УДК 93 / 94
Туаева Берта Владимировна,
доктор исторических наук, зав. отделом социально-политических исследований Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ms.amaga@mail.ru
К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Исследование посвящено вопросам формирования и развития полиэтничного северокавказского социума. На примере еврейской диаспоры рассматриваются методы и формы сохранения элементов традиционной культуры, отвечающие за этноидентичность в мульти-культурном и многонациональном городском пространстве в дореволюционный и современный периоды.
Ключевые слова: этноидентичность, поликультурная городская среда, Северный Кавказ, еврейская диаспора, межэтнические коммуникации.
Tuayeva Berta Vladimirovna,
PhD in History, Head of Department of Social &-Political Studies, Northern-Ossetian Institute of the Humanities and Social Studies after V.I. Abaev ms.amaga@mail.ru
AN ISSUE OF THE NATIONAL IDENTITY IN THE NORTERN CAUCASIAN MULTICULTURAL COMMUNITY
The study focused on the issues of emergence and evolution of the multiethnic Northern Caucasian community. Techniques and formats of preserving traditional culture' elements that refer to ethnic identity in a multicultural and multinational urban environment (in both the pre-revolutionary and contemporary periods) have been considered on the example of the Jewish diaspora.
Key words: ethnic identity, multicultural urban environment, the Northern-Caucasus, the Jewish diaspora, cross-cultural communication.
Современное мировое сообщество переживает своеобразный этнический всплеск как ответную реакцию на расширяющиеся глобализационные тенденции. Россия, относящаяся к странам с уникальным социокультурным ландшафтом, становится активным участником этих процессов. На протяжении веков различные народы, проживающие на ее территории, создавали своеобразную поликультурную среду, основанную на полиэтничном и поликонфессиональном взаимодействии. В зависимости от политической, экономической и социальной обстановки, этнокультурные сообщества проявляли и проявляют себя по-разному. Сегодня рост значимости этнической идентичности, повышение интереса к традиционной культуре и истории вновь актуализированы и получают новую окраску, а также обусловливают появление новых форм, способов и возрождение элементов национальной, диаспорной идентификации. К ним можно отнести национально-культурные ассоциации, театры, клубы, комитеты, филантропические общества, этноконфессиональные и земляческие общины и пр.
По определению Ю.В. Попкова, этнические общности - «это реально существующие, устойчивые исторические образования, а этничность - важный, постоянно действующий фактор общественного развития» [1, с. 1068]. Россия - многонациональное государство, впитавшее исторический опыт многоликого населения. Она должна ориентироваться на «мобилизационные ресурсы самих народов в интересах нынешнего и будущего поколений» [1, с. 1073]. Масштабным отражением всех этнополитических и культурных процессов в государстве являются этноконтактные регионы, к которым относится и Северный Кавказ. Здесь проживают представители более 100 этносов и субэтносов. Миграционные волны, территориальная и хозяйственная колонизация способствовали созданию особого поликультурного социума. Со второй половины XVIII в. особое место в освоении края отводилось развитию городов и крупных населенных пунктов промышленно-торгового типа, тем самым определяя специфику региона, его значимость в политической и экономической структуре государства. Постепенно складывалась этническая и сословная карта северокавказских городов. Население составляли мигранты, коренные народы, военные, поселяне, колонисты. Используя различные механизмы, российское правительство стремилось активней включать регион в общероссийские процессы. Постепенно в городах образовывались диаспорные группы армян, евреев, поляков, немцев, татар, корейцев, азербайджанцев, греков и др., внося неповторимый национальный колорит в культурную и социальную среду. Наиболее крупными диаспорами были еврейская, армянская, греческая.
Еврейское население Северного Кавказа формировалось из горских евреев и европейских евреев-ашкенази. В этнической структуре городов они занимали видное место. В 1804 г. им было предоставлено право поселения в Кавказской губернии; администрация с особой благосклонностью принимала евреев-ремесленников, так как в крае ощущался недостаток в ремесленной продукции. Но Северный Кавказ не входил в черту оседлости, которая охватывала территорию Украины, Белоруссии, Польши, части России. Поэтому с 1825 по 1835 г. два раза
издавались указы о выселении евреев с территории Кавказа. В целях предотвращения очередного выселения Главнокомандующий Кавказской линии послал в Петербург статистические данные, по которым число евреев не превышало 10 тыс. человек. 18 мая 1837 г. было вынесено решение оставить их на постоянное жительство [2, с. 156].
