Научная статья на тему 'Обзор фольклорно-лингвистических и археолого-этнографических экспедиций, работавших среди удмуртов в 20-е - 30-е годы XX века'

Обзор фольклорно-лингвистических и археолого-этнографических экспедиций, работавших среди удмуртов в 20-е - 30-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
367
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДМУРТИЯ / УДМУРТЫ / НАУЧНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ / ЭТНОГРАФИЯ / ПОЛЕВЫЕ МАТЕРИАЛЫ / UDMURTIA / UDMURTS / SCIENTIFIC EXPEDITIONS / ETHNOGRAPHY / FIELD MATERIALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чураков Владимир Сергеевич

В статье дается краткий обзор работы научных экспедиций центральных научных учреждений и местных научных обществ и организаций в районах проживания удмуртов в 1920-е 1930-е гг. Публикация подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИИ». Направление 8. Музейные и архивные фонды: изучение, введение в научный оборот, обеспечение нового качества доступа к культурному наследию. ПРОЕКТ: Новые источники по истории и культуре финно-угорских народов Среднего Поволжья и Приуралья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Чураков Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of the folklore, linguistic and archaeology-ethnographic expeditions among the Udmurts in the 20's - 30's of the XX century

The article is devoted to review the field researches of the central and local scientific societies among the Udmurts in the first decades of the Soviet power.

Текст научной работы на тему «Обзор фольклорно-лингвистических и археолого-этнографических экспедиций, работавших среди удмуртов в 20-е - 30-е годы XX века»

УДК 908(470.51) В.С. Чураков

ОБЗОР ФОЛЬКЛОРНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И АРХЕОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ, РАБОТАВШИХ СРЕДИ УДМУРТОВ В 20-е - 30-е ГОДЫ XX ВЕКА

Публикация подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИИ». Направление 8. Музейные и архивные фонды: изучение, введение в научный оборот, обеспечение нового качества доступа к культурному наследию. ПРОЕКТ: Новые источники по истории и культуре финно-угорских народов Среднего Поволжья и Приуралья

В статье дается краткий обзор работы научных экспедиций центральных научных учреждений и местных научных обществ и организаций в районах проживания удмуртов в 1920-е - 1930-е гг.

Ключевые слова: Удмуртия, удмурты, научные экспедиции, этнография, полевые материалы.

В настоящее время можно с большой долей вероятности утверждать, что за весьма редким исключением оригинальные данные по удмуртской этнографии, собранные учеными в XVIII, XIX и начале XX в., введены в научный оборот и составляют ценную источниковую базу для изучения удмуртской народной культуры. К сожалению, этого нельзя сказать о материалах полевых этнографических исследований, которые проводились среди удмуртов в первые десятилетия советской власти - в годы, когда многие факты и явления, свойственные традиционному обществу, еще не были утрачены. В силу различных, прежде всего политических, причин одна часть собранных сведений была безвозвратно утрачена, другая оказалась вне поля зрения современных ученых либо была введена в исследовательский оборот фрагментарно, как правило, в интерпретированной форме.

В связи с тем, что Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН начал планомерную работу по выявлению, каталогизации и подготовке к изданию наиболее значимого полевого этнографического материала, датируемого

первыми советскими десятилетиями, в настоящей статье мы предлагаем общий обзор научных экспедиций 1920-х - 1930-х гг. к удмуртам. Это делается, прежде всего, для систематизации наших знаний о работе, проводившейся в то время в области удмуртской этнографии и в смежных с нею дисциплинах, а также для определения примерного объема и характера собранной в тот период этнографической информации.

Первая после Февральской революции возможность организации исследований в области этнографии немусульманских народов, населяющих Волго-Камье, появилась после учреждения в Казани «Общества мелких народностей» (22 марта 1917 г.). В числе своих приоритетных задач Общество видело налаживание работ по изучению этнических групп Поволжья «в их настоящем и прошлом» [1]. К сожалению, возникшие внутри Общества трения привели к его фактическому распаду на ряд слабо связанных друг с другом национальных объединений, каждое из которых с весны 1918 г. стало вести самостоятельную культурно-просветительную и исследовательскую работу.

Оформление удмуртских национальных обществ, объединивших удмуртскую интеллигенцию Глазовского, Елабужского и Малмыжского уездов, а также г. Казани, прошло в период с июня 1917 г. по ноябрь 1918 г. По крайней мере, при двух из них (казанском и малмыжском) в это время велась заметная работа по сбору этнографического материала. В немалой степени этому содействовали такие научные организации как Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете и Малмыжское историческое общество. Так, хорошо известно, что еще до создания удмуртского культурно-просветительного общества в г. Малмыже его организатор К.П. Герд активно участвовал в работе местного Исторического общества [2]. В период с 1918 по 1919 г. он совершил несколько поездок по удмуртским селениям Малмыжского уезда в поисках фольклорного и этнографического материала. В свою очередь, члены казанского культурно-просветительного общества активно участвовали в работе Общества археологии, истории и этнографии, а в начале 1919 г. удмуртские ученые-педагоги И.С. Михеев и И.В. Яковлев стали его действительными членами.

По инициативе Н.А. Бобровникова, председателя созданной при Обществе археологии, истории и этнографии Востоковедной комиссии, летом 1919 г. могла состояться научная экспедиция по изучению этнографии удмуртов, однако события, связанные с наступлением войск адмирала Колчака на Казань, не позволили осуществить задуманное. Не было проведено это исследование и позднее, что объясняется тяжелым положением, в котором оказалось Общество в начале 1920-х гг. ввиду разразившегося в Среднем Поволжье голода, а также кончины ряда ведущих ученых, включая самого Н.А. Бобровникова. По причине смерти в 1923 г. другого известного удмуртоведа, преподавателя Вятского педагогического института П.П. Глезденева, не удалось организовать сколько-нибудь значительных изысканий в области этнографии удмуртов в рамках созданного в 1922 г. Вятского научно-исследовательского института краеведения, в котором ученому была поручена работа по изучению финно-угорских народов бывшей Вятской губернии.

