Научная статья на тему 'Этнополитические и религиозные особенности развития калмыцкого общества на грани XX-XXI вв'

Этнополитические и религиозные особенности развития калмыцкого общества на грани XX-XXI вв Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
155
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саврушева Калерия Цереновна

В статье рассматриваются особенности развития калмыцкого общества в конце XX начале XXI в. В частности, речь идет о политической, религиозной специфике калмыцкого этноса, изменении языковой ситуации в республике Калмыкия. Особое внимание уделено становлению социальной роли буддизма, возрождению духовной культуры калмыцкого народа, подъему национального самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Саврушева Калерия Цереновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Ethnopolitical Development of the Kalmyk Society in the End of 20th-Beginning of 21st Centuries

In clause features of development of a Kalmyk society at the end of the 20th beginning of the 21st centuries are considered. The change of the language situation in particular is the question of political, religious specificity of Kalmyk ethnos, in republic Kalmykia. The special attention is given to becoming of a social role of the Buddhism, revival of spiritual culture of Kalmyk people, rise of national consciousness.

Текст научной работы на тему «Этнополитические и религиозные особенности развития калмыцкого общества на грани XX-XXI вв»

История российских народов

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАЛМЫЦКОГО ОБЩЕСТВА НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВВ.

К.Ц. САВРУШЕВА

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10-1

В статье рассматриваются особенности развития калмыцкого общества в конце XX -начале XXI в. В частности, речь идет о политической, религиозной специфике калмыцкого этноса, изменении языковой ситуации в республике Калмыкия. Особое внимание уделено становлению социальной роли буддизма, возрождению духовной культуры калмыцкого народа, подъему национального самосознания.

В современной период развития истории России одной из важнейших задач является усовершенствование национально-государственного устройства. Это связано с необходимостью построения эффективной федеральной системой власти, с действительным равенством между субъектами Российской Федерации и обеспечением необходимых условий для интеграции в единую языковую и культурную среду многочисленных национальных этносов страны. Федеративный договор, принятый в 1992 г., по-новому разграничил полномочия федеративных и региональных органов власти. Прерогативой федеральных органов являются, в частности, такие вопросы, как принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство, территория государства; управление федеральной государственной собственностью и финансовое регулирование; внешняя политика; вопросы войны и мира1.

По мнению многих ученых, новизна конституционной модели российского федерализма, с точки зрения обеспечения единой системы федеративных отношений, состоит в признании единства государственного суверенитета Российской Федерации и отмене наименования республик «суверенными», закреплении принципов верховенства Конституции РФ и федеральных органов, конституционного разграничения предметов ведения Федерации, ее субъектов. В первой половине 90-х гг. имела место неустойчивость федеративных отношений в нашей стране, но она постепенно преодолевалась, выравнивались пути решения различных вопросов в конституционной сфере. Во многих республиках возникали проблемы с приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным.

Конституция Республики Калмыкия (Степное Уложение Республики Калмыкия) особое место в системе власти отводит Президенту - главе Республики, ее исполнительной власти, высшему должностному лицу. Высшая представительная власть и законодательная власть принадлежит Парламенту Республики Калмыкия - Народному Хуралу, в состав которого входит 27 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Следует

отметить, что право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Народного Хурала, Правительству, представителям органов местного самоуправления. В системе исполнительных органов республики широкую структуру представляет администрация Президента Калмыкии, в которую входят представители президента в городе Элисте, Сити Чесс, в 13 районах республики со своими штатами. Составной частью системы исполнительных органов является также институт представителей республики при федеральных органах исполнительной власти. К таковым относятся: Постоянное представительство РК при Правительстве РФ в Москве и Постоянное представительство Республики Калмыкия при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе2.

В научной литературе существуют различные точки зрения на природу политической власти Российской Федерации в так называемый «переходный период». По мнению некоторых исследователей, Республика Калмыкия относится к «модели приватизации власти», которая возникла там. где группа бизнеса взяла власть или установила полный контроль над ней. Так, президент Калмыкии К.Н. Илюмжинов ввел жесткое управление экономикой, и Калмыкия стала единой промышленной и финансово-инвестиционной корпорацией. При этом президент лично контролирует экономическую деятельность всей республики и назначает как ответственных чиновников, так и руководителей государственных предприятий3.

