Научная статья на тему 'Этнокультурные процессы белорусского Подвинья (Витебщины) в прошлом и настоящем. Минск, 2017. 628 с'

Этнокультурные процессы белорусского Подвинья (Витебщины) в прошлом и настоящем. Минск, 2017. 628 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
216
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / БЕЛОРУСОВЕДЕНИЕ / БЕЛОРУССКОЕ ПОДВИНЬЕ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / CULTURAL STUDIES / HISTORY / ETHNOGRAPHY / BELARUSIAN STUDIES / BELARUSIAN PODVINJE / REPUBLIC OF BELARUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лабынцев Юрий Андреевич, Щавинская Лариса Леонидовна

В рецензии рассматривается последний из выпущенных томов комплексного белорусского исследования этнокультурных процессов, происходивших на протяжении столетий на территории всей современной Белоруссии. Том посвящен региону Белорусского Подвинья, расположенному в северной части Республики Беларусь. На основе обширных архивных и экспедиционных материалов, собиравшихся учеными Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси в течение многих лет, им удалось подготовить очередной, четвертый по счету, том масштабного культурологического исследования, которое будет состоять из шести томов. Наш анализ всех вышедших из печати томов этого проекта, в том числе рецензируемого, позволяет констатировать, что стержневой проблемой для их авторов была конфессионально-культурная проблема, ибо именно здесь, на территории Белоруссии, пролегает граница Slavia Orthodoxa Slavia Romana. Пограничное состояние Белорусского Подвинья (Витебщины), его расположенность в зоне многовекового активного балто-восточнославянского взаимодействия определили этническое разнообразие местного населения. Исторически вместе с белорусами здесь всегда была значительная доля русского населения, а до Великой Отечественной войны и евреев. Вместе с тем, всех достаточно многочисленных местных католиков нельзя относить к этническим полякам. В большинстве это потомки давнего белорусского православного населения, попавшего в сферу католической экспансии еще в раннем Средневековье. Хотя белорусское православное население здесь абсолютно преобладает и теперь. Витебщина обладает богатейшим культурным ландшафтом, является одним из самых исторически значимых регионов Белоруссии. Это родина знаменитой православной святой княжны Евфросинии Полоцкой, белорусского просветителя доктора наук Франциска Скорины, православного монаха-поэта Симеона Полоцкого и многих других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-Cultural Processes in Belarusian Podvinje (Vitebsk region) in the Past and Present. Minsk, 2017. 628 p

This review examines the latest volume of a comprehensive Belarusian study of the ethno-cultural processes that took place over centuries in the territory of modern-day Belarus. This volume is devoted to Belarusian Podvinje, a region in the Northern part of the Republic of Belarus. The fourth volume (out of a planned six) of large-scale cultural research, based on extensive archival and expeditionary materials collected by scientists from the Center for Belarusian Culture, Language and Literature Research of the National Academy of Sciences of Belarus over many years, has been published. Our previous peer-reviewed analysis of the published volumes of this project allows us to state that the main problem for the authors is a confessional-cultural problem, because Belarus contains the border between Slavia Orthodoxa and Slavia Romana. The border position of Belarusian Podvinje (Vitebsk region) and its location in the area of centuries-old active Baltic-East Slavic interaction determined the ethnic diversity of the local population. Historically, together with the Belarusians, there has always been a significant Russian population, and additionally, before World War II, Jews. The rather large local Catholic population cannot be attributed solely to ethnic Poles. The majority are in fact descendants of the old Belarusian Orthodox population, which fell into the sphere of Catholic expansion in the early Middle Ages. That said the Belarusian Orthodox population now predominates. The Vitebsk region has a rich cultural landscape and is one of the most historically significant regions of Belarus. It is the birthplace of the famous Orthodox holy princess Euphrosyne of Polotsk, the Belarusian humanist and physician Francysk Skaryna, the Orthodox monk-poet Simeon of Polotsk and many others.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные процессы белорусского Подвинья (Витебщины) в прошлом и настоящем. Минск, 2017. 628 с»

DOI: 10.31168/2412-6446.2019.14.3-4.17

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ БЕЛОРУССКОГО ПОДВИНЬЯ (ВИТЕБЩИНЫ) В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ . МИНСК: БЕЛАРУСКАЯ НАВУКА, 2017. 628 С.

