Научная статья на тему 'Этнотерриториальные изменения на Кавказе в XIX-XX веках'

Этнотерриториальные изменения на Кавказе в XIX-XX веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1692
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ЭТНОГЕНЕЗ / ЭТНОНИМИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / АЗЕРБАЙДЖАН / ГРУЗИЯ / ШИРВАН / КАРАБАХ / СЕВЕРНЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН / ИЗМЕНЕНИЕ ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ / МУСУЛЬМАНЕ КАВКАЗА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сафаров Рафик

Статья посвящена обзору эволюции этнотерриториальной структуры Кавказа в связи с миграционными процессами в период русского завоевания. Кавказ является убежищем этносов-изолятов, ареал расселения которых сформировался в Раннем Средневековье. Расположенный между Передней Азией и Великой степью, Кавказ с древних времен испытывал влияние государств соседних регионов. За последние двести лет русского владычества кардинальные этнополитические и этнодемографические изменения значительно повлияли на этнотерриториальную динамику и этнический состав населения Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнотерриториальные изменения на Кавказе в XIX-XX веках»

Рафик САФАРОВ

Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии

Национальной академии наук Азербайджана (Баку, Азербайджан).

ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА КАВКАЗЕ В Х1Х—ХХ ВЕКАХ

Резюме

Статья посвящена обзору эволюции этнотерриториальной структуры Кавказа в связи с миграционными процессами в период русского завоевания. Кавказ является убежищем этносов-изолятов, ареал расселения которых сформировался в Раннем Средневековье. Расположенный между Передней Азией и Великой сте-

пью, Кавказ с древних времен испытывал влияние государств соседних регионов.

За последние двести лет русского владычества кардинальные этнопо-литические и этнодемографические изменения значительно повлияли на эт-нотерриториальную динамику и этнический состав населения Кавказа.

В в е д е н и е

Географы и историки традиционно отмечают расположение Кавказа на стыке двух частей света — Азии и Европы. Но эти условные понятия, придуманные еще в древности и донесенные до нас Геродотом, не имеют ничего общего с делением Ойкумены на реаль-

но существующие этногеографические/этноландшафтные целостности/регионы. Согласно научной концепции локальных цивилизаций, Кавказ составляет единый с Малой Азией и Балканами этногеографический регион, который условно можно маркировать как Византийский. На юге он стыкуется с Афразией (Африка севернее Сахары, Сирия и Иран), на севере соприкасается с Евразией (степная, лесостепная и лесная зоны Евразийского континента) и на западе соседствует с Европой.

Кавказ, отделяющий Евразию от Афразии, в географическом отношении является преимущественно горной страной, ограниченной Каспийским и Черным морями. В исто-рико-географическом отношении северные пределы Кавказа охватывают земли вплоть до Терека, Кубани, верховьев реки Кумы и левобережных притоков Терека, а этноланд-шафтная граница с Великой степью пролегает по долинам этих рек. Тем не менее северную границу Кавказа принято проводить по Кума-Манычской впадине, которая вместе с территорией вплоть до речных долин Терека и Кубани, называемой Предкавказьем, расположена в степной зоне Евразии и поэтому имеет общую с ней историко-географичес-кую и этнокультурную основу, отличную от Кавказа. Южную границу Кавказа обычно совмещают с бывшей русской/советской границей, ныне южными границами Азербайджана, Армении и Грузии с Ираном и Турцией. Четко выраженных естественных рубежей между Малой Азией и Кавказом нет, и к последнему могут быть отнесены прилегающие провинции Турции.

Кавказское пространство с точки зрения физической и экономической географии и культурно-исторического развития распадается на Северный Кавказ и Закавказье/Южный Кавказ1. Ландшафтная граница между обоими кавказскими субрегионами пролегает по центральному участку водораздела Главного Кавказского хребта, на востоке — по Южному Дагестану (бассейн реки Самур) и упирается в Каспийское море у Дербента, а на западе тянется к берегу Черного моря по хребту у реки Псоу. Таким образом, на юго-западном склоне крайнего северо-западного участка Главного хребта Северный Кавказ традиционно включает Черноморское побережье до Абхазии. Вышеописанное историко-географическое деление обусловлено ландшафтными условиями.

Этнополитическая обстановка

на Кавказе накануне русского завоевания

Кавказ признанно считается одним из полиэтнических регионов мира. На его относительно небольшом пространстве издавна существовало множество этносов и субэтносов. Большая часть этносов является древними по происхождению, то есть реликтовыми, остальные по этническому возрасту более молодые, прошедшие стадию этногенеза в исторически недалеком прошлом. Этническую пестроту населения обусловили по меньшей мере два фактора — сохранность этничности древних обитателей и приток новых этнических групп на Кавказ, связанные с ландшафтными условиями, внешними воздействиями и этногеографической изоляцией.

