Научная статья на тему 'Этнографические экспедиции вузов в контексте изучения народной музыкальной культуры'

Этнографические экспедиции вузов в контексте изучения народной музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкально-этнографическая экспедиция / расшифровка фольклорных образцов / многоканальная запись / звуковая карта / сохранение песенной традиции / мордовские народные песни / оцифровка записей / musical-ethnographic expedition / decoding of folklore samples / multi-channel recording / sound card / preservation of song tradition / Mordovian folk songs / digitization of recordings

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Исаева Светлана Александровна

Рассмотрены процесс проведения музыкально-этнографических экспедиций по сбору фольклорного материала в высшем учебном заведении и проблемы, с которыми сталкиваются организаторы. Анализ осуществлен на примере экспедиционной деятельности кафедры народной музыки ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» за период 2014–2023 гг., а также экспедиций отдельных вузов культуры, расположенных на территории России. Интерес представляет конструктивный опыт фиксации и обработки традиционного материала руководителем фольклорной практики Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Андреем Владимировичем Харловым. В статье затронуты проблемы финансирования экспедиций, использования специального оборудования для звукозаписи, оцифровки собранного материала и его последующего хранения. Показан потенциал полевых исследований народной культуры для образовательной и научной деятельности, а также их вклад в дело сохранения самобытных народных традиций. Новизна данной статьи определяется ракурсом анализа: в работе акцентирован ряд проблем, которые практически не обсуждаются в научных статьях. Сделаны выводы о необходимости увеличения финансирования экспедиций, усиления государственной поддержки мероприятий, направленных на сохранение исчезающей народной музыкальной традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Исаева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnographic expeditions of universities in the context of the study of folk music culture

The purpose of the scientific article is to consider the process of conducting musical and ethnographic expeditions to collect folklore material in a higher educational institution and the problems faced by the organizers. The analysis was carried out using the example of expeditionary activities of the Department of Folk Music of the National Research N. P. Ogarev Mordovia State University for the period 2014–2023, as well as expeditions of individual cultural universities located in Russia. The problems of financing expeditions, using special equipment for sound recording, digitizing the collected material and its subsequent storage are touched upon. The potential of field research of folk culture for educational and scientific activities is shown, as well as their contribution to the preservation of original folk traditions. The novelty of this article is determined by the perspective of the analysis: the work focuses on several problems that are not discussed in scientific articles. Conclusions are drawn about the need to increase funding for expeditions, including strengthening state support for events aimed at preserving the disappearing folk musical tradition.

Текст научной работы на тему «Этнографические экспедиции вузов в контексте изучения народной музыкальной культуры»

УДК 378.147.88:[398.8:910.4]

С. А. Исаева

Этнографические экспедиции вузов в контексте изучения народной музыкальной культуры

Рассмотрены процесс проведения музыкально-этнографических экспедиций по сбору фольклорного материала в высшем учебном заведении и проблемы, с которыми сталкиваются организаторы. Анализ осуществлен на примере экспедиционной деятельности кафедры народной музыки ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» за период 2014-2023 гг., а также экспедиций отдельных вузов культуры, расположенных на территории России. Интерес представляет конструктивный опыт фиксации и обработки традиционного материала руководителем фольклорной практики Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Андреем Владимировичем Харловым. В статье затронуты проблемы финансирования экспедиций, использования специального оборудования для звукозаписи, оцифровки собранного материала и его последующего хранения. Показан потенциал полевых исследований народной культуры для образовательной и научной деятельности, а также их вклад в дело сохранения самобытных народных традиций. Новизна данной статьи определяется ракурсом анализа: в работе акцентирован ряд проблем, которые практически не обсуждаются в научных статьях. Сделаны выводы о необходимости увеличения финансирования экспедиций, усиления государственной поддержки мероприятий, направленных на сохранение исчезающей народной музыкальной традиции.

