УДК 323.1
DOI статьи: 10.17238/issn2221-2698.2016.25.137
Этнонациональная политика Республики Коми: нормативное и инфраструктурное обеспечение1
© Минчук Олег Викторович, ассистент кафедры социальной работы и социальной безопасности Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. Тел. +7 921 246 55 85. E-mail: [email protected]
Аннотация. К Арктической зоне Российской Федерации в Республике Коми относится территория муниципального образования городского округа «Воркута». Говорить о некой специфической «арктической» этнонациональной политике в этом муниципальном образовании, отличной от модели республиканского масштаба, не приходится. Поэтому исследуется этнонациональная политика в целом всей республики, а затем раскрываются её особенности в МО ГО «Воркута», входящем в АЗРФ. Анализ перечня нормативных и стратегических документов, отражающих специфику данного вопроса, в совокупности с существующей разветвлённой инфраструктурой, позволяет сделать вывод о сформированности региональной модели этнополитики в Республике Коми. При этом отмечается несогласованность ряда документов друг с другом, отдельные несоответствия федеральным стандартам этнополитики. Этнополитика в МО ГО «Воркута» в целом осуществляется в рамках регионального тренда. Нормативное обеспечение включает в себя различные муниципальные программы и планы. Делается вывод о необходимости совершенствования концептуальных основ арктического вектора этнополитики.
Ключевые слова: Республика Коми, Воркута, этнонациональная политика
Ethnonational policy of the Komi Republic: normative and infrastructural support
© Oleg V. Minchuk, Assistant of the Department of Social Work and Social Security of Lomonosov Northern (Arctic) Federal University. Tel. +7 921 246 55 85. E-mail: [email protected]
Abstract. The territory of the municipality of the city district "Vorkuta" is referred to the Arctic zone of the Russian Federation in the Komi Republic. It is not necessary to talk about some specific "Arctic" ethnonational policy in that municipality, different from the model of the national scale. Therefore, ethnonational policy is analyzed in general for the whole Republic, and then its features are revealed in the municipality "Vorkuta," which is the part of the Russian Arctic. The analysis of the list of regulating and strategic documents reflecting the specifics of the matter, together with an extensive existing infrastructure, allows to conclude about the formation of a regional model of ethnic policy in the Komi Republic. In addition, the incoordination of a number of documents is noted, as well as some inconsistencies of ethno policy to federal standards. Ethno policy in municipality "Vorkuta" is generally carried out in the framework of a regional trend. Standard maintenance includes various municipal programs and plans. The conclusion about the need to improve the conceptual foundations of the Arctic vector of ethno policy has been made. Keywords: Komi Republic, Vorkuta, ethnonational policy
В современных геополитических условиях, наряду с наращиванием силового присутствия и активизации промышленного освоения сухопутных и морских территорий Россий-
1 Статья подготовлена в рамках исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда — проект № 15-18-00104 «Российская Арктика: от концептуализации к эффективной модели государственной этнонациональной политики в условиях стабильного развития регионов».
ской Арктики, одним из определяющих факторов успешности данных процессов становится фактор стабильности межнациональных отношений. Этнонациональная, или, согласно официальной терминологии, национальная политика в Российской Федерации (РФ) в конце 2012 г. обрела стратегию, срок действия которой обозначен до 2025 г.2. В связи с этим на уровне субъектов РФ началась интенсивная нормотворческая деятельность по выработке различных стратегических планов, концепций и подобного рода документов, реализующих или обеспечивающих реализацию обозначенных в стратегии целей и задач. Это относится и к регионам Арктической зоны России, этнокультурный ландшафт которых на протяжении последних 20 лет продолжает стремительно меняться [1, Зайков К.С., Тамицкий А.М]. В связи с этим вопрос о качестве нормативного и инфраструктурного обеспечения этнонациональной политики в Арктике и на Севере России представляет теоретический и практический интерес.
В соответствии с указом Президента РФ от 02 мая 2014 г. № 296 к АЗРФ в Республике Коми (РК) относится территория муниципального образования городского округа «Воркута». Население МО ГО «Воркута» составляет 81 442 человек. Здесь проживают представители более 100 национальностей, среди которых русские — 66%, украинцы — 6,8%, татары — 2,5%, коми — 1,5%, белорусы — 1,3% и др.3. Несмотря на особый правовой статус городского округа «Воркута», говорить о некой специфической «арктической» этнонациональной политике, отличной от модели республиканского масштаба, не приходится. Поэтому сконцентрируем первоначально внимание на этнонациональной политике Республике Коми в целом.