Прежде чем исследовать этнотерриториальные изменения, рассмотрим кавказскую этнонимическую номенклатуру, сложившуюся в российской и советской науке. Российско-советская этнонимическая номенклатура выделяется склонностью разделять большинство народов Кавказа на отдельные этносы по их территориальным группам или

1 См.: Исмаилов Э. Глобализация и Кавказ: историко-этнополитический аспект // IRS-Наследие, 2004, № 1 (9). Автор статьи придерживается несколько иной точки зрения на географическое членение Кавказа.

родоплеменным названиям. Политическая подоплека такого дробления народов, обладающих этническим единством и даже с общим самоназванием, очевидна: оно применяется к этносам, не мирившимся с русским завоеванием Кавказа и оказавшим ей сопротивление. Так, азербайджанцы были разделены на татар, карапапахов, туркмен, персов, та-тов и т.д.; грузины — на имеретинцев, мегрелов... адыги — на кабардинцев, черкесов и адыгейцев; абхазы — на абазин, джигетов; балкары — на карачаевцев и балкарцев; вай-нахи — на чеченцев, ингушей, карабулаков и аккинцев; аварцы — на множество групп по сельским обществам и т.д.

Другие народы, проявившие себя проводниками захватнических устремлений России на Кавказе, пользовались ее полной поддержкой. В отношении армян и осетин, ставших опорой новой власти в непокорном регионе и зачисленных в списки благонадежных народов, проводилась иная имперская национальная политика. Россия предоставила им особые привилегии и способствовала их этнической консолидации. Для армян эта политика выразилась в насильственной арменизации и ассимиляции этнических групп североазербайджанских албан-христиан григорианского толка.

Предвзятая национальная политика России, как составная часть колониальной политики с ее экспансионистским лозунгом «разделяй и властвуй», стала одной из главных причин путаницы и громоздкости этнонимической номенклатуры Кавказа, что вызывает необходимость ее упорядочить. Приведение этнонимии в соответствие с реальным числом кавказских этносов и их собственной самоидентификацией предполагает употребление следующих этнических наименований: адыги, абхазы, балкары, чеченцы/вайнахи, азербайджанцы.

Названия стран и областей Кавказа соответствовали в целом этническому составу населения и этнотерриториальному делению региона. Историко-географическое пространство Южного Кавказа занимали Азербайджан и Грузия, которая в XV веке распалась на Картлию, Кахетию, Абхазию и другие мелкие царства и княжества. На северных склонах Кавказа от Дербента до Тамани располагались Дагестан, Чечня и Черкесия, состоящая из Большой и Малой Кабарды и Закубанья вплоть до черноморского побережья от устья Кубани до границы с Абхазией. От Кабарды зависели балкары и осетины.

Формирование этнических территорий на Кавказе завершилось в основном в XVI— XVII веках, и картина расселения кавказских народов во многом соответствовала этнической ситуации предшествующего периода. Границы ареалов расселения кавказских народов имели некоторую динамику, предполагавшую незначительное расширение или сужение пределов этнических территорий в зависимости от военно-политических, хозяйственно-экономических и демографических факторов.

Наибольшую этническую территорию на Кавказе имели азербайджанцы. Она занимала большую часть Южного Кавказа в пределах исторических областей Северного Азербайджана — Ширвана, Карабаха и Чухурсаада. Чухурсаад состоял из провинций Иревана, Шурагеля, Карса и Кагызмана, включая правобережье Аракса2. Таким образом, Северный Азербайджан находился между Каспием, Грузией по бассейнам рек Алаза-ни, Иори и Дебеда, рекой Аракс до Пасина в современной Турции.

Среди азербайджанцев проживали христиане — потомки кавказских албан, которые после принятия ислама большей частью местного населения сосредотачивались в основном на обоих склонах Малого Кавказа в Карабахе и Чухурсааде узкими, прерывающимися анклавами, окруженные со всех сторон сплошным азербайджанским насе-лением3. Кроме них после образования в чухурсаадском селе Учкильса (будущий Эчми-

2 См.: Сафаров Р.Ф. Изменение этнического состава населения Иреванской губернии в XIX—XX веках. Баку, 2009. С. 27—29, 58—60.

3 См.: Там же. С. 39, 188—190.

адзин) под Иреваном в 1441 году третьего армянского патриаршества армяне отдельными поселениями размещаются в Шурагеле и вокруг Эчмиадзина4, а также в Восточной Грузии.

Значительную часть Южного Кавказа занимает грузинская этническая территория. Восточная граница ее начинается в Кахетии между реками Алазань и Иори и в Картлии от реки Храми и далее на запад с охватом бассейнов Риони в Имеретии и Ингури в Мег-релии. Южное подбрюшье страны с XVI—XVII веков населяли грузиноязычные мусульмане Аджарии и в основном тюркоязычные мусульмане Ахалциха (Месхетии-Джавахе-тии). Продолжением мусульманского подбрюшья за Джавахетским хребтом являлись Борчалы и южная граница Кахетии, населенные азербайджанцами.

