Научная статья на тему 'Этническая культура в детских этнических стойбищах Югры'

Этническая культура в детских этнических стойбищах Югры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
364
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ETHNIC CULTURE / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНООТДЫХ / ЭТНОЛАГЕРЬ / ДЕТСКОЕ ЭТНИЧЕСКОЕ СТОЙБИЩЕ / ETHNO CAMP / ETHNO REST / "ETHNOCAMP" FOR CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Молданова Т.А.

В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с 1993 года существует особый вид летнего отдыха детей, называемый «этноотдыхом», «этническим стойбищем» и т.д., который предполагает погружение детей коренных малочисленных народов округа, оторванных от своих корней, в этническую культуру. За этот период наработан как положительный, так и отрицательный опыт. Выявлено, что наибольший эффект имеют те «стойбища», в которых одновременно реализуется несколько условий: погружение в природную и этническую среду, наличие подготовленных педагогов, специалистов, носителей этнических традиций, а также не менее важным фактором успеха является формирование особой этнической группы детей, способной воспринять традицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic culture in children's ethnic camps of Yugra

Since 1993 there is a special kind of summer holiday activities for children in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra. It is called “ethno-rest”, “ethno camp”, etc. It involves ethnic culture immersion of children of indigenous peoples of the Yugra, separated from their roots. Both positive and negative experience has been accumulated during this period. It is revealed that the largest effect has “camps” which are realized a few conditions at the same time: immersion in the natural and ethnic environment, availability of trained teachers, specialists, representatives of ethnic traditions. Equally important of the success factor is the formation of a distinct ethnic group of children who are able to perceive the tradition.

Текст научной работы на тему «Этническая культура в детских этнических стойбищах Югры»

УДК 930.85

Т.А. молданова

Этническая культура в детских этнических стойбищах Югры

Аннотация. В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с 1993 года существует особый вид летнего отдыха детей, называемый «этноотдыхом», «этническим стойбищем» и т.д., который предполагает погружение детей коренных малочисленных народов округа, оторванных от своих корней, в этническую культуру. За этот период наработан как положительный, так и отрицательный опыт. Выявлено, что наибольший эффект имеют те «стойбища», в которых одновременно реализуется несколько условий: погружение в природную и этническую среду, наличие подготовленных педагогов, специалистов, носителей этнических традиций, а также не менее важным фактором успеха является формирование особой этнической группы детей, способной воспринять традицию.

Ключевые слова: этническая культура, этнокультура, этноотдых, этнолагерь, детское этническое стойбище.

T.A. Moldanova Ethnic culture in children's ethnic camps of Yugra

Summary. Since 1993 there is a special kind of summer holiday activities for children in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra. It is called "ethno-rest", "ethno camp", etc. It involves ethnic culture immersion of children of indigenous peoples of the Yugra, separated from their roots. Both positive and negative experience has been accumulated during this period. It is revealed that the largest effect has "camps" which are realized a few conditions at the same time: immersion in the natural and ethnic environment, availability of trained teachers, specialists, representatives of ethnic traditions. Equally important of the success factor is the formation of a distinct ethnic group of children who are able to perceive the tradition.

Keywords: ethnic culture, ethno rest, ethno camp, "ethnocamp" for children

В данной работе я остановлюсь на некоторых аспектах летнего отдыха детей коренных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, называемом «этноотдыхом».

Для обозначения этого вида детского отдыха единого термина нет: детское этническое стойбище «Мань ускве» (п. Ясунт Березовского района), этнокультурное стойбище «Нумсанг ёх» (с. Казым Белоярского района), Детский палаточный этнографический лагерь «Улыбка» (п. Са-мутнел Белоярского района), этнолагерь «Юрсил» (г. Урай), этнолагерь «Мосум нявремат» (п. Кышик Ханты-Мансийского района), детский этнооздоровительный центр «Мит ущ» (Кондинский район) и т.д. Название, данное явлению, как правило, отражает историю его формирования, идеи, заложенные в его основу, а также, во

многом ориентирует и ко многому обязывает.