Ключевые слова: музыкально-этнографическая экспедиция, расшифровка фольклорных образцов, многоканальная запись, звуковая карта, сохранение песенной традиции, мордовские народные песни, оцифровка записей

Svetlana A. Isaeva

Ethnographic expeditions of universities in the context of the study of folk music culture

The purpose of the scientific article is to consider the process of conducting musical and ethnographic expeditions to collect folklore material in a higher educational institution and the problems faced by the organizers. The analysis was carried out using the example of expeditionary activities of the Department of Folk Music of the National Research N. P. Ogarev Mordovia State University for the period 2014-2023, as well as expeditions of individual cultural universities located in Russia. The problems of financing expeditions, using special equipment for sound recording, digitizing the collected material and its subsequent storage are touched upon. The potential of field research of folk culture for educational and scientific activities is shown, as well as their contribution to the preservation of original folk traditions. The novelty of this article is determined by the perspective of the analysis: the work focuses on several problems that are not discussed in scientific articles. Conclusions are drawn about the need to increase funding for expeditions, including strengthening state support for events aimed at preserving the disappearing folk musical tradition.

Keywords: musical-ethnographic expedition, decoding of folklore samples, multi-channel recording, sound card, preservation of song tradition, Mordovian folk songs, digitization of recordings

DOI 10.30725/2619-0303-2024-2-69-75

Первые фольклорные экспедиции, предпринятые энтузиастами для изучения народного музыкального наследия еще в XIX в., заложили фундамент глубокого научного интереса к песенной традиции, записи, обработке и сохранению народных образцов, до этого столетиями быто-

вавших исключительно в устной форме. Во второй половине XX в. запись народных песен стала обязательной частью процесса обучения народному пению в вузах, где открылись соответствующие специальности. До настоящего времени полевой сбор фольклорной информации остается

единственным достоверным источником о специфике тех или иных традиций народов, населяющих территорию Российской Федерации. Учитывая тот факт, что ряд социально-экономических факторов способствует постепенному исчезновению целых пластов традиционной песенности, тема, затронутая в статье, весьма актуальна.

Кафедра народной музыки Института национальной культуры ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (МГУ им. Н. П. Огарева) имеет большой опыт полевых исследований народной культуры, что позволяет проанализировать и обобщить его. Со времени образования (1991) кафедра активно занимается фундаментальными и прикладными исследованиями в области финно-угроведения. За последнее десятилетие (2014-2023) кафедрой были организованы и проведены шестнадцать музыкально-этнографических экспедиций, в том числе в сотрудничестве с зарубежными учеными:

1) две научные музыкально-этнографические экспедиции с международным участием «Песенные традиции финно-угорских народов» (2014 и 2017);

2) четыре научные музыкально-этнографические экспедиции с международным участием «Музыкальный фольклор финно-угорских народов: традиции и современность» (2014, 2015, 2017 и 2019);

3) девять научных музыкально-этнографических экспедиций «Музыкальный эпос мордвы» (2015-2023);

4) студенческая музыкально-этнографическая экспедиция «Музыкальный фольклор мордвы: традиции и современность» в рамках гранта Всероссийского конкурса молодежных проектов «Творческие инициативы молодежи» (Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), приказ от 26.03.2018 г. № 87) (01.09.201801.03.2019 гг.).

В связи с поставленной в работе целью сформулирован ряд задач по ее достижению:

1) определить основные этапы подготовки и проведения музыкально-этнографических экспедиций в рамках высшего учебного заведения;

2) обозначить существенные проблемы, возникающие в процессе сбора музыкального материала;

3) определить наиболее значимые результаты экспедиций и их эффективность в плане сохранения исчезающей народно-песенной традиции.

Тема музыкально-этнографических экспедиций затрагивалась в некоторых статьях автора [1-3], но их содержание связано преимущественно с сохранением народной песенной традиции мокши и эрзи.

В процессе подготовки статьи использованы отчеты музыкально-этнографических экспедиций кафедры народной музыки, нотные сборники расшифрованных записей фольклорных образцов. Анализ основной части выстроен с привлечением работ этномузыкологов - сотрудников российских вузов, которые, как и кафедра народной музыки МГУ им. Н. П. Огарева, имеют большой опыт организации и проведения полевых сборов музыкальной фольклорной информации. Среди них Т. З. Демина и Е. М. Бородина (Кемеровский государственный институт культуры); В. И. Коваленко (Белгородский государственный институт искусств и культуры); Т. С. Новикова (Московский государственный институт культуры); А. В. Харлов (Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки); Н. А. Чикунова (Новосибирский государственный педагогический университет).

