Научная статья на тему 'О некоторых концептуальных подходах подготовки специалистов по народно-певческим направлениям'

О некоторых концептуальных подходах подготовки специалистов по народно-певческим направлениям Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
165
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бояркин Н. И.

Автор статьи актуализирует вопросы этнической культуры. В рамках феномена «национальная культура» рассматривается явление фолклоризма. В работе проводится глубокий анализ целей, задач и содержания деятельности по подготовке кадров для национальных культур как в терапевтическом, так и в практическом аспектах. В статье также дается описание практического опыта подготовки специалистов по народно-певческим направлениям на базе кафедры народной музыки Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых концептуальных подходах подготовки специалистов по народно-певческим направлениям»

О НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДАХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАРОДНО-ПЕВЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ

Н. И. Бояркин

Автор статьи актуализирует вопросы этнической культуры. В рамках феномена «национальная культура» рассматривается явление фолклоризма. В работе проводится глубокий анализ целей, задач и содержания деятельности по подготовке кадров для национальных культур как в терапевтическом, так и в практическом аспектах. В статье также дается описание практического опыта подготовки специалистов по народно-певческим направлениям на базе кафедры народной музыки Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева.

Возросший интерес к традиционной народной культуре во II половине прошлого века и продолжающийся бурный рост внимания к ней — характерное явление в целом для российской культуры. Это стало закономерным следствием развития национальных культур, вступивших в сложный период новых социальнополитических реалий, процессов глобализации, которые вызвали многообразные формы функционирования этнических традиций в быту народов, форм их использования в современном художественном творчестве. На фоне угасания аутентичного фольклора в современной культуре начинают занимать все более усиливающиеся явления фольклоризма, т. е. вторичные, неклассические формы. По мнению ученых, «весь мир пульсирует вторичной традицией» (И. И. Зем-цовский [2, с. 6]) и «фольклоризм — это реальное будущее нашей традиционной культуры» (В. А. Лапин [2, с. 4]). Неслучайно поэтому интерес к изучению данного феномена в наши дни необычайно велик, им занимаются исследователи, специалисты многих творческих профессий. Имеющиеся труды по фольклоризму посвящены многим проблемам: научное определение фоль-клоризма как особой формы существования традиционного, классического фольклора в историко-художественном процессе и системного компонента культуры; содержание фольклориз-ма и место в нем традиционных жанров, стилей, исполнительских форм; использование фольклора в профессиональном, самодеятельном и любительском искусстве и т. д.

Проблемы фольклоризма имеют значительное отражение и в научно-методических работах, посвященных специальностям, в которых роль и значение этнокультуры особенно велики: хоровое и сольное народное пение, игра на

народных музыкальных инструментах, музыкальная композиция, этномузыкология и т. д. Поэтому далеко не случайно, что подготовка кадров по этим специальностям в национальных республиках зачастую прямо связывается с вопросами сохранения традиционной культуры, а в общественном сознании эта проблема обозначилась как важнейшая историческая задача современной научной и художественной интеллигенции. При кажущемся на первый взгляд простом ответе на вопрос о целях, задачах и методике подготовки кадров по данным специальностям — опираться на народное музыкальное творчество, на практике встает целый ряд сложнейших проблем, решение которых не может быть простым и однозначным.

Как показывает практика, зарекомендовавшая себя в мировой педагогике в качестве одной из высокоэффективных образовательных систем сложившаяся в России подготовка специалистов по многим музыкально-теоретическим и исполнительским направлениям оказалась малоэффективной для специальностей, в которых роль регионально-этнического компонента наиболее ответственна. Практика показывает — задача подготовки кадров для национальных культур России в полной мере не может быть решена классическими музыкальными вузами, государственные стандарты, которыми они руководствуются, и основанные на них образовательные программы не учитывают специфику многочисленных музыкальных традиций народов России. Даже те авторитетные российские вузы, в которых предусмотрена специальная подготовка кадров по народно-певческим и народно-инструментальным специальностям, не могут удовлетворить национальные республики в специалистах (например, Российская

