Научная статья на тему 'Этнокультурные ценности как средство формирования этнокультурной компетентности у старшеклассников'

Этнокультурные ценности как средство формирования этнокультурной компетентности у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1492
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ETHNOCULTURAL VALUES / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ETHNOCULTURAL COMPETENCE / РОДНОЙ ЯЗЫК / NATIVE LANGUAGE / ОТНОШЕНИЕ К ЯЗЫКУ / ATTITUDE TO THE LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Людмила Николаевна

В статье дано теоретическое обоснование этнокультурных ценностей как важнейшего средства формирования этнокультурной компетентности у старшеклассников, сопоставлены требования федерального государственного образовательного стандарта и существующая практика освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, представлены результаты опроса об отношении обучающихся к чувашскому языку, которые актуализируют проблему формирования этнокультурной компетентности на основе изучения ценностей этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL VALUES AS MEANS OF FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE AT SENIOR SCHOOLCHILDREN

The paper gives the theoretical substantiation of ethnocultural values as the most important means of formation of ethnocultural competence at senior schoolchildren, compares the requirements of State Federal Educational Standard and the real practice of studying in the context of the general secondary education programme, presents the results of the survey on the attitude of senior pupils to the Chuvash language and all these make the problem of formation of ethnocultural competence on the basis of studying the ethnic values rather actual.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные ценности как средство формирования этнокультурной компетентности у старшеклассников»

УДК 37.017.92-057.874

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ETHNOCULTURAL VALUES AS MEANS OF FORMATION

OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE AT SENIOR SCHOOLCHILDREN

Л. Н. Данилова L. N. Danilova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация. В статье дано теоретическое обоснование этнокультурных ценностей как важнейшего средства формирования этнокультурной компетентности у старшеклассников, сопоставлены требования федерального государственного образовательного стандарта и существующая практика освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, представлены результаты опроса об отношении обучающихся к чувашскому языку, которые актуализируют проблему формирования этнокультурной компетентности на основе изучения ценностей этноса.

Abstract. The paper gives the theoretical substantiation of ethnocultural values as the most important means of formation of ethnocultural competence at senior schoolchildren, compares the requirements of State Federal Educational Standard and the real practice of studying in the context of the general secondary education programme, presents the results of the survey on the attitude of senior pupils to the Chuvash language - and all these make the problem of formation of ethnocultural competence on the basis of studying the ethnic values rather actual.

Ключевые слова: этнокультурные ценности, этнокультурная компетентность, родной язык, отношение к языку.

Keywords: ethnocultural values, ethnocultural competence, native language, attitude to the language.

Актуальность исследуемой проблемы. На современном этапе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов российская школа претерпевает серьезные изменения. Меняются требования к содержанию образования, к структуре организации деятельности обучающихся, к системе оценивания личностных, предметных, метапредмет-ных результатов освоения образовательных программ и индивидуальных достижений. Этнокультурная направленность образования становится неотъемлемой частью содержания программы развития общеобразовательных учреждений. Это обозначено и в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве приоритетной задачи сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания патриотов России [6].

Актуальность изучения этнокультурных ценностей обусловлена необходимостью разработки средств, приемов, методов, способствующих формированию этнокультурной компетентности у старшеклассников, направленностью на практическое внедрение в образовательный процесс стратегических нормативных документов, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации в период реформы образования, и на решение проблемы воспитания у обучающихся восприимчивости к культуре различных народов, развития умения обмениваться этнокультурными ценностями в полиэтническом пространстве школы. В процессе исследования были расширены и уточнены понятия «этнокультурные ценности», «этнокультурная компетентность», представлен анализ результатов изучения отношения обучающихся к чувашскому языку как ценности чувашского этноса, доминирующего на территории Чувашской Республики.

Противоречие заключается в несоответствии требований федерального государственного образовательного стандарта и существующей практики формирования этнокультурной компетентности у старшеклассников.

Материал и методика исследований. Основными методами исследования являются теоретический анализ и синтез научных знаний, индуктивные и дедуктивные методы, метод моделирования, метод контент-анализа продуктов деятельности обучающихся (сочинения), анкетирование и математические методы обработки анкет. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 62» г. Чебоксары.