Бедствия Гражданской войны, дважды прокатившейся по Прикамью, и окончательное утверждение в крае советской власти, отразились на работе удмуртских

национальных обществ: в 1919 г. они прекращают свое существование, а вся культурно-просветительная деятельность переходит под контроль Удмуртского центрального отдела по просвещению при Удмуртском комиссариате (г. Сарапул). Несколько позднее в Казани, на основе прежнего удмуртского общества, был образован культурно-просветительный подотдел. Обладая хорошей издательской базой, он был рекомендован на I съезде работников просвещения-удмуртов (15-21 июня

1920 г.) в качестве места организации работы Научной комиссии, которая бы готовила к публикации произведения устного народного творчества удмуртов. Уже после образования Вотской автономной области (4 ноября 1920 г.) в июле

1921 г. отдел народного образования совместно с областным издательским отделом создают при Казанском удмуртском издательском подотделе Научную комиссию, призванную, помимо подготовки школьных учебников, начать изучение народного творчества и этнографии удмуртов. Возглавил комиссию профессор Казанского университета А.И. Емельянов. Однако в условиях голода о проведении Научной комиссией специальной экспедиционной работы с целью изучения этнографии удмуртов не могло быть и речи. В какой-то степени это вынужденное бездействие компенсировалось изданием подготовленного и адаптированного А.И. Емельяновым перевода работы финского этнографа У. Хольмберга «Верования пермских народов», которое должно было сыграть «роль программы для собирания этнографического материала» [3].

Между тем в стране набирало силы краеведческое движение. В 1922 г. для его координации было учреждено Центральное бюро краеведения, которое возглавил академик С. Ф. Ольденбург. Осенью того же года по инициативе К.П. Герда, в то время студента Высшего литературно-художественного института, в Москве создается первое удмуртское научно-краеведческое общество «Б0ляк», поставившее перед собой задачу изучения всего, что связано с удмуртской культурой. В работе общества в разное время принимали участие как удмуртские студенты московских вузов, так и известные ученые-этнографы (В.П. Налимов, В.Н. Харузина, М.Т. Маркелов и др.), а также некоторые общественно-политические деятели Удмуртии (И.А. Наговицын, А.С. Медведев, Т.К. Борисов). Уже на зимних каникулах 1922 г. К.П. Герд предпринимает большую поездку для сбора фольклорно-этнографического материала в удмуртских деревнях Ижевского и Можгинского уездов Вотской АО, а также у удмуртов, живущих в Мари-Турекском кантоне Марийской АО. Лишь незначительная часть собранного в ходе этой поездки материала (главным образом песни) была впоследствии опубликована [4].

Начиная с 1923 г. в Удмуртии развертывается сеть кружков по изучению местного края. Одними из первых они возникают при Удмуртских клубах Ижевска, Глазова и Дебес, а также при удмуртских педагогических техникумах. Но из-за отсутствия специалистов работа в них была поставлена слабо и сводилась, преимущественно, к сбору фольклорного материала. Наиболее организованно запись произведений устного народного творчества и выявление образцов традиционной материальной культуры удмуртов проводились студентами Можгинского педагогического техникума, которые в середине 1920-х гг. под руководством директора Я.И. Ильина неоднократно совершали поездки

по удмуртским селениям Можгинского и Малмыжского уездов. Важным шагом в деле этнографического исследования удмуртов стало открытие в сентябре 1923 г. в Казани первого филиала московского Научного общества по изучению удмуртской культуры, костяк которого составили студенты-удмурты, учившиеся в вузах столицы Татарской Республики. Всего в течение года (январь 1923 - январь 1924) членам московского и казанского отделений Общества удалось собрать 3 150 удмуртских песен, 210 мотивов, 15 гармонизаций, 200 пословиц, большое количество загадок и сказок [5].

Осознавая необходимость координации краеведческой работы, проводившейся различными обществами и кружками, К.П. Герд и Т.К. Борисов добиваются создания в октябре 1923 г. при Областном отделе народного образования Академического центра - первого научного учреждения Вотской АО, которое возглавил С.Т. Перевощиков. Отсутствие в Ижевске квалифицированных научных кадров вынудило Академцентр в 1924 г. обратиться в Вятский научно-исследовательский институт краеведения с просьбой поручить заведующему отделом истории местного края П.Н. Луппову, который еще до революции зарекомендовал себя в качестве исследователя истории христианизации удмуртов, начать работу над составлением историко-археологического очерка Удмуртии. Ученый, хорошо знакомый с удмуртской проблематикой (на краевом факультете Вятского пединститута он читал лекции по истории и этнографии удмуртов) не замедлил откликнуться.

