УДК 93;930.2
Т.В. Волдина Этнографическая экспедиция в Ханты-Мансийский район в сентябре 2015 г.
Путевые заметки
Аннотация. В путевых заметках освещается этнографическая экспедиция к назымским ханты, проходившая по стойбищам и культовым местам по р. Ить-Ях (притоку Назыма). Членами экспедиции наблюдалось современное бытование традиций коренного населения. Зафиксированы легенды от А.Н. Никоновой. В устье Малого Ить-Яха найдены затесы на деревьях и древнее городище, сопровождавшееся рассказом информанта о хантыйско-ненецких столкновениях. В ходе работы собраны фотоматериалы. Часть из них представлена в публикуемом материале.
Ключевые слова: полевые исследования, назымские ханты, р. Ить-Ях.
T.V. Voldina The ethnographic expedition in the Khanty-Mansiysk district in September 2015 Travelling notes
Abstract. The travelling notes deal with the ethnographic expedition to the Khanty people on the river Nazim. The expedition was conducted in settlements with reindeer and religious places on the It'-Yah river (a tributary of the river Nazim). The members of expedition witnessed the current state of the traditions of the indigenous people. Legends told by A.N. Nikonova were written down. On the river mouth of the Little It'-Yah river notches in trees as well as an ancient settlement were found. During that an informant told a story about the encounters between the Khanty and the Nenets. The photographic material collected during the expedition are partially presented in this article.
Keywords: field research, Khanty people on the Nazim river, It'-Yah river.
Этнографическая экспедиция в Ханты-Мансийский район Ханты-Мансийского автономного округа-Югры состоялась с 14 по 23 сентября 2015 г. В ней приняли участие ведущий научный сотрудник БУ ХМАО-Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» Т.В. Волдина; в качестве этноконсультан-та - член Союза писателей РФ, хантыйская поэтесса и сказительница М.К. Волдина; фотофиксацию осуществил специалист по фольклору БУ ХМАО-Югры «Театр обско-угорских народов «Солнце» В.К. Ледков. Экспедиция проходила по маршруту от п. Кышик по реке Назым, далее по его притоку р. Ить-Ях и обратно, с заездом на родовые угодья. Проводниками стали местные жители, охотники-рыбаки: Василий Александрович Чукомин с женой Татьяной Николаевной Чукоминой (Хоровой), Алек-
сандр Яковлевич Лозямов и Николай Михайлович Новиков. Активную помощь также оказала учитель-пенсионер Тамара Алексеевна Молданова.
Численность п. Кышик составляет около 850 человек, из них более половины жителей (~500 чел.) относятся к назым-ским ханты, которые относятся к казым-ской диалектно-этнографической группе. Многие из них имеют родовые угодья. По сведениям, полученным в администрации п. Кышик, - всего 18 угодий. Основными занятиями коренных жителей являются рыболовство, охота, а также некоторые семьи держат оленей, общее поголовье - 104 оленя.
Вечером 14.09.2015 - прибытие в п. Кышик. Остановились у известного хранителя традиций, - участника Медвежьих игрищ - Ефима Николаевича Волдина и
его жены Татьяны. К сожалению, по состоянию здоровья (перенесённый инсульт) общение с Е.Н. Волдиным было затруднено. Хозяева накрыли стол, во время трапезы по традиции помолились о хорошей успешной дороге.
Утром 15.09.2015 Е.Н. Волдин дал некоторые пояснения на карте относительно
нашего маршрута, с указанием стойбища его сестры А.Н. Никоновой, которая и стала основным информантом. Е.Н. Волдин обозначил на карте место, получившего в народе название Kev iki (Каменный человек), проконсультировал проводников на случай, если удастся до него добраться (фото 1).
Фото 1. Проводники и информанты: А.Я. Лозямов, В.А. Чукомин, Е.Н. Волдин, Т.Н. Чукомина (Хорова)
Посетили администрацию п. Кышик, чтобы проинформировать о целях нашей экспедиции. С нами беседовал сотрудник администрации Арсений Немельгин, которому мы оставили информацию о нашем маршруте и составе экспедиции.
Приобрели продукты (хлеб), живую курицу для обряда и отправились на лодках в вверх по Назыму, потом по его притоку Ить-Яху. Добрались до родового угодья
Чукоминых (Хоровых). Затем подъехали к святому месту нар. Ить-Ях, местные называют его Шайтанская, хантыйское название -ЬодЬ avat. Здесь был проведен обряд поклонения местным духам-покровителям. Далее посетили стойбище А.Н. Хорова (брат Т. Н. Чукоминой), где переночевали.
16.09.2015 - прибыли на стойбище Антонины Николаевны и Василия Геннадьевича Никоновых (фото 2).
Фото 2. На стойбище Никоновых
Здесь состоялся обряд угощения семейного духа-охранителя медведицы. Она «приведена в дом» А. Н. Никоновой, и по случаю этого события здесь на стойбище 23-28 марта 2000 г. состоялись Медвежьи игрища, участников игрищ было 18 человек, обряд «внесения в дом» провели в среде родственников, которые съезжались к Никоновым 30-31.03.2000.
