Н. С. Ширяева
(Киров)
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА ТРАДИЦИОННЫХ ИГР НА УРОКАХ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
В статье исследуются новые педагогические технологии изучения традиционных игр, основанные на творческом использовании опыта народной педагогики. Рассмотрены педагогические функции народной игры в современной школе. Приводятся типология игр и учебные карты, отражающие использование различных этнопедагогических технологий на уроках русского народного творчества
Изучение древних пластов традиционной игровой культуры является актуальной педагогической задачей. Обучающий и воспитательный потенциал этого вида народной культуры востребован на учебных занятиях в массовой школьной практике как способ педагогической деятельности.
Использование в учебно-познавательном процессе традиционного игрового комплекса (игровые приговоры, игровые напевы, игровая атрибутика, собственно игровые правила] позволяет формировать базовые нравственные качества личности учащегося. Вместе с тем импровизационная основа народного творчества даёт педагогу исключительные возможности для свободного развития умственных, психологических, творческих способностей ребёнка.
Игра в детском возрасте несёт в себе различную функциональную нагрузку: познавательную, организационно-деятельную, импровизационно-творческую, как способ педагогической деятельности она предоставляет большие возможности для формирования межличностной и инструментальной составляющей готовности к познанию, протекающему в условиях яркой эмоциональной окрашенности и социально-психологической комфортности обучения. Это специфический путь получения знания, возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме многообразные сферы деятельности, выходящие за пределы личной практики обучающихся.
Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, М. М. Бахтина и других свидетельствуют, что «закономерности формирования умственных действий проявляются в игровой деятельности» [2]. В частности, М. Г. Яновская для обогащения форм учебной
работы предлагает использовать деятельностно-практические стимулы, среди которых на первом месте выделяет игру: «Игра оказывает на учащегося эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности» [8].
Это воздействие может быть усилено словом, музыкой, пластикой фольклорных игровых образцов.
В Толковом Словаре живого великорусского языка В. И. Даля базовые понятия по рассматриваемой проблеме характеризуются следующим образом: игра - действие, забава, установленная по правилам; играть - тешиться, забавиться, веселиться; игрушка -предмет, которым играют, во что играют.
Вместе с тем важным для нас является и глубинный смысл «древнерусских буковиц»: И - соединение, Г - движение, Ра - солнечный свет [3].
Таким образом, в названии «игра» наши предки зашифровали «соединение желания и действия в устремленности к лучшему».
Русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней, передаваясь из поколения в поколение, вобрав в себя лучшие народные традиции воспитания физически здорового, любознательного и жизнерадостного человека. Поэтому условно народные игры можно разделить на подвижные, познавательные, ролевые игры и обрядовые:
- подвижные - способствуют развитию силы, ловкости и выносливости;
- познавательные - расширяют кругозор, развивают интеллектуально;
- ролевые игры («дочки-матери», «солдатики» и т.д.] - дают возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме многообразные сферы деятельности, выходя-
щие за пределы личной практики обучающихся;
- обрядовые игры - позволяют приобщиться к многовековому опыту предков включенности в природные календарные циклы.
Русские народные пословицы гласят: «старый хочет спать, а молодой играть», «играется как дитя». Именно в детстве, «играя», ребенок научается, приобретает главные навыки, получает творческий опыт будущей взрослой жизни. Каждая народная игра представляет творческий процесс. Одни игры основаны на коллективном творчестве, другие на реализации творческой индивидуальности.
Некоторые игры перешли к детям из игровых забав взрослых и, будучи переосмысленными, прочно закрепились в детском игровом творчестве. Например, старинная посиде-лочная игра «Захарка» у взрослых имела своей целью «раздевание» играющих. Детям же интересен процесс «одевания» ведущего игры - Захарки.
Во многих играх есть водящий. Чтобы его выбрать, рассчитываются. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейку, а один поочередно прикасаясь рукой к каждому, произносит по слогам (словам] текст считалки. На кого выпадает последний слог (слово], тот и водящий.
Многие игры, имеющие игровые припевы, требовали от играющих вокальных навыков, а игровые хороводы - и навыков актерского мастерства.
