Научная статья на тему 'Этнографические собрания музеев Западной Сибири в условиях становления информационного общества'

Этнографические собрания музеев Западной Сибири в условиях становления информационного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
198
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ / МУЗЕЙНЫЕ САЙТЫ / MUSEUMS / ETHNOGRAPHIC COLLECTIONS / INFORMATION SOCIETY / INFORMATIZATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / DIGITAL CONTENT / MUSEUM SITES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Самаковская О. В.

Приводятся результаты регионального социологического исследования, нацеленного на экспериментальное изучение современного состояния информатизации этнографических музеев Западной Сибири, а также степени доступности этнокультурного наследия региона для широких слоев населения посредством информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Самаковская О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOGRAPHIC COLLECTIONS OF MUSEUMS IN WESTERN SIBERIA IN CONDITIONS OF FORMATION OF THE INFORMATION SOCIETY

The article gives the results of regional case study aimed at experimental study of the current state of informatization of ethnographic museums in Western Siberia, as well as the availability of ethnic and cultural heritage of the region for general public through information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Этнографические собрания музеев Западной Сибири в условиях становления информационного общества»

подчеркивание роли, которую играет традиционная культура данного этноса в формировании менталитета.

В современных культурологических исследованиях нередко подчеркивается, что основополагающие ментальности коренятся в источниках народной культуры. Поэтому необходима расшифровка текста, уяснение символики языка, поиск «скрытого смысла». При этом нужно помнить о важной особенности фольклора - его синкретизме. Так, текстуальный ряд источников дополняет ряд визуальный, который также несет определенную информацию о культуре данного этноса. Традиционная культура исторически сохраняет непреходящие ценности (идеи и смыслы), выполняющие функции ценностной ориентации этноса, определяющие его духовную уникальность, обеспечивающие консолидацию общества, помогающие восстановлению культурной преемственности и национально-культурной идентификации - необходимой составляющей мировоззренческого потенциала. Важную роль в традиционной народной культуре выполняет фольклор, образовавший ее специфическую область. В фольклорной форме интегрируется, закрепляется и аккумулируется традиция, вырабатываемая этносом или его локальной группой, это этническое самосознание, этнические установки, легенды о происхождении народа и его контактах с другими народами, историческую память, отливавшуюся в предания и легенды, передачу мифологической традиции и реализацию мифов и верований, осмысление обрядов и традиций материальной культуры, интеграцию стереотипов соционормативной культуры и т.д. И, наконец, фольклор, по мнению К.В. Чистова, - это специфический «язык» традиционной культуры, отличающийся от других «языков» - орнамента, мелоса, знаковой и символической информации, передающейся вещами - предметами материальной культуры [5, с. 9]. Всё это обусловило семантическую насыщенность фольклора, его роль интегратора, мощного системообразующего фактора традиционной культуры. Более того, можно без преувеличения сказать, что фольклор с наибольшей интенсивностью выражает этнические функции культуры и влияет на менталитет.

Следовательно, фольклор отражает особенности этноса, характеризует многовековой опыт, жизненный уклад. Он сосредоточивает в себе существенную часть ментальной жизни общества, группы, семьи, во всяком случае, ту ее часть, которая связана с функционирующими институтами, с ситуациями и действиями, повторяющимися регулярно, устойчивыми, отработанными опытом, требующими вербального закрепления. Он оказывает влияние на формирование сознания чело-

