Научная статья на тему 'Этнопедагогический потенциал культурных ценностей в профессиональном становлении специалиста культуры и искусства'

Этнопедагогический потенциал культурных ценностей в профессиональном становлении специалиста культуры и искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогический потенциал культурных ценностей в профессиональном становлении специалиста культуры и искусства»

Н.Д. Булатова

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

В связи с развитием в последнее время широких международных контактов, с активным проникновением западного мышления и некоторой утратой культурных ценностей, присущих русскому народу, огромное значение приобретает изучение духовного потенциала отечественной культуры. Поскольку особое влияние западная культура оказывает на подрастающее поколение, как на людей с еще неокрепшим мировоззрением, то возникает необходимость активно знакомить подрастающее поколение с богатым культурно-историческим наследием России.

Духовные культурные ценности как национальное наследие народа является важным звеном в профессиональном образовании студенческой молодежи. Будущий выпускник творческого вуза и, в частности, вуза культуры и искусства должен, во-первых, знать отечественную культуру, ее символы, обычаи, традиции, владеть семантическим языком русской культуры, и во-вторых, в процессе познавательной деятельности усвоить весь духовный потенциал культурных ценностей, а усвоив и приняв их как личностно-ориентированный стимул, должен стать популяризатором и распространителем этой духовной составляющей отечественной культуры и образования среди подрастающего поколения. Именно на специалиста в области культуры и искусства ложится обязанность стать проводником культурных ценностей своего народа, который по роду своих профессиональных обязанностей должен формировать потребность человека в ценностях, направляющих его поступки и чувства.

Настоящее время - это время социально-экономических трансформаций, время достижений и кризисов, время социальных, экономических, психологических и педагогических изменений. В России сложился специфический комплекс противоречивых проблем, когда старые, традиционные ценности размываются и начинают приобретать актуальность новые ценности, и преподаватели вуза должны понимать, что остановить эти изменения невозможно. Задача состоит в том, чтобы

направлять и формировать отношение молодежи к социальным реалиям жизни и к себе, опираясь на все лучшее, что было выработано в нашей отечественной культуре и мировой гуманистической педагогике и психологии.

Необходимым условием воспитания и обучения, как взаимосвязанных сторон образования, является психическое созревание человека. С позиций этнофункцио-нального подхода в процессе своего созревания человек должен последовательно и содержательно проходить все стадии этнокультурного развития той культуры, которая неразрывно связана с регионом его рождения и проживания. Таким образом, человек включается в родную культуру, усваивает присущие ей духовно-нравственные ценности, что способствует формированию чувства этнической идентичности.

В свою очередь, этническая идентичность - это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка: чувства достоинства, гордости, обиды, страха и т.д. Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи человека с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида. Самая позитивная этническая идентичность проявляется в чувстве гордости за свой народ, за достижения своего народа. Важно, чтобы не прервалась нить поколений, традиций воспитания подрастающих поколений, сохранение духовных культурных ценностей и установок.

Человек не может существовать вне общества, быть свободным от общества. В свою очередь, воспитание - это неотъемлемая функция существования общества. Общество продолжает существовать только тогда, когда старшее поколение готовит себе смену, передает подрастающему поколению накопленный человеческий опыт - трудовой, познавательный, культурной, эстетической деятельности, фонд знаний, ценности, нормы поведения, обычаи, традиции и др.

Образование в сфере культуры

История развития человечества показывает, что образовательные системы всегда ориентировались на определённый идеал человека - «ценности-цели», которые отражали государственную политику и уровень развития самой педагогической науки. Категория «ценность» многими учёными рассматривается как основополагающая при определении идеалов, она указывает на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности.

Рассуждая об идеале и ценностях воспитания, следует сказать несколько слов о науке аксиологии, которая возникла во второй половине XIX века, хотя ценностное мироотношение исповедовалось еще в античном мире. Древние философы употребляли понятия «благо», «добро», «истина», «польза», «красота». Категория «ценность» в специальную философскую лексику была введена только в 60-е годы XIX века немецким философом Р.Г. Лотце. После Второй мировой войны к ее исследованию активно подключились российские философы. В последнее время проблема ценностей привлекает все большее внимание философов, психологов, педагогов.

В исследованиях С.Ф. Анисимова, А.Г-. Здравомыслова, Л.П. Буевой, Ю.А. За-мошкина, М.С. Кагана, Л.П. Фомина, В. -Момова, В.Н. Сагатовского, И.Т. Фролова и других оформился категориальный аппарат, который включает понятия «ценность», «ценностное отношение», «оценка», «ценностные ориентации». Ученые утверждают, что научная необходимость этой категории возникает тогда, когда встает вопрос о соотношении личности и окружающей ее материальной и духовной сферы, а шире - о соотношении деятельности субъекта (будь то личность, группа, класс, нация) в тех объективных условиях, в которых он действует.