Этническая территория абхазов расположена между бассейном Ингури, Черкесией и Черным морем. Свое продолжение она имела прямо за хребтом на Северном Кавказе, на юге Закубанской Черкесии до побережья, которое занимали этнические территории двух родственных народов — убыхов и абхазов (абазин).

Наиболее крупной этнической территорией на Северном Кавказе обладали адыги, которые населяли большую часть Закубанья и Кабарды. Этническая территория балкар и осетин очерчивается преимущественно в горной части Большой Кабарды и зажата адыгскими поселениями у выходов ущелий до верховьев рек. Во второй половине XVII века часть балкар перешла водораздельный хребет между Тереком и Кубанью и образовала там новую этническую территорию в Закубанском Карачае5. Осетинская этническая территория замыкалась между Дигорским ущельем на западе и левобережьем Терека. В результате переселения в XVI—XVII веках значительных масс осетинского населения в Грузию имело место продолжение осетинской этнической территории на южных склонах хребта. Они компактно расселились от верховьев реки Риони до Ксани и Арагви6.

В восточной половине Северного Кавказа территорию от левобережья Терека до реки Аксая на востоке занимали чеченцы и граничили на Кумыкской плоскости и по Андийскому хребту с Дагестаном7. Далее начиналась кумыкская этническая территория, занимавшая все равнинные и предгорные земли вдоль Каспия до границ Дербента. Даге-станоязычные народы: аварцы, даргинцы, лакцы и народы лезгиноязычной подгруппы (лезгины, табасаранцы, агулы, рутульцы и цахуры) занимали остальную часть Дагестана и азербайджанскую территорию по правобережью Самура.

Степной народ ногайцы кочевали на огромных пространствах между реками Яиком и Дунаем, включая Азово-Каспийское междуморье с Предкавказьем, составляли большую часть населения Крымского ханства. Места кочевания и оседания ногайцев на Северном Кавказе составляли часть их этнической территории в Пятигорье, верховьях Кумы, левобережье Кубани и в ее низовьях до Анапы.

Этническое разнообразие Кавказа, насчитывавшее несколько десятков народов еще в античную эпоху, совмещается с конфессиональной неоднородностью населения. Несмотря на то что жители Кавказа придерживались в основном двух религий — ислама и христианства, они заметно отличались друг от друга внутри каждой конфессии прежде всего этническим стереотипом поведения — главным отличительным признаком каждого этноса. По этому признаку среди мусульман различались азербайджанцы и курды, турки и аджарцы, горцы (адыги, абхазы, убыхи, балкары, осетины, чеченцы, дагестанцы), степняки ногайцы. Большинство азербайджанцев и часть курдов придерживались шииз-

4 См.: Там же. С. 55, 126—127, 190.

5 См.: Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974. С. 96.

6 См.: Там же. С. 111—112, 131.

7 См.: Там же. С. 142—143, 187—188.

ма, остальные, как и все северокавказские народы и ногайцы, исповедовали ислам суннитского толка.

Среди христиан подавляющее большинство составляли православные грузины и принявшие под их влиянием православие грузинские осетины. По религиозной принадлежности грузинские и азербайджанские армяне и большинство североазербайджанских албан-христиан (в том числе шекинские удины и ширванские татофоны) относились к григорианскому толку, и лишь незначительная часть придерживалась православия.

Изменение экстерриториальной структуры Кавказа

в XIX веке

Войны с турками и азербайджанцами в XVIII — начале XIX века завершились для России приобретением Крыма и Кавказа. Преобладающее большинство населения обеих территорий составляли мусульмане. Северный Кавказ был сплошь мусульманским, а на Южном Кавказе 45% составляли христиане. Среди мусульман Закавказья 60% составляли шииты. Соотношение между мусульманами и христианами на Кавказе составляло 3:1.

Русское завоевание обернулось для Кавказа грандиозными этническими и демографическими изменениями. Преобразование демографической структуры населения завоеванных стран было составной частью русской колониальной политики. Эта политика имела два аспекта: выселение мусульман и заселение христиан. Изгнание энергично осуществлялось как в мирное, так и в военное время.

Более чем столетняя деятельность православных миссионеров, начатая еще в середине XVIII века, являлась мирным средством увеличения численности христиан. Она дала скромные результаты: христианизации поддались лишь по несколько тысяч человек среди ингелойцев Джара, ахалцихских грузин-мусульман, абхазов, и только среди северных осетин таких было более половины.

Военно-политические меры являлись основными в изменении демографического баланса. В основном мусульманская эмиграция была непосредственным результатом азербайджанских, турецких и кавказской войн. В каждом мирном договоре с турками и азербайджанцами русские добивались внесения статьи на право выселения мусульман в Иран и Османскую империю и переселения христиан в Россию.

Укрепившись в Крыму и Степи, Россия приступила к осуществлению завоевательной политики на Кавказе. Начало первой волны выселения мусульман в Иран и Турцию было положено еще в первой трети XIX века при завоевании Азербайджана. В общей сложности в течение 1801—1831 годов примерно 147 тыс. чел. покинули Северный Азербайджан. Наибольшие потери — 85—90 тыс. чел. с учетом погибших в войнах — понес Чухурсаад, затем Карабах.