Библиографический список

века. При этом необходимо помнить, что этническое самосознание возникает у человека в результате сравнения себя с другими этносами. В связи с этим, особое значение приобретает изучение локальных традиций. В разных частях русской этнической территории локальные традиции существовали и развивались разными темпами, с разной внутренней интенсивностью и интенсивностью взаимодействия с другими этническими культурами. Интерес в этом отношении вызывает Сибирь. На формирование русского этноса здесь оказало влияние переселение крестьян и ремесленников, строительство укрепленных линий Сибирского казачьего войска, политическая ссылка, строительство Московско-Сибирского тракта и Западно-Сибирской железной дороги, внутрисибирские миграционные процессы, освоение целинных и залежных земель, природно-климатические условия. Все эти факторы повлияли и на формирование особенностей фольклора. На примере исследования фольклора Западной Сибири возможно выявление механизмов, способствующих возрождению и сохранению национальных ценностей. Сибирский фольклор относится к числу традиций позднего формирования, и его особенностью является переплетение множества культурных форм, что актуализирует проблему определения общности, необходимой в связи с установлением ценностных оснований в современной культуре.

Безусловно, снижение роли традиционной культуры в жизни современного человека приняло общепланетарный, объективный и, возможно, необратимый характер. Однако современная ситуация вынуждает нас обратиться к гуманистическим возможностям традиционной культуры, что обусловлено необходимостью переосмысления и обновления общественной жизни. Без восстановления традиционной культуры, ее нравственных основ не может возродиться национальный духовный менталитет.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый народ имеет свой менталитет, и он является реальным духовным индикатором, отличающим один этнос от другого. В этническом менталитете отражается не внешний признак этноса, а его внутреннее духовное состояние. Менталитетом мы называем глубинные смысловые структуры (обычаи, традиции, предсуждения), определяющие горизонты производства смысла и понимания в культуре. Черты, определяющие ментальность этноса, в отличие от идеологических, социальнополитических, религиозно-конфессиональных и иных культурологических факторов, отличаются большой стабильностью.

1. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.

2. Гуревич, А.Я. Уроки Люсьена Февра // Люсьен Февр. Бои за историю. - М.: Наука,1991.

3. Гуревич, А.Я. Ментальность // 50/50: Опыт словаря нового мышления. - М.,1989.

4. Пушкарев, Л.Н. Мировосприятие и самосознание русского общества (Х1-ХХ вв.). - М.,1994.

5. Чистов, К.В. Фольклор // Культурология. XX век. Энциклопедия: в 2 т. - СПб., 1998. - Т. 2.

Bibliography

1. Levi-Bryul', L. Sverh'estestvennoe v pervobytnom myshlenii. - M.: Pedagogika-Press, 1994.

2. Gurevich, A. Ya. Uroki Lyus'ena Fevra // Lyus'en Fevr. Boi za istoriyu. - M.: Nauka,1991.

3. Gurevich, A. Ya. Mental'nost' // 50/50: Opyt slovarya novogo myshleniya. - M.,1989.

4. Pushkarev, L. N. Mirovospriyatie i samosoznanie russkogo obschestva (HI-HH vv.). - M.,1994.

5. Chistov, K. V. Fol'klor // Kul'turologiya. XX vek. Еnciklopediya: v 2 t. - SPb., 1998. - T. 2.

Статья поступила в редакцию 26.06.11

УДК 069.01

Samakovskaya O.V. ETHNOGRAPHIC COLLECTIONS OF MUSEUMS IN WESTERN SIBERIA IN CONDITIONS OF FORMATION OF THE INFORMATION SOCIETY. The article gives the results of regional case study aimed at experimental study of the current state of informatization of ethnographic museums in Western Siberia,

36O

as well as the availability of ethnic and cultural heritage of the region for general public through information and communication technologies.

Key words: museums, ethnographic collections, information society, informatization, information and communication technologies, digital content , museum sites.

О.В. Самаковская, аспирантка КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: Olesya_20032003@mail.ru

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СОБРАНИЯ МУЗЕЕВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Приводятся результаты регионального социологического исследования, нацеленного на экспериментальное изучение современного состояния информатизации этнографических музеев Западной Сибири, а также степени доступности этнокультурного наследия региона для широких слоев населения посредством информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: музеи, этнографические коллекции, информационное общество, информатизация, информационные и коммуникационные технологии, цифровой контент, музейные сайты.