Юрий Андреевич Лабынцев -

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук.

Почтовый адрес: Ленинский проспект, 32А, Москва, 119334, Россия Электронный адрес: slaviabel@yandex.ru

Лариса Леонидовна

Щавинская -

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук.

Почтовый адрес: Ленинский проспект, 32А, Москва, 119334, Россия Электронный адрес: slaviabel@yandex.ru

Аннотация

В рецензии рассматривается последний из выпущенных томов комплексного белорусского исследования этнокультурных процессов, происходивших на протяжении столетий на территории всей современной Белоруссии. Том посвящен региону Белорусского Подвинья, расположенному в северной части Республики Беларусь. На основе обширных архивных и экспедиционных материалов, собиравшихся учеными Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси в течение многих лет, им удалось подготовить очередной, четвертый по счету, том масштабного культурологического исследования, которое будет состоять из шести томов. Наш анализ всех вышедших из печати томов этого проекта, в том числе рецензируемого, позволяет констатировать, что стержневой проблемой для их авторов была конфессионально-культурная проблема, ибо именно здесь, на территории Белоруссии, пролегает граница Slavia Orthodoxa - Slavia Romana. Пограничное состояние Белорусского Подвинья (Витебщины), его расположенность в зоне многовекового активного балто-восточнославянского взаимодействия определили этническое разнообразие местного населения. Исторически вместе с белорусами здесь всегда была значительная доля русского населения, а до Великой Отечественной войны и евреев. Вместе с тем всех достаточно многочисленных местных католиков нельзя относить к этническим полякам. В большинстве это потомки давнего белорусского православного населения, попавшего в сферу католической экспансии еще в раннем Средневековье. Хотя белорусское православное население здесь абсолютно преобладает и теперь. Витебщина обладает богатейшим культурным ландшафтом, является одним из самых исторически значимых регионов Белоруссии. Это родина знаменитой православной святой княжны Евфросинии Полоцкой, белорусского просветителя, доктора наук Франциска Ско-рины, православного монаха-поэта Симеона Полоцкого и многих других.

Ключевые слова

Культурология, история, этнография, белорусоведение, Белорусское Подвинье, Республика Беларусь

Статья поступила в редакцию 28 июня 2019 г.

ETHNO-CULTURAL PROCESSES IN BELARUSIAN PODVINJE (VITEBSK REGION) IN THE PAST AND PRESENT. MINSK: BELARUSKAIA NAVUKA, 2017. 628 P.

Jurij A. Labyntsev Larisa L. Shchavinskaja

D. Sc., Lead Researcher, Institute of Slavic Ph.D., Senior Researcher, Institute of Slavic

Studies, Russian Academy of Sciences Studies, Russian Academy of Sciences

Postal address: Leninsky Prospect 32A, Postal address: Leninsky Prospect 32A,

Moscow, 119334, Russia Moscow, 119334, Russia

E-mail: slaviabel@yandex.ru E-mail: slaviabel@yandex.ru

Abstract

This review examines the latest volume of a comprehensive Belarusian study of the ethno-cultural processes that took place over centuries in the territory of modern-day Belarus. This volume is devoted to Belarusian Podvinje, a region in the Northern part of the Republic of Belarus. The fourth volume (out of a planned six) of large-scale cultural research, based on extensive archival and expeditionary materials collected by scientists from the Center for Belarusian Culture, Language and Literature Research of the National Academy of Sciences of Belarus over many years, has been published. Our previous peer-reviewed analysis of the published volumes of this project allows us to state that the main problem for the authors is a confessional-cultural problem, because Belarus contains the border between Slavia Orthodoxa and Slavia Romana. The border position of Belarusian Podvinje (Vitebsk region) and its location in the area of centuries-old active Baltic-East Slavic interaction determined the ethnic diversity of the local population. Historically, together with the Belarusians, there has always been a significant Russian population, and additionally, before World War II, Jews. The rather large local Catholic population cannot be attributed solely to ethnic Poles. The majority are in fact descendants of the old Belarusian Orthodox population, which fell into the sphere of Catholic expansion in the early Middle Ages. That said the Belarusian Orthodox population now predominates. The Vitebsk region has a rich cultural landscape and is one of the most historically significant regions of Belarus. It is the birthplace of the famous Orthodox holy princess Euphrosyne of Polotsk, the Belarusian humanist and physician Francysk Skaryna, the Orthodox monk-poet Simeon of Polotsk and many others.

