Научная статья на тему 'Этнографические исследования Малмыжского музея местного края в 1920-е годы'

Этнографические исследования Малмыжского музея местного края в 1920-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
478
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / КОЛЛЕКЦИИ / КАМСКО-ВЯТСКИЙ КРАЙ / ЭТНОГРАФИЯ / ПОЛЕВЫЕ МАТЕРИАЛЫ / MUSEUM / COLLECTIONS / THE KAMA-VYATKA REGION / ETHNOGRAPHY / FIELD MATERIALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юрпалов Александр Юрьевич

Рассматриваются особенности этнографической работы Малмыжского музея местного края, краеведческая деятельность сотрудников музея, работавших в Камско-Вятском регионе в 1920-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnographic researches of the Malmyzh museum of regional studies in 1920th

The article deals with some aspects of work of the Malmyzh museum of regional studies, sketches of life and creative activity of its employees in Kama-Vyatka region in 1920th.

Текст научной работы на тему «Этнографические исследования Малмыжского музея местного края в 1920-е годы»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

_____________71

2010. Вып. 1

УДК 39 (470.342) «1920»

А.Ю. Юрпалов

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛМЫЖСКОГО МУЗЕЯ МЕСТНОГО КРАЯ В 1920-е ГОДЫ*

Рассматриваются особенности этнографической работы Малмыжского музея местного края, краеведческая деятельность сотрудников музея, работавших в Камско-Вятском регионе в 1920-е гг.

Ключевые слова: музей, коллекции, Камско-Вятский край, этнография, полевые материалы.

Первое десятилетие существования нового Советского государства было отмечено подъемом краеведческого движения в Камско-Вятском крае. Это объяснялось, в том числе, ростом национального самосознания нерусского населения бывшей Российской империи вследствие восприятия Октябрьской революции как события, повлекшего за собой позитивные перемены в положении национальных меньшинств. Государство активно поддерживало эти настроения, призывая к борьбе с пережитками прошлого, а также способствуя подготовке национальных кадров для работы в управленческих, хозяйственных, просветительских и научных структурах1.

В Камско-Вятском крае 1920-е гг. отмечены ростом внимания к истории, этнографии и археологии региона со стороны местных жителей. Данный факт послужил толчком к увеличению числа научных обществ и возникновению новых музеев2.

Активную этнографическую работу вел Малмыжский музей местного края (Далее МММК), основанный в 1921 г. группой энтузиастов.

Мысль о музее была знакома малмыжскому обществу уже давно3. Еще в 1890-х гг. здесь существовал кустарный музей - склад уездного земства, но в 1906 г. он был закрыт. Небольшие коллекции предметов старины собирались при земском отделе статистики, в городском училище и мужской гимназии. Коллекции по этнографии и археологии края были собраны уроженцем Малмыжа, профессором Московского археологического института С.К. Кузнецовым4.

В августе 1913 г. возникла идея организовать музей и библиотеку при строящемся народном доме. Для осуществления идеи председатель Уездного съезда М.С. Довгялло добился передачи части книг из библиотеки скончавшегося к тому времени профессора С.К. Кузнецова для размещения в новом учреждении. Однако начавшаяся Первая мировая война отложила постройку народного дома на неопределенный срок, и проект остался неосуществленным5.

В 1918 г. было создано Малмыжское историческое общество, поставившее первоочередной задачей - подготовить почву для создания краеведческого музея. Но к 1919 г. Общество распалось, не осуществив своей главной задачи. Все имеющиеся коллекции и библиотека были переданы на хранение во внешкольный отдел Исполнительного комитета совета народного образования, где книги и вещи находились в свободном доступе и постепенно расхищались посетителями6.

Но дело, которое было начато Малмыжским историческим обществом, не угасло, а было продолжено И.А. Машковцевым, человеком, посвятившим себя музейному делу и как раз в 1919 г. получившим от Вятского отдела по делам музеев поручение основать в Малмыже музей местного края7.

Приехав в Малмыж с целью организовать музей, И.А. Машковцев как музейный инструктор Вятского отдела по делам музеев пригласил возглавить это учреждение бывшего народного судью

О.А. Забудского8. В качестве лаборанта был приглашен И.Г. Худяков (брат М.Г. Худякова)9. Официальное открытие музея состоялось лишь в марте 1921 г. и было приурочено к X уездному съезду советов10.

Основой научно-исследовательской деятельности сотрудников и сторонников МММК являлось пополнение, комплектование и изучение уже существующих коллекций и полевых этнографических материалов, а также организация историко-бытовых экспедиций.