Процесс формирования информационного общества во всем мире оказывает влияние на развитие науки, культуры, политики, экономики, на международные отношения в целом: стремительное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы деятельности приобретает сегодня всеобъемлющий характер. Информационные ресурсы становятся одним из ценнейших элементов как национального, так и общечеловеческого достояния.

Государственная информационная политика нацелена на решение таких важных задач, как формирование единого информационного пространства России и вхождение страны в единое мировое информационное пространство [1-3]. При этом большое внимание уделяется развитию сферы информационных услуг, созданию и дальнейшему обеспечению доступа к цифровому контенту, отражающему российскую историю и культуру. Решение вопросов развития цифрового контента и сохранения культурного наследия в первую очередь предусматривает оцифровку объектов культурного наследия, включая архивные и музейные фонды страны, и предоставления населению удаленного доступа к нему [3, с. 20].

В связи с наметившимися тенденциями развития современного информационного общества к числу актуальных проблем, обсуждаемых специалистами, относится проблема расширения и изменения музейной деятельности, в частности, переосмысление способов управления, дальнейшего сохранения и продвижения культурных ценностей, предоставления доступа к своим коллекциям широким слоям населения, функционирование как в традиционном, так и в сетевом глобальном информационном пространстве. Использование современных информационных технологий и средств коммуникации в деятельности музеев предполагает их переход на совершенно новый уровень, не отрицающий традиционную деятельность музеев, а открывающий новые возможности их развития.

Актуальность обозначенных проблем определила направление социологического исследования музеев, проведенного Научно-исследовательским институтом информационных технологий социальной сферы (г. Кемерово) совместно с Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение» (г. Новосибирск) в 2010 г. Объектом исследования явились музеи Западной Сибири, содержащие этнографические коллекции.

В исследовании принял участие 31 музей, что составляет 36% от общего числа - 86 музеев Западной Сибири, содержащих этнографические коллекции. В ходе анкетирования собран фактический материал по этнокультурному наследию западносибирского региона, большая часть которого сосредоточена в музейных этнографических коллекциях, изучено современное состояние информатизации музеев. Анализ данных позволил определить степень доступности этнокультурного наследия для широких слоев населения средствами ИКТ.

Основные результаты исследования заключаются в следующем.

Анализ характера этнографических коллекций в собраниях западносибирских музеев позволил выделить некоторые особенности содержания их фондов:

- этнокультурное наследие, хранящееся в музеях Западной Сибири, не ограничено предметами культуры и быта народностей этого региона: в большинстве крупных музеях содержатся богатые коллекции по народам Сибири в целом;

- этнографические коллекции и экспозиции, демонстрирующие национально-специфические черты традиционнобытовой культуры коренного населения Западной Сибири, находятся, прежде всего, в музеях, расположенных в районах компактного проживания представителей этих народов;

- среди наиболее ценных этнографических предметов западносибирских музеев доминируют предметы производящего хозяйства: одежда, посуда, народно-декоративное искусство, а также предметы религиозных культов: атрибуты шаманского комплекса коренных народов края.

Музеи Западной Сибири имеют огромный этнокультурный потенциал. В западносибирских музеях сосредоточены важнейшие этнографические источники, которые характеризуют своеобразие традиционной культуры многонациональной Сибири.

Вместе с тем, в большинстве исследуемых музеев (в 81%) имеются проблемы использования ИКТ, от которых напрямую зависит сохранность фондов, трансляция и доступность хранимых культурных ценностей для широких слоев населения.

В 74% обследованных музеев отсутствует структурное подразделение, которое призвано выполнять разработку концепции информатизации музея, обеспечивать внедрение информационных технологий в музее, оказание помощи музейным сотрудникам в освоении информационных технологий и эксплуатации информационной инфраструктуры.