Вслед за Азербайджаном во время войны 1828—1829 годов последовало завоевание турецкого Ахалциха, население которого уменьшилось на 80 тыс. мусульман. После каждой турецкой войны следовало переселение жителей Абхазии в Турцию: в 1810 году — 5 тыс., в 1829—1830 годах — 10 тыс. и в 1855—1856 годах — 20 тыс. чел.8

В русских источниках обычно указывается округленное число количества кавказских эмигрантов в 1858—1865 годах в полмиллиона человек, охватывающее только часть

См.: Чичинадзе 3. Великое переселение грузин-мусульман в Турцию. Тифлис, 1912. С. 169 (на груз. яз.).

населения Закубанской Черкесии9. Вместе с официально неучтенными адыгами, переселенцами из Кабарды, Осетии и Дагестана, с учетом погибших в войне и умерших на черноморском берегу в ожидании отплытия в Турцию (большинство были адыгами) общая убыль окажется 850 тыс. кавказских горцев. За этот период на Кавказе погибло и выселилось 740 тыс. жителей Закубанской Черкесии, 60 тыс. из Терской области, 30 тыс. из Ставропольской губернии, и по 10 тыс. жителей Дагестана и Абхазии. Согласно турецким источникам, в 1855—1866 годах в Турцию прибыло 740 тыс. кавказцев10.

Среди всего населения Кавказа, согласно переписи 1873 года, доля мусульман снизилась до 40,46% (2 172 889 чел.); горцы, вместе с ногайцами, но без осетин-христиан составляли 19,88% (1 067 906 чел.)11.

Русско-турецкая война 1877—1878 годов и связанные с ней восстания в Чечне, Дагестане и Абхазии явились толчком к новому массовому переселению мусульман в Турцию. По итогам этой войны во владение России были переданы собственно турецкие территории: Карс, Ардаган и Батум. Всего в 1878—1882 годах ушло в Турцию 98 тыс. мусульман12. Русская перепись 1880 года среди 114 282 жителей Карсской области обнаружила 94 112 мусульман13. Численность батумских переселенцев определяется в 30—32 тыс.14 Результатом очередной войны явилось выселение Россией в течение 1877—1882 годов с Кавказа и вновь приобретенных территорий 162 847 чел.

Всего за период с 1801 по 1914 год Кавказ лишился в результате гибели и эмиграции в Иран и Османскую империю более 1,3 млн мусульман (без вернувшихся обратно). Основную массу потерь понес Северный Кавказ — свыше 900 тыс., среди которых 781 тыс. приходится на Закубанскую Черкесию, 74 тыс. на Терскую область, 30 тыс. на Ставропольскую губернию и 20 тыс. на Дагестан. Южный Кавказ потерял 456 тыс. чел., причем 213 тыс. приходятся на прежние турецкие владения Ахалцих, Карс и Батум, 147 тыс. — на Азербайджан и 96 тыс. — на Абхазию. Потери в большей или меньшей степени охватили почти все кавказские народы: адыгов, абхазов, чеченцев, убыхов, дагестанцев, балкар, осетин, ногайцев, турок, грузин-мусульман, азербайджанцев и курдов.

Последствия русско-турецкого и русско-иранского противоборства в Степи и на Кавказе оказались грандиозными. Опустошение охватило всю Степь, Черкесию, Абхазию, Ахалцих, Карс и часть Азербайджана (Памбак-Шурагель, Иреван и, частично, Нах-чыван и Карабах). С этнической карты этих стран исчезли целые народы. Не стало убы-хов, от ногайцев, адыгов и абхазов — жалкие остатки. Этническая территория адыгов сократилась в несколько раз, и сплошной ареал расселения был доведен до дисперсного состояния в виде незначительных анклавов в низменных районах, прилегающих к Кубани. В таком же состоянии оказалась абхазская этническая территория. Ногайская территория сохранилась только в Прикаспийской степи между Кумой и дельтами Терека и Сулака. Северные границы этнических территорий кабардинских адыгов и чеченцев были подвинуты к югу. Полностью исчезла этническая территория азербайджанцев в Памбак — Шурагеле, южной части Борчалы — Лори, в северной и центральной части Иревана. Турки полностью потеряли этническую территорию в Ахалкалаке и частично в Ахалцихе, а также в Карсе и Кагызмане.

9 См.: Берже А. Выселение горцев с Кавказа в 1858—1865 годах // Русская старина, январь — март 1882. Т. XXXIII. С. 167.

10 См.: Убичини А., Куртеиль П. де. Современное состояние Оттоманской Империи. СПб, 1877. С. 32, 61.

11 См.: Сборник сведений о Кавказе. Т. VII. Тифлис, 1880. С. I—XXIX (далее — ССК).

