ИС ТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ЭКОНОМИКА УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ 12-13 ноября 2015 г. С. 33-35
УДК 394
КАМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК (K'EV-IKI) НА ИТЬ-ЯХЕ КАК ПАМЯТНИК ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮГРЫ
Т. В. Волдина
В настоящее время в России всё больше уделяется внимания ретроспективным интердисциплинарным исследованиям «Человек - Общество - Окружающая Среда». Как отмечают в связи с этим О.С. Ткаченко и Б.Ц. Гомбоев, «...современное состояние экологии требует повышенного интереса не только к состоянию окружающей Среды, но и к углубленному исследованию истории взаимоотношений Человека и Природы, требует изучения и сохранения природно-историко-культурного наследия. Последнее обстоятельство может быть перспективным для прогностических построений, разработок методов экологической оценки состояния современной природной и культурной Среды, ее мониторинга и, как следствие, разработка методических и практических предложений для ее изучения, сохранения и трансляции. ... Особую роль в системе «Человек - Природа» играет такое сформировавшееся явление, как историко-культурный ландшафт» [1: 93].
Бассейн р. Назым - одно из удивительных по своей красоте мест Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Не случайно коренное население издавна считает Назым священным, а вдоль его берегов встречается немало культовых мест, особо почитаемых местными жителями. О Назыме, его природе и людях в начале XX в. оставил информацию А.А. Дунин-Горкавич. Приведем данное им описание реки: «.Назым берет свое начало севернее 63-ей параллели, из болот, расположенных между реками Амней и Помытом, и, протекая на всем своем протяжении в юго-восточном направлении, впадает в Обь с правой ея стороны, на 20 верст выше устья Иртыша и на 1 версту выше ближайших юрт Тренкиных» [2:53]. Далее: «Русло реки на переборах - каменистое (дикий камень) и песчаное, на омутах - суглинистое и глинистое (синяя глина), до устья Нем-Сугана, а выше устья этой реки и до вершины Назыма - песчаное и суглинистое». По данным А.А. Дунина-Горкавича: «Назым принимает 18 притоков. С правой стороны впадают: Руних, Высеп, Ит-ях, Анпыт-ях, Хоньжу-ут-яга, Сартын Нем-Суган, Моль-юган, Выдыхотын, Пелькат-юган, Выйвар; с левой стороны: Ильбинь-юган, Пан-юган и Куть-юган» [2: 54].
Верховья Назыма и Казыма исторически связывали людей благодаря специфике традиционной хозяйственной деятельности (общие охотничьи тропы). Интересна история освоения бассейна реки Назым казымскими хантами, зафиксированная А.А. Дуниным Горкавичем от них самих и хантов ю. Вершинских (т.е. тех, кто жил здесь до прихода к а-зымцев, представители южной диалектно-этнографической группы): «.теперь р. Назым с притоками в пределах Березовского края заселена Казымцами, предки которых пришли на Назым более 100 лет назад ...» [2: 84], то есть, где-то в конце XVII в., «.До прихода Казымцев на р. Назым владения остяков Тобольского уезда простирались далеко севернее существующих границ; так, по р. Назыму до р. Ев-Югана, а по р. Нём-сугану до р. Тор-соима; севернее же этих рек проживали кочующие самоеды, из которых ныне осталось только три самоеда: Халат, Тангалада и Угла, проживающие при вершине р. Нём-сугана». «.Первым пришел на Назым казымец Хоров из юрт Ильбигорских, поселился с разрешения Вершинских остяков, на месте нынешних юрт Тор-Соим и стал промышлять рыбу. За ним последовали другие выходцы и, мало-по-малу, захватили остяцкие и самоедские земли. Самоедов они сильно теснили и не жили с ними в согласии, отчего последние откочевали дальше на восток. Таким образом, Казымские остяки завладели чужими самоедскими и остяцкими местами и угодьями.» [2: 86].
В прошлом по всему Назыму, начиная с его верховьев, и его притокам располагались небольшие поселения рыбаков-охотников. По данным А.А. Дунина-Горкавича на момент его посещения заселенная часть бассейна р. Назым была представлена 18 населенными пункта-
Формирование поликультурного пространства урала и Зауралья: история, теория, практика
ми. В советское время, вследствие проводившейся политики укрупнения поселков и из-за своей труднодоступности, национальные деревни были ликвидированы. В настоящее время единственным населенным пунктом по Назыму является п. Кышик, к администрации которого относятся родовые угодья, расположенные по его берегам Назыма и его притоков, где ведется традиционная хозяйственная деятельность, воссозданы естественные условия для сохранения традиций и обычаев [3].
Предметом нашего изучения является памятник природного и историко-культурного наследия, известный и почитающийся в среде хантов, проживающих по р. Назым и его притокам. Он получил своё название К'ву-гкг (досл. с хант. Каменный человек), так как представляет собой большой камень по форме напоминающий сидящего со скрещенными ногами человека. Информацию о К'ву-гкг оставил хантыйский поэт В.С. Волдин. В настоящее время о нем рассказали его родственники - жители п. Кышик Е.Н. Волдин, А.Н. Спасенникова (Волдина), Е.Н. Спасенникова (Волдина). Они имели возможность посещать это культовое место еще в детстве со своим отцом Н.Г. Волдиным, угодья которого находились на Ить-Яхе. В силу своей труднодоступности, люди имеют возможность бывать там не часто, преимущественно в зимнее время на буранах. Считается, что посещение этого места приносит человеку счастье и удачу.