Важнейшими показателями, определяющими возможности предоставления населению информационных ресурсов в области культурного наследия, в частности этнокультурного наследия, являются объемы электронных каталогов музеев, а также наличие сайтов в сети Интернет. Результаты исследования показали, что в 61 % музеев не ведется работа по оцифровке фондов этнографических предметов. Собственный сайт имеют лишь 32% музеев. Соответственно, информация об этнокультурном наследии 68% музеев недоступна для широкой аудитории сети Интернет.

Исследование показало, что в музеях активно используются как традиционные способы коммуникации, такие как личные встречи (87%) и официальные письма (74%), так и электронная переписка (68%). В наименьшей степени музеи используют сеть Интернет для участия в телеконференциях (6%).

3б1

Таким образом, выяснилось, что лишь 32% музеев, принявших участие в анкетировании, активно используют в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии. В структуре этих музеев имеются подразделения с квалифицированными кадрами, ответственными за внедрение и использование ИКТ; автоматизирована учетно - хранитель-ская деятельность; имеется собственное представительство в сети Интернет и ведется работа по продвижению коллекций и экспонатов музея в сети; активно используются электронные средства связи. Однако большинство музеев (68%) не значительно используют в своей деятельности ИКТ, из них 35% - не используют совсем.

Причины сложившегося положения прослеживаются по ответам на вопросы анкеты о барьерах, препятствующих информатизации музеев. К их числу относятся:

- проблемы материально-технического характера (слабое техническое обеспечение музея - 42% музеев); отсутствие / низкое качество подключения к сети Интернет - 55% музеев);

- проблемы кадровой обеспеченности (отсутствие / недостаточность подготовки персонала к использованию ИКТ, отсутствие возможностей для обучения персонала использованию ИКТ - 39% музеев);

- проблемы психологического характера (отсутствие у персонала / руководства мотивации к использованию ИКТ; боязнь музейных сотрудников переходить на новый уровень работы (электронный тип работы); не готовность музеев передавать свои информационные ресурсы в «коллективное пользование» - 19% музеев);

- проблемы теоретического характера. Большинство музеев (84%) испытывают потребность в методической литературе и обучающих семинарах по разработке музейных сайтов.

Полученные результаты социологического исследования позволяют сделать следующие выводы.

В эпоху информационного общества своевременны и актуальны проблемы сохранения и трансляции национального историко-культурного наследия с помощью современных средств ИКТ. Благодаря использованию информационнокоммуникационных технологий музей не теряет своей уникальной значимости и «историчности» для современного общества, а приобретает новые возможности по взаимодействию с посетителями. Информационные технологии позволяют развивать цифровые услуги музейных учреждений, оцифровывать фонды и предоставлять открытый доступ к музейным ценностям, усиливать роль трансляции этничности.

Однако в ходе нашего исследования выявлена противоречивая ситуация, характеризующая имеющиеся возможности использования ИКТ и степень их практической реализации в музеях.

Большинство музеев, в фондах которых хранятся уникальные экспонаты, отражающие этническое разнообразие данного региона, не адаптированы к информационной действительности, тем самым остаются закрытыми для широкой публики. Учитывая тот факт, что музеи являются основными культурно-историческими туристскими ресурсами, можно предположить, что ограниченность информации о них в глобальной сети оказывает отрицательное влияние на развитие внутреннего туризма региона в целом.

Основными барьерами при внедрении и использовании в музеях ИКТ являются как проблемы материальнотехнического характера, так и проблемы кадровой обеспеченности. Следствием этого является не адекватное представление в глобальной сети Интернет музейных собраний западносибирского региона. Сдерживающим фактором, препятствующим полному и точному отражению богатых региональных музейных коллекций в мировом информационном пространстве, продолжает оставаться неразработанность теории проектирования и оценки качества контента музейных сайтов.

В НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств разработана концепция проектирования контента сайтов объектов культуры. Изложение данной концепции нашло свое отражение в многочисленных научных публикациях сотрудников института. Полный перечень публикаций представлен в источнике [4, с. 102-104].