В начале 1990-х гг. остро встал вопрос о реабилитации всего того, что было связано с геноцидом в форме массовых депортаций и репрессий целых народов, с аннексией и ликвидацией самостоятельной государственности, когда был нанесен сильнейший удар по генофонду гонимых этносов. Начиная с декларации Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессированных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», принятой в 1989 г., начался процесс реабилитации4. Закон Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов (принят в 1991 г.) был одним из первых нормативных актов страны, осудивших беззаконие и произвол на государственном уровне по отношению ко многим народам. Этот документ признал репрессированными те народы, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, изменением национально-территориальных границ, установлением режима насилия в местах специальных поселений. К числу таких народов принадлежали и калмыки. Реабилитация репрессированных народов осуществлялась по политическим, социальным и культурным направлениям. На государственном уровне были приняты отдельные законодательные акты по отношению к каждому народу. Для калмыков таким правовым актом стал Указ Президента страны «О мерах по реабилитации калмыцкого народа и государственной поддержке его возрождения» от 25 декабря 1993 г., который был издан в связи с пятидесятилетием депортации. Вышеназванный документ содержит комплекс мер по завершению реабилитации калмыцкого народа, материальной компенсации репрессированным и их детям, родившимся в специальных поселениях.

Целостность и стабильность России во многом зависит от построения региональной (этнотерриториальной) политики, что требует учета многих факторов, связанных с взаимоотношением Центра с субъектами и дальнейшим развитием данного субъекта. Как показывает реальная действительность, большую помощь центральным и местным органам государственной власти в регулировании обществен-

ных процессов, в достижении согласия между массами и властными структурами может оказать знание местной этнической и религиозной специфики.

Важной составной частью работы в этом направлении является распространение достоверных и полных знаний о культуре, традициях и обычаях граждан страны, принадлежащих к разным этносам, поощрение интереса, особенно среди молодого поколения, к другим культурам. В свою очередь, это актуализирует необходимость углубленных этнологических и религиоведческих исследований, принятия адекватных решений5.

Программа возрождения и развития калмыцкого народа, утвержденная в 1994 г., предполагает решение наиболее острых проблем жизнедеятельности калмыцкого народа, восстановление его статуса, прав и национального достоинства в составе Российской Федерации. Выполнение задач, поставленных в этом документе, отвечает основным направлениям национальной политики нашего государства на его южных рубежах и, в значительной мере, будет способствовать стабилизации социально-экономической и политической обстановки в этом регионе. В результате принудительного выселения калмыков искусственно создавались препятствия для духовного развития калмыцкой нации, ее свободного выражения в сфере языка, культуры, исторически сложившихся традиций. В значительной степени этому способствовал остаточный принцип финансирования в сфере культуры, образования, науки, отсутствие должного внимания к нуждам республики. Депортация привела к серьезным потерям памятников национальной истории и архитектуры, культовых ценностей, к уничтожению всех основных религиозных сооружений ламаистской церкви, в том числе Хошеутовского хурула, Дунду хурула, богословской школы (академии), бывших очагами развития культуры на территории республики.

Ряд статей новой Конституции Республики Калмыкия (Степное Уложение Республики Калмыкия) отражает историческую и национальную специфику калмыцкого народа. Так, статья 15 отмечает, что «Республика Калмыкия всемерно содействует сохранению самобытности и этнической неповторимости, традиций калмыцкого, русского и других народов республики, особое внимание уделено почитанию старших, уважению к женщине, любви и заботе о детях». В статье 16 говорится о том, что «являясь единственным очагом и хранителем калмыцкой национальной культуры, историко-культурного наследия, Республика гарантирует их сохранение и развитие»6.

Выделение этнических аспектов в национальных процессах позволяет понять их сущность, прежде всего, путем раскрытия культурно-бытовой специфики жизни народов, отличающейся большой устойчивостью. Как известно, благодаря осознанию этичности осуществляется взаимосвязь человека и общества на основе общей культуры, традиций, обычаев и религии. Этническое развитие во многом обусловлено историческим и культурным прошлым того или иного этноса. Происходящие в России изменения активизируют этническое сознание. Поэтому следует согласиться с тем, что государственная политика должна исходить из осознания этнических и историко-культурных межэтнических и социально-экономических взаимовлияний7. Развитие этнического сознания во многом обусловлено ростом общественного сознания, вызванного развалом Советского Союза и созданием на его территории независимых государств, дестабилизацией экономического развития и социального уклада жизни народа. Рост национального самосознания во многом проявляется в отношении к родному языку, его сохранению, как части национального и культурного наследия. Особое значение в развитии национальных отношений, культуры, языков народов России имеют закон РСФСР (25 октября 1991 г.) «О языках народов РСФСР» и Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в

Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» (27 июля 1998 г.). Все языки народов страны объявлены национальным достоянием Российского государства и взяты под его защиту.