В настоящее время, при обильном потоке разноуровневой информации, для понимания рассматриваемого явления, важно достаточно четко определиться с терминологией. Поэтому первоначально остановимся на некоторых общих понятиях.

Этнос (греч. ethnos - группа, племя, народ) - группа людей, объединённых общими признаками (происхождение, язык, культура, территория проживания...).

Этнический - принадлежащий к какому-либо народу, этнической группе. Следовательно «этническое стойбище», это стойбище, относящееся к конкретному народу, или к конкретной группе какого-то народа.

Этнокультурное - термин «этнокульту-ра» появился как речевой вариант термина «этническая культура». Получил распро-

странение в конце ХХ в., но даже в научной литературе применяют его не строго: иногда вместо терминов «фольклор», «народная культура», «традиционная культура» [1, 190].

Этнографический - относящийся к этнографии (этнос - народ, графио - пишу), науке, изучающей этнические образования различного уровня.

Если обратиться к интернет-ресурсам и набрать понятие «этническое стойбище», или «этнокультурное стойбище», то нам выдадут только «Детское этническое стойбище Мань ускве» и «Этнокультурное стойбище Нумсанг ёх», но в то же время большое количество различных этнолаге-рей. Отметим, что первоначально, при выборе названия рассматриваемой формы отдыха, мы отказались от слова «лагерь», как не вполне соответствующего содержанию нашей основной идеи. Во-первых, это слово иностранное. Lager (нем.) - место размещения войск вне населённых пунктов. Во-вторых, и в русском языке, среди прочего, в нем заключено и негативное содержание: лагерь заключенных, лагерь беженцев и т.д.

Каково же содержание этнолагерей на уровне России? Наибольшее количество рекламной публикации по этнолагерю в Этномире, т.е. в этнографическом парке близ деревни Петрово, на северо-востоке Калужской области у границы с Московской областью. Проект «Этномир» создан Русланом Байрамовым в рамках благотворительного фонда «Диалог культур - единый мир» (2006). Как пишет создатель проекта: «Главная идея «Этномира» - пережить культуру, страну, народ, этнос в ощущениях, через быт, жилище, приобщение к кухне, к интерьерам. Это этнографическая, культурная, образовательная составляющая, а также бизнес-стратегия...» [2]. По проекту здесь будет построено 52 этнодво-ра, по мнению их создателей, эти островки культуры будут максимально приближены к аутентичным образцам.

В летнее время на территории этноми-ра работает детский этнолагерь, основная задача - образовательная, знакомство с жизнью, традициями и культурой народов мира через игру, через имитацию проживания в этой культуре.

В основном же «этнолагеря», это попытка погружения детей в конкретную этническую культуру, которая, как правило, в реальной жизни утеряна. Иногда ставятся дополнительные цели. Например, основная задача этнолагеря на Украине (Карпаты) - объединяющая и патриотическая. Это нахождение общих корней, популяризация украинских культурных традиций [3].

Если говорить о детских «этно» структурах Югры, то, на мой взгляд, сегодня мы должны более четко определиться, какую цель ставим, какой конечный продукт хотим получить. Попросту говоря, мы хотим «поиграть в хантов (манси)» или хотим «быть хантами (манси)». Если «поиграть», то проблем как бы нет, здесь не нужны глубокие знания аутентичных форм культуры, так как перед нами не стоит задача сохранения самой культуры. Но «быть хантами (манси)» в современных условиях, когда этническая культура коренных народов округа рассыпается буквально на глазах -это очень сложная задача.

Что же такое этническая культура, которая или есть или её уже нет. Этот термин используют разные науки и определяют её по-разному. Как показывают современные исследования, слой этнического своеобразия этнических групп быстро сокращается, так как большинство народов для своего воспроизводства и существования не могут рассчитывать только на этнически специфические способы жизнеобеспечения. Поэтому в этнологии принято различать «этническую культуру» от «культуры этноса». Приведем наиболее распространенные определения этих понятий, которые можно встретить в научной литературе и в интернете.