Музыкально-этнографическая экспедиция - это ответственное мероприятие, организация и проведение которого сопряжено с рядом сложностей и проблем. Безусловно, они различаются в зависимости от конкретного учебного заведения. Можно выделить три основных этапа экспедиционной деятельности:

1. Организационные мероприятия, связанные с подготовкой выезда. Сюда относятся вопросы финансирования, транспорта, проживания и питания участников. Немаловажным этапом становится определение целей и задач исследования, выбор района для изучения аутентичного фольклорного материала.

2. Процесс сбора фольклорной информации, общение с этнофорами - носителями традиции в среде ее бытования.

3. Обработка собранных материалов, расшифровка и нотация образцов.

В каждом учебном заведении, где проводятся музыкально-этнографические экспедиции, существуют свои подходы к решению поставленных задач. К примеру,

Т. С. Новикова [4] выделяет начальный этап подготовки экспедиции, который включает изучение информации, необходимой для эффективной исследовательской работы: историко-географических особенностей местности, куда планируется выезд, специфики локальных диалектов, этнографии, теории фольклора. На наш взгляд, образовательный цикл дисциплин выстроен так, чтобы к моменту проведения полевых исследований студенты овладели набором необходимых знаний, изучая такие предметы, как народные певческие стили, расшифровка записей народных песен, история костюма и др. Рассматривать усвоение материала данных дисциплин как этап организации музыкально-этнографических экспедиций, с нашей точки зрения, нет необходимости. Это необоснованно расширяет временные рамки мероприятия и его информационную составляющую. Мы считаем, что фольклорная практика - это результат предшествующего обучения, применение на практике информации, полученной на аудиторных занятиях. В этом плане мы согласны с мнением Н. А. Чику-новой, которая определяет экспедиции как одну из «форм культурно-просветительской практики бакалавров», способствующей «формированию и развитию общекультурных и общепрофессиональных компетенций» [5, с. 60]. Еще одно определение дают В. И. Коваленко и Н. С. Горбачева: «Фольклорно-этнографическая экспедиция - одно из важных средств подготовки студентов вузов искусств и культуры, позволяющее углубить и закрепить полученные теоретических знания и практические навыки, познакомить их с живым бытованием фольклора, помочь овладеть первоначальными навыками собирательской работы» [6, с. 28].

Как правило, наиболее существенная проблема, относящаяся к первому этапу, -финансирование. Учитывая, что бюджет большинства высших учебных заведений ограничен, выделить денежные средства на проведение глубоких масштабных исследований не представляется возможным. К примеру, для экспедиций кафедры народной музыки МГУ им. Н. П. Огарева от университета выделялся транспорт, оплачивалось минимальное питание для студентов и преподавателей без проживания в районе проведения исследований. Участие зарубежных ученых в

экспедициях кафедры осуществлялось за счет учреждений и организаций Эстонии и Финляндии.

Исключение составляют экспедиции на основе целевых денежных дотаций или грантов. Использование подобных источников финансирования позволяет расширить географию изучаемых территорий и раздвинуть временные рамки экспедиционной деятельности. Для кафедры народной музыки МГУ им. Н. П. Огарева таким событием стало получение гранта на проведение музыкально-этнографической экспедиции студенткой направления подготовки 53.03.04 Искусство народного пения Натальей Мирзаевой, которая стала победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов «Творческие инициативы молодежи» в номинации «Музыка и хореография» (2018 г.). По гранту было получено 200 000 рублей - средства, которые позволили расширить список участников до 42 человек, в то время как обычные экспедиции, проходившие в рамках учебного процесса, включали максимум 25 студентов и преподавателей кафедры. Раздвинулись также границы исследования - временные (выезды осуществлялись с 13.09.2019 г. по 14.12.2019 г.) и территориальные (обследованы села Приволжского федерального округа - Республики Чувашия, Республики Татарстан, Республики Мордовия, Самарской, Нижегородской и Пензенской областей). Были записаны и расшифрованы 60 песенных образцов мордовской традиции, которые вошли в сборник «Музыкальный фольклор мордвы: традиции и современность» [7].

