Научная статья на тему 'ЭТНОПЕДЕГОГИКА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА'

ЭТНОПЕДЕГОГИКА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ETHNOPEDAGOGICS / METHODS OF EDUCATION / CULTURAL VALUES / FAMILY EDUCATION / PHYSICAL EDUCATION / LABOR EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамаев Артур Мурадинович, Кодзоков Беслан Валерьевич

Этнопедагогика народов всегда свидетельствует о его исторических ценностях, его заботе о передаче своего культурного потенциала подрастающему поколению. Хотя современные народы России во многом уже не применяют многие приемы воспитания подрастающего поколения, которые были приняты в их народе, ценность различных методик воспитания не теряет своей актуальности. Народы Северного Кавказа всегда отличались своем многообразием и особенностями воспитания своих детей. У каждого из данных народов были свои приемы и методы воспитания достойного представителя своего рода, так как сохранение чести и достоинства рода всегда считалось главной ценностью горцев. На современном этапе народы Северного Кавказа чтят свои традиции и в ходе домашнего воспитания, во многих семьях данного региона России до сих пор применяются методики воспитания издавна существовавшие в их народе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамаев Артур Мурадинович, Кодзоков Беслан Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPEDOGY OF THE PEOPLES OF THE NORTHERN CAUCASUS IN THE FIRST HALF OF THE XVIII CENTURY

Ethnopedagogics of peoples always testifies to their historical values, their concern for the transfer of their cultural potential to the younger generation. Although the modern peoples of Russia in many ways no longer apply many of the methods of education of the younger generation that were adopted in their people, the value of various methods of education does not lose its relevance. The peoples of the North Caucasus have always been distinguished by their diversity and the peculiarities of their children's upbringing. Each of these peoples had their own methods and methods of educating a worthy representative of their kind, since preserving the honor and dignity of the family has always been considered the main value of the highlanders. At the present stage, the peoples of the North Caucasus honor their traditions in the course of home education, and many families in this region of Russia still apply the methods of education that have long existed in their people.

Текст научной работы на тему «ЭТНОПЕДЕГОГИКА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА»

Литература:

1. Асонова Е.А., Борусяк Л.Ф., Романичева Е.С. Литературное образование: мнения участников образовательных отношений. Вопросы образования / Educational Studies Moscow.Москва: Высшая школа экономики, 2020. №1. С. 159-179.

2. Бондаренко М.А. Воспитание нравственных качеств у студентов вузов (на примере отечественной литературы): автореф.дисс... .канд.пед.наук. Москва, 2006. - 24 с.

3. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71280432/

4. Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза: автореферат дисс ... доктора педагогических наук: 13.00.01, Казань, 2010. - 42 с.

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года от 04 октября 2000 года № 751 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html)

6. Овчаренко А.Ю. Художественный текст в поликультурном образовательном пространстве. Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2010. № 1. С. 83-89.

7. Факторович А.А. Педагогические технологии. М.: Юрайт, 2016 - 113 с.

8. Факторович А.А. Организация поликультурного пространства литературного образования как условие личностно-смыслового развития старшеклассников. дисс.кан.пед.наук. Ростов-на Дону, 2005. - 233 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях, подполковник полиции Шамаев Артур Мурадинович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, майор полиции Кодзоков Беслан Валерьевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ЭТНОПЕДЕГОГИКА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

Аннотация. Этнопедагогика народов всегда свидетельствует о его исторических ценностях, его заботе о передаче своего культурного потенциала подрастающему поколению. Хотя современные народы России во многом уже не применяют многие приемы воспитания подрастающего поколения, которые были приняты в их народе, ценность различных методик воспитания не теряет своей актуальности. Народы Северного Кавказа всегда отличались своем многообразием и особенностями воспитания своих детей. У каждого из данных народов были свои приемы и методы воспитания достойного представителя своего рода, так как сохранение чести и достоинства рода всегда считалось главной ценностью горцев. На современном этапе народы Северного Кавказа чтят свои традиции и в ходе домашнего воспитания, во многих семьях данного региона России до сих пор применяются методики воспитания издавна существовавшие в их народе.

Ключевые слова: этнопедагогика, методы воспитания, культурные ценности, семейное воспитание, физическое воспитание, трудовое воспитание.