Важнейшими проблемами государственного суверенитета Калмыкии является определение статуса родного языка, изменение языковой ситуации, возрождение и развитие культуры этносов, проживающих на территории республики. Руководствуясь положениями «Декларации о государственном суверенитете Калмыцкой ССР (1990 г.), Верховный Совет Калмыкии в 1991 г. принял закон о языках в Калмыцкой ССР. Он гарантировал всем гражданам необходимые условия для свободного использования родного языка в различных сферах государственной и общественной жизни, возрождения, сохранения и развития языков народов, проживающих на территории Республики Калмыкия. Следует отметить, что действующее законодательство о языках как федерального, так и республиканского значения в основном отражает государственно-правовой аспект в регулировании языковых отношений, ко социокультурная сторона не получила в нем достаточного отражения.

В процессе национально-государственного строительства еще в 20-50-е гг. XX в. особое внимание уделялось вопросам территориального размежевания с соседними регионами. Это было связано с рядом причин: национально-территориальной чересполосицей; в отдельных случаях неясностью границ областей, уездов; политикой переселения народов с их исторических мест проживания и др. Все это вызывало споры. Конфликты между соседями приводили к межнациональной розни.

Территориальных конфликтов не избежала и современная Калмыкия. Примером может служить ее спор с Астраханской областью, связанный с пограничной территорией, составляющей 390 га пастбищных земель, по которой в настоящее время проходит нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума. До 1943 г. спорная территория принадлежала Калмыцкой АССР. После депортации калмыцкого народа она была передана Астраханской области, а после восстановления калмыцкой государственности указанная территория вновь отошла к Калмыкии, сохранившись «в вечном пользовании» Астраханской области. Однако, ни статус спорной территории, ни границы вышеназванных субъектов Российской Федерации не были утверждены на федеральном уровне. Поэтому между соседями возникли острые разногласия по вопросу поступления в бюджет отчислений, взимаемых на спорной территории. Калмыцкая сторона ставит вопрос о праве Астраханской области бесплатно пользоваться землей, переданной ей «в вечное пользование», или о внесении платы за аренду8. Конфликтующие стороны должны были воздерживаться от односторонних действий по урегулированию этой проблемы. Однако принципиальные, но не совпадающие позиции руководства регионов не изменились. Недовольство властей Калмыкии вызывает и осуществление областью переоформления прав и государственной регистрации правоустанавливающих документов на земельные участки, находящиеся на спорной территории. Возможно, что если подобные действия областного руководства будут продолжаться, то республика может инициировать постановку вопроса перед правительством страны о возобновлении рассмотрения калмыцко-астраханского земельно-территориального спора и отмене ранее принятых союзными и российскими властями нормативных актов 1945-1974 гг., касающихся использования земель Калмыкии.

В настоящее время официальные лица республики считают, что спорный вопрос может быть урегулирован по аналогии с калмыцко-дагестанским вариантом, когда в мае 2000 г. правительства двух республик подписали соглашение об использовании отгонных пастбищ в административно-территориальных границах Калмыкии хозяйствующими субъектами Дагестана. Однако астраханская сторона воздержива-

ется от подобного шага, продолжая считать претензии Калмыкии безосновательными, полагая, что в силу многолетнего фактического землепользования спорные территории принадлежат Астрахани.

Россия, как и другие постсоветские государства, в первой половине 1990-х гг. переживала период демократической трансформации гражданского общества и правового государства, формирования многопартийной системы. Признаки перемен проявились в разнообразии движений, представляющих широкий спектр политических интересов. Либерализация социально-политической жизни в России, развитие экономических отношений и процессов, подъем национального самосознания ускорили возникновение национально-патриотических движений, которые стали разнообразными, как и этнические проблемы и противоречия, вызвавшие их к жизни. Значительная часть этих движений выдвигала конструктивные идеи, выступала за сохранение ментальных структур идентичности этнических образований, пыталась обеспечить полноценное воспроизводство малых социальных общностей. Но очевидным было и то, что некоторые национальные движения в борьбе за власть использовали сепаратистские настроения, эксплуатируя национальную идею.

Социально-экономическая отсталость Калмыкии, ее удаленность от крупных политических, экономических, культурных центров оказали свое влияние на низкие темпы развития демократизации в перестроечный период. Общественные и политические движения, национальные партии в республике появились в начале 1990-х гг. За этот период были зарегистрированы такие партии, как Коммунистическая, Свободная, Демократическая, Республиканская, Аграрная, Конференция анархистов. Партии демократической направленности отличались малочисленностью и были разобщены по этническому признаку, что стало главным препятствием для их объединения. Численность общественных движений была значительно большей, они создавались на основе национальных, сословных интересов и были представлены такими движениями, как «Ойрат» (Движение калмыцкого народа), «Союзом казаков Калмыкии», «Молодежной буд дийской ассоциацией» и другими.

