УДК 37.01:[101.1:316] ББК 74.00 Т 92
Тхакушинов Асланчерий Китович, доктор социологических наук, профессор кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», т.: 8(8772)525124.
ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК НАУКА: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ
(рецензирована)
В статье рассматриваются различные тенденции формирования этнопедагогической теории, анализируются и сравниваются научные концепции, направления и подходы в области развития этнопедагогической мысли. Этнопедагогика представлена как многомерное научное направление, актуальность которого обусловлена современными тенденциями общественного развития.
Ключевые слова: этнопедагогика, этнос, традиционное воспитание, методы воспитания, факторы воспитания, общепедагогические теории.
Tkhakushinov Aslancheriy Kitovich, Doctor of Sociology, professor, professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy of FSBEI HE "Maikop State Technological University", tel.: 8 (8772) 525124.
ETHNOPEDAGOGICS AS A SCIENCE: ANALYSIS OF MAIN CATEGORIES
(Reviewed)
The article considers various trends of forming ethnopedagogical theory, analyzes and compares scientific concepts, directions and approaches in the field of ethnopedagogical thoughts development. Ethnopedagogics is presented as a multi-dimensional scientific direction, the relevance of which is due to modern trends of social development.
Keywords: pedagogy, ethnicity, traditional education, methods of education, training factors, general pedagogical theory.
В последнее время в педагогической науке прослеживается резкое увеличение интереса к традиционной народной педагогике. Об этом говорит постоянное увеличение количества исследований, рассматривающих народные традиции, растет количество публикаций, расширяется география научных конференций, посвященных теоретическим и практическим вопросам этнопедагогики.
Основанием считать науку состоявшейся является её самостоятельно сформировавшийся терминологический аппарат, поэтому систематизация объективных закономерностей, определяющих этнопедагогику, является на сегодняшний момент определяющим. Ученые исследующие вопросы этнопедагогической теории стараются выявить определенные закономерности в процессах традиционного воспитания и образования детей и молодежи разных этносов. Так, например, автор «Этнопедагогики» Г.Н. Волков для поиска определенных педагогических закономерностей в
традиционном образовании этноса выделяет понятия, которые выражают сущность идеала совершенного человека (по характеристикам выдвигаемым самим народом); основные педагогические народные методики (воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, учение, приучение), основные функции воспитания (формирование нравственных черт характера, подготовка к труду, развитие способностей, забота о своем здоровье, привитие любви к прекрасному), необходимые факторы воспитания, специфические для данного этноса методики воспитания (пример, требование, наказ, объяснение, упражнение и приучение, благословение и пожелание, просьба, совет, намек, одобрение, укор, запрет), средства литературного воспитания (загадки, пословицы, мифы, легенды, поговорки, песни, сказки), методы организация трудового воспитания детей, воспитательная роль коллективных форм в жизнедеятельности людей (род, община, семья, племя, народ), категории народных воспитателей (родители, общественные педагоги, старшие дети). [1] Общий смысл представленных теоретических изысканий - это поиск определенной направленности организованности традиционного образования этносов, значение которого заключается в постоянном расширении и дополнении общепедагогических теорий.
Этнопедагогика являясь составной частью общей педагогики, по аналогии также рассматривает два подраздела системного образовательного процесса - обучение и воспитание. Первый подраздел основывается на изучении опыта обучения разных этносов, так называемая этнодидактика. Второй направлен на выявлении целей народного воспитания, при этом анализируя формы, методы, содержание и средства, народного воспитания, изучает конкретные результаты, а также объекты народного воспитания. Анализируя печатные издания в данной области, раскрывающие определенные этнопедагогические закономерности, можно увидеть, что в основном преобладают работы этнологического и историко-педагогического направления. Исследований по проектированию образовательных систем, основанных на выявленных экспериментальным путем этнопедагогических закономерностях пока очень мало. Вместе с тем, повсеместно указывается, что выявленные традиционные закономерности этнического воспитания и обучения - это определенный фундамент для построения современного эффективного педагогического процесса, так как в период падения духовности, традиционная культура воспитания народов России должна стать для подрастающего поколения нравственным стержнем. [2]
Выявить основные системные элементы этнопедагогики можно, анализируя детально разработанные на сегодняшний день воспитательные и образовательные педагогические подсистемы.
Основной компонент, определяемый во всех существующих педагогических системах, - это конечная цель образования (что мы хотим получить в процессе образования, ожидаемый результат). Цель образования - это мысленное предвосхищение ожидаемой образованности человека.
Другой определяющий элемент образования, это содержание образования, который включает в себя фиксированный объем социального опыта, осваиваемый и наработанный человеком, формирующий свое «Я». Содержание образования включая в себя опыт, накопленный прошлыми поколениями, который человек в процессе обучения усваивает, а также опыт, который он сам, вырабатывает в процессе жизненного пути: вербальные и невербальные коды, традиции, ценности и этнические ограничения. В этнической педагогике в процессе анализа содержания образования
исследователи употребляют определенную терминологию, так, например, «народный эпос», «народный этикет», «этноэтикет», «традиции и обрядность» и др.
