Научная статья на тему 'Этнопедагогическая подготовка студентов как средство повышения их профессиональной компетентности'

Этнопедагогическая подготовка студентов как средство повышения их профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогическая подготовка студентов как средство повышения их профессиональной компетентности»

этнопедагогическая подготовка студентов как средство повышения их профессиональной компетентности

Е. С. Тришина, преподаватель ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж»

Восстановление национальных традиций невозможно без специальной подготовки учителя. Актуальность проблемы этнопедагогической подготовки будущих учителей связана с их профессиональной адаптацией к требованиям общества и рынка труда. Особенно данная проблема актуальна при подготовке наших педагогов, которым приходится работать с людьми разной национальной и конфессиональной принадлежности. К сожалению, выпускники педагогических училищ и колледжей недостаточно ориентированы на потребность использования идей народной педагогики в практике обучения и воспитания, не знают основ народной педагогики, поэтому не могут использовать знания традиционной культуры воспитания в практической деятельности.

Этнопедагогическая подготовка - это наиболее существенная часть профессиональной подготовки учителя, представляющая непрерывный управляемый процесс формирования готовности к этнопедагогической деятельности. Этнопедагогическая подготовка педагога охватывает весь блок педагогических и психологических дисциплин, включает в себя не только соответствующие знания, умения и навыки, но и в достаточной степени сформированное самоопределение личности как носителя определенной этнической культуры, а также творческое осмысление студентами возможностей использования этнопедагогичес-ких идей и традиций в педагогической деятельности.

Целью этнопедагогической подготовки является приобщение студентов к этнокультурному и педагогическому наследию народа и формирование готовности его использования в профессиональной деятельности.

Задачи этнопедагогической подготовки:

- развитие интереса обучающихся к проблеме этнического воспитания;

- овладение студентами этнопедагогическими знаниями в области семейного, общественного, трудового воспитания детей и молодежи;

- формирование умений и навыков, необходимых педагогу для его профессиональной деятельности в условиях социокультурной среды;

- развитие способности творческого использования этнопедагогических знаний и умений в самостоятельной деятельности;

- формирование устойчивой мотивации повышения своей квалификации [1, с. 65-66].

Модернизация современной системы образования применительно к профессиональному образованию

предполагает, что будущему специалисту необходимо не только обладать глубокими и гибкими профессиональными знаниями и умениями, но и развитыми профессиональными качествами и характеристиками, то есть базовыми компетенциями современного человека. Под этнокультурной компетентностью мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [2, с. 35].

Повышение этнокультурной компетентности будущих педагогов рассматривается в рамках педагогического учебного заведения как открытого социально-воспитательного института, реализующего систему деятельности в трех важнейших взаимосвязанных областях: образовательной, социально-воспитательной и практической.

Область образовательной деятельности складывается из трех взаимосвязанных компонентов: изучение дисциплин этнокультурного цикла, участие в научно-исследовательской работе и дополнительное изучение спецдисциплин и факультативных предметов. Все три компонента взаимодополняют друг друга, глубокое овладение теоретическим багажом этнокуль-турныхзнанийобогащаетсянаучно-исследовательской работой студентов.

Второй областью этнокультурной подготовки будущих специалистов является воспитательная деятельность, которую разделяют на 3 основные группы: педагогическая поддержка студентов, идейно-воспитательная работа и организация внеучебной и культурно-досуговой деятельности.

Третья область повышения этнокультурной компетентности - это практическая деятельность студентов, важнейшими компонентами которой выступают творческая деятельность и педагогическая практика на базе различных социальных институтов [3, с. 33-35].

Этнопедагогическая подготовка будущего педагога является важнейшим условием достижения выпускниками педагогического колледжа высокого уровня профессиональной компетентности. Поэтому повышение этнокультурной компетентности будущих педагогов является актуальной задачей ГОУ СПО «Мариин-ский педагогический колледж» Кемеровской области.