К началу работы III Всероссийского съезда работников просвещения-удмуртов (15-21 августа 1924 г.), П.Н. Луппов подготовил доклад, представляющий проект анкеты «Сведения о прошлых временах из жизни удмуртов (вотяков)», призванной собрать информацию по истории «колонизации вотской территории, названию и распределению по этой территории вотских родов, прошлой жизни вотского населения» [6]. По-видимому, ближе к концу 1924 г. им же была составлена анкета «Влияние революции на быт нацмен» с целью выявить изменения в области народной культуры нерусского населения края за годы, прошедшие после Октября [7]. К методу анкетирования часто прибегали и члены казанского отделения Общества по изучению удмуртской культуры. Так, в конце 1924 г. перед зимними каникулами они разработали анкеты «Программа собирания материалов по общественно-историческому движению вотяков», «План обследования культурного состояния волости», «Сельскохозяйственное положение моей деревни», «Психология и характер удмуртов», «Юридический быт вотяков» [8]. Необходимо отметить, что анкетирование как способ фиксации первичных данных получило широкое распространение, поскольку, в отличие от организации научных экспедиций, не требовало значительных финансовых затрат. К сожалению, о результатах большинства опросов (за исключением данных анкет П.Н. Луппова [9]) в настоящее время сведений не имеется.

Летом 1925 г. областной отдел народного образования провел летние курсы переподготовки работников просвещения Ижевского уезда. Для ознакомления учителей Нылги-Жикьинской волости с приемами проведения историко-этнографических экскурсий состоялось показательное этнографическое обследование двух населенных пунктов волости - с. Нылга-Жикья и д. Пунем.

О его результатах сообщалось во 2-м выпуске «Трудов» Научного общества по изучению Вотского края, созданного в январе 1925 г. в ходе реорганизации Академ-центра [10]. Тем же летом в Марийской АО работала Восточно-финская этнографическая экспедиция Центрального музея народоведения. Среди ее участников был и новый сотрудник музея К.П. Герд, который собрал богатый материал по духовной и материальной культуре карлыганских удмуртов, сделал большое количество фотографий и фонографических записей. На основании собранных данных К.П. Герд планировал к концу 1926 г. подготовить обширную работу «Вотяки Карлыганского края, их быт и культура». Однако напечатана она так и не была, и о ее судьбе пока ничего неизвестно.

В конце февраля 1926 г. по настоятельному требованию Облисполкома К.П. Герд был вынужден прервать обучение в аспирантуре при Комитете по изучению языков и этнических культур восточных народов СССР1 и прибыть в Ижевск для работы в качестве директора Музея местного края, созданного еще в 1920 г. Застав музейные собрания в самом жалком состоянии, К.П. Герд незамедлительно приступил к формированию коллекций, в том числе по удмуртской этнографии. С этой целью он совершил несколько краткосрочных поездок к удмуртам сел Можга, Большая Уча и Вавож, а в апреле - продолжительную этнографическую поездку в район д. Малиновка Вавожской волости Можгин-ского уезда. Здесь, по его словам, он записал «12 текстов больших бытовых и обрядовых песен, 20 эпических сказаний и сказок, 35 загадок, 73 пословицы, 5 исторических преданий и легенд племени Докья, 120 стариных языческих имен», а также им было «составлено описание обрядов, связанных с культом воды. Составлено описание свадебных обрядов. Записано несколько молитв» [11]. В том же апреле однодневную научную поездку к удмуртам д. Шудзи совершил председатель Научного общества по изучению Вотского края С.Т. Перевощиков. Собранный им материал об истории и современном быте жителей деревни нашел обобщение в статье «О вотяках дер. Шудзи Советской волости Ижевского уезда», опубликованной во 2-м выпуске «Трудов» Общества.

Ввиду отсутствия специалистов 9 мая 1926 г. на общем собрании членов Научного общества по изучению Вотского края было решено обратиться в центральные научные учреждения с просьбой направить в Удмуртию археологическую и этнографическую экспедиции. Первая из них под руководством ученого секретаря археологического подотдела Главнауки С.Г. Матвеева и аспиранта отделения археологии Института археологии и искусствоведения РАНИОН А.П. Смирнова работала на территории Удмуртии в июле-августе 1926 г., изучая преимущественно раннесредневековые памятники бассейна Чепцы [12]. Этнографическая экспедиция приступила к работе в августе того же года. Возглавил ее профессор 2-го МГУ В.П. Налимов [13]. Участником экспедиции был также удмуртский лингвист

1 На базе Комитета по изучению языков и этнических культур восточных народов СССР в июне 1926 г. при Главнауке Наркопроса РСФСР был создан Институт народов Востока, в 1929 г. переименованный в Научно-исследовательский институт этнических и национальных культур народов Востока (НИИЭНКНВ), в 1930 г. - в НИИ народов Советского Востока, а в 1931 г. он влился в состав Института национальностей СССР. 106

С.П. Жуйков. Работа проходила в селах Завьялово, Ильинском, Варзи-Ятчи, Шайтаново и у закамских удмуртов в д. Большой Гондырь. К сожалению, материалы, собранные экспедицией, остаются пока неопубликованными. Лишь ограниченная их часть была отражена в статье С.П. Жуйкова «Удмуртъёслэн бадзым восьсы», увидевшей свет в 1927 г. в удмуртском журнале «Кенеш» (№ 7-8) и в небольшой заметке «Священные рощи удмуртов и мари» В.П. На-лимова, опубликованной в 1928 г. в журнале «Охрана природы» (№ 4).

Помимо названных экспедиций, летом 1926 г. Академия наук СССР организовала антропологическое обследование в Удмуртии 1 140 человек. Дополнительно, по просьбе К.П. Герда, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии АН СССР Г.И. Петров участвовал в работе экспедиции областного музея в д. Малиновка. Здесь, по словам К.П. Герда, было «обследовано 145 человек, сделаны необходимые обмеры... собраны краткие сведения по родовой генеалогии, сделаны антропологические снимки. Сделано: 20 фонографических записей мелодий и текстов песен от местных песенниц. 27 записей текстов песен без мелодий. <Собрано> большое количество материалов по обычному праву, главным образом по отделу брак и семья. <Сделано> 24 фотографических снимка. <Собраны> материалы и новые сведения о жилищах вотяков. <Записаны> 125 новых пословиц и поговорок» [14].