Результаты исследований и их обсуждение. Этнокультурные ценности являются объектом исследования различных отраслей науки в связи с неоднозначностью трактовки. В научной литературе находим синонимичные понятия: «этнокультурные доминанты психики» (Ю. В. Чернявская) [7, 39], «система этнических констант» (А. Б. Панькин) [5, 254].

А. Ю. Шадже в работе «Национальные ценности и человек (социально-философский аспект)» национальными ценностями определяет «ценности, признанные определенной этнической общностью» [9, 36]. Составными элементами «национальных ценностей» ученый называет обряды, обычаи, традиции, образцы поведения. Этнокультурные ценности охватывают все, что неповторимо, ценно, полезно, выразительно, священно, является примером для подражания, облагораживает человека, направляет его на праведный путь и способствует созданию шедевров. Этнокультурные ценности находятся в постоянном движении и изменяются в зависимости от условий экономического, политического, социального развития страны и этноса.

На основе анализа научных источников о природе ценностей можно утверждать, что этнокультурные ценности выработаны общественным национальным сознанием и присущими этнической группе представлениями о совершенстве и добродетелях в различных сферах общественной жизни и содержат практический опыт жизнедеятельности народа. Исходя из вышесказанного, мы определяем структуру этнокультурных ценностей как систему, состоящую из национального мировоззрения, родного языка, общечеловеческих ценностных идеалов, духовной и материальной культуры, искусства, ремесел как предметного воплощения ценностей, потенциала личностей-символов как идеальных представителей нации и выразителей его идей и добродетелей, этнопедагогики.

Опираясь на теории ценностей, существующие в философии: материальную теорию М. Шелера [10], теорию «ценностей-идеалов» представителей неокантианства, социально-историческую М. Вебера [1] и другие, - можно представить этнокультурные ценности как форму индивидуального и одновременно группового понимания типа поведе-

ния и целей, включающих область материальной, духовной, культурной, профессиональной, социальной жизни. Ценности являются своеобразным значимым критерием, основанием для выбора решения о допустимом или недопустимом действии, о предпочтении того или иного объекта, явления.

Мы считаем целесообразным выделять следующие категории этнокультурных ценностей: во-первых, в отношении природы и вещей, окружающих человека, - материальные ценности, во-вторых, относительно людей, определяя систему взаимоотношений «свои и чужие», - социальные ценности, в-третьих, в отношении личности к самому себе, идентифицируя с этнической общностью «я» и «свои», - ценность этнической идентификации, в-четвертых, в отношении идей - ценности этнических идей, в-пятых, в отношении языка как средства выражения идей. Человек воспринимает и классифицирует окружающий мир, принимает решения, совершает поступки в соответствии с доминирующей в данный момент этнической константой. Так складывается система ценностей и ценностных ориентаций.

На основе изучения подходов к определению понятия «этнокультурные ценности», данных А. А. Крыловым [3] и Ю. В Чернявской [7], этнокультурные ценности нами рассматриваются как система базовых национальных ценностей: моральные ценности, нравственные установки, ориентиры, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях этноса, передаваемые из поколения в поколение, обеспечивающие успешное духовно-нравственное развитие и являющиеся средством формирования этнокультурной компетентности личности.

Можно предположить, что от направленности ценностных ориентаций личности, в том числе и старшеклассников, зависит уровень их этнокультурной компетентности. Рассмотрим понятие «этнокультурная компетентность», которая напрямую связана с реализацией новых образовательных стандартов.

Требования федерального государственного образовательного стандарта, основанные на системно-деятельностном, личностно ориентированном и компетентностном подходах к организации учебного процесса в образовательном учреждении, направлены на формирование у учащихся в качестве результата освоения образовательной программы системы компетентностей, среди которых важное место занимает этнокультурная компетентность.

В этнопсихологическом словаре этнокультурная компетентность определяется как степень проявления человеком знаний, навыков и умений, благодаря которым он адекватно оценивает особенности взаимодействия с представителями различных культур и способен находить бесконфликтные формы сотрудничества. При этом этнокультурная компетентность личности реализуется в процессе взаимодействия, сотрудничества с учетом своеобразия функционирования национально-психологических особенностей представителей тех или иных наций, что выражается в потребностях, национальном самосознании, мотивах и ценностных ориентациях представителей конкретных национальных регионов и влияет на общение с ними [8, 305].

