НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
УДК 793.31
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АРХЕТИПЫ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ И КИТАЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Чэнь Цзе^, А.М. Хрулева* 2)
1,2^Саньминский университет, Китай, провинция Фуцзянь, г. Саньмин ^e-mail: [email protected]
2)e-mail: anastasiiakhruleva@yandex. com
Цель исследования состоит в определении подобных и отличительных характеристик этнокультурных архетипичных образов и сюжетов в китайской и российской хореографической культуре. В статье уточняется понятие, выявляются функции и типы архетипов. Рассматриваются определяющие их факторы специфики и особенности хореографической культуры этнических общностей данных стран. Проанализировано влияние локальных условий и архетипов на формирование характерных черт хореографической культуры Китая и России. На основе полученных данных проводится сравнительный анализ, определяются различия и сходства. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении ранее малоизученных аспектов архетипичных основ хореографической культуры и в их сопоставлении на примере особенностей этнического искусства этих государств. В результате исследования установлено, что в хореографической культуре китайских и российских этносов этнокультурные архетипы сформированы под влиянием исторических географических, философских и религиозных, социально-культурных факторов, которые определяют их значительные различия. Однако существуют и общие черты, а также актуализированная в современных условиях кризиса общества модель межкультурного диалога, в том числе в области хореографического искусства.
Ключевые слова: этнокультурные архетипы; хореографическая культура;
сравнительный анализ; этническая хореография; хореография России и Китая.
Введение
Актуальность проведения сравнительного анализа таких частных категорий этнокультуры, как архетипы в хореографической культуре, обусловлена сложными противоречивыми процессами, происходящими в современном мире. Новейшие достижения последних нескольких десятилетий в научно-технической сфере увеличили возможности и способы коммуникации. Это усилило культурную глобализацию, спровоцировавшую взаимопроникновение культур, их унификацию, размытие основ и ценностей этнических культур. Вместе с тем, с обострением экономического и геополитического кризиса наблюдаются обратные процессы регионализации и локализации, о чем свидетельствует интерес многих народов к своим истокам, возрастание патриотизма и чувства гордости национальным достояниям культуры.
В новых условиях, которые делают возможным переход к многополярному мироустройству, Китайская Народная Республика и Российская Федерация обретают большое значение, однако такие масштабные трансформации провоцируют нарастание кризисных процессов, связанных с внешнеполитическими отношениями и внутренней стабильностью. Данные государства, несмотря на очевидную принадлежность к различным культурно-цивилизационным типам, а также значительные отличия в языках, взглядах на историю, развитие, время и движение, природу, ценности, человека и отношения между людьми, имеют опыт многовекового добрососедского взаимодействия. Следовательно, существуют возможности формирования некоторых схожих черт вследствие культурного обмена между этими, на первый взгляд, далекими и непохожими культурами. В дополнении к этому, в новых условиях возникает потребность поиска и отбора моделей сотрудничества, которые имеют историческую перспективу. Одним из успешных примеров является российско-китайский культурный диалог [12, с. 222]. Сравнительный анализ архетипов, представляющих собой универсалии и основы каждой культуры этноса, позволяет обнаружить повторяющиеся сюжеты и образы, определить их специфику, зависящую от локальных факторов. Рассмотрение архетипов как микрочипов, хранящих наиболее ценностную информацию этноса, в разрезе хореографической культуры, которая представляет собой знаковую вторичную моделирующую систему и значимый компонент социально-культурной жизни каждой общности, возможно через анализ хореографических приемов, телесной пластики и динамики. Выразительные,
художественные и символические средства, в которых закодированы контекстуальные особенности жизни и мировоззрения группы. Компоненты хореографической культуры благодаря её образной сущности выступают инструментом эффективной трансляции культурной памяти и аккумуляции универсалий, а также межпоколенческой и межкультурной коммуникации. Хореографическое искусство долгое время является зоной взаимного интереса Китая и России, а сравнительный анализ их архетипичных основ позволяет выявить сходства и различия в хореографических традициях двух разных культур, понять саму суть и особенности каждой из них, а также увидеть, как влияет культурная традиция на формирование этнокультурных архетипов хореографии. В условиях современности, обмен опытом и знаниями между представителями китайской и российской хореографии, может способствовать развитию и обогащению традиций благодаря взаимному влиянию и новым идеям.
