культура и национальное
ЕДИНСТВО
УДК 394; 323 ББК 65.239.719
основные направления государственной национальной политики российской федерации
Баринов игорь Вячеславович,
Руководитель Федерального агентства по делам национальностей, Трубниковский переулок, д.19, Москва, Россия, 121069, [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены важнейшие аспекты государственной политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, формирования общегражданской идентичности и укрепления единства российской нации, сохранения и развития традиционной культуры народов России. Ключевые слова
Государственная национальная политика, межнациональные отношения, национальное единство, этнокультурное развитие народов России, управленческие решения, мониторинг.
Для Российской Федерации, с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур, межнациональное согласие является неотъемлемой чертой демократического общества и одним из важнейших приоритетов государственной политики. Еще в 2012г. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил в статье «Россия: национальный вопрос»: «Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчёт в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие».
Важность этого тезиса была доказана дальнейшим политическим решением - подписанием в 2012 г. Указа «Об обеспечении межнационального согласия». Без преувеличения можно сказать, и эксперты это подтверждают, данный указ стал началом новой вехи в реализации государственной национальной политики в Российской Федерации.
Начиная с 2012г. Президентом России принят ряд важных управленческих решений в сфере государственной национальной политики. Определен стратегический вектор этой политики, отвечающий современным реалиям.
3
4
В 2012г. создана ведущая общественно-государственная площадка - Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, работа которого направлена на объединение усилий органов власти, экспертов и национально-культурных объединений в этой сфере.
Ключевым шагом стало утверждение в декабре 2012г. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. Она появилась в соответствии с требованием Главы государства в результате широкого общественного обсуждения и дискуссий.
В Стратегии отражена формула межнационального согласия в современной России, которая одновременно выступает и формулой практической деятельности как институтов государства, так и институтов гражданского общества: укрепление единства российской нации на основе сохранения и развития этнокультурной самобытности народов России. В основу положена ежедневная забота о самочувствии всех народов нашей страны, а также постоянное утверждение в повседневной жизни страны единства народов как граждан России.
В этот период созданы также профильные подразделения Администрации Президента и Правительства Российской Федерации. В марте 2015 г.Главой государства было принято решение о создании специального уполномоченного органа в сфере межнациональных отношений -Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН России).
Одной из задач, поставленных перед Агентством, является раннее прогнозирование конфликтов, которые имеют или могут приобрести межнациональную окраску. В этой связи в ФАДН России создана Система мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений.
Данный мониторинг призван обеспечить анализ состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в стране, обеспечивать возможность оперативного реагирования на возникновение конфликтных и пред-конфликтных ситуаций. Его механизм осуществляет свою работу с использованием технологий
искусственного интеллекта и самообучения, что позволяет в режиме реального времени получать актуальные данные о состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений в субъектах Российской Федерации. Система проводит мониторинг в СМИ, Интернете и социальных сетях, обеспечивает автоматическое оповещение ответственных лиц в субъектах РФ о возникновении конфликтов.
Мы ежедневно следим за информацией и реагируем экстренно, если видим всплески активности среди националистов. Также совместно с Общественной палатой Российской Федерации проводим мониторинг обращений граждан по поводу экстремистских сайтов, распространяющих идеологию запрещенной в России организации ИГИЛ/ДАИШ, их список после выявления направляется в Генпрокуратуру и Ро-скомнадзор для блокировки.
Первостепенной задачей в сфере профилактики распространения радикальной идеологии остается, конечно же, работа с молодежью. И здесь главный инструмент - разъяснение и информирование молодого поколения об античеловеческой и антиисламской сути ИГИЛ/ДАИШ. Для достижения необходимого результата нужно идти туда, где концентрируется молодежь - школьные и вузовские аудитории, спортивные секции, мечети.
В работе по контрпропаганде ИГИЛ/ДАИШ должны быть задействованы представители федеральных, региональных и местных органов власти, школьные учителя и преподаватели вузов, психологи и обязательно представители духовенства. Без участия последних эта система работать не будет.
Именно поэтому ФАДН России подготовлен проект Концепции гармонизации межнациональных отношений и формирования гражданской идентичности в молодежной среде. В проекте Концепции особый акцент делается на необходимости осуществления мониторинга студенческих групп в социальных сетях на предмет проявления ксенофобии.
