Научная статья на тему 'Этнокультурная природа Северного Кавказа (вторая половина XIX начало xx вв. )'

Этнокультурная природа Северного Кавказа (вторая половина XIX начало xx вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
833
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / полиэтничность / пореформенный период / миграционные волны / диаспоры / городская общественно-культурная среда / the North Caucasus / multi-national / post reforming period / waves of migration / diasporas / the urban social-cultural sphere

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туаева Берта Владимировна

В статье рассматривается процесс формирования и развития полиэтничного городского социума на Северном Кавказе во второй половине XIX начале XX веков. Раскрываются причины и условия многочисленных миграционных волн и постепенного включения кавказского региона в состав Российской империи. Определена роль городов в складывании многонациональной общности, в сохранении этнокультурных признаков и формировании поликультурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dissects the formation and the development of multi-national townspeople in the North Caucasian region in the 2nd half of the XIXth the beginning of the XXth centuries. The article reveals the reasons and conditions of numerous waves of migration and gradual involvement of the Caucasian region into the Russian Empire. The article determines the part of towns in formation of multi-national commonality in preservation of ethno cultural signs and in formation of multi-cultural sphere.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная природа Северного Кавказа (вторая половина XIX начало xx вв. )»

Туаева Б. В.

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПРИРОДА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (вторая половина XIX - начало XX вв.)

По результатам последней переписи в Российской Федерации проживает более 160 национальностей. Входя в число наиболее полиэтничных стран мира, российское государство имеет глубокие исторические корни формирования и становления как многонационального, многоконфессионального и самобытного образования. Особое место в этом процессе в разные эпохи отводилось этнокон-тактным регионам, каким по праву является и Северный Кавказ. В силу ряда причин в 90-е гг. XX в. в регионе сложилось новое геополитическое и геостратегическое положение, в результате которого произошло серьезное обострение эт-нополитической ситуации, характеризующееся наличием вооруженных конфликтов, попытками реализации различных форм сепаратизма и выхода субъектов из состава РФ, вынашиванием идей о создании общекавказского политического объединения и пр. Все эти процессы стали реальной угрозой национальной безопасности России. Поэтому активное противодействие проникновению этих явлений в сознание и практику народов Северного Кавказа стало приоритетной сферой деятельности органов государственной власти, общественнополитических сил региона, институтов гражданского общества, ученых, религиозных и культурных объединений.

Для успешного и продуманного проведения национальной политики особенно важно (необходимо) учитывать особенности культуры и этногенеза народов региона, которым в течение нескольких столетий удалось выработать универсальный механизм согласования интересов и достижения мира. Настоящая статья - попытка создания более полной картины пестрого этнокультурного ландшафта Юга России.

Составляющие северокавказское население этносы и субэтносы принадлежат в основном к четырем языковым семьям (культурным общностям) - индоевропейской, алтайской, северокавказской и кавказской. Крупнейшей по численности в районе является славянская группа индоевропейской семьи, на нее приходится в общей сложности более % населения Северного Кавказа (русские, украинцы, белорусы). Индоевропейцы представлены также здесь армянами, греками,

немцами, осетинами, татами, цыганами, молдаванами, латышами и литовцами.

Второй по численности на Северном Кавказе является северокавказская семья (почти 1/6 населения района), народы которой относятся к адыгоабхазской (адыгейцы, кабардинцы, черкесы и абазины), нахской (чеченцы и ингуши) и дагестанской (аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, рутуль-цы, агулы, цахуры и др.) группам [1, с. 13].

Алтайская языковая семья (около 4%) представлена тюркской (карачаевцы, татары, ногайцы, балкарцы, кумыки, азербайджанцы и туркмены) и монгольской (калмыки) группами. Кавказская семья (около 0,15%) представлена грузинами.

Начало активного заселения северокавказского региона мигрантами из центральных российских губерний, закавказского региона и ближнего зарубежья совпадает со временем окончания Кавказской войны и отмены крепостного права. Интенсивности миграционных волн способствовали также слабость помещичьего землевладения, изменения в законодательстве по вопросам местного землепользования, благоприятные для переселенцев; постройка железных дорог; сравнительно низкие цены на землю и ее аренду; более высокая, по сравнению с центральными губерниями России, заработная плата сельскохозяйственных рабочих [2, с. 59].

