Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н. И. БОЯРКИНА И Л. Б. БОЯРКИНОЙ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МОРДОВСКОЙ ЭТНОМУЗЫКОЛОГИИ'

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н. И. БОЯРКИНА И Л. Б. БОЯРКИНОЙ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МОРДОВСКОЙ ЭТНОМУЗЫКОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
53
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ БОЯРКИН / ЛЮДМИЛА БОРИСОВНА БОЯРКИНА / НАРОДНАЯ МУЗЫКА / ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ МОРДОВИИ / МОРДОВСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Трегулова Наталья Петровна

Статья посвящена научной деятельности крупнейших ученых Республики Мордовия в области этнической музыки - Н. И. Бояркина и Л. Б. Бояркиной. С их работами связан самый продуктивный этап развития мордовской этномузыкологии. Теоретические изыскания, выполненные на основе анализа большого массива полевой фольклорной информации, собранной авторами в экспедициях, заложили прочный фундамент региональной школы современной и актуальной научной отрасли, предполагающей изучение и сохранение постепенно исчезающей народной музыкальной культуры. Несмотря на тот факт, что исследования мордовской песенно-инструментальной традиции начались в первых десятилетиях ХХ в., материалы долгое время оставались достаточно разрозненными и неструктурированными. Основная заслуга Бояркиных заключается в том, что им удалось выстроить систему, на основе которой в настоящее время идет активный процесс изучения самобытной традиции мордовского народа. В статье подчеркивается масштабность и многогранность деятельности ученых, которые определили взлет мордовской этномузыкологии в общероссийском масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC ACTIVITY OF N. I. BOYARKIN AND L. B. BOYARKINA AS THE MOST IMPORTANT STAGE OF MORDOVIAN ETHNOMUSICOLOGY DEVELOPMENT

The article is devoted to the scientific activities of the largest scholars of Mordovia in the field of ethnic music - N. I. Boyarkin and L. B. Boyarkina. The Boyarkins’ works define the most productive stage in the development of Mordovian ethnomusicology. Theoretical studies based on the analysis of a large amount of field folklore information collected by the authors in ethnographic expeditions laid a solid foundation for the regional school of a modern and relevant scientific industry, involving the study and preservation of the gradually disappearing folk music culture. Despite the fact that studies of the Mordovian song and instrumental tradition began in the first decades of the XX century, the materials were fragmented and unsystematic for a long time. The main merit of the Boyarkins is that they managed to build a system on the basis of which an active process of studying the original tradition of the Mordovian people is currently underway. The article emphasizes the scale and versatility of the scholars’ activities who determined the rise of Mordovian ethnomusicology on a national scale.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н. И. БОЯРКИНА И Л. Б. БОЯРКИНОЙ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МОРДОВСКОЙ ЭТНОМУЗЫКОЛОГИИ»

УДК 78(470.345)

DOI: 10.15350/26191490.2021.1.16

Н. П. Трегулова

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н. И. БОЯРКИНА И Л. Б. БОЯРКИНОЙ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МОРДОВСКОЙ ЭТНОМУЗЫКОЛОГИИ

Статья посвящена научной деятельности крупнейших ученых Республики Мордовия в области этнической музыки - Н. И. Бояркина и Л. Б. Бояркиной. С их работами связан самый продуктивный этап развития мордовской этномузыкологии. Теоретические изыскания, выполненные на основе анализа большого массива полевой фольклорной информации, собранной авторами в экспедициях, заложили прочный фундамент региональной школы современной и актуальной научной отрасли, предполагающей изучение и сохранение постепенно исчезающей народной музыкальной культуры. Несмотря на тот факт, что исследования мордовской песенно-инструментальной традиции начались в первых десятилетиях ХХ в., материалы долгое время оставались достаточно разрозненными и неструктурированными. Основная заслуга Бояркиных заключается в том, что им удалось выстроить систему, на основе которой в настоящее время идет активный процесс изучения самобытной традиции мордовского народа. В статье подчеркивается масштабность и многогранность деятельности ученых, которые определили взлет мордовской этномузыкологии в общероссийском масштабе.

