Научная статья на тему 'Этнопедагогика - основа семейного воспитания'

Этнопедагогика - основа семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогика - основа семейного воспитания»

О. В. Чакина

Этнопедагогика - основа семейного воспитания

Вопросы семьи, воспитания детей на живых традициях народной педагогики поднимались в этнопедагогических исследованиях якутских ученых докторов наук профессоров В.Ф. Афанасьева, Д. А. Данилова, А.П. Оконешникова, Б. Н. Попова, к. п. н. А. Шадриной, И. Портнягиной и других. Этнопедагогика народа саха прошла долгий путь исторического и эволюционного развития. В исследованиях этих ученых говорится о традициях народной педагогики, о веками выработанных принципах и приемах народного воспитания, имеющих сегодня большую ценность.

В прошлом у якутского народа существовала своя система традиционного воспитания детей в семье, которая сложилась в процессе их исторического развития, основываясь на традициях народной культуры.

Главной целью семейного воспитания являлось последовательное включение детей в реальную жизнь и, прежде всего, в жизнь своих родителей, взрослых. Старшие заботились о всестороннем развитии детей: развивали и закаляли физически, с раннего детства знакомили с нравственными и этическими понятиями, прививали соответствующие навыки в поведении, передавали знания об окружающей среде, ее богатствах и способах существования в ней, обучали трудовым навыкам.

Все это вытекало из векового опыта предков и диктовалось жизненной необходимостью. Человек жил в одном ритме с природой, а суровая природа севера диктовала свои законы. Выжить здесь мог только человек, хорошо развитый физически, умеющий бороться с морозами, жарой, мошкарой, комарами, с различными явлениями природы. Под воздействием суровых природных условий формировался характер народа.

Люди Севера не терпят поспешных действий, неясных мыслей, многословия, они осторожны, вдумчивы, трудолюбивы, бескорыстны и гостеприимны.

Писатель и путешественник И.А. Гончаров после посещения Якутии писал: «Я в самой беднейшей юрте принят очень хорошо. В камин положили дров, уступили мне передний угол, принесли молока... сколько холодна, сурова природа, столько же добры и мягки там люди»1. Писатель восхищался жизнью-подвигом северных людей: «В сумме здешней деятельности таится масса подвигов, о которых громко кричали и печатали бы в других местах, а у нас, из скромности, молчат»2.

- 1. Гончаров И.А. Фрегат «Паллада». Очерки путешествия в 2-х т. М., Сов. Россия, 1976. С.529.

- 2. Там же. С.533.

Исследователь А.Я. Уваровский описывает гостеприимство якутов так: «...бесплатное угощение встретишь только у якутов. Войдешь в юрту, и тебя угостят всем, что у них есть. Проживешь 10 дней, проживешь месяц - и ты будешь сыт со своим конем. Требовать за это какой-нибудь платы якут считает не только за стыд, но прямо грехом»3.

Гостеприимство старших передается детям как образ уважения к людям. Среди якутов распространена пословица: «Голодного накорми, озябшего - обогрей».

Особенно сильным и действенным средством воспитания были национальные традиции и обычаи, основывающиеся на верованиях и мировоззрении якутов.

Коренные жители Сибири и севера с раннего возраста внушали ребенку, что он зависит от сил природы, поэтому дети учились бережно относиться к Природе. Страшным грехом считалось осквернение огня, воды. Нельзя ломать деревья, убивать без необходимости зверей, громко разговаривать, смеяться, кричать в лесу. Насколько отличается наше современное восприятие природы, если мы говорим: «Чего кричишь, ведь ты не в лесу?» Задумайтесь. Ценность общения с природой формирует знания в области ботаники, зоологии, метеорологии. Близкое общение с природой вырабатывает в человеке наблюдательность.

Среди народных традиций устойчивое место занимает почитание старших. С момента рождения ребенок знакомится со своей родословной. Знать родословную до 14 колена семейного родства заставляла и жизненная необходимость, так как нельзя было жениться или выходить замуж за родственников по отцовской линии - великий грех. Поэтому жену стремились выбирать за пределами своего рода, наслега и даже улуса.

