Научная статья на тему 'Этногражданское движение в республике Молдова: этап переосмысления (90-е - начало 2000-х гг. )'

Этногражданское движение в республике Молдова: этап переосмысления (90-е - начало 2000-х гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА / ГАГАУЗИЯ / ПРИДНЕСТРОВЬЕ / ЯЗЫКОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ГИМН / ГЕРБ / СОЦИАЛЬНАЯ УСТАЛОСТЬ / ETHNIC AND CIVIL MOVEMENT / REPUBLIC MOLDOVA / GAGAUZIA / TRANSNISTRIA / LANGUAGE PREFERENCES / ANTHEM / COAT OF ARMS / SOCIAL FATIGUE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанов В.П.

В публикации продолжается разговор об этногражданском строительстве в Республике Молдова. Рассматривается процесс этногражданского движения в странев 90-х начале 2000-х годов. Обращается внимание на раскол самоидентификации в центре страны и в регионах.Более подробно автор останавливается на рассмотрении ситуации в правобережных регионах страны. Объясняется внимание на проблему социальной усталости населения, дающую о себе знать вплоть до настоящего времени. По мнению автора именно, это состояние, сложившееся в обществе к концу 90годов и способствовало приходу коммунистов к власти. Это времяв этногражданском строительстве автор условно обозначает как «этап переосмысления».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC CIVIL MOVEMENT IN THE REPUBLIC OF MOLDOVA: THE RETHINKING STAGE(90S - BEGINNING 2000S)

The paper continues the theme of ethnic and civil formation in Republic Moldova. The process of ethno-civil movement in the country in the 90s early 2000s is considered. The author pays attention to the split of self-identification in the center of the country and in the regions. The author dwells on the situation in the right-Bank regions of the country in more detail. The attention to the problem of social fatigue of the population, which makes itself felt up to the present time, is explained. According to the author, it was the state of society at the end of the 1990s that contributed to the rise of Communists to power. The author calls this time in ethnic and civil formation in Republic Moldova «a stage of rethinking».

Текст научной работы на тему «Этногражданское движение в республике Молдова: этап переосмысления (90-е - начало 2000-х гг. )»

УДК 94

СТЕПАНОВ В.П.

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой социальных наук и этнонациональных процессов, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: vpstepanovpochta@gmail.com

UDC 94 STEPANOV V.P.

Doctor of Historical Sciences, Professor, head of the Department of Social Sciences and Ethno-National Processes, Orel Turgenev

State University E-mail: vpstepanovpochta@gmail.com

ЭТНОГРАЖДАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА: ЭТАП ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ (90-Е - НАЧАЛО 2000-Х ГГ.)

ETHNIC CIVIL MOVEMENT IN THE REPUBLIC OF MOLDOVA: THE RETHINKING STAGE(90S - BEGINNING 2000S)

В публикации продолжается разговор об этногражданском строительстве в Республике Молдова. Рассматривается процесс этногражданского движения в странев 90-х - начале 2000-х годов. Обращается внимание на раскол самоидентификации в центре страны и врегионах.Более подробно автор останавливается на рассмотрении ситуации в правобережных регионах страны. Объясняется внимание на проблему социальной усталости населения, дающую о себе знать вплоть до настоящего времени. По мнению автора именно, это состояние, сложившееся в обществе к концу 90- годов и способствовало приходу коммунистов к власти.

Это времяв этногражданском строительстве автор условно обозначает как «этап переосмысления».

Ключевые слова: этногражданское движение, Республика Молдова, Гагаузия, Приднестровье, языковые предпочтения, гимн, герб, социальная усталость.

The paper continues the theme of ethnic and civil formation in Republic Moldova. The process of ethno-civil movement in the country in the 90s - early 2000s is considered. The author pays attention to the split of self-identification in the center of the country and in the regions. The author dwells on the situation in the right-Bank regions of the country in more detail. The attention to the problem of social fatigue of the population, which makes itself felt up to the present time, is explained. According to the author, it was the state of society at the end of the 1990s that contributed to the rise of Communists to power.

The author calls this time in ethnic and civil formation in Republic Moldova «a stage of rethinking».

Keywords: ethnic and civil movement, Republic Moldova, Gagauzia, Transnistria, language preferences, anthem, coat of arms, social fatigue.

Напряженность в Республике Молдова (Пруто-Днестровские районы) несколько снизилась после прихода к власти в феврале 1994 г. Аграрно-демократической партии.

Новая политика ознаменовалась ослаблением преследования граждан по языковому признаку 47. Наступило время частой смены правительств и перетягивания политического «каната». Жизнь показала, что ряд законодательных актов нуждается в пересмотре. Так, провозгласившая суверенитет Республика Молдова, которая пошла по пути капиталистического развития, занялась пересмотром основного закона -Конституции государства, ибо прежний документ 1978 г. явно не отвечал новому выбранному курсу.

Приход свежих политических сил позволил поднять этот вопрос, и новая Конституция была принята 29 июля 1994 г. Основной закон Республики Молдова имеет много общего с Конституцией Франции. Иные условия постсоветской жизни, другая расстановка внутренних и внешних политических сил, и авторитетов заставляли обратить внимание и на права национальных

меньшинств. По мнению доктора истории, экс-депутата Парламента Молдова П.М. Шорникова, «Основной закон республики провозглашал приоритет международных прав и свобод, отказ от обязательной для граждан государственной идеологии, фиксировал существование как публичной, так и частной собственности, а среди „основополагающих факторов экономики" первым называл рынок» [29, с. 218] 48. Конституция закрепляла за молдавским языком на основе латинской графики государственный статус, определяла положение других языков, функционирующих на территории государства. Русскому языку отводился особый статус, отличный от региональных языков [29, с. 218] 49. В преамбуле к Конституции Республики Молдова, среди прочего, подчеркивается стремление «к удовлетворению интересов граждан иного этнического происхождения, составляющих вместе с молдаванами народ Республики Молдова». Здесь же отмечается приверженность общечеловеческим ценностям и общепризнанным принципам, и нормам международного права. Последний принцип отражен и в разделе I, ст. 4 и 8 [18].

© Степанов В. П. © Stepanov V.P.

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)

В ст. 10 этого же раздела говорится о единстве народа и праве на самобытность. В п. 2 ст. 10 указывается, что «государство признает и гарантирует право всех граждан на сохранение, развитие и выражение этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности» (статья содержит право на перечисленные формы идентичности).

Ст. 13 Основного закона регламентирует функционирование языков на территории государства. Государственным языком Конституция РМ провозгласила молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики (п. 1). Пункт 2 данной статьи «признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского языка и других языков, используемых на территории страны» (право на языковую идентичность). Здесь следует обратить внимание на факт закрепления конституционной статьей новой схемы функционирования языков, введенной еще законом о языках 1989 г.

В Конституции декларируется равенство граждан «перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии» и т. п. (ст. 16.). Ст. 17-19 определяют гражданскую идентичность, в ст. 35, освещающей право на образование в республике, говорится, что «государство обеспечивает в соответствии с законом право лица на выбор языка воспитания и обучения».