Ключевые слова: Николай Иванович Бояркин, Людмила Борисовна Бояркина, народная музыка, этномузыко-логия Мордовии, мордовский фольклор.

Тематика, связанная с теоретическим и практическим изучением народной культуры, приобретает особую актуальность в последние десятилетия, когда многие народные традиции постепенно угасают, песенные и инструментальные жанры прекращают свое бытование, а их образцы забываются и бесследно пропадают. Школы фольклористики и этномузыкологии призваны сохранить исчезающее наследие народов России, и, в частности, народов мокши и эрзи. В основе становления национальных школ этномузыкологии всегда лежит активная деятельность небольшого числа ученых-первопроходцев, которые не только проводят полевой сбор огромного количества образцов народной музыки, но и закладывают прочный теоретический фундамент, на базе которого осуществляются все дальнейшие научные изыскания в этой области.

Основной целью статьи является изучение научной деятельности Н. И. и Л. Б. Бояркиных, благодаря которой развивалась этномузыкология Республики Мордовия. При создании данной работы автор опирался на статьи, монографии и энциклопедические издания, выпущенные Бояркиными в период с 80-х гг. ХХ в. по настоящее время. Несмотря на то, что творчество известных ученых широко освещалась различными авторами, их научные работы посвящены в основном деятельности одного этномузыколога - Н. И. Бояркина или Л. Б. Бояркиной. В настоящей статье впервые представлен вклад обоих исследователей и рассмотрен один из их последних трудов, вышедший в 2019 г. - двухтомное энциклопедическое издание «Мордовские инструментальные традиции: Музыкально-этнографическое исследование» [Бояркин, 2019].

Николай Иванович Бояркин

Начавшись с исследований А. Вайсянена в первой половине ХХ в., мордовская школа фольклористики развивалась благодаря самоотверженной работе многих ученых-активистов, наиболее известные из которых - Николай Иванович Бояркин и Людмила Борисовна Бояркина. Н. И. Бояркин - лауреат государственных премий и премий Главы Республики Мордовия, Заслуженный работник культуры Мордовии, Заслуженный деятель искусств России. Деятельность Николая Ивановича масштабна и многогранна, и какую бы сферу мы не привели в пример, исследование и пропаганда народной музыки будет ее основой. Н. И. Бояркину как ученому-этномузыкологу, полевому исследователю мордовского фольклора, композитору, хормейстеру посвящены статьи мордовских, российских и зарубежных музыковедов и деятелей искусств Л. В. Бражник, Н. И. Ворониной, Т. П. Девяткиной, И. М. Жордании, Л. С. Кавтаськина, И. С. Кобозевой, А. И. Макаровой, Т. И. Одиноковой, В. И. Ромашкина, И. Рюйтел, Г. И. Сураева-Королева, Н. М. Ситниковой, А. И. Сырескина, А. Д. Шуляева. Еще в 1982 г. российский музыковед И. И. Земцов-ский писал, что в рамках современного этному-зыкознания фольклористика Мордовии занимает

Людмила Борисовна Бояркина

«самые передовые позиции» [Земцовский, 1982]. В настоящее время они еще более упрочились, и в этом несомненная заслуга Николая Ивановича. Учитывая тот факт, что в плане формирования теоретического фундамента знаний о мордовском песенном и инструментальном фольклоре, ученый действительно выступает первопроходцем, масштабы его работы сравнимы с деятельностью исследовательского института.

Яркий представитель научной школы выдающегося российского музыковеда и музыкального этнографа Е. В. Гиппиуса, Н. И. Бояркин воплотил в своих исследованиях многие качества учителя: масштабность, высокий профессионализм, глубокое понимание сущности народной песни и безграничную любовь к ней. Это в полной мере проявилось в период его работы в НИИ при Совмине МАССР в качестве заведующего сектором фольклора и искусств, где благодаря организаторским способностям Николая Ивановича сформировался коллектив ученых и единомышленников. В результате его деятельности в Институте была издана многотомная серия «Устно-поэтическое творчество мордовского народа», «вышли в свет сборники научных трудов, монографии, научно-популярные издания, статьи, граммофонные

пластинки с записями мордовских песен, было защищено множество кандидатских диссертаций» [Одинокова, 2002, с. 17].