Цель статьи состоит в определении особенностей, истоков и различий этнокультурных архетипов в хореографической культуре этносов России и Китая путем сравнительного анализа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: уточнить определение и функции; дать классификацию этнокультурных архетипов в хореографической культуре; определить их локальную специфику формирования и особенности танцев этносов Китая и России; изучить условия и особенности российской и китайской хореографической культуры; выявить общие и отличительные свойства архетипов и хореографической культуры двух стран.
Материалами исследования и его теоретической базой выступают междисциплинарные труды китайских, российских и зарубежных исследователей в области культурологии, этнографии и хореографического искусства, таких как Чжоу Сяохун, Ли Ючжэн, Каон Ян Иинь, Бойе Лафайет Де Менте, Луиза Сундарараджан, С. Грибин, Цхо Цзяньчжень, Русских П.И., Михеева А.В., Тань Аошуан, Чжан Лихуа.
Методологическая база исследования основана на сравнительном методе, позволяющим сопоставить конкретные феномены двух стран, обнаружить сходства и различия контекстуальных и содержательных особенностей этнической хореографической культуры. Культурологический подход использован в привлечении междисциплинарных источников и методов в области искусствоведения, этнографии, семиотики, хореографии. Методы систематизации и классификации применены для разделения архетипов по типам в общем, а также частных случаях - на примере
китайской и российской хореографической культуры. Исследование также подразумевает использование метода выявления культурных архетипов, так как обращение к ним позволяет понять основы глубинных культурных образцов, свойственных определенным этносам.
Практическая значимость данной статьи состоит в возможности применения результатов исследования в дальнейших теоретических разработках, в обогащении представлений о собственной и другой хореографической культуре постановщиков и исполнителей танцев этих двух стран.
самоидентификации
Информационное ядро архетипа сохраняется и передается сквозь поколения, обладая прочной семиотической формой [5]. Они пронизывают всю культуру, содержась у разных народов в схожих ценностях, легендах, мифах, традициях. Один из способов их трансляции - художественная культура этноса, вобравшая в себя его ментальную специфику. Танцевальное искусство является наиболее ранней формой творчества человека, с помощью выразительных, пластических и символических средств которого транслируется наиболее значимая информация для этноса через образы и сюжеты. Хореографическое искусство любого народа содержит различные по характеру, динамике и значении приемы: поклон, мимику, движения тела, головы, рук и ног, одежду и украшения [1] . Таким образом, архетипы в хореографической культуре этносов играют роль хранителей памяти, содержа в себе типичные образы, символы, идеи и стереотипы, специфику этнических традиций. Их форма может обретать связь с мифологическими персонажами или сюжетами, религиозными образами и символами, традиционной одеждой и украшениями, языком и фольклором этноса. Следовательно, архетипы отражают коллективное бессознательное этноса и имеют глубокое значение и влияние на его миропонимание, помогают определить идентичность этнической группы, ее ценности и верования, а также формируют особый культурный код и способы восприятия мира.
Отдельный пласт занимают героические образы и персонажи. Например, у большинства этнических групп за счет постоянной потребности самосохранения, обороны и расширения своих территорий архетипы воина и воинственности имеют большое значение в хореографической традиции. Многие танцы связанны с боевыми искусствами и воинским служением. Воин - образ сильного, храброго и дисциплинированного человека, который готов защищать свой народ и традиции. Этот архетип распространен у воинственных этносов, таких как скандинавы или североамериканские индейцы. Он выражается в резких и интенсивных движениях, символике, связанной с мужеством, силой и защитой, отражающих боевой настрой при сражении. Следующий часто встречающийся архетип - мудрец, олицетворяющий ученого, философа или духовного наставника, обладающий глубоким знанием и пониманием своей культуры и приверженностью традициям. Этот персонаж служит советником и руководителем своего этноса, помогает в принятии важных решений и передает мудрость следующим поколениям. Не менее важным образом выступает жрец, представляющий собой архетип религиозного или духовного лидера, его
основная функция - служить посредником между людьми и небесными силами. Этот персонаж организуют ритуалы, проводит обряды и помогает поддерживать духовное единство в своей культуре. Другой тип - охотник, выражающий доблестного, смелого и сильного добытчика, обеспечивающего продовольствием и защищающего свою группу от опасностей. Этот архетип особенно распространен у кочевых народов, которые зависят от своих охотничьих навыков для выживания. Зачастую можно встретить в хореографическом искусстве архетип сказителя - рассказчика и хранителя истории. Они передают и сохраняют мифы, легенды и исторические события своего этноса, сохраняя его культурное наследие и способствуя формированию национальной идентичности. Другим архетипом может быть образ героя, который представляет собой идеал, достойный подражания и восхищения. Еще одним примером может быть образ матери-хранительницы, который олицетворяет заботу, защиту и любовь к своему народу.
