Научная статья на тему 'Теоретические и практические вопросы создания самодостаточных арктических поселений'

Теоретические и практические вопросы создания самодостаточных арктических поселений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2218
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / САМОДОСТАТОЧНЫЙ ГОРОД / ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ARCTIC / SPATIAL ORGANIZATION / SELFSUFFICIENT TOWN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурый О. В., Дмитриева Т. Е.

Современная политика «переосвоения» российской Арктики, реализация принятых принципов и целей ее развития требуют новых стратегических решений. В статье предложена гипотеза пространственной организации Арктической зоны Российской Федерации как сети самодостаточных поселений в системе современной инфраструктуры. Рассмотрены стартовые положения концепции формирования и развития базовых арктических городов. Обозначены их признаки и базовые элементы. Предварительная оценка особенностей и проблем достижения параметров самодостаточного города выполнена на материале Воркуты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS OF CREATING SELF-SUFFICIENT ARCTIC SETTLEMENTS

The contemporary policy of “re-development” of the Russian Arctic, the implementation of the adopted principles and objectives of its development require new strategic solutions. Comprehensive socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation is aimed at improving the quality of life of indigenous and non-indigenous population, social conditions of economic activity and the development of the resource base. The spatial policy of the Arctic development taking into account the specifics of the current settlement system, should focus on the formation of the supporting frame, including steadily growing Arctic settlements, provided with modern transport, energy and information infrastructure. The starting points of the concept of formation and development of the key Arctic towns are considered in the paper. The features and elements of their formation are marked. A preliminary assessment of the possible sources and problems of an Arctic town on the basis of spatial, infrastructural, demographic, social, economic and environmental factors is made for Vorkuta. The importance of effective combination of places of permanent residence, industrial sites, cultural, recreational areas and up-to-date infrastructure not only within one municipality, but also in the interests of the neighbouring Arctic settlements of the Nenets and Yamal-Nenets Autonomous Areas through interregional and intermunicipal cooperation, is emphasized.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические вопросы создания самодостаточных арктических поселений»

УДК 911.372:332.14(985)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ САМОДОСТАТОЧНЫХ АРКТИЧЕСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

О.В. БУРЫЙ, Т.Е. ДМИТРИЕВА

Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар [email protected], [email protected]

Современная политика «переосвоения» российской Арктики, реализация принятых принципов и целей ее развития требуют новых стратегических решений. В статье предложена гипотеза пространственной организации Арктической зоны Российской Федерации как сети самодостаточных поселений в системе современной инфраструктуры. Рассмотрены стартовые положения концепции формирования и развития базовых арктических городов. Обозначены их признаки и базовые элементы. Предварительная оценка особенностей и проблем достижения параметров самодостаточного города выполнена на материале Воркуты.

Ключевые слова: хозяйственное освоение Арктики, пространственная организация, самодостаточный город

O.V. BURIY, T.E. DMITRIEVA. THE TEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS OF CREATING SELF-SUFFICIENT ARCTIC SETTLEMENTS

The contemporary policy of "re-development" of the Russian Arctic, the implementation of the adopted principles and objectives of its development require new strategic solutions. Comprehensive socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation is aimed at improving the quality of life of indigenous and non-indigenous population, social conditions of economic activity and the development of the resource base. The spatial policy of the Arctic development taking into account the specifics of the current settlement system, should focus on the formation of the supporting frame, including steadily growing Arctic settlements, provided with modern transport, energy and information infrastructure. The starting points of the concept of formation and development of the key Arctic towns are considered in the paper. The features and elements of their formation are marked. A preliminary assessment of the possible sources and problems of an Arctic town on the basis of spatial, infrastructural, demographic, social, economic and environmental factors is made for Vorkuta. The importance of effective combination of places of permanent residence, industrial sites, cultural, recreational areas and up-to-date infrastructure not only within one municipality, but also in the interests of the neighbouring Arctic settlements of the Nenets and Yamal-Nenets Autonomous Areas through interregional and inter-municipal cooperation, is emphasized.

Keywords: economic development of the Arctic, spatial organization, self-sufficient town

Актуальность и цель проекта

В 2014 г. муниципальное образование городской округ «Воркута» вошло в состав Арктической зоны Российской Федерации (АЗ РФ). Такое положение предполагает в первую очередь финансирование ее развития за счет федерального бюджета, а также мобилизацию, рационализацию и перераспределение внутренних ресурсов региона и муниципалитета. Опора на внутренние источники развития приобретает большое значение, учитывая общую экономическую ситуацию в стране и связанные с этим жесткие бюджетные ограничения в среднесрочной перспективе. Более того, разрабо-

танный Министерством экономического развития новый вариант документа «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации» прямо рекомендует регионам искать собственные резервы развития. Добиться бюджетной самостоятельности предлагается не прямыми финансовыми вливаниями из федерального центра, а косвенными мерами поддержки в соответствии с принадлежностью территории к определенной типологии [1]. И Арктика как нельзя лучше вписывается в новый порядок помощи регионам (точнее, макрорегионам), исходя из своих размеров, природно-географических условий, размещения ресурсов и т.д. [2-3].