Неразрешенный конфликт с Приднестровьем и противостояние в южных районах республики в местах компактного проживания гагаузов заставили пришедших к власти аграриев сделать соответствующие выводы, включить в Конституцию ст. 111, регламентирующую возможность обретения «особых форм и условий автономии в соответствии с особым статусом, установленным органическими законами»150.

Конституция принималась в уже расколотой молдово-приднестровским конфликтом РМ. Выстрелы звучать перестали, но неурегулированность и противостояние сохранялись. В этих непростых условиях принимается новая Конституция, действие которой распространяется лишь на Пруто-Днестровские регионы. Причем сложилась парадоксальная ситуация, когда, как отметил исследователь М. Н. Губогло, Конституцию Республики Молдова принимал Парламент Молдовы, в котором не было ни одного представителя от Приднестровья, жители же левого берега активно строили свою государственность [4, с. 13] 51. Подобного рода подход сохраняется и в настоящее время. Сегодня среди парламентариев нет, например, ни одного украинца, который бы защищал интересы своего этнического сообщества, о русских вообще речь не идет.

Помимо конфликта на Днестре первая половина 90-х ознаменовалась противостоянием на юге республики. Толчок к нагнетанию напряженности придал тот же языковой вопрос, который привел к появлению разнопо-лярных организаций в Кишиневе в форме «Народного фронта Молдовы» (национал-радикальной направленности). Подобного рода организации возникали практи-

чески во всех союзных республиках накануне распада большой страны, что позволяет сделать вывод о целенаправленной и подготовленной системе раскола Союза по национальному признаку. В качестве антагонистического Народному фронту объединения выступило интернационалистское движение «Унитате-Единство» [29; 2, с. 13-41] 52. На юге страны весной 1988 г. образуется дискуссионный клуб «Гагауз халкы», который годом позже становиться политической партией, возглавившей борьбу гагаузов за создание Гагаузской автономии еще в составе МССР.

Следует напомнить, что гагаузское население компактно проживает в молдавском и украинском Буджаке вместе с переселившимся с ним в одно время, в конце XVIII - первой трети XIX в., болгарским населением [14; 13; 3; 36; 39; 21] 53. Общность исторических судеб, длительность совместного проживания в буджакской степи способствовали укреплению контактов между представителями этих двух этнокультурных сообществ, сформировали атмосферу симпатии и взаимопонимания. Потому понятно включение в процесс этнополити-ческого строительства гагаузов, болгар, проживающих в соседнем Тараклийском районе Республики Молдова и симпатизирующих процессам, начавшимся в 19881989 гг.

Здесь необходима краткая предыстория. Дело в том, что идея болгаро-гагаузской автономии впервые возникла еще в 1924 г. Тогда вопрос создания такой автономии, после освобождения Бессарабии, был озвучен в «докладной записке о необходимости создания Молдавской Советской Социалистической Республики», подготовленной Г. Котовским, П. Ткаченко и группой румынских коммунистов. Данный документ рассматривался в ЦК РКП(б) и в ЦК КП(б) Украины [31, с. 313] 54. После возвращения Бессарабии в состав России (СССР) многих участников данного процесса репрессировали. В ходе оформления Молдавской Советской Социалистической Республики произошло национально-территориальное размежевание между молдаванами и украинцами. В состав Украины были включены районы МАССР с преобладавшим украинским населением, а также Измаильский, Килийский, Аккерманский и часть Хотинского уездов Бессарабии. Территория компактного проживания болгар и гагаузов оказалась поделенной между УССР и МССР [31, с. 322] 55.

Позже, в 1957 г., известный молдавский историк-болгарист И.И. Мещерюк в письмах, адресованных Первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву предложил создать Болгаро-Гагаузскую автономию, а позже (в другом обращении) болгаро-гагаузский национальный округ или область [6, с. 83 - 84] 56.

Данная инициатива была болезненно воспринята представителями среднего звена партийного руководства, особенно на Украине [6, с. 84] 57, которая в недавнем прошлом пополнила свои территории названными уездами, ранее входившими в состав Бессарабии. В последующем, вплоть до 1989 г., гагаузская тема была закрыта.

Истоком особого внимания к гагаузской проблеме и к происходящему на юге Молдавии послужил прецедент организации знаменитого волонтерского похода на гагаузов (25-30 октября 1990 г.), который возглавил политический авантюрист в должности премьер-министра республики М. Друк.

Властям все же хватило политического здравомыслия и воли остановить назревающий конфликт. В немалой степени нормализации ситуации способствовали войска МВД СССР, защитившие население Гагаузии. Следует учитывать еще один фактор. В тот период рабочий класс и крестьянство отличались серьезной организованностью. Нельзя забывать, что на них многие годы оказывала влияние компартия и советская идеология. Воспитанные в духе патриотизма и интернационализма рабочие и отдельные крестьянские коллективы выступили в поддержку гагаузов. Так поступили и тира-спольчане, отправившиеся на помощь гагаузам, вооружившись всего лишь подручными средствами защиты.

Руководство Кишинева также понимало, что с двумя очагами напряженности, в Тирасполе и в Комрате, ему не совладать. Все это в немалой степени способствовало тому, что на юге Молдовы было создано автономное беспрецедентное образование - Гагаузия (Гагауз-Ери). Законодательными актами, обеспечивающими легитимность существования автономии, выступают: закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» № 344-XIII от 23 декабря 1994 г. (Мониторул Офичиал № 3-4. 14 января 1995 г.) и Уложение Гагаузии. Высшим органом Гагаузии выступает Народное собрание, высшим исполнительным лицом - Башкан, который одновременно является членом Правительства Республики Молдова. В Гагаузии провозглашены три официальных языка: государственный - молдавский, гагаузский и русский. В силу еще советского наследия основная масса учебных заведений Гагаузии работает на русском языке, что вызывает неоднозначное отношение к ним кишиневских властей.

Необходимо подчеркнуть, что за данными, говорящими об обеспечении гагаузской автономии законодательным подкреплением, стоит тяжелое время противостояния между Кишиневом и Комратом, которое началось в 1989 г. и даже после вступления Закона об особом правовом статусе приобрело черты скрытого конфликта. Проявляется это в виде давления на все стороны жизни региона, действий политических партий, распространяющих влияние через своих агентов в Башканате и на местах. Такая ситуация стала политической традицией с 2001 г., когда правящая партия коммунистов прочно заручилась поддержкой юга и буквально распространила свое влияние на регион, который даже получил название самого красного (коммунистического региона). Но с приходом альянса ситуация на глазах стала меняться. На должности назначались лица, представляющие интересы только новой власти. Произошла рокировка сил в Башканате. Все это в значительной степени свидетельствует об уязвимости гагаузской автономии de facto.

Что касается дальнейшей судьбы Гагаузии, то она достаточно специфична. Реалии автономно-территориального положения постепенно низвели ее статус лишь до культурной автономии, которая в настоящее время даже в плане функционирования языков, особенно в сфере образования, испытывает серьезное вмешательство со стороны Кишинева.

