Научная статья на тему 'ЭТНОГЕНЕЗ МАЛЫХ НАРОДОВ ИЛИ ПОИСКИ ВЕЧНОЙ ИСТОРИИ (ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ)'

ЭТНОГЕНЕЗ МАЛЫХ НАРОДОВ ИЛИ ПОИСКИ ВЕЧНОЙ ИСТОРИИ (ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГЕНЕЗ МАЛЫХ НАРОДОВ / ПОИСКИ ВЕЧНОЙ ИСТОРИИ / ИСТОРИЯ АРМЕНИИ / ХАЯСТАН / ETHNOGENESıS OF SMALL PEOPLES / SEARCH OF ETERNAL HıSTORY / HISTORY OF ARMENIA / HAYASTAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Байрамзаде Самад Зульфали Оглу, Казими Парвиз Фирудин Оглу

The genesis of nations tends to grow and expand. Separated from an ethnic group, small groups are doomed to isolation, vulnerability and backwardness from integration and development. The character of "history" is similar to a human being, and when he goes beyond his natural development, he feels like a person with a "nonvalue complex". To determine the ethnogenesis of peoples, one can reconstruct the general picture of historical genesis by summarizing traditional historical knowledge, information provided by modern archaeological excavations, materials provided by linguistics, ethnogenetics, the theory of proto-languages and modern scientific knowledge. The general outlines of the great genesis and the landscape of ethnos are known in the historical reconstruction of the last 6-7 thousand years. Using this model, it is impossible to recreate the ethnogenesis of isolated peoples. From this point of view, attempts to synonymize such concepts as “Armenian”, “Armenia”, “Armeni”, “haik”, “Urartu” and so on are nothing more than manipulation of isolated small peoples in the “historical darkness”. The famous Russian researcher Alexander Anninsky, in his 1899 book “Ancient Armenian Historians as Historical Sources”, published in Odessa, analyzes several medieval Armenian books, exposes their systematic falsification and considers it wrong to use them as historical sources. One might think that this put an end to the deception of Armenian historians. However, this did not happen, and falsifications and references to exposed sources continue and continue to this day.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOGENESİS OF SMALL PEOPLES OR THE SEARCH FOR ETERNAL HİSTORY (PROBLEMS OF SOURCE STUDY)

The genesis of nations tends to grow and expand. Separated from an ethnic group, small groups are doomed to isolation, vulnerability and backwardness from integration and development. The character of "history" is similar to a human being, and when he goes beyond his natural development, he feels like a person with a "nonvalue complex". To determine the ethnogenesis of peoples, one can reconstruct the general picture of historical genesis by summarizing traditional historical knowledge, information provided by modern archaeological excavations, materials provided by linguistics, ethnogenetics, the theory of proto-languages and modern scientific knowledge. The general outlines of the great genesis and the landscape of ethnos are known in the historical reconstruction of the last 6-7 thousand years. Using this model, it is impossible to recreate the ethnogenesis of isolated peoples. From this point of view, attempts to synonymize such concepts as “Armenian”, “Armenia”, “Armeni”, “haik”, “Urartu” and so on are nothing more than manipulation of isolated small peoples in the “historical darkness”. The famous Russian researcher Alexander Anninsky, in his 1899 book “Ancient Armenian Historians as Historical Sources”, published in Odessa, analyzes several medieval Armenian books, exposes their systematic falsification and considers it wrong to use them as historical sources. One might think that this put an end to the deception of Armenian historians. However, this did not happen, and falsifications and references to exposed sources continue and continue to this day.

Текст научной работы на тему «ЭТНОГЕНЕЗ МАЛЫХ НАРОДОВ ИЛИ ПОИСКИ ВЕЧНОЙ ИСТОРИИ (ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭТНОГЕНЕЗ МАЛЫХ НАРОДОВ ИЛИ ПОИСКИ ВЕЧНОЙ ИСТОРИИ _(ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ)_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.5.79.1063 Байрамзаде Самад Зульфали Оглу

Associate Professor, Doctor of Philosophy, Институт Востоковедения им. Академика З.М.Бунядова Национальной Академии Наук Азербайджана Заведуюший отдела Южного Азербайджана

+994553118071

ORKID:Samad Bayramzadeh 16[0000-0001-6933-7021] Казими Парвиз Фирудин Оглу

Baku State University, Associate Professor, Doctor of Philosophy,

' +994553704141

ORKID: - Parviz Kazimi4[0000-0001-5577-4773]

ETHNOGENESiS OF SMALL PEOPLES OR THE SEARCH FOR ETERNAL HiSTORY

(PROBLEMS OF SOURCE STUDY)

АННОТАЦИЯ

The genesis of nations tends to grow and expand. Separated from an ethnic group, small groups are doomed to isolation, vulnerability and backwardness from integration and development. The character of "history" is similar to a human being, and when he goes beyond his natural development, he feels like a person with a "non-value complex".

To determine the ethnogenesis of peoples, one can reconstruct the general picture of historical genesis by summarizing traditional historical knowledge, information provided by modern archaeological excavations, materials provided by linguistics, ethnogenetics, the theory of proto-languages and modern scientific knowledge. The general outlines of the great genesis and the landscape of ethnos are known in the historical reconstruction of the last 6-7 thousand years. Using this model, it is impossible to recreate the ethnogenesis of isolated peoples. From this point of view, attempts to synonymize such concepts as "Armenian", "Armenia", "Armeni", "haik", "Urartu" and so on are nothing more than manipulation of isolated small peoples in the "historical darkness".