Говоря о научных достижениях Н. И. Боярки-на, невозможно обойти вниманием трехтомную антологию «Памятники мордовского народного музыкального искусства», которая издавалась с 1981 по 1988 гг. и была удостоена Государственной премии Мордовской АССР [Бояркин, 1981-1988]. Антология появилась как результат многолетней экспедиционной деятельности ученого, в нее вошло около трехсот образцов мокшан-ско-эрзянской песенной традиции: исторические песни на мифологические сюжеты, древние кален-дарно-обрядовые, различные жанры свадебного цикла, лирика. Все они были собраны в 1974-1987 гг. в ходе полевых экспедиций МНИИЯЛИЭ под руководством Николая Ивановича. Сложно переоценить проделанную Н. И. Бояркиным работу по расшифровке и нотированию мокшанских и эрзянских песен и наигрышей, опубликованных в антологии. Песенные образцы зафиксированы на основе многоканальной записи, позволяющей запечатлеть все нюансы сложных форм мордовского многоголосия. С помощью аналитических партитурных транскрипций ученому удалось отразить взаимосвязь поэтической и музыкальной структуры фольклорных образцов, сохранив при этом специфику певческого слова мокши и эрзи. Важной частью каждого тома является раздел, где проанализированы особенности бытового функционирования песен различных жанров. В издании представлены аранжировки для трех-, четырехголосного хора - наиболее часто встречающегося типа певческого коллектива.

Но круг научных интересов Н. И. Бояркина как этномузыколога не ограничивается песенной традицией мордвы, его интересует также инструментальная музыка и различные виды народных инструментов. Монография «Мордовское народное музыкальное искусство» [Бояркин, 1983] содержит раздел «Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка», где автор рассматривает виды инструментальных наигрышей и инструментов, разделяя последние на идио-фоны, мембранофоны, хордофоны и аэрофоны. Эту тематику развивает также учебное пособие «Мордовская народная музыка: Многоголосные инструментальные традиции» [Бояркин, 2004], в котором представлены различные исполнительские нюансы и мелодические типы наигрышей

на различных инструментах. Инструментальное искусство мордовского народа затрагивается и в ряде статьей, в том числе «Традиционный мордовский инструмент нюди и нюдийная музыка», опубликованной в сборнике «Современное песенное искусство мордвы» [Бояркин, 1984].

Как специалист в области фольклора и музыковед, обладающий глубокими знаниями в области композиторского письма, Н. И. Бояркин неоднократно публиковал работы, посвященные творчеству видных деятелей музыкального искусства Мордовии, а также зарождению и развитию ее профессиональной музыкальной культуры. Здесь необходимо назвать, прежде всего, монографию «Становление мордовской профессиональной музыки» (1986), которая охватывает период до 1980-х гг. Николаю Ивановичу принадлежат статьи о композиторах Л. И. Воинове и Л. П. Кирюкове, опубликованные в республиканских изданиях энциклопедического характера: четырехтомном биографическом сборнике «История Мордовии в лицах» (1994), энциклопедическом словаре-справочнике «Мордовия: Кто есть кто» (2002), двухтомной энциклопедии «Мордовия» (2003). Большое внимание ученый проявляет к творчеству Г. Г. Вдовина, мордовского композитора, обладающего сложным стилем авторского письма. Разносторонние научные интересы и глубокие музыковедческие знания позволяют Н. И. Бояркину не только выделять в анализируемых произведениях Г. Г. Вдовина фольклорные первоисточники и приемы их трансформаций, но и сосредотачиваться на специфике переосмысления автором таких сложных классических жанров и форм, как опера и симфония.

