Научная статья на тему 'Погребальный обряд на Р. Ай-Лямин. Легенды, приметы(материалы экспедиции на стойбище В. М. Лозямова,Р. Ай-Лямин, 1994 Г. ). Похороны лозямова михаила Николаевича(казымские ханты)'

Погребальный обряд на Р. Ай-Лямин. Легенды, приметы(материалы экспедиции на стойбище В. М. Лозямова,Р. Ай-Лямин, 1994 Г. ). Похороны лозямова михаила Николаевича(казымские ханты) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
113
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / FUNERAL CEREMONY / КАЗЫМСКИЕ ХАНТЫ / KAZYM KHANTY / МУЖСКОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ / MAN'S BURIAL PLACE / НАДМОГИЛЬНЫЙ ДОМИК / GRAVE HOUSE / SIGNS / ПРИМЕТЫ И ПРЕДСКАЗАНИЯ / OMENS AND PREDICTIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сподина В. И.

В целом погребальный обряд обских угров в научной литературе описан довольно обстоятельно. Вместе с тем новые материалы позволяют выделить некоторые его особенности у разных групп хантов. Исследователь акцентирует внимание на числовом коде погребального обряда, связанном с наличием 5 душ у мужчин и 4 у женщин, а также приводит пророческие приметы, сохранившиеся у казымских хантов, проживающих локально по притокам р. Ляма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Funeral ceremony on the Ay-Lyamin river. Legends, omens (expedition materials on V.M. Lozyamov’s camp of nomads,r. Ay-Lyamin, 1994).Lozyamov Mikhail Nikolaevich’s funeral (Kazym Khanty)

As a whole the funeral ceremony of Ob-Ugrians is described quite in details in scientific literature. At the same time, new materials allow to mark out some features of different groups of the Khanty. The researcher emphasizes on the numerical code of a funeral ceremony connected with that men have five souls and women four. The author also gives the prophetic signs of Kazym Khanty living locally on tributaries of the river Lyama.

Текст научной работы на тему «Погребальный обряд на Р. Ай-Лямин. Легенды, приметы(материалы экспедиции на стойбище В. М. Лозямова,Р. Ай-Лямин, 1994 Г. ). Похороны лозямова михаила Николаевича(казымские ханты)»

УДК 39

В.И. Сподина

Погребальный обряд на р. Ай-Лямин. Легенды, приметы (материалы экспедиции на стойбище В.М. Лозямова, р. Ай-Лямин, 1994 г.). Похороны Лозямова Михаила Николаевича

(казымские ханты)

Аннотация. В целом погребальный обряд обских угров в научной литературе описан довольно обстоятельно. Вместе с тем новые материалы позволяют выделить некоторые его особенности у разных групп хантов. Исследователь акцентирует внимание на числовом коде погребального обряда, связанном с наличием 5 душ у мужчин и 4 - у женщин, а также приводит пророческие приметы, сохранившиеся у казымских хантов, проживающих локально по притокам р. Ляма.

Ключевые слова: погребальный обряд, казымские ханты, мужское захоронение, надмогильный домик, приметы и предсказания.

V.I. Spodina

Funeral ceremony on the Ay-Lyamin river. Legends, omens (expedition materials on V.M. Lozyamov's camp of nomads,

r. Ay-Lyamin, 1994). Lozyamov Mikhail Nikolaevich's funeral (Kazym Khanty)

Summary. As a whole the funeral ceremony of Ob-Ugrians is described quite in details in scientific literature. At the same time, new materials allow to mark out some features of different groups of the Khanty. The researcher emphasizes on the numerical code of a funeral ceremony connected with that men have five souls and women four. The author also gives the prophetic signs of Kazym Khanty living locally on tributaries of the river Lyama.

Keywords: funeral ceremony, Kazym Khanty, man's burial place, grave house, signs, omens and predictions.

Обычно «на последнем издыхании» умирающего выводят на улицу. Если умрёт дома, боги при проведении ритуала в такой дом не зайдут. Когда человек умрёт, все ритуальные вещи (божки, медвежьи черепа и пр.) уносят в лабаз. Покойника затаскивают в дом, кладут на шкуры, постеленные на полу посередине и начинают обмывать. Для этого готовят специальный раствор из чаги (нарост на осине). Чагу кладут на печку, чтобы она загорелась и пустила дым. Затем её бросают в тёплую воду. Такая чага быстро растворяется. Михаила Николаевича обмывала жена. Воду, которой обмывали покойного, выливают подальше и в такое место, чтобы туда никто не мог наступить.

Покойника не хоронят в той одежде, в которой он скончался. Её относят в западную сторону и в такое место, чтобы она не попадалась людям на глаза. Кладут на пенёк или вешают на дерево.