Важно отметить, что Республика Коми вместе с Якутией, Красноярским краем и Архангельской областью включена в Арктическую зону лишь частично - в нашем случае только одним муниципальным образованием. Более того, это единственный регион, не имеющий выхода к акватории Северного Ледовитого океана и портовой инфраструктуре Северного морского пути (СМП). В отличие от других арктических «новичков», включенных в состав АЗ РФ по Указу Президента от 2 мая 2014 г., например прибрежных территорий Архангельской области, не относившихся даже к Крайнему Северу, арктическое расположение городского округа «Воркута» бесспорно с учетом всех естественных рубежей делимитации. Он находится севернее астрономической границы - Северного Полярного круга, общеклиматической границы - июльской изотермы 10°С, физико-географической - южной границы тундры, биоклиматической - границы дискомфортной зоны условий проживания.

Разнородность субъектов, как справедливо отмечает А.М. Коновалов, создает определенные трудности в управлении Арктической зоной. Во-первых, нарушается принцип неделимости административно-территориальных границ и, как следствие, затрудняется реализация функций государственного управления. Сложно найти аргументы, согласно которым развитие Воркутинского района должно идти по особому пути, отличающемуся, например, от соседнего Усинского района, который, не будучи формально частью АЗ РФ, географически и экономически очень тесно связан с «полностью арктическим» Ненецким автономным округом. Во-вторых, нарушается единство ресурсно-производственных комплексов, ориентированных на транспортную систему СМП [4]. Существующее индустриальное ядро Воркуты без всякой альтернативы завязано на поставки топливно-энергетических ресурсов в центральные и северо-западные районы страны. Новые источники сырья, которые можно было бы направить на внешний и внутренний рынок через СМП, требуют геолого-экономического обоснования и прединвестиционной подготовки. Поэтому реализация арктического вектора в Республике Коми имеет специфику некоторой «кон-тинентальности». Сложившийся каркас северных городов вряд ли претерпит серьезные изменения -люди будут жить здесь постоянно и вправе рассчитывать на комфортные социально-бытовые условия.

Поиск и оценка возможных источников развития арктического города на основе кейс-стади и сравнительного анализа пространственных, демографических, социально-экономических и экологических факторов - задачи, которые должны быть выполнены для достижения цели комплексного социально-экономического развития АЗ РФ. А именно, улучшения качества жизни коренного и постоянно проживающего населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике, развития ресурсной базы за счет использования перспективных технологий, модернизации и развития транспортной, энергетической и современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Принципы хозяйственного освоения Арктической зоны Российской Федерации

Стратегия развития Арктической зоны предполагает решение вопросов обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития. Повышение уровня социально-экономического развития составляет цель государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 г.». Согласно ей принципами хозяйственного освоения являются:

- максимальная ресурсоэффективность;

- максимальное природосбережение;

- предоставление людям современных возможностей жизнеобеспечения и удовлетворения основных социально-бытовых и культурных потребностей;

- максимальное сохранение и развитие возможности для традиционного проживания коренных малочисленных народов.

При первом приближении кажется, что эти принципы разумны, достаточны, достижимы и непротиворечивы. Однако ресурсоэффективность, подразумевающая максимальное использование возможностей извлечения топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, вряд ли будет способствовать сохранению природных систем Арктики даже при условии применения наиболее жестких природоохранных и экологических норм, использования наиболее эффективных технологий. Этот же принцип, как показывает многолетняя практика, неминуемо входит в конфликт со стремлением коренных и малочисленных народов Севера сохранить традиционную культурную и хозяйственную среду.

Помимо противоречий между различными принципами хозяйственного освоения АЗ РФ, несоответствия можно найти и внутри некоторых из них. Зафиксированный приоритет стратегических топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов оттесняет на второй план разработку и внедрение передовых технологий освоения локальных возобновляемых источников энергии и биологических ресурсов, местных видов общераспространенных полезных ископаемых, в чем заинтересованы, прежде всего, сами арктические районы и муниципалитеты.

Далее силами государственной программы планируется обеспечить современные возможности жизнедеятельности людей, но только в отношении основных потребностей. Но самодостаточность территории не может противоречить закону возвышения потребностей: развитие общественного производства означает как дополнительные возможности для удовлетворения новых потребностей, так и само является результатом естественного стремления человека к комфорту. Потребности должны расти, а не уменьшаться, если человек, сообщество, территория развиваются. Такое понимание методологически обосновано Расселом Акоффом относительно развития личности и корпорации [5-6]. Развитие означает процесс, в котором увеличива-

ются возможности и желание индивида удовлетворять свои желания и желания других людей, возрастание способностей и потенциала для улучшения. Развитие нельзя дать или навязать кому бы то ни было, однако, кто-либо (государство, корпорация) может способствовать развитию других, облегчая приобретение и новых знаний, и новых интересов; повышение способности корпорации создавать условия для развития «акционеров» - есть развитие самой корпорации (системы). В данном методологическом контексте ясно прочитывается роль государства в развитии арктических территорий.

