Изаксон Раиса Андреевна
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ГОСУДАРСТВЕ ИЗРАИЛЬ
В работе анализируется этноконфессиональный состав национальных меньшинств в государстве Израиль. Это народы, являющиеся христианами (не арабами), а также слои общества, исповедующие иные религии (не иудаизм и не ислам) либо не относящиеся к какой-либо религиозной группе вообще. Речь идет о друзах, черкесах, алавитах, армянах, русских, греках, эфиопах и др. Автор приходит к выводам, что в целом израильтяне как нация еще не состоялись, а доминирующую роль в стране играет самоидентификация гражданина не как "я -израильтянин", а как "я - еврей, араб, друз и пр.". Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/9/22.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 9(83) C. 89-91. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/9/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
IDENTITY PROBLEM: PHILOSOPHICAL ASPECTS
Zelentsova Marina Grigor'evna, Doctor in Philosophy, Professor Zharkova Elena Sergeevna
Ivanovo State University of Chemistry and Technology [email protected]; [email protected]
The article provides philosophical analysis of the personal identity issue. The ontological, gnosiological and axiological aspects of the problem are identified as the most important ones. The authors show that preserving ontological integrity of "Self" and overcoming identity crises require the individual's permanent cognitive and evaluative activity directed both inside and outside -to the surrounding social world and other people. The key role belongs to the personality's moral activity based on adoption of ethical norms and ideals in the process of socialization. The paper substantiates interrelation between all the components of personal identity.
Key words and phrases: identity; corporality; consciousness; cognition; evaluation; morality; socialization; personality.
УДК 321(564.4) Политология
В работе анализируется этноконфессиональный состав национальных меньшинств в государстве Израиль. Это народы, являющиеся христианами (не арабами), а также слои общества, исповедующие иные религии (не иудаизм и не ислам) либо не относящиеся к какой-либо религиозной группе вообще. Речь идет о друзах, черкесах, алавитах, армянах, русских, греках, эфиопах и др. Автор приходит к выводам, что в целом израильтяне как нация еще не состоялись, а доминирующую роль в стране играет самоидентификация гражданина не как «я - израильтянин», а как «я - еврей, араб, друз и пр.».
Ключевые слова и фразы: Израиль; друзы; черкесы; алавиты; армяне; русские; греки.
Изаксон Раиса Андреевна
Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск [email protected]
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ
В ГОСУДАРСТВЕ ИЗРАИЛЬ
«Этноконфессиональность» представляет собой сочетание понятий «этнос» и «конфессия» («религия»), вместе с тем является самостоятельной категорией, обозначающей историко-культурно-бытовую самобытность народа (или части народа) вследствие его обособленности, связанной с общим вероисповеданием.
В науке «религия», «конфессия» и «этнос» представляются в самых различных определениях в зависимости от объекта исследования, мировоззренческих позиций ученого, общей проблематики.
Мы не разделяем понятия «религия» и «конфессия», считая их взаимозаменяемыми в контексте изучения данной темы, однако необходимо понимать различную природу этих обозначений.
Так, Кенан Аллахвердиев подчеркивает нетождественность религии и конфессии: «Если религия представляет собой специфическую форму обобщенно-мировоззренческого освоения и оценки окружающей действительности, а также построения на этой основе общественного сознания и социального поведения людей, то посредством конфессии совершается уже относительно осознанный выбор модели религиозного мировоззрения (например, какой-либо из мировых конфессий и их направлений), и соответственно, конкретных религиозных технологий (культы, обряды, предписания)» [1, с. 12].
«Этнос» - дословно «народ», то есть группа людей, объединенных исторически сложившейся общностью языка, культуры, территории, мировоззрения и пр. Другими словами, объединение людей и отнесение их к этносу зиждется на исторических этапах проживания на определенной территории и в конкретной языковой среде.
Таким образом, этноконфессиональный состав представляет собой группы людей, самоидентифицирующих себя и социально принадлежащих определенной конфессии и этносу, вкладывая в эти значения объективно сложившиеся, а также субъективные факторы.
Израиль - страна с уникальной историей своего становления. Смысл возрождения государства - «возвращение на Родину» евреев всего мира, поэтому Израиль всегда изучается в контексте бесконечных миграционных волн поселенцев.
В соответствии с Декларацией независимости Израиль является еврейским государством. В то же время он представляет собой многонациональное и демократическое государство, где, наряду с евреями, равные права имеют и все прочие этнические группы, вне зависимости от вероисповедания: арабы-мусульмане, арабы-христиане, друзы, бедуины, самаритяне, армяне, черкесы и др. В частности, друзские и бедуинские депутаты, арабские партии и депутаты представлены в кнессете. Таким образом, Израиль отличается значительным этнокультурным разнообразием [3].
Согласно данным Центрального статистического бюро Израиля, население данного государства составляет 8 345 000 человек. Отметим, что в 1948 г. израильтян было всего 806 тысяч. Еврейское население Израиля сегодня - 6 251 000 человек - 74,9% от общего количества израильтян. Арабское население -
90
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
1,73 миллиона - 20,7%. Под категорию «другие» подпадает 364 тысячи человек - 4,4%. Сюда включены христиане не арабы, представители других религий и люди нерелигиозные, согласно записи в МВД. В эту категорию не включены иностранные граждане, которых в Израиле 190 тысяч человек [4].