The famous Russian researcher Alexander Anninsky, in his 1899 book "Ancient Armenian Historians as Historical Sources", published in Odessa, analyzes several medieval Armenian books, exposes their systematic falsification and considers it wrong to use them as historical sources. One might think that this put an end to the deception of Armenian historians. However, this did not happen, and falsifications and references to exposed sources continue and continue to this day.

Key words: Ethnogenesis Of Small Peoples, Search Of Eternal History, history of Armenia, Hayastan.

Клучевые слова: Этногенез малых народов, поиски вечной истории, история армении, хаястан.

Генезис наций имеет свойство расти и расширяться. Отделенные от собственного этноса небольшие группы обречены на изоляцию, уязвимость и отсталость от интеграции и развития. Характер «истории» подобен человеку, и когда он выходит за пределы своего естественного развития, он чувствует себя человеком с «комплексом неполноценностьи».

Чтобы определить этногенез народов, можно реконструировать общую картину исторического генезиса, обобщив традиционные исторические знания, информацию, предоставленную современными археологическими раскопками, материалы, предоставленные лингвистикой, этногенетикой, теорией протоязыков и современными научными знаниями. Общие очертания великого генезиса и ландшафта этноса известны в исторической реконструкции последних 6-7 тысяч лет. Используя эту модель, невозможно

1 Kamran imanov. Qadim matnlar va klassik manbalar ermanigilik saxtakarliqlanni va uydurmalanni if§a edir

воплощать идеи об этногенезе изолированных народов. С этой точки зрения попытки синонимизировать такие понятия, как «армянин», «Армения», «армяни», «хайк», «Урарту» и так далее, не более чем манипуляции изолированными малочисленными народами в «исторической тьме».1

Известный российский исследователь Александр Аннинский в своей книге 1899 года «Древние армянские историки как исторические источники», изданной в Одессе, анализирует несколько средневековых армянских книг, разоблачает их систематическую фальсификацию и нецелесообразным использовать их в качестве исторических источников. Можно подумать, что это положило конец обману армянских историков. Однако этого не произошло, а фальсификации и ссылки на разоблаченные источники продолжаются и продолжаются по сей день.

vэ ya "Агтетуа" эrazisinin hэqiqi sakinbri haqqmda, Вак1, 2019

Некоторые политики используют имена людей во «тьме истории» в своих целях и пытаются «узаконить» фальсификацию истории. С этой точки зрения важно научно проанализировать и оценить взгляды и мнения экспертов, включенных в научно -политический цикл.

Территория пещеры «Азых», которая охватывает территорию Азербайджана и является первым человеческим поселением в мире, принадлежность которого была доказана два миллиона лет назад, находится под армянской оккупацией с 1993 года, расположена на северо-западе город Физули Азербайджанской Республики, на расстоянии 14 км, на левом берегу реки «Гуручай», на высоте 900 метров над уровнем моря, имеет площадь 800 кв.м. Сейчас археологи Армянской академии наук с привлечением профильных научных кругов Испании и Великобритании «проводят исследования» в этой пещере, которую они называют «Азох», и пытаются «доказать», что «наиболее «древний армянин» жил в этой пещере. Таким образом, политизируя результаты этих раскопок, армяне пытаются оправдать свои территориальные претензии к Нагорному Карабаху.2

Только в странах с реакционными и диктаторскими режимами исторические исследования входят в компетенцию политических партий, а не историков и экспертов. Например, Ара Нранян, с 1973 года рождения, выпускник Армянского государственного экономического университета, член партии Дашнакцутюн, член Коллегии Евразийской экономической комиссии, а также парламента Армении с 2 января 2015 года, опубликовал статью на сайте «Ароват»: «Нужна новая конфигурация. По пути в Константинополь ...», без каких-либо исторических фактов и научных оснований, необоснованно и нелогично заявляя, что Карабах, как и все азербайджанские земли, является их исторической родиной: «Карабахский вопрос — это часть большого армянского вопроса, права армянского народа жить на своей исторической родине».3 Пытаясь защитить свой «тезис» с помощью демагогии, он пишет, что это право уже много лет оспаривается пришлым тюркским этносом, который при каждой удобной международной ситуации делает еще один шаг к реализации своей программы. Затем Ара Нранян, как всегда, пытается обвинить турок в «бедности» армян, обвинивь их в геноциде и пишет: «Все, что предпринималось ими в регионе, имело целью очистить Армянское нагорье от армян — резня и погромы конца 19-го века, геноцид армян в Османской империи в 1915 году, оккупация Западной Армении и части Восточной Армении Турцией, появление Азербайджана на карте сто лет назад и передача ему в 1921 году армянонаселенных районов Нахичевань и Карабах (вспоминая о международном праве, Азербайджан

почему-то в данном случае умалчивает о незаконной аннексии и оккупации чужих территорий), этнические чистки и демографические изменения в этих автономия».4 В итоге, обозначив свои основные цели, А. Нранян отметил, что решение армянского вопроса и восстановление прав на свою родину всегда были, есть и будут основной идеологией и задачей армянского народа во всем мире. «Только восстановление прав и территориальной целостности Армении может обеспечить долгосрочный мир, развитие и безопасность армянского народа», - пишеть автор статьи.5 Это означает, что Армения считает оккупированные территории своими «законными землями» и не планирует их возвращать. Прошла тысяча пятьсот лет со времени последнего «великого переселения» народов. Однако некоторые армянские политтехнологи все еще мечтают о новом разделе мира.

