Булгар Степан Степанович
РУМЫНСКИЙ ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ В РЕГИОНЕ ПРОЖИВАНИЯ ГАГАУЗОВ В БЕССАРАБИИ В 1941-1944 ГГ.
В статье на основе исторических источников, архивных материалов, личных воспоминаний участников антифашистского сопротивления освещается положение гагаузов на юге Бессарабии в период румынско-фашистской оккупации 1941-1944 гг. Особое внимание уделяется борьбе представителей гагаузского народа против оккупационного режима. Также рассматриваются актуальные проблемы исторической науки в Республике Молдова, связанные с фальсификацией истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., что имеет политическое значение для государственности и независимости Республики Молдова. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/11-2/12.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 2. C. 59-63. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
30. Чингиз Айтматов в современном мире: автор - книга - читатель: опыт социокультурного и книговедческого исследования / Р. Рахманалиев, А. Гречихин, М. Жарких и др.; под общ. ред. Т. Суванбердиева; Гос. б-ка КиргССР им. В. И. Ленина. Фрунзе: Кыргызстан, 1989. 360 с.
31. Чингиз Айтматов: статьи и рецензии о его творчестве / сост. К. Абдылдабеков; ред. А. Садыков. Фрунзе: Кыргызстан, 1975. 324 с.
32. Чингиз, или Творчество мэтра глазами одного француза // Вечерний Бишкек. 2008. 13 июня.
33. «Шиир шелени» - это праздник тюркской поэзии // Слово Кыргызстана. 2013. 14 июня.
34. «Это было, было...» // Вечерний Бишкек. 1999. 21 мая.
CHYNGYZ AITMATOV'S PHILOSOPHY AS NEW ESSENCE OF INTERCULTURAL AND INTER-CONFESSIONAL DIALOGUE IN THE INTEGRATED PLANETARY SOCIAL SYSTEM
Brusilovskii Denis Aleksandrovich, Ph. D. in Philosophy Kyrgyz Russian Slavic University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin
denis6605@mail. ru
Ch. T. Aitmatov was a personality of the planetary scale, who left a significant mark in the history of the mankind. He continues to live among us in his philosophical and literary conceptions, in his actions, through his life experience. Following this approach the researcher suggests considering Ch. T. Aitmatov's social and philosophical views as a new basis for intercultural and inter-confessional dialogue in the context of global problems of modernity.
Key words and phrases: Ch. Aitmatov's philosophy; planetary level; intellectuals; Issyk-Kul Forum; dialogue of cultures; inter-confessional dialogue.
УДК 94(470.56)"1941/1945" Исторические науки и археология
В статье на основе исторических источников, архивных материалов, личных воспоминаний участников антифашистского сопротивления освещается положение гагаузов на юге Бессарабии в период румынско-фашистской оккупации 1941-1944 гг. Особое внимание уделяется борьбе представителей гагаузского народа против оккупационного режима. Также рассматриваются актуальные проблемы исторической науки в Республике Молдова, связанные с фальсификацией истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., что имеет политическое значение для государственности и независимости Республики Молдова.
Ключевые слова и фразы: гагаузы; фальсификация истории Молдавии; Великая Отечественная война; Вулканешты; освобождение Молдовы; Молдавия; румынская оккупация 1941-1944 гг.
Булгар Степан Степанович
Научно-исследовательский центр Гагаузии имени М. В. Маруневич, г. Комрат, Гагаузия, Республика Молдова bulg2004@mail. т
РУМЫНСКИЙ ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ В РЕГИОНЕ ПРОЖИВАНИЯ ГАГАУЗОВ В БЕССАРАБИИ В 1941-1944 ГГ.
Тема Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и ее влияние на современную политику Республики Молдова привлекает внимание историков.
В данной статье автор ставит перед собой две цели: первая - осветить неизвестные страницы борьбы гагаузов против румынских захватчиков в тылу врага на юге Молдавии и Украины (регион проживания гагаузов в Бессарабии в 1941-1944 гг.); вторая - раскрыть тему освобождения Республики Молдова от немецко-румынских захватчиков как борьбу за объективное освещение истории Великой Отечественной войны на основании документов и материалов 1941-1944 гг., связанных с историей гагаузов.
