Р.А. Изаксон
К ВОПРОСУ О ПОЛОЖЕНИИ АРАБСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ ИЗРАИЛЬ
В статье исследовано особое положение арабской части населения в государстве Израиль. Автор поднимает один из наиболее важных вопросов арабоизраильских отношений внутри государства Израиль о равенстве граждан в демократическом государстве по признаку национальности, отношению к религии. В ходе работы приведены различные точки зрения по данной проблематике, сделан вывод о полноправности «арабского меньшинства» в еврейском государстве.
Ключевые слова: государство Израиль, арабское меньшинство, еврейское население, гражданство, права и свободы.
R.A. Izakson
TO THE SITUATION OF THE ARAB POPULATION IN THE STATE
OF ISRAEL
Current paper studies the particular situation of the Arab population in Israel. The author raises one of the most important issues of the Arab-Israeli relations inside the State of Israel, the equality of citizens in a democratic state based on nationality and religion. The work shows the different points of view on this issue, where the conclusions are made of a full-fledged "Arab minority” in the Jewish state.
Keywords: the state of Israel, the Arab minority, Jewish population, citizenship, rights and freedom.
Израиль сегодня согласно Декларации независимости является еврейским государством. В то же время Израиль является многонациональным и демократическим государством, где, наряду с евреями, равные права имеют и все прочие этнические группы вне зависимости от вероисповедания: арабы-мусульмане, арабы-христиане, друзы, бедуины, самаритяне, армяне, черкесы и др. В частности, друзские и бедуинские депутаты, арабские партии и депутаты представлены в кнессете - парламенте страны. Таким образом, Израиль как политическое объединение отличается значительным этнокультурным разнообразием [2]. Будучи одновременно еврейским и демократическим, государство отражает конгломерат самых различных течений и процессов, происходящих в обществе, что и создает полемику между учеными. Классификация формы правления, равно как и политической системы еврейского государства, является предметом спора как среди ученых, так и среди населения.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
135
Дискуссионная трибуна
4(75) 2015
Одним из наиболее острых вопросов, актуальных для Израиля как в момент его становления, так и сегодня - является вопрос комфортного проживания в «еврейском» государстве арабской части населения - граждан Израиля, которые по последним подсчетам (по состоянию на апрель 2015 г) составили 1,73 миллиона человек, т.е. 20,7 % -пятую часть населения страны [5]. Эта категория лиц так же, как и евреи, неоднородна по своему составу. В Израиле проживают арабы-мусульмане, в том числе бедуины, и арабы-христиане, прибывшие в разные эпохи из близлежащих арабских государств и оставшиеся здесь. Примерно 60 % арабов проживают на севере государства - Г алилее, 20 % около границ с Иорданией, а остальные в Негеве и Хайфе.
Один из туристических сайтов в информации о стране указывает: «арабы захватили Эрец-Исраэль в первой половине VII века, тогда же начался процесс “исламизации” и “арабизации” местного населения. В средние века за 250 лет правления крестоносцев здесь осело немало европейцев, выходцев из Германии, Австрии, Англии, Франции, Италии: воины, паломники, торговцы, а то и просто бедный люд, искавший за морем лучшей жизни. После падения власти крестоносцев они приняли ислам и стали частью населения страны» [6].
Особый размах арабская иммиграции в Эрец-Исраэль связана с
заселением территории Палестины евреями в период британского протектората в первой половине XIX в., когда вставал вопрос о создании самостоятельных государств - еврейского и арабского. Необходимо отметить, что количество арабских переселенцев было сколь угодным, тогда как еврейская иммиграция в разные периоды и ограничивалась, и приостанавливалась Великобританией.
Арабы-мусульмане в подавляющем большинстве сунниты, составляют 17,7 % от общего числа населения - около 1,4 миллиона человек, что соответствует 82 % от всего арабского населения [9]. Бедуины составляют примерно 10 % от всего арабского мусульманского населения государства [6]. Это кочевники, живущие в Негеве, пустыне Арав, Иудейской пустыне и Галилее. Они ведут кочевой образ жизни, ночуя в палатках, однако постепенно оседают в деревнях. Процесс перехода от кочевого образа жизни происходит достаточно медленно и зачастую деревни, специально выстроенные для бедуинов, пустуют. Этот народ занимается скотоводством, сельским хозяйством, а в последние годы осваивает ремесла. Бедуины в отличие от остальных арабов на добровольных началах имеют право служить в армии обороны Израиля, что говорит о большей лояльности и доверии к ним со стороны государства.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
136
Дискуссионная трибуна
4(75) 2015
Арабы-христиане составляют около 80 % от всех христиан в Израиле [4], это около 13 % арабов [7] или примерно 1,5 % от всего населения страны (до 130 тыс. человек) [9]. Они в основном проживают в Назарете, Иерусалиме и Хайфе. Среди арабских христиан более половины греко-православные, примерно треть - католики, остальные - иные направления христианства.