В период с декабря 1926 по январь 1927 г. по инициативе члена Научного общества по изучению Вотского края М.М. Аммосова было организовано подворное обследование жилищно-бытовых и санитарных условий жизни крестьян Советской и Бурановской волостей Ижевского уезда Удмуртии. На основании собранных материалов врач Меклер составил подробный «Отчет обследования жилищно-бытовых условий деревни в Вотобласти», опубликованный «Трудах» краеведческого общества (выпуск № 3). Информацией о возможном месте нахождения первичных данных (заполненных анкет) в настоящее время мы не располагаем.

В конце декабря 1926 - начале января 1927 г. в Можгинском уезде изучением удмуртского жилища, а также сбором фольклорного материала и материала по обычному праву удмуртов занимался К.П. Герд, который с осени 1926 г. продолжил учебу в аспирантуре Института народов Востока. Летом 1927 г. он выполнял обязанности «технического» руководителя удмуртского отряда Восточно-финской экспедиции Института народов Востока, которая являлась частью 1-й этнолого-лингвистической экспедиции известного финно-угроведа Д.В. Бубриха, изучавшей в это время мордовские языки. Вместе с К.П. Гердом в работе экспедиции приняли участие два удмуртских аспиранта Института народов Востока - И.Д. Дмитриев(-Кельда) и Я.И. Ильин. Основное внимание члены экспедиции, учитывая ее лингвистическую направленность, уделили сбору фольклорного и языкового материала. К.П. Герд вел также фотосъемку и записывал образцы устного народного творчества на фонограф [15]. Местонахождение собранного материала нам неизвестно.

Летом 1927 г. по сценарию Г.Э. Гребнера, режиссер А. Дмитриев совместно с киностудией Межрабпом-Русь приступил к съемкам художественно-этнографического фильма «Соперницы» в удмуртской деревне Нижние Юри Большекибьинской волости Можгинского уезда [16]. Для более точного отражения

реалий удмуртского быта, в частности религиозной обрядности удмуртов, председателем Научного общества по изучению Вотского края С.Т. Перевощиковым была предпринята экспедиция в д. Туташево Большекибьинской волости. Собранные материалы, а также замечания по сценарию фильма были опубликованы в 5-м выпуске «Трудов» Общества.

В рамках борьбы с малярией в Удмуртии, как и по всей стране, в 1920-е гг. активно действовали малярийные отряды. Работы, направленные на выявление опасных очагов заболевания, были связаны с обследованием значительных территорий Вотской АО, что позволило врачу А.Н. Семакину, принимавшему участие летом 1927 г. в деятельности одного из таких отрядов, собрать богатый материал относительно быта, традиций, обычаев и религиозных верований удмуртов, бе-сермян, татар и русских Ижевского и Глазовского уездов. Свои наблюдения он изложил в статье «Северо-Восточная часть Вотской области», которая была напечатана в 5-м выпуске «Трудов» областного краеведческого общества.

В Глазовском уезде летом 1927 г. возобновила работу археологическая экспедиция С.Г. Матвеева и А.П. Смирнова. Первый приступил к изучению городища Иднакар, а второй продолжил начатые в 1926 г. раскопки на Дондыкаре [17]. Тем же летом по всем волостным исполкомам были разосланы анкеты археологической секции Научного общества по изучению Вотского края. Заполненные анкеты, содержащие некоторую этнографическую информацию, рассмотрел Ф.В. Стрельцов [18].

В 1928 г. Научное общество по изучению Вотского края обратилось к аспиранту Института народов Востока Я.И. Ильину с просьбой совершить на средства Общества экспедиционную поездку по Можгинскому уезду для изучения удмуртского моления, известного во многих местностях расселения южных удмуртов под названием «Булда». В отчете Ф.В. Стрельцова о деятельности общества за 1928-1929 гг. указывается, что «работа по этому вопросу у Ильина готова и может быть напечатана в следующем бюджетном году» [19]. Однако труд Я.И. Ильина не был издан, судьба рукописи в настоящее время неизвестна.

В конце августа - начале октября 1928 г. в Глазовском уезде Вотской АО работала Удмуртская этнографическая экспедиция, организованная по инициативе К.П. Герда Глазовским краеведческим музеем (создан в 1921 г.) и Домом удмуртской культуры при финансовой поддержке Глазовского уездного отдела народного образования. Тема экспедиции - «Труд и быт удмуртских детей». Дабы поднять статус экспедиции и привлечь дополнительные средства К.П. Герд обратился в учебную часть Института народов Востока с просьбой считать экспедицию подведомственной Институту [20]. В работе научного отряда приняли участие чертежник института Я.Ф. Кочетков, директор глазовского музея В.И. Чиркова и удмуртский литератератор Ф. Пономарев. В отчете работы экспедиции К.П. Герд записал: «Собраны материалы по отделам: а) утробный период удмуртского ребенка; б) родильные обряды, в) грудной возраст, г) дошкольный возраст, д) школьный возраст, е) игрушки и игры вотских детей, ж) детская одежда, з) лечение детских болезней у вотяков... Записано и заснято 79 игр, 15 детских игрушек, 12 текстов детских песен и 12 мелодий (на фонографе), сделано 456 фотоснимков, 30 зарисовок детской одежды» [21].

