УДК 338.48
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ:
ЗНАЧИМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ
ETHNOGRAPHIC AND ECO-TOURISM IN THE NORTHERN REGION: SIGNIFICANCE AND PROBLEMS
С. M. Кир и чу к, A. H. Силин
S. M. Kirichuk. A. N. Silm
Ключевые слова: социальная ситуация, туристско-рекреационный кластер, Ямал, Югра, аборигенная община, подготовка кадров
Key words: Social situation, tourist and recreation cluster, Yattial, Yugra, personnel training, aboriginal community
Рассмотрены роль и основные проблемы развития въездного туризма на Севере, Предложены практически значимые направления его развития.
The role and main problems of inbound tourism in the North are considered. The practically significant directions of its development are offered.
Одним из приоритетных направлений социальной политики в стратегически значимых для России северных регионах должен стать, на наш взгляд, существенный рост масштабов этнографического и экологического туризма позволяющий обеспечить как устойчивое развитие этих территорий, так и учет интересов их автохтонного населения.
Тюменский Север был и еще длительное время останется для страны главным источником получения финансовых ресурсов от продажи углеводородного сырья, несущей конструкцией существования и развития России. При этом наиболее реальным путем преодоления моносырьевого характера сформированной в регионе экономики, улучшения здесь социальной ситуации и повышения уровня и качества жизни северян авторы считают создание туристско-рекреационного кластера, что позволило бы повысить уровень занятости, стимулировать привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры, за счет мультипликативного эффекта придать импульс развитию комплексирующих предприятий и социальной сферы [1-4].
При этом потенциал и реальные возможности для значимого развития въездного туризма как в Ханты-Мансийском. так и в Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области достаточно велики. В первую очередь северная экзотика привлекает людей, желающих освоить новые, неизведанные маршруты. Таких мест на Земле осталось немного, и в первую очередь это районы Арктики и Субарктики.
Как известно. «Ямал» в переводе с ненецкого означает «край земли». Это одна из самых слабозаселенных территорий мира с плотностью населения 0,6-0,7 человека на квадратный километр. На этой территории, в основном находящейся за полярным кругом, проживают аборигенные народы: ненцы, ханты, селькупы, коми-зыряне. манси и другие, сохранившие традиционный образ жизни и хозяйства: оленеводство, рыболовство, охоту, пушное звероводство, сувенирный промысел. Из 35 тысяч коренного населения около 40 % ведет кочевой образ жизни [5].
Для туристов из зарубежных стран привлекательным оказался «чумовой отдых» на базе стойбищ, продолжительностью от 4 до 10 дней и стоимостью около 2 тыс. USD (без авиа и железнодорожных билетов). При этом особенно популярны фототуры. В программу входит проживание в семьях, установка чумов, участие в приготовлении национальных блюд и совершении обрядов и т. д.
Не менее популярны охотничий и рыболовный виды туризма: муксун, нельма, осетр, сосьвинская сельдь и другие ценнейшие породы рыб — деликатесы из них стали визитной карточкой Ямала и Югры.
И на Ямале, и на Югре ежегодно возрастает число общин коренных народов, готовых заниматься туристическим бизнесом. На Ямале из пяти аборигенных общин, принимающих на своих родовых угодьях туристов, наибольшую известность получили ООО «Минуруй» и фактория Порсыяха в Ямальском районе, «Нохращь» в Шурыскарском районе, стойбище Вэнянго в Приуральском районе в 46 км от Салехарда. Наибольший интерес иностранных туристов, посещающих Югру. вызывает этномузей-заповедник «Торум Маа» в г. Ханты-Мансийске, основанный в 1987 году, парк-музей под открытым небом в селе Варьеган, Аганский этнографический музей-театр [6].
]Уеи>5 /гот higher educational institutions. Socioloeu. Economics. Politics. .VI' J, 2013
Еще один вид туризма, получающий все большее развитие в регионе — водный. На территории Югры известно место, считающееся сакральным для местного населения, связывающего с ним различные мифы. Это место впадения Иртыша в Обь. А для любителей сплавов любимым местом отдыха и приключений стали горные реки Полярного Урала — Сыня. Танью. Войкар, Щучья и Кара. Эти водные артерии безопасны и идеально подходят для сплавов как одиночек, так и групп туристов, испытывающих наслаждение от красот и гармонии местных уникальных ландшафтов и получающих ощущение экстрима и заряд бодрости вперед на долгие зимние месяцы.
Все большее распространение получает на Тюменском Севере и так называемый «мистический» туризм. Учеными обнаружены в регионе территории с аномальной энергетикой. Именно здесь находятся места поклонения аборигенов — капища.
Тесно связано с туризмом и напрямую зависит от уровня его развития и производство сувенирной продукции, отражающей этнический колорит народов Севера.
Местные администрации сознают важность развития инфраструктуры туризма. В 2011 г. в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) бьиа принята «Целевая программа по развитию внутреннего въездного туризма на 2012-2014 годы» с общим объемом финансирования 51 млрд р., нацеленная на значимое увеличение числа прибывающих на Ямал иностранных и российских туристов, формирование инновационных рекламных технологий, включая возможность Интернета и т. д.