Народная игра в традиционной народной культуре являла собой обрядовое действо, участвуя в котором, человек, соблюдая законы Матери-Природы, сохранял свое физическое, духовное и энергетическое здоровье.
Сохранить и приумножить свое здоровье, по верованиям наших предков, можно было, совершая специальные пластические (магические] действия по законам, которые зашифрованы в составляющих любой игры.
Важное значение имели форма игры (круг, стенка на стенку и т.д.], атрибутика (колокольчики, палки, платки и т.д.], а также содержательные элементы игры (прыжки, бег, движение по кругу и т.д.].
Все виды перечисленных игр изучаются на уроках в рамках учебного предмета «Русское народное творчество» (автор учебно-методического комплекса Н. С. Ширяева]. Учебный
предмет «Русское народное творчество» является обязательным в школах Ленинградской области с 1999 года.
Рассмотрим технологии изучения разных видов народных игр на уроках русского народного творчества.
Известно, что правильно организованная двигательная активность школьников - важнейший фактор формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления их здоровья.
Двигательная активность - необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие человека:
- движение гармонизирует физическое состояние человека, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма;
- при ограничении двигательной деятельности недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности;
- недостаточная физическая активность ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма;
- взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления; от развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность; двигательная культура влияет на нравственную сферу деятельности человека.
Педагогическая цель подвижных игр -удовлетворение потребности в движении. Задачами данного жанра являются: воспитательные - воспитание целеустремленности, смелости, ответственности, настойчивости; развивающие - развитие ловкости, смелости, гибкости.
Помимо деятельностных факторов, процесс обучения целенаправлен комплексом воздействий на обучаемого. Народная педагогика использовала разные виды воздействия как в целях оздоровления (гармонизации процессов жизнедеятельности], так и в целях обучения на всех этапах развития личности.
Включение разучивания традиционных игр в учебно-познавательный процесс предполагает, с одной стороны, бережное отноше-
ние к их воспроизведению, а с другой - использование новых педагогических технологий. По определению В. А. Сластёнина «педагогическая технология есть упорядоченная совокупность действий, операций и процедур (техник], инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса» [6].
На наш взгляд, вместе с традиционными педагогическими технологиями оптимизировать учебный процесс призваны этнопедаго-гические технологии.
Под этнопедагогическими технологиями понимается система педагогических действий обучающего, связанных с включением обучаемого в традиционную знаково-символическую деятельность, объединяющую его чувственное и рациональное начала и имеющую целью получение учащимся творческого опыта этнокультурной деятельности [7].
Важной особенностью двигательной активности школьников является ее зависимость от времени года. Отмечается тенденция к повышению двигательной активности в весенне-летний период и снижению ее в осенне-зимний. Это свидетельствует о том, что необходимо обеспечить рациональный двигательный режим в школе посредством использования народных подвижных игр календарной направленности. Они имеют оздоровительный эффект, поддерживают эмоциональный подъем. Также необходимо учитывать равномерное распределение нагрузки на разные группы мышц, чередуя игры с бегом, прыжками, метанием и ловлей, ползанием и лазанием, а также играми-состязаниями; предусмотреть следующие обязательные моменты: организацию физкультурно-игровой среды (достаточное место для движений; нужное количество, разнообразие, сменяемость пособий].
Таким образом, освоение жанра подвижных игр в рамках изучения игровой традиции на уроках народного творчества реализует необходимые условия для удовлетворения потребности растущего организма в движении, полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников, развития познавательной активности, а также культуры здорового образа жизни.
В качестве примера педагогической технологии представлены образцы учебных карт для учителя по теме «Народные игры».
Учебная карта по теме «Познавательные игры»
Описание игры «Ай да птица, что за птица!»
Играющие сидят или стоят кругом. У Водящего в руках свистулька-птица. Он исполняет на свистульке напев, подражая пению птицы. Затем произносит игровой приговор: «Ай да птица, что за птица - синица!» и передает свистульку следующему играющему. Тот повторяет игровые действия водящего, называет свою птицу (например, жаворонок]. Игра продолжается, пока все играющие не назовут «свою» птицу.
Цель игры: перечислить птиц, которые весной прилетают из теплых стран.