Keywords

Cultural studies, history, ethnography, Belarusian studies, Belarusian Podvinje, Republic of Belarus

Received 28 June 2019.

Очередной, четвертый по счету, том комплексного шеститомного исследования белорусских ученых, в котором рассматриваются этнокультурные процессы на всей территории Белоруссии, посвящен региону Белорусского Подвинья. Вышедшие ранее тома этого масштабного научного культурно-антропологического проекта касались Восточного Полесья1,

1 Этнокультурные процессы Восточного Полесья в прошлом и настоящем / ред. А. Вл. Гурко, И. В. Чаквин, Г. И. Касперович. Минск: Беларуская навука, 2010.

Гродненского Понеманья2 и Центральной Белоруссии3. Сам проект, инициированный группой ведущих белорусских ученых Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Белоруссии, изначально базировался на материалах многочисленных экспедиционных исследований и различного рода архивных собраний. Можно сказать, что он подводит итог вот уже более чем двухвекового историко-этнографического изучения Белоруссии и призван стать своего рода исторической этнокультурной энциклопедией, рассчитанной на широкий круг читателей, прежде всего ученых и специалистов различных отраслей, интересующихся судьбами белорусского и иных народов, проживавших в течение многих столетий на территории Республики Беларусь.

Рецензируемый том, подготовленный группой белорусских исследователей при участии их российских коллег, включает восемь основных разделов: «Этническая история Белорусского Поозерья», «Этноконфесси-ональные процессы на территории Витебского Подвинья», «Этническая структура Витебского Подвинья в ХХ - начале XXI в.», «Семья и семейные традиции Белорусского Подвинья», «Регионально-локальная специфика календарной обрядности Подвинья», «Материальная культура Белорусского Подвинья», «Художественная и театральная культура Витебского региона», «Этнокультурные процессы на пограничье». Большинство этих разделов состоит из нескольких глав, порой весьма объемных, таких, например, как «Конфессии в Витебском Подвинье в ХХ - начале XXI в.», «Сакральный ландшафт Белорусского Подвинья» и др.

Необходимо обратить внимание на то, что Витебщина имеет одну очень важную особенность - она находится в зоне многовекового славяно-балтского взаимодействия, а современные ее западная и северо-западная границы являются одновременно и государственной границей Республики Беларусь с Литвой и Латвией. Витебщина - один из самых исторически значимых и богатых регионов Белоруссии по числу памятников культурного наследия. Особенно показательны в этом отношении древнейшие ее города Полоцк и Витебск, некогда центры самостоятельных княжеств, связанные с началом христианизации Руси. Полоцк, наряду с Киевом и Великим Новгородом, занимал наиболее значимое место среди древнерусских княжеских столиц, в нем в XI в. также был возведен свой Софийский кафедральный собор. Здесь же, в Полоцке, в 1839 г. проходил собор униатских иерархов,

2 Этнокультурные процессы Гродненского Понеманья в прошлом и настоящем / ред. А. Викт. Гурко, Л. В. Ракова, А. Вл. Гурко. Минск: Беларуская навука, 2014.

3 Этнокультурные процессы Центральной Беларуси в прошлом и настоящем / науч. ред. А. Викт. Гурко. Минск: Беларуская навука, 2016.

провозгласивший ликвидацию в пределах Российской империи Брестской церковной унии 1596 г. и присоединение к православию.