Желание ограничить жителей арктических районов некоторым набором основных или базовых социально-бытовых и культурных услуг означает фактический отказ от потребностей, что можно однозначно трактовать не как развитие, а как признак деградации. В лучшем случае, это неправильный сигнал рынку - территория, уже на стартовом этапе не нацеленная обеспечить удовлетворение потребностей в полной мере, не может рассматриваться как место постоянного проживания населения и долгосрочных инвестиций в человеческий капитал. Такой сигнал подрывает конкурентные преимущества Арктики, ориентирует людей в перспективе на миграцию в центральные и южные районы, где «намного больше возможностей для самореализации».

Принципы хозяйственного освоения АЗ РФ могут и должны быть скорректированы с учетом высказанных замечаний, либо оставлены в нынешнем виде, так как достижение консенсуса среди всех участников, прямо или косвенно вовлеченных в процесс, потребует много времени и значительных организационных усилий. В любом случае, реализация мероприятий на их основе потребует выбора приоритетов и компромиссных решений в каждом конкретном случае. Например, в районах с преобладанием представителей коренных малочисленных народов Севера интересы их традиционного природопользования (включая сюда и агропромышленный сектор) могут иметь больший приоритет, нежели развитие добычи углеводородного сырья. И, напротив, там, где высок уровень безработицы из-за произошедших в последние десятилетия структурных сдвигов в экономике (прежде всего, речь идет о моногородах), широкомасштабное развитие новых отраслей промышленности могло бы нарушить экологическую устойчивость. Это, тем не менее, не исключает необходимости правильной оценки накопленного и вновь наносимого ущерба, как и способности природной среды к его поглощению и самовосстановлению. По данным Ю.И. Соколова, Воркутинский район вместе с Ти-мано-Печорой характеризуются кризисной экологической ситуацией, пока не перешедшей в катастрофическую фазу [7].

Арктические поселения - пространственная опора моделей жизнедеятельности

Специфику арктической системы расселения составляют чрезвычайная малонаселенность и неравномерность, крупные города (в Российской Арк-

тике в них проживает больше половины населения) соседствуют с обширными незаселенными территориями. Для АЗ РФ характерны территории: с интенсивным культурным слоем и длительной историей освоения (Архангельская область, Якутия); преимущественно индустриального периода освоения со значительной численностью населения и сетью поселений (Мурманская область, Республика Коми, Красноярский край); монокорпоративные территории с низкой численностью населения (НАО, ЯНАО, север Дальнего Востока). Становление моделей жизнедеятельности в Арктике опирается не на пространство (регион), а на «точки» - малые поселения и города, а также инфраструктуру [8].

Пространственная политика освоения Арктики, которая пока не нашла отражения в стратегических документах развития АЗ РФ, должна ориентироваться на формирование опорного каркаса, включающего устойчиво развивающиеся арктические поселения, обеспеченные адекватной транспортной, энергетической и информационной инфраструктурой. Такой подход усиливает роль муниципалитетов и сообществ коренных народов. Исходные концептуальные положения формирования самодостаточных поселений в Арктической зоне, подготовленные авторами данной статьи, были представлены на IV Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», проходившем в Санкт-Петербурге 10-11 декабря 2014 г. [9].

Самодостаточное развитие на основе баланса коммерческих, образовательных, социальных и культурных институтов, удовлетворяющих потребности семей и индивидов, - перспективный сценарий развития арктических поселений. Тема построения идеального города имеет многовековую историю. Сегодня урбанистика предлагает различные варианты решения проблемы оптимального сочетания жилой и промышленной застройки территории как для абсолютно новых поселений, так и для тех, которые достигли критического состояния и требуют реформирования. Интересный подход к анализу и «перезагрузке» российских городов с участием локальных сообществ реализуется в Центре прикладной урбанистики при Московской высшей школе социальных и экономических наук. Модернизированный метод «рамок» В. Глазычева (основателя современной российской урбанистики) через фокус городских аномалий позволяет исследовать физическое пространство, социальные системы и культурные коды города и выявить направления изменения его облика [10].

По опыту успешного формирования так называемых «новых городов» США параметры самодостаточного города включают [11]: систему целей и задач функционирования и развития города; крупномасштабное планирование жизнедеятельности; программирование; сочетание различных типов жилой застройки; единоначалие в планировании, застройке и управлении городским хозяйством.

