Научная статья на тему 'Материальные памятники и конфликты на Кавказе(на примере Иреванской крепости)'

Материальные памятники и конфликты на Кавказе(на примере Иреванской крепости) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
409
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРЕВАН-ГАЛА / "СТАРЫЙ ЕРЕВАН" / СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ИРЕВАН / АРМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусейнов Ризван

Статья посвящена одному из наиболее болезненных последствий межэтнических конфликтов на Кавказе - разрушению и фальсификации материальных памятников. На примере ныне уничтоженного историко-архитектурного центра Еревана - средневековой Иреванской крепости (Иреван-гала) показана горькая судьба памятников материальной культуры, ставших жертвами армяно-азербайджанского конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материальные памятники и конфликты на Кавказе(на примере Иреванской крепости)»

Ризван ГУСЕЙНОВ

Заместитель председателя Центра защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев Азербайджана, докторант Института по правам человека Национальной академии наук Азербайджана (Баку, Азербайджан).

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ И КОНФЛИКТЫ НА КАВКАЗЕ

(НА ПРИМЕРЕ ИРЕВАНСКОЙ КРЕПОСТИ)

Резюме

Статья посвящена одному из наиболее болезненных последствий межэтнических конфликтов на Кавказе — разрушению и фальсификации материальных памятников. На примере ныне уничтоженного историко-ар-

хитектурного центра Еревана — средневековой Иреванской крепости (Ире-ван-гала) показана горькая судьба памятников материальной культуры, ставших жертвами армяно-азербайджанского конфликта.

В в е д е н и е

23 декабря 2011 года Центр истории Кавказа при Институте общественно-политических исследований «АЗЕРГЛОУБ» провел в Баку мероприятие, приуроченное к 500-летию Иреванской (Эриванской) крепости, на месте которой ныне находится Ереван — столица Республики Армении. Была представлена богатая коллекция документов, архивных материалов, картин и фотографий о настоящем, ныне уничтоженном историческом центре

Еревана — средневековой Иреванской крепости (Иреван-гала). Эта крепость частично сохранялась вплоть до 1920-х годов, когда после создания Советской Армении ее власти начали тотальное уничтожение данного памятника средневекового азербайджанского зодчества.

В Армении восприняли как вызов то, что Азербайджан заговорил о факте уничтожения Иреванской крепости, и решили начать реализацию некогда заброшенного проекта «Старый Ереван», согласно которому из разных уголков города намечено переместить несколько сохранившихся зданий конца XIX — начала XX веков, чтобы создать подобие исторического центра. То есть вместо некогда существовавшего средневекового центра Еревана будет создан подлог из архитектуры конца XIX — начала XX веков. А ведь если Ереван претендует на статус древнейшего города мира, тогда где же его древние архитектурные памятники? Становится ясно, что в Ереване стартует масштабный проект архитектурно-исторической фальсификации облика старого города.

Средневековый Иреван глазами художников и в архивных материалах

До образования Иреванского (Эриванского) ханства на территории нынешней Армении располагался Чухурсаад — одно из четырех бейлярбекств азербайджанской дина-

Рисунок 1

1796 год. Вид Иревана с минаретами

стии Сефевидов. В 1504 году сефевидский шах Исмаил поручил своему полководцу Ре-вангулу-хану построить на этой территории крепость.

Крепость была возведена за 7 лет на скалистом берегу юго-восточной стороны реки Занги, которую спустя века обосновавшиеся здесь армяне переименовали в Раздан. Крепость назвали в честь Ревангулу-хана Реван, а позже Иреван, поскольку в тюркских языках перед твердой согласной буквой «р» часто произносится гласная «и». Иреван прославился как город минаретов. В крепости было 8 мечетей, 800 домов, и там жили только азербайджанцы.

Иреванская крепость была захвачена русскими войсками после 23-летних неудачных попыток в 1827 году и сохранялась в прежнем виде вплоть до середины XIX века. Разрушение Иреванской крепости произошло в 1864 году. Стены, похожие на стены Бакинской крепости Ичери Шехер, были разобраны, кладбища уничтожены, названия кварталов изменены, а жители (азербайджанцы) выселены.