На основе анализа «модели освоения чужой культуры М. Беннета», представленного А. П. Садохиным, можно утверждать, что первый этап межкультурной коммуникации сопровождается этноцентризмом [4, 222]. Следовательно, формирование этнокультурной компетентности у старшеклассников необходимо начать с изучения совокупности представлений о собственной, родной, культуре, основным хранилищем и транслятором которой является родной язык. Этнокультурная компетентность предполагает наличие знаний

о языке, владение им, стремление к его изучению, сохранению, активную позицию учащихся по отношению к родному языку, наличие модели поведения с учетом ценностных ориентаций, создание культуросообразной среды, которая, как отмечают И. В. Кожанов и Т. Н. Петрова, является главным средством воспитания [2, 85].

Экспериментальное изучение отношения к чувашскому языку было организовано и проведено среди обучающихся МБОУ «СОШ № 62» г. Чебоксары на разных уровнях обучения. Нами было изучено мнение 152 учащихся 1-4 классов, 228 учащихся 5-8 классов. Методом анкетирования удалось выяснить отношение обучающихся к изучению чувашского языка в школе. Общие выводы таковы: в начальных классах 80 % школьников имеют высокую степень мотивации к изучению чувашского языка. В 5-8 классах наблюдается снижение интереса к изучению языка: 70 % опрошенных дали позитивную оценку, из них 60 % дали ответы, свидетельствующие о сформированной положительной гражданской, патриотической позиции.

Рассмотрим результаты деятельности (сочинения-рассуждения) старшеклассников. Нами проводился контент-анализ сочинений-рассуждений учащихся. Сочинения позволяют выявить отношение к родному языку, выявить образовательные потребности и ожидания и увидеть реальную модель организации учебного процесса глазами учащихся. Обучающимся было предложено рассуждение на тему «Мое отношение к чувашскому языку и чувашской литературе». При обработке результатов фиксировались элементы формализованного содержания: позитивные характеристики - отношение к данным учебным предметам; негативные характеристики - чем они вызваны; жизненные уста-

новки - насколько востребованы программные требования по данным предметам.

Мы рассмотрели 50 сочинений обучающихся 10-11 классов. Позитивное отношение

к изучению предметов «Чувашский язык» и «Чувашская литература» наблюдаем у 58 %

(29 человек) участников исследования. Негативное отношение респонденты объясняют незнанием языка, его невостребованностью в будущей профессиональной деятельности. 42 % старшеклассников считают, что их знания по данным предметам не пригодятся в будущей профессиональной деятельности.

Среди учащихся 11-х классов МБОУ «СОШ № 62» г. Чебоксары было проведено анкетирование по выявлению уровня владения чувашским языком и отношения к нему. В анкетировании приняли участие 64 обучающихся, среди них представители чувашской национальности - 44 %, русской национальности - 31 %, армянской - 1,5 %, мордовской - 1,5 %, татарской - 1,5 %, украинской - 1,5 %, двойную национальную принадлежность («русский - чуваш») указали 12 %, не смогли определить национальную принадлежность 7 % опрошенных.

Вопрос: «В какой степени Вы владеете языком основного этноса (чувашским) вашего края?» - позволил выявить следующее: свободно владеют, могут говорить и писать - 14 человек (22 % опрошенных), все они идентифицировали себя по национальности «чуваш»; могут только говорить - 7 человек (11 %); могут читать со словарем -14 человек (22 %); почти не владеют, с трудом понимают смысл разговора - 13 человек (20 %); не владеют - 16 человек (25 %).

Языком общения с родителями, близкими, родными, со сверстниками, учителями, с незнакомыми людьми является русский для всех участников опроса. Лишь изредка 11 человек общаются с родителями и близкими родственниками на чувашском языке, 1 человек - на армянском, 1 - на мордовском.

