Научная статья на тему 'Этнокультурная направленность в образовании младшего школьника'

Этнокультурная направленность в образовании младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / РОДНОЙ КРАЙ / ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бассараб Светлана Николаевна, Забусова Елена Ивановна, Летошникова Светлана Анатольевна

Утрата духовных и социокультурных корней человечества приводит к разрыву межэтнических связей и отношений. В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бассараб Светлана Николаевна, Забусова Елена Ивановна, Летошникова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная направленность в образовании младшего школьника»

ориентиров движения, включение в общий контекст деятельности с высокой игровой мотивацией [2, с. 67]

Таким образом, можно сказать, что в воспитании и обучении дошкольников и письму, и чтению, важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребёнок переживает огромные трудности, и для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки. Использование современных технических средств, постоянное их использование в работе с детьми, понижает готовность ребенка. Следовательно, работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Список использованной литературы:

1. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. - Л., 1990. - 81с.

2. Безруких М.М. и др. - Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А.Фарбер. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия, 2007»

3. Багатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием // Дошк. восп. - 1987. № 8 - с. 49-52.

4. Большакова С.Е. - Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста: сборник научных трудов / Акад. пед. наук СССР, Ордена "Знак почета" науч.-исслед. ин-т дефектологии; [под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной]. - М.: Издательство АПН СССР, 1989

5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Смотрим, видим, запоминаем (Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти). - СПб. 2003.

© Акимова Е. П., 2017

УДК 037

Бассараб Светлана Николаевна

учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail: bassarab [email protected] Забусова Елена Ивановна учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail:[email protected] Летошникова Светлана Анатольевна учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail: [email protected]

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация

Утрата духовных и социокультурных корней человечества приводит к разрыву межэтнических связей и отношений. В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного образования.

Ключевые слова

Личность, культура, этнические особенности, социализация, национальные традиции, родной край,

отношение человека к культуре.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_

Введение

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из главных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций русской национальной культуры. Утрата духовных и социокультурных корней человечества приводит к разрыву межэтнических связей и отношений. В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного воспитания, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности, формирование этнокультурной самоидентификации как необходимой составляющей ее мировоззренческого потенциала и условия интеграции в мировую культуру [1, с. 86].

По определению В.К. Шаповалова, этнокультурная направленность - это такая направленность образования, которая показывает, в какой мере его цели, содержание, задачи, технологии воспитания и обучения ориентируются на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современной мировой цивилизации.

Развитие национального образования в многонациональном государстве - один из актуальных вопросов современности. В России нет ни одного города, ни одного села, где бы ни жили люди разных национальностей. Например, в Белгородской области живут переселенцы с многих районов бывшего Союза: узбеки, татары, туркмены, цыганы, украинцы, армяне и др. Поэтому в формировании личности школьника должны учитываться социально - этнические особенности данной нации. Практика показывает, что дети разных национальностей, обучающиеся в русских школах, с удовольствием участвуют в русских народных праздниках: «Масленица», «Рождество», «Святки» и с интересом познают русские народные традиции [2, с. 132-136].

Потребность в возрождении духовно-нравственных ценностей, единства и целостности Российского государства актуализирует ориентацию образования на формирование у подрастающего поколения такой системы взглядов и принципов, определяющих отношение человека к культуре разных народов как к самоценности, проявляющейся в уважении национальных традиций и готовности нравственно действовать в условиях многонационального социума [3, с. 10].

В последнее десятилетие приоритетным направлением в совершенствовании учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ является формирование национально-культурной среды как основы национально-культурно-ориентированного образования школьников. Именно такая направленность позволяет сформировать национальное самосознание у подрастающего поколения в процессе приобщения к регионально-культурным ценностям [4,с. 33].

В сложившейся ситуации представляется необходимым разработка материалов этнокультуроведческого образования и воспитания младших школьников средствами русского языка. Именно в начальной школе должны закладываться основы формирования этнокультуроведческой компетенции учащихся.

В процессе изучения русского языка необходимо «вывести» обучаемого к тексту, так как все анализируемые явления значимы не сами по себе, но прежде всего потому, что все они обслуживают процесс общения. Текст является той структурой, той основой, которая объединяет все его единицы, все элементы в стройную систему. Текст как единица обучения позволяет слить воедино два важнейших направления в изучении русского языка: познание системы языка и познание норм и правил общения, речевого поведения в различных жизненных ситуациях.

Любовь к родному краю начинается с детства. Надолго она сохраняется в душе человека, если правильно его воспитали. С раннего детства у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своим народом, своей страной. Особое значение на современном этапе для становления личности ребенка имеет умение владеть словом, умение постигать культуру народа, историю края через язык и посредством языка. Важную роль в формировании личности ребенка играет школа. Именно здесь закладывается фундамент духовности. В последние годы в школе ощущается тенденция к более глубокому изучению детьми всего того, что связано с родной историей и культурой. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщать детей к

народному творчеству - одна из задач современного обучения и воспитания. Только усвоив свои национальные культурные ценности, можно понять идеалы других времен и народов.

Во время проведения уроков рекомендуется широко использовать такие виды фольклора, как песенки, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Ведь именно в этих жанрах особенным образом сочетаются слова, напевность, музыкальный ритм, метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Список использованной литературы

1. Артемов В. А. Очерк психологии речи / В.А. Артемов.- М.;1954 - с. 86

2. Мурашко Р.В. Воспитание культуры речи младших школьников на народных традициях / Р.В. Мурашко // Слово в контексте народной культуры: Материалы V Всероссийской научно - практической конференции. - Белгород: Белгородский РИПК и III 1С, 2008. - с.132 - 136.

3. Бабенко Л.Г. Актуальные проблемы русистики /Л. Г. Бабенко.- Екатеринбург: Проспект, 1997. - с. 10 .

4. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства / Ф.И. Буслаев.- СПб: Звезда, 1861. - с. 33

© Бассараб С.Н., Забусова Е.И., Летошникова С.А., 2017

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Детинина Виктория Дмитриевна студент биохимфака БФ БГУ г. Бирск, РФ

РАЗРЕШЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТОВ

Аннотация

Рассмотрена дидактическая возможность обнаружения старшеклассниками ряда отклонений в расположении химических элементов в периодической системе Д.И.Менделеева и разрешения выделенных проблемных ситуаций под руководством учителя средней общеобразовательной школы на уроках химии.

Ключевые слова Периодический закон, атомный вес, масса и заряд атома, изотоп

Одним из выдающихся открытий XIX века является создание отечественным ученым Д.И.Менделеевым (1834 - 1907) в 1869 году периодической системы химических элементов [1].

Согласно периодическому закону Д.И.Менделеева, установленному эмпирическим способом, свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов [2].

После формулировки периодического закона Д.И.Менделеева и ознакомления с периодической системой химических элементов в табличной форме учитель химии выделяет старшеклассникам домашнее задание на обнаружение некоторых отклонений в расположении элементов в периодической системе в соответствии со сформулированным выше периодическим законом.

С изложенным выше домашним заданием по химии, приводящим к проблемным ситуациям, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.