Арабское население Израиля зачастую именуется как «израильские арабы», «арабское меньшинство» или «внутренние арабы». Вопрос о полноправности этой категории граждан и взаимоотношениях их с большинством населения неоднозначен. С одной стороны, арабские жители имеют гражданство Израиля, арабский язык признан официальным государственным, арабы участвуют в политической жизни общества в полной мере, выдвигая своих кандидатов в органы государственной власти, которые представляют их интересы; СМИ транслируют передачи на арабском языке, арабскими школьниками изучается предмет «основы ислама», обучение ведется на арабском, в еврейских школах обязательно преподается арабский язык, мусульманские и христианские праздники являются выходными днями для представителей соответствующих конфессий. Кроме того, в стране функционируют мусульманские и христианские суды, действующие в пределах своей компе-
тенции (религиозные споры и повседневные мелкие дела религиозной общины) и санкционированные государством. Однако при всей полноте гражданских, политических, культурных и иных прав, предоставленных арабам, последние не могут призываться в армию (кроме бедуинов). Это обусловлено тем, что войны Израиля с арабским миром породили недоверие к солдату-арабу в Армии обороны Израиля.
Некоторые ученые полагают, что израильские арабы находятся в особом положении и вынуждены обособляться в связи с напряженными взаимоотношениями с соседями и иными факторами.
Так, исследователь Хури Мо-ваффак в своей работе указывает: «Это меньшинство - единственное арабское меньшинство в неарабском государстве, враждебном для большинства стран арабского мира. Государство Израиль для арабского меньшинства символизирует еврейское большинство, которое определяет их жизнь и дает возможность частично наслаждаться правами граждан государства Израиль.
Между группами меньшинства и большинства существуют различия в религии, языке, культуре, демографических характеристиках, национальной идентификации и т.д. Эти различия создают глубокий раскол между двумя группами и в определенной степени влияют на взаимоотношения между ними. Этот раскол существенен и в идео-
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
137
Дискуссионная трибуна
4(75) 2015
логической сфере. Репатриация евреев в Израиль, которая самими евреями воспринимается как торжество сионизма, арабами воспринимается как политика, направленная на то, чтобы ослабить их путем искусственного роста населения еврейского большинства... Конфликт усложняет для арабского меньшинства возможность отождествить себя как гражданина с государством Израиль - государством, конфликтующим со всем арабским народом. Израиль воспринимается как захватчик, который прогнал их со своей земли и отобрал их права. Конфликт затрудняет для израиль-тян-евреев осознать арабов как сограждан и включить в понятие «израильтянин», в них видят пятую колонну. “Пятой колонной” они являются и для арабских стран. Их подозревают, их остерегаются, а сотрудничество представителей арабского меньшинства в Израиле и арабов из соседних стран рассматривается как угроза государственной безопасности арабских стран» [8].
И.Д. Звягельская также считает, что израильские арабы находятся в несколько уязвленном положении: «Арабское меньшинство оказалось в сложнейшей ситуации раздвоенности, когда лояльность к израильскому государству должна была совмещаться с лояльностью и привязанностью к собственному народу и даже к собственным родственникам, оказавшимся по дру-
гую сторону границы. Для израильских арабов проблемы идентификации навсегда остались психологически и политически весьма болезненными. Усиливающаяся «ислами-зация» израильских арабов лишь один из вариантов их самоидентификации. Невозможность социальной реализации в Израиле и демонстрационный эффект арабских революций неизбежно способствуют росту радикализма и национализма в арабской среде, где уже проявляются тенденции ко все большей обособленности в составе Израиля. Вместе с тем, несмотря на ограничители, многие израильские арабы за прошедшие годы адаптировались к жизни рядом с еврейским большинством и, сохраняя культурную самобытность, не отделяют себя от Израиля. Для них решение палестинской проблемы важно как фактор усиления их позиций, как удовлетворение национальных прав, но при этом их собственная судьба (что бы ни говорили экстремисты с обеих сторон) связана с Израилем и с борьбой за равноправие [3. С. 92].
Несмотря на наличие проблем, указанных вышеприведенными авторами, арабы в Израиле являются полноправными гражданами государства со всеми вытекающими привилегиями. Мусульманские учреждения и религиозные центры финансируются органами государственной власти, политическое и иное участие граждан в дела страны допускается в полной мере и пр.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
138
Дискуссионная трибуна
4(75) 2015
Кроме того, Израиль является государством с самым высоким уровнем жизни в регионе, что явно играет на пользу израильским арабам.