В настоящее время ведется разработка методических материалов, содержащих теорию и технологию формирования модели контента сайтов для этнографических музеев. Отдельные положения предлагаемой методики приводятся в публикациях [5-7]. Основные принципы моделирования контента музейных сайтов могут быть рекомендованы разработчикам музейных электронных ресурсов. В ходе создания музейного сайта наличие данной модели позволит снизить субъективность действий человека, обеспечить принятие обоснованных решений при определении его структуры, и тем самым повысить качество музейных информационных ресурсов региона в целом.

Библиографический список

1. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002 - 2010 годы) [Э/р]. - Р/д: http://www.programs-gov.ru/28_1.php

2. Стратегия развития информационного общества в РФ (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212) // Российская газета. -2008. - № 34. - 16 февр.

3. Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 г.)» [Э/р]. - Р/д: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2012/369/

4. Гендина, Н.И. Создание эффективного официального сайта объекта культуры: от эмпирики к разработке и реализации научно обоснованной концепции / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, О.И. Алдохина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств»: журнал теоретических и прикладных исследований. - Кемерово. - 2010. - №12.

5. Гендина, Н.И. Моделирование контента сайта этнографического музея [Э/р] / Н.И. Гендина, О.В. Захарова // Технологии информационного общества и культура. 10 лет ежегодной конференции «EVA Москва»: материалы конференции. - Электрон. дан. - М.: Центр ПИК, 2007 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

6. Захарова, О.В. Типология и функции музеев как основа моделирования контента музейных сайтов [Э/р]. - Р/д: // 11-я ежегодная международная конференция «EVA 2008 Москва» http://conf.cpic.ru/eva2008/rus/reports/report_1376.html

7. Самаковская, О.В. Моделирование контента сайта музея (на примере этнографических музеев и музеев-заповедников) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств»: журнал теоретических и прикладных исследований. - Кемерово. - 2010. - № 12.

Зб2

Bibliography

1. Federal'naya celevaya programma “Elektronnaya Rossiya” (2002 - 2010 gody) [Eh/r]. R/d: http://www.programs-gov.ru/28_1.php

2. Strategiya razvitiya informacionnogo obschestva v RF (utv. Prezidentom RF 07.02.2008 N Pr-212) // Rossijskaya gazeta. 2008. № З4. 1б fevr.

3. Gosudarstvennaya programma RF “Informacionnoe obschestvo (2011-2020 g.)" [Eh/r]. R/d: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2012/3б9/

4. Gendina, N. I. Sozdanie еffektivnogo oficial'nogo sajta ob'ekta kul'tury: ot еmpiriki k razrabotke i realizacii nauchno obosnovannoj koncepcii / N. I. Gendina, N. I. Kolkova, O. I. Aldohina // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv”: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. - Kemerovo. - 2010. №12.

5. Gendina, N. I. Modelirovanie kontenta sajta etnograficheskogo muzeya [Eh/r] / N. I. Gendina, O. V. Zaharova // Tehnologii informacionnogo obschestva i kul'tura. 10 let ezhegodnoj konferencii “EVA Moskva”: materialy konferencii. Elektron. dan. M.: Centr PIK, 2007 1 єієИгоп. opt. disk (CD-ROM)

6. Zaharova, O. V. Tipologiya i funkcii muzeev kak osnova modelirovaniya kontenta muzejnyh sajtov [Eh/r]. R/d: // 11-ya ezhegodnaya mezhdunarodnaya konferenciya “EVA 2008 Moskva” http://conf.cpic.ru/eva2008/rus/reports/report_137б.html

7. Samakovskaya, O. V. Modelirovanie kontenta sajta muzeya (na primere etnograficheskih muzeev i muzeev-zapovednikov) // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv”: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. - Kemerovo.

- 2010. - №12.