Annotation. Ethnopedagogics of peoples always testifies to their historical values, their concern for the transfer of their cultural potential to the younger generation. Although the modern peoples of Russia in many ways no longer apply many of the methods of education of the younger generation that were adopted in their people, the value of various methods of education does not lose its relevance. The peoples of the North Caucasus have always been distinguished by their diversity and the peculiarities of their children's upbringing. Each of these peoples had their own methods and methods of educating a worthy representative of their kind, since preserving the honor and dignity of the family has always been considered the main value of the highlanders. At the present stage, the peoples of the North Caucasus honor their traditions in the course of home education, and many families in this region of Russia still apply the methods of education that have long existed in their people.

Keywords: ethnopedagogics, methods of education, cultural values, family education, physical education, labor education.

Введение. Для народов Северного Кавказа всегда было очень важно сохранить свои обычаи, традиции и народный фольклор. Для этого они разработали своеобразную народную педагогику.

Конечно, каждый этнос имел свои представления о воспитании подрастающего поколения, но в главных постулатах народной педагогики (как и в традициях) народы Северного Кавказа были едины. В связи с созданием подобной своеобразной духовной системы воспитания у народов Северного Кавказа, представляется необходимым выделение такого понятия как «общекавказская народная педагогика», которая под воздействием исламской религии претерпела некоторую трансформацию.

Изложение основного материала статьи. Народы Северного Кавказа в достаточной мере понимали значение семейного и народного воспитания для ребенка. Они говорили, что худшая беда для семьи - это плохо воспитанные дети.

Прежде всего, большое значение горцы придавали трудовому воспитанию, так как в основе своей они были земледельцами и охотниками. Горцы считали, что труд является основным условием жизни, а тунеядец являлся основной фигурой для насмешек в народном фольклоре у всех народов Северного Кавказа: «Лентяю всегда кажется, что он мало кушает и много работает» (каб.), «Кто долго спит - дом не строит» (ингуш.), «Кто сидит летом в тени - зимой живот слушает» (балк.), «Лентяй руками ест, а брюхом работает» (лакс.) и т.д. На примере старших, дети видели важность труда в жизни человека. Мужчины занимались скотом и землей, женщины занимались домашним хозяйством, шитьем, рукоделием и т.д.

В трудовом воспитании упор делался на выработку способности выполнять любую работу, выносливость, умение изготавливать орудия труда. При этом молодежи прививалось отрицательное отношение к людям, проводящим праздный образ жизни. Иностранные авторы, посещавшие Северный Кавказ в первую очередь отмечали, что дети горцев-мусульман не боялись выполнять любую работу и отличались большим трудолюбием [1].

Основными методами у народных педагогов Северного Кавказа являлись: разъяснение, одобрение, убеждение, упражнение, приучение, наказание и т.д. Приветствовалось как индивидуальное, так и коллективное обучение.

Приучение к труду начиналось у горцев очень рано - с 2 лет. С этого возраста дети выполняли посильную для себя работу - приносили столовые приборы, поднимали что-нибудь с пола, подавали вещи и т.д. До 6-7 лет дети были практически свободны, бегали, играли, общались, выполняя не значительную работу.

Воспитание в этот период было материнское: мальчики и девочки воспитывались вместе. С 7 лет уже начиналось раздельное обучение. Трудовое воспитание девочек начиналось раньше - им разъясняли как выполнять домашние работы, но помимо этого девочки учились шитью, плетению, вязанию, обработке шерсти, вышиванию и т.д.

Мальчиков учили уходу за скотом, приучали к сельскохозяйственным работам. В итоге к 14 годам мальчики становились полноценными помощниками отца. Они уже мастерски владели сохой, косой, серпом, топором. Подростки умели уже ухаживать за скотом: кормили, чистили, гнали на водопой, пасли, обрабатывали в горах молочные продукты. Дома мальчики выполняли все земледельческие работы, заготавливали сено и дрова, выполняли по дому всю мужскую работу, чинили и строили дома.

Возрастом совершеннолетия у горцев считалось пятнадцатилетие. К этому возрасту девочки уже самостоятельно умели вести домашнее хозяйство, а мальчики не только овладевали основными трудовыми навыками, но уже получали определенную профессию. С 15 лет молодые люди уже имели право создавать свои семьи.

Без хорошей физической подготовки невозможно было выполнять свои трудовые обязанности и иметь крепкое здоровье. И тут на передний план выходит физическое воспитание. Даже выбирая невесту для своего сына, родители обращали внимание не столько на ее красоту, сколько на ее умение заботиться о своей семье, выполнять женскую работу, ее здоровье и выносливость. Выбирая жениха для своей дочери, родители также обращали внимание на его физическое развитие и здоровье. Горцы-мусульмане придерживались того мнения, что лишь здоровые родители могут иметь здоровых детей.