Вот как комментирует сложившуюся ситуацию известный общественный и политический деятель Гагаузии М.В. Кендигелян: «Ни Парламент нескольких созывов, ни меняющие друг друга правительства Республики Молдова так и не привели действующее законодательство и нормативные акты в соответствие с законом „Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)". Более того, Парламент продолжал и продолжает принимать законы, а Правительство - нормативные акты, ущемляющие или не учитывающие интересы автономии» [17, с. 417] 59.

Важно отметить, что в ходе этнополитической мобилизации на юге Молдавии в начале 90-х гг. вновь возникает идея создания гагаузско-болгарской автономии. Причем она получает определенную поддержку на местах как в Молдавии2, так и на Украине [40, с. 214]. Эта идея была весьма неоднозначно воспринята руководством Кишинева, который постарался сделать все для создания противоречия в среде мобилизованной болгарской и гагаузской элиты, чтобы подобного рода союз болгар и гагаузов не состоялся [38, с. 189].

Необходимо отметить, что в годы перемен изменялась и политика в отношении судьбы Буджака. Так было в далеких 1812, 1924 гг., во время хрущевской «оттепели» 1957 г., в условиях горбачевской перестройки 1989 г. и позже, в период оформления Гагаузской автономии. Важно обратить внимание на тот факт, что с приходом либерал-радикальных сил (еще один виток перемен) вопрос о судьбе гагаузской автономии и будущности ее уникального населения вновь стоит на повестке дня.

Молдавское административно-территориальное устройство государства сложилось окончательно к 2001 г. Тогда парламент страны принял закон № 764 от 27 декабря 2001 г. «Об административно-территориальном устройстве Республики Молдова»3 . Согласно этому документу, РМ включает в себя два администрантивно-территориальных образования: Гагаузскую автономию и территорию левобережья Днестра («административно-территориальные единицы Левобережья Днестра, которым могут быть предоставлены особые формы и условия автономии», прил. 4 цитируемого закона). При этом следует отметить, что официальный Кишинев контролирует всего около 4 % территории левобережья Днестра. Это шесть школ с румынским языком обучения, комиссариат полиции (с ограниченными приднестровскими властями полномочиями) и пенитенциарная больница для больных туберкулезом в г. Бендеры4.

На воспитание патриотических и гражданских чувств большое влияние оказывает государственная символика: герб, флаг и гимн. Как и во многих странах

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)(ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)

новых демократий, в последние годы существования МССР эти атрибуты претерпели изменения.

3 ноября 1990 г. вступил в действие закон «О Государственном гербе Советской Социалистической Республики Молдова», отменивший Положение о Государственном гербе Молдавской Советской Социалистического Республики, утвержденное указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР 7 мая 1981 г. [1]. Согласно закону, новый герб «представляет собой пересеченный по горизонтали щит, в верхней части которого - красное поле, в нижней - синее. В центре щита изображена голова зубра, между рогами которого - восьмилучевая звезда, справа от головы пя-тилепестковая роза, слева - полумесяц, обращенный и наклоненный вправо. Все элементы на щите золотистые (желтые). Щит помещен на груди орла, изображенного в натуральную величину, держащего в клюве золотой крест (орел-крестоносец), в когтях правой лапы - зеленую оливковую ветвь, левой - золотой скипетр» [7].

Практически тогда же в трансформирующейся, но еще советской Молдавии законодательно вводится новый флаг. Своим решением от 24 мая 1990 г. парламент принимает постановление «Об утверждении Положения о Государственном флаге Молдавской Советской Социалистической Республики Молдова», второй пункт которого признал утратившим силуПо-ложение о Государственном флаге Молдавской ССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР от 24 декабря 1955 г. (в редакции Указа Президиума Верховного Совета Молдавской ССР от 5 марта 1981 г.). Новый «Государственный флаг Молдавской ССР - триколор - представляет собой прямоугольное полотно, состоящее из трех равных цветных полос, расположенных вертикально в следующей последовательности от древка: синяя (лазурная), желтая и красная. В центре, на полосе желтого цвета, помещен Государственный герб Молдавской ССР. Соотношение между шириной герба и длиной флага равняется 1:5, соотношение между шириной и длиной флага - 1:2» [25].

К провозглашению независимости 27 августа 1991 г. в границах бывшей Советской Молдавии республика подошла с новой государственной символикой.

Сложный и нелегкий путь был уготован молдавскому гимну. Накануне обсуждения проекта Конституции под давлением фракции «Социалистическое единство» 7 июля 1994 г. парламент отменил исполнение текста «Воспрянь, румын!» в качестве гимна. По воспоминаниям П. М. Шорникова, собрать большинство для замены флага и герба левые аграрии были уже не в силах [30, с. 323]. В связи с этим члены фракции «предложили исключить из проекта Конституции описание флага и герба: их, как и гимн, надлежало утвердить органическими законами» [30, с. 323]. На заседании парламента 21 июля 1994 г. снова был поднят вопрос о молдавской символике. Попытка левых обратиться к гербу и флагу времен Стефана Великого не получила поддержки основной массы аграриев. Раскол в парламенте грозил сорвать принятие Конституции [30, с. 325].

Закон «О Государственном гимне Республики Молдова»[10] был принят чуть позже, чем утверждены герб и флаг, - 22 июля 1995 г. О том, что языковой вопрос в первой половине 90-х гг. стоял очень остро, определяя многие политические решения, свидетельствуют слова текста нового гимна Республики Молдова, который исполняется только на государственном языке.

Limba noastra-i o сотоага Наш язык, наш клад нетленный, 1п addncuri mfundata, От безверия укрытый, ип §img de piatra гага Свет жемчужин драгоценных, Ре то^е revarsata. Над Отчизною разлитый __[20, с. 44].

Принятый в трансформационный период текст песни «ЫшЪа иоаБМ» («Наш язык») на стихи Алексея Матеевича (1, 2, 5, 8, 12-я строфы) в качестве гимна Республики Молдова [10, ст. I] можно назвать гимном языку. Остро стоявшая языковая проблема четко отразилась в принятии решения парламента относительно смысловой нагрузки гимна. В полиэтнической стране, с крайне обостренной языковой ситуацией подобный гимн не мог выступить в качестве консолидирующей силы в сфере гражданского строительства.

Перечисленные нормативно-законодательные акты были новыми и непривычными для населения республики. Положение нельзя сравнить даже с первыми годами Советской власти, когда вновь принятая пролетарская символика, в конце 80-х столь привычная, воспринималась далеко не однозначно.

Гагаузия также обладает своей символикой. Она появилась после предоставления региону автономного статуса в составе Республики Молдова. Флаг территориально-административного образования представляет собой прямоугольное полотно, состоящее из трех цветных полос, расположенных горизонтально в следующей последовательности сверху вниз: синяя (лазурная) - 60 % ширины флага, белая и красная - равные по ширине полосы по 20 %. Золотистые звезды располагаются равносторонним треугольником на синем фоне. Расстояние от центра первой звезды до древка - 30 см, расстояние от центра этой же звезды до краев синей полосы по ширине и расстояние от центров звезд по отношению друг к другу равно 30 см. Диаметр описанной окружности звезды соответствует 15 см. Соотношение между шириной и длиной флага - 1:274 [23].