Особое место в системе российского социокультурного освоения края отводилось развитию городов и крупных населенных пунктов промышленного (торгового) типа, так как они в значительной мере определяли специфику региона, его особенности и значимость в социальной, политической и экономической структуре государства. Формирование городского населения на Северном Кавказе было невозможно без участия в этом процессе горцев, хотя для этнического состава северокавказских городов в дореволюционное время было характерно численное преобладание русских. Горцы составляли малочисленную группу жителей. На протяжении XVIII века и осетины, и ингуши, и чеченцы неоднократно просили российское правительство разрешить им выселиться с гор на равнину и заняться земледельческим трудом. После заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией, вопрос о переселении горцев на равнину стал более благоприятным. Желая установить более тесные экономические и политические связи с этими народами, российское правительство в конце XVIII - начале XIX вв. приступило к поэтапному переселению горцев.

К началу пореформенного периода на Северном Кавказе уже насчитывалось 10 городов и около 200 постоянных населенных пунктов сельского типа [3,

с. 29]. Буржуазные тенденции в социально-экономической жизни Северного Кавказа с середины XIX в. способствовали превращению города-крепости в капиталистический город. Переключение капиталов из сферы торговли в сферу производства только начиналось. Промышленность в городах была слабо развита и носила потребительский характер, поэтому она не могла иметь решающего значения в формировании города. Большое значение в этом процессе имели торговые и административные функции города. Некоторые города уже теряли административное значение и превращались в торговые центры местного значения (Моздок, Кизляр). Другие, наоборот, сохраняя административные функции, получили дальнейшее развитие (Ставрополь, Владикавказ, Георгиевск). Но появлялись и новые города, возникновение которых было связано, прежде всего, с экономическим фактором (Ейск, Кисловодск, Пятигорск и др.). Со временем менялся и официальный статус северокавказского города.

Процесс градообразования на Северном Кавказе, рост численности городского населения привели к формированию сложной этносоциальной структуры. Первоначально образовавшиеся этнические группы в городах пополнялись в течение второй половины XIX - начала XX вв. за счет новых мигрантов. Каждая из них имела свою историю появления в городе, свои причины миграции. Они были разными по численности, сословно-социальному составу, по степени сохранности этнических признаков. Но их объединяло получение нового статуса - горожане.

Одной из первых и многочисленных общин в северокавказских городах была армянская. Российское правительство было заинтересовано в расширении связей с армянами, грузинами, греками. Еще в 1711 г. Петр I издал Указ, в котором эта линия четко прослеживается: «Персидский торг умножить, армян, как возможно, приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большого их приезда» [4, с. 42]. Стремление армянских, грузинских, азербайджанских купцов расширить торговлю с Россией объяснялось и тем, что там они пользовались личной безопасностью и могли торговать с большой выгодой для себя. Петр I неоднократно указывал своим послам, отправленным к правителям Армении, Грузии, Азербайджана, «что ежели они, армяне, пожелают селиться в города и уезды, лежащие по Каспийскому морю, ехать и в оных селиться и жить». Эту политику продолжили и преемники Петра. Многие армяне и грузины по своей воле переселились в российские владения - Моздок, Кизляр.

Торгово-экономические контакты Армении и России способствовали обра-

зованию армянских поселений во многих русских городах. Русский кабинет проявлял к ним особое внимание. Грамота Екатерины II от 1779 г. дозволяла армя-нам-переселенцам пользоваться не только всеми правами и преимуществами российских подданных, но и перевозить все свое имущество, беспрепятственно строить фабрики и заводы, освобождаться от рекрутской повинности, податей на десять лет [5, с. 112]. Российское правительство рассчитывало, что активная торгово-предпринимательская деятельность армян будет полезна экономике России. Екатерина II намеревалась основать на юге страны ряд армянских населенных пунктов. В мае 1785 г. она указывала князю П.С. Потемкину: «Мы дадим дозволение выходящим из-за Кавказских гор селиться в Кавказской губернии и признаем за полезное основание города для армян, буде число их такое соберется, что к исполнению оного будет достаточно» [6, с. 81]. По распоряжению императрицы Командующий кавказским корпусом князь П.С. Потемкин лично выбирал места для поселения армян.

В конце XIX - начале XX вв. Российское правительство продолжает принимать активное участие в судьбах армянского населения. Армянский каталикос Геворг V обратился к Наместнику на Кавказе графу Воронцову-Дашкову с призывом взять под свое покровительство многострадальный армянский народ.