О неоднородности и этноконфессиональных особенностях еврейского населения в этой статье речи идти не будет, так как это отдельная тема и иной объект исследования. То же касается и арабов, которые занимают определенную нишу в израильском обществе, и нами уже был приведен структурный анализ этой категории граждан [3].
В данной работе речь пойдет об «иных» слоях населения государства Израиль, не являющихся евреями или арабами.
Помимо еврейского и арабского населения, в Израиле проживают 364 тысячи человек - 4,4% от общего граждан - это другие национальные меньшинства и народности, являющиеся христианами (не арабами), людьми, исповедующими иные религии или не относящимися к какой-либо религиозной группе: друзы, черкесы, алавиты, армяне, русские, греки, эфиопы и т.д.
Друзы - обособленная и закрытая этноконфессиональная группа. Они проживают в горах Израиля, Сирии, Ливана и Иордании.
Друзы верят в единого бога, основы своей религии они держат втайне от всего остального мира. Мусульмане не признают религию друзов и считают их учения одним из течений шиитского направления ислама, в то время как друзы утверждают, что их религия самостоятельная, последняя и истинно верная. На почве религиозных противоречий начались гонения друзов, которые были вынуждены селиться в горах для сохранения своих традиций.
В интервью А. А. Курагина с известным политическим деятелем, членом Центрального комитета Коммунистической партии Израиля, доктором Абдаллой Абу-Мааруф последний подробно рассказывает об истории, генезисе религии и идентичности друзов: «Друзы - очень закрытый народ. Они не идентифицируют себя ни с мусульманами, ни с христианами, ни с евреями. Следует уделить большое внимание вопросу религии в изучении друзов. Многие аспекты религиозного учения недоступны неверующим друзам, но даже среди верующих существуют различные степени посвящения. Священные книги могут читать только верующие. Некоторые аспекты религии друзов кажутся довольно странными для адептов других религий: например, друзы верят, что жизнь существует на семи планетах, верят в реинкарнацию - количество душ на земле ограничено, поэтому тело не стоит ничего, но душа перевоплощается». На вопрос: «Какова специфика взаимоотношений евреев и друзов?» доктор отвечает: «Друзы Израиля отличаются от друзов Сирии и Ливана. По мнению друзов, государство Израиль должно было стать для них своего рода защитой от подобных посягательств. Поэтому с первых лет существования государства друзы активно включились в политический процесс, стремясь тем самым обеспечить политическую поддержку интересов общины. Таким образом, друзы присоединились к наиболее сильной стороне, одновременно пытаясь сохранить этническую идентичность» [5, с. 214].
Издревле друзы считались бесстрашными воинами, отчасти по этой причине они в обязательном порядке призываются в армию, так же как и по причине желания Израиля поставить друзов на свою сторону в конфликтах с арабским миром. Их браки моногамны, жениться разрешается строго на представителях своей религии, членом общины можно стать только по рождению. Друзы обладают своими религиозными органами и судами, имеющими определенную юрисдикцию, наравне с евреями, христианами и мусульманами.
Черкесы - группа адыгских народов Северо-Западного Кавказа, поселившихся в Османской империи. Умеренные мусульмане-сунниты, в Израиле их численность составляет 4000 человек; большинство проживает в деревнях Кфар-Кама, Рехания, Абу-Гош, городах Цфат, Хайфа, Назарет. Мужчины призываются в Армию обороны Израиля, однако женщины-черкешенки отстранены от службы. Несмотря на религиозный фактор, черкесы всегда воевали на стороне евреев против арабов, оказывали помощь нелегалам-иммигрантам в заселении территории подмандатной Палестины под угрозой наказания со стороны Великобритании. Также общность языка с репатриантами из СССР усиливала дружбу черкесов с остальными израильтянами.
Алавиты (нусайрииты) - этно-религиозная группа, численность которой в Израиле до 2000 человек. Они проживают в деревнях на границе с Ливаном. В мире насчитывается 6 миллионов алавитов, в основном проживающих в Сирии, Турции и Ливане. Их язык - арабский, учение - одна из сект ислама шиитского направления, возникшего в Х-Х1 веках. Алавиты признают основные постулаты ислама, его священные книги, но положения этих писаний имеют свою трактовку и держатся в секрете. В мире мусульмане относятся к ала-витам неоднозначно: кто-то выделяет их в особую группу, некоторые считают их мусульманами-шиитами.
Армян в Израиле насчитывается около 20000 человек, по вероучению они христиане. Территорию Палестины армяне стали заселять еще в I в. до н.э. С давних времен и до сегодняшнего дня существует армянский квартал в Иерусалиме, являющийся центром армянской общины в стране.