Структура населения Витебщины на протяжении веков не была этнически однородной, прежде всего в городах и поселениях городского типа. Пограничное ее состояние с великорусскими землями, тесная историческая связь с ними объясняют нахождение здесь большого числа русских. Так, на момент начала работы над данным проектом в первом десятилетии XXI в. численность русских, например, в Полоцком районе составляла 20%4, а общее их число на Витебщине было одним из самых высоких по стране. Вплоть до начала Великой Отечественной войны в городских поселениях Витебщины, как и во всей Белоруссии, десятки процентов населения, а часто и более половины его, составляли евреи. Согласно весьма точным данным переписи 1897 г., в Полоцке, одном из важнейших оплотов хасидизма, их было свыше 60%, а в Витебске, на родине всемирно известного Марка Шагала,- более 50%. Католическая экспансия коснулась западной части Витебщины уже в раннем Средневековье, а затем все более усиливалась. В католичество перешла некоторая часть местного православного населения, которое постепенно идентифицировало себя с польским этносом. Процесс этот, к сожалению, пока почти не изучен и требует отдельных специальных исследований, которые до сих пор касались в основном некоторых крупнейших католических институций, например, Полоцкой иезуитской коллегии и академии5, предстающей как исключительный польский центр культуры на восточных окраинах былой Речи Посполитой6.

При внимательном анализе текстов вышедших из печати томов комплексного исследования белорусских ученых, в том числе и тома, посвященного Витебщине, становится очевидным, что центральной проблемой для них явилась конфессионально-культурная, определяющая в конечном итоге тот или иной цивилизационный выбор народа. Как и по всей республике, по Витебщине пролегает своеобразная глубинная граница Slavia Orthodoxa - Slavia Romana и одновременно Славии Восточной - Славии Западной, которые далеко не совпадают, хотя бы в силу их реальной исторической разобщенности, когда, например, всех современных местных католиков никак нельзя отнести исключительно к западным славянам

4 Привалова Н. Н. Национальный состав населения // Современная Беларусь. В 3 т. / ред. М. В. Мясникович и др. Минск: Белорусская наука, 2006. Т. 1. С. 127.

5 Инглот Марек (S.J.). Общество Иисуса в Российской империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы; Институт общества Иисуса, 2004.

6 Kadulska I. Akademia Polocka: Osrodek kultury na Kresach. 1812-1820. Gdansk: Wydaw-nictwo Uniwersyteta Gdanskiego, 2004.

(полякам). Не менее запутан в данной связи и униатский вопрос, который получил своеобразное развитие уже в наши дни с момента восстановления приходской жизни новых белорусских греко-католиков на Полотчине, руководимых украинскими монахами-студитами, а в настоящий момент непосредственно фактическим папским визитатором архимандритом Яном Сергеем Гаеком, католическим монахом-марианином, этническим поляком. Концентрируя фокус исследования именно на этой основополагающей проблематике, авторы тома констатируют во «Введении» к нему: «В формировании этнической и национальной идентичности региона значительное место занимают этноконфессиональные процессы. Как и для всего белорусского общества, для Витебской области исторически характерна поликонфессиональность. Здесь получили распространение разные христианские конфессии: православная, римско-католическая, греко-католическая, протестантизм, а также религиозные объединения иудеев, старообрядцев, лютеран и др. Всего по состоянию на 1 января 2016 г в Витебской области зарегистрированы 543 религиозные общины, представляющие 17 различных конфессий. В то же время на протяжении столетий в регионе на фоне поликонфессионального разнообразия доминируют православные традиции. В настоящее время в регионе зарегистрирована 281 православная община (51,7% от общего количества религиозных организаций). Особенность этноконфессиональной структуры региона заключается и в том, что Римско-католическая церковь занимает в ней значительное место - 94 общины (17,3%). В настоящее время Витебская область имеет полиэтнический состав населения как следствие взаимопроникновения и переплетения культурных элементов белорусов и других этнических групп» (с. 5).

Наряду с Белорусским Поднепровьем, Белорусское Подвинье, именуемое также Поозерьем, стало приютом для большого числа русских старообрядцев, селившихся здесь уже во второй половине XVII в. Согласно известному, особенно в старообрядческих кругах, «Дегуцкому летописцу» их первые поселения на Подвинье появляются в 1660 г., когда «священоиерей Терентий <.. .> оставль отечество свое, московскую страну, прииде с сыном своим Афанасием <.. > и вселися близь реки Двины <.. > и молитвенный храм бяше»7. В Подвинье на территории бывшей Витебской губернии, входившей тогда в состав Речи Посполитой, в конце XVII в. основал свои монастыри, которые стали крупнейшими центрами староверия за границами Российской империи, Феодосий Васильев - один

7 Deguci^ metrastis: Chronografas, arba kurso ir Lietuvos metrastis / N. Morozova, I. Potasenko (eds). Vilnius: Lietuviu literatures ir tautosakos institutas, 2004. P. 63-65.