Рисунок 2

1927 год. Иреван. Эти люди называют еще сохранившийся Дворец иреванского сардара главной достопримечательностью Кавказа

Однако часть построек и внутри Иреванской крепости сохранялась вплоть до 1920-х годов, когда с установлением советской власти в Армении местные власти приступили к полному сносу крепости, дворца сардара, мечетей, бань и любых построек, напоминающих о мусульмано-азербайджанском прошлом Иревана. По завершении этого процесса, в 1936 году, армяне переименовали древний азербайджанский город Иреван (Эривань) в Ереван и тем самым стерли само упоминание о том, кем был создан город и кто жил в этой жемчужине азербайджанской и мусульманской культуры. В 2011 году Иреванской крепости исполнилось бы 500 лет...

Доказательством азербайджанского прошлого нынешнего города Еревана является картина известного русского художника-баталиста Франца Рубо «Сдача крепости Эри-

вани 1 октября 1827 года». На картине Рубо в первозданном виде запечатлены Иреванс-кая крепость, купола ее мечетей, минареты, ханский сарай и жители в восточных мусульманских одеяниях.

Рисунок 3

Картина Франца Рубо «Сдача крепости Эривани 1 октября 1827 года»

В Армении восприняли как вызов и угрозу то, что в Баку прошла презентация в связи с 500-летием ныне уничтоженной Иреванской крепости и что этой теме был посвящен ряд материалов в азербайджанских и российских СМИ. В спешном порядке армянские власти дали поручение ученым, архитекторам, официальным лицам, общественным деятелям и СМИ ответить на представленные азербайджанской стороной факты и материалы о горькой судьбе исторического центра Еревана. Того самого средневекового Иревана, что ныне уничтожен в угоду националистической армянской исторической концепции, утверждающей, что никто, кроме армян, не был насельником территории нынешней Армении, а значит, и не может тут быть никаких историко-архитектурных памятников, за исключением армянских. Но дать какой-нибудь осмысленный ответ на поднятый азербайджанской стороной вопрос о разрушенном историческом центре Еревана армянская сторона не смогла.

Миф о том, что Ереван старше Рима

Как известно, армянская наука и власти в течение нескольких десятилетий выдвигают свою версию создания и возраста Еревана, согласно которой этот город создан в

древности армянами и даже старше Рима. Отметим, что в советской Армении после почти полного уничтожения исторического центра Еревана — средневековой Иреванс-кой крепости в 1960-х годах был придуман миф об «Эребуни-Ереване», якобы основанном в 782 году до н.э. Этот миф был выдвинут после того, как были найдены остатки урартской крепости Тейшебаини в нескольких десятках километров от исторического центра Еревана. Изначально было ясно, что эта находка никакого отношения к нынешнему Еревану и армянам не имеет, однако армянская наука посчитала иначе.

Все началось с того, что в 1950-х годах советские археологи на некотором расстоянии от Еревана нашли остатки урартской крепости, где была обнаружена табличка с клинописью, расшифрованной как «РБН». Эти буквы «РБН» незамедлительно были преподнесены армянской стороной как слово «Эребуни» — Ереван. Так найденная клинопись с «РБН» и была притянута за уши к истории Еревана, что вызвало жесткую критику со стороны именитых советских и зарубежных ученых, в том числе участвовавших в раскопках Тейшебаини. Об этом не раз говорил академик Академии наук СССР И.И. Минц — ученый с мировым именем, побывавший в то время на месте раскопок урартской крепости, а также всемирно известный археолог и историк-востоковед, академик Б.Б. Пиотровский, проводивший здесь раскопки.

Но армянская сторона продолжала искать доказательства того, что найденная крепость имеет отношение к армянам и Еревану. Особую активность в этом вопросе проявил геолог по специальности Сурен Айвазян, который, встречаясь с академиком Пиотровским, участвовавшим в раскопках древнего урартского города Тейшебаини, вступил с ним в дискуссию относительно реальности мифологической древней Армении. Согласно воспоминаниям Айвазяна, Пиотровский тогда сказал ему: «Как геолог, Вы знаете, что ни один природный процесс не происходит бесследно. Если, как Вы утверждаете, древнейшая Армения Мовсеса Хоренаци существовала, то укажите мне археологический объект в Армении, который это подтверждает»1.

