Научная статья на тему 'Обряды гадания восточных хантов в начале XXI века'

Обряды гадания восточных хантов в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
394
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕВЫЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВОСТОЧНЫЕ ХАНТЫ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОБРЯДЫ ХАНТОВ / ОБРЯДЫ ГАДАНИЯ / FIELD ETHNOGRAPHIC RESEARCH / EASTERN KHANTY / TRADITIONAL CULTURE / KHANTY''S RITES / DIVINATION RITES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рудь Алексей Анатольевич

Автор проводит полевые этнографические исследования на территории Среднего Приобья среди восточных хантов бассейнов рек Большой Юган, Тромъеган, Пим, Лямин. В работе рассмотрены функции традиционных обрядов гадания (с топором, с ружьём, c луком, с котлом, со сковородой, с медвежьей головой, со священной нартой, с люлькой новорожденного, с гробом покойного). Хронологические рамки полевых исследований относятся к последнему десятилетию, таким образом, работа отражает степень сохранности некоторых сторон традиционной культуры восточных хантов в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EASTERN KHANTY''S RITES OF DIVINATION AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

The author conducts field ethnographic research in the Middle Ob among the eastern Khanty in the basins of the rivers Bolshoy Yugan, Tromyegan, Pym, Lyamin. In this paper, the functions of traditional rites of divination such as numerology with an ax, with a gun, with a bow, with a pot, with a pan, with a bear's head, with a sacred sled, with a newborn's cradle, with a deceased person's coffin are considered. The chronological frames of field studies are related to the last decade, that is why the work partially reflects the degree of preservation of some aspects of traditional culture of the eastern Khanty now.

Текст научной работы на тему «Обряды гадания восточных хантов в начале XXI века»

YAK 39(571.1) ББК 63.5(253.3)

A.A. РУДЬ A.A. RUD

ОБРЯДЫ ГАДАНИЯ ВОСТОЧНЫХ ХАНТОВ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

EASTERN KHANTY'S RITES OF DIVINATION AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

Автор проводит полевые этнографические исследования на территории Среднего Приобья среди восточных хантов бассейнов рек Большой Юган, Тромъеган, Пим, Ля-мин. В работе рассмотрены функции традиционных обрядов гадания (с топором, с ружьём, c луком, с котлом, со сковородой, с медвежьей головой, со священной нартой, с люлькой новорожденного, с гробом покойного). Хронологические рамки полевых исследований относятся к последнему десятилетию, таким образом, работа отражает степень сохранности некоторых сторон традиционной культуры восточных хантов в настоящее время.

The author conducts field ethnographic research in the Middle Ob among the eastern Khanty in the basins of the rivers Bolshoy Yugan, Tromyegan, Pym, Lyamin. In this paper, the functions of traditional rites of divination such as numerology with an ax, with a gun, with a bow, with a pot, with a pan, with a bear's head, with a sacred sled, with a newborn4 s cradle, with a deceased persons coffin are considered. The chronological frames of field studies are related to the last decade, that is why the work partially reflects the degree of preservation of some aspects of traditional culture of the eastern Khanty now.

Ключевые слова: полевые этнографические исследования, восточные ханты, традиционная культура, обряды хантов, обряды гадания.

Key words: field ethnographic research, eastern Khanty, traditional culture, Khanty's rites, divination rites.

Введение

Ещё недавно одной из неотъемлемых составляющих традиционной культуры коренного населения Западной Сибири являлись ритуалы и обряды, которые охватывали всю жизнь человека от рождения до смерти. Важное место среди них занимали обряды гадания, во время которых определялись как общественные, так и лично значимые для человека события и решения. Данная статья основана на полевых материалах автора 2002-2012 гг. полученных в результате этнографических исследований среди восточных хантов в бассейнах рек Большой Юган, Малый Юган, Демьянка, Тромъеган, Пим, Лямин. В результате работ на указанных территориях были собраны сведения о таких обрядах как гадание с топором, с ружьём, с луком, с котлом, со сковородой, с инструментом для выделки шкур, с медвежьей головой, со священной нартой, с колыбелью новорожденного, с гробом покойного.

В научной литературе тема обрядов гадания коренного населения Западной Сибири неоднократно рассматривалась на протяжении последнего столетия. Существование этих обрядов у разных групп хантов, манси и лесных ненцев зафиксировано многими исследователями: А.А. Дуниным-Горкавичем [1, с. 53-54], К.Ф. Карьялайненом [3, с. 57-58, 83-84], М.Б. Шатиловым [15, с. 119], З.П. Соколовой [12, с. 233; 13, с. 168], В.М. Кулемзиным [4, с. 160, 164; 5, с. 109, 138-129; 7, с. 140-143, 168, 192], А.В. Бауло [6, с. 54], Т.А. Молдановым [8, с. 121, 126], Н.М. Талигиной [14, с. 90, 92], Е.В. Переваловой [9, с. 222-226; 10, с. 298-300, 304;], М.А. Зенько-Немчиновой [2, с. 175, 192, 244]. В словаре В. Штейница, созданном на основе лексики хантов кон. XIX-XX в., у термина moAakse- в среде тромъеганских хантов зафиксировано значение: «ворожить, гадать, предсказывать (с топором, ружьём, лу-

ком, сундуком духа-охранителя)» [16, с. 921-922]. О бытовании в нач. XX в. на р. Тромъеган гаданий с луком, ружьём также имеется сообщение К.Ф. Карья-лайнена: «ворожей кладёт на кулак лук или ружьё и по их колебаниям предсказывает будущее» [7, с. 48].