Затем А.Н. Никонова показала место последней охотничьей избушки, построенной дедушкой и бабушкой автора - Семёном Егоровичем и Татьяной Степановной Волдиных до их переезда в п. Казым. Также посетили весеннее стойбище Никоновых.
Вечером хозяева познакомили со своими дневниковыми записями, где кратко было описано прошедшее на их стойбище Медвежье игрище, собраны загадки, регулярно фиксировалась погодные условия. В.Г. Никонов показал специальную палочку, где зарубками были отмечены исполненные на Медвежьих игрищах номера.
Никоновы держат оленей. В их стаде есть олени трех пород: местной, эвенкийской («тунгусы») и завезенной из Ямала.
17.09.2015 - в сопровождении Никоновых отправились далее вверх по Ить-Яху с заездом на места старых стойбищ, где жили родители Т. Н. Чукоминой (Хоровой) и А.Н. Никоновой (Волдиной). На берегу рядом с местом бывшего стойбища родителей А.Н. Никоновой был прове-
ден обряд. Далее добрались до места предполагаемого разделения Ить-Яха на Малый Ить-Ях и Каменку (Кеу^иЬап). В сосновом бору А.Н. Никонова показала место старинного городища (фото 3) и связанную с ним легенду о защите хантыйских семей от ненецких вторжений, рассказанную ей в своё время её отцом Н. М. Волдиным. Согласно этой легенде, ненцы стремились уничтожить хантыйское население, охотясь на женщин и детей. Чтобы сохранить свой род, хантыйские воины строили полуподземные сооружения, куда они прятали свои семьи.
В этом же бору были найдены затёсы на деревьях (фото 4), где отмечались количество охотников, собак и добытое животное, на некоторых из них обозначены тамги охотников. По словам информантов, этим зарубкам, возможно, - более 50 лет, поэтому не всё хорошо просматривается.
Далее, экспедиционная группа переправилась на противоположный берег и разбила лагерь из 3-х палаток для ночлега. В вечернее время у костра велись беседы.
18.09.2015 - утром А.Н. Никонова, В.Г. Никонов и В. А. Чукомин отправились поискать дорогу для пешего продвижения экспедиционной группы, так как по реке были завалы (много упавших деревьев), и дальнейшее передвижение было невозможным. Но, к сожалению, местность тоже была труднопроходимой: в болоте, через которое мы должны идти, стояла вода.
Фото 3. Место древнего поселения
Фото 4. Охотничьи затесы на деревьях
После обеда был проведен большой обряд поклонения духам Неба, Воды, Земли, Огня и Человека с принесением жертвенного животного (курицы) и тканей. Обряд проводился мужчинами.
19.09.2015 - А.Я. Лозямовым были изготовлены черпаки (5'ишра1) и сосуд из бересты (яэп), В.Г. Никоновым - игрушка из пузыря добытого глухаря.
А. Н. Никоновой рассказаны две легенды о происхождении деревьев и комаров, которые она слышала от своего отца Н.М. Волдина.
Легенда о происхождении деревьев.
Деревья когда-то были людьми. Но «людей» на земле стало очень много и тогда Торум превратил их в деревья, чтобы современный человек мог пользоваться их
услугами: благодаря деревьям отапливают дом, строят дома, лодки... Поэтому очень важно исключительно бережное отношение к деревьям, лесам, с ними можно разговаривать. Их думы разносит ветром и уносит в Небо.
Легенда о происхождении комаров.
Когда Тэгиш создал людей, он сотворил для их блага также оленей. Но олени постоянно разбегались. Тогда люди попросили Тэгиш'а придумать что-нибудь для того, чтобы олени всегда возвращались домой.
Послушал их Тэгиш и согласился. Он придумал и создал комаров. Сперва они были величиной с глухаря. Но они сильно высасывали кровь, олени не могли нормально жить. Тогда Тэгиш сотворил комаров поменьше - величиной с рябчика, но
и такие комары уничтожали оленей и не решили проблему людей.
И, наконец, Тэгиш создал тогда современного комара, с их помощью удобно собрать оленей, приучать их к человеку. Люди делают для них дымокуры и они, подгоняемые комарами, всегда возвращаются домой.
20.09.2015 - А.Н. Никонова рассказала о месте Ног о\. Это мыс в форме лодки. Это место имеет отношение к роду Молдановых, которые в среде сургутских ханты стали Мултановыми. По преданию, в этом месте много утонувших и, проезжая, здесь роняют монеты, иногда совершают обряд угощения духов.
Недалеко от этого места в прошлом,
еще в середине ХХ в., рядом располага
лись три деревни, в одной жили русские, в другой - ханты, и еще в одной - ненцы. «Общались, но между собой не смешивались», - рассказывала А.Н. Никонова.
Заехали за горючим для лодок, которое хранилось Никоновыми в машине недалеко от трассы, идущей с Лянтора, и для неё через Ить-Ях проложен современный мост. Мы шли от Красной горки до места, где ведутся масштабные лесозаготовки промышленным способом организацией из п. Кедровый.