Система целей и задач важна для позиционирования города на очень длительный период времени. В отличие от системы размещения производства, имеющей циклический характер, разме-

щение города определяет весь дальнейший культурно-исторический облик окружающей территории.

Воркута сначала в качестве поселка, а затем и полноценного города возникла в конце 30-х - начале 40-х гг. прошлого века в связи с началом освоения крупного угольного месторождения в Боль-шеземельской тундре. Изначально роль Печорского угольного бассейна определялась тем, что северозападные районы страны в то время не имели собственной угольной базы, потребляя в основном уголь Донбасса. В годы же Великой Отечественной войны город обеспечивал нужды Москвы и Ленинграда, оторванных от традиционных поставок топливно-энергетических ресурсов [12].

Таким образом, освоение арктических угольных месторождений, исходя из потребностей металлургической промышленности, энергетики и железнодорожного транспорта (на начальном этапе), расположенных в центральных и северо-западных районах страны, определило прошлый и нынешний облик Воркуты. Вместе с тем, неизбежный пересмотр приоритетов социально-экономического и пространственного развития России, меняющаяся роль отдельных видов топливно-энергетических ресурсов в мировом энергетическом балансе, а также глобальная тенденция концентрации населения в крупных поселениях заставляют пересматривать цели и задачи функционирования и развития Воркуты и прилегающих к ней поселков. Сегодня важнейшие вызовы связаны с арктической экспансией России и исполнением соответствующих функций [13]:

- расширение номенклатуры, повышение качества и конкурентоспособности продукции горнопромышленного комплекса;

- освоение новых перспективных, а также техногенных месторождений;

- развитие и обслуживание элементов наземной и воздушной инфраструктуры;

- сохранение окружающей среды и обеспечение ее защиты;

- ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности;

- защита территорий, населения и критичных инфраструктур от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- развитие туризма.

От того, какие из этих и других функций примет на себя Воркута, будет зависеть и перспективная величина постоянно проживающих здесь трудовых ресурсов. Интересно отметить, что в настоящее время численность населения собственно Воркуты (62 тыс. чел.) примерно соответствует уровню конца 50-х - начала 60-х гг. прошлого века, когда окончательно оформилась народнохозяйственная специализация района. Интуитивно цифру в 60-80 тыс. чел. (включая проживающих в рабочих поселках) можно считать равновесным значением и на последующий 50-летний период. Такое же количество жителей (с устойчивой тенденцией постоянного роста) имеет наиболее развитый в социально-экономическом отношении норвежский город Тром-сё - один из пяти крупнейших населенных пунктов, расположенных за Полярным кругом.

Арктика - территория, привлекательная для молодых и активных людей, стремящихся к самореализации, вполне может стать лозунгом «Новой демографии». Это касается как тех, кто родился в Воркуте, так и тех, кто готов сменить место жительства в других частях России. В качестве стимулов Правительством Республики Коми рассматриваются предложения в Федеральный закон об Арктической зоне о таких социальных гарантиях, как повышенные районные коэффициенты и надбавки ко всем доходам граждан, назначаемые с первого дня работы в Арктической зоне, ежегодно оплачиваемый проезд к месту отдыха и обратно, льготные условия ипотечного кредитования на приобретение жилья и ряд др. Следует также добавить сюда меры, направленные на выезд в центральные и южные районы тех, кто не связывает больше свою жизнь с Севером. Безусловно, принятие указанных предложений требует взвешенной и комплексной оценки экономических эффектов, в том числе и кумулятивных.

Вторым элементом самодостаточного города является крупномасштабное планирование жизнедеятельности сообщества как по горизонтам планирования, так и охвату функциональных областей. В соответствии с Федеральным законом о стратегическом планировании в Российской Федерации и Республике Коми реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование социально-экономического развития региона, муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления. Для Воркуты это означает необходимость подчинения управленческой практики приоритетам трех разноуровневых (и, к сожалению, слабо связанных между собой) документов:

- Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.;

- Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 г. (включая находящийся в процессе подготовки вариант до 2030 г.);

- Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа «Воркута» на период до 2020 г.

Но главная проблема заключается в недостаточном горизонте планирования. До 2020 г. остается всего пять лет. Добиться сколь-нибудь значимых изменений в социально-экономическом положении города за такой период практически невозможно. Для этого достаточно сравнить Воркуту 2010 г. с нынешним городом. Как справедливо замечает Дж.Даймонд: «Будущее будет похоже на настоящее, и все проблемы придется решать за счет имеющихся ресурсов» [14, с. 424]. Чтобы стратегически развивать поселение в неблагоприятных условиях Арктики, необходимо, как минимум, четко понимать, каким оно будет через 50-100 лет.