К настоящему времени сведения о некоторых обрядах гадания фиксируются только в виде отрывочных воспоминаний информантов. Рассказывая об обрядах гадания, наш информант с р. Айпим вспоминает: «Сейчас мало кто из людей гадает. А раньше ханты предсказывали на топоре, медвежьей голове, священной нарте, котле, печке»1.

Формальная сторона рассматриваемых обрядов заключается в следующем. В начале обряда гадающий человек приподнимает предмет, с помощью которого проводится обряд (не отрывая предмет полностью от опоры - стола, пола, или другой поверхности), и по личным ощущениям определяет его вес, после чего предмет возвращается в исходное положение. Гадающий формулирует условия, при которых ответ на поставленный вопрос будет либо положительным, либо отрицательным. Затем он задаёт интересующий его вопрос и пробует снова приподнять предмет. В случае положительного или отрицательного ответа (в зависимости от формулировки вопроса) предмет становится тяжёлым, неподъёмным - «залипает» к точке опоры либо наоборот становится лёгким, что и является ответом на поставленный вопрос. Любой обряд гадания имеет множество вариаций. Так при гадании во время медвежьего праздника, человек может поднимать стол с медвежьей головой трижды - и именно третья попытка является «ответом медведя» на поставленный вопрос. В зависимости от целей гадание может быть продолжено для уточнения каких-либо деталей. Могут быть заданы другие вопросы от людей присутствующих на обряде.

Практически всегда обряд гадания предваряет бескровное приношение -пори, целью которого является отправление своих пожеланий божествам и духам2, через «ауру» приношений - рув3. В зависимости от ситуации приношение может быть адресовано божествам и духам, помогающим при гадании, либо конкретному божеству, покровительствующему определённой сфере жизни человека, либо божеству-хозяину той или иной территории. Чаще всего в качестве подношений во время пори фигурируют рыба, мясо, сливочное масло, животный (рыбий, олений, лосиный) жир, хлеб, печенье, сушки, конфеты, чай, спиртное. Ведущий произносит молитву и обращение к божествам и духам с просьбой о помощи при гадании. После этого следуют традиционные поклоны и повороты участников обряда по ходу солнца. После поклонов,

'Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка видеозаписи). Февраль 2007 г. Сведения К.И.Г.

2По зафиксированным нами сведениям в языке и мировоззрении указанных групп восточных хантов различаются божества (боги), духи, черти. Развёрнутая характеристика их дана в работе Песиковой А.С.: «Божества (боги) - Луццат - существа высшего порядка, которые имеют способность, путешествовать в материальной и нематериальной оболочке во времени в пространствах разных миров, общаться между собой, с духами, с человеком, влиять на ход событий. Духи - калтат - это существа порядком ниже богов, которые имеют способность путешествовать в материальной и нематериальной оболочке в ограниченном времени и в ограниченных пространствах ограниченных миров, общаться между собой, с богами, с животными и растениями, с помощью которых могут влиять положительно или отрицательно на жизнедеятельность человека. Черти -кулат, йалац-цанлах, отат - они пакостят людям, пугают их, портят не только орудия лова, но и могут разрушать здоровье человека и довести его до смерти» [11, с. 34-35].

3Развёрнутое объяснение значения рув даётся в работе Песиковой А.С.: «Каждый объект имеет свою скорость и плотность одушевления, выражающегося охватом невидимого человеческим глазом «рув» («ореол», «сфера», «биополе»), который присущ каждому объекту и явлению, взаимодействует с другими «ореолами» других объектов и явлений, при этом изменяя действия, степень влияния и качество действий этих явлений» [11, с. 29-32 ].

как правило, происходит пауза, во время которой участники обряда садятся и ожидают, когда «боги примут угощение». Затем следует сам обряд гадания. По окончании обряда гадания, как правило, проводится пори с целью выражения благодарности божествам за помощь во время гадания.

Часто обряды гадания являются составляющими частями других более крупных ритуалов, таких как медвежий праздник, коллективное жертвоприношение, похороны. Во время гадания внимание всех присутствующих концентрируется на его деталях: какие вопросы задаёт заказчик обряда, с какими усилиями (легко или тяжело) ведущий поднимает предмет, с помощью которого проводят гадание. Эти внешние признаки обряда затем истолковываются при ответе на заданный вопрос.