После этого автор «подчеркивает» невозможность мирного решения этого вопроса и в конечном итоге пишет: "Сегодня при всех своих проблемах и недостатках армянское государство, армянская нация в Армении и в диаспоре, в морально-психологическом и военно-

организационном плане (и не только) готова к реализации нового масштабного проекта по восстановлению исторической

справедливости. Под управлением решительной, амбициозной и грамотной национальной политической элиты страна и нация в состоянии решить новые задачи".6

Другой армянский автор, Рубен Галикян, в своей книге "Столкновение историй на Южном Кавказе, перекройка карт Азербайджана, Армении и Ирана», опубликованной в Лондоне в 2012 году, излагает демагогические тезисы о территориях сегодняшнего Азербайджана и пытается доказать, что создание новой страны под названием Азербайджан к северу от реки Аракс было политикой, соответствующей советской идеологии, и в соответствии с этой политикой они фальсифицировали историю и предъявляет претензии Азербайджану в Иране. Таким образом, переписывая историю Северного Азербайджана, были разработаны и выдвинуты основы азербайджанской национальной идентичности. Таким образом, Р.Галикян приходит к выводу, что история Азербайджана, карты этих территорий являются ложными и сфабрикованными, пытаясь обосновать, "что эти территории являются землями Армении".

Сегодня в идеологической борьбе Армении против Азербайджана власти Ирана оказывают самую подходящую и необходимую поддержку. Так, 2 октября 2018 года в выступлении главы Общества по культурным, социальным и спортивным вопросам муниципалитета г.Исфахан

2

http://www.armenianvandalism.az/ru_khojavand.html

3 https://www.aravot-ru.am/2020/08/04/333421/

4 Там же

5 https://www.aravot-ru.am/2020/08/04/333421/

6 Там же

Мохаммада Эйди во время встречи со студентами Ереванского университета говарил о культурных отношениях Ирана и Армении, обсуждались сходство языка и общая идентичность персов и армян. Беседа была посвящена «пропаганде вопроса». В своем выступлении иранский чиновник подчеркнул, что «Армения - это ворота для иранцев, которые могут познакомиться с западной культурой, и между иранцами и армянами никогда не было чувства отчуждения» (Иран ва Арманистан до ховиййат-э моштарак дар до джографийа хастанд).7

Эта позиция Эйди перед студентами Иреванского университета, выражаеть позицию его страны в отношении Армении, и это была подтверждена на более высоком уровне деятельностью Чрезвычайного и Полномочного Посла Исламской Республики Иран в Ереване. Так, после нападения Армении на Азербайджан (по направлении Товузского района) 12 июля 2020 года посол Ирана встретился в начале августа с министром обороны, министром промышленности и высоких технологий Республики Армения и сказал, что "исторические связи вынуждают Иран укреплять отношения с Арменией."8 Хотя эти люди не имеют никакого отношения к профессиональной истории, они заявляют, что их разговоры основаны на исторических фактах.

Изданная в Тегеране в 2008 году 180-страничная книга Фариборза Махиряна «Армения» также подтверждает позицию иранского чиновника М.Эйди по отношениям Иран-Армения. В книге подчеркивается, что Армения - небольшая страна, граничащая с Ираном и имеющая с ним общую границу, и, несмотря на религиозные различия, эти две страны имеют много исторического и культурного сходства. Кроме того, Армения является мостом между Ираном, Кавказом и Восточной Европой и поэтому имеет большое значение для Ирана.

Как видите, режим «муллы» (духовенства) Исламской Республики Иран, который рассматривает азербайджанцев как силу, способную разделить страну, как это было во времена династии Пехлеви, не нацелен на азербайджанцев-мусульман, которые составляют около 41,42% населения страны, а полагается на армян-христиан, составляющих всего 0,85% население Исламского государства (наряду с ассирийцами)9 и имеющих ту же родословную, что и персы, видит в них «дверь надежды» и в то же время оказывает им полную поддержку. По словам историка Видади Мустафы Кемаля, «сторонники правящего в Иране персидского национализма (по сути, персидские шовинисты) согласятся на крах своей страны, но не согласятся на признание и гарантию национальных прав южных азербайджанцев».10 Таким образом, машина

пропаганды армян в Иране против Азербайджана и азербайджанцев может легко проводить антиазербайджанские кампании, используя созданную для них свободу прессы и легитимность «Армянского халифата» и церкви.

Следует отметить, что тенденция жертвовать «истинной историей» политологам наблюдается не только в этой географии. Пиар (PR) компании, ориентированные на отечественную аудиторию политологов, больше похожи на «тост» на вечеринке, чем на раскрытие исторической правды. Их необоснованные и нелогичные взгляды не должны оставаться без ответа, когда они выходят за пределы отечественной аудитории и входят в международное научное сообщество.

В статьях, опубликованных в персидских СМИ в Иране, научных и научно-публицистических книгах, история «Великой Армении», о которой мечтали армяне, «оправдывается» и продвигается путем фальсификации или даже подчеркивания истории других стран региона, особенно Азербайджан. Фактически, армяне формируют антиазербайджанские настроения, используя свои официальные позиции и прямую поддержку персидских шовинистов, находящихся у власти в Иране, и проводят национальную политику, которая: «Азербайджанские турки пришли сюда позже, что армяне, живущие здесь еще до истории, и они (азербайджанцы) оккупировали родину армян и изгнали их». Они пытаются создать и сформировать образ врага на примере азербайджанцев.

