УДК 37.035.6
Мальсагова Марьям Хаматхановна
Malsagova Maryam Khamatkhanovna
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования Ингушского государственного университета
PhD in Education Science, Lecturer, Preschool Education and Methodology Department, Ingush State University
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
SOME FEATURES OF THE METHODOLOGY OF ETHNOPEDAGOGICAL RESEARCH
Аннотация:
Summary:
В статье представлен анализ методологии этно-педагогики, в частности исследований в данной области знания. Дано обоснование применимости основных положений, уровневой структуры методологии педагогики к этнопедагогическому знанию. Предложенная методология этнопедаго-гики дополнена новыми пунктами, к которым предлагается краткое описание.
The article provides the analysis of the methodology of ethnopedagogics, particularly, the researches in this knowledge field. The author justifies the applicability of basic principles, level structure of the education science methodology to the ethnopedagogical knowledge. The offered methodology of ethnopedagogics is supplemented with new points with their short description.
Ключевые слова:
этнопедагогика, исследование, методология эт-нопедагогики, критерий, подход, закономерность.
Keywords:
ethnopedagogics, research, methodology of eth-nopedagogics, criterion, approach, regularity.
Этнопедагогика является сравнительно молодой отраслью педагогики. Становление ее как науки пришлось на 70-е гг. XX столетия. Научное обоснование этнопедагогики достаточно полно представлено в исследованиях последних 30 лет, однако методология исследований в области этнопедагогики все еще остается малоизученным и актуальным аспектом.
Многие педагоги проявляют интерес к этническому вопросу в воспитании и образовании, но большинство имеющихся на сегодня работ имеют прикладной характер. В современной науке проявляются недостаток материала о методологии исследований в области этнопедагогики, отсутствие методологического инструментария. Мы согласны с утверждением К.Ж. Кожахметовой: «Законы и закономерности этнопедагогики еще недостаточно разработаны, мало исследований методологического плана» [1, с. 53]. Ш.М.-Х. Арсалиев отмечает, что «многочисленные труды по этнопедагогике не предлагают пока научно обоснованной стройной системы методологических оснований, а упоминают лишь некоторые подходы, методы и средства» [2, с. 52].
Актуальность освещения методологии этнопедагогического исследования заключается в недостаточной степени разработанности данной области знания, а также в требованиях к качеству подготовки исследований, в том числе диссертаций на соискание ученой степени.
Методология этнопедагогического исследования понимается нами как компонент теории этнопедагогики, направленный на изучение содержания, методов, принципов научного поиска и научно-исследовательской деятельности. Методология включает в себя законы, закономерности, функции, концепции, подходы, методы, теории, средства. Так, к методам этнопедагогического исследования относим не только эмпирические и теоретические, но также контекстуальные методы, которые подразумевают обращение к здравому смыслу, традиции, авторитетам.
Выделенные В.В. Краевским уровни методологии педагогики, на наш взгляд, характеризуют и этнопедагогическое знание.
Первый - гносеологический уровень формулирует наиболее общие научные подходы к исследованию этнопедагогических процессов и явлений. В качестве примеров выступают такие подходы, как этнопедагогический, этнокультурный, этнологический, этносоциоролевой и психологический.
Особенность этнологического подхода представляется в том, что ментальные фрагменты культуры несут в себе идеальный конструкт, проявляющийся в композиционной жанровости. Так, жанрами в этнологии являются жилище, пища, обряды, одежда, обычаи, устное народное творчество, культура.
Этнокультурный подход заключается в выявлении общих закономерностей и национальных особенностей развития культуры отдельных стран, регионов. Этот подход реализует педагогические принципы природосообразности, культуросообразности и проявляется в следующих действиях и идеях: воспитание чувства патриотизма, преданности и любви к своей родине и народу; приобщение детей к познанию родного языка, литературы, истории; использование национальной культуры в качестве источника формирования национального компонента образования; воспитание дружеских чувств ко всем народам, расширение знаний о различных культурах.
Будучи в определенной степени схожими, этнологический и этнокультурный подходы в совокупности представляют своеобразную канву для этнопедагогических исследований, обеспечивающую научную достоверность авторской интерпретации изучаемых педагогических явлений.
Основатель этнопедагогики Г.Н. Волков представил свойственный этнопедагогике этнопе-дагогический подход, способствующий рассмотрению педагогического процесса в русле естественной истории. Функция этого подхода - раскрытие воспитательного знания, преподнесение его таким образом, чтобы оно нашло отражение в сознании субъекта этноса.
Этносоциоролевой подход выявляет специфику взаимоотношений людей, помогает понять поведение и реакцию людей в ситуациях, затрагивающих этнические стороны бытия. Взаимодействие людей, согласно этому подходу, определяется их ролями или поведением, ожидаемым от них членами общества. Этносоциальный подход способствует возрождению и развитию этнического воспитания.