Указанную автором точку зрения отражает одна из публикаций в СМИ Израиля:
«Израильские арабы пользуются всеми правами граждан (о которых евреи в арабских странах не могли мечтать)... При этом, израильские арабы освобождены от главной и тяжёлой обязанности -защиты государства. Каждый израильский юноша проходит 3 года срочной военной службы, а затем, до 50 лет - ежегодные военные сборы сроком до месяца. Израильские арабы освобождены от всего этого. Это очень удобное положение, когда имеешь все права, но не выполняешь всех обязанностей. Ни в одной арабской стране у арабов нет таких прав и льгот, как в Израиле. Ни в одной арабской стране араб и его дети не чувствуют себя столь защищёнными, как в Израиле. Ни в одной арабской стране у арабов нет такого уровня жизни, как в Израиле (не считая аравийских нефтяных государств). Ни в одной арабской стране арабы не позволяют немусульманам пользоваться, хотя бы частью тех прав, свобод и льгот, какими арабы пользуются в Израиле. В этом причина того, что рождаемость израильских арабов превышает рождаемость их соплеменников в арабских странах. В этом причина того, что арабы из Палестин-
ской Автономии и арабы из окружающих стран стремятся получить израильское гражданство, часто путём женитьбы на израильских арабках» [1].
Таким образом, вопрос о политическом, социальном и психологическом положении арабских граждан в Израиле остается дискуссионным. С одной стороны, формально они имеют все права, предоставляемые государством, с другой - данная категории лиц находится в особом положении и вынуждена обособляться в связи с недоверием к ним со стороны сограждан, враждебными отношениями Израиля со всем остальным мусульманским миром, борьбой за равноправие в обществе с «еврейским большинством», иными факторами. Так или иначе, государство Израиль, осуществляя принципы демократии, максимально предоставляет права и свободы каждой категории населения, при этом не забывает о государственных интересах и национальной безопасности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Арабы в Израиле - о чем молчат СМИ. URL: http://newsland.com /news/detail/id/1100555/ (дата обращения 07.10.15).
2. Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikpedia.org/ wiki (дата обращения 09.10.15).
3. Звягельская И.Д. История государства Израиль / И.Д. Звягельская. М.: Аспект Пресс, 2012. 359 с.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
139
Дискуссионная трибуна
4(75) 2015
4. Журнал для коллекционеров впечатлений. URL: http://isrageo.com/ 2014/12/25/howcryst/ (дата обращения 05.10.15).
5. Информационное агентство
cursorinfo.co.il. URL: http://cursorinfo.co.il /news/novosti 1/2015/04/21/za--let-naselenie-izrailya-viroslo-v--raz/ (дата
обращения: 05.10.15).
6. Пособие для путешественников мы летим в Израиль! URL: http://www.holyland.ru/p 15/index.html (дата обращения 07.10.15).
7. Путеводитель по Израилю. URL: http://ilgid.ru/history/christians.html (дата обращения 07.10.15).
8. Хури М. Сущность и характерные особенности культуры арабского меньшинства в Израиле / М. Ху-ри // Аналитика культурологии. 2007. № 9. С. 258-260.
9. Yafogat Население Израиля.
URL: http ://yafogatetours. com/naselenie-
izrailya.html (дата обращения 07.10.15).
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
140
Дискуссионная трибуна
4(75) 2015
Ф.С. Мусин
ПОЛИТИКА СССР НА ВНЕШНИХ РУБЕЖАХ В 1939-1945 гг.
В статье рассматриваются мероприятия органов государственного управления СССР по обеспечению безопасности на внешних рубежах. Рассмотрены мероприятия по усилению охраны государственной границы в условиях войны.
Ключевые слова: пограничная политика, война, граница, СССР, Германия, безопасность.
F.S. Musin
POLICY OF THE USSR AT EXTERNAL BOUNDARIES IN 1939-1945
In article actions of state bodies of the USSR for safety at external boundaries are considered. Actions for strengthening of protection of frontier in the conditions of war are considered.
Keywords: boundary policy, war, border, USSR, Germany, safety.
Период с 1939 по 1945 г. характеризовался напряженностью и остротой военно-политической обстановки на внешних рубежах СССР, активными действиями иностранных разведок, многочисленными провокациями. Это обусловливалось сложной международной обстановкой, сложившейся накануне и в ходе Великой Отечественной войны, угрозой, а затем и началом широкомасштабной агрессии против Советского Союза.
С началом Второй мировой войны, вплоть до середины сентября 1939 г. советское правительство воздерживалось от каких-либо действий. И только 17 сентября, когда германские войска уже штурмовали Варшаву, а польское правительство эмигрировало за границу и ее военное поражение стало очевидным, советские войска перешли советско-польскую границу и заняли западные земли Белорусии и Украины, отторгнутые Польшей в начале 20-х гг. ХХ в. У Советского Союза и Германии появилась общая граница. В условиях соприкосновения советских и германских войск в конце сентября 1939 г. страны заключили договор «О дружбе и границе», которым оформлялись новые геополитические реальности на территории Польши, Прибалтики, западных районов СССР. Новая линия государственной границы СССР по линии рек Нарев, Буг, Сан была отодвинута на запад от жизненно важных центров СССР на 250 - 300 км. Освобожденные районы решением сессии Верховного Совета СССР от 1 и 2 ноября 1939 г. были включены соответственно в состав Украинской и Белорусской ССР.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
141