Фальсификация истории Республики Молдова, в том числе и вопросов участия гагаузов в Великой Отечественной войне на территории Бессарабии, оккупированной румынскими войсками в период 1941-1944 гг., имеет целью дискредитировать советский период, лишить народы Молдавии национального самосознания. По этому поводу доктор философских наук Л. Е. Криштапович пишет: «...народ, лишенный исторической памяти и своего исторического самосознания, прекращает свое историческое бытие» [13, с. 58]. Молдавский историк, заведующий кафедрой отечественной истории Приднестровского госуниверситета им. Т. Г. Шевченко, профессор Н. В. Бабилунга заключает, что фальсификация и извращение исторической памяти народа о своем происхождении «.разжижает национальные основы у государственности <...>, и может привести в конечном счете к распаду нации или созданию причин для межэтнических и социальных усобиц в государстве» [10, с. 25], что видно на примере Приднестровья; а изучение истории соседнего государства -Румынии - лишает граждан Молдавии исторической памяти.
Все это имеет свое объяснение. Доктор социологических наук Д. К. Безнюк (профессор БГУ, г. Минск) научно обосновал, что «... один из наиболее востребованных и отработанных в ходе информационных войн методов работы с языком - подмена понятий.» [1, с. 6], когда можно, предложив свою систему языка, заставить противника говорить и думать в нужном вам направлении. Рассмотрим это на примерах. После распада СССР и получения независимости Молдавской ССР история Республики Молдова регулярно переписывалась начиная с 1991 г. И сегодня учащиеся и студенты на уроках истории в школах, училищах, лицеях, в средних и высших учебных заведениях изучают не историю Республики Молдова, а «Историю румын», где вообще не упоминается об участии гагаузов в Великой Отечественной войне. В начале 1991 г. были изъяты учебники по истории Молдавии, истории СССР, а с 1 сентября 1991 г. было введено преподавание учебника «История румын». Кандидат исторических наук В. Ф. Степанюк (г. Кишинев, Республика Молдова) пишет, что учебники, изданные в Республике Молдова до 2001 г., не признают вообще победу советского народа в Великой Отечественной войне, а наступление румын вместе с фашистами на территорию Советского Союза, в том числе на территорию Молдавской ССР, «они называют освобождением румынских земель» [30, с. 23], Сталинградская битва и Яссо-Кишиневская операция в учебниках истории вообще замалчиваются.
Сторонники объединения Румынии и Республики Молдова в 1990-е гг. добились включения в учебники «Истории румын» «.тезиса "об освободительном" характере войны Германии и Румынии против СССР» [33, с. 12], о чем пишет кандидат исторических наук П. М. Шорников, доцент Приднестровского госуниверситета им. Т. Г. Шевченко. Прорумынские историки «применяют тактику подмены понятий: советский воин-ветеран превращается в поработителя, а агрессоры-румыны - в освободителей.» [32, с. 430], или другой пример: в 2014 г. в мэрии г. Кишинева прошла традиционная встреча мэра Д. Киртоакэ с ветеранами румынской армии, на которой мэр прославлял подвиги румынских солдат, о чем пишут И. В. Тулянцев и А. М. Шевченко в своей статье «Молдавия. "Румынизация" памяти» [Там же]. И таких примеров множество.
В начале Великой Отечественной войны, 16 июля 1941 г., враг занял Кишинев. А вскоре и вся Бессарабия была оккупирована немецко-румынскими войсками. Основной целью фашистского руководства Румынии было изгнание и уничтожение национальных меньшинств Бессарабии, чему есть документальное подтверждение. Так, 3 июля 1941 г. заместитель премьер-министра Румынии Михай Антонеску потребовал проведения политики «общего национального очищения». «Мстителями возвращаемся мы на молдавскую землю.», - возвестил румынский диктатор Ион Антонеску 8 июля 1941 г. в своем обращении к населению Бессарабии и Северной Буковины [Цит. по: 27, с. 187]. Окончательный статус и административное устройство Бессарабии были определены декретом-законом № 790 от 03.10.1941 г., во главе Бессарабии - губернатор [17, с. 40].