Гагаузский герб представляет собой геральдический щит, в нижней части которого на белом поле желтый (золотистый) полукруг восходящего солнца. По бокам щита симметричнорасположен национальный орнамент. Сам щит обрамлен золотистыми (желтыми) колосьями, которые окружены флагом Гагаузии. В нижней части, за пределами щита, условным изображением выделены виноградные листья и гроздья. Над геральдическим щитом расположены равносторонним треугольником три желтые (золотистые) пятиконечные звезды.

В черно-белом изображении щит и геральдические фигуры, входящие в композицию, выполнены контурно, в соответствии с условными знаками, используемыми в геральдической науке.

Герб Гагаузии размещается в определенных законодательством местах наряду с государственным гербом Республики Молдова [24]. В Гагаузии законодательно утвержден гимн автономии [12], подчеркивающий ценностное отношение к региональной специфике края и направленный на этнорегиональную мобилизацию населения.

Край мой край, Ты красив как узор, Гагаузская земля - Буджак! Гагаузия, ты гостеприимна! Мой дорогой народ, Твой флаг высоко поднимается... Если новая Конституция Республики Молдова и не повлияла на урегулирование приднестровской проблемы, то, в определенной степени, сказалась на процессе стабилизации в обществе. Ее принятие ознаменовало собой в какой-то мере либерализацию национальной политики в Молдове. В государственном строительстве был преодолен очередной этап.

Приход новых политических сил и сложившаяся в республике обстановка привели в апреле 1994 г. к приостановлению Парламентом Республики Молдова аттестации отдельных категорий служащих на знание государственного языка. Тогда же была создана парламентская комиссия, которая совместно со специалистами пришла к выводу о том, что одной из причин, препятствующих проведению аттестации, послужила нереальность сроков, выделенных для овладения государственным языком, вызывали нарекания и численность, а также профессиональный уровень педагогов, призванных работать на курсах по изучению государственного языка5.

Однако изменившаяся ситуация не привела к увеличению представительства национальных меньшинств в государственных учреждениях Республики Молдова [41, с. 53-55].

Еще одним событием ознаменовался 1994 г.: 13 августа была обнародована Концепция развития образования в Республике Молдова, вызвавшая определенную реакцию на страницах прессы [16; 29, с. 120-129]. Критики Концепции, в частности, обращали внимание на проблему регламентации доступа к образованию, отсутствие в обсуждаемом документе пункта о правах родителей на выбор языка обучения [29, с. 121-122]. Столь активное внимание к данному документу объясняется по-прежнему остро стоявшим в обществе языковым вопросом.

В 1995 г. вступает в силу закон Республики Молдова «Об образовании» (№ 547 от 21 июля 1995 г.) [8]. В ходе подготовки этого важного для республики документа был учтен ряд положений, прозвучавших в процессе обсуждения Концепции образования. В законе были указаны цели образования (ст. 5), среди которых:

«в) уважение к правам и свободам человека независимо от его этнической принадлежности, социального происхождения и отношения к религии - принципам, закрепленным в Уставе Организации Объединенных Наций;

с) подготовка ребенка к жизни в свободном обществе в атмосфере взаимопонимания, мира, терпимости, равенства между полами и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами.. ;

е) воспитание уважения к родителям, к самобытности, языку и культурным ценностям своего народа, а также к национальным ценностям страны проживания, страны происхождения и других культур».

Данный закон гарантирует право на образование «независимо от национальности, пола, расы, возраста, религии, социального происхождения и положения, политической принадлежности, наличия или отсутствия судимости» (ст. 6, п. 1). Опираясь на Конституцию и ст. 18, 19, 20 закона «О функционировании языков на территории Республики Молдова», он предусматривает право на выбор языка обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях образования» (ст. 8), а также подчеркивает право граждан на воспитание и обучение на родном языке, обеспечение создания «необходимого количества учебных заведений, классов, групп, а также условий для их функционирования» (ст. 8, п. 2).

Важным демократическим проявлением документа является наделение родителей и опекунов правом:

а) выбирать для детей учебные заведения и язык обучения;

б) требовать соблюдения в учебном заведении прав и свобод ребенка (ст. 60).

Одновременно закон обязывает все учебные заведения страны обучать учащихся государственному языку Республики Молдова (ст. 8. п. 3). Причем для выпускников высших учебных заведений обязательно знание государственного языка в пределах программы соответствующего учебного заведения (ст. 58). Закон допускает также открытие высших учебных заведений с обучением и на других языках помимо государственного (ст. 25).

Одним из принципов, продекларированных законом, стал светский характер государственного образования, его свобода «от партийно-идеологической, политической, расовой и национальной дискриминации» (ст. 4).

Трансформация в условиях становления демократических институтов прослеживается и на уровне местного законодательства. Длительный процесс диалога между Кишиневом и Комратом дал свои положительные результаты. Как уже отмечалось выше, 23 декабря 1994 г. парламентом был принят закон Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» (№ 344-ХШ от 23 декабря 1994 г.). Буквально через год, 31 октября 1995 г., Народное Собрание Гагаузии принимает «Местный закон о функционировании языков на территории Гагаузии (Гагауз Ери)» (№ 3-^Л от 31.10.95). Закон был принят, как указывается в его преамбуле, в целях обеспечения функционирования молдавского, гагаузского и русского языков, использования украинского, болгарского и других языков на территории Гагаузии. В итоге в селе Ферапонтьевка Комратского района, практически единственном насе-

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)

ленном пункте Гагаузии, где преобладает украинское население, учащиеся гимназии имеют возможность изучать свой родной язык.

Аналогичная ситуация наблюдается и в соседнем Тараклийском районе6 (с компактным проживанием болгаского населения), где в украинском с. Мусаит также созданы условия для изучения родного языка7.

Рубеж 2000-х гг. насыщен противоречиями. С одной стороны, на приведенных примерах можно проследить попытку обеспечить этнокультурные права полиэтнического сообщества Республики Молдова. С другой -основным и наиболее серьезным противником в деле построения новой языковой схемы в государстве и в культурном строительстве продолжает выступать русский язык, которого новая элита опасается и продолжает всячески избегать. Петр Лучинский, второй Президент Молдовы, в своей книге «Молдова и молдаване» подчеркивает мысль о том, что придание государственного статуса русскому языку в республике невозможно. По мнению экс-руководителя страны, это приведет к тому, что румынский язык будет отодвинут на второй план. Появятся баррикады между молдаванами и русскими, отдалится Приднестровье и Гагаузия [19, с. 296]. При этом нельзя забывать, что именно непридание русскому языку статуса государственного породило в республике противостояние регионов. И лишь в последующем к этому прибавились боль непонимания, экономические и политические амбиции и интересы.

Как видно из реалий, все проистекает именно так, как предрекал Петр Кириллович, с той лишь разницей, что русский язык так и остается без статуса. Этот факт, естественно, повлиял на миграционную составляющую. Начиная с 1989 г. количество русских в Молдове сократилось на 196 тыс. человек. Только за период с 1990 по 1997 г. республику покинули 8,5 % русских. Практически каждый третий русский уехал из страны [32].

