Научная статья на тему 'Друзская община в политической жизни стран Ближнего Востока'

Друзская община в политической жизни стран Ближнего Востока Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
502
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРУЗЫ / ДРУЗСКАЯ ОБЩИНА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / СИРИЯ / ИЗРАИЛЬ / ИОРДАНИЯ / ЛИВАН / DRUZES / DRUZE COMMUNITY / POLITICAL ACTIVITY / POLITICAL PROCESS / ETHNOCONFESSIONAL GROUP / ETHNOPOLITICAL CONFLICT / POLITICAL PARTY / NEAR EAST / SYRIA / ISRAEL / LEBANON / JORDAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кулагин Артем Абдаллаевич

Данное интервью посвящено современному положению друзской общины в политической жизни стран Ближнего Востока. Доктор Абдалла Абу-Мааруф дает подробные комментарии о степени включенности членов общины в политический процесс Израиля, Ливана, Сирии и Иордании, рассказывает об основных политических институтах, посредством которых друзы реализуют свои политические права. В интервью рассматривается период новейшей политической истории вышеперечисленных стран в контексте предпосылок формирования современного положения друзcкой общины и влияния ее членов на принятие политических решений. Доктор Абдалла Абу-Мааруф, известный израильский политический деятель, рассказывает о наиболее ярких представителях общины, генезисе религии и этничности, перспективах сохранения культурной самобытности друзов в условиях глобализации и интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The druze community in political life on near east countries

. This interview devoted to contemporary status of druze community in political life o Near Eastern countries. Dr. Abdalla Abu-Maaruf, well known polititian from Israel, gives detailed descpition on how druzes are included in political process of Syria, Israel, Lebanon and Jordan, describes main political institutes, by means of which druzes implement their political rights. The period of newest political history of foregoing countries is shown as well, in context of premises of forming contemporary status of the druze community and influence of its members on conducting political suggestions. Dr. Abdalla Abu-Maaruf tells us about most famous druzes, genesis of religion and ethnicity and about perspectives of maintaining cultural identity of druzes in contemporary conditions of globalization and integration.

Текст научной работы на тему «Друзская община в политической жизни стран Ближнего Востока»

А. А. Кулагин

ДРУЗСКАЯ ОБЩИНА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Данное интервью посвящено современному положению друзской общины в политической жизни стран Ближнего Востока. Доктор Абдалла Абу-Мааруф дает подробные комментарии о степени включенности членов общины в политический процесс Израиля, Ливана, Сирии и Иордании, рассказывает об основных политических институтах, посредством которых друзы реализуют свои политические права. В интервью рассматривается период новейшей политической истории вышеперечисленных стран в контексте предпосылок формирования современного положения друзэдой общины и влияния ее членов на принятие политических решений. Доктор Абдалла Абу-Мааруф, известный израильский политический деятель, рассказывает о наиболее ярких представителях общины, генезисе религии и этничности, перспективах сохранения культурной самобытности друзов в условиях глобализации и интеграции.

Ключевые слова: друзы, друзская община, политическая активность, политический процесс, этноконфессиональная группа, этнополитический конфликт, политическая партия, Ближний Восток, Сирия, Израиль, Иордания, Ливан.

Среди многочисленных народов, населяющих территории стран Ближнего Востока, друзы на протяжении всей истории боролись за сохранение культурной самобытности и этнической идентичности, проявляя особое упрямство и гордость, что довольно часто выступало причиной политических конфликтов. В данной статье пойдет речь о политической жизни друзов — закрытой этноконфессиональ-ной группы, вызывающей интерес политологов, социологов и культурологов всего мира. Местность, в которой традиционно проживают друзы, — горные районы современных Израиля, Сирии, Иордании и Ливана — на протяжении обширного исторического периода представляет собой зону особого острого политического и социального напряжения, в силу того что через эти территории проходят естественные границы перечисленных государств. Во времена существования Османской империи, а так же в эпоху европейской колонизации Ближнего Востока друзы, как и сегодня, оказывались в зоне боевых действий на периферии вооруженных столкновений.