Традиции общинности всегда были четко выражены в среде северокавказских еврейских диаспор. Они открывали молитвенные дома, синагоги и были «самоуправляемы в соответствии с религиозными постулатами» [3, с. 131]. На Кавказе евреи были широко представлены в предпринимательской деятельности, банковском деле, торговле, ремесле, достаточно высокий удельный вес их был и среди городской творческой и научной интеллигенции.
29 октября 1860 г. был издан циркуляр № 5833 «О мерах к распространению торговой деятельности евреев и об отмене воспрещения постоянного жительства их в торговых городах Северо-Восточного берега Черного моря». Главное управление признавало полезным в «видах развития промышленности дозволить евреям-ремесленникам, которые по ст. 28 и 289 п. 6 Св. Закона», изданного в 1857 г., «могли иметь лишь временное пребывание на Кавказе и Закавказье, причисляться к городским сословиям этого края с теми же льготами по платежу податей и повинностей, которые дарованы каждой местности, по испрошении на то увольнительных свидетельств от прежних обществ и приемных приговоров от местных городских сословий» [2, с. 156].
В начале XX в. в городах Северного Кавказа наблюдалась новая миграционная волна еврейского населения, в которой выделялись два потока: «аристократический», представленный российскими учителями, инженерами, и «буржуазный», представленный крупными торговцами и ростовщиками. Численность еврейского населения на Кавказе неуклонно росла. Статистические данные по Владикавказу также зафиксировали эту динамику: в 1899 г. евреев насчитывалось 764 чел., в 1905 г. - 993 чел., в 1914 г. - 1 154 чел. [2, с. 157].
С расширением городских общин увеличивалась масштабность и вариативность их деятельности. Одним из значимых аспектов диаспорной жизни стала филантропическая деятельность. Этническими общинами северокавказских городов создавались различные добровольные ассоциации, общества и комитеты. Наиболее многочисленными и крупными были армянские и еврейские благотворительные и культурно-просветительские общества. Еврейские диаспоры гг. Ставрополя, Грозного, Нальчика, Владикавказа, Пятигорска и других городов широко использовали российский филантропический опыт, придавая ему этническую направленность. Благодаря активной деятельности представителей этих негосударственных добровольных обществ, ориентированных на социальную адаптацию и помощь нуждающимся, они вскоре стали занимать определенную нишу в городской социальной среде. Общества способствовали не только улучшению материального и морального состояния земляков, но и их культурному росту. Так, в уставах Грозненского Попечительства о бедных евреях и Еврейского Пятигорского общества было прописано: все силы прилагать на «улучшение материального и нравственного состояния бедных и неимущих евреев» [4, л. 21]. Методы и формы оказываемой помощи были достаточно ощутимыми и действенными, а самое главное - адресными. Обществами, в зависимости от капитала, выдавались денежные пособия и пенсии, назначались стипендии учащимся, оказывалось содействие в поисках рабочего места, крова и мн. др. Для «усиления средств» общества использовали традиционные методы: устраивали публичные чтения, спектакли, концерты, маскарады, балы, народные гуляния, лотереи. На общих собраниях обсуждались и решались все важные вопросы, в том числе и общественно-резонансные. Так, после гибели императора Александра II, было принято решение Еврейским Пятигорским обществом воздвигнуть «в скромных размерах, молитвенный дом с неугасаемым светильником...злодейски убиенного Государя» [4, л. 325]. Закладка молитвенного дома, в присутствии «гг. Полицмейстера, Городского Головы и других почетных граждан», была совершена 26 марта 1881 г.
Еврейское общество г. Владикавказа большое внимание уделяло образованию и воспитанию подрастающего поколения. В 1873 г. отставной военный Зурух Винницкий в собственном доме открыл начальную религиозную школу-хедер. А в 1879 г. при синагоге было открыто начальное еврейское училище. Свою деятельность училище начинало как бесплатное, но в 1889 г. последовал «общественный приговор». Было принято решение «для взыскания средств к содержанию Владикавказского Еврейского Училища, расходы коего в настоящее время доходят до 1 850 руб. в год, переименовать училище из бесплатного в платное, обязав родителей каждого учащегося платить ежемесячно от 50 копеек до двух рублей.» [5, л. 8]. В 1890 г. в трехклассном училище обучалось 76 мальчиков. Преподавание велось на русском языке, но изучали и еврейский язык, письмо и Закон Божий. В 1901 г. состоялась закладка здания еврейского двухклассного училища при Владикавказской синагоге.