12 апреля 1897 г. был издан закон о причислении переселенцев к старожильческим обществам. Положения этого документа отразились на беженцах-армянах, турецко-подданных, которые большим потоком устремились в местности Северного Кавказа. Правительство обещало, что «турецким подданным - армянам, прибывшим самовольно в пределы Кавказского края и желающим покинуть на свой счет добровольно Империю, будет предоставлено соответственное к этому содействие». Тем же армянам, которые избрали Терскую область своей родиной, «разрешается остаться на местах постоянного их жительства и приписываться к мещанским обществам». Обязательным условием для таковых являлось принятие российского подданства; армяне-новоселы с 1903 г. должны были отбывать воинскую повинность наравне с прочим населением; приобретать недвижимость переселенцы могли только по истечении 20-летнего срока принятия русского подданства [7].

Основные миграционные потоки продолжались до 20-х гг. XX в. В северокавказских городах армяне жили компактными группами, активно участвуя в формировании городской социокультурной среды: строились армянские церкви; открывались ремесленные мастерские; образовывались культурно-

просветительские и благотворительные общества, помогающие малоимущим и вновь прибывающим адаптироваться в новых условиях и пр.

Другой этнической группой были греки. Греческая диаспора на Северном Кавказе стала складываться в начале XIX в. с приходом строителей из Турции. Это были понтийские греки, которые обосновались во многих районах Северного Кавказа. После присоединения Грузии к России многочисленные группы мастеровых греков нелегально прибывали в Грузию в поисках работы. Турецкое правительство пыталось предотвратить отход греков в Россию, но генерал А.П. Ермолов взял их под свою защиту: «Греки нашли у нас убежище от злодеев и убийц» [8, с. 10]. Они продолжали работать на различных строительных объектах. Одна из таких групп во главе со Спиридоном Чекаловым работала на Военно-Грузинской дороге и в 1827 г. обосновалась в крепости Владикавказ, составив ядро будущей общины - первой на Северном Кавказе. С 70-х годов XIX века греки стали принимать российское подданство.

Видное место в этнической структуре городов Северного Кавказа принадлежало евреям. В 1804 г. им было предоставлено право поселения в Кавказской губернии. Кавказская администрация с особой благосклонностью принимала ев-реев-ремесленников, так как в крае ощущался недостаток в ремесленной продукции. Но Северный Кавказ не входил в черту оседлости, которая охватывала территорию Украины, Белоруссии, Польши, части России. Поэтому с 1825 по 1835 гг. два раза издавались указы о выселении евреев с территории Кавказа. В целях предотвращения очередного выселения Главнокомандующий Кавказской линии послал в Петербург статистические данные, по которым число евреев не превышало 10 тысяч человек. 18 мая 1837 г. было вынесено решение оставить их на постоянное жительство [9].

Евреи-ашкенази были представлены не только ремесленниками, но и военными. В России евреи не допускались к военной службе. Но с августа 1827 г. по Указу Николая I их стали призывать в армию. В 1850 г. князь П.С. Потемкин создал «Израильский полк», который принимал участие в русско-турецкой войне и был расформирован после смерти Потемкина.

29 октября 1860 г. был издан циркуляр № 5833 «О мерах к распространению торговой деятельности евреев и об отмене воспрещения постоянного жительства их в торговых городах Северо-Восточного берега Черного моря». Главное управление признавало полезным в «видах развития промышленности дозволить евреям-ремесленникам, которые по ст. 28 и 289 п.6 Св. Закона», изданно-

го в 1857 г., «могли иметь лишь временное пребывание на Кавказе и Закавказье, причисляться к городским сословиям этого края с теми же льготами по платежу податей и повинностей, которые дарованы каждой местности, по испрошении на то увольнительных свидетельств от прежних обществ и приемных приговоров от местных городских сословий» [10].

В 1862 г. евреям-ашкеназам было разрешено поселение в пределах Терской области. Они наделялись всеми правами и преимуществами жителей области. Затем вновь происходит ужесточение режима и создаются особые правила для евреев «в отношении прав их на избрание места жительства в пределах Империи». Этими правилами, изложенными в Уставе о паспортах, определялись с одной стороны, те местности, где евреям разрешалось иметь постоянное место жительства, т.е. «общая черта оседлости» евреев, с другой - те категории еврейского населения, которым разрешалось иметь постоянное или временное место жительства за пределами упомянутой «черты оседлости».

Правительственным распоряжением от 1865 года № 64 евреям-

ремесленникам разрешалось проживать по узаконенным паспортам и билетам повсеместно вне черты, для постоянной оседлости, «дозволялось» вступать и в гильдию [11].

В начале XX в. в городах Северного Кавказа наблюдалась новая миграционная волна еврейского населения, в которой следует выделить два потока: «аристократический», представленный российскими учителями, инженерами, и «буржуазный», представленный крупными торговцами и ростовщиками. Численность еврейского населения на Кавказе неуклонно росла. Статистические данные по Владикавказу также зафиксировали эту динамику: в 1899 г. евреев насчитывалось 764 человека, в 1905 г. - 993 человека, в 1914 г. - 1 154 человека [12, с. 41].