Во многих хореографических традициях этносов, движения и символы связаны с природой и окружающим миром, что подразумевает имитацию животных, растений, птиц или элементов природы, таких как волны, ветер или дождя [10]. С использованием образов существ, богов или демонов из мифологических поверий этноса, осуществляется трансляция различных историй, легенд и мифологических сюжетов. Этническая хореография зачастую связана с религиозными, праздничными или церемониальными обрядами, в которых используются символические движения, мимика и костюмирование для передачи специального значения или вызова определенных эмоциональных состояний. Большое количество архетипов отражают социальные роли и нормы. Танцевальное искусство может включать пластические приемы, которые выражают статус или иерархию внутри этнической группы, мужскую или женскую энергию.
Можно сделать вывод, что этнокультурные архетипы транслируют особенности и уникальность каждой этнической группы, формируют её традиции и передают их из поколения в поколение. Для полного понимания сущности этнокультурных архетипов в хореографической культуре этносов следует обозначить их функции. Так, одна из главных - идентификации, так как они способствуют созданию принадлежности к определенной группе у молодого поколения, наблюдающего танец своей культуры, это также укрепляют связь между членами этноса.
Этнокультурные архетипы выполняют консолидирующую функцию, потому как они являются важным средством создания и укрепления
сообщества. Через участие в общих хореографических проектах и представлениях люди, принадлежащие к одной этнической группе, могут ощутить единство, солидарность и связь с другими членами своего сообщества.
Они являются частью культурного наследия и традиций этноса. Они передаются из поколения в поколение с целью сохранения и укрепления культурного наследия этнической группы. Архетипы могут быть использованы в различных хореографических произведениях,
представлениях и танцах, чтобы сохранить и передать уникальные особенности этноса.
Этнокультурные архетипы используются для символического
представления определенных историй, легенд и мифов. Они помогают передать особую значимость и символическое значение определенных движений, поз и ритмов.
Итак, архетипы играют ключевую роль в хореографической культуре этносов, способствуя сохранению и трансляции культурного наследия, выражению индивидуальности и самобытности, укреплению общности и созданию фундамента для идентификации и символического представления этнической группы.
Формирование этнокультурных архетипов в хореографической культуре этносов является сложным и многогранным процессом, который зависит от исторических, географических, религиозных, социокультурных факторов. На примере сравнительного анализа этнокультурных особенностей архетипов в хореографической культуре таких непохожих стран, но имеющих большую историю взаимоотношений, как Россия и Китай, можно проследить влияние локальных факторов на специфику этнокультурных оснований, заложенных и выраженных в танце.
При сопоставлении исторических условий становится очевидным факт, что Китай является одной из древнейших цивилизаций в мире, пяти тысячелетний путь которой включает множество династий и наделяет разнообразием культурных традиций. Это отражается на генезисе и развитии танцевальной культуры многочисленных этнических общностей данной страны.
Культура России характеризуется менее длительной историей, берущей свое начало с языческих времен, но большим разнообразием и богатством, так как она выработала свою уникальность за счет многочисленных межкультурных связей, миграции народов на обширные территории, их
контактов с другими этносами, резких и значительных изменений в социальной, экономической и политической сферах жизни.