Этническая культура - культурные явления, присущие только данной этнической группе. Культура этноса - культурные явления, распространенные среди всего этноса, многих этносов или свойственные человечеству в целом.

Сегодня «этнической культурой» занимаются многие науки. С точки зрения осмысления понятийного аппарата наук, связанных с этносами, особенно интенсивно развивается культурология. Практически у каждой науки собственное определение данного понятия, за основу определения,

как правило, берется тот аспект, который наиболее глубоко изучается данной наукой. Приведем несколько определений.

Этническая культура - система определенных стереотипов, норм поведения членов определенной этнической групп [4]. Этническая культура - совокупность эт-нодифференцирующих и этноинтегриру-ющих характеристик данной культуры [5]. Этническая культура - культура, в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе [6]. Этнической является культура, носители которой связаны единством «крови и почвы»

[7].

Отметим, что какое бы определение мы не взяли, общим является то, что «этническая культура» это - явление, которое не может быть глобальным, это - то, что преимущественно принадлежит конкретной этнической группе, даже не этносу в целом. Образно говоря, не может быть «этнической культуры» вообще, как нет «человека» вообще, но есть конкретный человек со своими внешними и внутренними особенностями. Другой человек может знать его внешность, может носить его одежды, может тонко понимать его внутренний мир, но быть им никак не может. Поясним данную мысль таким высказыванием: «Этническая культура южных хантов погибла, это произошло вследствие того, что её носители были ассимилированы. Эта культура не существует, но отдельные элементы, преимущественно внешние атрибуты, сохранены в музеях, архивах, что-то можно реконструировать, но умершую этническую культуру анимировать невозможно». Культура погибает, если нет того, что называется «стержнем культуры», «ядром культуры», «архетипом культуры», того, в чем хранится безусловная этническая ценность. И если носители отказываются от собственных ценностей во имя более престижных или более комфортных, то культуру не спасти.

Итак, носителем этнической культуры является этническая группа, она определяется следующим образом. Этническая группа - различные типы групп какого-либо этноса, имеющие собственное субэтническое самосознание и самоназвание наряду с этническим [8]. Например, не просто ханты, но касум ёх 'казымские люди', т.е.

территориальная группа этого этноса. Или ещё уже, не просто «казымские люди (ханты)», но нярса ёх 'люди нярса', т.е. локальная группа казымских хантов. Признаками этнической группы являются общность происхождения, язык, обычаи, религия, традиции, расовые антропологические особенности и др. Следует понимать, что за каждым локальным самоназванием кроется какая-либо особенность этнической культуры.

Что означает принадлежность к этнической группе? Например, существует такая точка зрения, которая, на наш взгляд, подтверждается и на опыте этнических стойбищ (Э. Аллард, Х. Старк):

а). Центральным фактором принадлежности к этнической группе является личное желание индивида принадлежать к ней, т. е. идентифицировать себя как члена группы.

б). Второе условие принадлежности к группе - происхождение. Обычно, родители и предки большинства членов этнической группы входят в нее на основе общей национальности, унаследованной от предков. Другие члены группы входят в нее через брак.

в). Группа должна иметь определенную социальную организацию, которая регулирует взаимную деятельность её членов, а также отношения между этой группой и лицами, не входящими в нее. Такой организацией может быть любое сообщество, объединяющее людей (клуб, кружок). Этнической группы без такой организации не существует [9].

Определившись с содержанием терминов, бегло рассмотрим историю создания этнических стойбищ на территории Югры: на основе какой идеи они возникли, какой опыт наработан, какие результаты имеем.

Оговорюсь, что все формы летнего детского отдыха детей коренных народов округа, связанных с этническим компонентом, для удобства я буду называть «этническими стойбищами», даже если они имеют иное название.