21.09.2015 - возвращение на стойбище Никоновых. После обеда отправились дальше. Остановились на ночлег на стойбище Чукоминых (Хоровых) (фото 5).
Фото 5. Избушка на стойбище Чукоминых
От Т.Н. Чукоминой получена информация об обычаях, связанных с переходом в иной мир на примере её отца Николая Сергеевича Хорова, умершего в этом году. Его Нагша, который представлял собой обычный мешочек, в котором находились личные вещи покойного (рубашка, шапка и др.), «он» сопровождал нас всю эту поездку по р. Ить-Ях, в течение которой с ним «здоровались», «угощали», «советовались». Татьяна Николаевна рассказала, что душа сама выбирает, нужно ли ей Нагша или нет. В данном случае душа ее отца изъявила такое желание во время гадания при похоронах. К сожалению, среди современных
назымских ханты, даже живущих в традиционной среде, очень мало тех, кто хорошо знает свои обычаи. Т.Н. Чукомина рассказала, что ей ошибочно сказали, что по случаю похорон нужно принести в жертву оленя, а также совершить обряд с тканью для закрывания «дыры» в доме, через которую «взяли» умершего». Но на самом деле нужно было сделать только один из этих обрядов. Она рассказала, что в случае сложных вопросов они обращаются к Андрею Хорову, считается, что он имеет 5'аН, может «разговаривать с духами».
22.09.2015 - возвращение в п. Кышик с заездом на стойбище Михаила Ивановича
Лозямова. Там находилась специально построенная вышка - почти единственное место, где ловилась телефонная связь. Присоединившийся к нам на стойбище Никоновых Андрей Лозямов рассказал об экологических проблемах, пожарах, бушевавших в лесах лет 5 назад, которые нанесли непоправимый ущерб природе края и родовым угодьям; о том, как они тушили пожары... К сожалению, если человек, тушивший лесной пожар, не был внесен заранее в списки, ему не выплачивали деньги, которые выдали остальным. В последнее
время кышиковцы страдают от наводнений.
По берегу Ить-Яха за нашими лодками долгое время бежала голодная, брошенная заезжими охотниками собака. Таких несчастных собак немало встречают здесь местные охотники. Когда мы подъехали к стойбищу Владимира Андреевича Аликова (фото 6), собака переплыла речку и оказалась тоже на стойбище. Хозяин покормил её и сказал, что надеется, что, может быть её когда-нибудь найдут.
Фото 6. Избушка на стойбище В. А. Аликова
В п. Кышик остановилась у Лидии Алексеевны Сульмановой (Молдановой). Она рассказала о развитии этнотуризма в Кышике и участии ее семьи в этой сфере деятельности. Её семья - участник проведения «чумовых» кампаний во время крупных мероприятий в Ханты-Мансийске.
23.09.2015 - отправление в Ханты-Мансийск.
Собранная информация требует своей дальнейшей обработки, анализа и осмысления. Особый интерес представляет ярко обозначившаяся в этой экспедиции
тема смешанных браков, когда русские по происхождению мужчины, женатые на хантыйках (есть примеры мужчин-ханты, женатых на русских), становятся частью современной хантыйской культуры. Наблюдение показало, что они знают хантыйский язык, соблюдают местные обычаи, проводят обряды, т. е. ведут образ жизни, характерный для коренного населения. Отдельного исследования заслуживают вопросы духовной культуры, изучение фольклора.
Информанты
1. Волдин Ефим Николаевич, ханты, род. в 1949 г. на стойбище по реке Кев-юхан.
2. Лозямов Александр Яковлевич, ханты, род. в 1968 г.р. в лесу недалеко от п. Кышик. Проживает в п. Кышик. Охотник-рыбак.
3. Молданова Тамара Алексеевна, ханты, род. 1957 г. в д. Новый Назым, работала учительницей начальных классов в Кышиковской школе. Проживает в п. Кышик Ханты-Мансийского р-на. Пенсионер.
4. Никонов Василий Геннадьевич, русский, род. в 1960 г. в г. Ишим Тюменской обл. Проживает в п. Кышик, на родовом угодье № 11. Рыбак-охотник.
5. Никонова (Волдина) Антонина Николаевна, ханты, род. в 1959 г. в лесу недалеко от п. Кышик. Глава родового угодья № 11 (по р. Ить-Ях).
6. Новиков Николай Михайлович, ханты, род. в 1980 г. в п. Кышик. Проживает в п. Кышик. Охотник-рыбак.
7. Сульманова (Молданова) Лидия Алексеевна, ханты, род. в 1962 г. в п. Кышик, проживает там же. Библиотекарь в школе.
8. Чукомин Василий Александрович, русский, род. 1974 г. в г. Ханты-Мансийске. Проживает в п. Кышик, на родовом угодье № 18. Охотник-рыбак.
9. Чукомина (Хорова) Татьяна Николаевна, ханты, род. в 1969 г. в п. Кышик. Глава родового угодья № 18 (по р. Ить-Ях).