Третий элемент народной педагогики, это методы образования - раскрывающие основные направления осуществления целенаправленного образовательного процесса человека. В педагогике данная подсистема детально разрабатывается в разделе «методика», в которой даются определения таким понятиям как «методы, «приемы» и «средства обучения». При этом в классической педагогике выстроилась строгая логическая последовательность этих определений, которые полностью обеспечивают высокую результативность воспитательной деятельности: специально разработанные методы образования (то есть воспитания или обучения), направленные на освоение заранее определенного содержания, состоят из конкретных приемов, обеспечиваются конкретными средствами и протекают в соответствующих организационных формах. Способы образования - это наиболее выраженное для постороннего наблюдателя явление непосредственного взаимодействия педагога и воспитанника, наставника и ученика, педагогов между собой и т.д.
Возвращаясь к работам Г.Н. Волкова, хочется отметить, что автор выстраивает свою систему этнопедагогических способов образования таким образом, что в них специфическими «средствами», направленными на реализацию основных базовых ценностей любого этноса, выступают соответственно «загадки, пословицы и песни». [3] Каждое из этих специфических средств направлено на решение своей определенной задачи: загадки - на умственное воспитание, пословицы - на нравственный аспект, песни - на эстетическое мировосприятие. Синергическим эффектом, содействующим совокупному решению поставленных задач умственного, нравственного и эстетического воспитания, выступает сказка, а сказка реализованная в лицах - это игра. [3] Связь между рассмотренными элементам устанавливает культура проведения народных праздников, где все методы использовались в согласованной гармонии, в слаженном единстве. Схемы и методики, предложенные Г.Н. Волковым, применяются и цитируются достаточно часто в большинстве этнопедагогических и этнографических работ данного направления.
Хочется обратить внимание на акценты которые делает в своих работах В. С. Кукушин [4], когда в качестве способов образования выделят «природу и духовное начало народных воспитательных традиций», сформированных по религиозной принадлежности (отношение к мировым религиям), при этом совершенно бессистемно перечисляются наиболее яркие поговорки, пословицы, семейные и календарные обряды, эпические и литературные источники, традиционно реализуемые роли мальчиков и девочек в разном возрасте, предметы-символы и слова- символы на национальных языках и т.п. При этом исследователь настаивает на различии терминологии «народная педагогика» и «этнопедагогика», понимая под первым - «воспитательные традиции конкретной этнической группы», а под вторым - «обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов». [4] Изучение первого термина осуществляется в большей мере этнографией, второго же педагогикой.
Четвертым элементом народной педагогики являются результаты образования - то есть тот уровень овладения обучающимся уровня культуры, социальных взаимоотношений и, как интегрирующий момент, четкое выстраивание своего собственного «Я». Теория этнопедагогики основывается на следующем методологическом подходе, отличающим её от других наук гуманитарного уровня: от существующего уровня этнотрадиционной образованности населения -
овладения определенной системой культурных стандартов, этикетных норм и собственного отношения большинства населения к выявлению причин, обусловливающих такие результаты. При этом в этнопедагогике образованность описывают как традиционное регламентированное поведение, в соблюдении которого и усматривается этнообразованность.
И наконец, последний, пятый элемент этнопедагогики - организаторы образования, которые не всегда выделяется в педагогических системах, это народные воспитатели (родители, старшие в семье), это принципы обучения и воспитания, которые они применяют для обучения подрастающего поколения в форме пословиц, притч, заповедей и др.; это традиционные половозрастные сообщества детей и молодежи, в которых происходит просвещение и взаимообразование. Организаторы образования - это люди, которые в различных формах обучают других регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами; которые стимулируют у других проявление творчества; которые транслируют определенную систему взглядов и ценностных отношений, выступая при этом примерам для подражания, таких известных и малоизвестных людей в этнопедагогике принято идеализировать.
Рассмотрев отдельные элементы системы этнопедагогических явлений, можно констатировать следующее: 1) пока этнопедагогика выступает наукой описательной, своеобразной этнографией традиционного взросления человека; 2) у любого народа этнопедагогика стремится выявить основные «оригинальные» образовательные понятия, значения, смыслы и эмпирические «теории» образования его членов; 3) в этнопедагогике, в отличие от этнографии, базовым является сравнительный подход - выводы делаются при нахождении общего и особенного в педагогических традициях разных народов. Превращение этнопедагогики из описательной в научную требует применения методологических подходов общей и социальной педагогики, что и позволит раскрывать сущность внешне проявляемых народных педагогических традиций.
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М: Академия, 1999.
2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. М.: Школьная пресса. 2003.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление общечеловеческих цен-ностей // Мир образования и образование в мире. 2003. №1.
4. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-н/Д.: Феникс.
2000.
5. Тхакушинов А.К. Проблема народной педагогики в социально-философской мысли. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. Вып. 3. С. 139-143.