В последние десятилетия получение грантов на цели экспедиционной деятельности стало чуть ли не единственной возможностью проведения полномасштабных исследований народной культуры. Экспедиции на основе грантов упоминает в своей статье Е. М. Бородина [8]. Лабораторией народной музыки, созданной на базе кафедры народного хорового пения Кемеровского государственного института культуры, был получен ряд грантов на совместные исследования традиционной народной культуры Кузбасса (1995-2000). С 2001 по 2010 г. исследователи из Кемерова оформили еще несколько грантов в рамках Федеральной целевой программы «Культура России».

Существенная проблема второго этапа - качество записывающей аппарату-

ры. Идеальным вариантом для фиксации народного многоголосия является многоканальная запись, требующая наличия не только специального оборудования, но и программного обеспечения для компьютерной обработки зафиксированного материала. Это необходимо в тех случаях, когда народно-песенная традиция представляет собой сложные формы многоголосия, какие встречаются у мордвы. Многоканальные записи осуществлялись в Мордовии в 80-90-е гг. ХХ в. первым заведующим кафедрой народной музыки, основоположником научной школы мордовского этномузыковедения Н. И. Бояркиным. Соответствующая аппаратура была предоставлена Научно-исследовательским институтом языка, литературы, истории и экономики (в настоящее время - Институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия). Это позволило Н. И. Бояркину воплотить на практике основные принципы аналитических нотаций образцов народной музыки, которые были впервые сформулированы и применены российским этномузыковедом Е. В. Гиппиусом в процессе изучения карельской песенной традиции 9]. В начале 2000-х гг. многоканальные записи велись во время экспедиций с международным участием -оборудование и программное обеспечение предоставлялось исследователями из Академии музыки и театра (Эстония, г. Таллинн), Академии Сибелиуса (Финляндия, г. Хельсинки), Академии рунопения (Финляндия, г. Кухмо). В настоящее время кафедра народной музыки не обладает такой аппаратурой, вследствие чего запись песенных образцов производится с помощью диктофонов. Безусловно, качество таких записей оставляет желать лучшего и усложняет последующую расшифровку.

Некоторые вузы предоставляют новейшее оборудование руководителям музыкально-этнографических экспедиций. Так, в 2019 г. преподаватели и студенты кафедры имели возможность наблюдать запись песен, которую вел руководитель фольклорной практики, кандидат искусствоведения Андрей Владимирович Харлов(Ни-жегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки). Следует подчеркнуть, что в целом процесс фиксации фольклорного материала этнографами из Нижнего Новгорода отличается высокой степенью цифровизации, что уже подчеркивалось в

одной из наших предыдущих статей [3]. Оснащенность нижегородцев современным оборудованием для качественной звукозаписи, в том числе аппаратурой многоканальной записи, позволяет им вести фиксацию не только отдельных песен, но целых обрядовых действ: студентки с небольшими навесными камерами участвуют в обрядах, транслируя их ход на планшет. В зависимости от поступающей информации А. В. Харлов руководил действиями практикантов. На базе полученных материалов впоследствии сформирована электронная энциклопедия с единым форматом воспроизведения. Глубину и масштаб таких исследований сложно переоценить. Как подчеркивают Т. З. Демина и Е. М. Бородина, «каждый отдельный случай изучения фольклорно-песенной традиции в том или ином аспекте является бесценным вкладом в общерусскую фольклористику для сохранения особенностей музыкального и поэтического языка» [10, с. 21].