академия музыки им. Гнесиных, Саратовская государственная консерватория им. Л. Собинова, Уральская государственная консерватория и др.), поскольку ограничиваются рамками изучения лишь русского народного музыкального искусства, а знакомство с другими (крайне малого числа) этническими традициями занимает более чем скромное место. В этих условиях студенты из национальных республик не могут приобрести квалификацию руководителя народного хора какой-либо иной этнической направленности, кроме русского. Но и их обучение ограничивается обычно европоцентристскими методами изучения русской и зарубежной композиторской музыки (в недалеком прошлом в значительно меньшей степени — музыки композиторов титульных народов республик бывшего СССР). В подобной ситуации, не имея сколь-нибудь серьезной методологической подготовки в целом по этномузыкологии, оторванные в процессе обучения от родной культуры эти студенты теряют и те небольшие знания и навыки по ней, которые имели до поступления в вуз.

Такая практика подготовки специалистов исключает постижение основ родной культуры и не дает серьезных результатов в области народно-певческого и народно-инструментального исполнительства, музыкальной композиции. Поэтому специалисты по музыке народов России крайне малочисленны: они исчисляются единицами. Невелико в республиках, национальных регионах и число соответствующих педагогов, которые могли бы способствовать их формированию. Неудовлетворительная подготовка кадров по народно-певческим направлениям для национальных республик является заметным сдерживающим фактором развития их культуры.

Не могла изменить положение к лучшему деятельность тех немногих специалистов по руководству русскими хорами и оркестрами русских народных инструментов, которые спорадически приглашались для работы с национальными коллективами. Не обладая знаниями о духовной культуре и этнографии народа, не зная его языка, истории и, по существу, впервые знакомясь с его музыкальными традициями, такие специалисты как правило не могли стать полноценными художественными руководителями национальных коллективов. Возглавляемые ими хоры, ансамбли песни и танца и другие местные коллективы, исполнявшие популярные (не всегда художест-

венно полноценные образцы народных песен) и стилизованные композиторские сочинения в манере, не присущей для данного этноса, оказывались лишенными национально-самобытного колорита, творческой индивидуальности. Такие этнически обезличенные государственные хоровые коллективы, строя методику своей работы обычно по типу академических хоров (т. е. хоров общего типа) и исключая живую импровизационную природу традиционной музыки, мелодико-полифоническую самобытность и своеобразие манеры интонирования, оказывали неблагоприятное влияние и на развитие самодеятельных и любительских народно-певческих, в том числе и детских, коллективов, на формирование верного художественного вкуса у широкой слушательской аудитории.

Сказанное позволяет сделать вывод, что при такой в принципе неудовлетворительной подготовке специалистов по народно-исполнительским направлениям, как впрочем и по композиции, этномузыкологии, не могут успешно решаться вопросы национальных музыкальных культур, а вместе с этим и задачи их сохранения, возрождения и развития. Исходя из понимания того, что музыкальная традиция каждого этноса являет собой неповторимую систему исторически сложившихся жанрово-стилевых комплексов и исполнительских форм, детерминируемых общественным сознанием и традиционным мировоззрением, обладает своим неповторимым типом музыкального мышления, а это в свою очередь и своим этническим музыкальным языком, то и для подготовки кадров по всем национальным республикам принципиально не может быть единой образовательной системы.

Из всего сказанного следует, что задачу подготовки высокообразованных, толерантных к этническим традициям специалистов должны решать национальные вузы. В системе этих вузов должны быть разработаны образовательные программы, полностью учитывающие тип духовной культуры народа, формы ее межэтнических взаимосвязей, уровень развития музыкального профессионализма в регионе.

В Мордовии, в которой обеспечение специалистами народных хоров и ансамблей, вторичных фольклорных коллективов и школ выдвинулось в конце прошлого века в число наиболее острых проблем национальной культуры, подготовку таких кадров взял на себя Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева,

в его структуре в 1991 г. был организован Институт национальной культуры. Актуальность открытия в институте кафедры народной музыки и специальностей по народно-певческим направлениям обусловлена не только общими тенденциями и характером развития искусства республики, но и в неменьшей степени насущной необходимостью использовать богатейшую этническую традицию ансамблевого и хорового многоголосного пения, «уникального не только среди финно-угров... но и в мировой музыкальной культуре» [1] в новых, в том числе вторичных формах.