Если гадание происходит в доме, то гадающий обычно располагается лицом к священной стене дома (цотмуль), а предмет, при помощи которого проводят гадание, оказывается перед ним. Перед гаданием с топором, медвежьей головой поверхность, на которой проводится гадание (стол, нарту и др.), покрывают отрезом жертвенной ткани, посвящённой какому-либо божеству. Так во время демонстрации обряда гадания с топором на р. Айпим информант сообщил: «...чтобы гадать, нужно взять любую ткань со священного лабаза. А если простую постелить ткань, не посвящённую на бога -ничего не получается, он не отвечает»1. На Тромъегане была получена информация о том, что гадание с топором можно проводить на развёрнутой малице2.

Перед обрядом и во время самого гадания проводят окуривание пихтовой корой помещения или предметов (если обряд проводят на улице), которые используют в обряде. Окуривание носит функцию защиты присутствующих на обряде людей от негативного воздействия рув духов нижнего мира3.

Роль ведущего (ворожея, предсказателя) обычно выполняет хорошо знающий обряды человек, наделённый способностью общаться с божествами и духами. Как правило, это люди старшего поколения, являющиеся носителями традиционной хантыйской культуры, родившиеся и проживающие на стойбищах.

В ходе наших работ мы пришли к выводу, что восточные ханты различают шаманские камлания и рассматриваемые нами обряды гадания. Эти два вида обрядов различаются по форме, а в хантыйском языке они разведены и лексически. Хантыйский глагол чэртта/тьэртта - «шаманить» относиться к обряду, при котором шаман общается с божествами и духами посредством шаманского камлания с бубном. Рассматриваемые нами обряды гадания обозначаются глаголом мвлэцсэта - «гадать, ворожить» - обряд, во время которого общение с божествами и духами происходит посредством приподнимания перечисленных выше предметов. Употребления термина мвлэцсэ -«гадание, ворожба» для обозначения обрядов гадания было зафиксировано нами на Тромъегане, Пиме и Лямине. Опираясь на лексику хантыйских диалектов кон. Х1Х-ХХ в. В. Штейниц отметил, что слово moAэksэ- имеется в различных хантыйских диалектах, для обозначения языческой молитвы, ворожбы, гадания, предсказания, колдовства, посылания болезни [16, с. 921-922].

Среди людей, практикующих обряды гадания, наблюдается разделение, связанное с традиционными представлениями о мужских и женских функциях: так гадание с топором, с ружьём, с медвежьей головой, со священной нартой, с нартой покойного чаще всего проводятся мужчинами. В первую очередь, это можно объяснить тем, что по традиционным воззрениям хантов значительная доля функций, связанных с взаимоотношениями людей,

1Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка видеозаписи). Февраль 2007 г. Сведения К.И.Г.

2Полевые материалы автора (полевой дневник). Июль 2012 г. Сведения К.С.В.

3Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка видеозаписи). Февраль 2007 г. Сведения К.И.Г.

божеств и духов, выполняется мужчинами. Часть ограничений, накладываемых традиционным мировоззрением в связи с детородным периодом у женщин, снимается с окончанием последнего. К примеру, в ходе наших работ мы неоднократно получали сведения, что такие обряды как гадание с люлькой новорожденного, с медвежьей головой, со священной нартой проводились пожилыми женщинами. По собранным нами сведениям, обряды гадания с котлом, со сковородой, с инструментом для выделывания шкуры проводятся только женщинами. О гендерном аспекте гаданий, связанном с мировоззрением восточных хантов наш информант из тромъеганских хантов сообщает: «...Женщины поднимают котёл, могут сковородку... Если у какой женщины есть на это дорога. Котёл поднимать - это женская работа. Это мужчины не поднимают. Если женщина мужика колдует - ничего ей не сделаешь. А мужик - он так не делает, не гадает. Он на чистом месте гадает. А женщина в дверях сидит. Поэтому она гадает через Мах1. Котёл, сковородка - это женский инструмент. Ещё есть инструмент шкуру выделывать - юхтап юх. Им женщины тоже гадают - он женщинам силы много даёт. Женщина может, как мужики гадать - с топором, с медвежьей головой, может колыбель поднимать. А вот с котлом и сковородкой - это только женщина гадает. Мужчина так не гадает. Если она кого-нибудь хочет обидеть, то она так сделает». Приведённое нами сообщение информанта указывает нам на то, что гадания женщин с котлом, сковородой, инструментом для выделки шкуры имеют характер магических действий.

Гадание с медвежьей головой

Обряды гадания с медвежьей головой зафиксированы нами на Тромъ-егане, Пиме, и Большом Югане. В разных районах обозначенной нами территории данный обряд различается. У хантов, проживающих в правобережье Оби, такой обряд могут проводить с черепом медведя, который хранится в сакральной, противоположной входу, стене жилища (цотмуль). Помимо этого у тромъеганских и пимских хантов нами были зафиксированы случаи гадания с медвежьей головой, хранящейся в священной нарте2. На Пиме мы получили информацию о том, что гадание можно проводить, поднимая медвежью лапу3. Причины гадания с головой медведя могут затрагивать разные стороны жизни человека: вопросы проведения обрядов и ритуалов, болезни человека и его выздоровления, удачи и неудачи на промысле, пропажи оленей и др.