Кратко остановлюсь на четырех этнических стойбищах, в организации или в работе которых я принимала непосредственное участие (включенное наблюдение). Два «стойбища» получили дальнейшее развитие, два - нет. Таким образом, мы имеем

как положительный, так и отрицательный опыт.

Идея о необходимости погружения об-ско-угорских детей в этническую среду была завезена из Венгрии в 1990-ом году Т.С. Гоголевой, в тот период возглавлявшей ассоциацию коренных малочисленных народов округа «Спасение Югры». В это же время Министерство культуры и образования Венгрии возглавляла Роза Тот, и она, в числе прочего, познакомила Татьяну Степановну с одним из эффективных способов сохранения венгерской этнической культуры. По мнению Р. Тот, в условиях, когда были открыты европейские границы, и шла активная ориентация на европейские стандарты, единственным способом сохранения венгерской культуры был вывоз детей в летнее время в деревни, к носителям этнической культуры.

Начиная с 1990-ого года, идея создания «этнических стойбищ» широко обсуждалась в среде интеллигенции коренных народов округа, шел поиск формы организации такого отдыха и непосредственных организаторов-энтузиастов. О наличии реальной возможности организовать такой отдых и о его возможной форме своим опытом делились, например, та же Татьяна Степановна Гоголева, Любовь Павловна Стака-нова. Будучи детьми, летние каникулы они проводили в лагере, организованном при интернате. По их мнению, при минимуме материальных затрат такой лагерь имел максимальный воспитательный эффект, так как отдых детей был сопряжен с родной природой и организован на высоком уровне. Таким образом, идея, завезенная из Венгрии, постепенно приобретала контуры некой формы, возможной в местных условиях.

Самое первое этническое стойбище или просто «детское стойбище» было организовано в 1993 году, в реальном стойбище Ивана Степановича Сопочина, одного из выдающихся носителей этнической культуры восточных хантов. Достаточно спешная организация этого «стойбища» была продиктована необходимостью. На период ремонта интерната в п. Русскинские Сургутского района появилась проблема размещения хантыйских детей-сирот. Председателем Русскинского сельского совета

был Иосиф Антонович Сопочин, один из активнейших общественных деятелей. При непосредственной поддержке его жены Аграфены Семеновны Сопочиной (Песи-ковой) и других единомышленников было принято решение - организовать «стойбище». Вышеназванное стойбище Сопочи-ных оказалось наиболее подготовленным для приема детей, куда, например, с исследовательскими целями периодически приезжали венгерские ученые (А. Кережи, М. Чепреги) и, безусловно, делились тем или иным опытом в отношении сохранения культуры.

Непосредственными организаторами летнего отдыха детей являлись дочери Ивана Степановича: Феоктиста Ивановна Смирнова и Ольга Ивановна Щербакова. Они, как и многие другие ханты, получившие специальное образование, оказались оторванными от своей культуры и жили в городах Лянтор и Сургут соответственно. Основная цель организаторов: приобщить городских, поселковых детей к хантыйской культуре. Казалось, что для этого вполне достаточно вывезти детей на настоящее стойбище, в этническую и природную среду. Дети жили в оленеводческом стойбище, спали в хантыйских избушках, могли пойти на рыбалку или заняться иным традиционным занятием.

Однако такая форма погружения в этническую культуру не получила дальнейшего развития. В стойбище шла реальная повседневная жизнь. Дети, выросшие вне культуры, не могли вписаться в этот ритм, не проявляли особого интереса к обыденным делам, а руководители не знали, в какой форме приобщить их к жизни на стойбище.

Побывав на данном стойбище, мы пришли к выводу, что для приобщения детей к этнической культуре, дополнительно необходимы подготовленные педагоги, специалисты и определенный контингент детей. При подготовке следующего стойбища, в газетах «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос» были опубликованы обращения к детям, в которых указывалось, что летом 1994 года организуется особый тип детского отдыха. В частности говорилось, что всех детей, которые желают окунуться в родную природу, получить теоретические знания

по этнографии и практические навыки по культуре народа манси, приглашают в Березовский район.