В годы оккупации Молдавии в городах и селах свирепствовали военно-полевые суды, а вместе с армией карательные функции выполняли жандармерия, полиция, сигуранца (тайная полиция), органы «Специальной службы информации» (секретная полиция, подчинявшаяся непосредственно румынскому диктатору Иону Антонеску) [25, с. 37].
Из мест проживания в Бессарабии насильственной эвакуации подлежали евреи, цыгане, украинцы, русские, болгары, гагаузы и др. 11 декабря 1941 г. государственный секретарь по румынизации, колонизации и инвентаризации при правительстве Румынии известил Бессарабского губернатора в Кишиневе, что в принципе решен вопрос о гагаузах: «.отправить этих инородцев за Днестр, а их недвижимое имущество секвестрировать в пользу государства» [19, д. 37, л. 49]. Для содействия в переселении и обучении румынских колонизаторов из Македонии и Греции планировалось в 1941 г. потратить средств на общую сумму 204188927 леев [20, д. 20, л. 206]; планировалось поселить румынских македонцев, чтобы они могли заниматься овцеводством, «.в села района Болграда и юга Бессарабии, откуда гагаузы должны быть перемещены путем применения разных экономических мер с целью переброски их на Украину.» [17, с. 96]. И лишь разгром врага под Сталинградом и стремительное приближение фронта к Бессарабии сорвали осуществление планов маршала Антонеску, поэтому к концу 1943 г. румынские оккупационные власти вынуждены были приостановить насильственное выселение жителей юга Молдавии.
Но гагаузский народ не смирился с оккупацией, а его представители вместе с представителями других национальных меньшинств Бессарабии стали активными участниками подпольной борьбы против румынских оккупантов. Приведем документальные свидетельства.
Жестокому преследованию подверглись бывшие работники местных органов власти и другие категории государственных служащих. По распоряжению штаба 4-й румынской армии предполагалось: «.составить списки <.> Всех этих служащих держать под строгим наблюдением и завести на них персональные карточки.» [25, с. 37]. Так, в июле 1941 г. в с. Курчи (Болградский район, Одесская область, Украина) арестовали бывших активистов сельского совета, многих судили и интернировали в концлагеря: И. И. Манзул, Г. Н. Дуца, С. Г. Дуца, А. П. Радов, И. А. Константинов, И. Н. Кишлалы, Ф. Ф. Банев и др. [2, с. 159]. В июле 1941 г. в центре села Дезгинжа (Гагаузия, Республика Молдова, далее - РМ) был расстрелян бывший советский активист Н. А. Марин [15].
Дочь коммуниста Л. П. Манзула Евгения Манзул из с. Этулия (Гагаузия, РМ) была захвачена в Ростове немцами и румынским военным трибуналом г. Кишинева осуждена и отправлена в лагерь с. Фриденшталь [4, с. 39].
В с. Конгаз (Гагаузия, РМ) в июле 1941 г. румынскими оккупантами были расстреляны члены сельского совета А. Д. Мырзу, И. Карай и Н. А. Хомутов [7, с. 315]. В с. Гайдар Чадыр-Лунгского района (Гагаузия, РМ)
были расстреляны председатель сельсовета Й. Г. Беженар, активисты советской власти Н. Д. Болгар, С. М. Драган [14, с. 96]. В с. Димитровка Болградского района (Одесская область, Украина) 23 июля 1941 г. был схвачен и расстрелян Ф. И. Курогло - секретарь комсомольской организации с. Димитровка [5, с. 332].
Румынские оккупационные власти регулярно мобилизовали на принудительные работы большие группы гагаузов [21, д. 301, л. 1-3].
Тайная румынская полиция отмечала у гагаузов «отсутствие лояльности к румынской администрации». «Гагаузы, составляющие большинство населения города Комрат, - докладывала тайная полиция в августе 1942 г., - люди злые, враждебные, не подчиняющиеся властям, и никогда не упускают случая выразить свое возмущение» [18, д. 4487, л. 1а].
В селах юга Бессарабии учителя и священники были активными проводниками румынской «национальной пропаганды» [23, д. 113, л. 778].