Этнонациональная политика Республики Коми
За последние несколько лет этнонациональное строительство в РК пополнилось рядом программных документов. В декабре 2013 г. Правительство РК приняло региональную программу «Республика Коми — территория межнационального мира и согласия (20142020 гг.)» (далее — «Программа РК 2020»)4. В апреле 2015 г. распоряжением Правительства РК № 133-р была утверждена «Стратегия национальной политики в Республике Коми на период до 2025 года» (далее — «Стратегия РК 2025») 5. «Стратегия РК 2025» как концептуаль-
2 Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://base.garant.ru/70284810/ (дата обращения: 13.10. 2016). - Примечание редакции журнала «Арктика и Север».
3 Реализация государственной национальной политики в Республике Коми: практики муниципальных образований. Информационный бюллетень, Ноябрь 2015. URL: http://kultura.mouhta.ru/addinfo/nka/%D0%B8%D0% B1%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 12.10.2016).
4 URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW096&n=122194&rnd=22822410373743 8&from=87939-0#0 (дата обращения: 13.10.2016). - Примечание редакции журнала «Арктика и Север».
5 Утверждена Стратегия национальной политики в Республике Коми на период до 2025 года // Новости. Официальный портал Республика Коми URL: http://rkomi.ru/news/29131/ (дата обращения: 30.07.2016).
ный документ выполняет две основные функции: инструментальную и идеологическую, формирующую опредёленное качество этнонациональных отношений, «укрепление государственного единства и целостности РФ, формирование общероссийской гражданской идентичности многонационального по своему составу населения Республики Коми, развитие национальных языков и культур её народов» 6. Тренд подобного функционального наполнения присущ большинству аналогичных документов, в основу которых заложен принцип «состыковок» или «совмещения», с одной стороны, общих конституционных принципов (соблюдение прав и свобод граждан, правовой характер государства, государственный суверенитет), с другой — необходимости решения конкретных политических и экономических задач, в том числе на региональном уровне.
Инструментальная функция выражается в решении таких задач, как совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики и информационное обеспечение её реализации, а также совершенствование взаимодействия госорганов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества. Показательно, что и сама «Стратегия РК 2025», согласно официальным заявлениям, принималась в РК в процессе серьёзной и вдумчивой работы научного и экспертного сообщества и широкого общественного обсуждения. Это говорит либо о внимании власти к мнению непосредственных объектов национальной политики (национальные меньшинства, коренные народы, коми народ), либо является грамотным использованием политтехнологий манипулирования общественным мнением. Несмотря на простоту указанной дихотомии, первый
*/ Г"» <М>
случай также имеет свои подводные камни. В научной литературе существует мнение, что чрезмерное административное влияние этнических антрепренеров делают этнические организации органической частью политического дизайна российских регионов, а сама этнопо-литика вместо однозначной ориентации на интересы общества и государства (и, как следствие, на укрепление общероссийской идентичности) в большей мере ориентируется на удовлетворение интересов отдельных этнических групп и их лидеров (т. е., по существу, на усиленное воспроизводство культурной отличительности и ослабление интеграционных тенденций в российском обществе) [2, Шабаев Ю.П., Садохин А.П.]. Другими словами, и тактика создания видимости общественного диалога с властью, и лоббирование этнических интересов по средствам административного ресурса является серьезный риском проведения эф-
6 Стратегия национальной политики в Республике Коми на период до 2025 года. URL: http://law.rkomi.ru/files/ 44/17501.pdf (дата обращения: 13.10.2016). — Примечание редакции журнала «Арктика и Север».
фективной этнополитики в Республике Коми, учитывая особенности её этнонационального ландшафта и, что очень важно, правового статуса коми народа.
Формирующая функция «Стратегии РК 2025» осуществляется путём достижения следующих задач:
S обеспечение равноправия граждан, реализации их конституционных прав, обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений;
S сохранения и развитию этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Республики Коми;
S развития системы этнокультурного образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
S обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития государственных языков Республики Коми.
Совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики — это задача, которая по своей сути является перманентной. Наиболее осязаемые в практическом плане формулировки касаются необходимости осуществления дополнительного профессионального образования государственных служащих, методического обеспечения деятельности специалистов в сфере национальной политики и, конечно же, проведения мониторинга межэтнических и межконфессиональных отношений. В РК уже сложилась традиция ежегодного мониторинга по «замеру» национальной напряжённости в регионе. Впервые такой «замер» был осуществлен в 2008 г. [3, Фаузер В.В.].