Воркута не может и не должна отказываться от своей индустриальной, градообразующей основы в виде предприятий угольной промышленности. Стабильный долгосрочный спрос на коксующийся

уголь в металлургии гарантирует высокодоходные рабочие места для проживающего здесь населения на многие десятилетия вперед. Важной задачей является диверсификация арктической экономики, что требует создания условий наибольшего благоприятствования для малого бизнеса и самозанятости населения: с минимальными налогами на производственную деятельность, надежной защитой конкуренции и частной собственности, а также с межбюджетным распределением доходов в пользу местного самоуправления.

По опыту Норвегии можно заключить, что строительство «Новой экономики» в Арктике не обязательно связано с естественными предпосылками или самозанятостью. В упоминавшемся уже Тромсё успешно развиваются не только такие «исторические» отрасли, как морской промысел и нефтегазодобыча, но и весьма универсальные виды экономической деятельности, не привязанные к локальным рынкам или источникам сырья: аэрокосмическая промышленность, биотехнологии, информационные технологии в медицине, высшее профессиональное образование и социальные науки.

Третий элемент самодостаточного города включает программирование текущей и перспективной деятельности. Оно направлено на достижение баланса в обеспечении населения жильем, работой и услугами, даже безотносительно к будущему видению города. Сегодня Воркута имеет необходимые для построения самодостаточного поселения программно-управленческие документы, среди которых следует отметить:

- муниципальные программы развития культуры, спорта, образования, экономики, муниципального хозяйства, социальной сферы, муниципального управления, обеспечения безопасности населения и территории;

- комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Воркута на 2014 г. и на период до 2020 г.;

- региональную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Республики Коми на период до 2020 г.».

Неопределенные контуры арктической политики на федеральном уровне в сочетании с неглубоким горизонтом стратегирования приводят к тому, что арктический вектор развития Воркуты пока не может стать ведущим. Это будет скорее часть повседневной социально-экономической рутины муниципальной власти, которая может совпадать, а может и противоречить принципам устойчивого развития. По мере осознания местным сообществом того, что представляет собой Арктическая Воркута, этот вектор в управлении будет приобретать все большее значение.

Так, например, еще в 2010 г. компанией «Ги-прокоммунэнерго» был проведен аудит жилищно-коммунального хозяйства Воркуты и разработана комплексная программа энергосбережения на пятилетний период [15]. Авторы проекта отмечают, что, с одной стороны, город обладает избыточной энергетической инфраструктурой (запасом, резервом), а с другой - эта избыточность «позволяет» не

обращать внимания на необходимость ее модернизации. В результате система деградирует и тянет население, остатки местной промышленности и весь бюджетный сектор в пучину энергетической расточительности. Формальная причина, по которой не удалось запустить проект пять лет назад, заключалась в отсутствии или недостаточности субсидий из федерального бюджета. Не проявил должной заинтересованности и собственник основных генерирующих активов - компания КЭС-Холдинг (ныне Т Плюс). Концептуально проект по-прежнему актуален, но требует корректировки организационной и финансовой модели. Возможно, слишком глобальная (и соответственно, затратная) модернизация всего коммунального и энергетического хозяйства должна быть разделена на этапы и подпрограммы. Решая таким образом текущие проблемы жизнедеятельности, город движется в сторону построения модели устойчивого развития арктического поселения.

Четвертый элемент самодостаточного города - осмысленная градостроительная и планировочная политика. Сочетание различных типов жилой застройки необходимо для того, чтобы обеспечить привлекательность для проживания всех без исключения районов нового города и избежать, таким образом, социальной сегрегации. Это особенно важно для Воркуты, имеющей в своем составе как центральную часть, так и прилегающие рабочие поселки. Многие поселки потеряли градообразующую производственную основу, население расселено, а сами они заброшены. В стратегии развития городского округа «Воркута» отмечается, что для минимизации затрат муниципалитета и жителей на содержание жилья, экономически нецелесообразного для проживания, необходимо переселить всех жителей неперспективных поселков и малозаселенных многоквартирных домов в три основных района - поселки Воргашор, Северный и собственно город. Этот, хоть и вынужденный, но верный шаг, ставит перед сообществом Воркуты ключевые вопросы о том, каким образом будет проведена реабилитация территорий заброшенных поселков и шахт; а также как должно быть организовано пространство трех опорных населенных пунктов, чтобы люди имели равный доступ к услугам.

Сегодня в Воркуте и на прилегающей к ней территории сформировалась так называемая им-пактная зона площадью 1000 кв. км, основными источниками накопленного экологического ущерба в которой многие годы остаются предприятия горнодобывающей промышленности и системной энергетики [7]. Перспективным направлением должна стать ««Новая экология». Отечественная и зарубежная практика предлагает множество решений, часть из которых может быть использована в Воркуте и стать частью новой экономики города. При этом речь может идти о ландшафтном дизайне, проектировании и строительстве экологически и энергетически эффективных зданий, рекультивации земель, раздельной переработке отходов, разработке техногенных месторождений и т.д. Воркута уже нарабатывает положительный опыт по переработке

угольных шламов в топливные брикеты. И хотя по своим масштабам (30 тыс. т в год при накопленном в шламовых отстойниках объеме отходов более 12 млн. т) он не сможет кардинально изменить ситуацию к 2020 г., но способен задать правильный вектор развития.

