Научная статья на тему 'Этнонациональная тематика в изданиях инион РАН в 1990-х годах (обзор)'

Этнонациональная тематика в изданиях инион РАН в 1990-х годах (обзор) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Уварова Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнонациональная тематика в изданиях инион РАН в 1990-х годах (обзор)»

ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА В ИЗДАНИЯХ ИНИОН РАН В 1990-Х ГОДАХ (Обзор)

В 1990-х гг. в ИНИОН РАН было подготовлено два десятка специализированных информационных изданий различных жанров по этнонациональной тематике. Начало систематического информационного освещения этого круга проблем можно связать с выходом в 1989 г. двух работ. Одной из них стал сборник "Национальный вопрос за рубежом", в подготовке которого участвовали научные сотрудники десяти академических институтов, при ведущей роли Ин-та государства и права (9).

В материалах, включенных в сборник, основное внимание было уделено государственно-правовым формам и практике регулирования межнациональных отношений в социалистических, капиталистических и развивающихся странах. Выбор такого тематического ракурса определялся тем, подчеркивалось в Предисловии, что в СССР в это время "вырабатывается концепция обновления национальной политики, ведется подготовка законопроектов, центральной идеей которых является восстановление, дальнейшее развитие ленинских принципов советской федерации, подвергшихся в послеленинский период искажениям и деформации. В этих условиях особую актуальность приобретает углубленное изучение как опыта решения национального вопроса на различных этапах развития нашей страны, так и зарубежной практики" (9, с.5).

Материалы обзорного и справочного характера, рефераты отдельных работ зарубежных авторов содержали целый ряд положений, "неприемлемых", как отмечалось в Предисловии, для многих читателей, но позволявших дать объективную картину по национальному вопросу во всей его сложности. "Непривычным" зачастую был даже привычный

термин "национализм", трактуемый преимущественно в положительном смысле"(9,с.7). Еще одним терминологическим новшеством было редкое для академического издания десятилетней давности понятие "этничность".

Взгляды зарубежных авторов на вопросы национальных отношений в СССР получили освещение в выпущенном практически одновременно со сборником, но гораздо более скромном - по объему, числу авторов, широте аудитории ( издание предназначалось для служебного пользования) - выпуске специализированной информации "Зарубежная литература о национальных отношениях в СССР" (3). Однако именно эта работа положила начало целой серии изданий, вышедших в последующее десятилетие.

Так, уже в 1991 г. серия пополнилась двумя реферативными сборниками (4,5). Еще до начала демократических преобразований в Советском Союзе процессы национального развития страны, проблемы национальной политики были предметом пристального внимания зарубежных специалистов. Большинство из них были склонны считать перестройку "детонатором" взрыва межнациональных противоречий, подчеркивая вместе с тем, что вскрытые тенденции развивались на протяжении всех лет существования Советской власти.

"При множестве подходов к сути национальной проблемы в СССР она в основном сводилась к взаимоотношениям "великорусского ядра" и нерусской периферии, к политическому господству Москвы, к противоречиям между русскими и всеми остальными этническими группами"(4,с.6) - так резюмируется обзор "Проблемы теории и практики национальных отношений в СССР в работах западных исследователей".

Вместе с тем в обзоре англо-американской печати о динамике национальных процессов в Советском Союзе на рубеже 1980-90-х годов явно проявляется внимание зарубежных авторов к проявлениям национализма в республиках, принимавшего порой крайне шовинистические формы. В целом, оперативно представляя прагматичные оценки текущих событий, публикации в периодике скорее отразили политический курс правительств западных стран, не претендуя на глубокий анализ этнонациональных процессов, происходивших в СССР.

Концептуальные подходы западных исследователей получили отражение в рефератах работ известных специалистов по проблемам национальных отношений в СССР, таких как профессор Сорбонны

Э.К.д'Анкос, американский политолог З.Бжезинский, немецкий советолог Г.Зимон, а также Г.Лапидус, А.Мотыль, С.Берг, Р.Пайпс и др.