Многогранность дарования Николая Ивановича проявилась и в области композиции и обработки народных песен. Первые успешные опыты были сделаны еще в 1970-х гг.: «Маштыть, авкай, ка-стомон» («Сумела матушка меня вырастить»), «Парявтомат» («Укоры»), «Тундань пейдема моро» («Весенняя шуточная»). В это же время были созданы авторские песни на народные слова, что полностью соответствовало тенденциям тех лет, связанным с течением новой фольклорной волны. За несколько десятилетий активных занятий композицией и аранжировкой Николай Иванович написал множество произведений, вошедших в золотой фонд музыкальной культуры РМ. В 2004 г. вышел сборник «Из репертуара Народно-хоровой капеллы Мордовского университета:

Мордовский народный мелос в сочинениях Н. И. Бояркина», где представлены обработки народных песен и хоровые произведения, в том числе вокально-хореографическая сюита «Иень шкат» («Времена года») для хора и солистки на слова И. Калинкина. Бережное отношение Н. И. Бояркина к многовековому фольклорному наследию мордовского народа ярко проявилось в его обработках эпических, календарных, семей-но-обрядовых песен.

Интересны и оригинальны его собственные произведения для хора, созданные на основе песенной традиции и быта древней мордвы. К примеру, сюита «Иень шкат» отражает самый важный период в жизненном цикле мордовского крестьянина - весенне-летние полевые работы. Впервые это произведение было исполнено фольклорным ансамблем «Келу», а затем вошло в постоянный репертуар Народно-хоровой капеллы Мордовского университета. В сборнике опубликованы пять хоровых сюит: «Тундонь пакся» («Пшеничное поле»), «Паксянь кочкамо» («Прополка поля»), «Важов цёра» («Пригожий парень»), «Канстень таргамо» («Уборка льна») и «Моро сюронь кастыця кедтненень» («Песня хлебороба»). В рукописном варианте произведения, который хранится в Национальной библиотеке им. А. С. Пушкина Республики Мордовия, есть также сюита «Азорава» («Хозяйка дома»), которая не вошла в данное издание. Первый и последний номера сюиты исполняются ака-пелла, что служит своеобразным обрамлением трех хоров в сопровождении фортепиано. Характерно, что партия классического инструмента удачно воспроизводит ритмические фигуры мордовских идиофонов и элементы нюдийных наигрышей. В музыкальной ткани хоровых произведений сочетаются элементы гетерофонии, терцовой вторы и бурдонной полифонии - самобытной исполнительской традиции мордвы. Композитор использует и другие особенности музыкального мышления мордовского народа: выделенный запев, каденции с мелодическим ходом от четвертой ступени к первой, терпкие гармонические сочетания, включающие большие секунды, чистые кварты и квинты, малые септимы.

С 1992 по 2017 гг. Н. И. Бояркин работал на кафедре народной музыки МГУ им. Н. П. Огарёва, до 2012 г. - в должности заведующего кафедрой. В этот период, помимо активной научной деятельности, Николай Иванович реализует себя как педагог и создатель образовательных программ

по обучению сольному и хоровому народному пению, организатор перспективного подразделения высшего учебного заведения, которое уже двадцать лет выпускает квалифицированных специалистов. Одновременно Н. И. Бояркин выступает как руководитель Народной хоровой капеллы кафедры. Капелла, существующая по настоящее время наряду с учебным фольклорным ансамблем «Гайги моро», дает студентам прекрасную возможностью прикоснуться к народному песенному наследию и авторским сочинениям, получить практические исполнительские навыки, которые затем претворяются в их собственной деятельности.

Необходимо отметить, что опыт создания Народной хоровой капеллы не был для Николая Ивановича первым. Еще в 1971 г. благодаря организационным усилиям Н. И. Бояркина на базе филологического факультета Мордовского государственного университета появился хор народной песни, которым талантливый хормейстер и знаток фольклора руководил в течение двадцати лет. Студенты-филологи, имевшие определенный певческий опыт и владевшие мокшанским и эрзянским языками, изучали и исполняли образцы различных жанров мордовской песенной традиции - от лирики и календарно-обрядовых песен до древних эпических. Помимо концертно-хоровой деятельности, участники коллектива занимались теорией музыки и сбором мордовского песенного фольклора. Углубленное изучение соответствующих дисциплин и кураторство Бояркина, к тому времени уже опытного фольклориста, позволяло студентам-филологам помимо основной квалификации вести в общеобразовательных школах хоровые кружки. Безусловно, это был уникальный опыт, достойный внедрения в современную образовательную систему.