В 1993 году поступил социальный заказ от школ города Мариинска на создание программы по воспитанию младших школьников, основанной на идеях народной педагогики. Для реализации этой задачи была создана лаборатория, в состав которой вошли преподаватели и студенты колледжа, а также учителя начальных классов. В результате работы лаборатории была создана программа «Человек в народной культуре». Данная программа была апробирована в 1995 г. в рамках внеклассной психолого-педагогической практики в МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 4» г. Мариинска, которая является базовой школой для нашего колледжа.

Многолетняя организация практики воспитательной работы студентов по данной программе привела к убеждению о необходимости включить в содержание процесса подготовки учителей начальных классов этнопе-дагогические знания.

В 1998/99 учебном году на основе программы Г Н. Волкова и регионально-национальных традиций народов, населяющих север Кемеровской области, была разработана программа курса «Этнопедагогика» общим объемом 54 часа для изучения в течение двух семестров на 4-м курсе, и впервые в нашем колледже в рамках вариативной части содержания профессиональной подготовки был введен предмет «Этнопедагогика». Данная программа отдает приоритет углубленному изучению народной педагогики русского населения во взаимодействии с воспитательными традициями других народов, так как преобладающей национальнос-

тью населения Мариинского, Тяжинского, Тисульско-го, Ижморского районов является русская. Вместе с тем здесь достаточно компактно и в то же время асси-милированно проживают татары, эстонцы, украинцы.

С целью методического обеспечения преподавания этнопедагогики был создан учебно-методический комплекс, в который вошли методические рекомендации студентам к семинарам, самостоятельным, лабораторным, практическим работам. Был разработан «Словарь основных этнопедагогических терминов и понятий».

Следует отметить, что в рамках компетентностного подхода в учебном процессе колледжа особая роль отводится самостоятельной работе студентов, важнейшими средствами управления которой являются проектные формы обучения, внедрение учебно-методических комплексов, тематического и итогового контроля. Основными методами организации самостоятельной работы учащихся в рамках изучения этнопедагогики выступают как традиционные методы (написание и презентация реферата, выступление с докладом и др.), так и современные (выполнение творческих заданий, разработка и защита проектов, сценариев и рекомендаций и др.).

При организации этнопедагогической подготовки особый интерес представляет самостоятельная исследовательская деятельность студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов. Исследовательские проекты студентов - это самостоятельный творческий поиск, желание «проникнуть» в другую культуру. Вот названия тем некоторых исследовательских проектов студентов: «Жизненный круг», «Мое родословное древо», «Национальный состав г. Мариинска и Мариинского района».

Еще одним условием повышения этнокультурной компетентности студентов в педагогическом колледже выступает реализация этнокультурной направленности образовательного процесса, предполагающая использование интерактивных, проектно-исследовательских, имитационно-игровых форм и методов обучения, которые обеспечивают овладение будущими специалистами знаниями, способами профессионального мышления и деятельности, стимулируют их самостоятельную работу, саморазвитие и самосовершенствование. Программа данного предмета включает знакомство с воспитательной программой школ и учреждений дополнительного образования г. Мариинска. Например, в школе № 4 действует воспитательная программа «Человек в народной культуре», в УДО «Детский Дом творчества» уже много лет работает клуб «Кийская дружина». Мы знакомим студентов с планами работы этих образовательных учреждений, с их деятельнос-

- лучшие педагогические прак

тью, при этом стараемся показать, что простое подражание старому не есть следование традициям. Будущий учитель должен уметь выбрать для работы с детьми самое интересное, важное, значимое в народной педагогической мысли.

Эффективным условием повышения этнокультурной компетентности студентов является сочетание учебных и внеучебных форм и методов обучения и воспитания, активное включение будущих специалистов в социально значимую работу во внеучебное время, направленную на формирование социально-педагогических умений и навыков. Так, участники нашей первой лаборатории по изучению возможностей использования идей народной педагогики в практике работы школы совместно со студентами, посещающими факультатив «Устное народное творчество», изучили традиции колядования на Руси, подготовили и провели этот праздник для студентов колледжа.

