 55 субъектов РФ выделены целевые средства в объёме 329,1 млн руб.

Важным шагом в обеспечении полноценного государственно-общественного партнёрства в сфере межнациональных отношений стало создание Ассамблеи народов России как общероссийской общественно-государ-

22 Новый текст Конституции РФ с поправками 2020 // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: [сайт]. URL: http://duma.gov.ru/news/48953 (дата обращения: 20.12.2022).

23 Официальный сайт фонда президентских грантов [Электронный ресурс]. URL: https://xn— 80afcdbalict6afooklqi5o.xn—p1ai/public/news/900-nko-poluchat-podderzhku-na-summu-2- ^^ mlrd-rubley-po-itogam-spetsial%27nogo-konkursaprezidentskikh-grantov (дата обращения: кндчйл1 20.11.2022). ™™

ственной организации24, а назначение Владимира Васильева, руководителя фракции политической партии «Единая Россия» в Госдуме, на должность её руководителя только подтверждает высокий статус организации25.

Учредителями организации выступили Федеральное агентство по делам национальностей, ООО Ассамблея народов России, Ассоциация коренных малочисленных народов России и Ассоциация финно-угорских народов России. Основная задача этой платформы - сохранить потенциал всех задействованных в её организации общественных объединений, координировать их работу.

Накопленный опыт общественных палат позволяет транслировать его как в регионах, так и в профильных ведомствах федерального уровня, ответственных за реализацию госнацполитики, а также в экспертном сообществе. Возрастает и степень информационного присутствия членов Комиссии в ме-диапространстве: СМИ регулярно обращаются в Комиссию за экспертными комментариями в сфере этнополитики.

НОВЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Сотрудничество с Донбассом и освобождёнными территориями - новое приоритетное направление российской внутренней политики. Тематика интеграции новых территорий в составе России регулярно обсуждалась на платформах форума «Сообщество» (в 2022 г. - в Казани, Липецке, Петрозаводске и на итоговом форуме в Москве), где были выявлены конкретные кейсы возможного сотрудничества между Общественными палатами России и Донбасса. Сейчас развёрнута конкретная работа по всем направлениям этой деятельности.

Ключевая цель работы в этом направлении - реальная интеграция всех сфер жизни Донбасса с Россией. Подписание соглашений о вхождении Донбасса в состав России ознаменовало новый этап в интеграции общественных институтов и гражданских активистов. В г. Петрозаводске 6-7 октября 2022 г. на площадке «Донбасский консенсус. Единство российской нации» принимали участие представители общественных палат Луганской и Донецкой Народных Республик, был обсуждён исторический опыт совместного проживания РФ, Донбасса, Запорожской и Херсонской областей в разные исторические периоды, проанализирована роль современного периода для настоящего и будущего всего русского мира. Особую актуальность теме дискуссии придал факт состоявшегося референдума, участники которого высказались

24 Указ о создании Общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России» // Президент РФ: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/26/ events/64412 (дата обращения: 20.11.2022).

25 «Ассамблея народов России» запустила кампанию «Народов много - Родина одна» // Lenta.ru: [сайт]. URL: https://lenta.ru/news/2022/10/25/kamp (дата обращения: 20.11.2022).

за воссоединение с Россией. По мнению экспертов, это - значительный ресурс консолидации общества26.

По итогам дискуссии было отмечено, что на современном этапе, после воссоединения новых территорий с Россией, должны энергично решаться проблемы восстановления регионов, интеграции законодательства, социально-экономической интеграции и т. д. По опыту Крыма, в ближайшие годы придётся выстраивать принципиально другие отношения между властью, институтами гражданского общества, национально-культурными объединениями. С позиции конкурента и противника официальной власти, как это было при киевском режиме, общественные институты переходят в статус партнёра и союзника в выстраивании механизмов реализации этнополитики.

Рубеж 2010 и 2020-х гг. войдёт в историю как переходный - из одного качества в другое. Сегодня в составе РФ 89 субъектов, увеличивается территория и усложняется состав населения. Накопленный опыт межнационального взаимодействия, выстраивания культуры диалога будет важным ресурсом в интеграции новых территорий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За последние годы государство и гражданское общество проделали значительный путь в формировании и реализации действующей и эффективной модели государственной национальной политики. Сегодня этнокультурные, религиозные объединения, межнациональные организации и их НКО активно взаимодействуют с государством по самому широкому спектру ключевых общенациональных задач. Выступая в качестве партнёров органов государственной власти, они являются теми незаменимыми институтами гражданского общества, без которых координация взаимоотношений граждан и государства в сфере межрелигиозных и межнациональных отношений на современном этапе может быть существенно затруднена. Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что действующая модель государственной национальной политики оправдала себя, показав свою эффективность и востребованность российским обществом.

В условиях новых вызовов геополитического характера эта модель нуждается в обновлении. Необходимы мобилизация и упрочение единства многонационального народа России, усиление ответственности и внимания всех ветвей государственной власти к недопущению проявления дискриминации и возможному ущемлению интересов граждан нашей страны. Особо актуальным становится усиление ответственности, эффективности и внимания всех ветвей и уровней власти к недопущению проявлений национализма, дискриминации и экстремизма на национальной и религиозной почвах.

26 В Петрозаводске открылся межрегиональный форум «Сообщество» // Lenta.ru: [сайт]. URL.: https://lenta.ru/news/2022/10/25/kamp (дата обращения: 20.11.2022).