Связь поколений в народной педагогике начинается с родного порога, с почитания родителей. У якутов существует легенда о первопредке Элляе, который переселился на Лену, спасая своего старика-отца, когда хан, у которого Элляй был воином - Боотуром, издал приказ в 3-дневный срок перед большим походом убить всех стариков, «путающихся под ногами». Элляй посадил отца в суму и увез на Лену. Якуты говорят: «Послушай советов старого, таская его в суме» или «Совет старого человека приносит счастье».

Почтительное отношение к старшим соблюдалось и у русских. А чтобы со временем молодые не нарушали традиций, бытовала назидательная притча о взаимоотношении поколений. После того как старика отсадили за печку, потому что все у него изо рта стало валиться из-за трясущихся от старости рук, внучек стал корытце мастерить. «Что ты делаешь сыночек?» -спросил отец. «Тебе батька, корытце мастерю, вот как станешь старый, тебя из него кормить буду, как сейчас деда». Поэтому и бытует на Руси поверье: как ты к старикам относишься, так и дети твои к тебе относиться будут.

- 3. Уваровский А.Я. Воспоминания. Якутск. 1947. С.48.

В народной педагогике преемственность поколений обеспечивается воспитанием. Дед воспитывает сына, сын - внука, учитывая традиции, переданные ему своими родителями, что предопределяет сохранение многих духовных ценностей.

В экстремальных природно-географических условиях севера главной жизнеутверждающей силой была семья. Именно союз мужчины и женщины, их отношения к жизни, к детям были основой человеческой жизни на Севере. В семейной педагогике ярче, чем в других звеньях воспитания ребенка проявляются черты этнопедагогики, т.е. опыта народа. Женщина-мать была не только хранительница семейного

очага, но и первым, главным воспитателем своих детей на семейных, народных традициях. Аккуратность, чистоплотность и эстетический вкус воспитывался с детства. Описывая невыносимые условия жизни бедняков,

В.Л. Серошевский выделял характерные особенности содержания «обстоятельного двора», «идеальной якутской юрты». «Юрта всегда почти признавалась красивою не только мною, но и другими знакомыми мне европейцами, спросить которых мне удавалось»4.

Материнство рассматривалось как высшая социальная ценность. Все народы возвеличивают женщину-мать. Недаром говорят: «Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери». Мать поистине - душа семьи. Она воспитывает не только словом, но и делом, примером собственного поведения создает в семье атмосферу любви и взаимопонимания.

Отец - опора семьи, добытчик, охотник-кормилец. Народ много внимания уделяет личному примеру отцов. Дурной пример отца отражается на детях, недаром говорят: «У отца задиры, сын драчун», «Для плохого отца наказание - плохой сын». Кормилец - такова была вековая роль и миссия мужа-отца. Она во многом определяет его позиции, его привилегии в собственном доме. О хорошем сыне, идущем по стопам отца, в народе говорят: «Весь в отца» или «Сын - памятник отцу». Сын видит в отце свой идеал, дочь ищет у него защиты и опоры и видит образец для выбора своего будущего спутника жизни. От того как отец относится к матери, зависит, как впоследствии сын будет относиться к своей жене. Отцовское отношение к матери - это книга жизни для сына и для дочери.

С 4-6 лет начиналась подготовка к трудовой жизни. Детей учили мало спать, сонливость не поощрялась у якутов. Считалось, что ребенок должен быть занят в течение всего дня полезным делом.

Труд - это неотъемлемый способ существования, т. е. сама жизнь. Поэтому воспитывали детей в духе трудовой деятельности по закону «зеркала»: «делай как я».

- 4. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. М., Российская политэнциклопедия,1993. С.348

В ситуации всеобщего труда воспитывается нетерпимое отношение к безделью, лености, формируется бережливость, аккуратность. С малых лет мальчиков приучали к «мужскому» труду, девочек- к «женскому». Это главный метод семейного воспитания.