В 2000 году в колледже была создана проблемная группа «Воспитание школьников средствами народной педагогики», в состав которой вошли преподаватели и студенты колледжа. В результате ее работы были составлены методические рекомендации по использованию пословиц и поговорок, сказок как средств нравственного воспитания. Обобщенный опыт работы проблемной группы представлен в периодической печати.

Необходимым условием успешной этнопедагогичес-кой подготовки выступает соответствие содержания производственной практики будущих педагогов основным закономерностям этнокультурного образования. При прохождении внеклассной психолого-педагогической и государственной практик студенты не только применяют теоретические знания по этнопедагогике, но и проводят исследования, позволяющие выявить условия реализации педагогических проблем с помощью народной педагогики.

Студенты 4-го курса на уроках этнопедагогики выполняют различные виды творческих заданий. Так, изучив опыт В. А. Сухомлинского по обучению детей составлению сказок, они сами пишут педагогические сказки. Творческая работа со сказками продолжается и при написании реферата на тему «Идеал мужчины (женщины) в русских народных сказках». Тема «Комплексные формы организации жизни и деятельности подрастающего поколения» предполагает не только изучение педагогического опыта по созданию форм воспитания на основе идей народной педагогики, но и защиту собственного проекта. Работа организуется так, чтобы деятельность студентов проходила через основные звенья творческого процесса, что оказывает существенное влияние на механизм развития творчества студентов. Таким образом, у будущих специа-

листов формируются способы (приемы, действия) применения усвоенных знаний на практике.

Воспитание семейных ценностей студентов педагогического колледжа как будущих родителей и педагогов требует поиска наиболее эффективных путей возрождения традиционной этнопедагогической культуры и переосмысления роли уже известных. Общим и масштабным проектом студентов и преподавателей педагогического колледжа стало создание в Год семьи на основе этнографического исследования сборника «Колыбельные песни, пестушки, потешки», который предназначен для родителей и педагогов, желающих воспитывать своих детей на лучших традициях народной культуры воспитания. Сборник содержит материалы, включающие элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений родителей и детей с окружающим миром. Тексты взяты из печатных собраний русского фольклора, а также из материалов этнографического исследования. Сборник уже перерос в социальный проект при поддержке администрации г. Мариинска и Мариинского района.

Одна из задач этнопедагогической подготовки -формирование этнотолерантности будущих педагогов. Для формирования у студентов этнотолерант-ности в соответствии с рекомендациями профессора Г М. Дмитриева на уроках этнопедагогики создаются условия для конструктивного взаимодействия с представителями разных этносов.

При изучении темы «Национальная структура России» ребятам было предложено выполнить домашнее задание: провести исследование и определить, к каким национальностям относятся корни их семьи. Для организации данного исследования использовался этнографический опросник «Родословная».

После изучения предмета «Этнопедагогика» студентам предлагается выполнить итоговый тест как в традиционном, так и в компьютерном варианте. В программу государственной итоговой аттестации по психологии и педагогике включены ключевые вопросы по этнопедагогике.

Результаты выполнения курсовых и дипломных работ по исследованию актуальных проблем этнопедагогики, анализ результатов различных видов практик, ответов студентов на экзаменах свидетельствуют о том, что они имеют достаточное представление о сущности этнокультурного образования.

Таким образом, изучение научно-методической литературы и опыта работы преподавателей педагогических колледжей, переосмысление собственного опыта позволило определить основные условия повышения этнопедагогической компетентности будущих педагогов:

- включение в содержание профессионального компонента учебного процесса дисциплин этнокультурного цикла;

- ценностно-смысловое самоопределение будущих специалистов по отношению к этнокультурной деятельности;

- использование этнопедагогических идей в тематике курсовых и дипломных работ, а также в содержании различных видов практики;

- высокий уровень психолого-педагогической компетентности преподавательского состава, что позволяет студентам проявлять творческую активность во взаимодействии с ним в образовательном процессе;

- использование активных и интерактивных проект-но-исследовательских, имитационно-игровых форм и методов обучения;

- активное включение будущих специалистов в педагогически значимую работу во внеучебное время, которая направлена на формирование ценных педагогических умений и навыков.