12 См.: Масальский В.И. Очерк пограничной части Карской области // Известия ИРГО, 1887. Т. XXIII. Вып. 1. СПб. С. 21.

13 См.: ССК. Т. VII. С. XXVIII—XXIX.

14 См.: Мегрелидзе Ш.В. Закавказье в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. Тбилиси, 1972. С. 273.

Материалы переписи 1873 года дают наглядную картину того, что стало с этими странами. Согласно ее данным, в Закубанской Черкесии осталось около 100 тыс. коренного населения, в Ставропольской губернии — 78 тыс. ногайцев15.

В Абхазии после войны абхазов в 1882 году оставалось только 56 тыс. чел.16 Горные районы Черкесии и Абхазии до сих пор остаются незаселенными. Если в 1826 году в Ире-ванской губернии проживало 240 тыс. (80,3%) мусульман, то в течение почти 50 лет их численность так и не превзошла этот демографический показатель и достигла к 1873 году лишь 234 тыс. (42,8%) азербайджанцев и курдов.

Формирование новых этнических территорий на Кавказе

Другой опорой русского колониализма было заселение христианами Степи и Кавказа. Славяне заселили Северный Кавказ. Армяне были приглашены на Южный Кавказ. Одновременно с гибелью и исходом мусульманских народов в край переселялись христианские колонисты.

Аннексия Крыма в 1783 году и победоносное окончание очередной русско-турецкой войны позволили России уничтожить и изгнать 100 тыс. ногайцев из Кубани, после чего передвинуть Азово-Моздокскую укрепленную линию и основать в 1792 году Черноморскую кордонную линию по Кубани. Расселение славян происходило у самых границ Кавказа по рекам Тереку и Кубани. С началом Кавказской войны укрепленные линии передвигаются в Чечню и Черкесию, постепенно закладываются основы для расширения русской этнической территории в северокавказских землях. В первую очередь это были выдвигавшиеся на передний край русского продвижения в горских землях казацкие поселения, «которые только и могли придать непреодолимую крепость русским границам»17.

Как известно, к началу XIX века подавляющая часть армян (92%) расселялась в Турции. В Иране жило около 100 тыс. армян. На Кавказе было немного армян — из 133 тыс. григориан большинство составляли албаны. В течение XIX—XX веков произошли большие изменения в географическом размещении армянского этноса. Начинается постоянный приток армянских мигрантов в Россию18.

Места расселения новых армянских переселенцев определялись военно-стратегическими интересами России. Многотысячные потоки армян были направлены на пограничные мусульманские земли и расселены на важнейших операционных направлениях: Ахал-цихском, Шурагельском, Иреванском, Нахчыванском и Карабахском.

Условия Туркманчайского договора 1828 года положили начало организованному и массовому переселению армян. За короткий срок 1828—1830 годов на Южный Кавказ прибыло 200 тыс. иранских и турецких армян19. Всего в течение 1801—1831 годов

15 См.: ССК. Т. VII. С. ^гак.

16 См.: ИКОИРГО. Т. VIII. № 1. Тифлис, 1883. С. 91—92.

17 Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Т. 2. СПб, 1888. С. 80.

18 См.: Кабузан В.М. Русские в мире. Динамика численности и расселения (1719—1989). Формирование этнических и политических границ русского народа. СПб, 1996. С. 104—105. Автор показывает 80%, но из приводимых им цифр следует 88%, а при уточнении числа армян в Турции и с вычетом кавказских албан получается 92%.

19 См.: Там же. С. 105.

на высвобождаемые от мусульман территории Азербайджана, Ахалциха и других провинций Восточной Грузии переселилось из Ирана (около 80 тыс. чел.) и Турции (140 тыс.) до 220 тыс. человек — почти исключительно армян, а также небольшое число греков, айсор и езидов. Из них 147—150 тыс. чел. были размещены в Чухурсааде (будущая Ире-ванская губерния). Таким образом, большая часть новых переселенцев разместились в северных и центральных частях Иреванской провинции и сплошь заселили Памбак — Шурагель.

Российская политика не ограничивалась только административно-политическими уступками армянам — созданием Армянской области в 1828 году на месте Иреванского и Нахчыванского ханств. Предпринимались и более решительные меры в деле религиозных преобразований.

В начале XIX века среди почти миллионного населения Северного Азербайджана примерно 73 тыс. были приверженцами Албанской церкви. У турецких армян с 1461 года имелся свой отдельный стамбульский патриарх. При отсутствии собственной государственности национальная церковь у албан оставалась единственным учреждением для выражения национальной самобытности и политических устремлений. Они продолжали идентифицировать себя как албан вплоть до ликвидации албанской церкви русской властью и полного подчинения ее армянскому эчмиадзинскому патриархату законом от 11 марта 1836 года в целях их арменизации для укрепления армянского форпоста в Передней Азии. К началу XX века албаны-григориане подверглись полной арменизации. Компактный ареал расселения армян в северо-центральной части Иреванской губернии слился с местами проживания албан в Казахе и Борчалы.