Сурен Айвазян выбрал в качестве такого объекта древний памятник бронзового века Мецамор, а для доказательства его связи с Арменией опубликовал2 подложные прорисовки монет с якобы хайасскими (древнеармянскими) иероглифами, отнеся их к XIX веку до н.э. и снабдив собственными «переводами».

Однако в ходе проверки в отделе нумизматики Исторического музея Армении в 1968 году выяснилось, что эти монеты были выпущены в обращение атабеками Азербайджана из династии Ильдегизидов в 1133—1225 годах н.э.3

В этой же статье Айвазян опубликовал «хайасские надписи», обнаруженные им на скалах Мецамора, которые после проверки, проведенной в 1968 году профессором В.А. Крач-ковской, оказались знаками куфического арабского письма XIX века нашей эры4.

Однако, несмотря на это, некогда найденная крепость Тейшебаини, сфальсифицированные на армянский лад монеты атабеков Азербайджана и арабские надписи затем стали основанием для властей Армянской ССР, чтобы громогласно заявлять о существовании на этих землях хайасской-армянской древней культуры, а в 1968 году отпраздновать 2750-летие Еревана. С тех пор каждый год в Армении на государственном уровне отмечают мифическую годовщину Еревана.

Следует коснуться того, что многие армянские ученые, в том числе и С. Айвазян, в своих попытках доказать существование в древности Армении на Кавказе опирают-

1 Айвазян С.М. История России. Армянский след. М: Крон-Пресс, 2000. С. 78.

2 См.: Айвазян С.М. В кн.: Известия Академии наук Армянской ССР, серия «Науки о земле», XVII, 6, Ереван, 1964.

3 См.: Пиотровский Б.Б. Письмо в редакцию // Историко-филологический журнал. Ереван: АН Арм. ССР, 1971, № 3. С. 302—303.

4 См.: Там же. С. 303.

ся на труд якобы жившего в V веке «отца армянской истории» Мовсеса Хоренаци (Хоренского). Однако напомним, что еще в начале XIX века французский ориенталист Антуан Жан де Сен-Мартен (1791—1832 гг.) во втором томе «Mémoires sur sArménie» (1819 г.) подверг критике и выявил большое количество подлогов, несоответствий и фальсификаций в трудах, приписываемых Мовсесу Хоренаци. Речь идет о географическом труде М. Хоренаци «Ашхарацуйц» (букв. Показ мира), французский перевод которого был опубликован Сен-Мартеном во втором томе его книги «Записки об Армении»5.

Во вводной статье «Записка об эпохе создания «Ашхарацуйц», приписываемой Моисею Хоренскому», Сен-Мартен показывает, что «География» содержит целый ряд сведений, названий и словоупотреблений, которые не могли появиться ранее X века, а потому не могла быть написана Хоренаци, жившим в V веке. Обоснованность доводов Сен-Мартена о фальсификациях трудов, приписываемых «отцу армянской истории и географии» Мовсесу Хоренаци, частично признавал и армянский исследователь К. Патканов в предисловии к своему переводу «Ашхарацуйц»6. В итоге этот труд, приписываемый Мовсесу Хоренаци, с тех пор в мировой науке не считается серьезным источником по истории.

Иреванская крепость — жертва армянской мифологии

После того, как недавно Баку обнародовал новые факты уничтожения Иреванской крепости — средневекового исторического центра Еревана, власти Армении решили начать реализацию некогда заброшенного проекта «Старый Ереван». Согласно проекту, в центре Еревана будет построен исторический комплекс, куда намечено из разных уголков города переместить несколько сохранившихся зданий конца XIX — начала XX веков с целью создать подобие исторического центра армянской столицы.

То есть вместо некогда существовавшего средневекового центра Еревана, который поэтапно уничтожен армянскими властями в советское время и в период независимости Армении, будет создано некое подобие архитектуры конца XIX — начала XX веков. А ведь если Ереван претендует на статус древнейшего города мира, тогда где же его древние архитектурные памятники и зачем восстанавливать 20 зданий именно конца XIX — начала XX столетий?