Несколько ранее, в июне - июле 1928 г., в Глазовском уезде продолжили свои исследования в области археологии «финнов Средней России» Х-Х1 веков С.Г. Матвеев и А.П. Смирнов [22]. В работе двух отрядов археологической экспедиции участвовали члены Научного общества по изучению Вотского края: А.И. Михайлов, Р.А. Михайлов, З.К. Лекомцев, И.Ф. Ившин, В.Ф. Вильмон. Летом того же года под руководством П.И. Зенкевича антропологическим изучением удмуртов занимался один из отрядов Комплексной экспедиции Антропологического научно-исследовательского института при 1-м МГУ [23].

В августе 1929 г. на севере Удмуртии на средства Главнауки и глазовского Дома удмуртской культуры работали сразу три этнографические экспедиции, изучавшие быт и традиционную культуру удмуртов [24]. Возглавили их удмуртские аспиранты Института народов Востока К.П. Герд и Я.И. Ильин, а также аспирант Института научной педагогики при 2-м МГУ И.Я. Поздеев. Экспедиция под руководством К.П. Герда работала по программе изучения тем: «Труд и быт удмуртских детей» и «Жилища глазовских удмуртов». Параллельно с этим по заданию Облздрава и на средства Наркомздрава К.П. Герд обследовал бытовые условия и особенности водоснабжения удмуртской деревни. Кроме того, по просьбе Д.В. Бубриха, он собирал языковой материал. В свою очередь Я.И. Ильин в селениях Глазовского, Балезинского и Святогорского ёросов (районов) исследовал влияние революционных перемен на земледелие и общественный быт удмуртов. Экспедиционный отряд И.Я. Поздеева работал в Глазовском и Ярском ёросах и занимался изучением традиционного воспитания удмуртских детей. По итогам работы указанных экспедиций в местной печати появились лишь небольшие заметки, по которым, тем не менее, можно судить о несомненной ценности собранных ими полевых данных [25]. К сожалению, все выявленные материалы так и не были введены в научный оборот.

В 1920-е гг. остро встала проблема унификации норм удмуртского правописания и определения диалектной основы удмуртского литературного языка, в связи с чем по инициативе и на средства Облоно летом 1929 г. в Удмуртии работала лингвистическая экспедиция под руководством Д.В. Бубриха. В ее работе участвовали 15 человек - трое русских, остальные удмурты: по четыре человека из южных, центральных и северных районов Вотской АО. Помимо языковедческого материала, который, по словам Д.В. Бубриха, «в количественном отношении представляет собою мировой рекорд» [26], были собраны интересные сведения, относящиеся к этнографии удмуртов (фольклорные произведения, описания обрядов, генеалогические предания, удмуртские антропонимы), до сих пор маловостребованные современными авторами. После создания в 1931 г. Удмуртского комплексного НИИ все полевые записи экспедиции были переданы в архив института.

Летом 1929 г. помимо исследований, уже не первый год проводившихся в Удмуртии археологами С.Г. Матвеевым и А.П. Смирновым [27], археологические изыскания в районах расселения так называемых «внеобластных» удмуртов (то есть удмуртов, проживавших за пределами Вотской АО) проводил палео-этнологический отряд Комплексной экспедиции Антропологического научно-исследовательского института 1-го МГУ. Другой отряд этой же экспедиции, которым руководил П.И. Зенкевич, продолжил начатое в 1928 г. антропологическое

изучение удмуртов [28]. Всего за два год им были обследованы три удмуртские (кильмезская, чепецкая, ижевская) и одна бесермянская (чепецкая) группы [29].

В летние месяцы 1930 г. было организовано совместное изучение этнографии удмуртов Вотской АО сотрудниками Центрального музея народоведения и Областного краеведческого музея. В работе удмуртской экспедиции, которую возглавил заведующий финским отделом Центрального музея народоведения М.Т. Маркелов, участвовали сотрудник этого же учреждения В.Н. Белицер, работник областного музея Г.Ф. Сидоров и московский художник И.С. Ефимов. В ходе работы, продолжавшейся три с половиной месяца, экспедиция посетила селения Малопургинского, Можгинского, Шарканского, Дебесского, Балезинского и Глазовского ёросов. Были собраны материалы, относящиеся к самым различным сторонам духовной и материальной культуры удмуртов, сделано значительное число фотографий и рисунков. Как сообщалось в проспекте трудов экспедиции, опубликованном в 1931 г., «все собранные экспедицией материалы могут быть оформлены в количестве 20 печ. листов» [30].

В этом же году развернула свою работу Удмуртская комплексная экспедиция НИИ народов Советского Востока под общим руководством академика Н.Я. Мар-ра. В ее состав входили три отряда: лингвистический, которым руководил сам академик, этнографический (М.О. Косвен, А.И. Пинт) и исторический (С.И. Ши-хов, Подоров) [31]. Последний занимался выявлением материалов по истории революционного движения в Удмуртии. В работе экспедиции участвовали и местные исследователи. Комплексный материал экспедиции был обобщен в статьях, опубликованных в первых двух выпусках «Ученых записок» НИИ народов Советского Востока. К сожалению, значительная часть ценной информации была пропущена сквозь призму набиравшего в те годы силу «нового учения о языке», что делает актуальным выявление и ввод в научный оборот непосредственно полевых записей экспедиции.

Одновременно с лингвистическим отрядом под руководством Н.Я. Марра в Удмуртии продолжила работу лингвистическая экспедиция, возглавляемая сторонником традиционного сравнительно-исторического языкознания Д.В. Бубрихом. В этом году ее участники (5 человек от Ленинградского института изучения языков и 2 - от учреждений Вотской АО) планировали заняться описанием особенностей речи удмуртских детей [32]. О судьбе собранных экспедицией материалов нам в настоящее время ничего неизвестно.