*

Публикация подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Истории-ко-культурное наследие и духовные ценности России». Направление 8. Музейные и архивные фонды: изучение, введение в научный оборот, обеспечение нового качества доступа к культурному наследию. Проект: Новые источники по истории и культуре финно-угорских народов Среднего Поволжья и Приуралья.

Этнографические коллекции начинают формироваться со дня основания музея, на базе уже существующих, полученных «по наследству» от Малмыжского исторического общества, и отражают основную особенность региона - его полиэтничность. Среди первых поступлений выделяются вырезанная из дерева статуэтка преподобного Нила Столбенского, поступившая из собрания С.К. Кузнецова, небольшая коллекция русских головных уборов из с. Старый Бурец. В фондах музея имелись три кокошника, две девичьи «ленты» и, кроме того, сарафан. Марийские предметы были представлены женским кафтаном, четырьмя головными уборами двух разновидностей, головным шитым платком, двумя лычными обвязками со священных берез из д. Кинери и приспособлением для добывания меда из ульев. А удмуртские - головным убором и деревянным ковшом. Из татарских вещей в коллекции имелась девичья шапочка, расшитая жемчугом11.

Вновь поступающие полевые материалы позволяли сотрудникам музея проводить сопоставительный анализ, исследовать взаимовлияние и взаимопроникновение разных элементов материальной культуры народов края.

Большое внимание О. А. Забудским как заведующим музеем уделялось сбору этнографических предметов и комплектованию фондовых коллекций. Методы сбора материала были различны.

1. Запись устных сведений, получаемых от информантов. Для работы в данной области использовалась специальная регистрационная книга, в которую сначала были внесены все имеющиеся в распоряжении сведения о «древностях Малмыжского уезда», почерпнутые из различных печатных изданий, преимущественно из трудов профессора А.А. Спицына и С.К. Кузнецова. Затем туда стали записываться все вновь поступающие сведения12.

2. Анкетирование населения уезда. Другим способом собирания сведений, было издание особой анкеты с вопросами по истории, археологии и этнографии уезда.

3. Проведение экскурсий по уезду. Третьим способом собирания сведений явилась запись их на местах, для чего Музеем организовывались специальные экскурсии, во время которых в беседах с местным населением собирались и тщательно фиксировались исторические предания, рассказы о подлинных исторических личностях, исследователях местного края, описывались особенности обрядовой жизни и другие достопримечательности местностей, посещенных во время экскурсии. Данный способ считался одним из самых эффективных13.

В сентябре 1922 г. сотрудниками музея, А.И. Пентеговым, И.Г. Худяковым и И. А. Машковце-вым, была организована первая такая экскурсия в окрестности с. Черемисский Малмыж на могильник эпохи бронзы, известный как «Атамановы кости». Целью этой поездки был осмотр окрестностей села и сбор как историко-археологического, так и этнографического материала14.

В течение 1922-1923 гг. И. А. Машковцевым было совершено несколько поездок по уезду в целях сбора как устных сведений, так и памятников материальной культуры и быта15.

Большое количество этнографических сведений было получено от А. Садакова, работавшего в дд. Порез16, Тыловай-Пельга17 и Казань-Омга18; Н. Сухих, побывавшего в д. Собакино19; В. Камаева -д. Ямайкина20; важные материалы получены от А.С. Савельева о д. Безменшур21; П. Рябчиков пред -ставил сведения о д. Азиково (Нардамас)22 и пос. Егорово23; от Н. Деминой получена информация о с. Савали24; от С.С. Демидова - о д. Алдарово25; от И.Ф. Фролова - о д. Старый Кугубор26.

В ходе поездок И.А. Машковцевым для музея были приобретены несколько старинных пушек из д. Моторки, собрана коллекция древностей с Агрыжского городища, получены ценные сведения по археологии уезда27.

Но в середине 1923 г. И. А. Машковцев умирает, не успев обработать полевой материал. Этнографическое описание населенных пунктов Малмыжского уезда появится на страницах рукописных Трудов МММК.

В декабре 1925 г. Музей отметил свой пятилетний юбилей. В десятом выпуске рукописных Трудов МММК был помещен доклад заведующего музеем О.А. Забудского, прочитанный на торжественном собрании 31 декабря 1925 г., в котором были отмечены некоторые аспекты работы, итоги и задачи, стоящие перед учреждением. Работа музея получила высокую оценку представителей Исполнительного комитета совета народного образования28.

Плотная исследовательская работа продолжалась еще два года, до ухода О.А. Забудского с должности заведующего музеем в 1927 г. В этот период исследования проходили только в области фольклора, в последнем выпуске Трудов МММК вышло несколько статей В.А. Четырбока29 и

Этнографические исследования Малмыжского музея.