На этот раз взрослая часть «стойбища» состояла из педагогов, этнографов, способных организовать как воспитательный, так и обучающий процесс. Палаточное стойбище было организовано на краю мансийского поселка Ясунт (1994). Практически все дети - это манси из Саранпауля, т.е. они относились к одной этнической группе. Первый директор - Любовь Павловна Ста-канова. Среди прочего, на стойбище решалась задача объединения ребят, в качестве объединяющего символа был выбран образ духа-охранителя данного поселения - вур-сяк (трясогузка), изготовлен флаг с этой символикой. На стойбище проводились занятия по мансийскому языку, лекции по этнографии (как я теперь понимаю) в чрезмерно большом количестве. Детей обучали драматическим сценкам медвежьего праздника и многому другому. Ежедневными гостями стойбища были носители этнической культуры, старейшие жители п. Ясунт. Стойбище «Мань ускве» получило дальнейшее развитие, по сей день его возглавляет первый директор Л.П. Стаканова. С работой данного этнического стойбища, его достижениями можно познакомиться через публикации в интернете [10].

В дальнейшем я столкнулась с еще одним опытом работы, который, как и самый первый, оказался неэффективным. Это детское стойбище «Войтехово», на территории родовых угодий Гындышевых (1995, 1996). Палатки для проживания детей располагались на территории рыболовецкого стана, т.е. полноценной этнической среды как таковой не было, но были все условия для занятий промыслом, в частности, рыболовством. Организатором выступила С.К. Гындышева. С детьми работали педагоги и специалисты (этнографы, искусствоведы), здесь в полной мере использовался опыт, приобретенный в «Мань ускве», проводились те занятия, которые были наиболее эффективными. Кроме того, сюда приглашались носители обрядового праздника Медвежьи игрища, демонстрировались фрагменты подлинного ритуала.

Однако контингент детей был крайне неоднородный, это были ребята из раз-

ных населенных пунктов: Березово, Теги, Ванзеват Березовского района и дети-сироты из г. Белоярского. Большинство детей были из неблагополучных, малообеспеченных семей, так как это был период, когда перед местным сообществом стояла элементарная задача - накормить детей. Поэтому пришлось детей просто знакомить с культурой, через проживание тех или иных моментов, т.е. в этом стойбище преимущественно «играли в хантов». Например, в игровой форме делили детей на группы, в которых они якобы древние жители этой земли и жили то в каменном веке, то в раннем железном веке, то в средневековье и т.д. Дети должны были «одеться» согласно соответствующей эпохе, соорудить жилище и прочую атрибутику. Для этих целей они могли использовать консультантов, таким образом, были поставлены в ситуацию, когда необходимо было обращаться за информацией к этнографам и тем самым самостоятельно пополнять свои знания и реализовывать их в конкретном действии. Работа двух лет показала, что объединить такую разношерстную публику во имя этнической культуры нереально. Каждую смену начинать с нуля это - бесперспективная затрата сил и энергии, таким способом этническую культуру не сохранить.

Следующее стойбище, в работе которого я периодически принимаю участие, это этнокультурное стойбище «Нумсанг ёх», созданное на базе наработок Казымской куль-тур-антропологической школы группой энтузиастов: О.А. Кравченко, Е.Т. Федотовой, Р.М. Потпот, М.В. Кабаковой. Первый директор - Е.Т. Федотова, которая и сегодня продолжает эту работу.

Весьма существенным является то, что работа данного стойбища непосредственно связана с Казымским этнографическим музеем под открытым небом, возглавляемым той же Еленой Терентьевной Федотовой, и в большинстве случаев, основные направления работы летних стойбищ не заканчиваются после смен, они продолжаются на базе музея. Связь с детьми поддерживается круглогодично. Такая связь характерна и для стойбища «Мань ускве». С опытом работы стойбища «Нумсанг ёх» также можно ознакомиться в интернете [11].