По инициативе Президента П.К. Лучинского 30 марта 2000 г. выходит указ № 1396 от 30 марта 2000 г. «О проведении этнофольклорного фестиваля». Этому же вопросу было посвящено решение Правительства Республики Молдова «О проведении этнофольклор-ных фестивалей», № 1106-596 от 7 апреля 2000 г. В Кишиневе и уездах (уезды сохранялись в республике до 2002 г.)республики 4 июня 2000 г. прошел Первый республиканский этнофольклорный фестиваль, организованный Департаментом межэтнических отношений совместно с Министерством культуры РМ и органами местного управления. 29 января 2002 г. выходит постановление Правительства Республики Молдова № 82 «Об этнокультурном фестивале» [27].

В определенной степени этнофольклорный фестиваль на несколько лет отвлек внимание лидеров этнокультурного движения от нерешенной проблемы русского языка в республике.

Последнее двадцатилетие ХХ в. оказалось очень насыщенными в этнополитической жизни всего постсоветского пространства8. Бывшие союзные республики

столкнулись с массой внутренних и внешних вызовов в процессе проистекающих одна за одной трансформаций. Наряду со многими изменениями в странах постсоветского пространства сформировался новый институт лидеров, не всегда заинтересованных в сохранении доброй памяти о недавнем прошлом.

В общей характеристике идеологии стран бывшей советской системы стала превалировать критика недавней действительности со стороны официальных властей. Появились многочисленные исследования малоизвестных периодов диктатуры пролетариата, репрессий, проблемы вождизма. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Молдове начала 90-х гг. Так, избранный в марте 1990 г. Верховный Совет МССР во главе с М. Снегуром 23 июня 1990 г. объявил незаконным Советско- германский договор о ненападении, больше известный как Пакт Молотова-Риббентропа [26; 22, с. 396]. Проводился целый ряд научных конференций, посвященных этой проблеме, периодическая печать проявляла к ней повышенный интерес.

На Украине проистекали аналогичные процессы - осуждение сталинского режима, того же Пакта Молотова-Риббентропа, курса ленинской политики и самого вождя мирового пролетариата9.

Внимание к негативным сторонам советского прошлого имело место и в России: вышел цикл исторических работ, посвященных ГУЛАГу, культу личности, золоту партии, преступлениям КГБ и т. п., публиковались произведения, подготовленные плеядой интеллигентов - учеными, писателями, журналистами, активно осуждающими советское прошлое (особенно сильны эти тенденции были в 90-е годы). На Украине вышли в свет работы, где была дана негативная оценка Голодомора, репрессий, роли отдельных личностей в борьбе за независимость (в разные периоды истории -И. Мазепа, С. Бандера и др.).

М.Н. Губогло в монографии «Может ли двуглавый орел летать с одним крылом?», посвященной законотворчеству в сфере этногосударственных отношений в России, констатировал, что нередко «с помощью зомбирующих стереотипов вся история советского периода изображается в черных красках.... Одновременно замалчиваются или вовсе отрицаются реальные успехи в построении одной из двух влиятельных сверхдержав. Парадокс, рожденный этим противоречием - отмежеванием от советской истории и неоплаченным долгом именно перед этой же историей, сегодня является едва ли не самым сильным тормозом на пути формирования единой для всех граждан, независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности, общероссийской гражданской идентичности» [5, с. 46-47].

Ученый характеризует ситуацию, сложившуюся в многонациональной, разделенной на автономии и республики, России. Однако в его наблюдениях прослеживается много общих черт с Молдовой, которая столкнулась с точно такой же проблемой, причем, наверное, в более острой форме - по отношению к истории (к советскому прошлому, самому названию истории

как предмета, изучаемого в школах) и к территориальной целостности республики (последствия молдово-приднестровского конфликта, специфика гагаузской автономии, становление которой пришлось на эти годы). Кроме того, следует учитывать небольшие размеры государства, где протекают названные процессы и предпринимается множество манипуляций, в которые оказываются вовлеченными его граждане, на протяжении длительного времени сделавшие свой выбор и сформировавшие свои ценности. Особенно заметно это в городах.

С.Г. Кара-Мурза, рассуждая о влиянии манипуля-тивных технологий на современного человека, справедливо констатирует, что особенности сознания советских людей, привыкших доверять средствам массовой информации и столкнувшихся с обманом в начале трансформации общества, привели к тому, что они «утратили, хотя бы временно, способность к рассуждению исходя из здравого смысла». Причем автор подчеркивает, что это коснулось всех, «за исключением сельских жителей» [15, с. 335]. Сейчас правильнее было бы утверж-

дать, что эти процессы, хотя и замедлились в сельской местности, но все же идут. Тем не менее, если согласиться с тезисом Кара-Мурзы, получается, что основная часть жителей республики сохранила трезвую историческую память. Десятилетие экспериментов, стремление к лучшей жизни у большинства не увенчались успехом. Здесь и сработала сохранившаяся историческая память и вера в позитивность будущего. Возможно поэтому Коммунистическая партия Молдовы победила в парламентских выборах 2001 г. с таким большим отрывом от конкурирующих партий. Думается, люди голосовали не только за идею, но и за стабильность. Народ испытывал ностальгию по отношению к коммунистическому прошлому, прежде всего как ко времени, когда он лучше и спокойнее жил. Люди стали уставать от напряженной, сложной жизни, у них начала накапливаться социальная усталость.

Однако, приход тех, кто именовал себя коммунистами незначительно изменил ситуацию к лучшему. Название политического бренда мало соответствовало его содержанию.

Примечания

23 декабря 1995 г. Парламент Республики Молдова утвердил Закон об особом юридическом статусе Гагауз Ери (Гагаузия): nr 344-XII //[9].

2 Резолюция собрания представителей трудовых коллективов района от

16 апреля 1989 г. подчеркивала: «Считать создание Гагаузско-болгарской Автономной Советской Социалистической республики на юге Молдавии в составе Молдавской ССР единственным верным путем разрешения всех социально-экономических и культурных проблем» [38, с. 189].

3Опубликован: 29.01.2002 в Monitorul Oficial Nr. 16 статья №: 53. Изменения:

ЗП52 от 28.03.13, M083-90/19.04.13 ст.273 ЗП26 от 01.03.13, M069-74/05.04.13 ст. 217 ЗП229 от 25.10.12 МО254-262/14.14.12 ст.838 ПМ053 om 17.03.12, М053/17.03.13 ст. 6 ЗП41 от 17.03.11, М058/12.04.11 ст.145; 3n106-XVIII от 17.12.09, МО 197-200/31.12.09 ст.646; ЗП88-ХУ1 от 24.04.08, М086-87/16.05.08 ст. 304ПМ0203 от 28.12.07, М0203-206/28.12.07 ст.35-ЗП90-Х¥! от 05.04.07, М060-63/04.05.07 ст.281; 3n87-XVI от 29.03.07, М057-59/27.04.07 ст.270; 3m63-XVI от 28.07.06, М0131-133/18.08.06 ст.681, вступают в силу со дня назначения даты всеобщих местных выборов 2007 г.; ЗП124 от 18.03.03, М049 19.03.03 ст.213 вступают в силу с даты всеобщих выборов; ЗП37 от 14.02.03, М027-29/28.02.03 ст. 110; PKS12 от 05.03.2002, М040 21.03.02.