Становится ясно, что в Ереване стартует масштабный проект архитектурно-исторической фальсификации облика старого города. А все дело в том, что истинный облик средневекового Иревана (Эривани — ныне Еревана) принадлежал к мусульманскому азербайджанскому зодчеству и воссоздание прежнего настоящего облика исторического центра, видимо, противоречит постулатам армянской идеологии, утверждающей, что армяне чуть ли не 8 000 лет жили и составляли единственный этнос в регионе. Если в Ереване действительно хотят восстановить прежний исторический облик города, то в российских архивах хранится большое количество чертежей, планов старого города. К тому же есть картины известных европейских художников Тавернье, Шардена, и русских художников Ф. Рубо и Г. Гагарина, до мелочей изобразившего Иреванскую крепость XIX века.

5 Cm.: Saint-Martin J.-A. Mémoires historiques et géographiques sur l'Arménie, suivis du texte Armenien de l'histoire des princes Orphélians. Paris, 1819. P. 301—394.

6 Cm.: ApMSHCKaa reorpa^HA VII BeKa no P. X. (npHnHCMBaBmaaca MoHcero XopeHCKOMy) / nep. K.n. naT-KaHOBa. CaHKT-neTepöypr: THnorpa^Ha HMnepaTopcKoM AKa^eMHH HayK, B. O., 9 n., 1877, № 12.

Власти Армении отвергли предложение азербайджанской стороны оказать помощь в восстановлении истинного облика исторического центра Еревана. Данное предложение было озвучено завсектором политических исследований Администрации Президента Азербайджана Фуадом Ахундовым, который заявил: «.даже если откуда-то по кирпичикам разберут и соберут в центре Еревана здания 100—150-летней давности, то они не будут иметь особой архитектурно-исторической ценности. Мы можем любезно предоставить армянской стороне эти картины и чертежи. Отмечу, что Ереван, имеющий статус единственного в мире древнего города без исторического центра, теперь к тому же станет единственным городом-новоделом с придуманным «историческим» центром»7.

То, что власти Армении отвергли предложение Азербайджана содействовать восстановлению истинного облика исторического Еревана, еще раз остро подняло проблему уничтожения архитектурно-исторических памятников азербайджанского народа, подвергшегося насильственной и тотальной депортации с территории Республики Армении.

Ведь памятники азербайджанского зодчества с укоризной смотрели на тех, кто поэтапно изгнал азербайджанское население из Армении, и являлись неопровержимым свидетельством того, что азербайджанцы испокон веков жили и созидали на этих землях.

Иреванская крепость была административно-политическим центром Иреванского ханства и символом его мощи в течение 300 лет, пока в XIX веке не началось продвижение царской России в Закавказье. Затем последовала серия кровопролитных войн между Россией, Османской и Персидской империями за господство в этом регионе. В течение 23 лет Российская империя не могла взять стратегически важную Иреванскую крепость, находящуюся на стыке Османской и Персидской империй. Неудачными оказались военные кампании 1804 года, когда Иреванская крепость была осаждена царскими войсками под командованием генерала Цицианова. Тогда правитель Иреванского ханства Мухаммед-хан при поддержке Келбали-хана Нахчыванского смогли противостоять русским войскам и Цицианову пришлось снять осаду. Несколько лет спустя, 25 сентября 1808 года, 8-тысячная царская армия под командованием генерал-фельдмаршала Гудовича вновь осадила Иреванскую крепость. Правитель Иревана Гусейнгулу-хан и его брат Гасан-хан блестяще организовали оборону крепости и вынудили Гудовича снять осаду и уйти ни с чем.

С восшествием на российский трон Николая I была снаряжена большая военная экспедиция — уже 12-тысячная армия с мощными дальнобойными орудиями, которая в октябре 1827 года под командованием генерала Паскевича осадила Иреванскую крепость. В результате массированных артобстрелов удалось пробить бреши в крепостной стене и в ходе кровопролитных боев захватить цитадель. И картина Франца Рубо «Сдача крепости Эривани 1 октября 1827 года» запечатлела Иреванскую крепость в момент ее сдачи и вступления русских войск.