Серошевский в книге «Якуты» пишет: «Работой измучают они детей исподволь, с раннего детства, а с 10 лет якутский ребенок считается полувзрослым. Большая часть его времени поглощена трудом»5. Необходимость постоянного труда диктовалась природными условиями и многодетностью семей. Зима требовала больших запасов пищи, топлива, сена, шкур животных. Все это формировало в сознании каждого ребенка необходимость трудиться постоянно. «У труженика амбар полон, у лодыря

- пуста посуда». Совместный труд взрослых и детей дисциплинировал, дети не хотели отстать от взрослых, а взрослые не могли показать свои слабости при детях, т.е. происходило взаимовоспитание.

Традиции семейного воспитания у якутов - это постоянное общение с ребенком, физическая закалка, бережное уважительное отношение к его личности. Передача своего опыта, воспитание правдивости, трудолюбия, уважения к старшим.

Честность была отличительным качеством, национальной чертой. Якуты не знали замков и запоров (до нашего времени). Серошевский отмечал: «Мне приходилось уезжать на месяц и более, никто, никогда в доме ничего не трогал»6. М.И. Муравьев-Апостол в своих письмах отмечал, что якуты крайне правдивы и честны, лукавства в них нет, и воровства они не знают7. Н.Г. Чернышевский подчеркивает: «И вообще, люди здесь добры, почти все честны»8.

Очень большое значение придавалось нравственному воспитанию. Якутские девушки в большинстве малоразговорчивы, скромны, застенчивы, это облагораживает их и оберегает от различных отклонений от норм поведения. А.П. Окладников писал, что у якутов вплоть до XIX в. сохранялись поклонения «Кыыс танара». Основная суть этого культа-возвеличивание женщины как хранительницы очага и семейных традиций.

Матери передавали дочерям сложную науку быть женщиной. Старались говорить без нравоучений. Взрослые сдерживали эмоции, пытаясь быть справедливыми, чтобы не обидеть младших.

Любовь и привязанность к детям, осознание своей зависимости от детей отмечали многие исследователи. Серошевский приводит много примеров, записанных со слов якутов: «Для нас, якутов, в этой нашей ледяной земле иметь много детей выгоднее, чем иметь много денег и много скота... Деньги

- 5. Серошевский В.Л. Указ.соч. С.515

- 6. Серошевский В.Л. Указ. соч. С.215

- 7. По кн. Сафронова Ф.Г. «Декабристы в якутской ссылке. Якутск, Якутск.издат. 1955. С.41

- 8. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15-и тт. М., Госполитиздат. 1947-1951. Т.14. С.521.

разойдутся, скот погибнет, а хорошие дети-промышленники всегда найдут, добудут» (Колымский улус.1888 г.) «Дети -вот наш капитал» (Баягантайский улус. 1885 г.) «Дети - это богатство, только воспитать их трудно»(Колымский улус. 1887 г.)9.

С детьми старались не допускать грубости, т.к. ребенок может ответить грубостью, а это недопустимо. У якутов есть много наставлений для детей:

-не смейся над престарелыми и калеками;

-не обижай сироту;

-не вмешивайся в разговор старших;

-без разрешения старших ничего не бери;

-не зарься на чужое - не будет своего;

-прежде старших не садись;

-у матери бери теплоту, у отца - совета.

У якутов принято к детям старшего возраста относиться как к равным, с большим доверием. С ними часто советуются, к ним прислушиваются. На старших детей возлагается обязанность воспитания младших.

Совместный труд всегда сопровождался шутками, прибаутками, пословицами, поговорками, песнями и т д. Огромную силу имело слово: «Умный человек не говорит без пословиц», «Имеешь ум - следи за умом, нет его - следуй за пословицей», «Сын мудрого отца богат поговорками», «В полой воде нет рыбы, в пословице нет лжи».

Родное слово формирует душу, характер, приобщает человека к науке. А народная педагогика - это совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, убеждений, идей, навыков и приемов, отраженных в народном творчестве. Особое место в нем занимает фольклор: сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки. В них отражаются нравы, обычаи, интересы, потребности, желания и воля народа, его стремление воспитать детей умными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми. В фольклоре заложены мудрые заповеди народной педагогики, он становится учебником истории, в котором отразилась культура и гений народа. Цель семейного воспитания содействовать тому, чтобы ребенок стал человеком мудрым и самостоятельным.

- 9. Серошевский В.Л. Указ.соч. С.498.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.