Русские, греки, эфиопы и другие национальные меньшинства появились в Израиле благодаря Закону о возвращении, согласно которому с евреем могут репатриироваться и члены его семьи, кем бы по национальности они ни являлись, а также дети и внуки еврея. Волны иммиграции евреев из СССР, Эфиопии, США и иных государств со своими нееврейскими членами семьи прибавили Израилю такое разношерстное население.
Таким образом, территория государства Израиль является как историческим «домом» самых различных народов и народностей, заселявшихся в разные исторические эпохи, начиная с древнейших времен, так и относительно недавним пристанищем для многочисленных иммигрантов, приехавших в XX веке. Израиль считается «матерью» и «отцом» таких религий, как иудаизм, ислам и христианство. Неудивительно, как точно подмечает И. Д. Звягельская, что «этноконфессиональная основа создания Израиля определила тот факт, что важна не столько аффилиация с формирующим нацию государством, сколько принадлежность к определенной
этнорегилиозной группе в этом государстве, определяющей фактом своего существования и доминирования его еврейский характер» [2, с. 91].
Другими словами, учитывая многовековую историю народов, населявших и населяющих Палестину, израильтяне как нация в целом еще не сформировались, доминирующую роль в стране играет самоидентификация гражданина не как «я - израильтянин», а как «я - еврей, араб, друз и пр.», причем если еврей, то из какой общины, какого направления иудаизма, с какого места двор основателя рода; араб - христианин, мусульманин, бедуин и т.д. Такое обособление религиозных и этнических групп ведет к политической поляризации населения. Различные национальные меньшинства, каких в стране предостаточно, образуют множество своих «мелких партий» в парламенте. Это существенно ослабляет представительство значительной части общества и зачастую ведет к правительственным кризисам.
Итак, большинство населения Израиля - еврейское. Но сами по себе евреи с точки зрения культурно-идеологического пласта не могут рассматриваться как единая этноконфессиональная группа. Евреи представлены ультраортодоксами, отрицающими существование государства, сионистами, видящими в создании Израиля исполнение библейских пророчеств. Между ультраортодоксами и сионистами находится еще ряд идео-логически-центрированных групп. Диаметрально противоположные по своим убеждениям, культуре, традициям группы населения «тянут одеяло каждый на себя», требуя от государства блага, порой противоречащие друг другу. Израиль, со своей стороны, осуществляя принципы демократии, максимально предоставляет права и свободы каждому, при этом не забывает о государственных интересах и национальной безопасности.
Список источников
1. Аллахвердиев К. Этноконфессиональный фактор национальной безопасности государств Кавказа // Кавказ & глобализация. 2008. Т. 2. Вып. 3. С. 7-22.
2. Звягельская И. Д. История Государства Израиль. М.: Аспект Пресс, 2012. 359 с.
3. Изаксон Р. А. К вопросу о положении арабского населения в государстве Израиль // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2015. № 4 (75). С. 135-141.
4. Информационное агентство cursorinfo.co.il [Электронный ресурс]. URL: http://cursorinfo.co.il (дата обращения: 05.12.2016).
5. Кулагин А. А. Друзская община в политической жизни стран Ближнего Востока // Политэкс. 2011. Т. 7. № 3. С. 211-220.
ETHNO-CONFESSIONAL COMPOSITION OF NATIONAL MINORITIES IN THE STATE OF ISRAEL
Izakson Raisa Andreevna
East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in Irkutsk
Ethno-confessional composition of national minorities in the State of Israel is analyzed in the paper. These are peoples, who are Christians (not Arabs), as well as social strata professing other religions (neither Judaism nor Islam) or not belonging to any religious group: the Druze, the Circassians, the Alawis, the Armenians, the Russians, the Greeks, the Ethiopians, etc. The author comes to the conclusion that the Israelites have not established themselves as a nation yet and the dominant role in the country is played by the citizen's self-identification not as "I am an Israeli", but as "I am a Jew, an Arab, a Druze, etc.".
Key words and phrases: Israel; the Druze; the Circassians; the Alawis; the Armenians; the Russians; the Greeks.
УДК 94(57)
Исторические науки и археология
В статье рассматривается процесс формирования образа революционера в биографической и мемуарной литературе, созданной разными авторами в разные периоды времени, но ставившей перед собой единую цель - сохранение его как образца для подражания будущим поколениям. Сделан вывод о сходстве биографий молодых сибирских революционеров с житийной литературой, поскольку и те, и другие произведения писались по обобщенно-типической схеме, отражающей жизнь героя в соответствии с динамикой его приближения к высшей цели. Сформированные образы героев определяли историческое сознание послереволюционной эпохи.
Ключевые слова и фразы: образ; революционеры; герои; биографии; мемуары; житийная литература; историческое сознание.
Ищенко Оксана Владимировна, д.и.н., доцент
Сургутский государственный университет iovfu@yandex. т
ГЕРОИ И МИФЫ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА РЕВОЛЮЦИОНЕРА В БИОГРАФИЧЕСКОЙ И МЕМУАРНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Самосознание общества невозможно без знаний о прошлом и образов прошлого, живущих в его исторической памяти. Особенно актуальной становится проблема отношения к прошлому, если общество проходит через период серьезных социокультурных перемен, ломки традиционных стандартов и стереотипов