Касаясь археологических исследований, проводившихся в 1930 г. в Удмуртии, необходимо упомянуть о раскопках А.П. Смирнова на Кушманском городище в Ярском ёросе [33].

В летний полевой сезон 1931 г. изучением этнографии удмуртов занимались Центральный музей народоведения (М.Т. Маркелов, В.Н. Белицер, И.С. Ефимов), Удмуртская экспедиция НИИ народов Советского Востока под руководством Н.Я. Марра и Удмуртский отряд Нижегородской (в 1929 г. Удмуртия вошла в состав Нижегородского края) фольклорно-лингвистической экспедиции (М.Г. Худяков, Я.Н. Корепанов, В.Н. Филиппов). Научный отряд под руководством М. Т. Маркелова изучал этнографию удмуртов западных и северо-западных ёросов Вотской АО, а также удмуртов, проживавших за пределами области - в Уральском крае и Башкирии.

Экспедиция НИИ по изучению народов Востока основную свою задачу видела в исследовании «проблемы классовой борьбы в современной удмуртской деревне в связи с процессами коллективизации и ликвидации кулака как класса» [34]. Наконец Удмуртским отрядом Нижегородской экспедиции выявлялись «культово-обрядовые пережитки» среди удмуртского и русского населения Удмуртии. Материалы, собранные в ходе работы указанных экспедиций, практически не нашли сколько-нибудь заметного отражения в научных публикациях того времени. Местонахождение полевых записей еще предстоит установить.

В июне 1931 г. в Удмуртию приехал сотрудник Государственного исторического музея А.П. Смирнов, возглавивший Удмуртскую экспедицию секции археологии Государственной академии искусствознания и Исторического музея [35]. Перед ученым стояла задача изучения памятников Х-ХУ1 веков. В разведочно-раскопочных мероприятиях в пределах восточных и северо-восточных ёросов участвовали и работники Ижевского краеведческого музея. В следующем, 1932 г., А.П. Смирнов совместно с сотрудниками Областного краеведческого музея организовал археологическое обследование южных Малопургинского и Алнашского ёросов Удмуртии [36]. Материалы раскопок 1932 г. не получили отражения в научной литературе. Причина, по которой А.П. Смирнов предпочел «забыть» на некоторое время о своих исследованиях в Удмуртии, очевидна: в 1932 г. в результате сфабрикованного дела «СОФИН» репрессиям подверглись многие представители научной общественности, в той или иной мере связанные с изучением истории и этнографии удмуртов. Только по упомянутому делу из числа названных нами лиц, были преданы суду К.П. Герд, Т.К. Борисов, М.Т. Маркелов, И.Д. Дмитриев (-Кельда), Ф.В. Стрельцов, Я.И. Ильин.

Не удивительно, что созданный в 1931 г. Удмуртский комплексный НИИ, призванный стать руководящим центром научных исследований, не организовал в первой половине 1930-х гг. ни одной сколько-нибудь значимой этнографической экспедиции. В течение ряда лет (1933-1935) основное внимание было уделено подготовке и проведению нескольких фольклорно-лингвистических экспедиций под руководством композитора Д.С. Васильева-Буглая. Летом 1933 г. участники фольклорных экспедиций работали в Глазовском и Можгинском ёросах Удмуртской АО [37]. В конце марта - начале апреля 1934 г. Д.С. Васильев-Буглай и заведующей сектором языка и литературы Удмуртского НИИ Д.И. Корепанов занимались сбором фольклорно-диалектологического материала в Увинском, Сел-тинском, Якшур-Бодьинском и Шарканском районах. В 1935 г. в течение 25 дней в северных районах республики (статус автономии изменен 28 декабря 1934 г.) работала фольклорная экспедиция Удмуртского НИИ в составе семи человек, из которых трое были привлечены из других учреждений [38].

Из статьи А.П. Смирнова «Памятники феодального строя среди удмуртов», посвященной итогам работы в 1936 г. (см. ниже) возглавлявшейся им археологической экспедиции, можно узнать, что в 1935 г. Удмуртским областным музеем краеведения было обследовано Верхнеутчанское городище в Алнашском районе УАССР [39].

Весной и летом 1936 г. Удмуртский научно-исследовательский институт социалистической культуры организовал три крупных научных экспедиции:

фольклорную, археологическую и лингвистическую. Участники фольклорной экспедиции под руководством Д.С. Васильева-Буглая в марте - начале апреля посетили населенные пункты пяти районов Удмуртии, в которых им удалось записать 91 песню, 30 четверостиший, 200 народных загадок и 15 сказок. Кроме того, были зафиксированы воспоминания 28 красноармейцев-азинцев. Художником экспедиции было сделано 38 зарисовок, а фотографом - 35 снимков. Все материалы экспедиции были переданы в архив института [40].

В период с мая по июнь в южных и юго-западных районах Удмуртии работала археологическая экспедиция во главе с членом Московского отделения Государственной академии истории материальной культуры А.П. Смирновым при участии научного сотрудника Удмуртского НИИ соцкультуры Г.А. Лаговой и художника Удмуртского областного музея краеведения Д.Ф. Ладейщикова [41].