Считается, что после русско-турецкой войны 1877—1878 годов начинается непрерывный приток армян в Закавказье. Этот период армянской миграции совпадает по времени с активным вмешательством великих держав в дела Османской империи, включением в повестку дня армянского вопроса и созданием тайных армянских организаций, приведших к кровавым событиям. Массовые армянские беспорядки 1890—1905 годов в Турции имели место в результате революционно-террористической деятельности армянских организаций, особенно таких радикальных и экстремистски настроенных, как партии Дашнакцутюн и Гнчак20. Опасаясь за собственную безопасность, русские власти нередко закрывали турецкую границу от проникновения армянских смутьянов и боевиков. Поэтому немалая часть армянских иммигрантов из Турции въезжала в Россию через иранскую территорию.

В бывших турецких владениях этнодемографическая ситуация имела сходный характер. Армяне Ахалциха образовали здесь компактную этническую территорию, на коротком отрезке соприкасавшуюся с армянскими поселениями Чухурсаада. Вследствие этого небольшая этническая территория армян вклинилась между землями ахалцихских турок и борчалинских азербайджанцев. Массовый приток христиан в Карс не привел к этническому разграничению, но повлиял на сокращение этнической территории карсских азербайджанцев и турок. В этих регионах, включая Карсский и Кагызманский округа, сильно уступая по числу населенных пунктов, армяне заметно преобладали по количеству и удельному весу населения.

Армянская этническая территория рассекла сплошную мусульманскую территорию. О значении и пользе христианского переселения для России предельно точно высказался С. Глинка: «...умножение водворенного христианского соплеменного народа может поставить на рубеже России надежный оплот к отражению неприязненных действий сопредельных жителей оной, особенно турок, персов и горцев»21.

20 См.: Гюрюн К. Армянское досье. Баку, 1993. С. 156—209.

21 Глинка С. Описание переселения армян адзербижанских в пределы России. М., 1831. С. 93.

Окончание войны и опустошение горских земель создали благоприятные условия для развертывания в западной и центральной частях Северного Кавказа массовой русско-славянской колонизации. На Кавказ были направлены мощные колонизационные потоки не только русских, но и иностранцев. По интенсивности заселения колонистами Северный Кавказ после Кавказской войны вышел на первые места среди других колонизуемых регионов России. Между 1782 и 1915 годами на Северный Кавказ прибыло 2,7 млн только внутренних колонистов22, часть которых, около 0,4 млн, позже перешла на Южный Кавказ. Среди иностранных колонистов на Кавказ за период 1801—1914 годов переселилось 110 тыс. армян из Ирана, 675 тыс. армян, греков и езидов из Турции и около 45 тыс. немцев из Германии и Австро-Венгрии23.

В Кавказском наместничестве вместе с бывшей его частью Ставропольской губернией за 1801—1914 годы с 5 до 40% поднялся удельный вес славян. До 30% упала доля мусульман, в том числе до 22% — на Северном и до 39% — на Южном Кавказе. По областям доля мусульман снизилась до 49,7% в Карсе, до 39% в Иреванской губернии, до 31% в Ахалцихе, до 37% абхазов в Абхазии. На фоне сокращения удельного веса мусульман заметно резкое возрастание в населении Южного Кавказа удельного веса армян — с 7—8% в начале XIX века до 25% в 1914 году24. Плоды этой политики превзошли все ожидания. Численность армян в России к 1914 году достигла уже 1 685 100 чел. Если прежде в России жило только 7,3% всех армян, то спустя несколько более ста лет здесь проживало 47,5% армян мира.

Россия за 130-летнюю деятельность по выселению мусульман и переселению христиан добилась перелома в демографическом балансе между ними. Абсолютно славянской стала Степь. Более чем на две трети был христианизирован Кавказ с севера славянами, с юга — армянами. Расселение русских, армян, греков и представителей других христианских и нехристианских народов на мусульманских землях Южного Кавказа создало этноконфессиональную чересполосицу в Карабахе, Чухурсааде, Карсе, Ахалцихе и Абхазии.

Изменение этнополитической ситуации на Кавказе

в XX веке

В первой четверти XX века ареал расселения славян-русских на Северном Кавказе после усмирения горцев стабилизировался в Черкесии и Притеречных районах. Поэтому основным фактором этнотерриториальной динамики на Кавказе в XX веке было расширение армянского этнотерриториального очага в Северном Азербайджане для создания армянского национального государства за счет территории соседних народов.

Миграции сотен тысяч армян стали основным фактором изменения этнического состава и упрочения армянского этнотерриториального очага, несколько увеличенного в армяно-мусульманской резне 1905—1906 годов. Эти события в главной степени повлияли на межнациональные отношения и явились стимулом к национальному размежеванию на Южном Кавказе. В политический оборот вошло новое понятие — Арме-

22 См.: Бескровный Л.Г., Водарский Я.Е., Кабузан В.М. Миграции населения России в XVII — начале XX вв. В кн.: Проблемы исторической демографии СССР. Томск, 1980. С. 26—32.