Китай расположен на восточном побережье Азии и является большим по площади государством, имеющим различные климатические и географические условия, которые повлияли на специфику адаптационных механизмов многочисленных этнических групп, насчитывающихся около 56 в стране, что сформировало разнообразные традиции и ценности. Каждая региональная группа имеет свой собственный характер, отражающий уникальные черты этой культуры. Например, характерные атрибуты, тематика, специфика выразительных и пластических средств ханьцев отличаются танцевальных приемов тибетцев или уйгуров. Необходимость существовать и приспосабливаться в определенных географических условиях была символически передана в хореографии этнических групп Китая, на примере которых можно исследовать связь между человеком и природой. Например, танцы тибетцев, представители этнической группы которых широко расселены по стране и могут быть как горными оседлыми земледельцами, так и кочевниками-скотоводами, включают движения, имитирующие животных или элементы природы, но в основном, такие как горные вершины [6]. Так как большинство этнических групп являются не изолированными географическими и ландшафтными условиями, большое влияние оказывает межкультурное взаимодействие, что приводит к эволюции и смешению хореографических традиций и архетипов. В Китае существует длительная история взаимодействия и обмена между различными культурами, как внутри своей страны, так и за ее пределами. Однако длительное время государство формировалось относительно обособленно, а в какой-то период в ограничении внешнего взаимодействия. Это привело к некоторому этническому смешению и форм выражения архетипов.
Северное географическое положение, разнообразие климатических зон - от севера с вечной мерзлотой до юга с его теплым морем и горами, а также богатство типов ландшафта и природных ресурсов стали решающими в формировании специфики и системы архетипов в хореографической культуре этносов России. Например, традиционные танцы северных народов отличаются быстрыми и энергичными движениями, которые помогают сохранять тепло в холодном климате. В то же время, традиционные танцы кавказских народов характеризуются пластичностью и грациозностью, что отражает мягкий климат и красоту горной местности, или напротив - боевой дух, воинственность и горячий нрав. В традиционных танцах России часто
встречаются архетипы, связанные с природой и сельской жизнью. Например, хореографические постановки, которые символизируют полевые работы, выражают отношение к окружающей среде и ежедневным заботам о выживании. В некоторых традиционных хореографических культурах этносов, участвовавших в сражениях и обороне, можно увидеть трансляцию архетипов воинственности через воспроизведение и имитацию в танцах боевых действий, которые отражают исторические события и воинственное наследие этноса.
В хореографии разных этносов можно увидеть отражение мифологических и религиозных представлений народов, особенностей их национального костюма, музыки и других художественных выражений. Эти элементы составляют основу хореографических композиций, которые символизируют культурные ценности общностей.
Так, хореографическая культура Китая представлена различными религиозными и философскими концепциями, такими как буддизм, даосизм и конфуцианство, которые имеют глубокие корни в культуре этносов страны и оказывают влияние на формирование хореографии, о чём свидетельствует её тесная связь с религиозными или обрядовыми практиками [13]. Вместе с тем, большое количество танцев выполняется во время праздников или церемоний, таких как свадьбы или похороны. Китайской хореографии присущи также символизм и метафоричность, так как многие элементы имеют символическое значение и могут быть связаны с конкретными персонажами или сюжетами. Например, в качестве часто встречающихся образов, имеющих архетипичные основания и используемых для передачи определенного значения или идеи, выступают животные или природные явления.
Россия является многоконфессиональной страной, в которой мирно сосуществуют представители различных религий: христиане, мусульмане, буддисты и другие верующие. Однако язычество для многих этносов стало основой создания уникального хореографического искусства.
Социально-культурные факторы, связанные с их языком, костюмами, музыкой и другими аспектами их культуры, сформировали у каждой группы свою уникальную идентичность. Аутентичные костюмы и реквизит - веера, шарфы или мечи, отражают символичность, глубину и красочность китайской танцевальной культуры, добавляя драматический эффект и позволяя хореографам выразить определенные идеи и эмоции [8]. Костюмы, используемые в хореографических постановках, обычно включают их
традиционные наряды и украшения, ткани, вышивку, узоры и детали, характерные для конкретного этноса.
Следует отметить, что составной частью хореографической культуры выступает музыкальное сопровождение, а хореография этнических групп Китая наиболее тесно связана с музыкой и инструментами. Каждая группа имеет свою уникальную музыку и инструментарий. Например, национальные инструменты китайцев этноса мяо, такие как специальные гонги и барабаны, часто используются в их хореографических постановках.