Что касается результатов экспедиционной деятельности, то для большинства вузов они общие:

1) введение в исполнительскую практику новых песенных образцов;

2) погружение в традицию с присущей ей самобытной исполнительской манерой сельских певиц;

3) знакомство с народными праздниками и обрядами;

4) научные изыскания в области музыкального фольклора сотрудников и студентов соответствующих кафедр и специальностей;

5) отработка студентами практических навыков, полученных на занятиях по расшифровке и записи народной музыки;

6) выпуск сборников, составленных на основе собранного материала;

7) организация конференций на базе материалов музыкально-этнографических экспедиций;

8) подготовка выпускных квалификационных работ;

9) сохранение образцов исчезающей народной традиции.

Остановимся на некоторых пунктах подробнее. Так, введение в исполнительскую практику новых образцов связано не только с корректной расшифровкой и нотацией записи, но и отражением темповой динамики звукового материала. Это очень важный момент для последующе-

го исполнения песни в том случае, если исполнитель не слышал ее ранее. Принимая во внимание импровизационную манеру исполнения сельских мастеров, необходимо учитывать и свободное изменение темпа. При этом, как отмечает А. В. Харлов, в ряде традиционных жанров «темпо-ритмический алгоритм можно рассматривать как категорию психоэмоционального воздействия на человека» [11, с. 88]. Но в некоторых случаях темповые колебания выявляются только с помощью специального программного обеспечения, в частности, на базе звукового редактора Cubase 10 Pro. Последовательность зафиксированных значений складывается в «темповую карту», позволяющую в будущем максимально точно передать скоростную динамику исполнения. Замедления и ускорения определяются программой с точностью, недоступной человеческому восприятию, тем не менее они важны. Исследователь приводит в пример темповую карту колыбельной, записанной в одной из экспедиций. Незаметные для слуха темповые колебания, оказывали влияние в процессе воспроизведения, при этом источник звука (голос, электронный инструмент) не играл роли. Таким образом, А. В. Харлов делает акцент на комплексном подходе к фиксации материала, так как «нотированный образец с указанием единого среднего темпа при репрезентации не сможет раскрыть в полной мере исчерпывающую информацию о ритмической системе напева» [11, с. 89].

Еще одна серьезная проблема, относящаяся к третьему этапу, - сохранение результатов экспедиции. При этом речь идет как о недавних выездах, так и о тех, которые осуществлялись в конце ХХ в. В настоящее время «на первый план выходит задача сохранения архивного материала, собранного в предыдущие десятилетия» [12, с. 31]. Для этого необходимо разрабатывать нормативы оцифровки записей, по возможности знакомить студентов с аналогово-цифровым преобразованием звуковых файлов, вводить правила создания цифровых архивов. В плане решения данной проблемы также интересен опыт Нижегородской консерватории, где практический раздел спецдисциплины «Расшифровка записей народных песен» ведется «бригадным методом» [12; 13]. Три группы студентов - техническая,

аналитическая и презентационная - занимаются отдельными видами работ, связанных с расшифровкой, компьютерной обработкой, паспортизацией образцов и их последующей презентацией. При таком конструктивном подходе каждый студент имеет возможность развить близкие ему навыки и внести более глубокий и осознанный вклад в сохранение народного наследия. На кафедре народной музыки МГУ им. Н. П. Огарева расшифровка записей ведется традиционным способом: по окончании сбора фольклорного материала песни распределяются между студентами, при этом они имеют право выбрать понравившиеся песни. В течение семестра каждый студент должен расшифровать пять песенных образцов. Из расшифрованного материала, набранного в программе Sibelius, формируются сборники.