"Школы с румынским языком обучения и другие учреждения, подчиняемые

молдавским властям на территории Приднестровской республики выплачивают коммунальные услуги по тарифам Республики Молдова без дотаций и льгот, которые имеют учебные заведения ПМР, работающие в правовом поле Приднестровья.

Принятый в 1992 г. закон «О языках» обеспечил развитие и сохранение традиционно функционирующих языков, развитие литературы, науки и искусства, телевидения и радиовещания, издание книг, газет и журналов, выпуск словарей, справочников, программ учебно-методической литературы на трех языках.

Из общего количества посещающих государственные и негосударственные организации дошкольного и общего образования 85,7 % детей обучаются и воспитываются на русском языке, 11 % на молдавском языке, 1,5 % на украинском языке и 1,7 % - на румынском.Всего в Приднестровье 158 дошкольных учебных заведений, 178 дневных общеобразовательных учреждений государственной и негосударственной форм собственности.

Крупнейшим научным, образовательным и культурным центром в Приднестровье является Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, в котором обучается свыше 10 тыс. студентов, реализуются более 90 направлений (специальностей) и профилей (специализаций) подготовки. В состав ПГУ входят 4 института и 8 факультетов. Учебный процесс обеспечивают свыше 300 профессоров, докторов и кандидатов наук, в том числе из вузов России, Украины, Молдовы.

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко образован в 1992 г. Указом Президента ПМР № 158 от 25 июля 1992 года путем слияния двух существующих вузов - Тираспольского государственного педагогического института (образован решением Наркомпроса Молд. ОПК от 13.08.1930 года) и Тираспольского государственно-корпоративного университета (образован Постановлением Верховного Совета ПМР № 25 от 21.09.90 г.).

Дипломы Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко признаны эквивалентными Российским дипломам специалистов (документ №114-59-145 ин/18 от 24.03.99 г. Министерства образования Российской Федерации).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовка специалистов ведется с 1990 г. в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности, неоднократно утвержденным руководством профильного министерства образования России 22.10.96 г., 27.03.2000 г., регистрационный № 260-ГУМ/СП.

Таким образом, дипломы приднестровского университета эквивалентны российским на основании того, что РФ проводит аттестационную экспертизу приднестровского вуза о соблюдении нормативных требований и условий осуществления образовательного процесса, а также специальностей, которые ПГУ представляет на аттестацию.

В ходе переговорного процесса между Тирасполем и Кишиневом с марта 2018 года в столице Молдовы осуществляется процедура апости-лизации дипломов о высшем образовании, полученных в вузах Приднестровья, что значительно облегчает процедуру трудоустройства жителей левобережной Молдовы в стране и за ее пределами.

5 На основании Постановления Парламента № 36-XIII от 1 апреля 1994 г. аттестация кадров на знание государственного языка была временно приостановлена. Согласно этому же документу, была создана комиссия, изучившая, совместно со специалистами, состояние дел, связанных с подготовкой к аттестации. По результатам ее деятельности члены комиссии пришли к решению, что не все категории граждан, перечисленные ст. 7 закона «О функционировании языков на территории Республики Молдова», готовы к аттестации. 17 июня 1994 г. Парламент Республики Молдова принял постановление «О мерах по обеспечению изучению государственного языка некоторыми категориями граждан Республики Молдова в целях выполнения ими служебных обязанностей», подписанное Председателем Парламента, в будущем - Президентом Молдовы П. Лучинским.

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)

6В соответствии с Законом о внесении изменений и дополнений в Закон об административно-территориальном устройстве Республики Молдова (№ 650-XIV 22 октября 1999 г.), был образован уезд Тараклия, в состав которого вошли 27 населенных пунктов. 64 % населения уезда составило болгарское население. Это единственный прецедент формирования в республике административно-территориальной единицы (без особого статуса) с учетом этнодемографического состава населения региона.

'Проблема сохранения этнической идентичности, в том числе языковой среды этнического меньшинства, проживающего в окружении иного этнического меньшинства, представляет собой серьезную европейскую проблему.

8 Здесь следует отметить, что термин «постсоветское пространство» в политологии стал использоваться меньше. Как выразился директор российского Центра евроатлантической безопасности А. Никитин: «Политические элиты в Москве понимают, что общее советское прошлое уже не является главным объединяющим фактором для группы независимых государств, которые когда-то были частью CCCP»//http//comments.ua/ politics/248182 (дата обращения: 12. 06. 2014). Но если рассматривать ситуацию с точки зрения этнических, а точнее сказать этнополитических процессов, можно утверждать, что двадцать с лишним лет - это разрыв всего в одно поколение, и если на дипломатическом и в каком-то смысле политико-экономическом уровняхсложилась иная ситуация, что не могло не сказаться и на нациестроительства, то в плане исторической памяти события недавнего прошлого еще очень свежи, а среднее и старшее поколения даже отчасти ностальгируют прежде всего потому, что воспоминания о прошлом сопряжены с чувством стабильности, дефицит которого в экономическом, политическом и в этнотрансформационном смысле достаточно ощутим.

9 Автор не считает, что советская система является идеальной, но, вместе с

тем, просуществовав совсем немного, она смогла провести колоссальные социальныепреобразования, которые сказались на общем уровне современной цивилизации.

Кстати, в период последних майдановских событий на Украине стали разрушать памятники вождю мирового пролетариата (затем эта традиция получила распространение и в других городах Украины: http://news.mail.ru/foto/215403/; http://news.mail.ru/

politics/19708912/ (дата обращения: 03.10.2014)), забыв о том, что именно В. И. Ленинув немалой степени принадлежит заслуга создания украинской государственности -Украинской Республики Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов,позже переименованную в УССР, ведь Украинская Народная Республика (УНР) таки не выдержала испытания временем и обстоятельствами. Пусть УССР, как мы ужекон-статировали и не обладала реальной самостоятельностью, но именно советскаяэпоха дала заметный толчок в развитии основ украинской государственности, дальнейшему становлению украинского самосознания.

Библиографический список

1. Ведомости Верховного Совета и Правительства Молдавской ССР, 1981, № 5.Ст. 29.

2. ГрекИ.Ф. Преодолевая себя и обстоятельства. Воспоминания. Кишинев, 2009. 224 с.

3. Грек И. Ф. Буджак: история земли и населения (VII в. до н. э. - XXI в.). - Кишинев: StratumPlus, 2016 278 c.

4. Губогло М.Н. Тяжкое бремя конкурирующих идентичностей. Опыт Приднестровья // Исторический альманах Приднестровья. 2000. № 4. С. 13-36.

5. Губогло М.Н. Может ли двуглавый орел летать с одним крылом? Размышления о законотворчестве в сфере этногосударственных отношений. М.: Пробел, 2000. 512 с.

6. Губогло М.Н. Русский язык в этнополитической истории гагаузов. М., Старый сад, 2004. 432 с.

7. Закон № 337 «О Государственном гербе Советской Социалистической Республики Молдова», принят 3 ноября 1990 г. // Булетинул Офичиал, № 011 дин 03.11.1990.

8. Закон Республики Молдова «Об образовании» // Monitorul oficial al Republicii Moldova, nr. 62-63/692 din 09.11.1995.