Основа национального колорита Республики Коми закреплена в её Конституции. В статье 3 указано, что «образование Республики Коми и её название связаны с исконным проживанием на её территории коми народа» 7. Подобная норма-декларация является юридическим закреплением коллективного права на этническую идентичность, при этом являясь продолжением конституционных принципов РФ. Стоит отметить, что позитивное абстрагирование коми народа от других народов в законе свидетельствует о его важнейшей роли в историческом формировании территории Коми, а также небеспочвенной претензии на этническое доминирование, что подтверждается и признанием коми языка, наряду с русским, государственным языком.
Данные задачи не выходят за рамки государственной национальной стратегии РФ. сть несколько вполне ощутимых минусов в механизме их достижения. В целом в качестве инструмента реализации республиканской стратегии используются региональные програм-
7 Конституция Республики Коми. URL: http://docs.cntd.ru/document/951600634 (дата обращения: 13.10.2016). — Примечание редакции журнала «Арктика и Север».
мы, мероприятия госпрограмм и муниципальных программ МО Республики Коми. Также существует «План мероприятий по реализации в 2016-2018 годах на территории Республики Коми Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года», утвержденный распоряжением Правительства РК № 117-р от 29 марта 2016 г.8. Из названия и содержания очевидно, что это «дорожная карта» государственной национальной политики РК, но этот план формально никак не связан со «Стратегией РК 2025», так как реализует не её, а стратегию государственной национальной политики РФ (ГНП РФ) 9. Остаётся неясной и юридическая сущность «Стратегии РК 2025». По критериям, определённым федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», она не относится к документам стратегического планирования, а в стратегии ГНП РФ в качестве инструментов реализации на региональном и муниципальном уровнях предусматриваются региональные и муниципальные целевые программы.
Говоря о самом механизме реализации, который прослеживается в упомянутом плане мероприятий, то, например, равноправие граждан, реализация их конституционных прав в сфере государственной национальной политики обеспечивается только одним видом мероприятия, а именно мониторингом обращений граждан о фактах нарушений принципа равноправия независимо от расы, национальности, языка при приёме на работу, при замещении должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы. То есть по логике авторов плана обеспечение прав граждан — это процесс пассивного наблюдения, что совершенно неприемлемо в правовом государстве. Возможным дополнением к механизму могли стать положения о создании условий в рамках законодательства РФ и РК, для обеспечения равноправия в рассматриваемой сфере или же разработаны и рекомендованы профи-
10
лактические меры в этом отношении .
В «Стратегии РК 2025» практически не были учтены некоторые моменты федеральной стратегии, а именно в задачах не упоминаются коренные малочисленные народы (упоминаются только в принципах) и миграционный аспект этнонациональной политики. Миграция является риском для межэтнических отношений. В 2014 г. на миграционный учёт в г. Воркута по
8 План мероприятий по реализации в 2016-2018 годах на территории Республики Коми Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/438845934 (дата обращения: 13.10.2016). — Примечание редакции журнала «Арктики и Север».
9 В пункте первом плана мероприятий определено: «Реализация региональной программы Республики Коми по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России «Республика Коми -территория межнационального мира и согласия (2014-2020 годы)». URL: http://docs.cntd.ru/document/4388459 34 (дата обращения: 13.10.2016). — Примечание редакции журнала «Арктика и Север».
10 V
План мероприятий включает 60 пунктов в XII разделах по совершенствованию государственного управления, обеспечению равноправия граждан, реализации их конституционных прав, содействию сохранения и развития этнокультурного многообразия и др. — Примечание редакции журнала «Арктика и Север».
данным УФМС России по Республике Коми поставлено 5 416 иностранных граждан и лиц без гражданства, в 2012 г. было 4 457, в 2013 г. — 4 504. Из них наибольшее количество — граждане Украины: в 2012 — 1 468, 2013 — 1 578, в 2014 — 2 926 чел.; Узбекистана: в 2012 — 1 096, 2013 — 669, 2014 — 338 чел.; Азербайджана: в 2012 — 647, 2013 — 656, 2014 — 554 чел.; Киргизии: в 2012 — 330, 2013 — 570, 2014 — 746 чел.11. В плане предусмотрен ряд мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию мигрантов. Среди них можно выделить правовое просвещение иностранных граждан, методическую поддержку и развитие сотрудничества с национально-культурными автономиями и общинами. Ключевым моментом является деятельность по легализации пребывания иностранных граждан на территории России. Речь здесь идёт об эффективной и оперативной организации деятельности по подготовке и проведению комплексного экзамена.