В результате проводимой государственной и экономической реформ в настоящее время происходят изменения и в духовной жизни страны: восстанавливаются духовные ценности, происходит возвращение к принципам гуманного и уважительного отношения к прошлому, своей истории, религиозным чувствам граждан. Важным в ряду приоритетов российской государственности считается религиозное, конфессиональное многообразие российской действительности.

Российское государство заинтересовано в поддержке традиционных форм религий, исповедуемых народами России, в частности, православия и буддизма. Отношения между буддизмом и православием в Калмыкии не дают оснований для антагонизма. Проживание в течение длительного времени на одной территории народов, принадлежащих к различным языковым группам, исповедующих разные религии, способствовало выработке особой культуры межэтнического общения. Как говорилось выше, межэтнические конфликты, как правило, связаны с территориальными проблемами, корни которых уходят в далекое прошлое. Для создания правовой основы возрождения духовной культуры калмыцкого народа по предложению Президента Калмыкии К.Н. Илюмжинова из 46-й статьи Конституции РК была исключена часть вторая, свидетельствующая о том, что религиозные объединения в республике отделены от государства.

В настоящее время фактором консолидации калмыцкого этноса является становление социальной роли буддизма, потерявшего свое влияние еще в 20-40 гг. XX в. В 1989 г. в Элисте была зарегистрирована буддистская община. К концу 1992 г. было открыто 5 мо-

литвенных домов, реставрирован Хошеутовский хурул, находящийся на территории Астраханской области. В начале 1990-х гг. дважды (в 1991 и 1992 гг.) калмыков посетил Далай-Лама Минуя Центральное духовное управление буддистов России, находящееся в Бурятии, восстановлено прямое подчинение калмыцкой общины администрации Далай-Ламы, при этом особо подчеркивается наличие единства всего буддистского мира. В столице Республики Калмыкия открыт институт возрождения калмыцкого языка и буддизма, начал регулярно выходить журнал «Мандала», посвященный истории буд дизма в целом и его калмыцкой разновидности в частности. Следует отметить, что Калмыкия является единственным центром буд дизма в Европе и может стать крупным центром по изучению этой мировой религии. В настоящее время в Калмыкии существуют 15 храмов различных конфессий, среди них - два православных, которые были построены за последние 10 лет. Важно подчеркнуть, что в республике отсутствует национальная напряженность, несмотря на то, что здесь проживают представители 85 национальностей.

' Г' ОТ/"Т Л1 Ж лЛл'МА»* ттпл^тта»1т Т о/1'тлтпггг 1й Т> »ТПЛ'ГЛт'ТГЛГ» гтлттятпт*тттл»'Т' ЛЛ^ЛТ! .

х шмш1 иирсииш, о па^ 1 ирСдиюшших ПС

только теоретический, но и практический интерес. Российское общество все больше приходит к осознанию своей этичности, своих национальных интересов, тем более если речь идет об обществах с устойчивыми этноконфессиональными традициями и установками.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Федеративный договор: документы и комментарии - М., 1992.

2 Магомедов А.К. Власть новой Калмыкии. Организация и пределы согласия политической элиты // Россия и современный мир. - 1995. - № 3.

3 Колосов В., Стрелецкий В. - Хальмг Тангч: экономика, политика, лидеры // Власть. -1996,- № 1.

4 Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. - М., 1993. - С. 189-190.

5 Балова Н.В. Исторические традиции и особенности становления Российской государственности (1991—1995гг.): Автореф. дисс. ... к.и.н. - М., 2003. - С. 24.

6 Максимов К.Н. Калмыкия в национальной политике, системе власти и управления России. - М., 2002. - С. 478.

7 Тузов Н.В. Этнорелигиозные отношения и проблемы политической стабильности в России в 90-е годы XX века (на примере Северного Кавказа): Автореф. дисс. ... к.и.н. - М., 2003.-С. 15.

8 Известия. - 2001. - 5 мая.

FEATURES OF ETHNOPOLITICAL DEVELOPMENT OF THE KALMYK SOCIETY IN THE END OF THE 20™ - BEGINNING OF THE 21st CENTURIES

K.T. SAVRUSHEVA

Department of Russian History Peoples Friendship University of Russia 10-a, Miklukho-Maklay Str., Moscow, 117198 Russia

In clause features of development of a Kalmyk society at the end of the 20th - beginning of the 21st centuries are considered. The change of the language situation in particular is the question of political, religious specificity of Kalmyk ethnos, in republic Kalmykia. The special attention is given to becoming of a social role of the Buddhism, revival of spiritual culture of Kalmyk people, rise of national consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.