Взяв Иреванскую крепость, русская армия не стала ее разрушать. Даже после упразднения ханства, образования Армянской области, а затем Иреванской губернии крепость оставалась сердцем города, его главной достопримечательностью. Разрушение Иреванс-кой крепости произошло в 1864 году. Стены, похожие на стены Бакинской крепости, были разобраны, кладбища уничтожены, названия кварталов изменены, а мусульманские жители — азербайджанцы, курды и персы — выселены. А после того как на исконно азербайджанских землях была образована Армянская ССР, началось тотальное разрушение крепости и памятников средневекового азербайджанского зодчества.

7 Фуад Ахундов: «Мы можем предоставить Армении старые чертежи для восстановления центра Еревана» // ИА REGNUM, 7 февраля 2012 [http://www.regnum.ru/news/polit/1496663.html].

Частично сохранившаяся Иреванская крепость начала разрушаться армянскими властями в 1920-х годах, когда снесли дворец сардара, мечети, бани и постройки, напоминавшие о прошлом Иревани. По завершении этого процесса в 1936 году армяне переименовали город в Ереван, и тем самым стерли и само упоминание о том, кем был создан город и кто жил в этой жемчужине азербайджанской и мусульманской культуры.

Ереван — единственный в мире «древний» город без исторического центра

Иреванская крепость и ее постройки напоминали бакинский Ичери Шехер, ханский дворец в Шеки и ныне почти уничтоженный армянами на оккупированных азербайджанских землях ханский дворец в Шуше. Все эти и многие другие архитектурные памятники, в том числе и Иреванская крепость, ясно показывают ареал распространения азербайджанской средневековой культуры, что, видимо, не дает покоя армянской стороне. Иначе бы не был уничтожен исторический центр армянской столицы — Еревана. Если бы исторический центр Еревана — Иреванская крепость — хоть в чем-то имела отношение к армянам, то они бы ее сохранили, однако центр города был разрушен только лишь потому, что его архитектура ясно отображала элементы азербайджанского средневекового зодчества, которое невозможно было представлять как армянское. Иреванскую крепость не пощадили даже несмотря на то, что здесь во дворце сардара в 1827 году ссыльными декабристами была поставлена пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума» при участии самого автора. Грибоедов в своих записках с восторгом отзывался о роскошном ханском дворце с зеркальным залом, где он как российский дипломат не раз гостил.

Факт существования Иреванской крепости был вынужден признать и президент Армении Серж Саргсян на совместной с президентом России Дмитрием Медведевым церемонии открытия в октябре 2008 года площади «Россия» в Ереване. Армянский президент тогда признал, что площадь «Россия» построена на месте Иреванской крепости, но при этом пытался представить азербайджанскую крепость как памятник... армяно-российским отношениям!

Не выдерживают критики и попытки некоторых армянских авторов обозначить причиной разрушения исторического центра Еревана особенности советского периода, когда развернулась борьба с наследием прошлого. Ведь в рамках этой борьбы «с пережитками прошлого» пострадали и другие города СССР: Москва, Вильнюс, Тбилиси, Баку, которые, однако, смогли сохранить свой исторический центр, его концептуальные формы и средневековую архитектуру. Никто не отрицает, что в начале советского периода были уничтожены многие религиозные сооружения и старые храмы, но этот процесс не принял масштабы тотального уничтожения всего средневекового. Однако в Ереване, особенно в 1930-х и в 1960-х годах, по инициативе не союзных, а местных армянских властей был уничтожен весь исторический центр города: средневековые постройки, мечети, бани, дворец сардара и даже крепостные стены. Разве это не есть результат целенаправленного вандализма, который не имеет аналогов?

Одним из самых разрушительных в средневековой истории считается нашествие монгольских войск, уничтожавших и сжигавших многое на своем пути. Однако даже в 300-летний, так называемый период татаро-монгольского ига не были разрушены архитектурные памятники центра России, в частности Ярославль, Суздаль, Владимир и дру-

гие города, ныне входящие в Золотое кольцо. Сравнение последствий монгольского нашествия в России с тем, что сделали на территории Республики Армения ее власти в отношении исторического наследия Еревана и других памятников, явно не в пользу армянских властей.