Таким образом, на мой взгляд, основные

причины неудач в работе двух стойбищах (стойбище Сопочиных и «Войтехово») следующие:

- Погружение детей, оторванных от этнической культуры, в природную и этническую среду - недостаточное условие. В современной ситуации распада этнических общностей процесс вхождения в культуру необходимо направлять через посредство педагогов и специалистов в данной области.

- Необходима «этническая группа», способная воспринять культуру, т.е. первоначально важно объединить детей одной этнической общности. Впоследствии она станет фундаментом стойбища, что, например, произошло в «Мань ускве» и в «Нум-санг ёх».

- Важно определять приоритеты, четко

На мой взгляд, в дальнейшем для системной и последовательной работы в этнических стойбищах педагогам необходимо иметь более четкое представление о таком понятии, как этнокультурное образование, знать его компоненты и, по возможности, выстраивая работу стойбищ, постепенно включать их в ту или иную смену [1, 189195].

Касаясь положительного опыта стойбищ «Мань ускве» и «Нумсанг ёх», хочу обратить внимание и на существование такого понятия как этнотерапия, хотя, возможно, сам термин в этих стойбищах и не произ-

обозначать ценностное ядро культуры и работать в этом направлении.

Если проанализировать работу рассмотренных стойбищ, например, в весьма условной единице, в так называемой «двадца-типятимеричной» системе исчисления3, то получим следующее: Во всех этнических стойбищах природное окружение составляет 100%, этническая среда в достаточно полной мере присутствовала только на «Стойбище Сопочиных» и в «Мань ускве». Этническую составляющую на «стойбище Войтехово» можно определить как 50%, а в «Нумсанг ёх» на начальных этапах её фактически не было, но она была воссоздана. Под носителями этнических традиций понимается присутствие на стойбище людей, в полной мере владеющих конкретной культурой и т.д.

носится, но этнотерапевтический эффект реально существует. Можно отметить, что на это обратили внимание и специалисты: в статье под названием «Этнотерапия» опубликованы фотографии детей именно с этих двух стойбищ [12].

Метод этнотерапии разработан в 196070-х годах чешским психотерапевтом М. Гауснером и актрисой З. Кочовой, которые, в свою очередь, опирались на труды К.Г. Юнга, Л. Выготского, М. Элиаде [13]. Этнотерапия определяется как погружение человека в древние культурные шаблоны и архетипы. Для погружения личности в

«Стойбище Сопочиных» «Стойбище Войтехово» Детское этническое стойбище «Мань ускве» Этнокультурное стойбище «Нумсанг ёх»

Природное окружение + + + + + + + + + + + + + + + +

Этническая среда + + + + + + - - + + + + - - + +

Носители этнических традиций + + + + + + - - + + + + + + + +

Преемники этнических традиций («единство крови и почвы») +--- +--- + + + + + + + +

Педагоги +- - - + + - - + + ++ + + + +

Специалисты по направлениям ---- + + + + + + + + + + + +

1 Один знак «+» или « - » это 25%, взят весьма условно из расчета, что при круглосуточном пребывании

детей в детских учреждениях на одну группу требуется четыре педагога (педагог, воспитатель, помощник

воспитателя, дополнительный педагог).

архетипические ситуации, этнотерапия использует обычаи, традиционное декоративно-прикладное искусство, танцы, психодрамы, и другие компоненты этнической культуры [13]. Все это дает человеку возможность восстановить личностную связь с поколением предков, и в итоге способствует его раскрытию, самоутверждению и нахождению своего места в жизни. Если в будущем ориентироваться и на этнотера-певтический эффект, то важно ещё более четко определяться с тем, что преподносится детям в этнических стойбищах.

Таким образом, отметим, что из всех «этнических стойбищ», существующих и существовавших на территории Ханты-Мансийского автономного округа -Югры наибольший положительный опыт накоплен в «Мань ускве» и «Нумсанг ёх», где на лоне природы выстроены подлинные стойбища с традиционными типами жилищ и хозяйственными постройками, и в настоящее время они могут быть базой для проведения различного рода мероприятий по этнокультурному образованию.