Формирование в Воркуте ««Нового пространства» рассматривается как необходимый и важный элемент организации всей Арктической зоны Российской Федерации. Система расселения и размещения промышленности в Арктике должна быть «упакована» в несколько компактных, связанных друг с другом узлов территориального каркаса -базовых городских поселений, способных к самообеспечению. Воркутинский узел представляют Воркута, Воргашор, Северный. В его основе грамотное сочетание инфраструктуры, различных типов пунктов и выполняемых ими функций: мест постоянного проживания, индустриальных узлов, культурных и рекреационных зон. Опираясь на теорию центральных мест, предстоит выработать решения о том, будет ли каждый из этих пунктов обладать полным набором функций, либо будут сочетать их и связываться надежно транспортными и телекоммуникационными сетями, составляющими суть ««Новой инфраструктуры». И выбор здесь не столь очевиден: вероятно, даже два поселка для Воркуты - это много. Как и в случае с нефтегазовыми промыслами, проще организовать доставку персонала к месту работы, а зону проживания с полноценной социальной сферой все же сконцентрировать в городской черте. Такие транспортно-инфраструктурные решения по снижению дисбаланса качества жизни населения северных территорий со ссылкой на канадский опыт планируют применять в отдаленных районах Камчатского края [16, с. 146]. Также необходимо решить, каким образом в будущем к этой системе могут быть подключены несколько оставшихся сельских поселений городского округа и даже поселения соседних районов и регионов (Карский и Юшарский сельсоветы Заполярного района Ненецкого автономного округа, Приуральский и Шурышкарский районы Ямало-Ненецкого автономного округа), более приближенные к Воркуте, чем к своим метрополиям.

К сожалению, не удалось найти четкого ответа на эти вопросы ни в Генеральном плане и его корректировке (http://воркута.рф/city/master-plan/), ни в перечисленных выше программных документах, в которых по идее прописаны все без исключения мероприятия и их финансовое обеспечение. И собственно говоря, открытым остается вопрос о новом строительстве. Пока в Воркуте остается множество пустующего жилья в многоквартирных домах, необходимость строительства новых домов и целых кварталов всерьез не рассматривается. Но следует понимать, что, во-первых, ресурс домов, построенных в прошлом веке не безграничен и, во-вторых, все они построены за пределами современных требований к комфортности, энергоэффективности и экологичности.

Наконец, пятым элементом самодостаточного города, естественным образом проистекающим из

предыдущих параметров, следует признать единоначалие в планировании, застройке и управлении городским хозяйством. Воркута сегодня - одно из са-мых напряженных муниципальных образований Республики Коми с точки зрения качества предоставляемых инфраструктурных услуг для населения и расчетов за них ресурсоснабжающим организациям. На первую половину 2015 г. задолженность Воркуты достигла более 1,5 млрд.руб., что составляет до четверти совокупного долга всех муниципалитетов за жилищно-коммунальные услуги. Это однозначный сигнал о серьезных технических и организационных проблемах в функционировании единой системы. Системы, состоящей из морально и физически устаревших энергоисточников, протяженных и обветшалых передающих сетей и постоянно сокращающихся приемников, потребляющих энергетические и коммунальные услуги [17]. Очевидно, что это не только проблема низкой платежеспособности населения и бизнеса или недобросовестности коммунальных предприятий.

Принцип единоначалия и намеренного установления муниципальной монополии в строительстве и жилищно-коммунальной сфере означает предоставление специализированному институту полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения функций поддержания жизнедеятельности в городе. Крайне важно, чтобы модельный город развивался в рамках единой концепции, даже если это идет в разрез со сложившейся практикой хозяйствования и интересами градообразующих производств. Следует признать, что нынешнее состояние Воркуты - наследие другой эпохи. Чтобы двигаться вперед, нужны абсолютно новые подходы в градостроительной политике, основанной на иной идеологии. Множественность управляющих структур означает хаос в целях развития и способах их достижений. Зона ответственности единого девелопе-ра не обязательно должна охватывать всю территорию муниципалитета. Вполне допустимо (и даже желательно) непосредственное участие граждан в создании и управлении недвижимостью и территорией в форме ЖСК, ТСЖ, ТОС при условии строгого соответствия градостроительной политике в целом и генеральному плану в частности. Назначение единого органа планирования, застройки и управления городским хозяйством - ликвидация провалов рынка. Только по мере становления конкурентных рыночных отношений в этой сфере роль муниципального девелопера может снижаться, а полномочия делегироваться частным предпринимательским структурам.