Русские народные танцы часто имеют яркую постановку и включают элементы декоративности, широко используется реквизит или костюмы, призванные создавать эффектное представление и впечатление на зрителей. Важность коллективизма и единства в русской культуре, сформированная за счет религиозных и территориальных особенностей, определила такое качество, как соборность. Это нашло свое отражение в групповой синхронной хореографии: в русской традиции часто используются
групповые танцы, где множество танцоров выполняют одни и те же движения синхронно. Следовательно, в хореографической культуре этносов России часто преобладает коллективный, групповой подход, где танец выступает в качестве социальной и культурной формы общения и сотрудничества.
Можно сделать вывод, что за счет внешнего и внутреннего контекста определяются ключевые качества, транслируемые в хореографической культуре. Например, для Китая важными ценностями являются: вежливое отношение; самодисциплина; храбрость и смелость; последовательность и уравновешенность; ценность физической активности и здорового тела. Данные ценности объединяют многочисленные китайские этносы, составляя их архетипы.
Китайская хореографическая культура и этнические танцы основываются на богатстве этнокультурных архетипов, которые являются источником идентичности и выражения каждой их групп. Например, символом силы, добра и благополучия у большинства этнических общностей Китая является дракон, который считается самым могущественным символом в китайской культуре. Он изображается в танцах этносов, таких как хань, дай, мяо и многих других [9, с. 70]. В дополнение к этому, это существо, состоящее из частей различных животных - змеи, рыбы, оленя, олицетворяет единство и воссоединение, о чем свидетельствует существующее представление об его создании для объединения разных
племен. Стремление сохранить молодость и жизненную энергию выражено у многих этнических групп Китая в танцевальных комбинациях, имитирующих движения журавля, олицетворяющего долголетие в китайской культуре. Женственность, красота и элегантность транслируется с использованием такого реквизита - вееров, шелковых тканей и лент, украшений, применяемых для создания живописных и грациозных движений в танцах. Цикличность жизни и единство народа символизирует круг, который задействуется в хореографических композициях, движениях, реквизитах, оформлении у многих этносов Китая.
Говоря о русских особенностях менталитета и ценностей, следует отметить влияние природных и социальных факторов, которые сформировали такие категории, как широта русской души, совесть, свобода, ответственность, гуманность, власть, коллективизм, труд, скромность, щедрость, мягкость, свободолюбие [2]. Однако разнообразие и многочисленность этносов, различающихся по географическому, социальному и религиозному контексту, не позволяет выявить общую характеристику архетипов этнической хореографической культуры России.
Так, в традиционных танцах народов Северного Кавказа, Средней Азии и Башкирии можно зачастую наблюдать элементы восточной грации. Татарские танцы характеризуются изысканными и плавными движениями, отражают культуру и традиции этноса, включая свадебные обряды и национальные праздники, что выражается в изящности и точности движений, ритмичности и эмоциональности. Например, танцы якутского народа часто воплощают с помощью пластики тела, музыкального оформления, динамики и специфики поз и жестов сибирский климат, северные пейзажи и охотничьи традиции. Они характеризуются грациозностью и плавностью движений, а также использованием элементов имитации животных.
Хореография этносов Сибири и Дальнего Востока, включающая бурятский, чукотский или танец чукчей, имеют элементы охоты, военного и боевого искусства. Это выражается в силовых движениях, имитации боевых техник и особой энергетике танца. Следует отметить Северокавказские традиции: танцы чеченского народа отличаются силой, энергией и
динамикой. Они часто отражают его военные традиции, борьбу за независимость и гордость.
В некоторых этносах России, таких как хакасы, марийцы или якуты, народные танцы присутствуют на ритуалах и обрядах, где они выполняют определенные функции, такие как очищение, поклонение или привлечение
удачи [14] . Это формирует особый архетип традиционной хореографии. Другим примером могут выступать чувашские танцы, характеризующиеся подвижностью, ловкостью и весельем, которые отражают традиции кочевого скотоводства, связанные с пастушеским стилем жизни. Южный танец насыщен эмоциями и страстью, он представляет культуру казачества, селянства, а также транслирует самобытность праздников и традиций.
Можно заключить, что и российская, и китайская хореографическая культура имеют свои уникальные черты и особенности, которые отражают историю, традиции и дух каждого этноса. Однако существуют и некоторые сходства между этими двумя культурами.