Вместе с материалами еще одного сборника, первого в серии "Россия и ее соседи" (6), в котором также представлены зарубежная периодика и аналитические работы, несколько изданий ИНИОН уже в начале 1990-х годов смогли оперативно представить отечественному читателю целую антологию зарубежных исследований наиболее авторитетных авторов по актуальнейшим проблемам на переломном этапе в истории нашей страны.

Одновременно велась информационная обработка потока отечественной литературы по национальным проблемам. Одним из первых итогов этой работы стал сборник "Межнациональные отношения в СССР" (8). "Помещенные в нем обзоры научной и публицистической литературы отражают резкую поляризацию мнений в идейной борьбе вокруг национальных проблем", - отмечалось в Предисловии. - "Сегодня творческое обществоведение стремится преодолеть растерянность официозно-массового сознания, разорванного между двумя стереотипами: между официальном клише об "успешном эксперименте создания единого многонационального государства" и неофициальным клише, звучащим, впрочем, уже и на некоторых форумах: "разваливающаяся империя"(8,с.13).

При характеристике состояния отечественной науки о национальных отношениях к середине 1980-х годов были отмечены тревожные тенденции "ограниченного введения в оборот нового конкретного материала, , не обеспечивающее необходимую базу для теоретических обобщений, распространенность абстрактно-теоретических рассуждений в ущерб конкретно-историческому анализу, отсутствие связи тезисов о достижениях ленинской национальной политики с современными представлениями о политической системе, которая сформировалась в конце 20-х годов и сохранялась вплоть до середины 80-х. Крайне непродуктивной оказалась также разобщенность между специалистами, изучающими разные аспекты национальных отношений.

Дискуссии в отечественной этнографической науке на рубеже 1980-90-х гг. развернулись в публикациях на страницах "Советской этнографии" (13, с.10-41). Осмысление "новой реальности" в процессе трансформации СССР в СНГ обнаружило гораздо более широкий, чем прежде, спектр мнений, точек зрения, оценок, зачастую взаимоисключающих. Одним из первых обращений журнала к общей

ситуации в национальных отношений в СССР стала предложенная для дискуссионного обсуждения статья С.В.Чешко "Национальный вопрос в СССР: состояние и перспективы изучения", написанная на основе доклада на методологическом семинаре Института этнографии еще в начале 1988 г. Из важнейших изменений в этнической ситуации в стране за 70 лет советской власти автор выделил выход на качественно новый уровень развития этнических общностей; складывание новых этно-демографических и этнокультурных условий в ряде регионов, изменение структуры межнациональных связей. В то же время, подчеркнул автор, идеология и практика национального строительства, способы управления национальными процессами, национально-государственная структура СССР в своих основных параметрах остались практически неизменными с 1930-х годов и выступают уже не как регулятор динамичных процессов национального развития, а как их тормоз, как фактор осложнения национальных отношений.

Считая разработку планов конкретных реформ важной задачей научной деятельности этнографов в современных условиях, С.В.Чешко вместе с тем подчеркнул, что основной проблемой этнографии как фундаментальной науки остается познание этнического, его места в реальном мире. Понижение значения фундаментальных этнографических исследований отрицательно сказывается и на качестве научно-прикладой деятельности, включая разработку компетентных практических рекомендаций для органов управления.

Попытка сближения научной теории и политической практики межнациональных отношений была определена как важнейшая задача деятельности секции "Социология национально-политических отношений", возглавленной Г.В.Старовойтовой и И.И. Крупником. Программа научной и организационной деятельности секции, получившая название "Многонациональное общество" связывала радикальное изменение ситуации в изучении национальных отношений в стране с "информационным бумом" в стыковых областях этнографии, социологии, культурологии, лингвистики, страноведения и других пограничных дисциплин. Как первый эффективный шаг предлагалась резкая активизация обсуждений, дискуссий, профессиональных контактов.