16 марта 2020 г. на сайте «Тарих-э ма» («Наша история») был опубликован большой том под названием «Тарих-э тамаддон-э Армения-йе бастан» (История культуры древней Армении), который издает и продвигает результаты научных исследований. Книга (имя конкретного автора не указывается) является попыткой обосновать идею «Великой Армении» и статья под заголовком «Гар-э Арни» (пещера Арни) указывает на то, что Армения очень древняя поселение в этом районе. Согласно легенде о Ное, название «гора Арарат» говорит о том, что Ноев ковчег находился в горах Арарата, когда паводковые воды отступили и выжившие из Ноева ковчега отправились в другие страны. Таким образом, подчеркивается, что история армян не только древняя, но и что многие народы произошли от них. В 21 веке должно быть стыдно, что такие люди, особенно те, кто называет себя учеными, все еще пытаются рассказывать бессмысленные «старые сказки», создавать истории, основанные на мифологии, и передавать их будущим поколениям.

В статье «Армения под властью Российской империи» говорится о Гюлистанском и Туркменчайском соглашениях, подписанных между Ираном и Россией в 1813 и 1828 годах

7 https://www.imna.ir/news/354972/

8 http://gadtb.com/tovuz-t%c9%99xribatindan-sonra-

iraшn-erm%c9%99nistana-

h%c9%99rt%c9%99f%>c9%99li-yardimi-davam-edir/

9 §.Taglyeva. Э.ИэЫтИ. S.Bayramzadэ.Guney Azэгbaycan, "Огхап", Вак1, 2000, s.63

10 "Butбv Azэгbaycan" qэzeti, say 04/377, 27 fevral 2020-С И

соответственно, и в списке разделенных земель упоминается Армения, а не Иреван. Заголовок гласит: «12 октября 1813 года в селе Гулистан Карабахского велаята был подписан мирный договор, согласно которому Восточная Грузия, Гянджа, Карабах, Шеки, Ширван, Баку, Губа, Талыш, Дербент и части «Армении» под властью Гаджара, включая провинции Ширак и Лори, султанаты Газаха, Шамшаддила и провинцию Сион, были переданы царской России. В 1827 году русская война возобновилась, и территории «Армении» (речь идет о городе Иреван), которые находились под контролем Гаджаров, были оккупированы русскими одна за другой. 10 февраля 1828 года в селе Туркменчай был подписан мирный договор, по которому Восточная Армения была присоединена к России. Вскоре после заключения Туркменчайского мирного договора в 1828 году началась война между Россией и Османской империей, и Россия оккупировала большую часть Западной «Армении», а в 1829 году вышла за пределы Эрзурума ( тут и появился большой аппетит о "великом армении")

В статье представлена Армения как независимое государство в исторический период, начавшийся с оккупации Арабского халифата, и показано, что Армения была одним из самых «богатых» субъектов халифата.

«Военная мощь Армении на протяжении всей истории», «События в Армении в средние века», «Армения в конце четырнадцатого и начале пятнадцатого веков», «Армянская династия Лузиных», «Армянская династия Хатуми», «Армянская Киликия», «Монгольское нашествие на Армению», «Армянская династия Закаридов», «Армения в сельджукский период», «Багратион в истории Армении», «Арабское вторжение в Армению», «Армяне и цари Сасанидов», «Мамиконы в истории Армении», «Династия Ашканидов в Армении», «Династия Арташесов в истории Армении», «Армяне в период правления династии Селевкидов», «Ахеменидская Армения», «Династия Ирванди (Ерванди) в истории Армении», «Армения в (срединный) период», «Ранняя Армения или Урарту», «История армянского имени», «Комментарий к трудам Моисея (Хорнина)» и аналогичные исторические рубрики, где Армения представлена как страна с «древней, независимой, полной военной силы и героизма страной».11

Об Иреване написана статья армянского автора Ш. Хоспияна на персидском языке под названием «Негахи мохтасар бе тарих-э Иреван» (Краткий обзор истории Иревана). Эта статья автора далека от научных, логических и сравнительных методов. Таким образом, этимология географических названий на территории современного Еревана до смешного оправдывается. Якобы названия географических мест, показанные на карте современной Армении,

были изменены в прошлом, в средневековых источниках. В этой статье автор отмечает, что река «Раздан», которая берет свое начало из озера Севан (Гейча) и проходит через город Ереван, называется «Ильдаран» в урартских источниках, «Занги» в персидских источниках. Другая река, протекающая через город Иреван - река «Гедик», в персидских источниках «сорок родников». То есть в средневековых источниках названия этих исторических мест в Иреване «сознательно фальсифицировались» средневековыми авторами (какая сильная логика, не правда ли ?!). Автор ссылается на события в Иреване, цитирует византийские источники (фактически, без каких-либо цитат) и отмечает, что правителями этого города в то время были армяне. Ссылаясь на византийские источники (не указывая на источник), не ссылаясь на конкретные источники, автор пишет, что во время войн правителей Шаддади с византийскими войсками правитель Иревана Леон Торник воевал против Византии, а византийские источники именуют Иреванскую крепость «Халидун» (Сегодня здесь установлен мемориальный комплекс жертвам так называемого геноцида армян). В этой масштабной статье, представленной армянским автором, история Иревана была сфальсифицирована, и к ней