Родным языком для себя считают: русский - 31 человек, из них свою национальную принадлежность определили как «чуваш» 17 респондентов; в равной степени язык своей национальности и русский - 16 человек, из них 13 определили свою национальную принадлежность как «чуваш» и 3 - как «русский».

Обратимся к тексту федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, который предусматривает изучение родного языка в предметной области «филология», и рассмотрим требования к предметным результатам освоения программы по родному языку. Предметный результат освоения программы по родному языку должен отражать уровень владения видами речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), понимание роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, освоение норм языка и использование его возможностей для свободного выражения мыслей в письменной и устной форме, наличие сформированной ответственности за языковую культуру как общечеловеческой ценности [11]. Необходимо отметить, что ожидаемые результаты, изложенные в федеральных государственных образовательных стандартах, должны быть достигнуты при освоении образовательной программы с русским (неродным) языком обучения. В МБОУ «СОШ № 62» г. Чебоксары реализуется программа с русским языком обучения. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости дополнительных форм работы по реализации содержания образовательных программ по предметам «Чувашский язык» и «Чувашская литература». На наш взгляд, такой формой работы должна стать внеурочная деятельность учащихся на всех уровнях образования.

Резюме. Этнокультурная компетентность старшеклассника выражается в его способности и готовности выбирать модель поведения с учетом ценностных ориентаций, психологических особенностей представителей различных этнических культур. Выбор осуществляется с опорой на ценностные ориентиры, устойчивые стереотипы поведения. Мы экспериментально получили ответы на вопросы: является ли ценностью для старшеклассников родной язык и каково их отношение к его изучению? Можно констатировать: языком общения и образования в подростковом обществе является русский язык. Чувашский язык старшеклассниками признается в качестве государственного языка Чувашской Республики. О востребованности родного языка при выборе жизненных установок на будущее старшеклассники серьезно не задумываются. Средством систематизации, передачи народного опыта для них является русский язык, а ценностные константы чувашского языка ими воспринимаются недостаточно. Полученные данные мы объясняем особенностями организации учебного процесса: в учебном плане на предмет «Чувашский язык» отводится 2 часа, «Чувашская литература» изучается в объеме 1 часа. Остается актуальной проблема организации внеурочной деятельности, направленной на формирование этнокультурных знаний и этнокультурной компетентности. В целях формирования этнокультурной компетентности у старшеклассников мы предлагаем использовать потенциал внеурочной деятельности этнокультурной направленности: интегративные экспедиции, фестивали творчества, конференции, разработку и реализацию проектов и др. Результаты освоения программы изучения чувашского языка в школе с русским языком обучения и в школе с русским (неродным) языком обучения необходимо отразить в основной образовательной программе школы в разделе «Ожидаемые результаты освоения образовательной программы».

ЛИТЕРАТУРА

1. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер ; пер. с нем. ; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко ; коммент. А. Ф. Филиппова. - М. : Прогресс, 1990. - 602 с.

2. Кожанов, И. В. Научно-теоретические подходы и принципы формирования гражданской идентичности личности / И. В. Кожанов, Т. Н. Петрова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1(77). Ч. 1. - С. 83-89.

3. Крылов, А. А. Психология: учебник для вузов [Электронный ресурс] / А. А. Крылов. - Режим доступа : http://readr.ru/albert-krilovpsihologiya.htmГ?page=51

4. Основы межкультурной коммуникации : учебник для вузов / под ред. А. П. Садохина. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.

5. Панькин, А. Б. Этнокультурная коннотация образования / А. Б. Панькин. - Элиста : Калм. гос. ун-т, 2009. - 380 с.

6. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/

7. Чернявская, Ю. В. Народная культура и национальные традиции : учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Ю. В. Чернявская. - Режим доступа : http://ihtik.lib.ru/2013.05_ihtik_edu/

8. Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1999. - 343 с.

9. Шадже, А. Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект) / А. Ю. Шадже. -Майкоп : Изд-во Адыгейского гос. ун-та, 1996. - 168 с.

10. Шелер, М. Положение человека в космосе [Электронный ресурс] / М. Шелер. - Режим доступа : http://www.krotov.info/libr_min/25_sh/el/er3.html

11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : standart.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.