Несмотря на все сложности, друзы не покидали родную землю даже под угрозой смерти, сохраняя верность традициям и укладу жизни своих предков. Друзы никогда не имели собственного государства, но даже сейчас, разделенные отсутствием дипломатиче-

© А. А. Кулагин, 2011

ских отношений и границами обозначенных выше государств, они считают себя членами одной большой общины. В чем же тут дело? Каким образом друзам удается сохранить самобытность? Какова перспектива сохранения этнической идентичности друзов в современном мире? Являются ли друзы весомой политической силой? Какое место занимает община в политической иерархии стран Ближнего Востока? Ответить на эти вопросы можно рассматривая комплекс факторов, влияющих на генезис этноса в определенном историческом контексте, принимая во внимание ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день на Ближнем Востоке.

Доктор Абдалла абу-Мааруф — известный политический деятель, член центрального комитета коммунистической партии Израиля, — в интервью нам дал подробные комментарии об истории этноса, его социальном и политическом устройстве, о современном положении друзов, проживающих на территориях ближневосточных стран — Израиля, Сирии, Иордании и Ливана.

- Расскажите, пожалуйста, об истории друзов, генезисе религии и этничности.

- Друзская община очень маленькая. Друзы, как и многие другие монотеистичные народы — мусульмане, христиане и иудеи, — верят что Бог един, что он их создал. Они считают, что их религия была заключительной, последней религией, которую Бог дал человечеству как последний шанс. Как и многие другие, действительно верующие люди считают свою религию единственной верной. Эта религия секретна. Некоторые аспекты по-прежнему являются тайной для остальной цивилизации. Мусульмане обвиняют друзов в том, что их религия появилась после ислама и является его поздним шиитским ответвлением. Магомед говорил, что он — последний посланец Бога и пророк на Земле, а ислам — последняя и единственно верная религия. Мусульмане уверены, что религия друзов появилась после ислама и не является чем-то уникальным. Как и всегда в подобных случаях, начались гонения на адептов новой веры, и друзам не оставалось ничего, кроме как скрыться в горах. В те времена горные районы Голлан были труднодоступны, и друзы были первыми, кто начал осваивать эти территории. Таким образом, им удалось не только выжить, но сохранить культурную и религиозную самобытность.

Друзы — очень закрытый народ. Они не идентифицируют себя ни с мусульманами, ни с христианами, ни с евреями. Следует уделить большое внимание вопросу религии в изучении друзов. Многие аспекты религиозного учения недоступны неверующим друзам, но даже среди верующих существуют различные степени посвящения. Священные книги могут читать только верующие.

Некоторые аспекты религии друзов кажутся довольно странными для адептов других религий: например, друзы верят, что жизнь существует на семи планетах, верят в реинкарнацию — количество душ на земле ограничено, поэтому тело не стоит ничего, но душа перевоплощается.

- Каково положение друзов, проживающих в странах Ближнего Востока сегодня?

- Друзы — часть арабов, проживающих на Ближнем Востоке до момента образования государства Израиль. Они остались на занимаемых ими территориях и после его образования. Сионисты хотели изгнать всех арабов, но по резолюции ООН Израиль должен был стать совместным государством арабов и евреев.

С 1918 г. колонизаторы приняли политический курс, основанный на принципе «разделяй и властвуй». Друзы как небольшая этно-конфессиональная группа стали объектом особого интереса для британцев, так как не были мусульманами в чистом виде. Религия друзов — подгруппа шиитской ветви ислама. Англичане и впоследствии сионисты придерживались политики отделения друзов от остальной части арабского населения Палестины.

Во время революции в Палестине 1936 г., направленной против колонизаторов-англичан, друзы принимали активное участие в боевых действиях. В войне за независимость Израиля (1947-1948 гг.) большая часть друзов выступила против оккупации Палестинских территорий израильской армией (Dana, 2003, p. 49).

Политика государства Израиль была направлена на отделение друзов от остальной части арабского населения. В частности, существует закон 1956 г. о призыве друзов в армию Израиля (остальные арабы не призываются на службу). Данное положение обусловлено выдающейся репутацией друзов как безупречных воинов и желанием насильно поставить их на сторону государства Израиль. Тысячи друзов выступили против данного закона, так как не хотели воевать против других палестинцев. К тому же положение друзов как граждан не было обеспечено соответствующей правовой базой. Политика притеснения коренного населения Палестины продолжалась.