В.А.Тишков, обращаясь в ряде своих публикаций к оценке этнической ситуации в стране, гармонизацию межнациональных отношений связывал с последовательной гражданской демократизацией, включая удовлетворение специфических интересов отдельных личностей

и коллективов, обусловленных принадлежностью к тому или иному народу.

Наряду с направлениями представленными в работах С.В.Чешко, И.И.Крупника, В.А.Тишкова, публикации журнала отразили и другие взгляды и мнения по национальной проблематике, связанные с глубинным расхождением точек зрения на сущность этничности и особенно на природу и пути развития этносов в современном мире. Так, характеризуя процессы воспроизводства этносов, О.И.Шкаратан и Л.С.Перепелкин особо подчеркивали важнейшую, а в некоторых аспектах и определяющую роль политического организма, считая оптимальным такой, пространственные границы которого совпадают с этнической границей. В этих случаях, по их мнению, воспроизводственная политика осуществляется с наименьшими издержками и гарантируется воспроизводство именно данного этноса, без его трансформаций, слияний и других деформаций. Это означает также, что полиэтничные государственные образования только в том случае исторически устойчивы, когда они обеспечивают тот "прожиточный минимум" суверенных прав этносов, который необходим и достаточен для воспроизводства этноса как целостной системы.

В.И.Козлов, подчеркивая сложность и неоднозначность национальных процессов в СССР, а затем в СНГ и ближнем зарубежье, особо отметил непродуктивность поисков "окончательных рецептов" решения национальных проблем и "несводимость" сложности реальной жизни к единой концепции даже признанного и авторитетного "специалиста", будь то социолог, этнограф или экономист.

Как своего рода подведение итогов работы по научному обеспечению "социального заказа", предъявленного ученым не только, как принято было говорить, директивными органами, но и самим обществом, можно рассматривать обсуждение принятой сентябрьским Пленумом ЦК КПСС (1989) Платформы КПСС "Национальная политика партии в современных условиях". Дискуссия состоялась на методологическом семинаре Института этнографии "Перспективы развития национальной политики в СССР". Заключение ряда специалистов о том, что один из основных принципов перестройки, сформулированный в лозунговой форме "возврата к ленинским нормам", был не достаточен для решения национальных проблем в Советском Союзе, и создание эффективной системы регулирования межэтнических отношений в стране требовало более глубокого обновления или даже

выработки принципиально новой концепции национального развития страны, сегодня, спустя десятилетие, представляется очевидным.

Политическая актуальность этнических процессов в жизни современных многонациональных государств и особая ответственность ученых в оценке изучаемых явлений и событий были отмечены и международным сообществом этнологов и антропологов на Х11 Международном конгрессе этнологических и антропологических наук (Загреб, Югославия, июль 1988 г.), где советские ученые выступили соорганизаторами симпозиума по современным этническим процессам.

Вместе с тем, обзор материалов конгресса показал, что наибольшее значение на этом представительном международном форуме, в работе которого приняли участие 2,5 тыс. ученых, приобрела проблематика, связанная с культурной экологией, питанием, алкоголизмом, здоровьем и здравоохранением, демографическими тенденциями, вопросами долгожительства и социальной помощи пожилым людям. По заключению авторов обзора, "можно без преувеличения сказать, что конгресс прошел под знаком сильной обеспокоенности за судьбы человечества, за само его физическое выживание. Во всяком случае, с указанной проблематикой было связано 25% повестки дня всего конгресса (более 30 симпозиумов)"(17, с.3).

Относительно немногочисленными по составу участников , но весьма актуальными по тематике были два симпозиума, посвященные изучению войны и мира. Они свидетельствуют о том, что в современной весьма противоречивой обстановке в среде западных антропологов возникло целое течение, ставящее свой задачей анализ этих проблем. Особенно показательным был симпозиум "Мир и миротворчество в антропологической перспективе", где особо подчеркивалось , что "антропологические исследования чрезвычайно важны для понимания межэтнических контактов, социальных изменений, экономических и политических связей, социокультурной подосновы принятия тех или иных решений, а все это имеет прямое отношение к пониманию источников мира или агрессии"(17, с.30). Близкая тематика обсуждалась на симпозиуме "Антропология войны и мира", который отличался более широким спектром проблем и концепций.