Вопрос о не включении в стратегию задачи по устойчивому развитию и поддержки коренных малочисленных народах Севера, проживающих на территории РК, вызывает недоумение. Так, согласно Конституции РК, в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми находится, в том числе, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, к которым относятся проживающие на территории Коми ненцы, ханты, вепсы. В 2011 г. был принят закон «Об оленеводстве в Республике Коми», устанавливающий социальные и экономические меры поддержки оленеводам. К тому же одной из задач Министерства национальной политики Республики Коми является содействие сохранению исконной среды обитания и традиционного образа жизни, социально-культурному развитию представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми.
Таким образом, можно утверждать, что «Стратегии 2025» не в полной мере отражает всю специфику этнонационального вопроса в РК и является своеобразным паллиативом в его нормативном обеспечении. Можно согласится с мнением, что очевидна необходимость внести существенные коррективы как в концептуальные подходы, так и в механизмы реализации государственной национальной политики, реализуемой в Республике Коми, привести их в соответствие с целями и задачами, сформулированными в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [4, Рожкин Е.Н., Шабаев Ю.П. С. 40].
11 Справка УФМС России по Республике Коми. 18 сент.2015. — Примечание редакции журнала «Арктика и Север».
«Программа РК 2020», являясь полноценным документом стратегического планирования, постулирует такие задачи, как: обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений; обеспечение этнокультурного и языкового развития коренных этносов и других народов, проживающих на территории Республики Коми. Различные аспекты национальной политики отражены ещё в 6 государственных программах, затрагивающих все сферы жизнедеятельности: «Культура Республики Коми», «Развитие образования», «Развитие системы государственного и муниципального управления», «Защита населения и территорий Республики Коми от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», «Развитие экономики», «Развитие физической культуры и спорта». Комплекс представленных программ составляет структуру фондирования (финансового обеспечения) этнонациональной политики в РК. В перечне актов этнонационального строительства можно также указать «План мероприятий по реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года в Республике Коми на 2015-2020 годы», утверждённый распоряжением Правительства РК от 12 августа 2015 г. и Комплекс мер по развитию традиционной культуры народов России в РК на 2015-2017 гг., утверждённый распоряжением Правительства РК от 29 декабря 2014 г.
Реализацией направлений этнонациональной политики осуществляется органами законодательной и исполнительной власти Республики Коми во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества. На совершенствование этого механизма направлена инструментальная функция, заложенная в «Стратегии 2025». Инфраструктура этнонациональной политики в Республике Коми включает в себя, прежде всего, Министерство национальной политики РК и подведомственные ему учреждения (ГБУ РК «Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина», ГАУ РК «Дом дружбы народов Республики Коми»), а также Агентство Республики Коми по туризму, которое осуществляет функции и полномочия учредителя государственного автономного учреждения Республики Коми «Финно-угорский этнокультурный парк». В структуру Миннаца РК входят отдел анализа и прогнозирования национальных отношений, отдел государственных языков и отдел по работе с национально-культурными и религиозными объединениями. Основными задачами деятельности Министерства являются:
■ обеспечение в пределах своих полномочий государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
S обеспечение условий для сохранения и развития национальной самобытности, языка и культуры коми народа, а также языков и культуры других народов, проживающих в Республике Коми;
S создание условий для поддержания этнических групп коми, проживающих за пределами Республики Коми, и поддержки соотечественников, проживающих за рубежом;
S обеспечение условий для развития этнокультурных, научных и деловых связей с регионами и странами финно-угорского мира и создания в Республике Коми целостной системы финно-угорского сотрудничества;
S содействие сохранению исконной среды обитания и традиционного образа жизни, социально-культурному развитию представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми.
При министерстве образован общественный совет, главной функцией которого является общественный контроль и вовлечение некоммерческого/неправительственного сектора в процесс реализации национальной политики. Региональная этнокультурная инфраструктура включает двадцать три центра национальных культур во всех муниципалитетах республики.
Общественная этнонациональная политика представлена акторами различных форм организации. В основном это национально-культурные автономии и национально-культурные общественные объединения. На всей территории РК, по официальным данным, существует 51 общественное объединение. Анализ реестра зарегистрированных некоммерческих организаций на информационном портале Министерства юстиции РФ показал, что 32 объединения являются зарегистрированными, остальные 29 регистрации не имеют. Говоря о роли общественных акторов, стоит сказать, что по данным официальных отчётов известно, что представители этнообщественных организаций входят в составы общественных советов всех органов исполнительной власти РК, участвующих в реализации государственной национальной политики. При Общественной палате РК действует Комиссия по правовым вопросам, этике, межнациональным и межконфессиональным отношениям. Общественники активно привлекаются при разработке республиканских нормативно-правовых актов, отражающих сферу межнациональных отношений.