С этого момента противоречия между друзами и официальной властью Израиля обострились — государство не могло обеспечить восстановление хозяйственной инфраструктуры, а также системы образования и здравоохранения для арабской части населения. Данное противоречие вылилось во вступление многих друзов в оппозиционные партии. Правительство назначало администрацию без согласия общины, т. е. членами администрации назначались люди, не имеющие авторитета среди друзов.

Большинство друзов, поддерживающих оппозиционные официальному правительству взгляды, состояли в коммунистической партии Израиля. Таким образом, компартия Израиля стала основным политическим институтом, через который высказывалось политическое мнение общины.

- Являются ли сегодня друзы политически активными?

- Да, политическую активность друзы проявляют, но при этом они не имеют реального политического веса. В Израиле община практически не представлена в политическом процессе, в Ливане дела обстоят лучше, так как там существует Прогрессивная социалистическая партия Джумблата. Также в Ливане проживает большинство друзов. В Сирии власть находится в руках алавитов, вследствие чего отсутствуют какие-либо проявления политического плюрализма. Друзы поддерживают алавитов, реализуя тем самым свой политический потенциал. При этом, существуя в демократических режимах, друзы проявляют гражданскую активность, направленную на реализацию выбранной ими стратегии, а также на поддержание жизнеспособности внутренних правил функционирования общины.

- Можете ли Вы назвать какие-либо организации, помимо компартии Израиля, так или иначе связанные с политической жизнью общины?

- До 1970 г. подобных оппозиционных партий не было. В коммунистической партии Израиля состоят как арабы, так и евреи. Среди арабского населения помимо леворадикальных экстремистских группировок оппозиционных партий не существовало. «Абна эль Балад» или «Сыновья Родины» является одной из леворадикальных экстремистских группировок и выступает против существования государства Израиль, в отличие от коммунистов, которые выступают за мирное сосуществование двух государств — Израиля и Палестины.

До 1973 г. компартия Израиля оставалась основным политическим институтом для друзов. В 1973 г. был образован Комитет друз-ской инициативы, так как у политически активных членов общины назрела потребность в осуществлении политической деятельности самостоятельно. Данная организация выступает против службы друзов в армии и конфискации земель. Официальная политика Израиля с 1948 г. была направлена на отделение друзов от остальной части арабского населения посредством пропагандирования данной точки зрения в системе образования. Поэтому поколение друзов, выросшее после образования Израиля, не отождествляет себя с арабами. В школах была введена специальная программа обучения для друзов (Brenton, 1988, p. 117).

- Не могли бы Вы назвать национальных героев друзов?

- Для всех друзов существуют, пожалуй, два ключевых персонажа, которые признаются национальными героями — это Султан Паша Аль Атраш, герой Великой Сирийской революции 1925 г., и Камаль Джумблат, бывший лидер прогрессивной социалистической партии Ливана. Из религиозных лидеров можно выделить Амира аль Саида.

- Какое положение занимает друзская община в общественно-политической системе стран Ближнего востока?

- До начала XX века на Ближнем востоке не существовало разделения на Сирию, Ливан, Иорданию и Израиль. Все занимаемые ими территории входили в состав Османской империи. В то время друзы были небольшим, но очень сильным народом, имевшим собственную автономию. Автономия занимала территории южного Ливана, западной Сирии, северной Палестины и Иордании. Друзы не боятся смерти. Суровые условия гор сделали друзов сильными и выносливыми. Сегодня друзы, по моему мнению, ослабели вследствие того, что в вышеперечисленных странах они в меньшинстве, а установленные границы государств разделили общину. Палестинская община была самой слабой. Наиболее сильные общины дру-зов — в Ливане и Сирии. Община в Иордании имеет крайне незначительное историческое прошлое, так как существует с 1925 г., когда Султан Паша Аль Атраш начал восстание против французов в Сирии. Часть друзов Сирии была вынуждена спрятаться в Иордании от франко-сирийского преследования. После ухода французов из Сирии многие друзы, осевшие в Иордании, не вернулись обратно (Colonel Churchill, 1861, p. 145).

- Каким образом друзы строят взаимоотношения с населением стран, в которых они проживают?