О традициях почитания камней у хантов писали К.Ф. Карьялайнен, В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Т.А. Молданова, М.Б. Шатилов и др. Хантыйская поэтесса М.К. Волдина в своём сообщении отмечает: «Внушали наши деды ... с самого детства, что камни имеют душу и святость, требовали относиться к камням как к живым существам.». Среди многих традиций, которые подчёркивали особое отношение к камням, она называет запрет вставать на них ногами, садиться на них без надобности Она также приводит текст обращения к духу Камня на хантыйском со своим смысловым переводом на русский язык [4: 65-68]:
Емау Кев, Пасау Кев Акем вэсн,
Нау вантум ар верэн, Нау тайты ар йэрэн, Иса ситцан нэмман, Иса ситцан вэйман Науена си ма ерумсум, Нау эвацтэна си йэр вохцум, Нау эвацтэна си нётуп каншцум.
Святой Камень, всечувствующий! Камень - Аки ты мой, Ты видел много жизненных дел, Ты помнишь много преград, Через них ты прошел, И ты их хорошо знаешь. У тебя много сил, Всё это я знаю, Всё это люди помнят. Поэтому я к тебе обращаюсь В трудный для меня час. От тебя прошу силы И нуждаюсь в твоей помощи...
«У всех групп хантов, как в настоящее время, так и в прошлом, - пишет Т.А. Молданова, - ученые фиксируют особое отношение к некоторым камням, которым присваивается статус священный (еманг кев). Избранность этих камней среди прочих объясняется необычностью их появления, на необычном месте или особенностями внешнего вида», например, если камни и скалы по своей форме напоминают животное или человека и люди приносили им те или иные жертвы [5: 28-29]. Опираясь на широкий круг этнографических, языковых и фольклорных материалов, она рассмотрела символическую функцию камня в культуре хан-тов, а именно упоминания о священных камнях и их почитании, мотивы превращения божеств и сверхъестественных существ в камень, приписываемые камню сверхъестественные способности.
Вариант легенды о К'еу-1Ы записала В.И. Сподина на р. Ай-Лямин в 1994 г. [6: 165166]. Учитывая небольшой объем текста, приведём его полностью:
_Т. В. Волдина. КАМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК (K'EV-IKI) НА ИТЬ-ЯХЕ КАК ПАМЯТНИК ПРИРОДНОГО...
«Легенда о Кев ики 'Каменном мужике'
Эту легенду Владимир Михайлович Лозямов слышал от своего старшего брата Николая. Где-то по р. Ить-Яха есть камень, который если посмотришь сзади, издалека напоминает сидящего «по-турецки» человека, одетого в малицу. Проходящие люди в небольшое углубление кладут монетки, которые через 30-40 мин. исчезают. Это к счастью, удаче.
Как-то ненецкий бог поссорился с Астый ики и чтобы не уйти с его земли, он поклялся остаться здесь и превратиться в камень. «Лучше буду камнем, чем отдам вам волосы». Но завещал, что пусть люди приносят мне хоть монетку. Если приходит счастливый человек -монетки исчезают. Где-то на северо-запад за дер. Русскинские есть оз. Кев-лор. Там было тоже каменное изваяние».
Как видим, в этой легенде отражены исторические реалии, а именно происходившие в прошлом хантыйско-ненецкие военные конфликты и борьба за территорию. В хантыйском народе рассматриваемая территория находится под покровительством As tyj iki. До прихода казымских хантов культ K'ev-iki мог первоначально иметь отношение к населению, проживавшему здесь ранее, о котором упоминал А.А. Дунин-Горкавич. Учитывая историко-культурное значение данного культового места, являющегося также памятником природы, считаем необходимым внести его под защиту государства с занесением этого объекта в Реестр нематериального культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Литература
1. Ткаченко, О.С., Гомбоев, Б.Ц. Интердисциплинарный подход в изучении сакральных мест (на примере Баргузинской долины Республики Бурятия) // Материалы Международного интердисциплинарного научно-практического конгресса «Сакральное глазами "профанов" и "посвя-щеннных"«. Москва, 21 - 30 июня 2004 г. (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам). - Том 10. - Ч. 2. - М., 2004. - С.93-103.
2. Дунин-Горкавич, А.А. Тобольский Север. В 3 т. - Т. 1. Общий обзор страны, ея естественных богатств и промышленной деятельности населения. - М.: Либерия, 1995. - 376 с.: илл.
3. Волдина, Т.В. О результатах эколого-этнографической экспедиции НИИ угроведения по реке Назым в июне 2003 г. // Первая Югорская полевая музейная биеннале. Материалы докладов и сообщений научно-практической конференции «Роль полевых исследований в сохранении исторического и культурного наследия Югры». Ханты-Мансийск, 29 ноября - 2 декабря 2004 г. - Ханты-Мансийск, 2006. - С. 13-16.
4. Волдина, М.К. Камни имеют душу и святость... // Природные богатства Югры в культуре обских угров. Материалы IV научно-практической конференции (г. Ханты-Мансийск, 4 апреля 2007 г.). - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. - С. 65-68.
5. Молданова, Т.А. Символическая функция камня в культуре хантов // Природные богатства Югры в легендах, мифах и сказках обских угров. Материалы I и II научно-практических конференций. - Ханты-Мансийск: ГУП ХМАО-Югры «Информационно-Издательский Центр», 2006. - С.27-40.
6. Сподина, В.И. Погребальный обряд на р. Ай-Лямин. Легенды, приметы (материалы экспедиции на стойбище В.М. Лозямова, р. Ай-Лямин, 1994 г. Похороны Лоямова Михаила Николаевича (казымские ханты)) // Вестник угроведения. - 2014. - № 1. - С. 165-166.