Широко известно гадание с головой медведя во время проведения традиционных медвежьих праздников. О том, что такие гадания проводились ещё в 1980-х гг. XX века, имеются сведения информантов с Агана, Тромъе-гана, Пима, Лямина. В настоящее время этот обряд зафиксирован только у юганских хантов, проживающих в бассейнах рек Большой Юган и Демьянка.

В 2010 г. на Малом Югане в ю. Киняминых мы были свидетелями гадания, которое проводили во время медвежьего праздника. Во время этого обряда поднимали стол вместе с головой медведя, подарками, приношениями и угощениями. Обряд гадания проводился для всех желающих - «на удачу

1В данной ситуации информант обозначает термином мах - «земля» духовную «сферу Земля», с которой по традиционным воззрениям восточных хантов ассоциируется женщина.

2Полевые материалы автора (полевой дневник). Июль 2003 г. Сведения Р.В.Г., Р.С.Г.; гадание с головой медведя хранящейся в священной нарте мы наблюдали во время коллективного жертвоприношения Кон Ики тромъеганских и пимских хантов в районе устья р. Назым - см.: Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка видеозаписи). Декабрь 2010 г.

3Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка видеозаписи). Февраль 2007 г. Сведения К.И.Г.

человека, на его судьбу». Помимо этого, на второй день медвежьего праздника, путём гадания ведущие праздника выяснили, что «Он [медведь. - А.Р.] хочет, чтобы люди плясали ещё». Важность этого «ответа» для окружающих была налицо: несмотря на то, что большинство участников были уже настроены на завершение медвежьего праздника, он был продолжен1. В заключение медвежьего праздника одним из ведущих было проведено гадание с вопросами о том, где хранить голову и шкуру медведя после его окончания: «Спрашивал у медведя: где голову хранить? Он говорит: голову хранить дома. Где дома? Отвечает: стена цотмуль - на полке или ещё где. Куда шкуру девать? Он: Шкуру отдать бабушке. Какой бабушке? Отвечает: Вчера была тут бабушка. В синем саке»2.

Помимо этого в верхнем течении Малого Югана есть хорошо известное в среде юганских хантов священное место Эвэт. Помимо деревянных изображений одного из божеств-хранителей верхнего течения Малого Югана и его духов-помощников, в наземной постройке хранится очень схожий по форме и размерам с медвежьей головой камень, являющийся изображением божества Кав Пупи Ики - «Каменного Медведя». По многочисленным сведениям, полученным от юганских хантов, во время посещения святилища часто проводят обряды гадания с «Каменным Медведем», как по каким-либо конкретным поводам, так и просто - на удачу. Отметим интересную деталь - если деревянные изображения других божеств при смене хранителя святилища делают заново, то изображение «Каменного Медведя» не меняют - оно передаётся от одного хранителя к другому, «от поколения к поколению»3. Так посещение этого святилища вспоминает наш информант с р. Демьянка: «Я в Каймысовых бывал по Малому Югану. У меня жена оттуда. Там есть священные места... Там Эвэт есть ещё. Сейчас П.А., однако, там командует. А тогда его дядя был. Там у них балаган, не лабаз - домик на земле. Туда женщины не ходят. Там где Эвэт ...там есть медвежья голова - Кав Пупи Ики. Вот хозяина спросишь - можно её поднимать? Специально чтобы погадать. Если я на что-нибудь удачлив или счастливый. Ну, сперва, скажешь -какой вес? Ну, поднимешь - так, ага - такой вес. А потом спросишь второй раз - как у меня удача. Если удача, какой у меня - я его не могу поднять. А если я не удачлив - она наоборот становится лёгкая. Я там много посмотрел, когда бывали - туда народом ходили. Поднимает человек без вопроса - нормально, а когда Кав Пупи ответит - не могут оторвать ведь»4.

Гадания с топором, ножом, ружьём, луком

Топор, нож, ружьё в традиционном мировоззрении коренного населения Западной Сибири выполняют множество как утилитарных, так и ритуальных функций, одной из которых является функция оберега и маркера границы между средним миром, в котором живут люди, и мирами (верхним и нижним), населёнными божествами и духами. В силу этих представлений причиной гадания с данными предметами, как правило, служат вопросы взаимоотношения человека с божествами и духами. Сведения о проведении этих

1Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка видеозаписи). Март 2010 г. Обряд гадания проводил К.С.В.

2Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка видеозаписи). Март 2010 г. Обряд гадания проводил К.И.Г.

3Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка видеозаписи). Март 2004 г. Сведения А.П.С., К.В.М.; Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка видеозаписи). Март 2007 г. Сведения Т.Я.И., Т.Л.И.; Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка аудиокассеты № 6). Июнь-июль 2005 г. Сведения Т.Я.И.

4Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка видеозаписи). Июнь-июль 2005 г. Сведения Т.Я.И.

обрядов были собраны у тромъеганских1 и пимских2 хантов. Известные нам поводы таких гаданий приведены ниже.

В декабре 2010 года во время коллективного приношения Кон Ики3 тромъеганских и пимских хантов в районе устья р. Назым гаданием с топором было определено место проведения самого жертвоприношения4.

В 2007 г. на р. Ингуягун (левый приток р. Тромъеган) мы были свидетелями гадания с топором во время поминок, устраиваемых на седьмой день5 после похорон. Гадание проводили на кладбище после изготовления деревянной надмогильной конструкции и поминок. Гадающими были мужчины старшего возраста - ближайшие соседи, но не родственники умершего. В ходе гадания выясняли последнюю волю усопшего в отношении его наследства и взаимоотношений с близкими людьми: у покойного спрашивали - не сердится ли он на своего друга-родственника, с которым они последнее время были в ссоре и так и не помирились, на что умерший «отвечал», что «все прощает и не сердится»6.

По информации, полученной на Тромъегане, в случае отсутствия топора его функции во время гадания может выполнять нож: «Вот после смерти старых людей шаманство переходит к молодым - что к женщинам, что к мужчинам. Моей матери это передалось от кого-то... В Старом Тромъ-егане7 её внук заболел. Она сидела с ним всю осень в больнице. Медсёстры в палату зашли и видят, она шаманит. Она чайник на нож положила и поднимала его и спрашивала луццат8: почему болеет, когда выздоровеет. А медсёстры на неё ругались тогда»9.

В ходе работ 2012 г. на р. Тромъеган мы собрали сведения о некоторых деталях обрядов гадания с ружьём, с луком, которые ещё имели место в среде тромъеганских хантов во 2-й половине XX века. Так при гадании с ружьём, оружие должно было быть разряженным. Время гадания не регламентировалось фазами луны и временем суток. Гадание с ружьём могли проводить двумя способами. Первый способ, описанный выше, проводился путём приподнимания ствола оружия. Второй способ гадания с ружьём или луком наш информант назвал «подвешиванием»: «Ружьё или саблю можно вешать. У ружья шнур [ремень. - Р.А.] есть. Подвешивать его - оно качается. Затем спрашиваешь его. Если оно остановилось, то это значит ответ - «да». А лук брали за тетиву, он также качался, и его также спрашивали. Когда он переставал качаться - это обозначало ответ на вопрос»10. К сожалению, причины гаданий с ружьём и луком информант указать не смог.

1Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка видеозаписи, расшифровка аудиозаписи). Февраль 2004. Июль 2004 г. Сведения Т.Е.А.

2Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка видеозаписи). Февраль 2007 г. Сведения К.И.Г.

3Одна из главных фигур верховного пантеона божеств восточных хантов, несущая функции управления всей земной жизнью. Соотносится с аналогичной фигурой у манси - Мир Суснэ Хум - «За миром смотрящий Человек».

4Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка видеозаписи). Декабрь 2010 г. Обряд гадания проводил П.А.И.

5По сведениям Е.Н.А. день поминок был назначен по договорённости - «...просто так договорились, поминки можно на любой день делать.» - см.: Полевые материалы автора (полевой дневник). Сентябрь 2007 г.

6Сведения полученны автором во время присутствия на указанном обряде - см. Полевые материалы автора (полевой дневник). Сентябрь 2007 г.

7Ныне нежилая д. Ермаково на р. Тромъеган.

8Луццат (хант.) - божества (подробнее см. сноску 2).

9Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка аудиозаписи). Сентябрь 2004 г. Сведения Т.Р.И.

10Полевые материалы автора (полевой дневник). Июль 2012 г. Сведения К.С.В.

Гадание со священной нартой

Обычай гадать со священной нартой, в которой хранятся изображения божеств и жертвенные приклады для них, связан с ритуалами: пори - «бескровное приношение» и йыр - «кровавое жертвоприношение». В настоящее время этот обряд был зафиксирован нами у восточных хантов правобережья Оби - на Тромъегане и Пиме. Гадание проводится путём приподнимания священной нарты - луцц авал/цотмуль авал.