подошли с позиции и интересов сегодняшних

12

националистических, шовинистических армян.12

Статья «Музе-йе тарих-э Иреван» (Музей истории Иревана), опубликованная на иранском новостном аналитическом портале «55», является чисто пропагандистской и не имеет какого либо научной основы. В нем отмечается, что «Армения и ее столица Иреван, которые сегодня имеют очень небольшую территорию, имеют очень древнюю историю». Царь Урарту Аргишти I в 782 году (до н.э.) построил крепость под названием «Эрубуни» или («Арианская птица») на юго-востоке Иревана и объявил ее самым важным правительственным и военным центром страны - Урарту. В первые 300 лет первого тысячелетия они создали одно из самых могущественных государств на Востоке. Памятники Урарту, распространенные в Иране, Армении, Турции, Ираке и Азербайджане (Нахчыване), представлены как исторические памятники, отражающие древнюю историю Армении и охватывающие исторический период от каменного века до наших дней. Таким образом, пропагандируется, что Иреван является центром древнего армянского государства, и что армяне

13

жили на этой территории с древних времен.13

В этих статьях и книгах Армения представлена и продвигается как толерантная страна, а армяне -как толерантный народ. Так, доктор Муртуза Ашрафи, эксперт по России, Центральной Азии и Кавказу, посетил сайт официального информационного агентства «Хозех» (Бассейн) и написал книгу, посвященную жизни, деятельности, религиозным верованиям, истории религии и

11

https://tarikhema.org/Subjects/ancient/other/armenia/

12 https://www.paymanonline.com/

13 https://www.55online.news/

религиозным памятникам мусульман в Армении под названием "Мосалманан-э Арменистан ядегари аз доуран-э тарихи-йе Иран" («Армянские мусульмане - пережиток древней истории Ирана»), в котором однозначно отстаивает позицию Армении. Таким образом, обращаясь к истории религии и религиозности, автор сознательно искажает нынешнюю ситуацию в Кавказском регионе, исторические и политические причины азербайджано-армянского, нагорно-карабахского конфликта с позиции, не устраивающей исследователя, ученого. «Армения - одна из азиатских стран на Кавказе, и это страна, где мусульмане исторически жили в мире с другими религиями», - написал он. Однако в результате известных событий, начавшихся в 1988 году (азербайджано-армянский нагорно-карабахский конфликт), более миллиона азербайджанцев-мусульман, проживающих в Республике Армения, были изгнаны со своих родных земель. Так, согласно последним статистическим данным, «сегодня 2,4% из 2,5 млн населения Армении составляют мусульмане, 72,9% - христиане григорианцы, 4% - католики, а 20,7% -представители других религий ". Следует отметить, что проживающие в настоящее время в этой стране мусульмане (азербайджанцев среди них нет) поселились в основном в городе Иреван, где проживают курды и представители племени «азери».14

В 2014 году на сайте международного информационного агентства «Игна» в Иреване была опубликована статья под названием «Танха йадегар-э мемари-йе Иран дар Арменистан -Масджед-э Кябуд» (единственный памятник иранской архитектуры в Армении - «Голубая мечеть» Еревана). Помимо указания на то, что толерантность является неотъемлемой частью государственной политики в Армении, отмечается, что Иреван является древним армянским поселением и его культурные памятники были созданы армянами.15

Как отметила Марьям Джалилванд в статье в утренней газете «Шахрванд» под названием «Иреван бафт-э тарихи надарад» (Ереван не имеет исторического содержания), после обретения Арменией независимости армяне начали переписывать и творить занова историю. С этой целью они установили статуи, надгробия и статуи национальных героев на севере, юге, востоке, западе и в центре Иревана, пытаясь создать и сохранить свою культуру, используя современные архитектурные стили.16

Один из основных центров, направляющих армян в создании фальшивой армянской истории

(на самом деле «Великой Армении») для армян и, таким образом, узурпируя и присвоив их земли, подвергая геноциду другие народы, особенно азербайджанцев, являеться армянская

григорианская церковь и Дашнакцутюн.

В период с 95 г. (до н.э.) до наших дней (около 2500 лет), период когда не было армянского государства, армянская григорианская церковь взяла на себя функцию государственности среди армян и даже функцию соединения армян, рассеянных по миру. В то время армянская церковь принимала решения о гражданстве, выдавала свидетельства о собственности людей, заключала браки между молодыми людьми, рекомендовала им районы, в которых они будут жить, защищала их, мобилизовывала их при необходимости, жестоко наказывала вышедших из-под контроля и даже выполняла нотариальные функции. То есть функции, которые могло выполнять государство, выполняли церкви и их местные отделения. С этой точки зрения армянская церковь сыграла большую роль как в формировании армянской нации, так и в воспитании в ней чувства национализма и ненависти. Сегодня решение армянской григорианской церкви сильнее решения армянского государства. Этот фактор зарекомендовал себя, особенно для армян всего мира. По этой причине армянская григорианская церковь сыграла важную роль в формировании ряда армянских террористических организаций. Таким образом, в некоторые важные моменты армянско-григорианская церковь различными способами поощряет и запугивает окружающих, с одной стороны, а с другой стороны, служа целям и задачам партии Дашнакцутюн. 17

Исследователи Маниджа Турабзаде, Акрам Гусейнпур, Фариба Шахидифар и Фахима Везири, разъяснившие деятельность партии Дашнакцутюн с момента ее создания до наших дней по созданию «Великой Армении», опубликовали книгу под названием «Суть эволюции в Центральной Азии и на Кавказе (Центральная Азия и Кавказ). Партия «Дашнакцутюн», в каждом случае опираясь на свою «Великую Армению», решала проблему нехватки национальной территории жестоким и преступным путем: 211 азербайджанских сел в Иреванской области были превращены в руины, а сотни тысяч людей были «уничтожены» и около 300 000 иреванских азербайджанцев были убиты».18

Кстати, следует отметить, что первая христианская церковь, основанная сыновьями Апака, не принадлежала армянам, но позже изменила свою сущность в историческом процессе как армянская григорианская церковь и стала

14 https://www.hawzahnews.com/news/417147/

15 https://iqna.ir/fa/news/1400312/

16 http://shahrvand-newspaper.ir/News:NoMobile/Main/126259

17

http://www.anl.az/down/meqale/ses/2011/yanvar/1516 62.htm

18 Манижа Турабзаде, Акрам Гусейнпур, Фариба Шахидифар ве Фахиме Везири. "Махиййет-э тахавволат дар Асия-йе Меркези ве Гафгаз (Суть изменений в Центральной Азии и на Кавказе), Везарат-э омур-э харедже, дафтар-э моталеат-э сияси ве бейнолмелали, № 1,Тегеран, 1373/1994, стр.71

центром армянского «кланового» правления. По этой теме необходимо отдельное исследование.