Предполагается разработка и реализация новых туристских проектов: экотуризм, сафари на оленях и собаках, горные лыжи на Полярном Урале и др. Журнал Forbes включил Ямал в список восьми самых необычных мест в России, в которых туристу нужно обязательно побывать, чтобы получить незабываемые впечатления.
И все же сегодня приходится констатировать, что необходимая для развития въездного туризма инфраструктура не создана, не хватает средств размещения, ощущается дефицит профессионально подготовленных кадров. Проведенный нами в 2011-2012 годах опрос предпринимателей, имеющих опыт в сфере гостиничного бизнеса и туризма в северных округах региона не менее двух лет (61 чел ), выявил наиболее значимые проблемы, препятствующие развитию этого бизнеса: коррупция чиновников (81,2 %), высокая налоговая нагрузка (74,1 %), недостаток квалифицированного персонала (51,3 %), трудности с получением банковского кредита (42.2 %). высокие арендные ставки (40,9 %).
Проведенные исследования позволили сделать вывод, что большая часть гостиничного фонда на Севере нуждается в обновлении, так как является некатегорийной. Создание же современных гостиничных комплексов наталкивается на множество административных барьеров, невыгодные условия аренды, требуемое большое число согласований, затягивающихся на три-четыре года. Развитию семейного гостиничного бизнеса, которое могло бы частично снять проблему, также препятствуют бюрократические барьеры.
По мнению большинства опрошенных предпринимателей, существующие сегодня в России нормативно-правовые акты, регулирующие гостиничный и туристский бизнес, нуждаются в серьезной антикоррупционной корректировке.
Официальная статистика не отражает реальной ситуации с занятостью аборигенного населения. Большая часть ямальских безработных не может стать на учет, так как у них нет страховых пенсионных свидетельств и ИНН, получить эти документы можно лишь в Салехарде, до которого они не могут добраться из-за отсутствия средств. Судя по данным опросов, реальная безработица среди коренного населения и ХМАО, и ЯНАО превышает 50 %.
В этих условиях особую актуальность приобретает развитие на Тюменском Севере этнографического туризма, позволяющего создать рабочие места для аборигенов.
Известно, что значительную часть доходов скандинавские страны получают именно благодаря въездному туризму. На Аляске он обеспечивает сезонной работой свыше 20 тысяч человек и привлекает на территорию штата свыше 1 млрд долларов. Очевидно, что сравнение зарубежного опыта северного туризма с отечественным оказывается явно не в пользу последнего. Нам представляется необходимым привлечь к этой проблеме внимание структур гражданского общества и, совместно расчищая бюрократические препоны, добиться позитивных тенденций развития. Не последняя роль в этом процессе должна принадлежать и высшей школе, готовящей профессионалов для сферы туризма и гостиничного сервиса. Позитивный опыт такой работы уже накоплен в Тюменском государственном нефтегазовом университете, где кафедрой маркетинга и муниципального управления уже в течение нескольких лет ведется подготовка таких кадров [3,4].
Список литературы
1. Силин А. Н. Развитие въездного туризма в северном регионе: проблемы и социально-экономические последствия И Реализация государственной политики в области развития культурно-познавательного туризма в России. - Тобольск: Федеральное Агентство по туризму. 2010. - С. 85-86.
2. Силин А. Н. Крайний Север: стратегия социально-экономического управления и механизмы ее реализации // Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации. -Вып.11. -М: Совет Федерации. 2010. - С. 29-32.
3. Белоножко М. JL, Ситин А. Н., Конев А. Ю. Инновации в профессиональном образовании кадров для туризма и сервиса в северном регионе // Инновационные процессы в развитии социально-культурного сервиса и туризма в современном мире. - Новокузнецк: КузГТУ, 2011. — С. 13-15.
Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. A'$ 3, 2013
4. Белоножко М. Л., Сплин А. Н. Туризм и гостиничный сервис в северном регионе: стратегия развития и подготовка кадров // Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия образовательных учреждений и работодателей. -СПб.: СПбГУСиЭ, 2011. - С. 86-88.
5. Кобылкин Д. Н. Развитие арктического туризма в Ямало-Ненецком автономном округе // Проблемы Севера и Арктаки Российской Федерации. - Вып. 13. -М.: Совет Федерации, 2011. - С. 19-24.
6. Киричук С. М., Силин А. Н. Этнотуризм на Тюменском Севере: потенциал и реальность // Проблемы формирования единого пространства социально-экономического развитая стран СНГ. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. - С. 135-138.
7. Хайруллина Н. Г. Управление персоналом на предприятиях сервиса и туризма, учебное пособие, электронное издание. - ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2013. - № 29876.
Сведения об авторах
Киричук Степан Михайлович, д. с. н., профессор кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменскиft государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89199257030
Силин Анатолии Николаевич, д. с. н., профессор кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г, Тюмень, тел. 89199446020
Kirichuk S. XL, Doctor of Sociological Sciences, professor of the chair «Marketing and Municipal Government», Tyumen State Oil and Gas University, Tyumen, phone: 89199257030
Silin A. N. Doctor of Sociological Sciences, professor of the chair «Marketing and Municipal Government», Tyumen State Oil and Gas University, Tyumen, phone: 89199446020