Статья поступила в редакцию 26.06.11

УДК 13G:8GG

Beloshapka G.I. APPROACHES TO THE PROBLEM OF RELATIONSHIP BETWEEN CULTURE AND NATURE OF ETHNIC COMMUNITY ORGANIZATIONS RIGHTS. This article deals with the questions of ethnic and cultural features in archaic societies of our time. Anthropological interpretation of the process of adjustment to the human's environmental conditions is characterized by enormous variability in morphological and physiological characteristics.

Not only the technical improvement but also the body's biological alteration contributed to adaptation to new ecological niches during the migration.

Key words: ecological and genetic type, ethnic and cultural features, archaic community, genetic-generic system, ethnic group, biosocial oriented team, the genetic identity of populations.

Г.И. Белошапка, канд. пед. наук, доц. СурГПУ, Е-mail: gbeloshapka@yandex.ru

ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КУЛЬТУРЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ И ПРИРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматриваются вопросы об этнокультурных чертах архаических сообществ нашего времени. Антропологическая трактовка процесса приспособления к условиям среды человека как вида характеризуется огромной изменчивостью морфологических и физиологических признаков. В процессе миграций приспособлению к новым экологическим нишам способствовало не только техническое усовершенствование, но и биологическая перестройка организма.

Ключевые слова: эколого-генетический тип, этнокультурные черты, архаические сообщества, генетико-родовая

система, этническая общность, биосоциально ориентированный коллектив, генетическое своеобразие

популяций.

Исследование взаимосвязи культуры и природной организации человека представляет собой задачу особой сложности. Источниками эмпирических знаний о культуре эпохи первобытности для нас в основном являются археология и этнография. Однако археологические данные о древнейшем прошлом человечества фрагментарны, построены в основном на единичных находках (что не гарантирует их типичности, столь необходимой для культурологического анализа), часто являются лишь гипотетическими реконструкциями каких-то явлений, производимых на основании прямых, а то и косвенных «следов» тех или иных феноменов и т.п. Это, конечно, не умаляет ценности труда археологов, но и не дает уверенности в должной достоверности (или, по крайней мере, типичности) тех фактов, на которые нам приходится опираться в своем исследовании [1; 2].

Eсли говорить об этнокультурных чертах архаических сообществ нашего времени, то следует отметить высокий уровень отличительного локального своеобразия, связанного в первую очередь с различием экологических ниш их обитания.

По мнению С. А. Семенова, такого же рода лаконизм, даже по фрагментарным данным археологии, наблюдается и в культурах верхнепалеолитических сообществ сорокатысячелетней давности [З]. И у нас нет никаких оснований утверждать, что уровень диахронных отличий социокультурных черт между древними и современными сообществами эколого-

ЗбЗ

генетической стадии развития принципиально выходит за рамки такого же рода синхронного «разброса» локальных вариантов как в древности, так и сейчас.

А.Я. Флиер, обобщая современные, еще во многом гипотетические представления о характеристиках культуры эколо-го-генетического типа, представлял их суммарность как социальные функции культурных норм и стандартов, ориентированных главным образом на физиологическое выживание в среде популяционных коллективов путем их адаптации к природным условиям существования, на прямое биологическое воспроизводство собственной общины [4, с. 85].

На наш взгляд, немаловажную роль также играет и практический опыт палеолитического бытия, который определяет наибольшие шансы на выживание наиболее сплоченным коллективам, имеющим строгую организационную структуру. И, как отмечает А.Я. Флиер: «Это опыт взаимоотношений именно с природой и лишь в небольшой степени - с другими коллективами» [4, с. 86].

Если говорить о ценностных ориентациях людей в сохранившихся архаических сообществах, то, опираясь на исследования данной системы [5], мы можем выделить популяционные интересы - сохранение рода - и отсюда особый культ брачных отношений, детородной тематики, вопросов происхождения рода и его предков, локальных норм и стандартов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.