Научная статья на тему 'Этнографические музеи под открытым небом: хранилища материальных ценностей или живые очаги культуры?'

Этнографические музеи под открытым небом: хранилища материальных ценностей или живые очаги культуры? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
139
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ETHNOGRAPHIC MUSEUM / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / NATIONAL INTELLIGENTSIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Молданова Т.А.

В статье изложены основные идеи, послужившие отправной точкой для создания первых музеев под открытым небом в Ханты-Мансийском автономном округе Югре. Обозначены причины, побудившие представителей национальной интеллигенции коренных народов Югры стать стихийными инициаторами и непосредственными участниками строительства подобных музеев. Показаны ожидания, возлагаемые на музеи подобного типа их создателями, и функционирование этих объектов культуры, на начальных этапах их деятельности, преимущественно, как центров объединения коренных народов в воссозданном, но естественном для них, культурном окружении. Показано, что в последующем, в согласии со своим официальным статусом, музеи, прежде всего, начинают выполнять возложенные на них функции по сохранению материальных ценностей и постепенно отторгаются от своих создателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnographic Open-Air Museums:storages of material values or living centers of culture?

The paper deals with main ideas which were the starting point for creating the first open-air museums in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug Yugra. The author indicates the reasons which inspired representatives of the national intelligentsia of the indigenous peoples of Yugra to become spontaneous initiators and participants of construction of such museums. The article discusses functioning of these objects of culture at the initial stages of their activities mainly as centers of Association of indigenous peoples in recreated but in natural cultural surrounding. As author shows, in future, in accordance with its official status, museums, first of all, will begin to perform their functions on preservation of material assets, and gradually will separate from their creators.

Текст научной работы на тему «Этнографические музеи под открытым небом: хранилища материальных ценностей или живые очаги культуры?»

УДК 39; 069.5

Т.А. Молданова

Этнографические музеи под открытым небом: хранилища материальных ценностей или живые очаги культуры?

Аннотация. В статье изложены основные идеи, послужившие отправной точкой для создания первых музеев под открытым небом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Обозначены причины, побудившие представителей национальной интеллигенции коренных народов Югры стать стихийными инициаторами и непосредственными участниками строительства подобных музеев. Показаны ожидания, возлагаемые на музеи подобного типа их создателями, и функционирование этих объектов культуры, на начальных этапах их деятельности, преимущественно, как центров объединения коренных народов в воссозданном, но естественном для них, культурном окружении. Показано, что в последующем, в согласии со своим официальным статусом, музеи, прежде всего, начинают выполнять возложенные на них функции по сохранению материальных ценностей и постепенно отторгаются от своих создателей.

Ключевые слова: этнографический музей, традиционная культура, национальная интеллигенция.

T.A. Moldanova

Ethnographic Open-Air Museums: storages of material values or living centers of culture?

Summary. The paper deals with main ideas which were the starting point for creating the first open-air museums in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra. The author indicates the reasons which inspired representatives of the national intelligentsia of the indigenous peoples of Yugra to become spontaneous initiators and participants of construction of such museums. The article discusses functioning of these objects of culture at the initial stages of their activities mainly as centers of Association of indigenous peoples in recreated but in natural cultural surrounding. As author shows, in future, in accordance with its official status, museums, first of all, will begin to perform their functions on preservation of material assets, and gradually will separate from their creators.

Keywords: Ethnographic museum, traditional culture, national intelligentsia.

История создания

Начиная с 1987 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа появляются этнографические музеи под открытым небом. Инициаторами их создания являлись представители национальной интеллигенции (ханты, манси, ненцы). Конец 1980-х - начало 1990-х годов были периодом подъема национального самосознания коренных народов округа, связанным с политическими изменениями в России, с так называемой «перестройкой» (демократизацией общества). В это время на мировом уровне и на уровне Российской Федерации принимается ряд документов по национальной политике, пробуждается интерес и внимание к культуре малочисленных народов Севера.