- Друзы считают правильным не быть никому врагами. В конце XIX - начале XX в. друзы были воинствующим народом, имевшим определенный политический вес и власть на Ближнем Востоке. Сегодня друзы в меньшинстве, в связи с этим появилась принципиально новая позиция — жить мирно со всеми соседями. Но самое важное для друзов — понятие чести и достоинства. Посягательства на эти ценности обычно заканчиваются вооруженными конфликтами и в наши дни. Друзы — закрытое сообщество, имеющее собственную систему законов, управляющих внутренними процессами. Эти законы для них важнее, чем законы государства, в котором они проживают. Поэтому невозможно повлиять на друзов, они никогда не поступаются своими принципами.

- Какова специфика взаимоотношений евреев и друзов?

- Друзы Израиля отличаются от друзов Сирии и Ливана. Как

упоминалось ранее, друзы подвергались преследованию со стороны ортодоксальных мусульман. По мнению друзов, государство Израиль должно было стать для них своего рода защитой от подобных посягательств. Поэтому с первых лет существования государства друзы активно включились в политический процесс, стремясь тем самым обеспечить политическую поддержку интересов общины. Таким образом, друзы присоединились к наиболее сильной стороне, одновременно пытаясь сохранить этническую идентичность.

- Кого бы вы выделили в качестве лидера друзов сегодня?

- На данный момент я не вижу ни одной личности, которая могла увеличить значимость друзской общины в общественно-политических системах рассматриваемых стран. За исключением, пожалуй, Валида Джумблата, сына Камаля Джумблата, который сегодня возглавляет Прогрессивную социалистическую партию Ливана. Несмотря на политическую активность партии в частности и друзов в целом, их политическое влияние несущественно.

- Могут ли друзы создать собственное государство?

- На данный момент нет, так как это нарушит территориальную целостность вышеперечисленных государств. Но такая мысль была до образования государства Израиль — создать государство друзов на занимаемых ими территориях на юге Ливана и юге Сирии, от Джабал ле Днаам (Ливан) через Голланские высоты (Израиль) до Джабал А'Лаа и Джабал Друз (Сирия). Данное государство могло бы послужить буферной зоной между арабскими государствами (Сирия, Ливан и Иордания) и Израилем. Данная идея, к сожалению, не была реализована (Gil Sedan, Dr. Ruth K. Westminster, 2007, p. 98).

Сегодня друзы не способны на создание собственного государства по многим причинам, одной из которых является то, что их численность на Ближнем Востоке не превышает 1,5 млн человек.

- Какова роль друзов в политической жизни Израиля?

- Друзы понимают свою роль в качестве оппозиции официальной политике Израиля. Но, к сожалению, они не имеют реальной политической силы. Община имеет 1-2 депутатских мандата в правительстве. Друзы вовлечены в различные политические партии и общественные движения под предлогом представления интересов общины, хотя на самом деле большинство организаций не заинтересовано в реализации интересов общины. С 1950 г. ни один политик не сделал ничего, отвечающего интересам общины.

- С чем связано данное положение друзов?

- Дело в том, что официальный политический режим в Израиле — демократический. В связи с этим необходимо учитывать интересы всех представленных в населении социальных и этноконфессио-нальных групп. Представители общины входят в состав правитель-

ства как бы «для галочки», не имея при этом реальной силы в принятии политических решений.

Оппозиционные партии не имеют достаточной политической силы для адекватного противостояния официальной политике Израиля. В частности, Коммунистическая партия имеет 4-6 мандатов в правительстве, а общее число депутатов Кнессета — 120. Депутаты избираются не по религиозным или этническим принципам, но по партийным спискам посредством выборов и решения специального избирательного комитета. В 1992 г. в состав правительства Израиля вошел первый секретарь компартии Израиля Мухаммед Наффа.

Друзы вовлечены в политический процесс и стараются не быть «серой массой», напротив, община предпринимает все возможное для адекватного влияния на политические решения. Друзы проявляют политическую активность в участии в акциях гражданского протеста, демонстрациях и забастовках в меньшей степени, чем остальная часть арабского населения, но их участие чувствуется.