С одного из семейных богов берут халат и одевают на покойника поверх рубашки. Человек обычно заранее намекает, в каком из халатов его хоронить: «Вот когда умру, то оденьте на меня... (такой-то халат)». Михаил Николаевич ещё при жизни выбрал неброский цветной халат одного из богов. Завязки на нём завязываются специальным «покойничьим» узлом. Затем одевают ягушку. Её готовят заранее. С лебединым подкладом шить нельзя, а только с оленьим. Лебедь является праобразом Золотой Бабы, а её хоронить нельзя.

Отца расчесали, заплели косичку, так как косу он носил при жизни. Вообще Михаил Николаевич никогда не стригся. На ягушке особых узлов не делали. На ноги надели кисы с чижами. Стельки положили не те, которыми пользуются в быту (пом 'трава'), а пэц'н 'крапива'. Кисы под коленом не завязывали, он их носил без этих завязок. Ягушку обвязали поясом из ткани и завязали спереди «покойничьим узлом».

Гроб лаппын ут - короб был заготовлен отцом заранее, точнее, он попросил сына: «Сделай мне нарту». Эта нарта делается по типу продуктовой. Слово «гроб» при покойнике не произносится.

Пока умершего «готовят» дома, гроб не должен быть пустым. В него на дно кладут ножовку, топор. Как умрёт человек - зажигают лампу. Огонь должен гореть 50 дней, если умерший мужчина, и 40 дней - если женщина. В течение этого времени огонь из догорающей лампы переносят на новую лучиной, но не спичками. Чирканье спички как бы символизирует нового покойника.

Когда покойник одет, готовят 5 иголок с обычными нитками, 5 полосочек бересты и 5 маленьких берёзовых веточек (по 10-15 см длиной). Покойника на шкуре кладут в гроб. Иголки втыкаются каждая в отдельную полосочку бересты и все эти 5 берёзовых полосочек и 5 берёзовых веточек кладут на грудь покойника (вероятно, по количеству душ мужчины). Берут одну полоску бересты и одну веточку с груди и обходят покойника по солнцу со звуком, как бы целуя пять раз. Бересту с иголками уносят в укромное место. Эти предметы символизируют душу умершего.

Ставят любимую чашку покойного на блюдце, засыпают сухой заварки, кладут ложку, табакерку. На тарелку кладут по кусочку всей еды, какая есть, и ставят у изголовья. В гроб опускают его пояс и все самое необходимое. Если остаётся место, кладётся его повседневная одежда. Под голову укладывают лисью шкуру.

У изголовья гроба ставят столик с едой, наливают горячий чай и ставят бутылку водки. Нельзя ставить медвежье мясо и медвежий жир. На улице отлавливают оленя, привязывают на верёвку или аркан. Затем вытаскивают гроб и ставят на чурки, палки или полешки.

На то место в доме, где стоял гроб, затаскивают живого оленя, забивают и разделывают. Шкуру вытаскивают. Взбираются на крышу дома и накрывают этой шкурой тот участок, который находился над спальным местом покойного. Трое суток покойник находится в доме. Ночью поддерживается разговор. Об умершем говорят «он», но не называют по имени.

Если собралось много людей, то в это же время готовят могилу. Перед домом у покойника «спрашивают», своей ли смертью он умер, каких оленей запрячь в упряжку - своих или родственников, какого оленя поставить передовым, кому отдать его личных оленей и каких и др., то есть проводят обряд гадания.

На кладбище разводят костёр, готовят еду. Гроб, который поставили рядом с могилой, по-

сле прощания с покойным опускают в яму на верёвках. Их бросают туда же. Все по кругу обходят могилу и бросают на гроб по горсти земли. Сначала прощаются дети, затем все остальные.

Над гробом в яму опускают две П-образные перекладины так, чтобы они были на 20 см выше крышки гроба. На них кладут крепкие доски. На доски постилают шкуру оленя и всё это засыпается землёй. Сверху могилы устанавливается надмогильный домик. Чтобы крыша держала бересту, на маточное бревно кладут 5 надсеченных жердочек. На них стелют бересту, а сверху 5 (если умерший мужчина) или 4 (если умерший женщина) расколотых пополам брёвен (рис. 1).

Рис. 1. Мужское захоронение

Всю оставшуюся одежду покойника кладут в надмогильный домик. Еду ставят у окошка (шни) на доски. На кладбище, как правило, забивают упряжку оленей. Но летом 4-5 оленей забивать невыгодно - пропадут и разделывать тяжело. Зимой советуются с родственниками, когда лучше забить оленей. Из стада вылавливают назначенных оленей, запрягают в нарты умершего и едут на кладбище. Нарты останавливают с ночной стороны от надмогильного домика и распрягают.

Душить оленей начинают арканом в обратном порядке, с левого крайнего. Это связано с тем, что и упряжку также запрягают в обратном порядке (вожака запрягают справа). Шкуру снимают вместе с рогами. Туши разделывают, отделив мясо от костей. Шкуры с костями нужно закопать. Кладбище должно быть чистым.