Подробнее эта тематика по материалам западных исследований рассматривается в специальном обзоре "Война и мир в традиционных обществах" (21). Автор отмечает, что до начала 1990-х годов" советская наука практически не изучала войны как глобальный социокультурный феномен, имеющий различные социальные, политические,

демографические, идеологические, психологические, ритуальные и разнообразные поведенческие аспекты. В этом смысле огромными потенциями обладают сравнительные этнографические исследования, позволяющие всесторонне проанализировать войны в различных конкретно-исторических и этнокультурных средах с целью выявления их причин, следствий, особенностей эволюции роли у разных этнических групп, возможностей и методов их предотвращения и прекращения"(21,

с.4).

Вместе с тем основной тематикой отечественной этнографической науки на рубеже 80-90-х годов оставалось изучение этнокультурного развития народов Советского Союза, а затем России и ближнего зарубежья. Научное воссоздание и анализ реальной картины взаимодействия народов и культу в период существования СССР в свете новых реалий первого постсоветского десятилетия в полной мере сохраняли свою актуальность. Работы по этой проблематике получили освещение в целом ряде обзоров отечественной и зарубежной литературы (6, 7, 17, 18, 19).

Одно из центральных мест по своей значимости для российского общества в 90-е годы получил "русский вопрос". В нескольких изданиях ИНИОН были рассмотрены различные его аспекты. Уже в самом начале 90-х годов началось издание серии публикаций ведущих специалистов-историков по проблемам эмиграции как явления в истории общественной жизни Российского государства до наших дней.

Первый из выпусков серии был посвящен миграционным процессам в дореволюционной России, миграциям в СССР и эмиграции из Советского Союза (1). В следующем выпуске были показаны динамики численности и размещения русского этноса в ХУШ- XX вв. в России и за ее пределами, даны характеристики ареалов компактного и дисперсного его расселения (2). Специальный выпуск освещал принципиально важные, хотя по масштабам не очень впечатляющие процессы возвращения на Родину бывших граждан Российской империи, пришедшиеся на период после Февральской и Октябрьской революций 1917 г. до середины 20-х годов (15).

Материалы западных исследований по новой русской диаспоре в постсоветских государствах Центральной Азии были обобщены еще одним обзором (6).

Наиболее масштабные этнокультурные трансформации русских в советский период отечественной истории рассмотрены в обзоре "Советские русские: Этнокультурный облик России" (13, с.89-110).

Изменения в расселении русского этноса за годы советской власти могут быть определены как эпохальные, сопоставимые с изменениями всего предшествовавшего периода. Но в ХХ в. происходило в основном уже перераспределение этноса внутри освоенной территории и в первую очередь - переселение из села в город.

Важнейшие изменения в расселении русского народа на протяжении 20-80-х годов, повлекшие за собой глубокие перемены в характере народного быта за годы жизни двух-трех поколений, заключаются в том, что подавляющее большинство за этот период превратилось не просто из сельских жителей в горожан, а из крестьян в людей, занятых индустриальным трудом, нравы и потребности которых радикально преобразовались.

Перемены в нашей стране в сфере обычаев и нравов населения были переменами, связанными не только с индустриализацией и промышленной революцией, которые начали менять русский этнос уже в XIX в., но и с новым вариантом этих процессов, их качественно иным темпом и интенсивным развитием вглубь и вширь.

"Русский вариант" перехода от традиционной доиндустриальной жизни этноса к ее индустриальной стадии имел свои особенности. В дореволюционной России национальной особенностью этого процесса можно считать его "растянутость" во времени и пространстве, определившую длительность исторического сосуществования в быту этноса двух укладов - доиндустриального и индустриального. Из этой особенности вытекает и другая - постепенность вытеснения или изменения старого.