Говоря об ученых, которые стояли у истоков мордовской этномузыкологии, нельзя не назвать имя Людмилы Борисовны Бояркиной - кандидата искусствоведения, лауреата Государственной премии РМ, Заслуженного работника культуры РМ, неизменного соратника, единомышленника и супруги Николая Ивановича. Деятельность Л. Б. Бояркиной многогранна: концертмейстер народного хора, затем народно-хоровой капеллы МГУ им. Н. П. Огарёва, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин кафедры народной музыки, полевой исследователь, автор ряда статей и работ энциклопедического характера.

Несомненной заслугой Людмилы Борисовны является фундаментальный труд «Мордовская музыкальная энциклопедия» [Бояркина, 2011], выпущенный Мордовским книжным издательством. Созданная на основе гранта Федеральной программы «Культура России», книга стала лауреатом всероссийских и региональных конкурсов «Лучшая книга 2011 года» (номинация «Энциклопедические издания») и «Литературная Финно-Угрия» (номинация «Лучшая книга энциклопедического характера»). Энциклопедия получила высокую оценку ведущих ученых России и зарубежных стран: музыковеда и фольклориста Ингрид Рюйтел (Эстония), этномузыколога Яркко Ниеми (Финляндия), профессоров Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова М. Г. Ахметова и Л. В. Бражник, председателя Союза композиторов РФ В. И. Казенина, ректора Российской академии музыки им. Гнесиных профессора Г. В. Маяровской и других. Книга дает полное представление о музыкальной культуре Мордовии, включая народные песенные и инструментальные традиции мокши и эрзи, творчество профессиональных и любительских музыкальных коллективов, сведения о композиторах, исполнителях и других деятелях культуры. В качестве приложения дан словарь этномузыкальных терминов и перечень аудиозаписей народной музыки и произведений композиторов Мордовии начиная с 1928 г.

Появлению этого научного труда предшествовало создание энциклопедического справочника «Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность» [Бояркина, 2006]. Первый опыт систематизации сведений о традиционной многоголосной и профессиональной хоровой музыке Республики Мордовия стал важным рубежом в исследовательской деятельности Бояркиной. Отдельные статьи энциклопедии посвящены самобытному ангемитонному многоголосию мордвы, которое отличает мокшанско-эрзянскую песенную традицию от традиций других народов России. Рассматриваются также жанровые системы мордовской вокальной и инструментальной музыки, характерные исполнительские традиции и певческие манеры мокши и эрзи. Дана кратка характеристика видных деятелей искусств, которые внесли заметный вклад в развитие профессиональной хоровой культуры Мордовии. Л. Б. Бояркиной принадлежит также ряд статей по различным аспектам мордовской и финно-угорской этномузыкологии: «Календарные и круговые песни эрзянских пере-

селенцев Среднего Заволжья (жанры, функции, музыкально-стилевые особенности)» [Бояркина, 1984], «Вокальная диафония эрзянской свадьбы» [Бояркина, 1986], «Инонациональный компонент в музыкальных традициях народов Поволжско-Уральского региона» [Бояркина, 1997], «К проблеме изучения мордовского субстрата в русской музыке» [Бояркина, 2002], «Уникальные ценности народной культуры (прошлое и настоящее лев-женских традиций)» [Бояркина, 2009] и другие. В этих работах исследователь рассматривает специфику исполнительских традиций мокши и эрзи, проблему взаимного влияния соседних с мордвой народных культур, жанровые и музыкально-стилевые характеристики календарно-обрядовых песен эрзянской части населения Заволжья, современное состояние мордовской песенной традиции и ее роль в культуре Мордовии.

Совместные научные работы Н. И. Бояркина и Л. Б. Бояркиной включают статьи о музыкальном искусстве Мордовии, ставшие главами энциклопедических изданий «Мордва: Историко-культурные очерки» [Бояркин, Бояркина, 1995] и «Мордва: Этническая история мордовского народа. Хозяйство и материальная культура. Общественная жизнь и духовная культура» [Бояркин, Бояркина, 2004]. Здесь рассматриваются особенности мордовской народной музыки, ее жанровая структура, самобытные исполнительские традиции мокши и эрзи, виды народных инструментов и инструментальных наигрышей, освещаются основные этапы становления профессиональной музыкальной культуры Мордовии и развития на территории республики финно-угорской этномузыкологии.