Например, как в России, так и в Китае присутствует традиция коллективных танцев, которые показывают единство и сотрудничество внутри сообщества. Кроме того, для большинства этносов характерна атлетичность и гибкость, что выражается в физической силе и энергии, транслируемых через хореографическое искусство.
Один из наиболее распространенных архетипов в культуре России -это образ матушки-Руси или мать-земли. Он олицетворяет заботу, доброту и защиту, а также подчеркивает важность связи с природой. В культуре Китая аналогичный архетип - мудрая женщина или мать-земли, которая символизирует заботу, мудрость и гармонию.
Другим общим архетипом в обеих культурах является образ родителя или старшего. В России это может быть отец, который является защитником и авторитетом. В китайской культуре чаще всего представлен образ мудрого старшего брата или старшей сестры, которые играют роль образца для других членов семьи.
Можно назвать и другие схожие черты, объединяющие хореографические традиции исследуемых нами стран. Например, как Россия, так и Китай имеют разнообразные климатические и ландшафтные местности, что наделяет хореографическую культуру обоих государств большой связью с природой и различными движениями, которые могут напоминать плавные волны, листья, ветер или животных.
В обеих хореографических культурах используются традиционные национальные костюмы, что помогает сохранять и передавать свою культуру и идентичность через множество поколений. Они играют важную роль в хореографии, и обычно они отражают этнокультурные особенности разных регионов. Костюмы могут включать в себя национальные украшения, такие
как шелковые ленты, вышивка или специфические рисунки, которые содержат историю или символику этноса.
Кроме того, в хореографии и народных танцах России и Китая отдается большое значение символики. Оба народа имеют богатую историю и культуру, которая отражается в их танцах, отображающих разные аспекты обычаев, религии, истории и природы. В танцах этносов можно увидеть элементы ритуалов и обрядов, которые олицетворяют празднования, поклонение богам или символизируют определенные моменты в жизни, такие как свадьбы или урожай. Эти обряды обогащают хореографическую культуру и придают ей глубину и значение.
Россия и Китай являются общинами-странами, где коллективное сознание и гармония имеют большую важность. В танцах этносов можно увидеть тесное взаимодействие и сотрудничество между танцорами, что отражает эту общую ценность. Одной из схожих черт этнокультурных архетипов в хореографической культуре России и Китая является уделяемое внимание гармонии и грациозности. Оба народа придают большое значение точности и синхронности движений танцоров, а также ценят эстетическую красоту и выразительность в танце.
Однако есть и существенные различия в архетипах обеих культур. В русской культуре важную роль играет образ великого пророка или мудреца [3]. Этот архетип символизирует поиск истины, знаний и внутреннего просвещения. В китайской культуре, с другой стороны, архетипа великого пророка нет, вместо этого важным архетипом является образ мудрого учителя или наставника.
В культуре Китая особое значение придается архетипу дракона, символизирующего чистую энергию Ян. Он олицетворяет лидерство, величие, мощь и мудрость, и играет важную роль в китайской мифологии и фольклоре [11]. Его дополняет архетип Феникса - энергии Инь, женственности, элегантности, таинственности, спокойствия, женщины-матери, дающей жизнь. В русской культуре точного аналогичного архетипа нет.
Существуют и другие значительные различия специфики хореографической культуры этносов России и Китая, например, в контекстах. Китай имеет богатую и древнюю хореографическую традицию, которая берет свое начало еще из древних времен. В России же хореография развивалась более поздно и была сформирована под влиянием различных культурных источников.
В китайской хореографии часто присутствуют мифологические и религиозные мотивы, такие как драконы, львы и павлины, птицы Феникс. Российская хореография зачастую фокусируется на исторических событиях или образах, природных стихиях. Это обусловлено тем, что для этносов России погодные и трудовые условия были более суровыми, а географическое положение между Европой и Азией стало решающим фактором в наличии многочисленных войн, торговых и культурных контактов с другими странами.
В хореографической культуре России и Китая танцы часто имеют социальные и ритуальные цели [14] . Российские часто связаны с праздниками, свадьбами или другими общественными мероприятиями, в то время как в китайской культуре сформированы свои хореографические традиционные ритуалы и церемонии.