Российские, армянские и иные источники, карты-схемы и картины о Иреванской крепости

Учитывая важность изучения ныне разрушенного исторического центра и отказ армянской стороны от помощи Азербайджана, думаем, будет уместным, да и нужным в плане просвещения и восстановления памяти, привести старые фото и карты-схемы внешнего вида Иреванской крепости, его строений и окрестностей.

Посмотрим, как выглядели в начале XX века Иреванская крепость8 и ханский дворец, где в 1827 году впервые прошла постановка грибоедовского «Горе от ума».

Рисунок 4

Крепость Иреван со стороны реки Занги

8 См.: Крепость Эривань со стороны реки Занги. В кн.: Утверждение русского владычества на Кавказе. Т. IV. Тифлис: Типография Я.И. Либермана, 1901. С. 164.

Рисунок 5

Дворец иреванского хана (сардара). Здесь в 1827 году ссыльные декабристы сыграли пьесу «Горе от ума» в присутствии автора

Для более подробного изучения внешнего вида и построек Иреванской крепости можно взглянуть на «План крепости Эривани», составленный 25 сентября — 1 октября 1827 года, в период осады города со стороны русских войск во главе с генералом Паске-вичем9.

Согласно этому плану, видно, где и какие постройки находились внутри Иреванской крепости, расположенной на возвышенности у крутого утеса реки Занги. Следует отметить высокую толерантность азербайджанских ханов, позволивших построить в мусульманской крепости рядом с мечетями и ханским дворцом и армянскую церковь. Также видно, что персидские и армянские караван-сараи находились вне Иреванской крепости, что показывает, что армяне и персы были в Иреване гостями и торговцами, соответственно, останавливались на постой в караван-сараях за чертой крепости.

Не выдерживает критики и часто высказываемое армянской стороной мнение, что правители Иревана были персы, а значит, и Иреванская крепость являлась памятником персидской культуры. В этой связи приведем одно из воззваний Иреванского хана к Шамшадильским владетелям, где говорится, что в Азербайджан входят земли Иревана,

9 См.: План крепости Эривани с означением осадных работ с 25 сентября по 1 октября 1827 года. В кн.: Утверждение русского владычества на Кавказе. Т. IV. Ч. 1. С. 306.

Рисунок 6

«План крепости Эривани» с означением осадных работ с 25 сентября по 1 октября 1827 года

Баку, Шеки, Нахчывана и других северных ханств, откуда собирается войско для борьбы с «неверными». Отмечается, что персидский шах идет для поддержки со своим войском в Азербайджан: «До тех пор пока они (неверные. — Р.Г.) не будут уничтожены, шахская армия не выступит из Азербайджана»10.

10 Воззвание Хусейн-хана Эриванского к Шамшадильским старшинам Насиб-беку, Али-беку, Эмир-Кули-беку, Мамед-Хасан-беку и Али-Кули-беку. В кн.: Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Тифлис: Тип. Главного Управления Наместника Кавказского. Т. II. 1868. Док. 1204. С. 603—604.

А об азербайджанском (аддербейджанские татары или просто татары) населении Иревани говорится в доносе двух персидских армян-перебежчиков русскому генералу Цицианову. В документе говорится о том, как взять крепость Иревань, отмечается, что жители крепости татары, а армяне живут вне крепости и могут быть переселены на свою прежнюю Родину в Персию, откуда в 1804—1805 годах армянские семьи потянулись на Кавказ под русское подданство. «А хотя новый хан Эриванский имел намерение переселить Армян во внутрь Персии по прежнему, как повествуют прежния исторические книги... доносим, что в теперешнем случае весьма малое число войска находится в Эривани, не более 3 000 человек пеших; Эриванские же жители Татары, живущие в крепости и вне оной... Поныне все Татары Эриванские бунтуют против сказанного хана (правителя Мех-ти Кули-хана Эриванского. — Р..Т.)»11. Эти письма датированы осенью 1805 года, когда русский главнокомандующий генерал Цицианов безуспешно пытался взять осажденную крепость Иреван.

Возвращаясь к теме первоначального вида Иреванской крепости, отметим, что в период Советской Армении был разрушен и Покровский собор, находившийся в черте Иреванской крепости. Это был первый русский православный собор на этих землях, построенный после присоединения к России.