Этнопедагогические технологии:
1. Традиционная народная игра «Ай да птица, что за птица» разучивается в процессе изучения обрядов «Закликания Весны».
2. Учитель рассказывает об обряде и целевом назначении разучиваемой игры (обряды «Закликания Весны» совершались в начале марта; смысл обрядовых действий - заклика-ние птиц, которые, по представлениям наших предков, летели из теплых стран и несли на своих крыльях Весну].
Весна мыслилась славянами как детство и юность в Круге Жизни природы; парни и девушки выходили на высокие места, играли на свистульках, подражая пению птиц, и пели специальные заклички:
Жаворонушки, прилетите!
Весну красную принесите!
Нам зима-то надоела!
Весь хлебу нас поела!
3. Учитель объясняет (в других случаях вместе с учениками анализирует] семантическую составляющую данной игры: семантику поэтики, семантику пластики, семантику атрибутики: свистулька-птица - образ символ приближающейся Весны; произнесение названия птицы - магическое обеспечение ее прилета; исполнение напева-подражания пению птицы - магическое обеспечение ее прилета; стояние кругом - пластический образ-символ красного солнышка; передавание свистульки-птицы из рук в руки по кругу - символика «качения» (движения] Солнца по круглому году.
4. Ученики выучивают игровой приговор.
5. Ученики играют в разученную игру.
6. На последующих уроках (учебных занятиях] игровые навыки закрепляются.
7. Играют в данную игру во время совершения обряда.
Учебная карта по теме «Обрядовые игры»
Цель игры: славление животворящей силы Солнца.
Этнопедагогические технологии:
1. Обрядовая игра «Горелки» разучивается во время изучения темы «Летние календарные обряды».
2. Учитель рассказывает об обряде «Ночь на Ивана Купало» и о древних обрядовых смыслах игры «Горелки»:
Купальский обряд совершается издревле в день летнего солнцестояния, и потому целью совершения обряда является славление солнца, света и тепла. Обрядовый смысл игры «Горелки» - пластическими и музыкальными действиями славить солнце и его способность наполнять все вокруг теплом и светом. Именно поэтому каждая составляющая этой игры имеет древний глубокий смысл: играющие встают в круг. Круг символизирует солнце; игровой круг стоит. «Стояние» круга символизирует «стояние» солнца в природе (день летнего солнцестояния]; играющие стоят парами. Пара - добрый молодец и красная девица - является символом любви (тепла и света]; играющие, исполняя игровой припев, держатся за руки, которые согнуты в локтях. Такое положение рук играющих повторяет узор «круг-солнце с лучами».
В центре круга-солнца стоит Водящий -«горящий». И игра называется «горелки», и водящий называется «горящим», потому что «гореть» в обрядовом языке означает «жить, даря тепло и свет», то есть даря любовь! Обрядовый игровой текст «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» означает призыв к солнцу «светить всегда». Обрядовый напев (мажорный тетрахорд] также движется по кругу, символизируя вечное движение солнца. Играющие разбегаются из круга в разные стороны «как лучи солнца».
3. Ученики выучивают игровой припев (игровой приговор].
4. Ученики играют в разученную игру.
На последующих уроках (учебных занятиях] игровые навыки закрепляются.
Разученная на учебных занятиях народная игра во время совершения купальского обряда становится частью древнего обрядового действа.
Таким образом, применение этнопедагоги-ческих технологий изучения народных игр в учебно-познавательном процессе школы позволяет сохранить культуру игровой традиции в новых педагогических условиях.
Литература
1. Виноградов Г. С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. - Иркутск, 1930. - С. 236.
2. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - С. 5-242.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : Собрание В. И. Даля. - Т. 1. - М., 1999.
4. Лернер П. Эффективность образовательного процесса в новой предметной области «Технология» // Школьные технологии.
- 1999. - № 4. - С. 273-291.
5. Набок И. Л. Этнические проблемы образования // Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств : материалы международ. семинара. - СПб.: Изд.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - С. 58-82.
6. Сластёнин В. А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог. - 1996. - № 1.
7. Ширяева Н. С. Этнопедагогические технологии изучения жанров народного творчества. - СПб.: ЛОИРО, 2010.
8. Яновская М. Г. Теория и методика эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Л., 1991.