Известный южно-азербайджанский историк Самед Сардариния также коснулся планов армянской партии Дашнакцутюн и армянской церкви по созданию «Великой Армении» в своей книге «Ереван - провинция мусульман» (Тебриз, 1380/2001, 248 стр.) показывает, что Чукурсед, одна из четырех областей Азербайджана, и ее столица, Иреван, на протяжении веков были мусульманским регионом.19 Автор также представляет отчет, направленный в центр российским чиновником Иваном Шопеном с целью разъяснения условий, созданных для армян в Северном Азербайджане, который был присоединен к России после Туркменчайского договора и заставили турок покинуть свои родные земли. Земля и имущество были разделены между армянами. Комментируя ситуацию и ее последствия, автор пишет, что в 30-е годы XIX века более 80% населения Иревана составляли турки-мусульмане, но в последующие годы в результате российско-армянского насилия против мусульман они были вынуждены переехать из Иревана в другие регионы. Таким образом, в конце XIX века Иреван, имевший 6 больших мечетей, 50 высокообразованных мусульманских священнослужителей и 1807 азербайджанских семей, стал армянским городом.

Даже Ахмад Касрави из Тебриза (Иран), один из основоположников теории национализма против азербайджанцев в Иране, в своей книге «Шахрияран гомнам» («Забытые династии», издательство «Айдын», Тебриз, 1388/2009, 348 стр.) протестовал против фальсификации истории Азербайджана армянами и создания вымышленной и ложной истории." На странице 238 данной книги он пишет: "Многие армяне утверждают, что власть здесь (в Армении) перешла в руки мусульман после арабского завоевания. Правители были посланы сюда либо из Багдада, либо из Азербайджана. Двин и его окрестности долгое время находились в руках иранских аристократов (следует понимать азербайджанскую аристократию), и большинство населения в этом регионе составляли иранцы (турки)».20

Автор книги «Зохур ве согут-э салтанат-э Пехлеви» («Взлет и падение правительства Пехлеви», том 1, «Эттелаат», Тегеран, 1990, 708 стр.) Гусейн Фардуст, бывший генерал армии Ирана подтверждая позицию таких авторов, как Маниджа Турабзаде, Акрам Гусейнпур, Фариба Шахидифар, Фахима Везири, Самад Сардариния, Ахмад Касрави, пишет, что территория Республики Армения является территорией провинции Чукурсед, одной из четырех провинций Азербайджана. 21

Все это показывает, что после разделения Азербайджана на север и юг такие сверхдержавы, как США, Великобритания, Франция, Германия и Россия, которые хотят использовать эти регионы в своих экономических и политических интересах, территория которая являеться неотъемлемой частью тюркского мира, против турок (азербайджанцев) в Азербайджане систематически совершался акт геноцида. Основной целью этого геноцида было создание так называемого армяно-христианского государства на территориях, населенных турками-мусульманами, и особенно в окрестностях Османской империи, что было решительной поддержкой турок во всем мире. Вот почему в таких регионах, как Восточная Анатолия, Северный и Южный Азербайджан, армяне совершили акты геноцида против азербайджанцев. К сожалению, на сегодняшний день полная карта этого политического акта не разработана.

Поэтому, чтобы понять и оценить бесчеловечные акты, зверства, убийства и грабежи, совершенные армянами против Азербайджана и азербайджанцев в разные исторические периоды, короче говоря, акты геноцида, совершенные против них, надо изучить реальную историю этой земли на основе фактов, документов и неопровержимых источников, и передать людям письменно.

В связи с этим статья Х. Яздани, опубликованная 26 марта 2020 года на сайте «Азербайджанского студенческого движения» (А20Н) на персидском языке под названием «Тарих-э мохаджеран-э ирвани ве торкан-э армани ра бехтар бешенасим» (Давайте лучше познакомимся с историей эмиграции ирванов и армянских турок)22 заслуживает внимания, так как основывается на исторические источники и научные исследования, и поэтому нам необходимо сосредоточиться на анализе этой статьи и прокомментировать ее основное содержание и цель.

В этой статье автор пытается доказать, что ирванцы (автор ссылается на армянскую династию, называемую ерванидами, ервандидами, оронтидами, ервандуни или ервандакан и называя их поддельными армянами современности) поселились в древней Армении, подвергнув тюркские народы геноциду и эта группа индийских и арийских иммигрантов, не имеет родства с армянами. Автор статьи делает такой тезис во введении к статье, что на самом деле современные ир(е)ванцы отобрали слово «армянин» в своих интересах. После этого автор пытается доказать этот выдвинутый в статье тезис историческими фактами, логическим сравнением и научной методологией. Можно сказать, что автор достиг своей цели в статье, и тем самым он смог дать

19 С. Сардариния. Иреван йек вилаят-э мосалманнешин буд («Ереван - провинция мусульман») ",Тебриз, 1380/2001, 248 стр.