Ребенка еще с рождения начинали закалять. П.С. Потемкин в 1784 году писал, что кабардинцы новорожденного ребенка оставляли на свежем воздухе без всякого ухода [2]. Осетины укутывали новорожденных детей и постепенно теплую одежду меняли на более легкую. Все дети чеченцев и ингушей закалялись с применением природных факторов - Солнца, воды, воздуха.

В детях воспитывали стойкость к любым лишениям и не допускали по отношению к ним проявления малейшей ласки и нежности. Горское воспитание можно было сравнить со спартанским воспитанием. Мальчики усиленно занимались физическими упражнениями, стойко переносили холод, голод и бессонницу. Горское воспитание считалось одним из лучших, и даже татарские ханы отправляли своих детей на воспитание к черкесам [3].

Если для крестьянских детей физическое воспитание было необходимо для выполнения полевых и сельскохозяйственных работ, то для княжеских детей было важно применение физических навыков в военных походах.

От княжеских отпрысков не требовали выполнения сельскохозяйственных работ, но это не значит, что их воспитание было менее насыщенным. Их с ранних лет учили обращаться с лошадью, мастерски обращаться с оружием. Также молодых феодалов учили стойко переносить все жизненные лишения и даже обучали ораторскому искусству.

С 7 лет отец учил сына ездить на лошади, метать нож, бороться на кинжалах и копьях. С 8 лет подростки- мальчики уже участвовали в конных скачках.

Хотя верховая езда являлась важным составляющим физического воспитания горца, кроме нее детей воспитывали и с помощью физических упражнений: бега, прыжков, метания, различных физических игр. Мальчики очень любили стрельбу из лука, и у каждого был свой лук со стрелами. Дети участвовали даже в постановочных сражениях.

Система физического воспитания горцев ставила своей целью укрепление здоровья ребенка, правильное физическое развитие, разработку двигательных навыков, а также воспитание его воли и характера. Не последнее место уделялось и осанке ребенка. Новорожденного укладывали в колыбель, заботясь о том, чтобы у него выработалась правильная осанка.

Благодаря сказкам, пословицам, поговоркам, народным песням у ребенка с ранних лет вырабатывали особое отношение к лошадям, желание красиво ездить верхом, джигитовать. В 5-6 лет начиналось обучение верховой езде, а в 14 лет подросток получал уже свою лошадь. Очень часто при рождении ребенка ему выбирали жеребенка от отцовской лошади и мальчик видел взросление своей лошади, ухаживал за ней с раннего возраста.

Мальчику постоянно напоминали, что он не должен показывать свою слабость, не должен плакать, обижать слабых, так как он является мужчиной.

Не менее важное место в народной педагогике горцев Северного Кавказа занимало и нравственное воспитание. Воспитывая в молодых людях качества война, народная педагогика уделяла и воспитанию в нем таких нравственных качеств как смелость и самопожертвование перед лицом врага. Кавказские обычаи запрещали воинам сдаваться в плен. Отправляя горца на войну, женщины отдавали им красные шнурки с пожеланием победить или умереть. Если горец оказывался в окружении, он должен был отбиваться до последнего и умереть в бою. Сдача в плен считалась большим позором. Убежавшего с поля боя изгоняли из села.

С поля боя выносили тела лишь тех, кто ранен или убит, но не в спину. Если рана была на спине, это означало, что горец позволил врагу нанести удар с тыла, что, в свою очередь свидетельствовало о его воинской слабости. Позорной была и смерть от штыка.

Например, в чеченской песне «Об Альбике и Жамарзе Мадиевых» мать говорит своему сыну: «Пусть мое молоко станет для тебя свиной кровью, если ты забудешь все, чему тебя учили, бросишь в бою друга, если проявишь трусость ...» [4].

В лезгинской сказке «Каменный мальчик», воспевается сила духа подростка, который даже при жестоких пытках не рассказал, где находится родник. Когда правитель предлагает ему деньги, мальчик отказывается, и говорит, что золота ему не надо и главное для него - сохранить и защитить родную землю [5].

С наступлением совершеннолетия молодому человеку дарили личные вещи его предков, тем самым сохраняя связь поколений и возлагая на него ответственность заботы о чести рода.