Таким образом, этнонациональная политика Республики Коми имеет солидный перечень нормативных и стратегических документов, в целом отражающих специфику данного вопроса в регионе, и в совокупности с разветвлённой инфраструктурой дают некоторым исследователям сделать вывод о сформированности региональной модели этнополитики [4, Рожкин Е.Н., Шабаев Ю.П.]. Но в тоже время присутствуют такие проблемы, как несогласованность ряда документов друг с другом, а в некоторых частях и несоответствие федеральным стандартам этнополитики. На наш взгляд, саму модель нельзя охарактеризовать как-то
однозначно. С одной стороны, пусть и декларативно, но заложена тенденция к формированию общегражданской идентичности, с другой задачи, механизмы и практики этнополитики свидетельствуют о сохранении алармистского подхода12. При оценке состояния этноконфес-сиональных отношений по итогам 2015 г., например, отмечалось, что в Республике Коми, несмотря на спокойную ситуацию, отсутствие фактов конфликтов на национальной почве, выявляются негативные проявления, присутствует латентная напряжённость13. Согласно последним официальным отчётам в сфере национальной политики, как в 2014, так и в 2015 г., в Республике Коми отмечается сохранение стабильной ситуации в сфере межнациональных отношений, низкий уровень межнациональной напряжённости и полное отсутствие конфликтов на национальной и религиозной почве. В тоже время,в материалах мониторинга, систематически приводящегося Институтом языка, литературы и истории Коми, научного центра Уральского отделения РАН, указывается, что латентная межэтническая конфликтность в Республике Коми существует. Данные разных социологических исследований показывают, что этнические предубеждения и интолерантные настроения, представляющие угрозу для позитивного межэтнического взаимодействия, свойственны значительной доле респондентов [4, Рожкин Е.Н., Шабаев Ю.П.]. Подобное расхождение в оценках между различными субъектами этнополитических процессов (властные структуры и научное сообщество) лишь подтверждает мнение о том, что бюрократическая традиция заставляет не только «визуализировать» национальную политику, но и идеализировать характер межэтнических отношений в национальных республиках, что не помогает решать наиболее сложные проблемы реальной этнополитики [2, Шабаев Ю.П., Садохин А.П.].
Особенности этнонациональной политики в Воркуте Этнополитика в Воркуте в целом осуществляется в рамках регионального тренда. Нормативное обеспечение включает в себя различные муниципальные программы и планы. Среди них можно выделить программы «Обеспечение безопасности населения и территории муниципального образования городского округа «Воркута» 2015 г.; «Развитие социальной сферы» 2015 года; «Развитие культуры» 2013 г. и План мероприятий по реализации в 2014-2016 годах на территории МОГО «Воркута» Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. К особенностям этнонационального ландшафта относится: низкий процент коми народа (1,5%); территория проживания коренных малочисленных
12 Алармистский — тревожный, отражающий ложную тревогу, боязни чего-либо в настоящем и будущем.
13 В Коми подвели итоги реализации Стратегии государственной национальной политики в 2015 г. URL: http:// finugor.ru/news/v-komi-podveli-itogi-realizacii-strategii-gosudarstvennoy-nacionalnoy-politiki-v-2015-godu (дата обращения: 12.11.2016). — Примечание редакции журнала «Арктика и Север».
народов; незначительная доля численности иностранных граждан (3,4%); высокий уровень толерантности населения независимо от национальности и вероисповедания.
В рамках Региональной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Республики Коми на период до 2020 года» постулируется необходимость соблюдение интересов населения Арктической зоны РК. Задачи в рамках этнонациональной политики направлены на развитие традиционных отраслей хозяйствования, обеспечивающих укрепление занятости и самозанятости коренных малочисленных народов и других этнических общностей, проживающих в Арктической зоне Республики Коми, защита их исконной среды обитания и традиционного образа жизни. По официальным данным, в этих целях оказывается содействие в содержании и развитии факторий, повышения доступа к образовательным услугам, модернизируется социальная инфраструктура на территориях компактного про-
14
живания малочисленных народов .