С 1 июля по 5 августа 1936 г. четыре отряда лингвистической экспедиции под общим руководством доцента Удмуртского пединститута С.П. Жуйкова занимались изучением удмуртского языка в семи районах республики, а также в местах компактного проживания удмуртов в Татарии, Башкирии, Марийской АО, Кировском крае и Свердловской области. Первый отряд во главе с В.И. Алаты-ревым, аспирантом Ленинградского пединститута им. А.И. Герцена, обследовал Балезинский, Юкаменский и Кезский районы УАССР, а также Слободской район Кировского края. Второй отряд под руководством сотрудника сектора языка Удмуртского НИИ А.С. Белова работал в Кукморском и Балтасинском районах ТАССР, Мари-Турекском районе Марийской АО, в Янаульском и Татышлинском районах БАССР и Куединском районе Свердловской области. Третьим отрядом, посетившим в июле Вавожский и Селтинский районы УАССР и Кильмезский район Кировского края, руководил студент Удмуртского пединститута М. Горбушин. Четвертый отряд во главе с аспирантом М.И. Булычевым проводил исследования в Алнашском и Граховском районах Удмуртии [42]. Участниками экспедиции была собрана чрезвычайно богатая информация не только по разговорному удмуртскому языку, но также по фольклору, истории и этнографии удмуртов. Весь полевой материал объемом около 45 авторских листов был передан в архив Удмуртского НИИ соцкультуры.

С осени 1936 и до начала 1937 г. в Удмуртии в лице А.Н. Рейнсона работала экспедиция созданного в 1936 г. в Загорске научно-исследовательского института игрушки. Ученый посетил удмуртские селения Якшур-Бодьинского, Зуринского и Глазовского районов. В Глазовском же районе он обследовал одну бесермян-скую деревню (Васильево). В ходе изысканий экспедиции были собраны коллекции детской самодельной игрушки (150 экспонатов) и детских рисунков. Также А.Н. Рейнсон сделал несколько зарисовок из быта крестьянских детей. Собранные материалы были переданы во Всесюзный институт игрушки. В 9-м выпуске «Записок» Удмуртского научно-исследовательского института по итогам работы этой экспедиции была опубликована статья А.Н. Рейнсона «Детское самодельное творчество в Удмуртии (Детская игрушка-самоделка)».

В 1937 г. в УАССР работали две экспедиции фонограммархива фольклорной комиссии Института этнографии СССР, которую в то время возглавлял известный музыковед-фольклорист Е.В. Гиппиус. В состав первой экспедиции вошли

сотрудник Марийского НИИ языка, литературы и истории Я.А. Эшпай и удмуртский писатель М.П. Петров. Собранные ими записи относились преимущественно к южным районам проживания удмуртов. Участником второй экспедиции, организованной фонограммархивом, научным сотрудником Удмуртского НИИ

B.А. Пчельниковым были зафиксированы песни удмуртов центральных районов УАССР. В общей сложности было записано 218 фонограмм [43].

В период с 16 июля по 16 августа 1938 г. в селениях Шарканского, Балезинско-го и Юкаменского районов Удмуртии работала организованная Удмуртским НИИ соцкультуры совместно с Музеем народов СССР этнографическая экспедиция, занимавшаяся изучением ткачества удмуртов и бесермян. От Института в работе экспедиции участвовала М.Л. Кузнецова, от Музея - В.Н. Белицер (руководитель). Участники экспедиции сделали до 50 фотоснимков и до 100 полевых зарисовок, приобрели ряд экспонатов. В.Н. Белицер был подготовлен и опубликован в 8-м выпуске «Записок» Удмуртского НИИ соцкультуры предварительный отчет об итогах работы экспедиции, а в следующем выпуске напечатана статья «Узорное тканье и вышивка удмуртов», написанная на основе собранных экспедицией материалов. В том же году сотрудник сектора литературы и фольклора Удмуртского НИИ соцкультуры В.А. Пчельников осуществил поездку в Вавожский район УАССР, в ходе которой было записано 192 удмуртские народные песни [44].

На экспедициях 1938 г. мы заканчиваем свой обзор. Очевидно, что в 20-е -30-е гг. XX столетия, несмотря на все трудности, были выявлены и собраны самые разнообразные сведения, относящиеся к истории, языку, фольклору и этнографии удмуртского народа. Однако, если полевые данные по удмуртскому фольклору, языку и археологии в той или иной степени уже изучены и в достаточно полном объеме введены в научный оборот, то полевой материал по удмуртской этнографии, собранный в первые десятилетия советской власти, до сих пор ждет своего исследователя.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Димитриев В.Д. Н.В. Никольский - ученый, педагог, общественный деятель // Деятели науки и культуры народов Поволжья и Урала: сб. ст. Уфа, 2005. Вып. 1. С. 90.

2. Юрпалов А.Ю. К истории Малмыжского исторического общества // Финно-угры - славяне - тюрки: опыт взаимодействия (традиции и новации). - Ижевск, 2009.

C. 480-484.

3. Holmberg U. Permalaisten uskonto. Porvoo, 1914; Емельянов А.И. Курс по этнографии вотяков. Казань, 1921.

4. Герд К.П. Вотяк в своих песнях // Вотяки. Сборник по вопросам экономики, быта и культуры вотяков. М., 1926. С. 17-40.

5. Васильева О.И. Удмуртская интеллигенция. Формирование и деятельность. 1917-1941 гг. Ижевск, 1999. С. 76.

6. НОА УИИЯЛ УрО РАН. Рф. Оп. 2-Н. Д. 462б. Л. 107-109.

7. Загребин А.Е., Иванов А.А. Анкеты 1920-х гг.: из документального наследия Вятского института краеведения // Отечественные архивы. 2008. № 4. С. 76-83.

8. Васильева О.И. Указ. соч. С. 76.

9. Революция для всех: Анкеты Вятского научно-исследовательского института краеведения «Влияние революции на быт нацмен» (1924-1927 гг.). Ижевск; Йошкар-Ола, 2008.