Детям прививалась и высокая нравственность трудовой деятельности: красота хорошо выполненной работы, понятие о том, что труд - это не только обязанность, но и способ духовного обогащения.

Высоко ценился горцами практический опыт. Старость они считали равнозначным мудрости и учили молодое поколение беспрекословно повиноваться старшим. Например, герой ингушской сказки «Балай и Боти» говорил, что совет от старца ценнее золота. Герои многих горских сказок в затруднительных ситуациях обращались к старшим за советом.

В нравственном воспитании особая роль отводилась воспитанию в ребенке интернационализма. Примерами чего являлись обычаи гостеприимства, куначества, побратимства. Для народов Северного Кавказа это играло особую роль, так как на сравнительно небольшой территории соседствовали представители многих этносов. Народы перенимали друг у друга практический опыт, орудия труда, обычаи и традиции. Горцы относились с уважением к своим соседям, имели среди них кунаков. Не редкими были и межнациональные браки.

Внимание уделялось и эстетическому воспитанию. Оно было направлено на приобщение молодежи к прекрасному, к героической истории своего народа, к красоте гор, родников, красоте флоры и фауны, к законам красоты.

Эстетическое воспитание начиналось с раннего возраста. Мать пела ребенку колыбельные, приобщая его к музыкальной культуре и художественному слову. От бабушек и дедушек ребенок слышал народные сказки, стихи, пословицы и поговорки. На торжествах дети слушали народные песни, видели всю красоту национальных танцев.

Горцы выделяли в воспитании и «космическое» - умение видеть суть за внешней оболочкой. У них было много пословиц, посвященных выработке умения сравнивать и выделять главное: «Медведь смеется над волосатостью волка», «Козел смеется над овцой, у которой при беге подбросило хвост», «Болтать герой, а в деле никто» [6].

Еще детей учили не только видеть красоту, но и создавать ее. Девочки красиво вышивали золотые узоры на одежде, мальчики учились красиво танцевать и джигитовать. И девочек и мальчиков обучали пению и игре на музыкальных инструментах.

Хотя эстетическое воспитание не являлось отдельной отраслью в мусульманской педагогике Северного Кавказа, воспитанию в детях способности видеть прекрасное были пронизаны все ее этапы.

Детей учили элементарным математическим навыкам, они должны были знать сколько требуется сена и зерна скоту, сколько холстов нужно в хозяйстве и т.д. [7].

География изучалась детьми с помощью народных сказок, в которых описывались горные пейзажи, рассказывались легенды о происхождении тех или иных мест. С помощью героического эпоса народа дети изучали историю. Ребятам давались знания в соответствии с их возрастом и интеллектуальным развитием.

Выводы. Главной целью воспитания народы Северного Кавказа считали приобщение молодого поколения к таким общечеловеческим ценностям как: добро, благородство, мужественность, способность противостояния жизненным трудностям, уважительное отношение к старшим, к женщинам, помощь ближнему и т.д.Горцы старались не наказывать детей и воздействовали на них в основном уговорами. Телесные наказания применялись очень редко [8].

У народов Северного Кавказа была создана целая система воспитания, направленная на формирование в человеке лучших качеств. Цель воспитания включала в себя трудовое, физическое, эстетическое, интеллектуальное развитие подрастающего поколения.

Литература:

1. Монпере Ф. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазцам, в Колхидию, Грузию, Армению и в Крым // АБКИЕА. - Нальчик, 1974. - С. 444

2. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. - Нальчик, 2002. - С. 202.

3. Тебу де Мариньи Ж. Путешествие в Черкесию в 1818 году // АБКИЕА. - Нальчик, 1974. - С. 301.

4. Антология чечено-ингушской поэзии. - Грозный, 1981. - С. 24.

5. Поэзия Дагестана. Антология. - Махачкала, 1971. - С. 35.

6. Шамаев А.М. Исламское мировоззрение в развитии культуры и искусства у северокавказских народов. // История и современное мировоззрение. 2019. Т. 1. № 3. С. 44-48.

7. Шамаев А.М. Воспитательный потенциал исламской педагогики народов Северного Кавказа. // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2017. № 4. С. 128-132.

8. Намитлоков Ю.К. Адыгская народная педагогика о воспитании детей: Сб. статей по педагогике и психологии Адыгейского пединститута. - Майкоп, 1957. Вып. 1. - С. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.