В городе Воркуте действует санаторная школа-интернат № 1, которая является единственным в республике детским учреждением, создающим условия для адаптации к современным условиям жизни детей коренных малочисленных народов Севера (ненцев), сохраняя и развивая при этом их традиционный уклад жизни. Реализуются проекты, направленные на сохранение традиционных видов хозяйствования, промыслов и ремесел.
Вопросами национальной политики занимается отдел социальной политики администрации муниципального образования городского округа «Воркута». Какого-то профильного подразделения, в том числе по КМНС, не существует. Реализацией национальной политики в сфере сохранения, развития и изучения языков народов, проживающих в РК, традиционной и современной культуры народного творчества народов РК и зарубежья занимается муниципальное бюджетное учреждение культуры «Городской центр национальных культур и досуго-вой деятельности». В августе 2013 г. был сформирован оперативный штаб для анализа информации и оперативного реагирования на предотвращение возможности межнационального конфликта на территории городского округа «Воркута». К сожалению, следов его работы на данный момент обнаружить не удалось.
Анализ данных мониторинга в сфере межнациональных отношений в Республике Коми и, в частности в МО ГО «Воркута», позволяет говорить о их спокойном и стабильном характере, что в целом указывает на адекватность нормативного и инфраструктурного обеспе-
14 Информационный бюллетень «Реализация государственной национальной политики в Республике Коми: практики муниципальных образований». Ноябрь, 2015 год. URL: http://minnats.rkomi.ru/page/13828/ (дата обращения: 30.07.2016)
чения данной сферы. В тоже время, среди рисков стоит выделить сложную экономическую (трудоустройство) и демографическую ситуацию (отрицательную миграцию).
Некоммерческий сектор представлен несколькими культурно-национальными объединениями (отделение МОД «Коми войтыр», еврейское общество «Шалом», татаро-башкирское общество «Чулпан», казачье братство «Спас», Воркутинская общественная организация «Украина», немецкое общество «Возрождение», общество «Дагестан», общество «Кэргэзстан»).
В заключение можно отметить, что опыт Республики Коми по нормативному и инфраструктурному обеспечению этнонациональной политики является одним из передовых как на Северо-Западе, так и в субъектах, территории которых включены в АЗРФ. Но в тоже время существует необходимость совершенствования концептуальных основ именно арктического вектора этнополитики. Литература
1. Зайков К.С., Тамицкий А.М. Межнациональные отношения в Российской Арктике: состояние и перспективы // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2015. № 5 (604). С. 46-51.
2. Шабаев Ю.П., Садохин А.П. Локальные проблемы реализации государственной национальной политики Российской Федерации // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2014. Т. 10. № 1. С. 5-30.
3. Фаузер В.В. Мониторинг экономических и социальных процессов (на примере межнациональных отношений) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. №6 (24) С. 110-123. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/monitoring-ekonomicheskih-i-sotsialnyh-protsessov-na-primere-mezhnatsionalnyh-otnosheniy#ixzz4Gl4iaBtd (дата обращения: 03.08.2016).
4. Рожкин Е.Н., Шабаев Ю.П. Мониторинг ситуации в сфере межнациональных отношений в Республике Коми: информационный бюллетень. Спецвыпуск / Отв. ред. Е.Н. Рожкин. Сыктывкар, 2014. Вып. 5. 44 с.
References
1. Zajkov K.S., Tamickij A.M. Mezhnacionalnye otnosheniya v rossijskoj Arktike: sostoyanie i perspektivy, Analiticheskij vestnik Soveta Federacii Federalnogo Sobraniya RF, 2015, № 5 (604), pp. 46-51.
2. Shabaev Yu.P., Sadohin A.P. Lokalnye problemy realizacii gosudarstvennoj nacionalnoj politiki Rossijskoj Federacii, Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS. 2014, T. 10, № 1, pp. 5-30.
3. Fauzer V.V. Monitoring ekonomicheskih i socialnyh processov (na primere mezhnacionalnyh otnoshenij), Ekonomicheskie i socialnye peremeny: fakty, tendencii, prognoz, 2012, №6 (24), pp. 110-123. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/monitoring-ekonomicheskih-i-sotsialnyh-protsessov-na-primere-mezhnatsionalnyh-otnosheniy#ixzz4Gl4iaBtd (Accessed: 03 August 2016).
4. Rozhkin E.N., Shabaev Yu.P. Monitoring situacii v sfere mezhnacionalnyh otnoshenij v Respublike Komi: informacionnyj byulleten. Specvypusk / Otv. red. E.N. Rozhkin, Syktyvkar, 2014, vyp. 5, 44 p.