Помимо этого, одной из главных задач проекта Концепции является обеспечение адаптации и социализации молодежи из различных
субъектов Российской Федерации и зарубежья в образовательную среду региона обучения. Для этих целей предполагается активное вовлечение студентов в общественную жизнь ВУЗа через культурно-массовые мероприятия и их участие в деятельности различных НКО.
Наряду с этим, в числе приоритетных для нас всегда остаются проекты с привлечением молодежи, такие, например, как прошедшая впервые этим летом смена «Молодые специалисты в области межнациональных отношений» в рамках Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория Смыслов», проведенная на Клязьме. В смене приняли участие молодые специалисты в области межнациональных отношений, историки и этнографы со всей России и стран ближнего и дальнего зарубежья - всего 1000 человек 45 национальностей из 19 республик и 15 стран, в числе которых Китай, Эквадор, Мадагаскар и Конго. Победителями «Конвейера проектов» IV смены Всероссийского молодёжного образовательного форума «Территория смыслов» стали 25 проектов.
В сентябре этого года планируется проведение уже второго Молодёжного этнокультурного лагеря «Диалог культур», целями которого являются поддержка молодежных инициатив в сфере межкультурного диалога и организация эффективного сетевого взаимодействия.
Хотелось бы отметить, что в целом по стране проводится целый ряд мероприятий, направленных на преодоление отчуждения, негативных стереотипов восприятия друг друга, существующих у представителей различных национальностей и конфессий; возрождение и развитие национальных культур и традиций; реализацию прав граждан на свободу вероисповедания.
Например, в Крыму в 2015 г. в два раза увеличена квота на хадж для крымских мусульман (со 150-ти человек до 300), что стало возможным благодаря сотрудничеству властей Крыма с руководством исламских организаций России и интеграции мусульман Крыма в российскую умму.
До воссоединения Крыма с Россией число паломников, выезжавших к святым местам в
Мекке и Медине, не превышало несколько десятков. Начиная с хаджа 2014 г., мусульмане отправляются для совершения одного из пяти столпов ислама в комфортных условиях чартерными рейсами непосредственно из Симферополя. Немаловажно и то, что средняя стоимость поездки в хадж для паломников стала практически в два раза ниже. Кроме того, праздник Ура-за-байрам объявлен нерабочим днем для всех жителей полуострова.
Говоря о Крыме, стоит отметить, что совместно с региональными властями ведется большая работа по исполнению Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского, немецкого и итальянского народов и государственной поддержке их возрождения и развития», с целью восстановления исторической справедливости и устранения последствий незаконной депортации с территории Крымской АССР этих народов.
Например, крымско-татарский язык признан одним из трех государственных языков в республике (наряду с русским и украинским), ведется подготовка учителей крымско-татарского и украинского языков, организована работа по переводу учебной литературы на эти языки. Разработан комплекс мер, который, наряду с обеспечением языковых, этнокультурных, образовательных потребностей репрессированных народов, включает в себя обустройство мест их компактного проживания, совершенствование законодательной базы.
В этой связи эксперты отмечают, что от эффективности реализации вышеупомянутого Указа во многом зависит как общее нравственное настроение репрессированных в прошлом народов, так и их отношение к России. Данные социологического исследования «Общественное мнение крымских татар о ситуации в Республике, политике государства и проблемах народа», которое по инициативе ФАДН России провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в октябре-ноябре 2015 г., показывают, что 46% опрошенных крымских татар не хотят возращения обратно
5
6
в Украину, 43% полагают, что наилучшие условия развития для крымско-татарского народа будут созданы именно в Российской Федерации. Надежды на Украину сохраняют лишь 17%. Энергоблокада полуострова окончательно оттолкнула крымских татар от Украины и сплотила крымчан независимо от их национальности.