73

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2010. Вып. 1

А.Н. Сабурова30 с собранными частушками, загадками, прибаутками, колыбельными и рождественскими песенками.

С 1928 г. рукописные труды музея перестали составляться. Исследовательская деятельность пошла на спад, что можно объяснить переменами в курсе правящей партии. Сигналом к пересмотру политики в области краеведения послужило Постановление ЦК ВКП(б) о краеведческой работе от 13 ноября 1930 г., где было сказано: «В отдельных случаях краеведческие организации используют чуждые и враждебные элементы, под покровом аполитичности и академичности занимаются вредительством <...>».

...ЦК ВКП(б) предлагает: «Пересмотреть состав и укрепить ответственными партийными товарищами областные и республиканские бюро краеведения».

Значительный урон краеведческому движению был нанесен на IV Всероссийской краеведческой конференцией (1930 г.), где было решено ликвидировать все местные краеведческие общества и организации при музеях, создав вместо них окружные бюро краеведения. Это было непродуманное решение, так как добровольные общественные организации заменялись теперь органами, выполняющими лишь административные функции.

Закрыты были не только общества, музеи и прекращена краеведческая работа на местах, но и центральные журналы «Известия ЦБК» и «Краеведение». Вместо них стал выпускаться журнал «Советское краеведение», хотя многие известные краеведы не были согласны с таким названием, считая, что краеведение не может быть «советским» или «антисоветским», оно едино «от века и до века». На страницах журнала «Советское краеведение» публиковались уже не научные статьи по этнографии, археологии и природе родного края, а часто разоблачительные, не имеющие никакого отношения к краеведению и науке вообще.

Конференция провозгласила новый лозунг «Краеведение - на службу социалистическому строительству». Теперь общественная инициатива заменялась обязательным участием краеведов в поисках полезных ископаемых, сборе сведений о колхозах и заводах31.

Уже к концу 1930 - началу 1931 г. всякая краеведческая исследовательская работа при Мал-мыжском музее местного края была прекращена, большая часть работавших здесь активистов покинула Малмыж. Кто-то впоследствии был арестован и осужден. Так, например, выдающийся удмуртский этнограф, фольклорист и поэт Кузьма Павлович Чайников (К. Герд) в мае 1932 г. был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной шпионско-террористической деятельности, выразившейся якобы в создании организации СОФИН (Союз освобождения финских народов), осужден на 10 лет и сослан на Соловки32, а Михаил Георгиевич Худяков, так активно интересовавшийся жизнью и научно-краеведческой деятельностью Малмыжского музея, был арестован 9 сентября 1936 г. как «участник контрреволюционной троцкистско-зиновьевской террористической организации». Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР 19 декабря 1936 г. М.Г. Худяков был приговорен к расстрелу, который был приведен в исполнение в тот же день33. Все это свидетельствует лишь о том, что изучение родного края стало слишком опасным на фоне событий, происходивших в стране. Иметь собственное периодическое издание при музее стало непозволительной роскошью.

Теперь в полной мере можно было сказать: «Краеведение твердо стоит на службе социалистическому строительству!».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Оконникова Т.И. О роли краеведческих организаций в археологическом изучении Прикамья в 1920-е гг. // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность: Материалы региональной науч.-практ. конф. Глазов, 2002. С. 99-101.

2 См. подробнее: Загребин А.Е. Этнографические материалы 1920-1930-х гг.: к проблеме источников по истории и культуре финно-угорских народов Среднего Поволжья и Приуралья // Изв. Самарского науч. центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 6. С. 254-260.

3 См. подробнее: Худяков М.Г. Из биографии Малмыжских историков // Тр. Вятской ученой архивной комиссии. Вятка, 1917. Вып. 1, 2. С. 65-68.

4 Его же. Музеи Малмыжского края // Казанский музейный вестник. 1922. № 1. С. 123.

5 Малмыжский краеведческий музей (Далее МКМ). Ед. хр. 308. Л. 1, 2.

6 Худяков М.Г. Музеи Малмыжского края. С. 124.

7 Юрпалов А.Ю. К истории Малмыжского исторического общества // Финно-угры - славяне - тюрки: опыт взаимодействия (традиции и новации). Ижевск, 2009. С. 484.

8 Оттон Александрович Забудский - первый народный судья г. Малмыжа, избранный в феврале 1918 г., окончил юридический факультет Казанского университета. До революции долгое время состоял в должности земского начальника Кильмезского стана Малмыжского уезда: Информация о Малмыжском районном суде. URL: http: http://malmizhskv.kir.sudrf.ru/modules.php?name=/nfo court&crid= 2&cid=4 (дата обращения 03.02.2010).