В ходе таких гаданий обычно выясняют, какому из божеств требуется принести жертву, на каком именно святилище нужно её сделать, а также детали предстоящего обряда. Другой известной нам причиной гадания со священной нартой может быть смена её хозяина. Во время работ на Тромъегане в 2004 г. мы оказались свидетелями гадания, связанного со сменой хозяина священной нарты1. Заказчик гадания - младший сын, унаследовавший священную нарту отца, в которой находились изображение божеств, приклады (жертвенные ткани, шкуры животных). Причиной гадания послужила череда несчастий и неудач, постигшие нового хозяина священной нарты. В результате шаманского камлания, проведённого тут же в чуме, было определено, что новому владельцу нужно «навести порядок» в священной нарте. Путём гадания со священной нартой определяли судьбу каждого предмета находящегося в ней. В результате гадания было определено, что часть жертвенных прикладов (тканей и шкурок пушных зверей) нужно было отвезти на священные места, связанные с теми или иными божествами. Повреждённые грызунами и влагой бумажные банкноты нужно было сжечь на ритуальном кострище. Часть культовых изображений божеств нужно было вернуть на священные места, связанные с тем или иным божеством, так как они потеряли свою «силу» - рув вместе со смертью старого хозяина нарты2. Отметим, что в процессе гадания перечислялись священные места - при оглашении названия одного из святилищ нарта «прилипала» к земле, что обозначало положительный ответ. Перечислением имён божеств и приподниманием нарты были «определены» имена божеств и «опознаны» культовые изображения, обновление которых не требовалось. Аналогично были определены отрезы жертвенной ткани, которые должны были остаться в священной нарте. В течение всего времени гадания под полозом нарты лежал топор, который, по сведениям информантов, играл охранительную функцию, так как во время обряда открывались «двери» между верхним, нижним мирами божеств и средним миром человека.

Гадание с колыбелью новорожденного

Основная функция проведения этого обряда заключается в определении божества, под опекой которого будет находиться новорожденный. Информация о бытовании этого обряда в настоящее время была зафиксирована нами в бассейнах Тромъегана, Пима, Лямина, Большого Югана. Указанные гадания проводят в первые дни после рождения ребёнка, обычно путём приподнимания ночной колыбели. По информации полученной от юганских хан-тов, обряд гадания с колыбелью желательно проводить в первой половине

1Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка видеозаписи). Февраль 2004 г. Обряд гадания проводил Т.Е.А.

2По сведениям информантов, повреждённые изображения божеств и жертвенные ткани теряют свою «силу» (рув), и выводятся из культовой практики. Жертвенные ткани уносят на священное место либо в «чистое место» (суцлах тохи) - места которые не ассоциирующиеся у хантов с божествами и духами нижнего пантеона. Изображения божеств, как правило, возвращают на то же священное место, откуда был взят скол древесины для их изготовления. По сообщениям многих информантов, изображение возвращается именно под то дерево, откуда был взят скол.

дня1. По сведению тромъеганских хантов такие гадания проводят в первые три дня после рождения, однако если с рождения ребёнка пройдёт больше месяца, то гадания на данную тему проводят с топором или с медвежьей го-ловой2. После определения «на какого бога у ребёнка лежит голова» (вх луцц палэк), человек всю жизнь находиться под опекой этого божества. Так описывает гадание наш тромъеганский информант: «Вот когда человек рождается. Зовут знающего человека - шамана. Знающий человек гадает - поднимает ночную люльку. Он определяет на кого у человека голова лежит -на Торэм, на Эвэт Ики, на Касэм Ими3 или на кого другого. Вот Света у Леши родилась. А в посёлке тогда Т.Е. был. Он гадал на куженьке - «детской ночной люльке». Так она на Ас кутэп Ими - «Средней Оби Женщину» смотрит»4.

После определения «на кого смотрит голова ребёнка» родители должны совершить бескровное приношение (пори). Этот ритуал желательно совершить на святилище божества-покровителя. На всей территории исследований зафиксирован обычай, по которому со священного места божества-покровителя берут скол дерева для изготовления его изображения. Как правило, данное культовое изображение просят изготовить хранителя священного места. Эти изображения, как и их владельцы, считаются детьми божества-покровителя, к примеру - Йавэн Ики пах - «Юганского Хозяина сын», Воци рап ави - «Лисьего яра дочь». В течение всей жизни во время жертвоприношений (пори, йыр) человек делает подношения своему божеству-покровителю, а его имя упоминает в молитвах. Нередко посещение святилища божества-покровителя является частью переходного обряда, связанного с изменением социального статуса человека. Если оно находится далеко, то считается хорошим знаком сделать приношение и посетить это место лично. Если же человек по каким-либо причинам не может его посетить, приношения передают хранителю либо людям, проживающим поблизости. Нам известен случай, когда информант передавал отрез жертвенной ткани от имени своей 5-летней дочери участникам большого жертвоприношения, посвящённого Кон Ики, проводимого тромъеганскими и пимскими хантами в районе устья р. Назым5.

Сведения о важности правильного определения божества-покровителя ребёнка и последствиях неверного его определения были получены на Малом Югане. Наши информанты сообщили, что во время гадания, проведённого вскоре после рождения их третьего ребёнка, было определено, что его покровителем является одно из божеств Большого Югана. Однако мальчик постоянно болел, неоднократно попадал в тяжёлом состоянии в больницу. Тогда отец матери «гадал во сне» и узнал причину частых болезней: оказалось, что после рождения, по ошибке, внуку неверно определили божество-покровителя. После выяснения «настоящего» божества-покровителя мальчика и сделанных ему приношений здоровье мальчика пошло на поправку6.