20 Ахмад Касрави. Шахрияран гомнам (Забытые

династии, на основе издания 1928 г.), издательство

«Айдын», Тебриз, 1388/2009, 348 стр.

21 Гусейн Фардуст. Зохур ве согут-э салтанат-э Пехлеви (Взлет и падение правительства Пехлеви), том 1, «Эттелаат», Тегеран, 1990, стр.85

22 https://www.azoh.net/4310/

разумный ответ современным националистическим армянским исследователям, ученым и пропагандистам, пытавшимся запутать научную и социальную среду, фальсифицируя исторические события.

Следует отметить, что используемые армянами этнонимы «хай» как форма (самоназвание), представления или «хайестан» которые они называют своей страной, не имеют ничего общего с топонимами "армян" или "армения".

Автор статьи Х.Яздани подчеркивает, что одна из основных целей данной статьи - дать больше информации о древней стране «Урарту», поскольку ир(е)ванцы, а точнее сегодняшние фальшивые армяне, намерены присвоить историю цивилизации Урарту в своих интересах. В статье автор привлекает внимание своими очень интересными соображениями в разделе «Ханство Манна» и с убедительными доказательствами разъясняет этимологию «армянской» идентичности и «армянского» географического района. Согласно этому разделу, исторические границы государства Манна совпадают с провинцией Западный Азербайджан в соответствии с нынешним административно-территориальным делением Ирана, а столицей этой страны был Изурту (Изйурт), а народ Манна говорил на языке «хури». (.Источник: Iranian Identity in Ancient Times (Иранская идентичность в древние времена), Richard N. Frye, «Iranian Studies», Vol. 26, No. 1/2, Winter - Spring, 1993, стр. 143-146).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Слово «юрта» или «юрд» по-турецки означает «родина», а слово «аз», скорее всего, употребляется как «из» в чтениях зарубежных авторов. «Изюрту» означает «родина изов (или азов)». Далее автор отмечает, что имя одного из руководителей ханства Manna было «Аза», и считается, что это имя связано с именем «Азербайджан». Что касается приставки «эр» в турецком языке (написанной на персидском, арабском языках, а также в старом алфавите азербайджанцев в форме « J», она также звучит как «ар», «ор» или «ур»), то автор статьи Х. Яздани отмечает что это слово использовалось при создании многих героических эпосов на турецком языке, что означает «храбрый человек» (Источник: Logatutturk-e Kashgari). Например: ар (храбрый) + аслан = Арслан (Арслан - храбрый как лев), эр (ор) + хан) = Орхан (храбрый хан) и так далее.

Более интересны и примечательны взгляды автора на этимологию и историю слов «армянин» и «Армения», приведенные им примеры и источники, подтверждающие это. Таким образом, после того, как автор поясняет значение выражений "эр" (аг, ор или иг), приходит к выводу, что название Манна происходит от соединений "эр" + "Ман(н)а" (Mni) = Эрма(н)на (Армения), "эр" + "мини"= эрмини (армянин) и утверждает, что выражения "Эрмана" (Армения) или "эрмини" (армянин) являются туркскми словами, и что эти слова не связаны с сегодняшними "ир(е)ванцами" (на самом деле

сегодняшними поддельными армянами), или тем более «хайами» не имеет никакого отношения.

Затем автор пишет, чтобы уточнить историю и этимологию слов «Эрмениййе» или «Эрменистан»: Между двумя государствами, такими как Турукки и Урарту, происходили многочисленные битвы за власть над ханством Ман(н)а (или Минни). Государство Урарту чтобы занять Манну и объявить ее неотъемлемой частью, и таким образом гарантируя, что государство Турукки больше не претендует на власть над ханством Манны, изменило название страны на «Эрманна» (эрмини или эрмени). Исходя с этого времени государство Урарту стало называться «Эрмени». Позже он произносился как «Эрминия» по-гречески и как «Эрменистан» (Армения) в персидском Ахеменидах.

Что касается значения слова Урарту, автор статьи ссылается на идентичность народа Урарту как на туранскую, цитируя «Прикладную географию» Этимадуссалтаны, и заявляет, что слово «Урарту» произносится как «Урартур» на местном языке. Приставка «ур» здесь относится к шумерскому языку, означающему «святое место», а слово «тур» означает «быть турком», Урарту, что означает «священная родина турок».

Вывод автора: Эрмениййе, Эрменистан (Армения) - страна Манна (Эр + Манна), «населенная отважными людьми», а Урарту (Ур + эр + тур) - «священная родина отважных турок». Урмия (Ур + Ми) также является «священным местом», где родился Зороастр.

Что касается языка коренных народов, то автор, основываясь на результатах недавних исследований существующих источников, пишет, что Урарту не имеет ничего общего с симитскими, индоевропейским и афроазиатскими языками, но является ответвлением языка хури (Источник: The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East (Оксфордская энциклопедия Археология Ближнего Востока) - стр.292, Эрика М. Мейерса, американца; Предыстория армянского народа. И. М. Дьяконов).

Одним из наиболее интересных и важных моментов статьи является то, что автор раскрывает историю сегодняшних «фальшивых ир(е)ванцов». В результате иноземных вторжений кимеров, саков и мадов с Балкан в Урарту (Эрмениййе или Эрменистан) в VII веке до нашей эры и последовавших за этим борьба в течение почти 100 лет ослабло государство, а местное самоуправление рухнуло. Урарту был захвачен в 6 веке и полностью рухнул в 590 г. до н.э. и был стерт с исторической сцены (Источник: Chahin, M. (2001). The Kingdom of Armenia: A History. Psychology Press (Королевство Армения: История. Философия). стр. 107. ISBN 978-0-7007-1452-0; Van de Mieroop, Marc. A History of the Ancient Near East (История древнего Ближнего Востока) c. 3000 - 323 BC. Cornwall: Blackwell, 2006, стр. 205. ISBN 1-40514911-6).