Среди друзов много политических деятелей, известных на весь арабский мир. Первый секретарь Компартии Мохаммед Наффа — друз, также друзы входят в состав центрального комитета партии и политбюро. Некоторые друзы присоединяются к партиям, поддерживающим официальную политику Израиля («Наш дом — Израиль» Хамад Омар, «Кадима» Маджалли Ваххаби, «Ликуд» Аюб Эль Кар-ра), входят в состав леворадикальных партий («Балад» Саид Наф-фа, «Хамас»). Среди деятелей культуры можно назвать известного поэта Самиля Кхейкхасима, писателей Салмана Мотура и Наэфа Салима. Также необходимо упомянуть Хешама Наффа, который является заместителем директора главной коммунистической газеты Израиля «Эль Этхад».

- Как Вы можете охарактеризовать отношения между друз-ской общиной и партией «Балад» Азми Бшара?

- Друзы в целом не поддерживают «Балад» из-за леворадикальных националистских настроений. Члены общины считают, что действия Азми Бшара существенно тормозят процесс урегулирования арабо-израильского конфликта.

- Как друзы относятся к русскоговорящему населению Израиля?

- Как и ко всем евреям, проживающим на территории Израиля, т. е. без ярко выраженного негатива, но и без симпатии. Многие эмигранты с постсоветского пространства присоединяются к еврейскому сектору, тем самым приближаясь в политических взглядах к ультраправым настроениям. Общая черта друзов и русскоязычных эмигрантов — характерное гостеприимство.

- Есть ли среди населения Израиля категории граждан, сочувствующие друзам?

- Можно выделить еврейскую партию «Мерец», выступающую за удовлетворение прав арабов и мирное урегулирование арабо-израильского конфликта. Но в целом никто официально не выступает против конфискации земель и введения специальных образовательных программ для арабской части населения в средних и высших учебных заведениях.

- Существуют ли какие-то отношения между друзами Израиля и друзами Сирии и Ливана?

- К сожалению, нет, так как Израиль до сих пор не имеет дипломатических отношений с Сирией и Ливаном. Израиль не имеет дипломатических отношений с Саудовской Аравией, но туда разрешен въезд паломникам в Мекку, совершающим хадж. Друзам же не разрешают посещать святые места, находящиеся в Ливане и Сирии. До 1948 г. существовала связь в отношении религиозных обычаев и традиций. Однако сегодня экономическое, политическое и культурное взаимодействия невозможны ввиду отсутствия дипломатических отношений между вышеназванными странами.

- Что можно сказать о политической жизни друзов Сирии и Ливана?

- В этих странах нет проблемы нарушения гражданских прав друзов, так как они являются полноправными гражданами. Они в полной мере реализуют политический потенциал, участвуя в жизни данных стран в большем объеме, чем друзы Израиля. В Сирии многие друзы занимают высокие посты в армии, в Ливане друзы имеют собственную Прогрессивно-социалистическую партию Джумблата. Отсутствует дискриминация по этническому признаку.

- Каково положение друзов в Иордании?

- На территории Иордании проживает всего несколько тысяч друзов. Иорданская община придерживается традиционного образа жизни, поэтому не имеет необходимости включаться в политическую жизнь страны. Таким образом, иорданская община пассивна в отношении влияния на политический процесс.

- Каково положение друзов в Сирии?

- Сирийский политический режим не подразумевает политического плюрализма и тяготеет к тоталитарному. Тем не менее, друзы занимают некоторые ключевые посты в правительстве и армии. Таким образом, наибольшую политическую активность друзы проявляют в Ливане и Израиле. В Сирии и Иордании друзов нельзя рассматривать в качестве реальной политической силы.

- Может ли кто-то претендовать на роль лидера друзской общины в Израиле?

- Нет, так как в отношении общественно-политической жизни у друзов нет единого мнения. Как обозначено выше, члены общины

склонны к политическому плюрализму. Единственное, что объединяет друзов, — это религия. И в данной области имеется религиозный лидер, который имеет силу лишь в принятии решений, касающихся вопросов религии. Муффа Ктариф, который в данный момент является религиозным лидером общины, не имеет реального политического веса, в связи с этим не может влиять на принятие политических решений.