Отметим, что представления о личных божествах-покровителях распространены даже среди хантов, оторванных от традиционной среды, проживающих в городах и посёлках. Так об этом рассказывает один из наших

1Полевые материалы автора (полевой дневник). Март 2009 г. Сведения К.А.И.

2Полевые материалы автора (полевой дневник). Июль 2012 г. Сведения К.С.В.

3Здесь информант перечисляет некоторые имена божеств из верховного пантеона восточных хантов: Торэм - верховное божество хантов; Эвэт Ики - божество-покровитель р. Тромъеган; Касэм Ими - божество-покровитель р. Казым.

4Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка аудиозаписи). Сентябрь 2005 г. Сведения Т.Р.И.

5Полевые материалы автора (полевой дневник, расшифровка видеозаписи). Декабрь 2010 г. Жертвенную ткань передавала С.Л.В.

6Полевые материалы автора (расшифровка аудиозаписи). Март 2009 г. Сведения К.Г.Н.

информантов: «Я в городе, в Лянторе всю жизнь жила. Но и в лес мы постоянно ездили к дедушке на р. Кедровую. У меня тоже есть бог. Мама мне рассказывала - дядя К.И. гадал про меня. Он говорит, что у меня «бог-ребёнок» или «ребёнок-бог»1.

Гадание с гробом покойного

Отрывочные сведения о бытовании этого обряда в настоящее время были зафиксированы нами на Тромъегане и Пиме. Функции этого обряда заключаются в выяснении последних распоряжений, пожеланий и воли покойного. При этом гадающий выясняет: не осталось ли у человека каких-то незаконченных дел в этом мире, как распорядиться имуществом покойного, что нужно принести в жертву божествам для проводов его в потусторонний мир, не сердится ли он на кого-либо из присутствующих людей. По имеющимся у нас сведениям на обряде гадания с гробом покойного могут участвовать все люди, пришедшие на похороны - «потому, что покойник, кому хочет - тому отвечает»2 По имеющимся сведениям, на Тромъегане такие гадания проводят дважды: перед выездом на кладбище и перед погребением; на Пиме -один раз - перед погребением3. Чаще всего обряд проводится путём приподнимания гроба или нарты с гробом умершего человека.

Ниже мы проводим известные нам варианты ответов, полученных во время гадания с гробом покойного. Так во время похорон в среднем течении р. Ингуягун путём такого гадания было определено, что в жертву нужно принести часть оленей покойного. И тут же было указано, что божества нижнего мира уже забрали нужное им количество оленей, когда в этот же год от отравления на буровой нефтяной скважине погибла большая часть стада покойного4. Во время похорон в нижнем течении р. Тромъеган в результате гадания было определено, что часть оленей требуется принести в жертву, остальных поровну разделить между его сыновьями5.

Есть сведения о том, что во время гадания с гробом покойного могут уточнять место его погребения. Это делают, в том случае, если человек внезапно умер. Обычно же, если человек не хочет быть похоронен на семейном или родовом кладбище, он сообщает об этом ещё при жизни и указывает место, на котором желает быть похоронен6.

В целом, исходя из степени распространения описанных выше обрядов гадания, а также по отрывочным сообщениям информантов, у нас есть основания предполагать, что обряд гадания с гробом покойного до сих пор широко распространён в среде коренных жителей на обозначенной территории. Малочисленность сведений о деталях этого обряда связана с нежеланием информантов лишний раз обращаться к теме смерти родственника или знакомого. Помимо этого, во время подобных гаданий часто выясняют вопросы наследования имущества покойного, которые имеют реальное материальное измерение. Можно предположить, что не все присутствующие на таких обрядах гадания могут быть согласны с ответами, полученными во время гадания.

1Полевые материалы автора (полевой дневник). Июль 2007 г. Сведения К.Е.И.

2Полевые материалы автора (полевой дневник). Июль 2012 г. Сведения К.С.В.

3Полевые материалы автора (полевой дневник). Сентябрь 2007 г. Сведения С.А.С.

4Полевые материалы автора (полевой дневник). Сентябрь 2007 г. Сведения Е.Н.А., С.А.С.

5Полевые материалы автора (полевой дневник). Сентябрь 2007 г. Сведения С.А.С.

6Полевые материалы автора (полевые дневники). Июнь 2006 г. Сведения Е.Н.А.; Июнь 2009 г. Сведения К.Е.Л.

Заключение

По итогам наших полевых этнографических исследований даны описания и рассмотрены некоторые функции традиционных обрядов гадания с топором, с ружьём, с луком, с котлом, со сковородой, с инструментом для выделки шкур, с медвежьей головой, со священной нартой, с колыбелью новорожденного, с гробом покойного. Несмотря на трансформацию традиционного мировоззрения восточных хантов отметим, что в настоящее время у коренных жителей, проживающих на стойбищах, сохраняются многие обряды гадания. Рассмотренные нами гадания восточных хантов имеют прямые аналогии с обрядами, описанными исследователями Западной Сибири кон. XIX - нач. XX в. - А.А. Дуниным-Горкавичем [1, с. 53-54], К.Ф. Карьялай-неном [3, с. 57-58, 83-84], М.Б. Шатиловым [15, с. 119]. Такие обряды как гадание с луком и с ружьём, в настоящее время, видимо, не практикуются.