Вступая в новое десятилетие, российская государственность столкнулась с сильнейшим за последние 30 лет геополитическим вызовом. В новом десятилетии сфера межнациональных отношений будет важным опорным ресурсом для сохранения институтов государства в целом. Развитие и укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе двуединства российской нации, новый этнокультурный облик России, активное взаимодействие государства и институтов гражданского общества, интеграция новых территорий - вот основные направления работы, которые будут определять национальную политику России в ближайшее десятилетие.

I

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Статья поступила в редакцию: 16.03.2023 Статья размещена на сайте: 16.04.2023

ЛИТЕРАТУРА

1. Брандербергер Д. Л. Кризис сталинского агитпропа: пропаганда, политпросвещение и террор в СССР, 1927-1941 гг. / пер. с англ. А. А. Пешкова, Е. С. Володиной. М.: РОССПЭН, 2017. 367 с.

2. Вдовин А. И. Русские в ХХ веке. Трагедии и триумфы великого народа. М.: Вече, 2013. 624 с.

3. Зорин В. Ю., Каменских М. С. Важнейшее событие уходящего года: конференция к 10-летию Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 11. С. 9-15.

4. Мартин Т. Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923-1939 / пер. с англ. О. Р. Щёлоковой. М.: РОССПЭН, 2011. 644 с.

5. Тишков В. А. Нация, национализм и нациестроительство // Россия в глобальной политике. 2021. Т. 19. № 2. С. 42-62.

6. Хоскинг Дж. Правители и жертвы. Русские в Советском Союзе / пер. с англ. В. Артемова. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 544 с.

7. Чешко С. В. Распад СССР: этнополитический анализ. М: ИЭА РАН, 2000. 396 с.

8. Slezkine Y. The USSR as a Communal Apartment, or how a Social State Promoted Ethnic Particularism // Slavic review. 1994. Vol. 53. № 2. P. 414452.

REFERENCES

1. Brandenberger D. L. Propaganda State in Crisis: Soviet Ideology, Indoctrination, and, Terror under Stalin, 1927-1941 (Rus. ed.: Peshkov A. A., Volodina E. S., transls. Krizis stalinskogo agitpropa: propaganda,

■<1

politprosveshchenie i terror v SSSR, 1927-1941 gg. Moscow, ROSSPEN Publ., 2017. 367 p.).

2. Vdovin A. I., Russkiye v XX veke. Tragedii i triumfy velikogo naroda [The Russians in the XX century. Tragedies and triumphs of great people]. Moscow, Veche Publ., 2013. 624 p.

3. Zorin V. U., Kamenskikh M. S. [The most important event of the outgoing year: the conference dedicated to the 10th anniversary of the Council under the President of the Russian Federation on interethnic relations]. In: Etnosotsium i mezhnatsional'naya kul'tura [Ethnosociety and international culture], 2022, no. 11, pp. 9-15.

4. Martin T. The affirmative action empire: nations and nationalism in the Soviet Union, 1923-1939 (Rus. ed.: Shchelokova O. R., transl. Imperiya «polozhitel'noi deyatel'nosti». Natsii i natsionalizm v SSSR, 1923-1939. Moscow, ROSSPEN Publ., 2011. 644 p.).

5. Tishkov V. A. [Nation, nationalism and nation-building]. In: Rossiya v global'noypolitike [Russia in Global Affairs], 2021, vol. 19, no. 2, pp. 42-62.

6. Hosking G. Rulers and victims: the Russians in the Soviet Union (Rus. ed.: Artemov V., transl. Praviteli izhertvy. Russkie v Sovetskom Soyuze. Moscow, Novoye literaturnoye obozreniye Publ., 2012. 544 p.).

7. Cheshko S. V. Raspad SSSR: etnopoliticheskiy analiz [The collapse of the USSR: ethnopolitical analysis]. Moscow, IEA RAN Publ., 2000. 396 p.

8. Slezkine Y. The USSR as a Communal Apartment, or how a Social State Promoted Ethnic Particularism. In: Slavic review, 1994, vol. 53, no 2, pp. 414-452.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Зорин Владимир Юрьевич - доктор политических наук, профессор, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, профессор Финансового университета при Правительстве РФ; e-mail: [email protected]

Каменских Михаил Сергеевич - кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований Пермского научного центра Уральского отделения Российской академии наук, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин факультета социально-экономических и компьютерных наук «НИУ ВШЭ», Пермский кампус, доцент Пермского национального исследовательского политехнического университета; e-mail: [email protected]

Vladimir Yu. Zorin - Dr. Sci. (Political sciences), Prof., Chief researcher, Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences; Prof., Moscow State University; Prof., Financial University under the Government of the Russian Federation; e-mail: [email protected]

MikhailS. Kamenskikh - Cand. Sci. (Historical sciences), Assoc. Prof., Senior Researcher, Institute of humanitarian studies, Branch of the Perm Federal Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences; Lecturer of Department of Humanitarian Disciplines, Faculty of Socio-Economic and Computer Science of National Research University Higher School of Economics, Perm Campus; Assistant Professor of Perm State National Research Polytechnic University; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION

Зорин В. Ю., Каменских М. С. Приоритеты и мегатренды нового десятилетия в национальной политике России // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2023. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru

Zorin V. Yu., Kamenskikh M. S. The priorities and megatrends of the new decade in the Russian national policy. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2023, no. 2. Available at: www.evestnik-mgou.ru

■ъ

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.