Первые персы и азербайджанцы появились в городах Северного Кавказа в качестве торговцев. Азербайджанцы или русско-подданные персы, занимаясь торговлей, обзаводились собственностью и становились горожанами. Другие торговцы периодически покидали город и жили на родине. Работа в России была прибыльной: заработав сто рублей, персидский рабочий по возвращении менял их на 500 гран, на которые можно было приобрести небольшой домик с участком.

Кроме бедняков, на заработки прибывали разорившиеся представители персидской знати, которые стеснялись у себя на родине зарабатывать на жизнь

физическим трудом и отправлялись в поисках работы на чужбину.

По материалам Терского областного правления в 1899 г. азербайджанцев было 50 семей и «столько же несемейных» [13]. В 1903 г. азербайджанцев было 800 человек, персов - 2 000 человек, вместе с сезонными рабочими.

Многочисленной этнической группой были поляки. Как известно, во второй половине XVIII в. произошло три раздела Польши, в результате которых к России отошли значительные территории, населенные поляками, белорусами, украинцами, литовцами и др. Вначале они селились в близлежащих к исторической родине городах и селах, а затем перемещались на восток и юг. В основном поляки занимались военным делом. После подавления царским правительством польского восстания в 1863 г. часть восставших поляков была выселена в Сибирь, другая - на Кавказ.

Численность поляков увеличивалась в ходе общей колонизации края за счет переселенцев из Варшавской и других Привислинских губерний, из Прибалтийских земель, российских губерний, в основном из Воронежской. В годы первой мировой войны приток мигрантов усилился. Так, во Владикавказе появилась масса беженцев-поляков, заботу о которых взял на себя Комитет Владикавказского польского общества. К этому времени в городе сложилось компактное поселение поляков.

Значительное место в этнической структуре северокавказских городов занимали немцы. Их предки появились в России в разное время и из разных областей Германии. Еще в XII в. были известны немецкие поселения в Прибалтике, Москве. Приток переселенцев усилился при Петре Великом, в том числе и в Петербург. Основная масса немецких эмигрантов появилась в России во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. Это были крестьяне, селившиеся колониями в сельских местностях. Российское правительство издало Манифест 22 июля 1763 г., где было указано: «Коль скоро прибудут иностранцы в резиденцию нашу..., то имеют объявить решительное свое намерение, в чем их желание состоит, записаться ли в купечество или в цехи, и быть мещанином, и в котором городе, или поселиться колониями и местечками на свободных и выгодных землях для хлебопашества и других многих выгодностей.» [14, с. 18].

Причины переселения немецких колонистов были различны, но главная из них - аграрное перенаселение Германии. Переселения проходили на добровольной основе, с образованием привилегированных немецких деревень. Колонисты жили в России почти в полной изоляции от русского крестьянства. Позднее они

стали селиться небольшими компактными группами чересполосно с другими этносами или дисперсно в городах. В связи с тем, что российское правительство выделило колонистам наделы на основе права единонаследия, а немецкие семьи были многодетны, стали возникать дочерние колонии-выселки в Киевской и Харьковской губерниях, в Поволжье, на Северном Кавказе.

Колонисты неоднократно обращались в кавказскую администрацию с просьбой об отведении им земли для образования сельскохозяйственных колоний. Так в Терской области проходила интенсивная колонизация. Первым немецким поселениям стала Владикавказская немецкая колония. Во Владикавказе немцы жили дисперсно, в 1876 г. их было 251 чел., в 1882 г. - 220 чел., в 1899 г. -510 чел., в 1911 г. - 568 чел. [15]. Большая часть немцев-колонистов обосновалась и в Моздокском округе.

Миграции из разных районов Грузии способствовали формированию грузинских этнических общин в северокавказских городах, в основном в Терской области. С преобразованием крепостей в города, численность грузин в них заметно увеличилась. Причинами миграций были ухудшение экономических условий жизни в Грузии: недостаток пахотных земель, неурожаи и пр. С появлением грузин, в городах появлялись грузинские улицы, магазины, гостиницы.

Население северокавказских городов формировалось не только в ходе организованных российским правительством или стихийных массовых переселений, но и небольших «одиночных» миграций, исходным пунктом которых были, как правило, соседние районы - Грузия, Ингушетия, Чечня, Кабарда, Осетия. Переселение людей в города объяснялось в основном экономическими обстоятельствами, поиском заработка, средством выживания; довольно часто причиной становилась необходимость скрыться от кровной мести и пр.