из самых авторитетных старообрядческих деятелей, родоначальник беспоповского федосеевского согласия. Как справедливо писал С. А. Зень-ковский, «федосеевство пережило своего основателя и в конце XVIII и начале XIX века <.. .> стало одним из самых сильных и влиятельных согласий не только среди беспоповцев, но, может быть, даже во всем русском старообрядчестве»8. В дальнейшем Витебщина становится особой жизненной зоной русских староверов и таковой продолжает оставаться до сих пор. По мнению А. Викт. Гурко, одного из основных авторов проекта и научного редактора рецензируемого тома, они здесь «избежали ассимиляции, сберегая отличительные черты своей духовной и материальной культуры» (с. 623).

К весьма ценным особенностям Витебщины, конечно же, стоит отнести наличие богатого культурного ландшафта, сохраненного «благодаря традиционному укладу жизни местного населения и конфессиональной преемственности» (с. 625). Здесь имеется большое число сакральных его элементов: крестов, часовен, храмов, различных мест культового поклонения - камней, родников, деревьев. Все это находится в этнопо-граничной восточнославянской зоне, которую авторы тома характеризуют как «переходную, или смешанную» (с. 626), имеющую множество общих черт как у белорусов, так и русских, особенно благодаря вероисповедному православному единству, общим религиозным праздникам, терминологии и т. д. Свое влияние на этнокультурную жизнь в регионе на протяжении столетий вносили латышский и литовский народы, и он всегда был и остается одной из важнейших территорий балто-восточнославянского взаимодействия. В находящихся в работе следующих двух томах проекта, посвященных Поднепровью и Западному Полесью, специфике этнокультурного и конфессионального пограничья будет, несомненно, уделено особое внимание. В случае Поднепровья это будет регион, граничащий с Россией и Украиной, а в случае с Западным Полесьем - пограничье белорусско-украинско-польское.

Литература

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В 2 т. М.: Институт ДИ-ДИК; Квадрига, 2009.

Инглот М. (S. J.). Общество Иисуса в Российской империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы; Институт общества Иисуса, 2004.

8 Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В 2 т. М.: Институт ДИ-ДИК; Квадрига, 2009. С. 325.

Привалова Н. Н. Национальный состав населения // Современная Беларусь: Энциклопедический справочник. В 3 т. / ред. М. В. Мясникович и др. Минск: Белорусская наука, 2006. Т. 1. С. 126-128.

Этнокультурные процессы Восточного Полесья в прошлом и настоящем / ред. А. Вл. Гурко, И. В. Чаквин, Г. И. Касперович. Минск: Беларуская навука, 2010.

Этнокультурные процессы Гродненского Понеманья в прошлом и настоящем / ред. А. Викт. Гурко, Л. В. Ракова, А. Вл. Гурко. Минск: Беларуская навука, 2014.

Этнокультурные процессы Центральной Беларуси в прошлом и настоящем / науч. ред. А. Викт. Гурко. Минск: Беларуская навука, 2016.

Deguci^ metrastis: Chronografas, arba kurso ir Lietuvos metrastis / N. Morozova, I. Potasenko (eds). Vilnius: Lietuviu literatures ir tautosakos institutas, 2004.

Kadulska I. Akademia Polocka: Osrodek kultury na Kresach. 1812-1820. Gdansk: Wydawnictwo Uniwersyteta Gdanskiego, 2004.

References

Gurko, A. Vikt., Rakova, L.V., Gurko, A. Vl., eds, 2014. Etnokul 'turnye protsessy Grodnenskogo Poneman'ia v proshlom i nastoiashchem [Ethnocultural processes of the Grodno Prinemansky Territory in the past and present]. Minsk: Belaruskaia navuka.

Gurko, A. Vikt., ed., 2016. Etnokul'turnye protsessy Tsentral'noi Belarusi vproshlom i nastoiashchem [Ethno-cultural processes of Central Belarus in the past and present]. Minsk: Belaruskaia navuka.