В своей деятельности по подготовке специалистов для культуры Мордовии и многочисленной мордовской диаспоры России кафедра народной музыки исходила из ряда концептуальных положений о том, что мордовские народно-певческие коллективы должны обладать своей эстетикой и исполнительским стилем, репертуаром и сценической культурой, определяемыми фундаментальными типологическими основами традиционной народной музыкальной культуры. Они должны опираться на репрезентативные компоненты стиля этнической традиции и воплощать их в современных художественно-исполнительских формах.

Реализация этих задач требует ответа на целый комплекс сложных взаимосвязанных вопросов, без основательной научной и методической проработки которых невозможно создание научно обоснованной образовательной системы. Эти вопросы определяются как общими основами народного хора безотносительно национальных культур и их этнических музыкальных традиций, так и частными, присущими для конкретных этносов. Среди них наиболее важные: каким должен быть современный народный хор, призванный решить проблемы концертной интерпретации традиционной аутентичной песни? Какие формы взаимосвязи с традиционной музыкой должны быть заложены в его основу и какая степень, глубина обработки произведений традиционной культуры приемлемы для народного хора при сохранении в его исполнительской практике типологических особенностей национальной традиции? Как должно соотноситься искусство народного хора с другими жанрами и формами современной музыки?

Столь же сложны и вопросы научно-методического характера, связанные с методикой практической репетиционной работы со сту-

денческими учебно-творческими народно-певческими коллективами, основными формами профессиональной подготовки выпускников: в какой степени применимы при работе с народно-певческими коллективами методы и методики хора общего типа? Насколько применима методика работы с русским народным хором? Каким образом методика работы с хором должна обусловливаться типом конкретной (в нашем случае мордовской) этнической культуры, с общими и музыкальными этнопедагогическими принципами?

Третий круг вопросов связан с проблемами реализации образовательной программы, конкретной практической подготовки руководителей студентов-выпускников. Какой исходной совокупностью теоретических знаний и практических навыков и умений должен обладать выпускник вуза для своей будущей творческой деятельности в качестве руководителя и хормейстера народного хора, вторичного фольклорного ансамбля, певца-исполнителя народной песни, учителя музыки и организатора певческой работы в школах и т. д.? И, наконец, каким образом должны быть скорректированы государственные образовательные стандарты? Считать дисциплины по изучению местной традиции федеральным компонентом или национальнорегиональным? Какой процент учебного плана и рабочего времени студента должны составить дисциплины, связанные с общеметодологическими проблемами специальностей?

Перечень вопросов при желании может быть продолжен. Мы выявили, на наш взгляд, самые важные, которые определяют концептуальные положения образовательных программ, реализация которых в национальном вузе должна обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, в полной мере способных к самостоятельной музыкально-творческой деятельности в национальной республике.

В плане выработки научно выверенной программы обучения руководителей современных народно-певческих коллективов, безусловно, полезным может оказаться изучение организаторского и творческого опыта коллективов России разной этнической направленности. Но подготовка специалистов для Мордовии и мордовских диаспор должна исходить из многоаспектности самой проблематики мордовского национального музыкального искусства, из необходимости выработки исторически нового исполнитель-

ского стиля, осознания нового эстетического направления как системного компонента современной художественной культуры республики и в целом России. Она должна иметь свое конкретное содержание, выражающееся в совокупности присущих ему специфических черт духовной культуры и опираться: 1) на теорию и практику аутентичного народного полифонического искусства, понимаемого как системный музыкальный континуум в рамках региональных этнических традиций, во взаимосвязи с культурой генетически родственных и соседних народов, а также в целом — с традиционным музыкальным творчеством; 2) на теорию и творческий опыт вторичных фольклорных ансамблей, сформировавшихся непосредственно в среде бытования аутентичного фольклора, на их формы и методы практической работы; 3) на практику исполнения произведений мордовской народной музыки в композиторских обработках, в которых традиционный мелос является системообразующим компонентом музыкального стиля.