В настоящее время Бояркины продолжают работать в Мордовском государственном университете: Николай Иванович является заведующим сектором Межрегионального научного центра фин-но-угроведения и научным редактором журнала «Финно-угорский мир», а Людмила Борисовна -старшим научным сотрудником центра. Активная деятельность этномузыкологов продолжается, о чем свидетельствует выпущенное издательством Мордовского университета двухтомное музыкально-этнографическое исследование «Мордовские инструментальные традиции» [Бояркин, 2019]. Книга стала результатом многолетнего труда ученых по изучению прошлого и настоящего инструментальной музыки мордвы. В первом томе рассматриваются вопросы происхождения и развития народной инструментальной музыки,

ее стилистика и социальные функции. Систематика национальных инструментов мордвы представлена в этом исследовании более углубленно и расширенно, чем в предыдущей книге «Мордовская народная музыка: Многоголосные инструментальные традиции». Множество рисунков и фотографий создают полное представление о форме того или иного инструмента и способах игры на нем. Авторы разместили также картографические знаки распространения различных видов инструментов, сделанные на основе тщательного изучения свидетельств очевидцев. В статьях представлены не только типовые ритмические формулы, но и мелодии наигрышей, исполняемых на определенном инструменте. Помимо систематики инструментов, первый том содержит авторскую классификацию инструментальных наигрышей, которые, аналогично песенным жанрам, делятся на приуроченные, исполняемые при определенных обстоятельствах, и неприуроченные.

Второй том - это структурно-аналитические музыкальные транскрипции инструментальных и вокально-инструментальных образцов мок-шанско-эрзянской традиции. Все они сделаны на основе полевых записей исполнителей-этнофоров

и представляют большую ценность не только с научно-исследовательских позиций, но и с точки зрения культуры Мордовии и России в целом. Около 300 печатных листов расшифрованных образцов мордовской народной музыки свидетельствуют об огромной работе, проделанной авторами двухтомника. Выход подобных изданий энциклопедического типа - всегда заметное событие в научной и культурной жизни Республики.

В заключении подчеркнем, что вклад, который внесли Бояркины в развитие фольклористики Мордовии, действительно неоценим. На их труды ссылаются ученые не только республиканского, но и мирового уровня, их работы заняли достойное место в российской науке и науке ряда зарубежных стран. Опубликованные учеными нотации песен, записанных в мордовских селах, вошли в репертуар многих народно-певческих коллективов и в настоящее время исполняются в тех районах, где раньше не звучали. Мордовия гордится талантливыми учеными - Николаем Ивановичем Боярки-ным и Людмилой Борисовной Бояркиной и желает им дальнейших успехов в развитии современной отрасли музыкальной науки - этномузыкологии.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Бояркин, 1981-1988 - Бояркин Н. И. Памятники Мордовского музыкального искусства. В 3-х т. Саранск, 1981-1988.

Бояркин, 1983 — Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск, 1983. 184 с.

Бояркин, 1984 — Бояркин Н. И. Традиционный мордовский народный музыкальный инструмент нюди и нюдийная музыка // Современное песенное искусство мордвы. Саранск, 1984. С. 111-144.

Бояркин, 2004 — Бояркин Н. И. Мордовская народная музыка: Многоголосные инструментальные традиции. Саранск, 2004. 140 с.

Бояркин, 2019 - Бояркин Н. И. Мордовские инструментальные традиции: музыкально-этнографическое исследование: в 2-х т. / Н. И. Бояркин, Л. Б. Бояркина. Саранск, 2019.

Бояркина, 1984 - Бояркина Л. Б. Календарные и круговые песни эрзянских переселенцев Среднего Заволжья (жанры, функции, музыкально-стилевые особенности) // Современное песенное искусство мордвы. 1984. Вып. 74. С. 78-110.

Бояркина, 1986 - Бояркина Л. Б. Вокальная диафония эрзянской свадьбы // Музыка в свадебном обряде финно-угров и соседних народов. Таллин, 1986. С. 48-55.

Бояркина, 1997 - Бояркина Л. Б. Инонациональный компонент в музыкальных традициях народов Поволжско-уральского региона // Регионология. 1997. № 3. С. 212-217.