Нарты умершего, в которые были запряжены олени, и хорей кладут рядом. Упряжные ремни помещают в надмогильный домик. Обряд закончен, все возвращаются домой. Легенда о Кев ики 'Каменном мужике' Эту легенду Владимир Михайлович Лозя-мов слышал от своего старшего брата Николая.

Где -то по р. Ить-яха есть камень, который, если посмотришь сзади, издалека напоминает сидящего «по-турецки» человека, одетого в малицу. Проходящие люди в небольшое углубление кладут монетки, которые через 30-40 мин. исчезают. Это к счастью, удаче.

Как-то ненецкий бог поссорился с Астый-ики и чтобы не уйти с его земли, он поклялся остаться здесь и превратиться в камень. «Лучше буду камнем, чем отдам вам волосы». Но завещал, что пусть люди приносят мне хоть монетку. Если приходит счастливый человек -монетки исчезают. Где-то на северо-запад за дер. Русскинские есть оз. Кев-дор. Там было тоже каменное изваяние.

Предсказания несчастий

1. Перед тем как отцу умереть, вспоминает В.М. Лозямов со слов матери, вдруг стало много-премного маленьких мушек. Они очень больно кусают. А потом они также быстро исчезли, как и появились. Скоро и отец умер.

Муха по-хантыйски хот лавел ты ай с1рэнты вой 'дом охраняющий маленький гадящий зверь'.

2. Много мышей расплодилось - к несчастью.

3. Если кукушка возле дома летает, кукует - к несчастью.

4. У Волдина Николая Тимофеевича (и всех членов рода Волдиных) беду предсказывают олени. «Перед несчастьем они становятся полудикими. Если раньше они практически не отходили от дома, то с приближением несчастья стали всё дальше и дальше отходить от жилища. Наверное, видят что-то неладное. Это начинается года за 3 до несчастья. Если даже насильно загонять оленей к дому, это всё равно не предотвратит несчастья».

5. Пустую люльку качать нельзя - к беде.

6. Змей убивать нельзя - это косы Золотой Бабы (Золотой Богини Вут Ими).

7. Если костёр гаснет - это к разводу.

8. Длинную косточку аркана продавать нельзя. Она символизирует оленей. Они могут пропасть у хозяина.

9. Иногда бывает, что нарта вдруг становится тяжёлой, полозья скрипят, еле идёт. Это значит, что на нарту сел злой дух. Это к болезни, к неприятностям.

10. Есть такой кулик лать, издающий звук капающей воды (вать, вать...). Если такой звук слышится близко к дому - это к несчастью.

11. Если во сне увидеть, что упряжь порвалась или нарты сломались - какой-нибудь олень падёт.

12. Видеть во сне сломанные жерди ограды (караля) или порванный аркан - к падежу оленей.

13. Если жертвенный олень упал на левый бок - это к несчастью, или богу такой олень неугоден, или что-то в этом ритуале не так сделано.

Добрые предзнаменования

14. Одногодка рожает оленёнка - к хорошему, к удаче. Стадо будет расти.

15. Если брошенный на берёзу при ритуале аркан зацепился за ветку дерева - это к удаче.

16. Если встретится на пути змея: а) тонкая -пустая трата времени; б) толстая - к удаче.

17. К чему-то хорошему бог во сне появляется с солнечной стороны, к плохому - с противоположной и что-либо просит сделать.

Другие приметы

18. Зуб медведя нельзя бросать или держать у двери - это оскорбление хозяина леса, он отомстит.

19. Зуб медведя трескается у того человека, который страдает болями в пояснице.

20. Затёс на сосне надо делать гладким, без отщепов. Если их будет шевелить ветром, то будут пугаться медведи, лесные существа и пугать людей (чтобы медведь не пугал человека).

21. Упряжь из медвежьей кожи кладут под голову от злых духов.

22. Сказки, по мнению В.М. Лозямова, делятся на длинные и короткие, в которых «нет Бога». Длинную сказку нужно довести до конца, чтобы герой нашёл своё место. Даже если все заснули, сказку следует хотя бы мысленно досказать, чтобы герой не мучался. Если прервать повествование, то рассказчик будет ощущать недомогание, но недолго.

23. Зуб медведя, повешенный на поясе, отпугивает злых духов.

24. Если необходимо перерезать верёвку в упряжке, необходимо сказать: «Ай цацю куць кэцэм шопа цуртас» - Маленькая белка вредитель верёвку пополам перегрызла (Мышка проклятая верёвку перегрызла). Если хозяин без этих слов перерезал верёвку, он себе как бы перерезает удачу.

25. Бык гребёт рогом песок - к похолоданию.

Предсказания огня

1. Если уголёк вылетел из костра - жди гостей.

2. Если костёр потрескивает - возможно, добыча пропадает, нужно идти проверять капканы, если шипит - к удаче, хозяин что-нибудь добудет.

3. Если огонь потихоньку шумит, как ветер, кто-то приедет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.