В. А. Федоренко
Этноэстрада в современной культуре
На современном этапе, с различной интенсивностью, происходят процессы трансформации общемирового культурного пространства. Важно отметить, что этнокультурные ценности в духовной сфере - огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. А этническое, в свою очередь, рождается из конкретно исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности. Актуальными становятся проблемы развития и функционирования современных этнокультур, совершивших резкий переход от традиционно-этнического к цивилизационному уровню. Термин «эт-нокультура» появился в научном обиходе в конце XX в. как сокращённый синоним термина «этническая культура». Он употребляется в одном ряду терминов «фольклор», «народная культура», «традиционная культура», «культура этноса». Понятия эти близки, но не идентичны. Тонкие различия терминов определяются углом зрения при рассмотрении дефиниций данных объектов. Так же в современное культурное пространство устойчиво входит понятие «этноэстра-да», которое своими корнями связано с понятиями «этноса», «фольклора», «народной культуры». Понятие «этноэстрады» отражает реалии современного бытования исполнительского искусства на современной эстраде, со всеми слагаемыми жанра эстрады и эт -нической культуры. Это феномен еще не получил своей научной разработки, поэтому так важно определить его специфические черты и его значение в современном культурном поле.
Сегодня музыкальное искусство эстрады занимает особую нишу в художественной культуре России. Эстрадная музыка является мощным методом воздействия на молодёжь и среднее поколение, она формирует духовный мир молодежи. Поэтому так важно воспитать средствами музыки этническую принадлежность молодежи, которая опирается на знание «культурного кода» русской песни.
На формирование стилевого направления «этноэстрады» в конце ХХ в. большую роль оказала так называемая «новая фольклорная волна» 60-70-х гг. - общественное движение, возродившее интерес к истокам народно-песенного творчества, его этнической сущности и импровизационной природе. Энтузиасты движения реставрировали и возрождали национальные обычаи и обряды, вместе с фольклористами разыскивали сохранившиеся аутентичные фольклорные коллективы и организовывали «этнографические концерты» в разных городах России. В Москве концерты фольклорных
267
коллективов с конца 60-х г. регулярно проводились фольклорными комиссиями Союза Композиторов. Эти концерты стремились утвердить творческое отношение к народной песне как к живому фактору культуры, а не музейному экспонату, смело экспериментируя с различными стилями и манерами интерпретации (в том числе и на путях соединения народной песни с импровизационной стихией джаза и интонациями «биг бита»).
В России одним из первых по значимости и популярности стал Ансамбль народной музыки Росконцерта, созданный в начале 70-х гг. Сознательно противопоставляя свой метод работы той условнонародной, «пейзанской» стилизации, талантливые музыканты
не имитировали фольклор. Уже первые выступления этого коллектива поражали слушателей какой-то особой достоверностью и первозданностью звучания, неподдельной безыскусностью сценического поведения, как бы стиравшего грань между сценой и залом, красочностью и динамизмом импровизируемого действия. Успех этого ансамбля способствовал появлению множества аналогичных коллективов, среди которых - и популярная «Русская песня» Н. Бабкиной, и менее известные ансамбли фольклористов
А. Кабанова, A. Мехнецова, Н. Гиляровой, ансамбли «Народный праздник» Е. Дороховой, «Казачий круг» B. Скунцева и др. Совершенно иной, но столь же новаторский подход к ансамблевой интер -претации народной песни продемонстрировали в 70-е гг. некоторые ВИА («Песняры», «Ариэль» и др.), соединив народный мелос с современной манерой исполнения, гармонией, фактурными приемами и инструментарием «биг-битовых» групп.
Народная песня в конце ХХ в. представляла всю палитру стилей - от эстрадного до академического (Ю. Гуляев); вершинами вокального народного пения стало искусство Л. Зыкиной и О. Воронец. Общую картину дополняла деятельность многочисленных профессиональных и самодеятельных народных хоров.
В результате народно-песенная эстрада 70-80-х гг. являла собой небывалое разнообразие жанров, стилей и исполнительских манер - от непредсказуемо-взрывных, импровизационных концертных «действ» ансамблей народной песни Покровского или Бабкиной, активно вовлекавших публику в происходящее на сцене, до выступлений академических хоров и оперных солистов; от индивидуальных творческих манер, свойственных Л. Зыкиной,
Ж. Бичевской или В. Толкуновой - до условно-русского звучания хора имени Пятницкого и его аналогов, от безусловно аутентичного южнорусского стиля пения белгородского ансамбля Е. Сапелкина до «бигбитовых» опытов «Песняров», «Ариэля», «Яллы».
В Санкт-Петербурге в настоящее время в стилистике этноэст-рады активно работает ансамбль «Россика» под руководством Ва-
268
лентины Копыловой. Ансамбль был организован в 1976 г. и носил название «Ансамбль старинной русской музыки». В первые годы своего существования ансамбль осуществлял академические программы русской музыки, тесно сотрудничал с ленинградским телевидением, результатом чего явилась серия телепередач под названием «Новеллы о музыке».
В 1980 г. коллектив был переименован в хор «Россика» (по латыни это означает «всё о России»), с тех пор в коллективе до 30 певцов. В течение десяти лет (1976-1986) хор «Россика» был единственным постоянно действующим коллективом - исполнителем древнерусской хоровой музыки в России.
Сегодня репертуар хора включает в себя средневековую русскую духовную музыку, народные песни, программы зарубежной классической музыки. Возрождение забытых традиций и исполнение русской духовной музыки вовлекает коллектив в сотрудничество с ведущими российскими и украинскими музыковедами, такими как профессор Н.А. Герасимова-Персидская (Киев), профессор В. Протопопов (Москва) и специалистами по расшифровке древнерусской нотации.