Согласно распоряжению губернатора Бессарабии о мерах по колонизации и румынизации области (Кишинев, 6 июня 1942 г.), румынская администрация требовала употребления румынских имен вместо славянских. Начальникам бюро записей гражданского состояния было предписано не выдавать справки, а священники не должны были крестить молдавских детей с чисто русскими именами (Всеволод, Игорь, Татьяна, Люба.): «Будет отказано в занесении в книги записей актов гражданского состояния новорожденных молдавских детей с русскими именами» [24, д. 94, л. 5 об]. «.Преподавателям и учителям записывать в журнал учащихся только с румынскими именами (для румын)...» [17, с. 114-115]. «Болгары и гагаузы, - заключил в июне 1942 г. шеф полиции Бессарабии, - питают явные антирумынские чувства и надеются на возвращение большевиков» [18, д. 4480, л. 949]. Румынская контрразведка вновь упомянула гагаузов среди наиболее враждебных румынской власти национальных меньшинств Бессарабии, которые «холодно и с насмешкой» смотрят на мероприятия властей, направленные на румынизацию населения [Там же, д. 4481, л. 453].
Активными участниками подпольной борьбы против румынских оккупантов были уроженцы села Гаваносы (Гагаузия, РМ) Валентин Стефоглу и учитель Александр Кулаксыз, организовавшие в 1941 г. Кагульскую антифашистскую группу молодежи [Там же, д. 4477, л. 636]. В декабре 1941 г. подпольщики с. Гаваносы Иван и Георгий Руденко и Дмитрий Мога устроили столкновение поездов на станции Этулия Вулканештского района [6, с. 537]. В июне 1942 г. Кагульская организация была раскрыта сигуранцей, а В. Стефоглу и А. Кулаксыз были арестованы и приговорены к пожизненной каторге [17, с. 266-268]. С подпольем г. Бендеры были связаны комратские рабочие Василий и Николай Кара, за участие в подпольной работе приговоренные румынским трибуналом к 25 годам тюремного заключения [22, д. 2, л. 9].
В августе 1941 г. в с. Вулканешты (Гагаузия, РМ) были арестованы подпольщики С. М. Беда и В. И. Ка-рагяур, подготовленные органами НКВД для ведения подпольно-диверсионной деятельности в тылу немецко-румынских войск. Подпольщики были расстреляны 9 апреля 1942 г. по приговору военного трибунала в тюрьме г. Галаца в Румынии [12]. Жестоким репрессиям подверглись и члены семей подпольщиков [9]. Молдавский писатель и переводчик К. Крецу писал: «Степан Беда и Василий Карагяур - мужественные люди.» [12].
Еще одним подпольщиком был Иван Николаевич Филиппов. Вместе В. Карагяур, С. Беда и И. Н. Филиппов «спрятали в роще за селом Суворов 48 карабинов, 2 станковых пулемета, 26 наганов, 100 тысяч патронов, 10 ящиков гранат, несколько десятков мин.» [31]. Филиппов был арестован румынами, жестоко избит, но не выдал товарищей по борьбе, «умер от старых ран в 1948 г. в возрасте 56 лет.» [Там же].
Массовые грабежи и убийства совершались по прямому приказу германских и румынских властей. Так, в приказе начальника 14-й румынской дивизии полковника Николаеску за № 24220 говорится: «.За утайку продовольствия, за малейшее сопротивление - расстреливать на месте, а дом сжигать.» [29, с. 141].
Несмотря на террор оккупантов, сопротивление продолжалось. Вот что писал 30 августа 1942 г. в своем докладе подполковник румынской армии В. Николиу: «7 октября 1942 г., в 17 час. 30 мин., на платформе последнего вагона товарного поезда № 9578, идущего со стороны Болграда, были найдены восемь кусков динамита советского происхождения, общим весом примерно 250 г.» [18, д. 4488, л. 629].
В «Акте Вулканештской районной комиссии о зверствах и издевательствах оккупантов над советским активом» содержится следующая информация: в июле 1941 г. была арестована жена председателя сельсовета с. Чишмикиой (Гагаузия, РМ) Надежда Афанасьевна Мутаф вместе с двумя ее детьми 14 и 15 лет. Арестованную Мутаф зверски избивал шеф жандармов Томозей и плутоньер-мажор Фоту. В результате сильного избиения Н. А. Мутаф вскоре умерла; в ноябре 1941 г. арестован житель с. Вулканешты Трифон Васильевич Щербан, он подозревался в солидарности с советской властью, был зверски избит шефом жандармов Никулеску [9].