Заключение

Новая государственная политика развития российской Арктики, которую предлагается понимать как «переосвоение», предполагает переосмысление концепции и условий функционирования ее хозяйственного, социального и инфраструктурного потенциала и использование современных стратегических решений [18]. Арктика является не только ареной острой международной конкуренции за пространство, природные ресурсы, экономиче-

ское и политическое влияние, но местом постоянного проживания для более 4 млн. чел. Воркута со своим 80-тысячным населением может стать моделью устойчивого развития и примером правильной организации самодостаточных и эффективных городов в Арктической зоне Российской Федерации. Выполнение такой амбициозной миссии происходит в чрезвычайно жестких временных, финансовых и институциональных ограничениях. В условиях экономического кризиса и разбалансированной системы государственного управления пространственным развитием предстоит добиться конкретных результатов в улучшении качества жизни и условий ведения хозяйственной деятельности. Особое внимание при этом уделяется местному самоуправлению арктических поселений.

Жители Крайнего Севера пока еще слабо осознают себя частью арктического или циркумполярного сообщества. Отсюда возникают проблемы понимания нового статуса своего региона и активного принятия целей и методов государственной политики. Только самим жителям Воркуты предстоит ответить на вопрос о будущем своего города.

Представленные в статье основное содержание, ключевые параметры и возможные направления формирования самодостаточного поселения носят пока предварительный, теоретический характер. Чтобы доработать и реализовать данную концепцию, следует ставить задачи с очевидной конечной целью и предлагать адресные решения. Этот процесс не будет быстрым, не будет дешевым. Безусловно, нарастить доходы местного бюджета без изменения правил межбюджетного регулирования, чтобы за короткий срок решить проблемы, накапливавшиеся десятилетиями, будет крайне трудно. Значит, надо экономить те небольшие ресурсы, которые предоставляет нынешняя бюджетообразующая система Воркуты. За счет реализации таких направлений, как повышение энергетической эффективности городского хозяйства и последующего снижения непроизводительных расходов населения, бизнеса, местного бюджета как раз и появляется возможность реального сбережения средств, аккумулирования их для реализации концепции устойчивого развития жизнедеятельности в Арктике.

Литература

1. Проект Указа Президента Российской Федерации об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации от 29.04.2015 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consul-tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNP A;n=9492 (дата обращения 30.06.2015).

2. Снова Основы // Газета «Коммерсантъ», №74 от 27 апреля 2015. [Электронный ресурс]. -URL: http://kommersant.ru/doc/2717807 (дата обращения 30.06.2015).

3. Климанов В. Уроки географии // Российская газета - Бизнес, №1001 от 9 июня 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg. ru/printable/2015/06/09/regioni.html (дата обращения 30.06.2015).

4. Коновалов А.М. Реализация государственной политики Российской Федерации в Арктике программно-целевым методом // Современные производительные силы. 2012. №0. С.21-33.

5. Акофф Р. Планирование будущего корпораций. М.: Прогресс, 1985. 328 с.

6. Акофф Р. Трансформация в продвижении систем. [Электронный ресурс]. URL: http:// spkurdyumov.narod.ru/Ako.htm (дата обращения 24.05.2015).

7. Соколов Ю.И. Арктика: к проблеме накопленного экологического ущерба//Арктика: экология и экономика. 2013. №2(10). С.18-27.

8. Васецкий АА., Зуев С.Э. Северная политика России: арктические перспективы // Экономика и управление. 2010. №3(53). С.45-48.

9. Доклад Главы Республики Коми В.М. Гайзе-ра по вопросу «Социально-экономическое развитие регионов АЗ РФ» на VI Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» // Официальный портал Республики Коми. [Электронный ресурс]. - URL: http:// rkomi.ru/news/25873 (дата обращения 30.06.2015).

10. Мурунов С. Сформировалось примитивное целеполагание - больше бабла. [Электронный ресурс]. - URL: http://lenta.ru/articles/2015/ 05/24/urban/ (дата обращения 30.06.2015).

11. Howard, Zeljka Pavlovich, New Towns: An Overview of 30 American New Communities, 2002.

12. Витязева ВА. Печорский угольный бассейн. Сыктывкар, 2004. 208 с. (Коми НЦ УрО РАН; Комиссия по изучению естественных производительных сил при Главе РК).

13. Меламед И.И., Павленко В.И. Правовые основы и методические особенности разработки проекта государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года» // Арктика: экология и экономика. 2014. №2. С.6-15.

14. Коллапс. Почему одни общества выживают, а другие умирают: [пер. с англ.] / Джаред Дай-монд. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. 762 с.

15. Разработка комплексной программы энергосбережения г. Воркуты в 2010-2015 гг. // ГипроКоммунЭнерго. [Электронный ресурс]. URL: http://gken.ru/vorkuta_ee/ (дата обращения 30.06.2015).

16. Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2025 г. М., 2009. 336 с.

17. Коммунальная «реанимация» // Заполярка онлайн, 16.03.2015. [Электронный ресурс]. -URL: http://заполярка-онлайн.рф/economy/ kommunalnaya-reanimaciya.html (дата обращения 30.06.2015).