Психологический подход объясняет социальные и ценностные установки, этническую идентичность, поведение, обеспечивает формирование субъекта этноса, эффективное решение проблем этнизации личности.
Второй уровень - мировоззренческий - включает такие факторы формирования и развития личности, как язык, менталитет, религия, природа, труд. Мировоззрение выполняет ряд функций: ориентирующую, регулирующую и организующую отношения во взаимодействии человека с миром: производством, обществом, космосом, природой, образованием, семьей и средствами массовой информации. Мировоззрение может формироваться непроизвольно, на основе обыденного опыта или как результат взаимодействия мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической разработки принципов, фундаментальных идей, идеалов. Мировоззрение может быть глубоко научным, религиозным, идеалистическим. Оно также бывает обыденно житейским, сугубо прагматическим, особенно у людей, относящихся к жизни преимущественно исходя из своих экономических и политических воззрений.
Главными каналами, образующими мировоззрение, являются: «наука - образование», «религия - образование - воспитание», жизненный опыт образовательно-воспитательного взаимодействия с миром космоса, природы, общества, человека [3, с. 181]. Мировоззрение определяет направление исследования и таким образом выступает в качестве методологии.
Третий - научно-содержательный уровень методологии этнопедагогики - формирует и объясняет теорию и методику этнического обучения и воспитания, законы и закономерности эт-нопедагогики. Ученые (Ш.М.-Х. Арсалиев, К.Ж. Кожахметова) утверждают, что данный уровень имеет большой потенциал развития. Можно говорить о законах материалистической диалектики, философии антропологизма как основах в познании следующих законов этнопедагогики: закон самосохранения этноса, закон воспитания реальной жизнью.
Четвертый уровень методологии - логико-гносеологический - позволяет правильно осмыслить объект и предмет этнопедагогики, определить ее категории, выявить соотношение этнопе-дагогической теории и практики, связь этнопедагогики с другими науками, сформулировать соотношение фундаментальных, прикладных исследований и разработок, давать прогнозы о развитии самой науки. Этот уровень также является недостаточно изученным и разработанным.
К.Ж. Кожахметовой была предложена структура методологии этнопедагогики, которая включает законы и закономерности, концепции, принципы, методы, факты, теории, категории, терминологию [4, с. 56]. Предлагаем дополнить предложенную структуру следующими пунктами: «проблема», «критерий», «функция», «подход».
«Методологическая проблема» является одним из основных понятий методологии этнопедагогики. Это проблема, решение которой важно для рассмотрения другой проблемы, менее высокого уровня обобщенности. К числу наиболее распространенных методологических проблем можно отнести предмет этнопедагогики, ее место в научном знании, связь с другими науками, задачи этнопедагогики как дисциплины, терминологическую систему и др.
Выделенные нами критерии научности помогут оценить продукт исследования на предмет его соответствия научным стандартам. В список критериев входят строгость, научность, достоверность, доказательность, обоснованность.
К функциям исследования в области этнопедагогики Ш.М.-Х. Арсалиев относит познавательную, критическую, оценивающую, рефлексивную [5, с. 57].
Существующие в современной этнопедагогике подходы определяются по разным основаниям. Например, по объекту приложения выделяются личностный, деятельностный, культурологический и другие подходы; по организации анализа - структурный, системный, комплексный и др.
Подводя итоги изложенному выше, резюмируем: методология этнопедагогического исследования, с одной стороны, является частью общепедагогической методологии, взаимодействующей с другими отраслями наук о человеке и обществе, а с другой - представляет собой самостоятельную область, располагающую собственным методологическим инструментарием.
Ссылки:
1. Кожахметова К.Ж. Методологические проблемы этнопедагогики на современном этапе ее развития. Элиста, 2003. С. 53.
2. Арсалиев Ш.М.-Х. Методология современной этнопедагогики. М., 2013. С. 52.
3. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования : курс лекций по социальной педагогике. М., 2010. С. 181.
4. Кожахметова К.Ж. Методология общей и этнической педагогики в логико-структурных схемах. Алматы, 1998. С. 56.
5. Арсалиев Ш.М.-Х. Указ. соч. С. 57.
References:
1. Kozhakhmetova, KJ 2003, Methodological ethnopedagogics problems at the present stage of its development, Elista, p. 53.
2. Arsaliyev, SM-H 2013, The methodology of modern ethnopedagogics, Moscow, p. 52.
3. Likhachev, BT 2010, Sociology of education and training: a course of lectures on the social pedagogy, Moscow, p. 181.
4. Kozhakhmetova, KZ 1998, Methodology of general and ethnic pedagogy in the logframe, Almaty, 56 p.
5. Arsaliyev, SM-H 2013, The methodology of modern ethnopedagogics, Moscow, p. 52.