В тот период национальная интеллигенция явилась свидетелем того, как под давлением нефтяной экспансии ханты, манси, ненцы вытесняются со своих исконных территорий проживания. Культура, которая напрямую связана с традиционными способами хозяйственной деятельности, исчезает. Промышленное освоение территории притянуло в округ огромное количество мигрантов. В итоге коренное население начинает составлять около 1,5% от общего числа жителей округа (данные на 1989 год). Отторгнутые от своих земель, ханты, манси, ненцы оседают в многочисленных, вновь построенных городах и поселках округа. Культурная среда, общность народа полностью распадаются.

Перед интеллигенцией встал вопрос: «Как в таких условиях удержать распадающуюся общность народа, как сохранить «стержень культуры»?» Под «стержнем» мы понимаем такие элементы культуры как язык, фольклор, обрядовую деятельность, именно они воспроизводят этнические нормы и ценности.

Следует отметить, что в годы Советской власти в округе существовало несколько краеведческих музеев. В них были представлены этнографические коллекции, образцы материальной культуры коренных народов. Однако культурное наследие ханты, манси, ненцев никак не использовалось для представителей самих народов, оно не могло его объединить, не могло улучшить психическое самочувствие людей, не способствовало трансляции культурных образцов. Народ фактически был отчужден от своего культурного наследия, экспонируемого в музеях.

Ощущение полной потери естественного способа воспроизводства культуры привело национальную интеллигенцию к осознанию того, что необходимо найти такие формы, которые на данном историческом этапе могли бы объединить народ. Таким объединяющим моментом могло быть только общее прошлое, общая культура. Заброшенные стойбища, развалившиеся избушки и лабазы - все это будило живые воспоминания о детстве, об уходящей жизни предков.

Предполагалось, что в музеях под открытым небом можно проводить традиционные праздники, мероприятия, связанные с фольклором, с сохранением декоративно-прикладного искусства. В этом случае пожилые исполнители ощущали бы себя присутствующими в естественных условиях, а их потомки, отторгнутые от традиционной жизни, соприкоснулись бы с родной культурой. Кроме того, музеи должны были сохранять историческую память народа, предполагался сбор различной информации, создание своеобразного «банка данных», и все это должно быть максимально доступно для любого представителя данного народа.

В 1987 году по инициативе национальной интеллигенции было создано два музея под открытым небом: в г. Ханты-Мансийске и п. Ва-рьёган Нижневартовского района. В них были свезены подлинные хантыйские постройки с заброшенных стойбищ, на новом месте вновь были зажжены огни хантыйских чувалов -символ возрождения культуры из небытия.

В последующие годы силами энтузиастов из числа национальной интеллигенции на местах были построены и другие подобные музеи (с. Казым, п. Сосьва и т.д.).

Современное состояние. Длительное время музеи под открытым небом выполняли функции, возложенные на них на начальном этапе создания. Они реально объединяли народ, здесь проходили традиционные обрядовые праздники и иные мероприятия. Прошло 27 лет. Сегодня музеи подчиняются окружному Департаменту культуры и в соответствии со статусом, прежде всего, должны выполнять функцию сохранения материальных ценностей, что входит в противоречие с задачей, изначально заложенной национальной интеллигенцией при создании данных культурных объектов.

Реальная сущность противоречия значительно глубже, она заключается в том, что существуют два различных мира, и, следовательно, два взгляда, два подхода. С одной стороны, мир современный, унифицированный, в целях эффективного управления, требующий четко отработанных формальных правил. С другой - повсеместно вытесняемый, но ещё живой традиционный мир коренных народов, влияющий на выходцев из этой культуры и через них желающий любыми путями сохранить хоть какие-то ценности своей культуры, реализовать собственные этнические потребности. Второй подход можно назвать национальным, субъективным, но он реальность сегодняшнего дня. В его основе страх за будущее, понимание того, что адаптация всего народа к иным ценностям на данном этапе невозможна. Многие люди, вырванные из привычной среды, становятся изгоями общества. Именно поэтому в современном мире необходимо сохранить некие островки, некие центры, где можно расслабиться, погрузиться в родную культуру, свой этнический мир. Известно, что «психическая разрядка» - одна из функций культуры. Крайне важно эту функцию местных этнографических музеев сохранить, и прежде всего для коренных народов, которые не по своей воле попали в сложную социально-историческую ситуацию. При этом существенно то, что для представителей коренных этносов их культура это ни в коем случае не культурно-массовые мероприятия, по своей природе рассчитанные на большое количество зрителей, не шоу-программы, но преимущественно камерные

мероприятия, предназначенные для достаточно ограниченного числа людей.