1 октября 1827 года (в день праздника Покрова Бо-жией Матери) Иреван был взят российскими войсками и одна из мечетей была обращена в православный храм и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Проект реконструкции осуществлен в 1839 году. По данным 1913 года, в соборе богослужение уже не совершалось, но он еще был цел. Ныне Покровский собор разрушен.

Далее, армянская сторона, пытаясь увести тему обсуждения в другую плоскость, пытается опровергнуть тот факт, что Иреванская крепость и другие памятники средневекового зодчества в Армении относятся к азербайджанской культуре и истории. В Ереване стали заявлять, что все мусульманские памятники в Армении построены персами и даже турками, но только не азербайджанскими ханами и владетелями. При этом армянская сторона опять-таки вразумительно не смогла ответить, зачем же все-таки были уничтожены эти «персидские» и иные мусульманские памятники, мечети и строения.

В м е с т о з а к л ю ч е н и я

Вместо заключения считаю необходимым привести некоторые архивные материалы, показывающие несерьезность попыток армянской стороны утверждать, что до нача-

Рисунок 7

Православная церковь Покрова Пресвятой Богородицы

11 Письмо мелик Абрама и юзбаши Гаврила к кн. Цицианову. В кн.: Акты, собранные Кавказской археографической комиссией». Т. II. Док. 1205. С. 604.

ла XX века не существовало географического и административного названия Азербайджан и азербайджанцы, а значит, и ничего средневекового азербайджанского и быть не может в Армении и на всем Кавказе.

В частности, укажем на вышедшую в 1831 году книгу Сергея Глинки «Описание переселения Армян аддербиджанских в пределы России». Ее автор лично участвовал в процессе переселения армян в азербайджанские ханства, отошедшие к России по итогам войн с Персией. Уже из одного названия становится ясным, что существовало понятие азербайджанских земель и даже сами армяне названы «аддербиджанскими». То есть русский исследователь С. Глинка называет армян «аддербиджанскими» по месту их проживания12.

Однако ведь никто же сегодня в Азербайджане, исходя из этого, не утверждает, что эти армяне этнически являются азербайджанскими и все, что они делали в своей жизни, тоже «азербайджанское». Поэтому выглядят несерьезными попытки армянской стороны называть «персидским» всех и вся, в частности азербайджанского средневекового поэта Низами, творившего на фарси, или архитектуру Иреванской крепости, построенной азербайджанскими ханами. По аналогии получается, что поскольку армянские ученые, поэты, деятели искусства, жившие и творившие в СССР, являются советскими, то, значит, и не имеют никакого отношения к армянам.

Следует отметить, что армянская сторона нашла оригинальный выход из ситуации с названием Азербайджан, постоянно утверждая, что этот топоним до 1918 года относился только к персидскому Азербайджану, и на Кавказе тогда Азербайджана не было. Однако если обратиться к многочисленным источникам, то выясняется, что топоним и административное название Азербайджан относилось к землям от Иранского Хама-дана до Дербента, Карабаха, Гянджи, Иревани, Нахчывана и других территорий на Кавказе.

В книге русского дипломата Степана Даниловича Бурнашева, представлявшего Россию при дворе грузинского царя Ираклия II, приведено полное описание азербайджанских земель. Бурнашев, объездивший весь регион, оставил ряд трудов с описанием его географического, административного и этнического состояния во второй половине XVIII века. Относительно Азербайджана он пишет: «Разделение владений Адребижан-ских. К теперешнему положению тех земель, которыя под именем Адребижан разумеются, начиная с севера прилежит Грузия, то есть Царство Кахетинское и Карталинское (хотя и оныя пред сим в числе земель Адребижанских почитались); от востока море Каспийское и провинция Гилян, от полудня [юга] область Арак, от запада Турециа [Турция]»13.