***

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что друзы в современном мире постепенно утрачивают политический вес и влияние на принятие ключевых политических решений. Тем не менее, члены общины продолжают быть политически активными гражданами с четко выраженной позицией. Морально-этический кодекс друзов и по сей день сохраняет за ними репутацию бесстрашных воинов и надежных союзников. Принимая во внимание исторические факты, можно с полной уверенностью утверждать, что друзы всегда оказывались на периферии политического конфликта с готовым набором решений.

Друзы являются носителями уникальной самобытной религии и традиций, которые под влиянием процессов глобализации могут раствориться в современных ценностях демократического общества. В связи с этим главной задачей для друзской общины сегодня является сохранение этнической идентичности любой ценой. Роль религиозных лидеров в принятии общественно-политических решений заметно упала, в связи с чем происходит замещение традиционных ценностей общедоступными. Подобное положение вещей уже в ближайшем будущем может привести к ассимиляции данного этноса, что недопустимо с точки зрения самих друзов.

Ущемление гражданских прав друзов, примеры политической и экономической дискриминации, проблемы глобализации естественным образом выливаются в ярко выраженный социально-политический протест. Таким образом, члены общины реализуют свои политические права через оппозиционные политические партии и объединения. Оставаясь в меньшинстве, они не могут в полной мере отстоять собственные интересы, а те времена, когда можно было отвоевать свое право в рукопашном бою, давно прошли.

Наибольшую политическую активность друзы проявляют в Ливане и Израиле. В Ливане основным политическим институтом для реализации политических прав друзов является Прогрессивная социалистическая партия Камаля Джумблата, в Израиле — Коммунистическая партия МАКИ. Как в Ливане, так и в Израиле, в качестве лидеров вышеобозначенных партий выступают друзы — Валид Джумблат и Мухаммед Наффа соответственно.

Интеграция друзов в политические системы ближневосточных стран всегда происходила болезненно. Можно вспомнить многочисленные конфликты друзов с маронитами во второй половине XIX в., противостояние друзской автономии Джабал Друз и правительства Адиба Шишакли в Сирии в 1920-1940-х годах (Princeton, 1987, p. 34), гражданскую войну в Ливане (1975-1990), а также не улаженные по сей день противоречия друзов и официальных властей Израиля. Осознание собственной уникальности и богоизбранности не дает друзам возможности спокойно сосуществовать в вышеперечисленных государствах. Религия друзов утверждает необходимость максимально лояльного отношения к своим соседям. Друзы всегда существовали в форме общины, далекой от политики и включающейся в политические игры только для отстаивания своих прав на сохранение традиционного образа жизни.

Ближний Восток по-прежнему остается одним из наиболее сложных и насыщенных этнополитическими конфликтами регионов мира. И до тех пор, пока друзы находятся в зоне подобных конфликтов, чувство чести и желание любыми путями сохранить самобытность не позволит им спокойно заниматься традиционными видами деятельности, не проявляя социальной и политической активности. Они, как и все горцы, темпераментный народ. Желание нестись на врага верхом с саблей наголо и криком «Во чреве матери я снова появлюсь!» (Hitti, 1966, p. 76) у них в крови. А повод для подобного поведения сегодня есть, ведь под угрозой — этническая идентичность друзов.

Удастся ли друзам сохранить уникальную культурную и религиозную самобытность в будущем? Надеемся, да, так как без существования культурного многообразия невозможен и политический плюрализм, а значит, невозможна демократия. В любом случае, ответ на данный вопрос способно дать лишь время.

Литература

Anis Obeid The Druze and their faith in Tawhid. New York: Syracuse university press, 2006. 609 p.

Brenton B. R. The Druze. Yale: Yale university publishing, 1988. 530 p.

Churchill C. Druzes and the Maronites under the Turkish rule. London: Bernard Quaritch, 1861. 430 p.

Dana N. The Druze in the Middle East: their faith, leadership, identity and status. Portland: Sussex Academic press, 2003. 570 p.

Hitti Ph. K. The origins of Druze people and religion with extracts from their sacred writings. New York: Ams press, 1966. 380 p.

Princeton S. Syria and the French Mandate: The Politics of Arab Nationalism, 19201945. Princeton: Princeton University Press, 1987. 640 p.

Sedan G., Westminster R. K. The olive and the tree. The secret of strength of the Druze. New York: Lantern books, 2007. 412 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.