Губернатор Бессарабии К. Войкулеску в 1942 г. установил трудовую повинность для детей и молодежи от 12 до 20 лет [17, с. 116]. Среди гагаузской молодежи были случаи открытого неповиновения указанной «Заповеди». Так, Дмитрий Кель из с. Казаклия (Чадыр-Лунгский район, Гагаузия, РМ) за сопротивление властям был застрелен румынскими жандармами в 1942 г. Уроженка с. Копчак (Гагаузия, РМ) учительница Елена Феодосьевна Трудненко-Киосе (1910-1944 г.), участница антифашистского подполья, была расстреляна в 1944 г. в городе Аккермане (Белгород-Днестровск) [3, с. 82].
Комратская подпольная организация была раскрыта сигуранцей зимой 1943 г. Члены организации Василий Кара и Николай Кара были схвачены и осуждены военным трибуналом Ш-го корпуса румынской армии [18, д. 4578].
В 1944 г. на окраине с. Курчи «.были зверски замучены и расстреляны 18 советских военнопленных, фамилии которых не установлены. Там же расстрелян крестьянин того же села Колев Георгий Степанович.» [2, с. 164-165].
23 августа 1944 г., когда в ходе Ясско-Кишиневской операции советские войска прорвали оборону немецко-румынских войск на Днестре, началось массовое ограбление мирных жителей - оккупанты врывались в дома, забирали зерно, кукурузу, вино в бочках, все награбленное грузили в конфискованный гужевой транспорт и вывозили в Румынию [3, с. 88-94].
В период Великой Отечественной войны и румыно-германской фашистской оккупации Молдавии под угрозой оказалось само существование гагаузского народа. Только провал расчетов противника на «молниеносный» разгром Красной Армии помешал оккупантам осуществить этот план. Политические симпатии гагаузов всегда находились на стороне России/СССР и Красной Армии. Гагаузский народ оказал стойкое сопротивление политике фашистских оккупантов и внес посильный вклад в завоевание Победы.
Гагаузский народ свято чтит своих героев. В Гагаузии идет увековечивание памяти героев - участников Великой Отечественной войны: 27 августа 2014 г. на памятнике воинам-освободителям города Вулканешты (Гагаузия, РМ) была установлена мемориальная доска в память уроженцев города, сражавшихся на полях Великой Отечественной войны, на которой записано «Участники антифашистского подполья: расстреляны румынскими оккупантами Беда Штефан Михайлович, Карагяур Василий Иванович» [28]; 9 мая 2015 г. в г. Вулка-нешты установлена мемориальная плита братьям Бозбей. Примария (мэрия) г. Вулканешты учредила памятную медаль «Звезда Бозбея. Честь и храбрость» [11]; в с. Копчак (Гагаузия, РМ) 29.08.2015 г. состоялось открытие мемориальной доски в честь героя Великой Отечественной войны, уроженца села М. А. Гаризана [26]. «.В мероприятии приняли участие дочь героя - Раиса, депутат Народного Собрания Гагаузии И. Топал, мэр села
0. Гаризан и много других гостей.» [8]; 9 мая 2016 г. в селе Гайдары (Гагаузия, РМ) была установлена мемориальная доска в честь «Отважной дочери гагаузского народа, ст. лейтенанта Миху-Конюшенко Е. В., начальника санслужбы 24 артиллерийского полка, 5-й Гв. Краснознаменной Городокской стрелковой дивизии» [16].
Список литературы
1. Безнюк Д. К. Цивилизационные войны: наука, идеология и язык как оружие // История и общественно-гуманитарные науки как инструмент цивилизационной войны против Русского Мира: сб. ст. по материалам круглого стола. Минск: Ковчег, 2014. С. 3-7.
2. Булгар С. Виноградовка (Курчи). История села 1811-2011. Одесса: ВМВ, 2011. 436 с.