18. Ивантер В.В., Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Арктический сверхпроект России. [Электронный ресурс]. - URL: http://voprosik.net/ arkticheskij-sverxproekt-rossii/ (дата обращения 30.06.2015).

References

1. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki regional' nogo razvitija Rossijskoj Federacii. Proekt ukaza prezidenta ot 29.04.2015 [On approving the basis of the state regional development policy of the Russian Federation. Presidential Decree Draft of 29.04.2015]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=9492 (accessed 30.06.2015).

2. Snova Osnovy [Back to basics]. Commersant, April 27, 2015, No. 74. Available at: http:// kommersant.ru/doc/2717807 (accessed 30.06. 2015).

3. Klimanov V. Uroki geografii [Geography lessons]. Rossijskaja gazeta - Biznes, June 9, 2015, No.1001. Available at: http://www.rg. ru/printable/2015/06/09/regioni.html (accessed 30.06.2015).

4. Konovalov A.M. Realizacija gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v Arktike pro-grammno-celevym metodom [Implementation of the State Policy of the Russian Federation in the Arctic by program-target method]. Sovremennye proizvoditel'nye sily, 2012. No.0. Pp.21-33.

5. Akoff R. Planirovanie budushhego korporacij [Creating the Corporate Future]. Moscow, Progress Publ., 1985. 328 p.

6. Akoff R. Transformacija v prodvizhenii system [Transforming the Systems Movement]. Available at: http://spkurdyumov.narod.ru/Ako. htm (accessed 30.06.2015).

7. Sokolov Jul. Arktika: k probleme nakoplen-nogo jekologicheskogo ushherba [Arctic: on the problem of accumulated environmental damage]. Arktika: jekologija i jekonomika, 2013, No.2(10). Pp.18-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Vaseckij A.A., Zuev S.Je. Severnaja politika Rossii: arkticheskie perspektivy [North policy of Russia: Arctic Perspectives]. Jekonomika i upravlenie, 2010. No.3(53). Pp.45-48.

9. Doklad Glavy Respubliki Komi V.M. Gajzera po voprosu "Social'no-jekonomicheskoe razvitie re-gionov AZRF" na VI Mezhdunarodnom forume "Arktika: nastojashhee i budushhee" [The report of the Head of the Komi Republic V. Gaizer on "Socio-economic development of regions of the Russian Arctic" at the VI International Forum "The Arctic: Present and Future"]. Available at: http:// rkomi.ru/news/ 25873 (accessed 30.06.2015).

10. Murunov S. Sformirovalos' primitivnoe celepo-laganie - bol'she babla [The primitive targeting was formed - more dough]. Available at: http: //lenta.ru/articles/2015/05/24/urban / (accessed 30.06.2015).

11. Howard, Zeljka Pavlovich, New Towns: An Overview of 30 American New Communities, 2002.

12. Vityazeva VA.. Pechorskij ugol'nyj bassejn [Pechora Coal Basin]. Syktyvkar, Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS, Commission for studying productive forces under the Head of the Komi Republic. 2004. 208 p.

13. Melamed I.I., Pavlenko V.I. Pravovye osnovy i metodicheskie osobennosti razrabotki proekta gosudarstvennoj programmy "Social'no-jekonomicheskoe razvitie Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii do 2020 goda" [Legal basis and methodical features of development of the state program draft "Socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation until 2020"]. Arktika: jekologija i jekonomika, 2014, No.2. Pp.6-15.

14. Diamond J.M. Collapse: How Societies Choose to Fail or Succeed (Russ. ed.: Dajmond Dz. Kollaps. Pochemu odni obshhestva vyzhivajut, a drugie umirajut. Moscow, AST: AST MOSKVA Publ., 2008. 762 p.).

15. Razrabotka kompleksnoj programmy jenergos-berezhenija g. Vorkuty v 2010-2015 gg. [Development of a comprehensive energy conservation program of Vorkuta in 2010-2015]. Available at: http://gken.ru/vorkuta_ee/ accessed 30.06.2015).

16. Strategiya socio-ekonomicheskogo razvitiya Kamchatskogo kraya do 2025 g. [Strategy of socio-economic development of the Kamchatka Krai until 2025], Moscow, 2009. 336 p.

17. Kommunal'naja "reanimacija" [Utility "reanimation"]. Zapoljarka onlajn, March 16th 2015. Available at: http://xn—7sbab5aqdhdtddeir-3v.xn--p1ai/economy/kommunalnaya-reanima-ciya.html (accessed 30.06.2015).

18. Ivanter V.V., Leksin V.N., Porfirev B.N. Ark-ticheskij sverhproekt Rossii [Russia's Arctic Super Project]. Available at: http://voprosik. net/arkticheskij-sverxproekt-rossii / (accessed 30.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.