Иной характер соотношений форм и стереотипов быта складывается в советское время, а точнее - с начала социалистической реконструкции народного хозяйства в годы первых пятилеток. Сверхбыстрые темпы оттока сельских жителей в город в сферу строительства и промышленно-индустриального труда вызвали не только рекордно короткие сроки роста численности городского населения, но и мощный приток в города жителей, ни культурно, ни социально, ни психологически не подготовленных для работы в новых отраслях и для жизни в городской среде.

Новый социалистический быт русского народа вырастал из слишком скудного материала и, несмотря на это, содержал в себе значительно большее разнообразие выбора и развития для каждого члена общества, чем это было возможно в прежнем традиционном обществе. Но почти вся этническая специфика быта была нивелирована, сглажена и

сведена к общераспространенным промышленно-производимым образцам с относительно небольшими локальными различиями.

В качестве особой проблемы "русского вопроса" в исследованиях последних лет выделяют национальное или этническое сознание русских. В понятие "этническое самосознание" было включено не только самоопределение (идентификация), но и представления о характерных чертах своего народа (этнические автостереотипы), о его происхождении, историческом прошлом, о языке, культуре, включая традиции, нормы поведения, обычаи, художественное творчество. Кроме того, в структуру национального самосознания входят представления о территории проживания этноса, о его государственности. Все эти компоненты эмоционально окрашены и тесно переплетены между собой и спонятиями "национальные интересы". Кроме того, для современной политической ситуации исследователями была отмечена принципиальная важность выделения "национальной идеологии" и личностного уровня повседневного общественно-бытового поведения (19, с. 16).

"Русская тема", кроме того, зачастую выступает не столько объектом беспристрастного научного анализа, сколько поводом для спекуляций противоборствующих общественных группировок и, как инструмент политической борьбы, мифологизируется. В этой связи для изданий ИНИОН особое значение приобретает отбор литературы, представляющей результаты различных научных дисциплин: этнологии, истории, политологии, социологии, - и объективно анализирующей процессы изменений национального сознания и самосознание русских в момент разложения традиционных стереотипов и формирования нового национального характера (10, с. 9).

В заключение хотелось бы привести определение одной из важнейших задач, стоящих перед современной российской этнологией: "Демократизация и утверждение правового общества требуют глубинных знаний, эрудиции и широкой информированности о национальностях. Трудно быть согражданами многонационального государства, не зная друг друга. Важным механизмом возрождения народов и межнационального сотворчества является добывание, накопление и распространение этнополитических знаний"1.

1 Губогло М.Н. О глобализации этнологии на рубеже тысячелетий // III Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов (Москва, 8-11 июня 1999 г.) - М.,1999. - с. 10.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брук С.И., Кабузан В.М. Миграционные процессы в России и СССР / АН СССР.ИНИОН; Об-во "Родина". - М.,1991. - Вып.1. - 129 с.

2. Брук С.И., Кабузан В.М. Русские в мире / АН СССР. ИНИОН; Об-во "Родина". - М.,1991. - Вып.2. - 78 с.

3. Зарубежная литература о национальных отношениях в СССР / Специализированная информация по национальным проблемам - М.: ИНИОН,1989. - 130 с.

4. Зарубежная литература о национальных отношениях в СССР: Реф. сб. / АН СССР. ИНИОН; Ред. кол.: Литвинова А.Н. ( отв. ред.) и др. - М.:ИНИОН.1991. - 154 с. - (Сер.: Теоретические проблемы наций и межнациональных отношений).

5. Зарубежная литература о национальных отношениях в СССР: Реф. сб. / АН СССР. ИНИОН; Ред.кол.: Литвинова А.Н. (отв.ред.) и др. -М.:ИНИОН,1991. - Вып.1. - 122 с. - ( Сер.: Заруб. лит. о СССР).

6. Кузнецова С.И. Русские в Центральной Азии: Науч.- аналит. обзор / РАН. ИНИОН. - М.:ИНИОН, 1998. - 72 с. - Библиогр.: с.69-72.