9. Закон об особом юридическом статусе Гагауз Ери (Гагаузия): nr 344-XII // Monitorul oficial № 3-4 din 14.01.1995.

10. Закон № 571 «О Государственном гимне Республики Молдова», 22.07.1995 //Monitorul Oficial, nr. 045 din 17.08.1995. В дальнейшем документ изменялся 15.10.98.

11. Закон о внесении дополнений в Закон № 160 «О Государственном гимне Республики Молдова» // MonitorulOficial, nr. 105 din 26.11.1998 г. и nr. 543 от 12.10.2001 // Monitorul Oficial, nr. 141-143 din 22.11.2001.

12. Закон АТО Гагаузия о гимне Гагаузии (Гагауз Ери). Комрат, 4 декабря 1995 г. №7-VI/I.

13. ЗеленчукВ.С. НаселениеБессарабиииПоднестровья в XIX в. (Этнические и социально-демографические процессы). Кишинев: Штиинца, 1979. 288 с.

14. Кабузан В.М. Народонаселение Бессарабской области и левобережных районов Приднестровья (конец XVIII - первая половина XIX в. Кишинев, 1974 160 с.

15. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2003. 288 с.

16. Кишиневские новости, 12 ноября 1994 г.; Независимая Молдова, 28 сентября 1994 г.;

17. КендигилянМ. Гагаузская республика. Борьба гагаузов за национальное самоопределение, 1989-1995: Воспоминания, документы. Комрат, 2009. 632 с.

18. Конституция Республики Молдова. Опубликован: 29.03.2016 в Monitorul Oficial Nr. 78 статья № : 140. Дата вступления в силу: 27.08.1994.

19. Лучинский П.К. Молдова и молдаване / Пер. Б. Мариан. Кишинев, 2007. Biblion, 2011. 364.

20. Матеевич А.М. Избранное / Пер. Д. Ольченко; Подготовка текста, составление, вступ. статья и примечания С. Пынзару. Кишинев: Литература артистикэ, 1988. 328 с.

21. Новаков С.З. Социально-экономическое развитие болгарских и гагаузских сел Южной Бесарабиии (1857-1918). Кишинэу, Институт межэтнических исследований, 2004. 578 с.

22. Пакт Молотова-Риббентропа и его последствия для Бессарабии. Кишинев: Университас, 1991. 124 с.

23. Положение (О флаге Гагаузии (Гагауз Ери), утвержденное местным законом «О флаге Гагаузии (Гагауз Ери)» №2-IV/I от 31 октября 1995 г.).

24. Положение (О Гербе Гагаузии (Гагауз Ери), утвержденное местным законом «О гербе Гагаузии (Гагауз Ери)» №13-X/1 от 28 июня 1996 г.).

25. Постановление Парламента № 17, принято 24 мая 1990 г. // Булетинул Офичиал, № 005 дин 24.05.1990. Изменено законом № 82-XII «О внесении дополнений в Положение о Государственном флаге Советской Социалистической Республики Молдова», принятым 05 июня 1990 // Булетинул Офичиал, № 006 дин 05.06.1990.

26. Постановления Парламента «О международной конференции „Пакт Молотова-Риббентропа" и его последствия для Бессарабии»,№ 554 // Булетинул Офичиал от 09.04.91.

27. Постановление об этнокультурном фестивале // Monitorul oficial, nr. 157 din 5.02.02.

28. Стати В. История Молдовы. Кишинев: «S. n.», 2002. 480 с.

29. Шорников П.М. Покушение на статус. Кишинев: Инесса, 1997. 236 с.

30. Шорников П.М. Три проекта Конституции Республики Молдова // Вехи молдавской государственности. Кишинев: Ассоциация ученых Молдовы им. Н. Спэтарул Милеску, 2003. 327 с.

31. Шорников П. М. Социально-политическое положение гагаузов в 20-40-х годах ХХ века // История и культура гагаузов. Кишинев, 2006. 746 с.

32. http://russkie.md (дата обращения: 04. 05. 14.).

33. http://news.mail.ru/foto/215403/; http://news.mail.ru/

34. politics/19708912/ (дата обращения: 03.10.2014)

35. http//comments.ua/politics/248182 (дата обращения: 12. 06. 2014).

на болгарском языке.

36. Бесарабските българи за себе си // Съст. П.-Е. Митев и Н. Червенков. София, 1996. 317 с.

37. Болгары и гагаузы Молдовы: проблемы взаимоотношений. Интервью с С. И. Греком // Българите в Республика Молдова. Организационна дейност. Съставител и автор д-р Иван Забунов. София, 2011. 795 с.

38. Българите в Республика Молдова. Организационна дейност. София, 2011. 795 с.

39. Грек И. Ф., Червенков Н. Н. Българите от Украйна и Молдова. Минало и настояще. София, 1993 295 с.

40. Пандаклиев Т. Узел затягивается // Единство, 21 декабря, 1989 // Българите в Республика Молдова. Организационна дейност. София, 2011. 795 с.

на румынском языке

41. Gutu V., BalanE., StanilaL. Relatiile interetnice - componenta relatiilor socialeZ/Мысль. 2002. Декабрь. № 4 (18). Р. 53-55.

42. MonitorulOficial 29.01.2002 Nr. ' 16 статья №: 53. Изменения: ЗП52 от 28.03.13, МО83-90/19.04.13 ст.273 ЗП26 от 01.03.13, МО69-74/05.04.13 ст. 217 ЗП229 от 25.10.12 МО254-262/14.14.12 ст.838 ПМ053 om 17.03.12, МО53/17.03.13 ст. 6 ЗП41 от 17.03.11, МО58/12.04.11 ст.145; ЗП106-ХУШ от 17.12.09, МО197-200/31.12.09 ст.646; ЗП88-ХУ1 от 24.04.08, МО86-87/16.05.08 ст. 304ПМ0203 oт 28.12.07, МО203-206/28.12.07 ст.35-ЗП90-ХУ1 от 05.04.07, МО60-63/04.05.07 ст.281; ЗП87-ХУ1 от 29.03.07, МО57-59/27.04.07 ст.270; ЗП263-ХУ1 от 28.07.06, МО131-133/18.08.06 ст.681, вступают в силу со дня назначения даты всеобщих местных выборов 2007 г.; ЗП124 от 18.03.03, М049 19.03.03 ст.213 вступают в силу с даты всеобщих выборов; ЗП37 от 14.02.03, М027-29/28.02.03 ст.110; PKS12 от 05.03.2002, М040 21.03.02.

References

1. Bulletin of the Supreme Council and Government of the Moldavian SSR, 1981,№ 5, Art. 29.

2. GreekI.F. 0vercoming himself and circumstances. Memories. Chisinau, 2009. 224 p.

3. GreekI. F. Budzhak: the history of land and population (VII century BC. E. - ХХ1 century). - Chisinau: Stratum Plus, 2016 278 p.

4. Guboglo M.N. The heavy burden of competing identities. Experience of Transnistria // Historical Almanac of Transnistria. 2000. No. 4. Pp. 13-36.

5. Guboglo M.N. Can a double-headed eagle fly with one wing? Reflections on lawmaking in the sphere of ethnic relations. М .: Spacebar, 2000. 512 p.