Безусловно, каждая этническая хореографическая культура имеет свой уникальный стиль и характеристики. В современной хореографии этносов России часто используются элементы из русского традиционного, народного, казачьего танца и других. В китайской хореографии можно увидеть влияние традиционных стилей, таких как танец Дракона или Льва, танец с использованием мечей, лент, вееров.
Значительно отличаются предметы костюмов и реквизита, их оформление и смысловое наполнение [8]. Так, в российских этнических танцах часто используются национальные костюмы и атрибуты, которые отражают традиции и культуру определенного этноса. Например, цветные сарафаны в русских танцах или узорные костюмы в татарских. В китайской хореографии также используются наряды в виде существ и животных, традиционная китайская одежды, такая как кимоно, а также предметы -мечи, маски, ленты, веера. Существуют значительные различия в восприятии цвета, которые имеют также разную символичность для этносов этих стран
[4].
Хореографическая культура и танцы этносов России и Китая основываются на разных музыкальных традициях. Музыкальное сопровождение российских танцев обычно включает народные инструменты, такие как балалайка, гармонь. В китайских танцах наиболее распространены традиционные инструменты, такие как гуцзэн, эрху, гэджу и другие. Они абсолютно разные как по звучанию, внешнему виду, так и по своему значению.
Наконец, существуют значительные различия в символических и выразительных средствах. Китайская хореография часто характеризуется стилизацией движений, которые имеют символическое значение и отражают китайскую философию и культуру. Она содержит многочисленные атрибуты, элементы медленных и плавных движений. Российская этническая хореография, в свою очередь, с использованием прыжков, вращений и поднятий может быть более эмоциональной и экспрессивной, ритмичной и активной.
Заключение
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Архетипы выступают одним из оснований этнической культуры этноса, в которой хореография занимает важное место, так как является древнейшим видом искусств. Через приемы и средства хореографической культуры архетипы сохраняют образы, символы, идеи и стереотипы, специфику этнических традиций. В танце они могут символически выражаться в сюжетах, мифологических персонажах, религиозных образах и символах, традиционной одежде и украшениях, фольклоре этноса. Они способствуют формированию этнической идентичности, ценности и верования у молодого поколения, а также конструируют особый культурный код и способы восприятия мира, отражая коллективное бессознательное этноса.
Сравнительный анализ архетипов в культуре России и Китая показывает, что в хореографических культурах данных стран присутствуют некоторые общие архетипы, такие как образ матери-земли, родителя или старшего. Следовательно, общая основа между русскими и китайскими традиционными танцами может быть найдена в их уважении к своим предкам, природе и культурному наследию. Однако есть и значительные отличия, связанные с особенностями и историей каждой культуры, но разнообразие архетипов формируют мировоззрение и ценности народов и оказывают влияние на их культуру и общество в целом. Многие этносы этих государств черпают вдохновение из своей уникальной истории и мировоззренческих ценностей, что отражается в их традиционных танцах.
В качестве перспектив дальнейшего исследования заявленной проблематики можно назвать систематическое и более глубокое описание архетипичных оснований традиционной хореографии этносов России и Китая, конкретное рассмотрение отражения архетипов на примере отдельных танцев.
Список литературы
1. Абрайкулова, Н. Э. Хореографическая интерпретация общечеловеческих ценностей / Н. Э. Абрайкулова // Молодой ученый. - 2017. - № 10 (144). - С. 462-464. - URL: https://moluch.ru/archive/144/40506/ (дата обращения: 25.02.2024).
2. Вьюнов, Ю. А. Русский культурный архетип : Страноведение России : Характер. Склад мышления. Духовные ориентации / Ю. А. Вьюнов. - 2-е изд., стереотип. - Москва : Флинта, 2011. -478 с.
3. Вэй, Ч. Различия в менталитете китайцев и россиян / Ч. Вэй, Ц. Цюнь // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. - 2019. - № 4. - С. 74-75.
4. Дун, Синь. Символы в русской и китайской культура / Дун Синь // Народная художественная культура и XXI век: от возрождения к развитию : сб. науч. тр. участников Межд. научи.-практ. конф. (Белгород, 27 апр. 2007 г.). - Белгород : БГИКИ, 2007. -С. 126-128.
5. Зубачевский, М. В. Архетипические основания феномена этнической самоидентификации / М. В. Зубачевский // Омский научный вестник. - 2010. - № 5 (91). -С. 106-109.