Многочисленные миграционные волны способствовали формированию этнических и этнодисперсных групп, каждая из которых обрела свою нишу в структуре городского населения. Сформировались диаспорные группы армян, евреев, татар, грузин, персов, азербайджанцев, поляков, немцев, греков. Их образованию способствовали достаточная численность мигрантов, характер расселения, сохранения контактов с родиной. Всем им предстояло пройти сложные адаптационные процессы, приспособиться к законам принимающего общества, к урбанизационному хозяйству и культуре, при этом сохраняя этническую идентичность.

Городское пространство Северного Кавказа стало миграционным ареалом

для коренных народов региона, для русского населения, а также представителей ряда европейских, закавказских и ближневосточных этносов. Основная масса мигрантов осваивала такие города как Моздок, Ставрополь, Кизляр, Владикавказ, Майкоп, Екатеринодар. В демографическом отношении почти все диаспор-ные группы были самодостаточны, о наличии связей с родным этносом свидетельствуют постоянный приток мигрантов. В характере расселения просматриваются различия. Компактные поселения имели осетины, армяне, грузины, поляки, остальные в основном были поселены дисперсно. Дисперсность возрастала вместе с культурным, образовательным уровнем, социальной мобильностью и включением в городскую жизнь.

Соотношение традиций и новаций во многом определяло и состояние общественно-культурной среды северокавказских городов. Этнические группы сохраняли традиционные структуры обыденности, их досуг во многом определялся нормами обрядовой жизни, стремлением к внутриэтническому общению [12, с. 265]. Но социокультурное развитие города формировало национальную интеллигенцию, которая становилась проводником новой культуры модернизирующего общества. Система образования, культурно-просветительские, благотворительные общества, периодическая печать и книгопечатание, театр, кинематограф, литературно-драматические кружки и т.п. были унифицированными формами городской культуры, но каждая этническая группа вкладывала в них свое содержание, свою духовную культуру.

Феномен динамики этнической структуры населения Северного Кавказа в досоветское время проявился не только в быстрой смене этнического состава населения за относительно короткий период, но и в распространении этой тенденции на территорию огромного района, а также в массовом исходе огромного количества людей. Советский же период российской государственности стал этапом формирования новой национальной политики, направленной на развитие культуры и экономики национальных районов страны.

В современных условиях сохранение условий для интернационального сосуществования и развития полиэтничных культур в рамках Северного Кавказа, и в целом по России является первоочередной задачей для государства и общества; только функциональное взаимодействие различных народов способно обеспечить устойчивость и жизнеспособность российской государственности как целостной системы, свести к минимуму негативный потенциал межэтнических конфликтов. Этническое многообразие культур предполагает не механическое их

собирание, а гармоничное развитие, взаимообогащение, возрождение. При этом речь должна идти не о фрагментах культурной жизни отдельных народов, а об особом типе культурной общности, проявлении единства, связи, преемственности культурной истории на всем общероссийском пространстве.

* * *

1. Белозеров В.С. Этническая карта Северного Кавказа. М.: ОГИ, 2005. 304 с.

2. Шебзухова Т.А. К вопросу о пореформенной колонизации Северо-Кавказского региона// Материалы всероссийской научной конференции «Северный Кавказ: геополитика, история, культура». Ч.2. М.-Ставрополь, 2001.

3. Куприянова Л.В. Города Северного Кавказа во второй половине XIX века. М.: Наука, 1981. 231 с.

4. Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века: Сб. док. Ереван, 1967. Т.2.

5. Галоян Г.А. Россия и народы Закавказья. М., 1976.

6. Агаянц Ц.П. Роль России в исторических судьбах армянского народа. М., 1978.

7. ЦГА РСО-А (Центральный государственный архив РСО-Алания). Ф. 11. Оп.1. Д. 530. Л. 6.

8. Шахбазов В.А. Греки Владикавказа. История поселения и хозяйственная деятельность. Минводы: Кавказская здравница, 1999. Ч.1. 126 с.

9. Новикова А. Евреи во Владикавказе// Северная Осетия. 1966. 15 нояб. №№ 216-217.

10. ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп.1. Д. 719. Л.1

11. ЦГА РСО-А. Ф. 11. Оп.17. Д. 19. Л.23

12. Канукова З.В. Старый Владикавказ. Владикавказ: Иристон, 2002. 316 с.

13. ЦГА РСО-А. Ф. 11. Оп.17. Д. 92. Л.1

14. История российских немцев: Сб.док. М., 1992.

15. ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп.2. Д. 201. Л.1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.