На примере музея под открытым небом в п. Казым можно продемонстрировать сказанное. Музей создан по инициативе А.А. Ерныхо-ва в 1991 году. Андрей Александрович работал в оленеводстве ветеринарным врачом, в настоящее время на пенсии. Он является носителем фольклора Медвежьих игрищ, т.е. знает репертуар этого обрядового действа, в настоящее время регулярно участвует в его проведении.

При строительстве Казымского музея были учтены два основных фактора: природная и этническая среда, т.е. постройки возведены в лесу, возле хантыйского поселения Амня. В настоящее время, в связи со сложностью доступа к музею, он перенесен на новое место, но природная среда сохранена.

С момента создания и по сей день казымский музей играет объединяющую роль. В нём работают представители самого народа, поэтому в данном случае реализуется этническое видение функций подобных музеев. Это, прежде всего, место общения людей, т.е. в реальности это не просто музей, но музейно-культурный комплекс. Здесь используются различные формы общения. Налажен контакт двух поколений -наиболее пожилых (бабушек и дедушек) и детей (внуков). С этой целью проводятся семинары по декоративно-прикладному искусству, фольклору и другие мероприятия. Учителями на них выступают представители старшего поколения, а преемниками - дети. Во время проведения семинаров просматривается не только передача навыков и знаний по конкретным технологиям, но главное: возможность общения старшего поколения и детей.

На базе музея периодически проводятся обрядовые праздники, например, медвежьи игрища. В последний раз они проводились в январе 2010 года. Здесь организуются «Встречи родов», что на данном этапе очень важно для воспроизводства родовой памяти. Во время таких встреч собираются носители тех или иных фамилий, они вспоминают своих предков, родовые предания, фольклор и т. д.

В летнее время сотрудники музея ведут работу с детьми через организацию различных тематических смен детского этнического стойбища «Нумсанг ёх». Основная цель мероприятий - создать условия для того, чтобы дети, живущие в современном мире, могли прикоснуться к культуре своих предков.

Сохранить целостность казымских хантов, как и других этнических групп, с каждым годом становится все сложнее. Естественная среда обитания все более и более размывается. В Белоярском районе, в местах проживания хантов и лесных ненцев, начинается освоение нефтяных площадей, например ОАО «Сургутнефтегаз» осваивает территорию района священного озера Нумто. Поэтому сегодня ка-зымский музей, как и другие местные музеи под открытым небом, по самоощущению представителей народа, это прежде всего хранитель исторической памяти, островок этнографической среды, окно в уходящий мир предков.

Промышленное освоение это всегда приток дополнительного населения, которое влечет за собой не только размывание целостности народа, но и разрушение земель. В настоящее время Югра и в частности Белоярский район, как принято говорить, это наш общий дом, как для коренных народов, так и для приезжего населения.

Поэтому Этнографический парк-музей под открытым небом с. Казым выполняет и просветительскую роль среди приезжего населения города Белоярского и иных территорий. Перед ним стоит задача пропаганды традиционных элементов культуры. Коренные народы сумели выжить в условиях Севера, сохранить свои земли для потомков. Поэтому многие элементы культуры этих народов, например, экологическая культура, отраженная в языке, фольклоре, традициях, обычаях это не только прошлое Югорской земли, но и то, что актуально для современности.

Таким образом, создание музеев под открытым небом было ответом представителей национальной интеллигенции на вызов промышленного освоения, это был один из возможных способов адаптации к изменившейся ситуации. Сегодня этнографические музеи под открытым небом начинают отторгаться от народа, их работа все более формализуется. Поэтому возникла необходимость в формировании общественного мнения во взгляде на местные музеи под открытым небом, прежде всего, как на культурные центры самого народа, чье культурное наследие здесь демонстрируется. Куль -турное наследие это не только дар предков, но и то, что только данный народ (и никто иной) может поддержать, развить, сократить или заморозить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.