Следует подчеркнуть, что качественная звуковая запись и письменная фиксация народных песен - это единственный способ сохранения самобытной народной музыкальной культуры, которая очень быстро исчезает вместе с продолжающейся трансформацией социально-экономических укладов общества. К сожалению, несмотря на активную работу вузов по сбережению уникальных фольклорных источников, в архивах некоторых российских учреждений культуры остаются неисследованные записи фольклористов вековой давности. Так, В. Н. Денисов [14] указывает на оставшиеся без внимания ученых-музыковедов коллекции мокшанских и эрзянских песен и наигрышей, собранных в 1927 г. Д. В. Бубрихом и в 1937 г. Н. Н. Гре-ховодовым и И. В. Учватовым. Записи на восковых валиках хранятся в архиве Института русской литературы РАН (г. Санкт-Петербург). Учитывая тот факт, что срок хранения носителей подходит к концу, необходима срочная расшифровка и систематизация образцов, тем более что ни один из них, скорее всего, уже не бытует. В этом случае необходима как совместная работа специалистов соответствующих подразделений вузов, так и государственная поддержка в сфере культуры.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что музыкально-этнографические экспедиции - это важное и ответственное мероприятие, которое совмещает в себе множество задач, связанных как с учебным процессом и научной деятель-

ностью, так и с сохранением самобытной традиции народного пения. Организация и проведение фольклорной экспедиции -массового и многоцелевого события - сопряжено с рядом сложностей и проблем. На каждом этапе проведения экспедиции они разные, и каждый вуз, где существуют кафедры народного пения и фольклорная практика, решают их различными способами. Так, организационный этап сопряжен с финансовыми трудностями из-за ограниченности материальных ресурсов высших учебных заведений. Многие вузы решают эту проблему за счет участия в конкурсах и получения грантов на исследования.

Необходимым условием качественной записи народного многоголосия, где встречаются сложные формы, является специальное оборудование, которое имеет не каждый вуз. Использование такого оборудования позволяет делать полноценные записи, проводить прикладные научные исследования и формировать электронные базы данных фольклорных источников. С проблемой недостатка профессиональных звукозаписывающих устройств коррелирует и отсутствие единых стандартов цифровой обработки звукового материала, из-за чего у вузов нет возможности создать общероссийский реестр записей народных образцов.

И, наконец, на этапе обработки и сохранения собранной информации также возникают сложности. Они связаны с корректной расшифровкой и записью народных песенных образцов. Здесь важной оказывается любая деталь - от выбора способа нотации для образцов, веками существовавших лишь в устной форме, до фиксации темповой динамики, которая неразрывно связана и с импровизационным характером, и с жанровой спецификой народных песен.

Музыкально-этнографические экспедиции - важный и существенный вклад в культурную жизнь страны и научно-образовательную деятельность вузов культуры. В связи с этим необходимо и далее развивать экспедиционную деятельность, выстраивать организационные форматы, обсуждать и по возможности решать возникающие проблемы. Целесообразным, с нашей точки зрения, стало бы объединение соответствующих подразделений вузов, ведущих деятельность по собира-

нию музыкального фольклора. Это позволит оперативно осуществлять обмен опытом проведения полевых исследований и обсуждать проблемы, возникающие в ходе их организации и проведения.

Список литературы

1. Исаева С. А. Современное состояние песенной традиции мордвы (на основе материалов музыкально-этнографических экспедиций) // Манускрипт. 2020. Т. 13, вып. 11. С. 195-200.

2. Исаева С. А. Финно-угорская музыкальная культура в научно-образовательной и художественно-творческой деятельности Мордовского государственного университета // Регионология. 2015. № 2 (91). С. 197-207.

3. Исаева С. А., Гулая Т. Н. Народно-песенная традиция в условиях бытования (на примере экспедиционной деятельности Института национальной культуры ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева») // Центр и периферия. 2022. № 4. С. 33-39.

4. Новикова Т. С. Взаимосвязь учебно-образовательного процесса и научно-исследовательской работы специалистов народно-певческого направления в области музыкально-исполнительского творчества // Культура и образование. 2015. № 1 (16). С. 48-51.

5. Чикунова Н. А. Фольклорно-этнографическая экспедиция как форма культурно-просветительской практики бакалавров (на примере экспедиции в с. Бобровка Сузунского района Новосибирской области) // Colloquium-Journal. 2019. № 18 (42). С. 60-62.

6. Коваленко В. И., Горбачева С. Н. Фольклор-но-этнографическая экспедиция как средство профессиональной подготовки студентов народно-хоровой специализации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (126). С. 28-31.