С учетом полиэтичности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов к формированию у будущих педагогов этнокультурной компетентности.

Л и т е р а т у р а

1. Магомедова, Л. И. Этнопедагогическая подготовка социальных педагогов [Текст] / Л. И. Магомедова // Педагогика. - 2007. - № 7. - С. 65-66.

2. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности [Текст] / Т. В. Поштарева // Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 35-42.

3. Салова, И. Ю. Моделирование этнокультурной компетентности будущих педагогов [Текст] / И. Ю. Салова // Специалист. - 2006. - № 1. - С. 33-35.

Повышение квалификации

спасибо за прикосновение к истории!

- Мы, руководители общественных музеев НПО, побывали на выездном занятии курсов «Роль музея в образовании и воспитании обучающихся в системе НПО», организованных ГОУ «КРИРПО».

Долгая дорога в Мариинск превзошла все ожидания! Каждый шаг здесь - действительно частица истории.

Встретили нас уже на въезде в город - хлебом-солью, песнями народного коллектива «Калинка», которые сопровождали нас всю экскурсию по городу. На каждый памятник у ансамбля есть своя «песня-история». Тронула нас та любовь к родному городу, та искорка в глазах исполнителей, тот их задор, что хотелось вместе с ними приплясывать и напевать.

Мариинску есть чем гордиться. Столько музеев, и каждый по-своему неповторим. Целый ансамбль старинных зданий, хранящих истоки русской старины, неспешный ритм русской жизни. Будто сам побывал в прошлом веке: кажется, вот сейчас выскочит из маленького переулка двуколка, запряженная лошадьми.

Приятно удивил нас музей лесотехнического техникума, возглавляемый Т. Н. Топкасовой. Собран и оформлен богатейший материал о родном городе, истории учебного заведения, которому исполнилось 50 лет, и, конечно, о людях.

Тамара Николаевна познакомила нас не только с музеем, но и поделилась опытом по работе с архивами и экспонатами. С организацией исследовательской и поисковой работы студентов нас познакомили Е. В. Ефременко и Е. Л. Кожемяко. Покорило нас то, с каким уважением и любовью говорят педагоги технику-

ма друг о друге. Приходится только удивляться, как в нынешнее непростое время Николаю Николаевичу Кожемяко, директору техникума, удается внедрять инновационные технологии в учебный процесс и в развитие музея.

Большое впечатление произвел на нас анатомический и тематический литературный музей аграрного техникума.

Краеведческий музей познакомил нас с очень далеким прошлым этого края и уникальными произведениями мариинских мастеров-берестянщиков, возродивших исконно народное искусство.

Побывали мы и в домике известного писателя Владимира Алексеевича Чивилихина, где создан музей. Маленькая, неказистая избенка, но во всем ощущаешь родное, русское. Все экспонаты подобраны с такой любовью, с таким вкусом, что кажется, вот зайдет сейчас хозяин дома и пригласит на чашечку чая из русского самовара.

Огромное удовольствие мы получили и от посещения заводского музея. Доброжелательный прием, интересная информация, великолепный дизайн. День пролетел как миг

Огромное спасибо всем мариинцам за столь необходимую и полезную работу для воспитания подрастающего поколения. Все ваши музеи и мемориальные комплексы своеобразны, оригинальны и богаты особым содержанием. А люди?! - Замечательные, душевные, доброжелательные, проникнутые любовью к своему городу и краю. Желаем вам доброго здоровья, дальнейшей творческой работы и процветания!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.