В начале XX в. еврейская община г. Кизляра также организовала при синагоге начальную школу, в которой обучалось 25 детей. Материальную поддержку получали дети из бедных еврейских семей и в слободе Хасав-Юрт от Благотворительного товарищества «Хагето». Товарищество было учреждено группой лиц (18 чел.) в 1907 г., среди которых значились Ш.Х. Дар-манов, А.И. Измаилов, С.Ш. Алхасов, Ш.Р. Рафаилов и др. Главной задачей стало оказание посильной материальной помощи «Горско-еврейской синагоге и бедным горским евреям слободы Хасав-Юрт» [6, с. 118]. Получив официальную регистрацию, еврейское Товарищество плодотворно функционировало до конца 1910 г., успев оказать поддержку немалому количеству евреев, в том числе и тем, кто получал образование в различных учреждениях региона.
21 декабря 1910 г. последовало Постановление Терского областного по делам об обществах Присутствия, где было предписано Хасав-Юртовское благотворительное товарищество «Хагето» закрыть. Мотивацией послужил Отчет начальника Хасав-Юртовского округа по деятельности Товарищества, с предоставлением списка лиц, «коим были выданы пособия». Усматривая «из предоставленного списка, что помимо лиц, коим были выданы пособия, включены. какие-то группы беднейших евреев, о которых у общества, по-видимому, нет никаких определенных сведений, Областное Правление предписало начальнику Округа произвести строгую ревизию делам.» [6, с. 119]. Согласно представленным результатам расследования, был сделан вывод о том, «что Общество «Хагето» за выбытием большинства членов прекратило свое существование».
Накопленный опыт межкультурных, межконфессиональных и межнациональных отношений был трансформирован и частично утерян в советский период. Однако диаспорные, земляческие связи сохранялись на протяжении многих десятилетий. В период Перестройки, с развалом советской державы, вновь становится востребованным исторический опыт жизнедеятельности этнических обществ. Так, в 1989 г. в истории еврейской общины г. Владикавказа появилась новая дата: официальная регистрация Министерством юстиции РСО-Алания культурно-просветительского общества «Шолом». Этому событию предшествовала большая организаторская работа активистов города во главе с учителем истории, коренным владикавказцем Эй-дельманом Ефимом Львовичем по объединению евреев, подготовке учредительного собрания и необходимых документов для регистрации общества.
Сложности по полноценному функционированию общества были достаточно весомыми, необходимо было практически создавать, а не возрождать, язык и культуру; не было ни синагоги, ни книг, ни кадров. Также отсутствовали связи с еврейскими общинами других городов, регионов, зарубежных стран. Усугублялось это еще и тем, что в это время происходил массовый отток советских евреев на историческую родину - Израиль и другие государства.
Отправной точкой для централизованной работы всех еврейских общин стал первый съезд евреев СССР (г. Москва, декабрь 1989 г.), учредивший федерацию Ваад (Совет). В 1992 г. в г. Н. Новгороде состоялся учредительный съезд российского Ваада, определивший координационный, информационный и представительский характер деятельности объединения. В ряды федерации влилась и владикавказская община «Шолом». В 1999 г. в Москве была создана Федеральная еврейская национально-культурная автономия (ФЕНКА). Президент Ваада одновременно является сопредседателем ФЕНКА и представляет ее в Консультативном совете по делам национально-культурных автономий при Правительстве РФ. По поручению ФЕНКА Ваад приступил к разработке федеральных программ еврейского национально-культурного развития [7].
Целью создания Ваада России стала разработка стратегии развития еврейской национально-культурной жизни. Члены федерации осуществляют многообразные проекты в области культуры, образования, противодействию фашизму и антисемитизму. Занимаются правозащитной деятельностью, социальной помощью и благотворительностью. Активно способствуют развитию молодежной и женской работы, а также всемерно помогают налаживанию межконфессионального диалога. Сегодня в состав Ваада России входят около 150 местных и региональных еврейских общественных организаций из 75 городов. Ваад России имеет обширные международные контакты, находится в постоянной связи с руководством еврейских общин стран бывшего СССР, с которыми он координирует свою деятельность в рамках консультативного Ваада СНГ; имеет представительство во Всемирном еврейском конгрессе, Всемирной сионистской организации, Еврейском агентстве, Европейском совете еврейских общин. Многолетние партнерские отношения связывают федерацию с большинством международных и зарубежных организаций, осуществляющих гуманитарное и культурное содействие еврейской общине России [7].