7. Кузнецова С.И. Этносоциальные проблемы государств Центральной Азии: (Обзор заруб. лит.): Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН. - М.:ИНИОН,1995. - 69 с. - Библиогр.:с.67-69. -(Сер.:Государства Центр. Азии).

8. Межнациональные отношения в СССР: История и современность: Сб. обзоров / АН СССР. ИНИОН; Ред. кол.: Чаликова В.А. (отв. ред.) и др. - М.:ИНИОН,1991. - 177 с. - (Сер.: Теорет. пробл. наций и национ. отношений).

9. Национальный вопрос за рубежом: Правовые формы и практика регулирования межнациональных отношений. Исследование роли национального фактора в политике: Реф. сб. / АН СССР. Ин-т гос. и права ИНИОН; Ред.кол.: Кудрявцев В.Н.(отв.ред.) и др. - М.:ИНИОН, 1989. - 343 с.

10. Проблемы национального самосознания русских: Этнические стеретипы населения: Спец. информация / РАН. ИНИОН; Ред.-составитель Рековская И.Ф. - М.:ИНИОН,1998. - 48 с. - Библиогр.: с.45-47. - ( Сер.: Социологич. исслед. в России: Материалы социол. центров и служб).

11. Россия и ее соседи: Проблемы межнациональных и межгосударственных отношений: Сб.обзоров / РАН. ИНИОН; Ред. кол.: Литвинова А.Н. (отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН,1992. - 144 с. - ( Сер.: Заруб. лит. о России и соседних государствах).

12. Россия и ее соседи: Этнонациональные отношения в новом геополитическом пространстве: Реф.сб. / РАН.ИНИОН.: Ред.кол.: Литвинова А.Н. (отв.ред.) - М.:ИНИОН,1994. - 152 с.

13. Россия и ее соседи: Взаимосвязь полит. и этн. конфликтов: Реф.сб. / РАН.ИНИОН; Ред. кол.: Литвинова А.Н. (отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН, 1996. - 176 с. - ( Сер.: Пробл. обществ. развития стран Вост. Европы)

14. Россия и ее соседи: Проблемы интеграции и федерализма в странах СНГ: Реф. сб. / РАН. ИНИОН; Ред.кол.: Литвинова А.Н. (отв. ред.) и др. - М.:ИНИОН,1998. - 146 с. - (Сер.: Пробл. обществ. развития стран Вост.Европы).

15. Тарле Г.Я. Российское зарубежье и Родина / РАН.ИНИОН, Ас-ция "Родина". - М.:ИНИОН,1993. - 98 с.

16. Тишков В.А., Шнирельман В.А. Человек и общество глазами современных этнологов и антропологов ( По материалам Х11 международного конгресса этнологических и антропологических наук) : Обзор / АН СССР. ИНИОН, Всесоюз. межвед. Центр наук о человеке (при Президиуме АН СССР) - М.:ИНИОН, 1990. - 48 с. - (Спец. информация по общеакадемической программе "Человек, наука, общество: комплексные исследования").

17. Уварова Т.Б. Этнографическое изучение современного общества :Прикладные аспекты: Науч.- аналит. обзор / РАН. ИНИОН. -М.:ИНИОН,1998. - 35 с. - Библиогр.: с.34-35. - ( Сер.: Теория и история культуры ).

18. Уварова Т.Б. Этнокультурный облик России: Исторические традиции взаимодействия народов (По материалам отеч. этногр. лит.): Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН. - М.:ИНИОН,1994. - 40 с. -Библиогр.: с. 39-40. - ( Сер.: История России).

19. Уварова Т.Б. Этносоциологические исследования в России в 1990-х годах: Итоги и перспективы: Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН. - М.:ИНИОН,1996. - 35 с. - Библиогр.: с.34-35. - (Сер.: Отеч. история).

20. Шнирельман В.А. Война и мир в традиционных обществах (По материалам западных исследований): Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН, Ин-т этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая. -М.:ИНИОН,1992. - 64 с. - Библиогр.: с. 52-64. - ( Сер.: Всеобщая история ).

Т.Б.Уварова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.