3. Булгар С. Гагаузские женщины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Кишинев: Tipogr. "Foxtrot", 2016. 100 с.
4. Булгар С. Гагаузский народ в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Кишинев: Tipogr. "Balacron", 2015. 672 с.
5. Булгар С. Гагаузы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Под пятой оккупантов // История и культура гагаузов: очерки / общ. ред. и сост. С. С. Булгар. Комрат - Кишинэу: Tipografía Céntrala, 2006. С. 331-335.
6. Булгар С. Страницы истории города Вулканешты. Кишинев: Tipografía Céntrala, 2010. 687 с.
7. Булгар С. Участие конгазцев в войнах // Франгу Ф., Фуртунэ П., Фуртунэ А. Конгаз. Кишинев: Tipografía Céntrala, 2012. С. 299-321.
8. В честь участника Второй мировой войны в Копчаке открыта памятная доска [Электронный ресурс]. URL: http://gagauzmedia.md/index.php?newsid=4475 (дата обращения: 27.09.2016).
9. Вулканештский историко-краеведческий музей Республики Молдова. Из фондов. Документ «Акт Вулканешт-ской районной комиссии о зверствах и издевательствах оккупантов над советским активом. 28 марта 1945 г.».
10. Выступление доцента Приднестровского госуниверситета им. Т. Г. Шевченко, кандидата исторических наук Н. В. Бабилунги // Россия - Молдавия: диалог во имя будущего: материалы круглого стола. Chisinau, 2011. С. 25-26.
11. За высокие достижения в Вулканештах будут награждать медалью «Звезда Бозбея» [Электронный ресурс]. URL: http://budjakonline.md/novosti/obschestvo/404-za-vysokie-dostizheniya-v-vulkaneshtah-budut-nagrazhdat-medalyu-zvezda-bozbeya.html (дата обращения: 27.09.2016).
12. Здавранийский Е. По приговору № 1202 // Путь к коммунизму. Вулканешты, 1967. 8 апреля.
13. Криштапович Л. Е. Основные формы фальсификации отечественной истории ХХ века // История и общественно-гуманитарные науки как инструмент цивилизационной войны против Русского Мира: сб. ст. по материалам круглого стола. Минск: Ковчег, 2014. С. 58-64.
14. Куру Ф. С. Село Гайдар - веков связующая нить. Кишинев: Elan-poligraf, 2015. 744 с.
15. Личный архив автора. Информатор: Томайлы Федор Георгиевич, 1928 г.р., с. Дезгинжа, Гагаузия, РМ.
16. Мемориальная доска установлена в Гайдарах в честь уроженки села, прошедшей всю войну [Электронный ресурс]. URL: http://gagauzinfo.md/index.php?newsid=25224 (дата обращения: 27.09.2016).
17. Молдавская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945: сб. документов и материалов: в 2-х т. / ред. колл.: С. Я. Афтенюк и др. Кишинев: Штиинца, 1976. Т. 2. 679 с.
18. Национальный архив Республики Молдова (НАРМ). Ф. 680. Оп. 1.
19. НАРМ. Ф. 698. Оп. 1.
20. НАРМ. Ф. 706. Оп. 1.
21. НАРМ. Ф. 1026. Оп. 2.
22. НАРМ. Ф. 1769. Оп. 2.
23. НАРМ. Ф. 1894. Оп. 1.
24. НАРМ. Ф. 1982. Оп. 1.
25. Они сражались против фашизма. Боевой колокол памяти: статьи, документы, списки, публикации / авт.-сост. Н. Ф. Гуцул. Кишинэу: Cartea Moldovei, 2010. 784 с.
26. Открытие мемориальной доски, посвященной Гаризан Михаилу Афанасьевичу - уроженцу с. Копчак [Электронный ресурс]. URL: http://bisericacopceac.md/2015/08/otkrytie-memorialnoj-doski-posvyashhennoj-gariza-mixailu-afanasevichu-urozhencu-s-kopchak/ (дата обращения: 27.09.2016).
27. Очерки истории комсомола Молдавии / Ю. Г. Иванов и др.; редколл.: А. А. Коренев и др. Кишинев: Картя Молдо-веняскэ, 1980. 444 с.