Автор цитирует достоверные источники, в которых говорится, что группа последователей

этой индийской секты Ир(а)ван в далеком прошлом мигрировали из Индии на юго-восточные Балканы и жили в этой географии в небольших количествах. Эти люди называли себя племенем (народом) «хай». В VI веке до нашей эры эти ир(е)ванцы (племя «хай»), жившие в небольшом количестве, переселились к озеро Ван.

Армянская энциклопедия также признает, что предки «армян» (современные поддельные армяне) были фригийскими иммигрантами, которые мигрировали с южных Балкан в Урарту (Армения) и первоначально поселились только на западе страны в качестве меньшинства (Источник: Советская Армянская Энциклопедия. 1986 г., том 12, стр. 276-283; Samuelian, Thomas J. Armenian origins: an overview of ancient and modern sources and theories (Армянское происхождение: обзор древних и современных источников и теорий), Iravunq Pub. House).

Эти «фальшивые ир(е)ванцы» называли себя "хай" (во множественном числе "хаяк", т.е. хайцы). Поэтому после завоевания территории Армении (Урарту) местность получила название «Хайестан», то есть «земля хая». После завоевания Армении и заселения данной территории ир(е)ванцами, т.е. хайами, стали называть их «армянами». Греческие историки до сих пор используют слово «Армения», а персы - слово «Эрменистан», однако ирванцы или «хайцы» никогда не представлялся армянами в прошлом. Для того, чтобы присвоить земли Манны (Эрмани), они называют себя армянами! ! ! Однако их притязания не имеют исторических оснований. Сказанное дает основание говорить, что Кура, Араз, Арарат и Армения являются историческими землями азербайджанских тюрков

(азербайджанцев), а «хайцы»- переселенцы на этих землях и никогда не были «доминирующим народом» на этих территориях.

ССЫЛКИ

l.Kamran imanov. Qadim matnlar va klassik manbalar ermaniçilik saxtakarliqlarini va

UDC: 945 (575.1)

uydurmalarini if§a edir va ya "Armeniya" arazisinin haqiqi sakinlari haqqinda, Baki, 2019

2.http://www.armenianvandalism.az/ru_khojavan d.html

3.https://www.aravot-ru.am/2020/08/04/333421/

4.https://www.imna.ir/news/354972/

5.http://gadtb.com/tovuz-t%c9%99xribatindan-sonra-iranin-erm%c9%99nistana-h%c9%99rt%c9%99f%c9%99li-yardimi-davam-edir/

6.§.Tagiyeva. O.Rahimli. S.Bayramzada.Guney Azarbaycan, "Orxan", Baki, 2000

7."Butov Azarbaycan" qazeti, say 04/377, 27 fevral 2020-ci il

8. https ://tarikhema. org/Subjects/ancient/other/ar menia/

9.https://www.paymanonline.com/

10.https://www.55online.news/

11.https://www.hawzahnews.com/news/417147/

12.https://iqna.ir/fa/news/1400312/

13.http://shahrvand-newspaper.ir/News:NoMobile/Main/126259

14.http://www.anl.az/down/meqale/ses/2011/yan var/151662.htm

15.Манижа Турабзаде, Акрам Гусейнпур, Фариба Шахидифар ве Фахиме Везири. "Махиййет-э тахавволат дар Асия-йе Меркези ве Гафгаз (Суть изменений в Центральной Азии и на Кавказе), Везарат-э омур-э харедже, дафтар-э моталеат-э сияси ве бейнолмелали, No 1,Тегеран, 1373/1994

16.С.Сардариния. Иреван йек вилаят-э мосалманнешин буд («Ереван - провинция мусульман») ",Тебриз, 1380/2001, 248 стр.

17.Ахмад Касрави. Шахрияран гомнам (Забытые династии, на основе издания 1928 г.), издательство «Айдын», Тебриз, 1388/2009, 348 стр.

18.Гусейн Фардуст. Зохур ве согут-э салтанат-э Пехлеви (Взлет и падение правительства Пехлеви), том 1, «Эттелаат», Тегеран, 1990

19. http s ://www.azoh.net/4310/

20.http://www.patriarchia.ru/db/text/369778.html

_MEMOIRS ON THE SOVIET PERIOD OF THE HISTORY OF UZBEKISTAN_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.5.79.1064 Arslonzoda Rakhmatzhon Arslonboevich

Candidate of historical sciences, Associate Professor, Department of World History Ferghana State University Republic of Uzbekistan

ANNOTATION

Memoirs are one of the important types of historical sources. The article first gives a general overview of memoirs on the Soviet period in the history of Uzbekistan. The classification of memoirs by their ideological orientation and time of writing is given. The characteristic features of memoirs belonging to the pen of various groups of memoirists - veterans of the revolution, civil and Great Patriotic Wars, party and Soviet workers, literary and art workers, are revealed. The author shows the flaws inherent in individual groups of memoirs that require a critical approach to their use as historical sources. It is concluded that although a significant part of the memoirs of this period is saturated with the spirit of communist ideology, nevertheless, the critical use of this layer of sources in conjunction with documentary materials and other sources will help to recreate the real picture of the life of Soviet society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.