9 См. подробнее: Чудова Г.Ф. В те далекие годы. Киров, 1981. С. 106, 112, 139.

10ХудяковМ.Г. Музеи Малмыжского края... С. 124.

11 Там же. С. 126.

12 Регистрационная книга Малмыжского музея для записи сведений о древностях, легенд и преданий Малмыжского края // МКМ. Ед. хр. 3904; Регистрационная книга для записи сведений о древностях, легенд и преданий Малмыжского уезда. Ч. 2 // МКМ. Ед. хр. 3905.

13 Юрпалов А.Ю. Указ. соч. С. 482,483.

14 Машковцев И.А. Экскурсия сотрудников музея А.И. Пентегова, И.Г. Худякова и И.А. Машковцева в окрестности с. Черемисский Малмыж на могильник бронзовой эпохи «Атамановы Кости» в сентябре 1922 г. // Тр. Малмыжского музея местного края (далее Труды МММК). Малмыж, 1923. Вып. 1. С. 44, 45.

15 О методах сбора этнографического материала, применяемых сотрудниками музея, писал М.Г. Худяков в 1922 г. на страницах журнала «Казанский музейный вестник»: «.В распоряжение Малмыжского музея отпущено некоторое количество мануфактуры для обмена на этнографические предметы. Необходимо как можно продуктивнее использовать это обстоятельство и немедленно отправиться вглубь уезда, где в глухих уголках можно достать превосходные образцы старинных костюмов» (ХудяковМ.Г. Музеи Малмыжского края. С. 131).

16 См.: СадаковА. Деревня Порез Малмыжского уезда // Труды МММК. Малмыж, 1925. Вып. 7. С. 82-85.

17 См.: Садаков А. Село Тыловай-Пельга // Там же. Малмыж, 1925. Вып. 8. С. 69, 70.

18 См.: Он же. Деревня Казань-Омга Малмыжского уезда // Там же. Малмыж, 1925. Вып. 7. С. 73-75.

19 См.: Сухих Н. Деревня Сабакино Малмыжского уезда // Там же. С. 86-89.

20 См.: Камаев В. Деревня Ямайкина Малмыжского уезда // Там же. С. 89, 90.

21 См.: Савельев А.С. Деревня Безменшур Малмыжского уезда // Там же. Вып. 8. С. 70-73.

22 См.: Рябчиков П. Деревня Азиково Малмыжского уезда // Там же. С. 75-78.

23 См.: Он же. Починок Егорово Малмыжского уезда // Там же. С. 78, 79.

24 См.:ДеминаН. Село Савали Малмыжского уезда // Там же. Вып. 9. Малмыж, 1925. С. 73-88.

25 См.: Демидов С.С. Деревня Алдарово Малмыжского уезда // Там же. С. 88-91.

26 См.: Фролов И.Ф. Деревня Старый Кугубор Малмыжского уезда // Там же. С. 91-96.

27 Худяков М.Г. Музеи Малмыжского края. С. 132.

28 См.: Забудский О.А. Доклад на торжественном заседании 31 декабря 1925 г. по поводу пятой годовщины функционирования музея // Труды МММК. Малмыж, 1925. Вып. 10. С. 130-159.

29 См.: Четырбок В.А. Правинциализмы. Загадки. Колыбельные песенки. Рождественские песенки // Там же. Малмыж, 1926. Вып. 11. С. 101-104.

30 См.: СабуровА.Н. Прибаутки Деревни Кубора // Там же. С. 112-140.

31 Юрпалов А.Ю. К истории научного общества по изучению Вотского края // Связующая нить этнокультуры / отв. ред. А.Е. Загребин. Ижевск, 2009. С. 249, 250.

32 Христолюбова Л.С. Ученые-удмурты: биобиблиографический справочник. Ижевск, 1997. С. 284.; См. подр.: Куликов К.И. Дело «СОФИН». Ижевск, 1997.

33 Худяков М.Г. История Камско-Вятского края: Избранные труды. Ижевск, 2008. С. 32, 33.

Поступила в редакцию 14.10.09

A. Yu. Yurpalov, postgraduate student

Ethnographic researches of the Malmyzh museum of regional studies in 1920th

The article deals with some aspects of work of the Malmyzh museum of regional studies, sketches of life and creative activity of its employees in Kama-Vyatka region in 1920th.

Keywords: museum, collections, the Kama-Vyatka region, ethnography, field materials.

Юрпалов Александр Юрьевич, аспирант

Учреждение Российской Академии наук «Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН»

426004, Россия, г. Ижевск,

ул. Ломоносова, 4

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.