6. Ли, Я. Из истории национального танца в Китае / Я. Ли // Актуальные проблемы
искусства: история, теория, методика : V Международная научно-практическая
конференция, Минск, 11 ноября 2020 года. - Минск : Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, 2020. - С. 379-382. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp7edn4drwto (дата обращения: 25.02.2024).
7. Ломакин, В. С. Этническая хореография Народов мира: Азия часть I (Передняя «Западная» Азия и Южная Азия) / В. С. Ломакин. - Саратов : Институт искусств СГУ имени Н. Г. Чернышевского, 2017. - 70 с.
8. Лукьянов, А. Е. Россия и Китай: архетипический потенциал взаимопонимания и взаимодействия / А. Е. Лукьянов // Россия и Китай: взаимное восприятие (прошлое, настоящее, будущее) : тезисы докладов XVI Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 25-27 октября 2006 г.). Часть 2. - Москва : ИДВ РАН, 2006. - С. 5-20.
9. Меркулов, К. К. Сравнение культурных архетипов народов России и Китая: обзор источников / К. К. Меркулов // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. -2022. - T. 1, № 10. - С. 65-93.
10. Рачин, Е. И. Структура и сущность этнического архетипа / Е. И. Рачин // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. - 2011. - № 2 (4). - С. 80-90. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/struktura-i-suschnost-etnicheskogo-arhetipa (дата обращения:
25.02.2024) .
11. Русских, П. И. Танцевальное искусство Китая: «Танец дракона» и «Танец льва» / П. И. Русских, А. В. Михеева // E-Scio. - 2020. - № 8 (47). - С. 298-305.
12. Ручин, В. А. Синтез культурных кодов в эпоху глобализации: Россия и Китай / В. А. Ручин // Вестник Саратовского государственного технического университета. -2013,- Т. 2, № 1 (70). - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20382689 (дата обращения:
25.02.2024) .
13. Тань, Аошуан. Китайская картина мира : язык, культура, ментальность / Аошуан Тань. - Москва : Яз. слав, культуры, 2004. - 231 с.
14. Цицельская, Ю. А. Сравнение национальной ментальности русских и китайцев /
Ю. А. Цицельская // Россия и АТР. - 1999. - №3. - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/sravnenie-natsionalnoy-mentalnosti-russkih-i-kitaytsev (дата обращения: 25.02.2024).
15. Чжан, Ли Хуа. Традиционные культурные ценности Китая и национальная идентичность / Ли Хуа Чжан. - URL: https://transnational.live/2023/05/18/chinas-traditional-cultural-values-and-national-identity/ (дата обращения: 25.02.2024).
16. Юнг, К. Г. Символы трансформации / К. Г. Юнг. - Москва : ACT, 2009. - 731 с.
ETHNOCULTURAL ARCHETYPES IN THE CHOREOGRAPHIC CULTURE OF RUSSIA AND CHINA: COMPORATIVE ANALYSIS
Chen Jie1-*, A.M. Khruleva2)
1,2)Sanming University, Sanming, China ^e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]
The purpose of the study is to identify similar and distinctive characteristics of ethno cultural archetypal images and plots in Chinese and Russian choreographic culture. The article clarifies the concept, identifies the functions and types of archetypes. The authors consider the specific factors determining them and the peculiarities of the choreographic culture of the ethnic communities of both countries. They analyzed the influence of local conditions and archetypes on the formation of characteristic features of the choreographic culture of China and Russia. Based on the data obtained, a comparative analysis is carried out, differences and similarities are determined. The scientific novelty of the research lies in the consideration of previously little-studied aspects of the archetypal foundations of choreographic culture and in their comparison using the example of the peculiarities of the ethnic art of these states. As a result of the study, it was found that in the choreographic culture of Chinese and Russian ethnic groups, ethno cultural archetypes are formed under the influence of historical geographical, philosophical, religious, socio-cultural factors that determine their significant differences. However, there are also common features, as well as a model of intercultural dialogue that has become relevant in the modern conditions of the crisis of society, including in the field of choreographic art.
Keywords: ethnocultural archetypes; choreographic culture; comparative analysis; ethnic choreography; choreography of Russia and China.