Как видим, российский представитель С. Бурнашев, пишет, что Азербайджан как административная, географическая и историческая область занимает часть Северного Кавказа, практически весь Центральный Кавказ, в том числе частично грузинские территории, всю нынешнюю Республику Армению вплоть до Турции, весь север Ирана (ныне называемый Южным Азербайджаном) и почти все восточное побережье Каспийского моря. Далее Бурнашев описывает владения (ханства), входящие в Азербайджан, и каждому посвящает раздел: «Дербентское, Нухис-Шакинское, Ширвань, город и пристань Баку, Шаисеван (Шахсевяны Ардебиля), Шуши, Генжа (Гянджа), Еривань, Нахичевань, Карадаг (в Иране), Талиж (Талыш), Мышкин, Марага, Урумия (Урмия), Хой» и другие

12 См.: Глинка С.Н. Описание переселения Армян аддербиджанских в предЪлы России: с кратким предварительным изложением исторических времен Армении. М.: Тип. Лазаревскаго Инст. Вость. Языков, 1831.

13 Описание областей Адребижанских в Персии и их политического состояния, сделанное пребывающем при Е.В. царе Картаменском и Кахетинском Ираклии Темурадовиче полковником и кавалером Бурна-шевым в Тифлисе в 1786. Бурнашев Степан Данилович. Курск: Б. и., 1793.

ханства. Бурнашев отмечает, что большинство азербайджанских ханов «самовластны» и не зависят от Персии, поскольку имеют свои армии и создают политические союзы с другими ханствами и государствами14.

Можно привести также и европейские источники. В частности, в 1864 году английский консул в Тебризе Кейт Аббот в меморандуме для Королевского географического общества писал: «Страна, известная персам как Азербайджан, разделена между ними [Персией] и Россией. Последняя владеет 5/8 [Азербайджана], территория которого составляет примерно 80 000 кв. миль или равна площади Великобритании; таким образом, 50 000 кв. миль принадлежит России и 30 000 кв. миль — Персии.

Российская часть [Азербайджана] граничит с севера и северо-востока с горами Кавказа, простирающимися до окрестностей Баку на Каспии. На западе в него входят провинции Имеретия, Мингрелия, Гурия и Ахыска, принадлежащие теперь России; на востоке — Каспийское море, а на юге граница обозначена рекой Арасс (Аракс)... через Муган-скую степь к округу Талыш и маленькой рекой Астура (Астара), которая течет через этот край в Каспийское море. В данную область входят следующие территории: Грузия или Гюрджюстан, состоящая из Кахетии, Картли, Сомехети, Казаха; магометанские области Эривань, Нахчыван, Карабах, Гянджа, Ширван, Шеки, Шамахы, Баку, Куба, Сальян и часть Талыша»15.

А ссылаясь на еще более старый источник, написанный в 1647—1677 годах — дневник армянского купца Закарии Акулисского, можно опять констатировать, что понятие «Азербайджан» тогда охватывало в полной мере те же самые территории. Вот что пишет армянский автор: «1677 год 18 декабря. Я, Закарий, сын акулисского мгдси Ага-мира, отправился из Тавриза в Марагу. Марагинским ханом был сын Ага-Хана Гусейн-гули-хан. Он женат на дочери Адилбейджанского визиря Мирзы-Ибрагима. Страна эта издревле была многолюдная, очень хорошая, плодородная. Здесь произрастает отличный, рис, который по качеству выше индийского и вывозится до самой Испании, как гостинец. В этой стране произрастает хороший хлопок, обильный табак, есть много изюма и дошаба»16.

С целью прояснить вопрос о том, кем были построены многочисленные мусульманские памятники Армении, и помочь восстановить прежний, первоначальный облик старого Еревана-Иревани, были приведены архивные материалы, фото карты-схемы из разных источников.

В общей сложности собрано свыше сотни чертежей, карт и старых фото, по которым можно восстановить прежний облик Еревана. Так что предложение Азербайджана помочь в этом деле армянской стороне остается в силе, поскольку старый Ереван представляет культурно-историческую ценность для азербайджанского, русского и других народов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 См.: Агаева X., Гусейнов Р. Топоним Азербайджан в средневековых и более поздних источниках. Сборник научных статей (Ozflmflzfl va dflnyani darketma yolunda). Баку: Элм ве Техсил, 2011. С. 229—246.

15 Abbott K.E. Extracts from a Memorandum on the Country of Azerbaijan // Proceedings of the Royal Geographical Society of London, 1863—1864, Vol. 8, No. 6. P. 275—279.

16 Дневник. Ереван: Изд. Арм. СССР, 1939. С. 90, 94, 111, 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.