Литература

1. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура, содержания, проблемы совершенствования // Проблемы педагогики и психологии. - 2009. - №3. - С. 190.

2. Этномир [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/. (Дата обращения: 23.09.2014).

3. Этнолагерь [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://ukrcamp.com.ua/camp/jetno_lager. (Дата обращения: 23.09.2014).

4. Этническая культура её сущность и функции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www.easyschool.ru/sosh/JeTNIChESKAJa_KULQTURA.doc. (Дата обращения: 23.09.2014).

5. Садохин А.П. Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2000. С.186.

6. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече. 2003. 512 с.

7. Кровь и почва (идеология). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: //https://ru.wikipedia.org/ wiki. (Дата обращения: 23.09.2014).

8. Этническая группа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.quickiwiki.com/ru/. (Дата обращения: 23.09.2014).

9. Асп Э. Введение в социологию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.textfighter. org/raznoe/Sociolog/asp/asp_e_vvedenie_v_sotsiologiyu_sotsiologii.php. (Дата обращения: 23.09.2014).

10. Детское этническое стойбище «Мань ускве». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// ugra.travel/ru/goroda-i-rajony/berezovskij-rajon/etnoturizm/detskoe-etnicheskoe-stojbische-man-uskve.html и др. (Дата обращения: 23.09.2014).

11. Детское этнокультурное стойбище «Нумсанг ёх». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// etnic.ru/etnicru/nomadic/yoh и др. (Дата обращения: 23.09.2014).

12. Этнотерапия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://samopoznanie.ru/schools/ etnoterapiya/. (Дата обращения: 23.09.2014).

13. Этнотерапия Гауснера и Кочовой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc_psychotherapeutic/. (Дата обращения: 23.09.2014).

References

1. Afanas'eva A.B. Etnokul'turnoe obrazovanie: sushchnost', struktura, soderzhaniya, problemy sovershenstvo-vaniya // Problemy pedagogiki i psikhologii. - 2009. - №3. - S. 190.

2. Etnomir [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/. (Data obrashcheniya: 23.09.2014).

3. Etnolager' [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://ukrcamp.com.ua/camp/jetno_lager. (Data obrashcheniya: 23.09.2014).

4. Etnicheskaya kul'tura ee sushchnost' i funktsii. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www. easyschool.ru/sosh/JeTNIChESKAJa_KULQTURA.doc. (Data obrashcheniya: 23.09.2014).

5. Sadokhin A.P. Grushevitskaya T.G. Etnologiya. M., 2000. S.186.

6. Kononenko B.I. Bol'shoy tolkovyy slovar' po kul'turologii. M.: Veche. 2003. 512 s.

7. Krov' i pochva (ideologiya). [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: URL: //https://ru.wikipedia.org/wiki. (Data obrashcheniya: 23.09.2014).

S. Etnicheskaya gruppa. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.quickiwiki.com/ru/. (Data obrashcheniya: 23.09.2014).

9. Asp E. Vvedenie v sotsiologiyu. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.textfighter.org/ raznoe/Sociolog/asp/asp_e_vvedenie_v_sotsiologiyu_sotsiologii.php. (Data obrashcheniya: 23.09.2014).

10. Detskoe etnicheskoe stoybishche «Man' uskve». [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://ugra. travel/ru/goroda-i-rajony/berezovskij-rajon/etnoturizm/detskoe-etnicheskoe-stojbische-man-uskve.html i dr. (Data obrashcheniya: 23.09.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Detskoe etnokul'turnoe stoybishche «Numsang ekh». [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http:// etnic.ru/etnicru/nomadic/yoh i dr. (Data obrashcheniya: 23.09.2014).

12. Etnoterapiya. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://samopoznanie.ru/schools/etnoterapiya/. (Data obrashcheniya: 23.09.2014).

13. Etnoterapiya Gausnera i Kochovoy. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://dic.academic.ru/dic. nsf/enc_psychotherapeutic/. (Data obrashcheniya: 23.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.