В 2013 г. во Владикавказе при участии Российского еврейского конгресса учрежден благотворительный фонд «Северо-Кавказский еврейский конгресс». Задачи фонда сформулированы достаточно масштабно: создание сильных, финансово независимых региональных общин на базе местных попечительских советов. Президентом нового благотворительного фонда стал советник руководителя администрации Владикавказа, глава местного отделения РЕК Джамбо-лат Меликов. 4 апреля 2013 г. министр юстиции РСО-Алания вручил ему свидетельство о регистрации организации [8].
За более чем двадцатилетнюю деятельность налажена плодотворная работа владикавказского общества «Шолом». Сформировался круг единомышленников, общество объединило в своих рядах евреев Осетии. При обществе функционирует воскресная школа, женский клуб, клуб холостяков, молодежный и танцевальный кружки. Установлены деловые и дружественные связи с еврейскими общинами гг. Тбилиси, Махачкалы, Нальчика, Ростова, Пятигорска. Поддерживается связь и с эмигрантами в Израиле, США, Канаде, Германии.
Храня историческую память о филантропической составляющей, при обществе «Шолом» была организована мобильная служба «Хэсэд» («Милосердие»). Волонтерами этой службы оказывается медицинская, патронажная помощь. Местная община сохранила «еврейство как комплекс этнокультурных, этнопрофессиональных и этнорелигиозных свойств»; ассимиляционные и аккультурационные процессы привели к межэтническим бракам, русско-еврейскому билингвизму [9, с. 70-71]. Диаспорный опыт многовековой жизни евреев на Северном Кавказе способствовал обретению ими таких культурно-психологических характеристик, как высокая адаптивность, толерантность, открытость для общения с инокультурным окружением. Вместе с тем, отличительной особенностью является и высокая корпоративность, во многом обусловленная этноконфессиональным фактором [9, 71]. По мнению современных исследователей, сохранение диаспорной идентичности происходит «на основе диаспорных идеологем - принадлежность к древнейшей культуре и религии, богоизбранность, трагедия исхода и преследований, общинность» [3, с. 128]. Эти идеи российская еврейская диаспора сохраняет в условиях различных формационных моделей и политических режимов, выстраивая стратегии коллективного поведения.
Подводя итоги вышеизложенного, следует отметить, что на территории всей России сохранение условий для развития полиэтничных культур должно оставаться приоритетным направлением государственной политики. Добрососедское, взаимовыгодное и уважительное взаимодействие разных народностей, сообществ, диаспор и групп способно обеспечить устойчивость и жизнеспособность российской государственности, ее целостности. В то же время, национальное многообразие культур предполагает не механическое их собирание, а гармоничное развитие и взаимообогащение. При этом нужно осознавать, что речь идет не о фрагментарности культур отдельных этносов, а об особом типе культурной общности, которая проявляется в единстве и преемственности культурной истории всего российского общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Попков Ю.В. Этносоциальные процессы и этнонациональная политика // Вестник Российской Академии наук, 2012. Том 82. № 12.
2. Туаева Б.В. Этнокультурная природа Северного Кавказа (вторая половина XIX- начало XX в.) // Вестник военного университета. 2009. № 3 (19).
3. Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (Северо-Кавказский регион). - Ростов-на-Дону - Пятигорск: изд-во СКАГС, 2002.
4. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А). Ф. 199. Оп. 1. Д. 217.
5. ЦГА РСО-А. Ф. 124. Оп. 1. Д. 8.
6. Туаева Б.В. Города Северного Кавказа: общественно-культурная среда во второй половине XIX - начале XX в. - Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008.
7. Архив Ваада России // URL: http//www.memo.ru/history/diss/vaad/ (дата обращения 09.03.2014)
8. Евреи Северного Кавказа - история и современность // URL: http:/Awww.nc.m/ms/site.aspx?SECTIONID=912Q8&ND=2349549 (дата обращения 10.02.2014)
9. Канукова З.В. Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и современное состояние. - Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2009.