6. Guboglo M.N. Russian language in the ethnopolitical history of the Gagauz. М., 0ld Garden, 2004. 432 p.

7. Law No. 337 "0n the State Emblem of the Soviet Socialist Republic of Moldova", adopted on November 3, 1990 // Buletinul 0ficial, No. 011 din 03/11/1990.

8. The Law of the Republic of Moldova "0n Education" // Monitorul oficial al Republicii Moldova, nr. 62-63 / 692 din 11/09/1995.

9. The Law on the Special Legal Status of Gagauz Yeri (Gagauzia): nr 344-Х11 // Monitorul oficial No. 3-4 din 01/14/1995.

10. Law No. 571 "0n the National Anthem of the Republic of Moldova", July 22, 1995 // Monitorul 0ficial, nr. 045 din 08.17.1995. Subsequently, the document was changed on 0ctober 15, 98.

11. The Law on Amendments to the Law No. 160 "0n the National Anthem of the Republic of Moldova" // Monitorul 0ficial, nr. 105 din 11.26.1998 and nr. 543 of 10/12/2001 // Monitorul 0ficial, nr. 141-143 din 11/22/2001.

12. The law of the ATU Gagauzia on the hymn of Gagauzia (Gagauz Yeri). Comrat, December 4, 1995 №7-VI / I.

13. Zelenchuk V.S. The population of Bessarabia and Dniester in the ХК century. (Ethnic and socio-demographic processes). Chisinau: Shtiintsa, 1979. 288 p.

14. Kabuzan V.M. Population of the Bessarabian region and left-bank districts of Transnistria (end of the 18th - the first half of the 19th centuries. Chisinau, 1974 160 p.

15. Kara-MurzaS. Manipulation of consciousness. M .: Algorithm, 2003. 288 p.

16. Chisinau news, November 12, 1994; Independent Moldova, September 28, 1994;

17. KendigilyanM. Gagauz Republic. Gagauz struggle for national self-determination, 1989-1995: Memoirs, documents. Comrat, 2009. -632 p.

18. Constitution of the Republic of Moldova. Published: 03/29/2016 in Monitorul 0ficial Nr. 78 article number: 140. Date of entry into force: 27.08.1994.

19. LucinschiP.K. Moldova and Moldovans / Trans. B. Marian. Chisinau, 2007. Biblion, 2011. 364.

20. MateevichA.M. Favorites / Trans. D. 0lchenko; Text preparation, drafting, intro. article and notes S. Pynzaru. Chisinau: Art Literature, 1988. 328 p.

21. Novakov S.Z. The socio-economic development of the Bulgarian and Gagauz villages of Southern Bessarabia (1857-1918). Chisinau, Institute for Interethnic Studies, 2004. 578 p.

22. The Molotov-Ribbentrop Pact and its consequences for Bessarabia.Chisinau: Universitas, 1991. 124 p.

23. Regulation (0n the Flag of Gagauzia (Gagauz Yeri), approved by the local law "0n the Flag of Gagauzia (Gagauz Yeri)" No. 2-IV / I of 0ctober 31, 1995).

24. Regulation (on the coat of arms of Gagauzia (Gagauz Yeri), approved by the local law "0n the emblem of Gagauzia (Gagauz Yeri)" No. 13-Х / 1 of June 28, 1996).

25. Parliament Decision No. 17, adopted on May 24, 1990 // Buletinul 0fiyal, No. 005 dyn. 24.05.1990. Amended by Law No. 82-ХП "0n Amendments to the Regulation on the State Flag of the Soviet Socialist Republic of Moldova", adopted on June 5, 1990 // Buletinul 0ficial, No. 006 Din 05.06.1990.

26. Decisions of the Parliament "0n the International Conference" Molotov-Ribbentrop Pact "and its implications for Bessarabia", No. 554 // Buletinul 0fficial of 09/04/91.

27. Decree on the ethnocultural festival // Monitorul oficial, nr. 157 din 5.02.02.

28. Stati B. History of Moldova. Chisinau: "S. n. ", 2002. 480 p.

29. ShornikovP. M. Attempt to status. Chisinau: Inessa, 1997. 236 p.

30. Shornikov P.M. Three drafts of the Constitution of the Republic of Moldova // Milestones of the Moldovan statehood. Chisinau: Association of Scientists of Moldova. N. Spartarul Milescu, 2003. 327 p.

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)

31. ShornikovP.M. The social and political situation of the Gagauz in the 1920s - 40s of the 20th century // History and culture of the Gagauz. Chisinau, 2006. 746 p.

32. http://russkie.md (appeal date: 04. 05. 14.).

33. http://news.mail.ru/foto/215403/; http://news.mail.ru/

34. politics / 19708912 / (appeal date: 10/03/2014)

35. http // comments.ua / politics / 248182 (the date of appeal: 12. 06. 2014). in Bulgarian:

36. Besarabian bulgari for themselves si // Sst. P.-E. Mitev and N. Chervenkov. Sofia, 1996. 317 p.

37. Bulgarians and Gagauz of Moldova: problems of relationships. Interview with S.I. Grek//Balgarita in the Republic of Moldova. Organizational action. Presenter and author Dr. Ivan Zabunov. Sofia, 2011. 795 c.

38. Bulgaria in the Republic of Moldova. Organizational action. Sofia, 2011. 795 p.

39. Grek I.F., Chervenkov N.N. Balgarite from Ukraine and Moldova. Minala and present. Sofia, 1993 295 s.

40. Pandakliev T. The knot is delayed // Unity, December 21, 1989 // Balgarite in the Republic of Moldova. Organizational action. Sofia, 2011. 795 p.

in Romanian:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41. GutuV, BalanE., StanilaL. Relatiileinteretnice - componentarelatiilorsociale//Мысль. 2002. Декабрь. № 4 (18). Р. 53-55.

42. MonitorulOficial 29.01.2002 Nr. 16 статья №: 53. Изменения: ЗП52 от 28.03.13, М083-90/19.04.13 ст.273 ЗП26 от 01.03.13, М069-74/05.04.13 ст. 217 ЗП229 от 25.10.12 М0254-262/14.14.12 ст.838 nMO53 om 17.03.12, М053/17.03.13 ст. 6 ЗП41 от 17.03.11, М058/12.04.11 ст.145; ЗШ06-ХУШ от 17.12.09, М0197-200/31.12.09 ст.646; ЗП88-ХУ! от 24.04.08, М086-87/16.05.08 ст. 304nMO203 oт 28.12.07, М0203-206/28.12.07 ст35-ЗП90-ХУ! от 05.04.07, М060-63/04.05.07 ст.281; ЗП87-ХУ! от 29.03.07, М057-59/27.04.07 ст.270; ЗП263-ХУ! от 28.07.06, М0131-133/18.08.06 ст.681, вступают в силу со дня назначения даты всеобщих местных выборов 2007 г.; ЗП124 от 18.03.03, MO49 19.03.03 ст.213 вступают в силу с даты всеобщих выборов; ЗП37 от 14.02.03, MO27-29/28.02.03 ст.110; PKS12 от 05.03.2002, MO40 21.03.02.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.