Бояркина, 2002 - Бояркина Л. Б. К проблеме изучения мордовского субстрата в русской музыке // Этномузыковедение Поволжья и Урала в ареальных исследованиях: сб. науч. тр. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2002. С. 211-228.

Бояркина, 2006 - Бояркина Л. Б. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность: энцикл. справочник. Саранск, 2006. 272 с.

Бояркина, 2009 - Бояркина Л. Б. Уникальные ценности народной культуры (прошлое и настоящее лев-женских музыкальных традиций) // Экология традиционной культуры и проблемы современного искусства: матер. междунар. науч.- практ. конф. Саранск, 2009. С. 131-135.

Бояркина, 2011 - Мордовская музыкальная энциклопедия. Саранск, 2011. 432 с.

Бояркин, Бояркина, 1995 - Бояркин Н. И., Бояркина Л. Б. Профессиональное музыкальное искусство // Мордва: ист.-культ. очерки. Саранск, 1995. С. 464-473.

Бояркин, Бояркина, 2004 - Бояркин Н. И., Бояркина Л. Б. Народная музыка // Мордва. Этническая история мордовского народа. Хозяйство и материальная культура. Общественная жизнь и духовная культура. Саранск, 2004. С. 494-523.

Земцовский, 1982 - Земцовский И. И. Антология мордовской народной музыки // Советская Мордовия. 1982. 6 апреля.

Одинокова, 2002 - Одинокова Т. И. Бояркин Николай Иванович. Грани творчества. Саранск, 2002. 109 с.

REFERENCES

Boyarkin N. I. Pamyatniki Mordovskogo muzykal'nogo iskusstva. V 3-kh t. [Monuments of Mordovian Musical Art. In 3 vol.]. Saransk, 1981-1988. (in Russian)

Boyarkin N. I. Mordovskoe narodnoe muzykal'noe iskusstvo [Mordovian folk music art]. Saransk, 1983. 184 p. (in Russian)

Boyarkin N. I. Traditsionnyi mordovskii narodnyi muzykal'nyi instrument nyudi i nyudiinaya muzyka [Traditional Mordovian folk musical instrument nudi and nudi music] // Sovremennoe pesennoe iskusstvo mordvy [Modern song art of the Mordovians]. Saransk, 1984. Pp. 111-144. (in Russian)

Boyarkin N. I. Mordovskaya narodnaya muzyka: Mnogogolosnye instrumental'nye traditsii [Mordovian folk music: Multi-voice instrumental traditions]. Saransk, 2004. 140 p. (in Russian)

Boyarkin N. I. Mordovskie instrumental'nye traditsii: muzykal'no-etnograficheskoe issledovanie: v 2-kh t. [Mordovian instrumental traditions: musical and ethnographic research: in 2 vol.] / Ed. by N. I. Boyarkin, L. B. Boyarkina. Saransk, 2019. (in Russian)

Boyarkina L. B. Kalendarnye i krugovye pesni erzyanskikh pereselentsev Srednego Zavolzh'ya (zhanry, funktsii, muzykal'no-stilevye osobennosti) [Calendar and circular songs of Erzya settlers of the Middle Trans-Volga region (genres, functions, musical and stylistic features)] // Sovremennoe pesennoe iskusstvo mordvy [Modern song art of the Mordovians]. 1984. Issue. 74. Pp. 78-110. (in Russian)

Boyarkina L. B. Vokal'naya diafoniya erzyanskoi svad'by [Vocal diaphony of Erzya wedding] // Muzyka v svadebnom obryade finno-ugrov i sosednikh narodov [Music in the wedding ceremony of the Finno-Ugric peoples and neighboring peoples]. Tallin, 1986. Pp. 48-55. (in Russian)

Boyarkina L. B. Inonatsional'nyi komponent v muzykal'nykh traditsiyakh narodov Povolzhsko-ural'skogo regiona [The extra-national component in the musical traditions of the Volga-Ural region peoples] // Regionologiya [Regionology]. 1997. № 3. Pp. 212-217. (in Russian)