В стилистике этноэстрады решена последняя программа коллектива - «Русский север», созданная в 2009 г. Черты эстрадности содержат многие элементы данной программы: яркие русские костюмы, сценография, хореография, актерская пластика солистов и хороводов, высокий уровень сольного вокального и ансамблевого мастерства. В основе сценарного решения программы взяты календарные народные песни Русского Севера. В рамках данной программы руководитель коллектива Валентина Копылова коротко знакомит слушателей с основами календарно-песенного цикла славян, а затем зритель может наблюдать на сцене воспроизведение на сцене отдельных моментов из музыкальной жизни Русского Се -вера. Воссоздавать атмосферу древней Руси помогают соответствующие декорации, костюмы и сценодвижения. Исполняются русские народные песни в аранжировках О.П. Коловского, А. Праера. Звучат как известные русские народные песни, такие как «Тройка», «Вечерний звон», «Веники» и др., так и малоизвестные. Используется фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» для изображения Масленицы. В некоторых сценах звучит фольклорный ансамбль: скрипка, волынка, виолончель. Используется даже звук органа, и в некоторых номерах - фонограмма. В целом можно отметить стилевую точность данной программы, ее эстрадность, несомненное просветительское и эмоциональное воздействие на слушателей. Это - этноэстрада в лучшем своем проявлении.
269
Многочисленные факты показывают, что приход на эстраду исполнителей русской народной песни оживляет и возбуждает интерес к народному творчеству. Так в результате к народным традициям приобщаются новые творческие силы, благодаря чему и сами эти традиции возрождаются как бы заново.
Одна из важнейших эстетических особенностей народного творчества состоит в непрерывности его традиций, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. В прошлом основным условием сохранения традиций было относительное постоянство крестьянского быта, прочность и устойчивость элементов народной культуры, постоянство состава деревенского населения. ХХ в. во многом разрушил те основы и тот бытовой фон, на котором держались и жили народные традиции. Тем не менее, многочисленные факты свидетельствуют о том, что прежние способы и пути передачи народных традиций не утрачены и, с другой стороны, новые формы культуры также могут служить средством поддержания и передачи живых традиций народного творчества. Среди этих форм особенную роль может сыграть искусство этноэстрады.
Благодаря эстраде фольклорные формы искусства получают новый общественный резонанс, преодолевается их известная замкнутость в прежних бытовых границах, всё больше людей начинает понимать подлинную красоту и отнюдь не музейный интерес фольклора и народной песни, активно содействовать его сохранению и популяризации.
Для того чтобы всё это совершалось в достаточно широких масштабах, на уровне большого культурного дела, необходимо до конца отрешиться от бытующего ещё скептического, недоверчивого либо просто пренебрежительного отношения к народным традициям, и утвердить взгляд на них, как на ценнейшее художественное наследие. Это - живое наследие, которое требует не только и не столько условий для сохранения, сколько активной поддержки для развития. В этом направлении очень большую роль может сыграть вузовское образование, подготавливающее профессиональных специалистов в данной области, дающее знание о фольклорной культуре, понимание стилей современной эстрады и крепкую музыкальную оснащённость.
Также эффективный путь в этом направлении - создание самодеятельных групп и ансамблей, деятельность которых основывается на квалифицированном руководстве специалистов, соединяющих соответствующую художественную подготовку с научной подготовкой в области фольклора и этнографии, на соответствующей школе и на точном знании не просто фольклора вообще, но его местной областной специфики.
270
Этнографизм в такого рода ансамбле - обязательный элемент, но он не самоцель, а слагаемое в ряду тех, которые создают общую атмосферу народного творчества. Основное отличие, которое приобретает фольклор в таком ансамбле, состоит в том, что фольклор здесь как бы реставрирован театральными средствами, при этом освобождён от типичного для него бытового контекста, поднят на высоту искусства в полном и прямом смысле этого слова.
Трудно даже представить обилие и разнообразие возможно -стей, которые открывает народное творчество, в котором так много театрального, яркого, красивого, весёлого.
Роль этноэстрады, как силы общественно организованной заключается в том, чтобы выявлять, закреплять и сохранять на новых художественных началах российский этнос.
А. А. Яснев
Искусство импровизации как средство развития музыкального мышления учащихся детских музыкальных школ
Импровизация, как тип музыкального мышления оказалась во многом утраченной в академическом искусстве и учебной практике XX в. Хотя эта традиция продолжала жить в устном народном творчестве, джазе (на первых порах сохранявшем устный тип музицирования), основное русло музыки развивалось по пути усиления композиторской воли над исполнительской (в виде строго фиксируемого нотного текста). Функции исполнителя постепенно свелись исключительно к творческой интерпретации текста произведения, к его "озвучиванию". Без сомнения, искусство интерпретации является высочайшим достижением музыкального мастерства, по-своему передающего талант и творческую индивидуальность исполнителя. Но современный музыкант может выглядеть гораздо богаче, если вернуть ему некогда утраченную способность и сочинять и испол-нять музыку в единовременности, то есть импровизировать.
Отсутствие навыков импровизации у большинства "академических" музыкантов объясняется некоторыми программными установками существующей системы музыкального образования, где с первых шагов обучения доминирует своего рода "отраслевой" подход: воспитание "чистого" исполнителя, затем - из "неудавшегося" исполнителя-теоретика, а подчас и композитора. Некогда утраченная в педагогике установка на подготовку музыканта с универсальным подбором творческих навыков (исполнительских,
композиторских, теоретических) сегодня требует своего воссоздания, начиная с ранних ступеней обучения музыке, причем такая на-
271