Научная статья на тему 'Этнокультурное образование в условиях введения ФГОС'

Этнокультурное образование в условиях введения ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
963
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / ETHNIC CULTURE / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ETHNO PEDAGOGY / ЭТНОРЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNOREGIONAL EDUCATION / СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION STANDARD / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVIC IDENTITY / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукаева Тезата Магометовна

В статье рассматривается этнокультурное образование в условиях введения ФГОС. Рассматривается роль этнокультурного компонента в условиях введения ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шукаева Тезата Магометовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the ethnocultural education in the introduction of the GEF. Examines the role of ethno-cultural component in the introduction of the GEF.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное образование в условиях введения ФГОС»

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ

ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Шукаева Тезата Магометовна

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Министерства образования и науки РФ,

г. Москва,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра исследований инновационной деятельности в образовании ИСРО РАО,

член-корр. МАНПО

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается этнокультурное образование в условиях введения ФГОС. Рассматривается роль этнокультурного компонента в условиях введения ФГОС.

ABSTRACT

The article considers the ethnocultural education in the introduction of the GEF. Examines the role of ethno-cultural component in the introduction of the GEF.

Ключевые слова: этнокультура, этнокультурное образование, этнопедагогика, этнорегиональное образование, стандарт образования, образовательная программа, гражданская идентичность, толерантность.

Keywords: ethnic culture, ethno-cultural education, ethno pedagogy, ethno-regional education, education standard, educational program, civic identity, tolerance.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества... Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных

и экономических особенностей; Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. Этнокультурное образование способствует: приобщению детей к родной этнической культуре, усвоению знаний о культурах иных этнических общностей и их представителей; осмыслению общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию этнической толерантности и уважения, формированию готовности и умения жить в этнокультурной среде. Ребёнок должен понимать: он нужен Родине таким, какой он есть. Именно в сочетании, многообразии культур заключается сила нашей страны. Россия — это люди разных национальностей, разных языков, разного вероисповедания, и их национальная культура — это неразрывная часть общероссийской культуры и элемент мировой культуры. Этнокультурный компонент в содержании образования имеет широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности учащегося с его потребностями в осознании культурных корней, психологически прочных родственных связей, стремление к познанию и освоению мира.

Этнокультурная направленность образования призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них:

- любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям;

- осознание и принятие незыблемых ценностей: человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества как мирового

сообщества, труда, науки и творчества;

- умение учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни деятельности, применять полученные знания на практике;

- социальную активность, уважение закона и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважение к другим людям, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать в целях достижения общих результатов;

- осознание необходимости выполнения правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

В соответствии с новыми стандартами этнокультурное образование реализуется, во-первых, через введение в учебный план специальных дисциплин этнокультурной направленности (таких, как родной язык и литература), во-вторых, через интеграцию этнокультурного компонента в содержание традиционных предметов (например, таких, как история, география, литература), в-третьих, - во внеучебной деятельности (через работу кружков, воскресных школ, фольклорных коллективов, музейную педагогику, и.т.д.). Основой этнокультурного образования является освоение родной и

неродной этнокультуры, представление об их месте в отечественной и мировой культуре, овладение этнокультурными ценностями, формирование адекватной модели поведения в полиэтнической среде. Федеральные государственные стандарты общего образования в вариативной части Базисного образовательного плана предусматривают «реализацию содержания образования, обеспечивающего региональные особенности и индивидуальные интересы и потребности обучаемых».

Список литературы:

1. Новикова Г.П. Актуальные проблемы совершенствования международной инновационной деятельности МАНПО.- Педагогическое образование и наука.- 2012. -№ 4. - С. 14.

2. Харисова Л.А. Воспитание Россиянина в условиях поликультурного образования. - Внешкольник. 2010. №4 (139). С.15-22.

3. Шукаева Т.М. Оценка деятельности учреждений общего образования по формированию универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС//Педагогиче-ское образование и наука. -2013.- № 5. -С. 54-56.

4. Шукаева Т.М. Выявление актуальных направлений и задач модернизации педагогической системы школы на основе требований ФГОС и концепции «Наша новая шко-ла»/Л.А. Харисова, Т.М.Шукаева. - М., 2012.

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Яковлева Татьяна Дмитриевна

доцент кафедры общей педагогики и психологии Государственного образовательного автономного учреждения Ярославской области «Институт развития образования», г.Ярославль

NEW INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN SCHOOL EDUCATION

Tatyana D. Yakovleva

The assistant professor, State autonomous educational institution of Yaroslavl region "The Institute for Education Advancement", Yaroslavl

АННОТАЦИЯ

В статье обосновывается необходимость изменения педагогических подходов к решению задачи изменения качества образовательных результатов на основе инновационных технологий в соответствии с новым требованиями.

ABSTRACT

The paper substantiates the necessity for changing pedagogical approaches to handling of the problem of the modification of the quality of the educational results on the base of innovative technologies in accordance with new requirements.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, образовательный результат.

Keywords: new educational technologies, educational results.

В настоящее время в России происходят процессы, необходимые для становления новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Результатом происходящих изменений должна стать инновационная школа.

Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представ-

ляет собой новую образовательную практику [4].

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.