УДК 294.3 ББК 86.3
Н.Ф. Бакараева, М.С. Уланов
БУДДИЗМ И ЕГО РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема роли буддизма в сохранении духовно-нравственных ценностей и национальной идентичности калмыцкого народа в условиях Советской власти. Автор отмечает, что буддийский фактор, несмотря на жестокие репрессии и гонения, продолжал оказывать серьезное влияние на калмыцкое общество и способствовал сохранению духовных ценностей и национальной идентичности калмыков.
Ключевые слова: буддизм, духовные ценности, национальная идентичность, священнослужители.
N.F. Bakaraeva, M.S. Ulanov
BUDDHISM AND ITS ROLE IN THE PRESERVATION OF CULTURAL VALUES AND NATIONAL IDENTITY OF THE KALMYK PEOPLE UNDER THE SOVIET REGIME
Summary. The article deals with the role of Buddhism in the preservation of spiritual and moral values and national identity ofthe Kalmyk people under the Soviet regime. The author notes that the Buddhist factor, despite the brutal repression and persecution, continued to have a serious impact on the Kalmyk society and helped to preserve the spiritual values and national identity Kalmyks.
Keywords: Buddhism, spiritual values, national identity, the clergy.
Сегодня можно наблюдать значительное усиление интереса к религии как в Калмыкии, так и в России в целом. Религия в настоящее время становится одним из основных признаков национального самосознания. В новых условиях весьма актуальным становится возвращение в духовную жизнь народа всего лучшего, что было присуще прежним этнокультурным формам, всего того, что могло бы способствовать духовному возрождению этносов. Поэтому не случайно в общественном сознании россиян утвердилось мнение о том, что именно религиозные ценности традиционных конфессий представляют собой важнейший источник нравственности.
В связи с этим актуальным представляется обращение к проблеме роли буддизма в сохранении духовно-нравственных ценностей и национальной идентичности калмыцкого народа в условиях Советской власти.
Трагическими событиями был полон XX век для калмыцкого народа: репрессии, война, депортация. Подвергаясь гонениям, геноциду и террору, калмыки, как и другие малые народы России пережили притеснения, уничтожение культурного наследия, истребление многих тысяч сынов и дочерей. В условиях суровой зимы 1943 года калмыцкий народ перенес насильственное выселение, массы людей погибли от голода и холода, а оставшиеся в живых подверглись жестоким испытаниям. Калмыцкая АССР была ликвидирована.
Для репрессированных народов в суровых сибирских регионах был создан жестокий административный режим, их наказывали за малейшее нарушение режима проживания. Депортированные калмыки оказались в тяжелейших условиях лицом к лицу с болезнями, голодом, холодом, без крыши над головой и средств; главной проблемой стало выживание, и здесь по-настоящему проявились их стойкость духа и неистребимая вера. В этих условиях, несмотря на неимоверные трудности, люди оставались верными духовно-нравственным идеалам и преданно соблюдали буддийские заповеди, что придавало им силы для выживания.
В тяжелейшем положении, в котором оказался народ, буддизм способствовал сохранению основных духовных ценностей. В памяти калмыцкого народа еще оставались действовавшие в 1930-х гг. храмы, предметы буддийского культа, буддийские тексты, литература на старо калмыцкой письменности, созданной Зая-Пандитой Намкай Джамцо (1599-1662). Буддизм сыграл значительную роль в культурной жизни калмыцкого народа, в его социально-политическом подъеме, сохранении духовных ценностей и национальной идентичности. Даже в условиях сибирской ссылки калмыки свято хранили древние обычаи и свою религию [1, С. 94-95].
Ко времени выселения калмыков, в республике не осталось ни одного культового сооружения. А ведь, калмыцкие хурулы, помимо их культового назначения, являлись также центрами средоточения культуры и знаний, хранили традиции народа, принесшего из далекой Джунгарии свою веру, обычаи, искусство. Калмыцкие священнослужители поддерживали связь с единоверцами в других странах, чем постоянно обогащали свою культуру. Религиозные каноны сформировали особые школы иконописи, скульптуры, музыки, воздействовали на развитие науки и литературы. Каждый крупный хурул располагал библиотекой, оркестром, был украшен иконами и скульптурными изображениями божеств. При хурулах были школы и духовные училища, которые являлись единственными очагами грамотности в калмыцких степях. Гелюнги обучали учеников-мальчиков азбуке монгольского, калмыцкого и тибетского языков, чтению и письму, игре на ритуальных музыкальных инструментах [2, С.15-16]. В училище языки изучались более глубоко. Здесь преподавали также философию, начальные курсы математики, географии, астрономии, тибетской медицины.
Всё это прекратило свое существование в период с 1933 по 1941 гг. - во время интенсивной политики атеистического воспитания и антирелигиозной работы, репрессий и гонений на священнослужителей. Правящая партия и государство рассматривали духовенство и религии всех конфессий как внутреннего врага, и как «пособников мирового империализма». Был нанесен удар по калмыцкой буддийской церкви и буддийскому духовенству, в результате чего в конце 30-х - начале 40-х годов все хурулы на территории Калмыкии были закрыты и разрушены. Духовные лица были либо высланы, либо же принуждены к сложению духовного сана. Калмыкия стала полностью, по официальным отчетам атеистической.