23 См.: Брук С.И., Кабузан В.М. Миграции населения. Российское зарубежье. В сб.: Народы России: энциклопедия. М., 1994. С. 54—56.

24 См.: Кавказский календарь на 1915 год. Тифлис, 1914. Отдел статистический. С. 218—269.

ния. К началу XX века «Турецкая Армения» и «Русская Армения» были теми местами, которые все больше и больше считались армянами их родиной, хотя они составляли большинство населения только в небольших районах этих территорий. В планах их слияния воедино основное место отводилось изгнанию и уничтожению мусульман восточной Анатолии и Азербайджана.

В годы Первой мировой войны мусульмане Кавказа понесли ощутимые людские, территориальные и материальные потери, хотя в ряды русской армии они не призывались и в войне не участвовали по причине отсутствия в отношении их воинской повинности. Карательные операции русских в 1915 году унесли жизни 88 тыс. мусульман Ба-тумской и Карсской областей, поддержавших турецкое наступление25. В течение 1915— 1918 годов в захваченных вилаетах Трапезунда, Эрзерума, Битлиса и Вана прежде всего от рук армян, воевавших в рядах русской армии (200 тыс.), и членов армянских бандформирований26 (100 тыс.) погибло 1,19 млн мирных мусульман восточной Анатолии27. Вынужденные меры турецкого правительства по переселению армянского населения из восточной Анатолии на юг и турецкое контрнаступление положили начало очередной мощной волне армянского переселения на Южный Кавказ. Всего в годы войны из Турции переселилось в Россию 420 тыс. армян. Численность армян в России ко времени большевистского переворота сравнялась с численностью кавказских азербайджанцев, достигнув 2 млн чел.28 Как и за 90 лет до этого, очередная концентрация армянских эмигрантов в таких масштабах сильно осложняла положение мусульман в Азербайджане накануне распада России.

Воспользовавшись развалом власти и эвакуацией русской армии, армяне с января 1918 года начали массовые погромы русских мусульман в Карсе и Иреване29. Отряды дашнаков и большевиков в течение марта — июля 1918 года уничтожили в Бакинской губернии от 30 тыс. до 50 тыс. мусульман.

С распадом Российской империи кавказские народы образовали Горскую республику на территории Дагестана и горских округов Терской области, а на месте Закавказской Федерации — республики Грузию, Азербайджан и Армению. Территория Армении площадью 9—11 тыс. кв. км соответствовала этнотерриториальному очагу армян на севере Иреванской губернии.

Будучи на Кавказе новым этнополитическим образованием, армяне проводили очень агрессивную и целенаправленную политику территориальных притязаний в отношении соседей, особенно Азербайджанской Республики. Поголовное уничтожение мусульман было приоритетным направлением внутренней и внешней политики нового армянского государства, образование которого на азербайджанской земле является результатом деятельности русского и западного империализма. В течение 1918—1921 годов армянам удалось захватить большую часть губернии, кроме Нахчывана, оставшегося за Азербайджаном. В армянском правительстве даже существовала должность министра по погромным делам (!!!)30. В результате обезлюдели целые районы, которые спешно заселялись армянами.

25 См.: Там же; КК на 1917 год. Тифлис, 1916. С. 177—237 (см. также: Swietochowski T. Russian Azerbaijan. 1905—1920: The Sparing of National Identity in a Muslim Community. Cambridge, 1985. P. 78—79).

26 См.: Твердохлебов. Мемуары русского офицера. В кн.: История Азербайджана по документам и публикациям. Баку, 1990. С. 121—148.

27 См.: McCarthy J. Death and Exile: The Ethnic Cleansing of Ottoman Muslims. 1821—1922. Princeton, New Jersey, 1995. P. 229, 338—339.

28 См.: Брук С.И., Кабузан B.M. Этнический состав населения России (1719—1917 гг.) // Советская этнография, 1980, № 6. С. 24—25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 См.: Бакинский рабочий, 28 (15) мая 1918.

30 См.: Борян Б.А. Армения, международная дипломатия и СССР. Т. II. М. — Л., 1928. С. 81—82, 195.

После целенаправленной трехлетней политики армянских вождей по искоренению мусульман из 290 тыс. азербайджанцев и курдов, проживавших в 1918 году на территории современной Армении, осталось 10 тыс. азербайджанцев и ни одного курда31. Политика искоренения мусульман проводилась не только в Армении, но и в соседних Карсе, Ирева-не, Нахчыване, Зангезуре, Карабахе и других провинциях, а также Иранском Азербайджане. В итоге за счет беспрецедентного истребления 0,6 млн мусульман Южного Кавказа, в основном азербайджанцев, армяне добились слияния разрозненных этнотерриториаль-ных анклавов в единое целое.