28. Российский центр науки и культуры в Республике Молдова [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook. com/MoldovaRCNK/posts/823410644370718?notif_t=notify_me (дата обращения: 27.09.2016).
29. Сообщения Советского информбюро: в 8-ми т. М.: Совинформбюро, 1944. Т. 1. Июнь - декабрь 1941 года. 456 с.
30. Степанюк В. Ф. Великая Отечественная война в учебниках истории // Россия - Молдавия: диалог во имя будущего: материалы круглого стола. Chisinau, 2011. С. 21-23.
31. Суфларский М. Большевик Иван Филиппов // Путь к коммунизму. Вулканешты, 1966. 6 сентября.
32. Тулянцев И. В., Шевченко А. М. Молдавия. «Румынизация» памяти // Наследники победы и поражения. Вторая мировая война в исторической политике СНГ и СЕ / колл. авт.: Т. С. Гузенкова и др. М.: РИСИ, 2015. С. 424-440.
33. Шорников П. М. Молдавия в годы Второй мировой войны. Кишинев: Tipografía Centrala, 2014. 464 с.
ROMANIAN OCCUPATION REGIME IN THE GAGAUZ HABITATION AREA IN BESSARABIA IN 1941-1945
Bulgar Stepan Stepanovich
Gagauzia Scientific Research Center named after M. V. Marunevici bulg2004@mail.ru
The article on the basis of historical sources, archival materials, memoirs of the participants of the anti-fascist movement describes the Gagauz people's status in the south of Bessarabia in the period of Romanian-fascist occupation of 1941-1945. Special attention is paid to the struggle of the Gagauz people against the occupation regime. The author also examines the relevant problems of historical science in the Republic of Moldova associated with the falsification of the Great Patriotic War history, which is of political importance for statehood and independence of the Republic of Moldova.
Key words and phrases: the Gagauz people; falsification of Moldova history; The Great Patriotic War; Vulcanesti; liberation of Moldova; Moldavia; Romanian occupation of 1941-1945.
УДК 101.1
Философские науки
Cтатья посвящена анализу софиологии - учения о Софии Премудрости Божьей - в философии русского космизма, где в центре внимания находятся вопросы об отношении Бога и мира, человека и Бога. Автор показывает связь воззрений отечественных космистов - В. С. Соловьева, С. Н. Трубецкого, Е. Н. Трубецкого, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, М. Н. Муравьева - с основоположениями православного учения. Подчеркивается, что софиология представляет собой вариант онто-теологической концепции, сформировавшейся под влиянием философии всеединства.
Ключевые слова и фразы: русский космизм; христианство; православие; софиология; Бог; София Премудрость Божья; космос; человек; богочеловечество; антропология; культура; преображение человека; В. С. Соловьев; Е. Н. Трубецкой; С. Н. Трубецкой; С. Н. Булгаков; П. А. Флоренский; М. Н. Муравьев.
Бурханов Рафаэль Айратович, д. филос. н., профессор
Нижневартовский государственный университет ra. nvarta@gmail. com
СОФИОЛОГИЯ В ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОСМИЗМА
В религиозно-метафизической форме русского космизма основополагающие теоретические концепты («Бог», «София Премудрость Божья», «богочеловечество» и др.) сформировались в ходе мировоззренческой рефлексии православного учения [5, с. 50-51]. «Космологические идеи переходят здесь в богословие, живая пестрота мира с его бесконечным многообразием не только ощущается в своем единстве, но оказывается хранящей в себе тайну Абсолюта» [10, с. 821]. В учениях его представителей содержатся идеи единения мира и человека, его эволюционного развития как глобального и вселенского существа, преображения человечества на основе идеалов Истины, Добра и Красоты.
В центре внимания софиологии отечественного космизма находятся вопросы об отношении Бога и мира, человека и Бога, о совершенствовании человечества согласно Божьему замыслу. По своему характеру софиология представляет собой онто-теологическую концепцию, сформировавшуюся под непосредственным влиянием философии всеединства [11, с. 465].
София - центральный и основной образ православного космизма, символизирующий тождество материально осуществленной идеи и идеально преображенной материи, которые в своей полноте должны реализоваться