По существу, «все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве "предметных ценностей" как объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться в плане добра и зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.» (6, с.765).

Решение вопроса о роли этнокультурных ценностей в развитии педагогической теории требует наднационального характера науки и её общечеловеческого значения. Отдельные отрасли гуманитарного об-

разования, в частности педагогика, в качестве одних из своих истоков, источников развития, имеют народные начала, исторически сложившиеся национальные традиции в воспитании и обучении, классические национальные ценности образования, оказывающие определённое влияние на теорию и практику педагогики, выступают по отношению к ним как приоритетные ориентиры. И основным источником, запасником культурно-исторического наследия является этническая педагогика, этнопедагогика.

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Именно народной педагогике, народному воспитанию отводится важная роль в формировании национального самосознания, преодоления отчужденности, воспроизводства этнической культуры. Практически все средства и факторы народного воспитания в той или иной степени направлены на формирование у подрастающего поколения ценностей, идеалов, потребностей, нравственных норм, характерных для каждого этноса.

Воспитывая своих детей, наши предки стремились сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому.

Общечеловеческие и этнокультурные ценности находятся в неразрывном единстве, дополняя и обогащая друг друга. Отсюда народное воспитание рассматривается как ценность общечеловеческого и национального характера.

Прикосновение к проблеме национального образования - задача столь же важная, сколь и ответственная. Б.С. Гершунс-кий вводит понятие ментальности и «мен-талеобразования» в контекст образовательно-педагогической аксиологии. Менталитет является частью традиции, «совокупностью сознательных и бессознательных установок», сопряжённых с этнической традицией. В основе менталитета этноса лежит идея, составляющая духовный идеал, который «цементирует» народ в нечто единое, цельное, пронизывающее всю систему ценностных ориентаций.

Менталитет фиксирует устойчивую настроенность внутреннего мира человека, сплачивает его в социальные группы и исторические общности.

Система ценностей и идеалов, составляющих ядро духовности русского народа, веками формировавшая в народе лучшие духовно-нравственные качества, представляет особую значимость для современного образования. И эти ценности являются вечными духовно-нравственными ценностями, как высшие ценности, как общечеловеческие сокровища. Безусловно, использование их в современном воспитании без осмысления в духе конкретно-исторического контекста времени и менталитета данного общества (страны) нельзя. Однако отметим, что опора на традиционные ценности имеет самое положительное значение для целей воспитания, для развития страны, для сохранения своей индивидуальности. Взяв за основу традиционные ценности, чтобы на этом проверенном прочном фундаменте выстроить систему ценностей: любовь к человеку; любовь к детям и ценностное отношение к детям; ценностное отношение к матери и материнству, к предкам, к семье; ценностное отношение к учению, к знаниям; ценностное отношение к труду и воспитание трудолюбия; ценностное отношение к Родине и воспитание чувства патриотизма; ценностное отношение к природе и эстетико-экологическое воспитание; ценностное отношение к традициям, обрядам и обычаям, ценностное отношение к языку; честность и порядочность, искренность и открытость, милосердие и толерантность, и др.

Через эти вечные духовно-нравственные ценности студенты не только совершенствуются как личность, но и знакомятся с прошлыми эпохами и поколениями, не теряя связь поколений. Целые народы и поколения обогащаются, постигая культуру других народов, многих ушедших поколений.

Народная педагогика - совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей другс другом и со взрос-

Примечания

лыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов. Источником изучения народной педагогики являются фольклор, этнографические и антропологические материалы, археологические находки и др. Нормативные требования народной педагогики преимущественно извлекаются из устного народного творчества.

Народная педагогика - это народная педагогическая практика. Изучая педагогические воззрения и опыт разных народов, студенты убеждаются в том, что народная педагогика - стройная, логическая, хорошо организованная система, выполняющая «человекооборазную» роль, и что в педагогической практике разных народов много общего, несмотря на национальные особенности.

Народная педагогика представляет собой синтез всенародного педагогического творчества, итог своеобразного исторического народного педагогического эксперимента. Представленная в фольклорных текстах и обрядности, народная педагогика в совокупности составляет целостную воспитательную концепцию.

Обучение и воспитание в этом направлении способствует восстановлению лучших отечественных национально-культурных и культурно-исторических традиций; способствует воспитанию у подрастающего поколения интереса к национальному самосознанию, к традиционной русской культуре, к культурно-историческому наследию каждого народа, используя средства и приемы традиционной народной педагогики. Наша цель как педагогов - научить видеть красоту национальной культуры в природе, в человеке, в языке.

Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наша история, наша культура, наши истоки.

1. Булатова Н.Д. Этнопедагогика: Метод. указания для студентов. М.: МГУКИ, 2007.

2. Кон И.С. К проблеме национального характера. М., 1971.

3. Синкевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996.

4. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С.765.

5. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург, 2002.

6. Хрестоматия по педагогической аксиологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.