10. Васильева О.И. Указ. соч. С. 97.

11. НОА УИИЯЛ УрО РАН. Рф. Оп. 2-Н, Д. 923а. Л. 15.

12. Иванов А.Г., ИвановаМ.Г., Останина Т.И., Шутова Н.И. Археологическая карта северных районов Удмуртии. Ижевск, 2004. С. 14, 232, 235.

13. Загребин А.Е. В.П. Налимов в Удмуртии: к истории одного незавершенного научного проекта // Ежегодник финно-угорских исследований. 2009. С. 192-198.

14. НОА УИИЯЛ УрО РАН. Рф. Оп. 2-Н. Д. 923а. Л. 16, 35.

15. Там же. Л. 20, 50, 53, 88.

16. Федорова И.М. Фильм «Соперницы» как этнографический источник // Связующая нить этнокультуры. Ижевск, 2009. С. 193-199.

17. Иванов А.Г., Иванова М.Г., Останина Т.И., Шутова Н.И. Указ. соч. С. 14, 233, 235.

18. Стрельцов Ф.В. Археологические памятники и палеонтологические находки Вотской автономной области // Труды Научного Общества по изучению Вотского края. Ижевск, 1927. Вып. 3. С. 61-76; То же. Ижевск, 1928. Вып. 5. С. 73-79.

19. Культурное строительство в Удмуртии. Сборник документов (1917-1940). Ижевск, 1970. С. 225.

20. НОА УИИЯЛ УрО РАН. Рф. Оп. 2-Н. Д. 923а. Л. 64.

21. Ермаков Ф.К. Кузебай Герд (жизнь и творчество). Ижевск, 1996.

22. Иванов А.Г., Иванова М.Г., Останина Т.И., Шутова Н.И. Указ. соч. С. 14, 233, 235.

23. Удмурты: Проспект трудов этнографической экспедиции Центрального музея народоведения и Вотского областного музея. М.-Ижевск, 1931. С. 13.

24. Культурное строительство в Удмуртии... С. 225; НОА УИИЯЛ УрО РАН. Рф. Оп. 2-Н. Д. 923а. Л. 88; Удмуртъёслэсь улэм-вылэмзес эскерон // Выль гурт. 1929. № 32 (10 августа).

25. Ильин Я.И. Палъёсмес эскерон котырын // Выль гурт. 1929. № 49 (104) (29 ноября); № 52 (107) (14 декабря); Поздеев И.Я. Народная педагогика удмуртов // Просвещение в Вотобласти. Ижевск, 1929. № 4-5. С. 67-77; Устюжанин А. Красногор ёросысь удмурт нылкышнолэн куиськон ужэз // Выль гурт. 1929. № 36 (91) (7 сентября).

26. Корепанов Д.И. [Кедра Митрей]. Удмурт кылэз эскерон // Выль гурт. 1929. 10 августа. (№ 32).

27. Иванов А.Г., Иванова М.Г., Останина Т.И., Шутова Н.И. Указ. соч. С. 14, 233, 235.

28. Удмурты: Проспект трудов этнографической экспедиции. С. 13.

29. Фаттахов Р.М. О состоянии антропологического решения проблемы происхождения удмуртского народа // Материалы по этногенезу удмуртов: сб. ст. Ижевск, 1982. С. 75.

30. Удмурты: Проспект трудов этнографической экспедиции... С. 68.

31. На удмуртские темы: сб. ст. М., 1931. С. 3-4; Удмурты: Проспект трудов этнографической экспедиции... С. 14-15.

32. Экспедиция профессора Бубриха // Ижевская правда. 1930. № 133 (13 июня).

33. Иванов А.Г., Иванова М.Г., Останина Т.И., Шутова Н.И. Указ. соч. С. 14, 235.

34. На удмуртские темы... С. 3-4.

35. Иванов А.Г., Иванова М.Г., Останина Т.И., Шутова Н.И. Указ. соч. С. 14, 235.

36. Останина Т.И. Археологические исследования А.П. Смирнова на территории Удмуртии // Исследования по средневековой археологии лесной полосы Восточной Европы: сб. ст. Ижевск, 1991. С. 21.

37. Институт: история и современность: К 70-летию Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук. Ижевск, 2001. С. 72.

38. Там же. С. 73.

39. Смирнов А.П. Памятники феодального строя среди удмуртов (1Х-ХШ вв.) // Записки УдНИИ. Ижевск, 1937. Вып. 7. С. 182, 194.

40. Институт: история и современность... С. 73-74; Культурное строительство в Удмуртии. С. 295.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41. Смирнов А.П. Указ. соч. С. 194.

42. Белов А. С. Из отчета второго отряда лингвистической экспедиции, проведенной в 1936 году // К вопросам удмуртского языка: сб. ст. Ижевск, 1937. С. 119-129.

43. Гиппиус Е.В., Эвальд З.В. К изучению поэтического и музыкального стиля удмуртской народной песни // Записки УдНИИ. Ижевск, 1941. С. 73-74.

44. Институт: история и современность. С. 393.

Поступила в редакцию 23.04.2010

V.S. Churakov

Review of the folklore, linguistic and archaeology-ethnographic expeditions among the Udmurts in the 20's - 30's of the XX century

The article is devoted to review the field researches of the central and local scientific societies among the Udmurts in the first decades of the Soviet power.

Keywords: Udmurtia, Udmurts, scientific expeditions, ethnography, field materials.

Чураков Владимир Сергеевич,

кандидат исторических наук, Учреждение Российской академии наук Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН

г. Ижевск E-mail: vermis3@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.