Boyarkina L. B. K probleme izucheniya mordovskogo substrata v russkoi muzyke [On the problem of studying the Mordovian substratum in Russian music] // Etnomuzykovedenie Povolzh'ya i Urala v areal'nykh issledovaniyakh: sb. nauch. tr. [Ethnomusicology of the Volga region and the Urals in areal studies: collection ofproceedings]. Izhevsk: UIIYAL UB RAS, 2002. Pp. 211-228. (in Russian)

Boyarkina L. B. Khorovaya kul'tura Mordovii: fol'klor, traditsii, sovremennost': entsikl. spravochnik [Choral culture of Mordovia: folklore, traditions, modernity: encyclopedic reference book]. Saransk, 2006. 272 p. (in Russian)

Boyarkina L. B. Unikal'nye tsennosti narodnoi kul'tury (proshloe i nastoyashchee levzhenskikh muzykal'nykh traditsii) [Unique values offolk culture (past and present of Levzhen musical traditions)] // Ekologiya traditsionnoi kul'tury i problemy sovremennogo iskusstva: mater. mezhdunar. nauch.- prakt. konf. [Ecology of traditional culture and problems of contemporary art: materials of an international scientific and practical conference]. Saransk, 2009. Pp. 131-135. (in Russian)

Mordovskaya muzykal'naya entsiklopediya [MordovianMusical Encyclopedia]. Saransk, 2011. 432 p. (in Russian) Boyarkin N. I., Boyarkina L. B. Professional'noe muzykal'noe iskusstvo [Professional musical art] // Mordva: ist.-kul't. ocherki. [Mordva: historical and cultural essays]. Saransk, 1995. Pp. 464-473. (in Russian)

Boyarkin N. I., Boyarkina L. B. Narodnaya muzyka [Folk music] // Mordva. Etnicheskaya istoriya mordovskogo naroda. Khozyaistvo i material'naya kul'tura. Obshchestvennaya zhizn' i dukhovnaya kul'tura [Mordva. Ethnic

history of the Mordovian people. Economy and material culture. Social life and spiritual culture]. Saransk, 2004. Pp. 494-523. (in Russian)

Zemtsovskii I. I. Antologiya mordovskoi narodnoi muzyki [Anthology of Mordovian folk music] // Sovetskaya Mordoviya [Soviet Mordovia]. 1982. 6 April. (in Russian)

Odinokova T. I. Boyarkin Nikolai Ivanovich. Grani tvorchestva [Boyarkin Nikolai Ivanovich. The facets of creativity]. Saransk, 2002. 109 p. (in Russian)

N. P. Tregulova

SCIENTIFIC ACTIVITY OF N. I. BOYARKIN AND L. B. BOYARKINA AS THE MOST IMPORTANT STAGE OF MORDOVIAN ETHNOMUSICOLOGY DEVELOPMENT

The article is devoted to the scientific activities of the largest scholars of Mordovia in the field of ethnic music -N. I. Boyarkin and L. B. Boyarkina. The Boyarkins' works define the most productive stage in the development of Mordovian ethnomusicology. Theoretical studies based on the analysis of a large amount of field folklore information collected by the authors in ethnographic expeditions laid a solid foundation for the regional school of a modern and relevant scientific industry, involving the study and preservation of the gradually disappearing folk music culture. Despite the fact that studies of the Mordovian song and instrumental tradition began in the first decades of the XX century, the materials were fragmented and unsystematic for a long time. The main merit of the Boyarkins is that they managed to build a system on the basis of which an active process of studying the original tradition of the Mordovian people is currently underway. The article emphasizes the scale and versatility of the scholars' activities who determined the rise of Mordovian ethnomusicology on a national scale.

Keywords: Nikolai Ivanovich Boyarkin, Lyudmila Borisovna Boyarkina, folk music, ethnomusicology of Mordovia, Mordovian folklore.

Трегулова Наталья Петровна,

кандидат искусствоведения, доцент, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва; Саранская духовная семинария (Саранск, Россия) natali-tregulova@yandex.ru

Tregulova Natalya Petrovna,

Candidate of Sciences (Art), Associate Professor, Ogarev Mordovia State University; Saransk Theological Seminary (Saransk, Russia) natali-tregulova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.