Советизация принесла Кавказу новые бедствия и по масштабам воздействия на мусульман региона сравнима с царским периодом. При разграничении советских республик в состав Грузии и Дагестана отошла часть азербайджанской этнической территории в Борчалы и Дербенте. В период независимости азербайджанцы утратили часть этнической территории вокруг Тифлиса и Гардабани, а в 1921 году азербайджанская территория Сурмалинского уезда (Игдыра) была передана Турции.

Окончательное оформление армянской этнической территории на Кавказе происходило при вмешательстве уже Советской России, приложившей большие усилия к созданию из армян надежного оплота в регионе и, конечно же, шедшей им на уступки за счет азербайджанских земель. Этот оплот в виде Армянской ССР был составлен из азербайджанских земель, старательно очищенных армянами от азербайджанского элемента для создания чисто армянских территорий, из которых и сложилось армянское государство. В итоге 30 тыс. кв. км азербайджанской этнической территории отошло Армении.

Однако предел армянским притязаниям на территории соседних стран так и не наступил, ибо это противоречило армянской политике строительства «Великой Армении». За первые три года своего существования Армения реализовала часть своих территориальных притязаний на неотъемлемые земли Азербайджана. Армянские политики претендовали на Карабах, засылая туда агитаторов. С одобрения и по воле Сталина в 1923 году внутри Азербайджана для армян была создана Нагорно-Карабахская автономная область. В состав автономии против воли шушинцев включались город Шуша и его район, населенные исключительно азербайджанцами.

Кремль демонстрировал различный подход при создании административно-национальных территорий на Кавказе. Благонадежные народы получили от Кремля два национальных образования на территории разных союзных республик: армяне — Армянскую ССР и НКАО в Азербайджане, осетины — Северо-Осетинскую АССР в России и Юго-Осетинскую АО в Грузии.

СССР продолжил политику выселения мусульман и переселения христиан на Кавказ. Начался новый этап массовой иммиграции армян. Всего за период 1921—1975 годов из-за границы в СССР иммигрировало примерно 290 000 армян, из них 250 тыс. в Армению32. Интересен тот факт, что прибывшие в страну армяне, равно как и их предки, не являются уроженцами современной Армении, Кавказа и в целом Советского Союза. Территория, на которой они оседали в течение XIX—XX веков, никогда не была их родиной.

Во время Второй мировой войны Советский Союз, несмотря на большие трудности, не оставлял намерений в отношении территориальных приобретений на Ближнем Востоке. Для обеспечения надежного тыла советское правительство в 1944 году депортировало в Казахстан и Среднюю Азию часть мусульманского населения Крыма и Кавказа (вайна-

31 См.: Коркотян 3. Население Советской Армении за последние сто лет (1831—1931). Эривань, 1932. С. 184 (на арм. яз.).

32 Ходжабекян В.Е. Армянская ССР. В сб.: Население союзных республик. М., 1977. С. 274.

хов, карачаево-балкарцев, крымских татар, ахалцихских турок, курдов и часть азербайджанцев Грузии).

В советских планах аннексии турецких территорий Советская Армения занимала наиболее выгодное военно-географическое положение. Вернувшиеся в Армению уцелевшие от армянского насилия курды-мусульмане (от 3 тыс. до 4 тыс. чел.) в 1937 году были высланы в Казахстан. Очищение Армении от азербайджанцев входило в планы укрепления армянского плацдарма. Согласно принятому Сталиным постановлению 1947 года, из Армении в Азербайджан в 1948—1953 годах было депортировано 53 тыс. азербайджанцев.

Земли выселенных кавказских народов оставались в основном незаселенными. Депортация азербайджанцев значительно сократила их этническую территорию вокруг Тифлиса. Наибольшей деформации подверглась этническая территория вайнахов. Ингушский Пригородный район заняли осетины, а чеченский Хасавюртовский район в Дагестане заселили лакцы. Возвращение реабилитированных в 1950-х годах вайнахов и ка-рачаево-балкарцев на родину вызвало напряжение в отношениях с соседями, к тому времени занявшими их земли. Частично реабилитированным ахалцихским туркам разрешили переселиться в Азербайджан, но отказали в возвращении на родину.

3 а к л ю ч е н и е

В прежнюю эпоху на Кавказе существовало демографическое и экологическое равновесие местных народов. Россия приложила огромные усилия для изменения демографического и этнотерриториального баланса между мусульманским и христианским населением на Кавказе. Ее политика привела к массовой гибели и эмиграции кавказских народов, образованию новых этнических территорий — славяно-русской и армянской.

Советский режим, как и царская власть, отводя армянам на Кавказе функции выполнения стратегических задач, создали на азербайджанской земле свой форпост — Армению. Другой опорой России в регионе выступали осетины.

Таким образом, за последние 200 лет русское владычество на Кавказе стало фактором, способствующим напряженности в межэтнических отношениях и возникновению конфликтных зон как между местными и пришлыми этносами, так и автохтонными народами. Эти конфликты время от времени — в периоды ослабления царского и коммунистического режимов, распада Российской империи и СССР — переходили в открытую форму противостояния и локальных войн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.