Однако хор народной песни не должен и не может ставить своей целью повторение исполнительского стиля аутентичной народной музыки , он призван опираться на глубинные типологические ее особенности, на художественно-эстетические концепции этноса. Вместе с тем наряду с выразительными средствами современной хоровой исполнительской культуры мордовский народный хор вводит в свою исполнительскую стилистику специфические формы вокализации поэтического текста, характерные элементы звуко-тембро-образования и голосоведения, широкий спектр динамических оттенков, свойства местного народного говора (диалекта), народный музыкальный инструментарий и другие характерные для этнической музыкальной традиции элементы звукоидеала.

Важнейшим принципом формообразования структуры партитуры народного хора должна стать импровизация, понимаемая как одна из множества возможных исполнительских версий

мелодико-многоголосного типа традиционной песни. Этот принцип не может быть распространен лишь на авторские обработки народных песен и композиторские сочинения, созданные на основе народного мелоса.

Импровизация, которой начисто лишены большинство современных народно-певческих коллективов и певцов — исполнителей народных песен, не дань какой-то моде, а важнейший механизм художественного интонирования аутентичной песни на современной концертной эстраде, механизм, посредством которого переосмысливаются трудовые и ритуальные функции фольклора в эстетические. Непременным условием успешного постижения различных методик хоровой импровизации должно стать усиление в учебно-творческой деятельности студента полевой экспедиционной работы и практики транскрипций произведений народной музыки, отвечающим современным требованиям научно-исследовательской работы.

Внедрение инновационных подходов в методы и методики подготовки специалистов по народно-певческому направлению невозможно без максимально полной реализации межпредметных связей и взаимодействий, выстраивающихся в учебном процессе в целостную творческую систему индивидуальной (полевой, аудиторной, тренинговой, самостоятельной) работы студента. Этот процесс должен охватить все компоненты и стороны организационной и творческой деятельности будущего специалиста: от момента полевой записи аутентичного образца народно-песенной культуры, его камеральной обработки, научной транскрипции, теоретического анализа и обработки до его концертно-сценического воплощения. В ходе этого неформального учебно-творческого процесса студент реализует в едином творческом процессе знания и навыки постижения музыкальной традиции этноса как живого спонтанно развивающегося историко-художественного явления, его освоения и воплощения в различных формах сценического искусства.

Значительная часть руководителей народных ансамблей рассматривает форму вторичного исполнения произведений фольклора как максимально приближенную к формам аутентичного их исполнения. По их мнению, на концертной эстраде необходимо сохранять все компоненты традиционной музыки: особенности ее структуры и исполнительской манеры, этнографические элементы и т. д. Такую форму исполнения можно условно назвать этнографической. Думается, однако, что она не является полноценной, художественно оправданной. Стремление копировать аутентичную фольклорную традицию не может привести к убедительным творческим результатам по множеству причин и прежде всего потому, что исполнительское искусство народных хоров, ансамблей песни и танца, других вторичных ансамблей, с одной стороны, и аутентичных коллективов — с другой, различно по своей природе, исторической глубине и социальным функциям. Аутентичная форма народной музыки на концертной эстраде (будь то хор, ансамбль или отдельный певец) невозможна и потому, что концерт — всегда жесткий по времени и пространству исполнительский акт, строго организованный и обусловленный законами сцены и режиссуры. Законы концертного исполнения, восприятия народной музыки со сцены обусловливают, условно говоря, «сжатие аутентичного времени» до оптимального «концертного времени».

1. Земцовский И. И. Музыка устной традиции мордвы : памятники и проблемы / И. И. Земцовский // Фольклор в творчестве мордовских писателей и композиторов : сб. тр. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1986. — С. 5.

2. Земцовский И. И. От народной песни к народному хору : игра слов или проблема? / И. И. Земцовский // Фольклор и фольклоризм : традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли : сб. науч. тр. Вып. 2. — Л. : ЛГИТМК, 1989. — С. 6.

Поступила 06.04.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.