Возможно, несколько изменились вопросы, с которыми обращаются ханты к божествам, по сравнению с теми, что задавали столетие назад. Однако основные механизмы и функции обрядов гадания не претерпели больших изменений. Если провести анализ описанных обрядов исходя из позиций рационального мировоззрения, то можно признать, что во время гаданий сегодняшние ворожеи имитируют «тяжесть» или «лёгкость» предмета ориентируясь на «нужный» ответ на вопрос. Как было указано выше, ворожеями часто выступают люди пожилого возраста, и ответы, полученные ими во время гаданий, черпаются в пространстве традиционного религиозного мировоззрения. Сам факт устойчивого существования рассмотренных нами обрядов гадания говорит о значимости их для части хантов, проживающих на стойбищах, и может служить маркером степени сохранности традиционной культуры.

Наблюдаемые нами в последнее десятилетие процессы трансформации традиционной культуры восточных хантов затрагивают её мировоззренческую составляющую. В силу внешних факторов нарушается преемственность традиций. Этот процесс обусловлен переориентаций детей на культурные и материальные ценности современного постиндустриального общества, отрывом их от традиционной культурной среды во время обучения в школах-интернатах, службы в армии, проживания в современных посёлках и городах.

Литература

1. Дунин-Горкавич, А.А. Тобольский Север: Географическое и статистико-экономическое описание страны по отдельным географическим районам [Текст] // Соч. : в 3 т. / А.А. Дунин-Горкавич. - М. : Либерия, 1996. - Т. III. -208 с.

2. Зенько-Немчинова, М.А. Сибирские лесные ненцы: историко-этнографичес-кие очерки [Текст] / М.А. Зенько-Немчинова. - Екатеринбург : Баско, 2006. -272 с.

3. Карьялайнен, К.Ф. Религия югорских народов [Текст] // Соч. : в 3 т. / пер. и публ. д-ра ист. наук Н.В. Лукиной. - Томск : ТГУ, 1994. - Т. I. - 152 с.

4. Кулемзин, В.М. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX - начале XX вв. (этнографические очерки) [Текст] / В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина. - Томск : ТГУ, 1977. - 226 с.

5. Кулемзин, В.М. Человек и природа в верованиях хантов [Текст] / В.М. Ку-лемзин. - Томск : ТГУ, 1984. - 196 с.

6. Мифология манси [Текст] / А.В. Бауло [и др.] ; науч. ред. И.Н. Гемуев, В.В. Напольских. - Новосибирск : Институт археологии и этнографии СО РАН, 2001. - 196 с.

7. Мифология хантов [Текст] / В.М. Кулемзин [и др.] ; науч. ред. В.В. Напольских. - Томск : ТГУ, 2000. - 310 с.

8. Молданов, Т.А. Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов [Текст] / Т.А. Молданов. - Томск : ТГУ, 1999. - C. 141.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Перевалова, Е.В. Северные ханты: этническая история [Текст] / Е.В. Перева-лова. - Екатеринбург : УрО РАН, 2004. - 414 с.

10. Перевалова, Е.В., Река Аган и её обитатели [Текст] / Е.В. Перевалова, К.Г. Карачаров. - Екатеринбург ; Нижневартовск : УрО РАН ; Студия «ГРАФО», 2006. - 352 с.

11. Песикова, А.С. Взгляд изнутри культуры [Текст] / А.С. Песикова. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2006. - 98 с.

12. Соколова, З.П. Пережитки религиозных верований у обских угров [Текст] / З.П. Соколова // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале ХХ вв. СМАЭ. - Л. : АН СССР, 1971. - Т. 27. - С. 211-238.

13. Соколова, З.П. Новые данные о погребальном обряде северных хантов [Текст] / З.П. Соколова // Полевые исследования Института этнографии 1974 г. - М. : АН СССР, 1975. - С. 165-174.

14. Талигина, Н.М. Обряды жизненного цикла [Текст] / Н.М. Талигина // Сын-ские ханты. - Новосибирск : Институт археологии и этнографии СО РАН, 2005. - С. 82-98.

15. Шатилов, М.Б. Ваховские остяки: этнографические очерки [Текст] // Труды Томского краевого музея / М.Б. Шатилов. - Томск : Томский краевой музей, 1931. - Т. IV - 175 с.

16. Steinitz, Wolfgang - DEVOS. Dialektologisches und etymologisches Wörterbuch der ostjakischen Sprache. Bearbeiter: Gert Sauer [Text] / W. Steinitz. - Berlin : Akademie-Verlag. 1966-1993. Lfg. 1-15. - 8. lieferung. - S. 921-922.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.