К началу Великой Отечественной войны, буддизм в Калмыкии, как религиозная (церковная) организация, практически был уничтожен, а бывшие священнослужители, даже будучи уже в ссылке, подвергались гонениям и преследовались НКВД. Наступило время, когда вся религиозно-философская практика буддизма сводилась лишь к тайным ритуальным обрядам. Прекратилась подготовка кадров духовенства. Возникла реальная угроза прерывания преемственности традиций и невосполнимой утраты исторического пласта духовной, материальной культуры калмыцкого народа.
Серьезным последствием депортации народа стал разрыв связи между поколениями, нарушение традиций передачи этнокультурного опыта от родителей к детям. Но вера и преданность буддийскому учению жила в народе. Буддизм, как система
нравственных установок, морально поддерживал калмыков и оказал огромное влияние на сохранение духовности и культуры. Он являлся одним из связующих звеньев, способствовавших этнической консолидации в местах сосредоточения депортированных калмыков. В этот период буддизм был для калмыков средством борьбы за выживание. Буддийские традиции и ценности в годы депортации не были забыты, не отошли в прошлое, а бережно сохранялись в семьях и бывшими священнослужителями. Калмыки втайне от властей отмечали свои праздники Цаган сар, Зул, Урюс сар.
В ссылке бывшие священнослужители по возможности осуществляли религиозную деятельность, обслуживали духовные потребности верующих мирян, укрепляли их дух во время суровых испытаний. Гелюнги, делились своими знаниями, лечили, спасали от многих болезней, молились за умерших и живых. Бывшие священнослужители брали на себя бремя ответственности и заботу за всех страдающих и ищущих помощи, становясь «островками надежды и веры» для высланных калмыков. Ламы хорошо знали калмыцкую литературу, письменные памятники, были знакомы с астрологией и тибетской медициной. Многим гелюнги помогали просто словом, давали наставления. Помощь гелюнга была необходима людям, которые проходили такие испытания, как война, ссылка, голод, разруха, лишения. Своей добротой и силой духа они заслужили авторитет и уважение у народа.
Несмотря на гонения, на то, что проявление религиозных чувств осуждалось, многие люди продолжали оставаться верными своей религии, и крепко держались своей веры. Верующие калмыки справляли народные праздники, зажигали лампады, молились, а буддийские изображения тщательно прятали. Люди тайно посещали бывших священнослужителей, чтобы провести обряд «продление жизни», «обрезание чёрного языка», «поминание усопших» и т.д. Почти все калмыки носили «бу» - защитный амулет, который заказывали у лам.
Благодаря деятельности священнослужителей сохранилась вера и традиции калмыцкого народа, которые они пронесли сквозь все испытания и донесли до следующих поколений. Пример тому библиотека Тугмюд-гавджи, которая хранится в архиве Калмыцкого института. В библиотеке Гавджи содержатся книги по буддизму, дидактике, астрологии, по буддийской философии, футурологии, медицине, грамматические сочинения и др. Библиотека состоит из более двухсот наименований литературы на тибетском, монгольском, ойратском языках. Среди них есть очень редкие и ценные произведения.
После восстановления калмыцкой автономии верующие пытались добиться открытия хурула. Однако власти не допустили регистрации ни одной общины. Партийная верхушка считала важным поддерживать имидж Калмыкии как атеистической республики. Однако вопреки желанию властей в Калмыкии все же возник ряд неофициальных буддийских центров в местах проживания бывших лам. Такие центры находились в п. Цаган Аман, совхозе «Заливной», с. Троицкое и в некоторых других местах [3, С. 75]. В поселке Цаган-Аман проживал Тугмюд-гавджи, где до сих пор сохранился его молельный домик, рядом с ним построен хурул. Позже его стали называть в народе Цаганаманский Аава. Зодва Натыров жил в с. Володаровское, его звали «Володаровский Аава», в память о нем односельчане построили ступу. Намка Кичиков жил в поселке Заливной, ныне Алцынхута, его именем назвали улицу, где он жил, в настоящее время строится ступа в его честь.
Данные этносоциологического исследования, проведенного в 1985 году, показывают, что довольно значительная часть взрослого населения Калмыкии, несмотря на атеистическую политику государства, все же сохраняла свою религиозную идентичность и буддийскую традицию и, что особенно важно, передавала ее молодому поколению.
Результаты этого исследования позволяют найти объяснение тому обстоятельству, что после демократизации общественной жизни в Калмыкии был зафиксирован резкий рост религиозности среди коренного населения [4, С. 125].
Подводя итоги, можно отметить, что буддийский фактор, несмотря на жестокие репрессии и гонения, продолжал играть важную роль в калмыцком обществе и способствовал сохранению духовных ценностей и национальной идентичности калмыцкого народа в условиях советского времени.
Список литературы
1. Биткеев П.Ц. Духовный мир калмыков спецпереселенцев // Репрессированные народы: упразднение их государственности и проблемы реабелитации. - Элиста: Калм. книж. изд., 1993. - С. 94-95.
2. Борисенко И., Мошулдаев Б. Хошеутовский хурул. Элиста: Калм. книж. изд., 1989. - 28 с.
3. Уланов М.С. Буддизм: исторический опыт и современность. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2006. - 95 с.
4. Уланов М.С. Буддизм в социокультурном пространстве России. Элиста: Изд-во КалмГУ 2009. - 236 с.