7. Музыкальный фольклор мордвы: традиции и современность: материалы студен. муз.-этнограф. экспедиции. Саранск, 2019. 64 с.

8. Бородина Е. М. Восточнославянское население Сибири: опыт организации научного исследования // Вестник Кемеровского государственного института культуры и искусств. 2010. № 13. С. 49-54.

9. Бояркин Н. И. Музыкальные традиции финно-угорских народов // Музыкальная академия. 2004. № 2 (689). С. 95-98.

10. Демина Т. З., Бородина Е. М. Использование экспедиционных фольклорных материалов в образовательном процессе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 20-22.

11. Харлов А. В. Современный подход к анализу темповой динамики песенных образцов (на примере нижегородского фольклора) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования.

2021. № 1 (59). С. 85-80.

12. Харлов А. В. Инновационные технологии в фольклорно-этнографической практике // Проблемы педагогики. 2015. № 8 (9). С. 31-33.

13. Харлов А. В. Об использовании инновационных технологий в преподавании курса «Расшифровка записей народных песен» // Музыкальное образование и наука. 2015. № 1 (2). С. 48-51.

14. Денисов В. Н. О сохранении фольклорных и лингвистических архивных записей как важнейшей части культурного наследия финно-угорских народов // Ежегодник финно-угорских исследований'08. Ижевск, 2009. С. 221-231.

References

1. Isaeva S. A. Current state of the Mordovian song tradition (based on materials from musical and ethnographic expeditions). Manuscript. 2020. 13 (11), 195-200 (in Russ.).

2. Isaeva S. A. Finno-Ugric musical culture in scientific-educational and artistic-creative activities of Mordovian State University. Regionology. 2015. 2 (91), 197-207 (in Russ.).

3. Isaeva S. A., Gulaya T. N. Folk song tradition in everyday life (on the example of expeditionary activities of the Institute of National Culture of National Research Ogarev Mordovia State University). Center and Periphery.

2022. 4, 33-39.

4. Novikova T. S. Interrelation of the educational process and scientific research work of folk singing specialists in the field of musical performance. Culture and Education. 2015. 1 (16), 48-51 (in Russ.).

5. Chikunova N. A. Folklore and ethnographic expedition as a form of cultural and educational practice for bachelors (on the example of an expedition to the

village of Bobrovka, Suzunsky district, Novosibirsk region). Colloquium-Journal. 2019. 18 (42), 60-62 (in Russ.).

6. Kovalenko V. I., Gorbacheva S. N. Folklore and ethnographic expedition as a means of professional training for students of folk choral specialization. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2012. 11 (126), 28-31 (in Russ.).

7. Musical folklore of the Mordovians: traditions and modernity: materials of a student musical-ethnographic expedition. Saransk, 2019. 64 (in Russ.).

8. Borodina E. M. East Slavic population of Siberia: experience in organizing scientific research. Bulletin of the Kemerovo State Institute of Culture and Arts. 2010. 13, 49-54 (in Russ.).

9. Boyarkin N. I. Musical traditions of the finno-ugric peoples. Musical Academy. 2004. 2 (689), 95-98 (in Russ.).

10. Demina T. Z., Borodina E. M. Use of expeditionary folklore materials in the educational process. World of science, culture, education. 2021. 3 (88), 20-22 (in Russ.).

11. Kharlov A. V. Modern approach to the analysis of tempo dynamics of song samples (using the example of Nizhny Novgorod folklore). Current problems of higher musical education. 2021. 1 (59), 85-80 (in Russ.).

12. Kharlov A. V. Innovative technologies in folklore and ethnographic practice. Problems of pedagogy. 2015. 8 (9), 31-33 (in Russ.).

13. Kharlov A. V. On the use of innovative technologies in teaching the course "Deciphering recordings of folk songs". Musical education and science. 2015. 1 (2), 48-51 (in Russ.).

14. Denisov V. N. On the preservation of folklore and linguistic archival records as the most important part of the cultural heritage of the Finno-Ugric peoples. Yearbook of Finno-Ugric studies' 08. Izhevsk, 2009. 221-231 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.