Gurko, A. Vl., Chakvin, I.V., Kasperovich, G.I., eds, 2010. Etnokul'turnye protsessy Vostochnogo Poles'ia v proshlom i nastoiashchem [Ethno-cultural processes of Eastern Polesie in the past and present]. Minsk: Belaruskaia navuka, 2010.

Inglot, M. (S.J.), 2004. Obshchestvo Iisusa v Rossiiskoi imperii (1772-1820 gg.) i ego rol' v povsemestnom vosstanovlenii Ordena vo vsem mire [The society of Jesus in the Russian Empire (1772-1820) and its role in the worldwide restoration of the Order]. Moscow: Institut filosofii, teologii i istorii sv. Fomy; Institut obshchestva Iisusa.

Kadulska, I., 2004. Akademia Polocka: Osrodek kultury na Kresach. 1812-1820. Gdansk: Wydawnictwo Uniwersyteta Gdanskiego.

Morozova, N., Potasenko, I., eds, 2004. Deguciq metrastis: Chronografas, arba kurso ir Lietuvos metrastis. Vilnius: Lietuviu literatures ir tautosakos institutas.

Privalova, N.N., 2006. Natsional'nyi sostav naseleniia [National structure of the population]. In: Miasnikovich, M.V., etc, eds, 2006. Sovremennaia Belarus': Entsiklopedicheskii spravochnik: v 3 t. [Modern Belarus: Encyclopedic reference book]. Minsk: Belorusskaia nauka, pp. 126-128.

Zen'kovskii, S.A., 2009. Russkoe staroobriadchestvo: Vdvukh tomakh [Russian Old Believers: In two volumes]. Moscow: Institut DI-DIK; Kvadriga.

238 I Л. Г. Каяниди, К. О. Высокович, Л. Л. Степченков, В. В. Федоренко. Фольклорный архив В. К. Ефременкова

Б01: 10.31168/2412-6446.2019.14.3-4.18

Л. Г. КАЯНИДИ, К. О. ВЫСОКОВИЧ, Л. Л. СТЕПЧЕНКОВ, В. В. ФЕДОРЕНКО. ФОЛЬКЛОРНЫЙ АРХИВ В. К. ЕФРЕМЕНКОВА: МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ. СМОЛЕНСК: МАДЖЕНТА, 2018. 188 С.

Ольга Владиславовна Белова -

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук. Почтовый адрес: Ленинский проспект, 32А, Москва, Россия, 119334

Электронный адрес: olgabelova.inslav@gmail.com

Аннотация

Рецензируемая книга представляет собой первую полномасштабную публикацию фольклорного наследия В. К. Ефременкова (1913-1989) - краеведа и собирателя фольклора. Сказки, предания, песни, частушки, записанные В. К. Ефременковым на Смоленщине в 1930-1940-е годы и извлеченные из различных архивных собраний, в сопровождении научного комментария дают возможность составить представление о фольклорной традиции этого региона в первой половине XX в. Имя В. К. Ефременкова было незаслуженно забыто, а богатейшая коллекция собранных им материалов, рассредоточенная по разным архивам России, долгое время оставалась вне поля зрения исследователей. Публикации текстов сопровождаются аналитическими статьями, в которых раскрываются тематические, структурные и поэтические особенности образцов фольклора смоленского региона. Документы, связанные с работой В. К. Ефременкова в Смоленском областном бюро краеведения, дают представление о методике и масштабах собирательской работы на Смоленщине в 1930-е годы. Фольклорная коллекция В. К. Ефре-менкова чрезвычайно важна при исследовании динамики развития фольклорной традиции Смоленской области и может служить ценным источником при изучении более поздних материалов, записанных в этом регионе и еще ждущих квалифицированной публикации. Каждая публикация аутентичного регионального фольклора, особенно относящаяся к первой половине XX столетия, становится настоящим подарком для фольклористов, и книга о наследии В. К. Ефременкова здесь не исключение.

Ключевые слова

Русский фольклор, жанры фольклора, история фольклористики, В. К. Ефременков

Статья поступила в редакцию 27 сентября 2019 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.