Говоря о межнациональном и межконфессиональном согласии в нашей стране, безусловно, необходимо затронуть сферу миграции. Да, Россию не коснулась миграционная волна беженцев с Востока в прошлом году. Но те проблемы, с которыми столкнулись страны Европы в результате миграционного кризиса, нам близки и понятны. В той или иной мере мы наблюдаем схожие процессы в нашей стране постоянно. Миграция меняет этноконфессиональный состав целых регионов. По последним данным, темпы миграции в Россию в 2015 г. возросли как минимум на треть. И как следствие - продолжает оставаться высокой доля преступлений, совершенных нелегальными мигрантами.
Наша основная задача - содействовать тому, чтобы мигранты как можно успешнее интегрировались в общество. Ведь человек, ориентирующийся в местной культуре, свободно говорящий на русском языке, может занимать адекватную своему образованию позицию на рынке труда, общаться с местным населением, а не замыкаться в своей этнической группе, но главное - он может приобрести эмоциональную привязанность и уважение к стране, где живет.
Этот аспект, в том числе, учитывался при разработке государственной программы «Реализация государственной национальной политики», где один из разделов полностью посвящен проблемам адаптации мигрантов.
Работа над госпрограммой велась по поручению Правительства Российской Федерации, и в настоящее время уже сформулированы цели, задачи, структура. Она будет включать в себя восемь подпрограмм: «Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации»; «Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России»; «Русский язык и языки народов России»;
«Коренные малочисленные народы Российской Федерации»; «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Российской Федерации»; «Российское казачество»; «Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве»; «Обеспечение реализации государственной программы».
Принятие государственной программы «Реализация государственной национальной политики» позволит перейти от ситуативной поддержки отдельных мероприятий в субъектах Российской Федерации к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере государственной национальной политики.
Кроме того, в этом году впервые будет вручена Премия Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации. Вручение премии будет приурочено к 4 ноября, Дню народного единства. Впоследствии предполагается, что премия в размере 2,5 млн рублей будет присуждаться ежегодно. Считаем, что она станет важным стимулом для тех людей, которые занимаются вопросами государственной национальной политики, гармонизацией межнациональных отношений и укреплением единства российской нации.
Самое главное в национальной политике, и, мы надеемся, что вручение премии это подчеркнет: государственная национальная политика, укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России - это ежедневная кропотливая работа, а не разовые акции. Именно поэтому ФАДН России поддерживает инициативу участников смены «Молодые специалисты в области межнациональных отношений» в рамках Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория Смыслов» на Клязьме, которые предложили объявить в России «Год народного единства». Ведь именно гордость за свою Родину, за ее прошлое и настоящее, и вера в ее счастливое будущее - это то, что неизменно объединяет людей и делает их единым народом, а сохранение и укрепление общих для всех ценностей способствует гражданскому миру и межнациональному согласию в нашей стране.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // http:// Президент. РФ /news/17165.
2. План мероприятий по реализации в 2016-2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 23 декабря 2015 г. N 2648-р) // Система ГАРАНТ. РУ: http://www.garant.ru/products /ipo/prime/ doc /71195422/#ixzz48MVQvcOM.
3. Федеральный закон от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» // http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_153536/.
4. Путин В.В. Россия: национальный вопрос «Самоопределение русского народа - это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром» // Независимая газета. 2012 г. 23 января.
5. Путин В.В. Обращение к Российской нации // Вестник Российской нации. 2014. № 2. С. 9.
6. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 168 «О Федеральном агентстве по делам национальностей» // Система ГАРАНТ. РУ: http://base.garant.ru/70980460/#friends#ixz z48MQcuoL3.
7. Указ Президента РФ В.В Путина от 26 апреля 2016 г. № 200 «О премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации» // Официальный интернет-портал правовой информации // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201604260067?index =3&rangeSize.
THE BASIC DIRECTION OF STATE POLICY IN THE SPHERE OFFORMATIONOFCULTUREOFINTERETHNICRELATIONS
Barinov Igor Vyacheslavovich,
head of the Federal Agencyfor nationalities, Trubnikovsky pereulok, 19, Moscow, Russia, 121069,
Abstract
The article considers the main aspects of state policy in the sphere of interethnic relations, promoting and maintaining culture between ethnic groups, peoples and Nations living on the territory of Russia.
Keywords
Public policy, national relations, management decisions, monitoring, concern about the well-being of all peoples of Russia
7