Региональная и отраслевая экономика
УДК 332.1
О.В. Печура, Н.М. Сурнина
ЭТНОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Актуальность изучения этноэкономического феномена на современном этапе развития общества обусловлена, во-первых, возрастанием роли этнического фактора в трендах социально-экономических процессов, во-вторых, нарастающей научно-практической потребностью в исследовании форм и видов проявления этно-экономических процессов на региональном уровне, в-третьих, необходимостью встраивания этноэкономических производств в общий контур экономики региона с целью повышения ее устойчивости.
На протяжении XX и в начале XXI вв. этно-экономика эволюционировала от области археологических и этнографических исследований экономик исторических доклассовых обществ и реликтовых народов до особой этноэкономи-ческой модели производства и потребления инновационных этнических продуктов, связанных с традиционной культурой. Таким образом, область научных интересов этноэкономики распространяется от консервативного традиционного, в том числе и аграрного, мелкотоварного хозяйства, до новационных постиндустриальных компонентов хозяйствования; от макроуровня (уровня национальной экономики) до этнических традиций в рамках экономической деятельности домохозяйства или отдельно взятого предприятия.
На наш взгляд, этноэкономика представляет собой научное направление, исследующее закономерности и механизмы взаимовлияния территориально локализованных этнодемографиче-ских и экономических процессов и структур в целях определения перспективных путей устойчивого, взаимодополняющего и гармоничного
социально-экономического развития общества. С позиций общенаучных методологических методов (диалектического, логико-исторического, гипотетико-дедукционного, сущностно-феноме-нологического) этноэкономика обладает такими качественно-количественными составляющими, которые, находясь в неразрывном единстве, антагонистически или неантагонистически взаимоисключают друг друга, но взаимопроникают или обладают свойством дополнительности.
С точки зрения межнаучных подходов эт-ноэкономика является системно-структурным конструктом, обладающим внутренней логикой и многообразием проявлений. Исследовав этноэкономику с позиций институционализма, мы рассматриваем ее как органичную и устойчивую совокупность базовых и дополнительных формальных и неформальных институтов и институциональных форм (экономика соглашений). Однако необходимо учитывать, что этнически маркированные институты и практики могут выступать либо в качестве своеобразной поддержки экономики, образуя глубинную сетевую конструкцию, либо препятствовать экономической деятельности, не вписывающейся теми или иными параметрами в устоявшиеся, предписанные этническими нормами границы.
Синергетический подход позволил охарактеризовать этноэкономику как саморазвивающуюся, самоорганизующуюся и сложно резонирующую с внешним миром систему. Именно этническая компонента выступает импульсом к процессам самоорганизации, формируя фрактальные этноэкономические пространства. Си-нергическое сложение этнических и экономиче-
ских процессов, традиций и инноваций обусловливает унаследованность этноэкономиче-ских явлений и их суммарную устойчивость.
С позиций эволюционного подхода этно-экономика, по нашему мнению, последовательно проходит периоды аграрного, кустарного, промышленного хозяйствования, развития сектора услуг и элементов новой экономики, ин-тергированных имманентными этническими признаками. При этом особенностью эволюции этноэкономики является сохранение и совместное существование ее «реликтовых», промежуточно-стадийных и современных форм во времени и пространстве. Менее прогрессивные виды специфического этноэкономического хозяйствования зачастую оказываются более эффективными, устойчивыми и гармонизированными с внешней средой, чем технологически или процессно более совершенные и универсиализи-рованные.
Цивилизационный подход применен нами для выявления уникальности и самобытности каждой этноэкономики. Социокультурные и экономические особенности этносов базируются на собственных цивилизационных матрицах, этнических геномах, которые практически не меняются на протяжении всего существования цивилизаций. Этноэкономика, основанная на определенной цивилизационной матрице, имеет свой ритм функционирования, собственную деятельностную структуру, своеобразные информационно-коммуникативные связи, этнические социальные сети с определенной этнопсихологической идентификацией и самоидентификацией, специфические принципы и методы управления.
Геоэкономический подход характеризует этноэкономику как кластерно-сетевой модуль, узлами которого являются экономические агенты, ориентированные на выпуск и реализацию этнически маркированных товаров и услуг. Локализуясь на конкретной территории, интроду-цированная (привнесенная) этноэкономика способна выстроить целостную оптимизированную сетевую производственно-потребительскую цепочку (продуцирование технологий, производство, доставка, распределение, перераспределение и конечное потребление этнических товаров и услуг). Базируясь на геоэкономическом мето-
де, можно также сделать вывод о возможности встроенности этноэкономики в региональные и национальные экономические структуры, т. е. о ее вертикальной интеграции.
С точки зрения системно-структурного подхода этноэкономика определяется нами как:
1)территориально иерархизированная структура;
2) структурно-функциональная система с множеством внешних и внутренних связей;
3) управляемый объект;
4) воспроизводственная система, дислоцирующаяся на определенной территории;
5) комбинированная звездно-сетевая структура.
Применение к этноэкономике ситуационного подхода позволило нам определить совокупность факторов, условий и предпосылок ее генезиса и динамики.
Конкретно-научные подходы (социологический и статистический) направлены как на выявление ментальной, неэкономической стороны экономических действий, обусловленной функционированием ментально-культурного подфо-на индивидуумов в социуме, так и на количественную характеристику этноэкономических процессов в моментной (статической) и интервальной (динамической) оценке.
Региональный подход концентрируется на исследовании этноэкономики в ее конкретной пространственной определенности, в привязке к территориальным сообществам.
Изучение воззрений российских ученых на региональную этноэкономику позволило нам сделать вывод о ее основных концепциях:
- региональная этноэкономика в узком смысле - это сегмент экономики региона, охватывающий экономическую сторону этнического воспроизводства и объединяющий традиционные для конкретного этноса технологии и формы хозяйственной деятельности;
- региональная этноэкономика в расширенном понимании не отождествляется только с традиционными хозяйственными укладами этносов или сегментом региональной экономики, а отражает все многообразие путей социально-экономического развития народов и проникает во все сферы регионального хозяйства;
- региональная этноэкономика как этническое предпринимательство - в данном случае рассматривается как форма социально-экономической адаптации мигрантов (этнических меньшинств), осваивающих иную внешнюю среду, либо как экономическая деятельность этнических диаспор, живущих длительное время вне основного ареала расселения своего народа.
Региональная этноэкономика характеризуется нами как область научно-практической деятельности, направленной на исследование формирования, динамики и тенденций развития этноэкономических технологических цепочек-систем и их включенности в экономику региона. Поскольку региональная этноэкономика, отличающаяся множественностью экономических направлений и свойствами сравнительно быстрой трансформации и снижения трансакцион-ных издержек, может детерминировать многополярность точек социально-экономического роста, формируя сетевое распределение очагов развития территории региона, то этноэкономи-ческий феномен следует рассматривать как один из стратегических ресурсов регионального развития.
Раздел «Региональное развитие» содержится в таком стратегически важном документе, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (КДР). Цель государственной региональной политики, обозначенная в КДР, заключается в обеспечении «сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращении уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. Достижение этой цели будет обеспечено в ходе реализации государственной региональной политики, направленной на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, проведение целенаправленной работы по развитию федеральных отношений, а также реформирование систем государственного управления и местного самоуправления» [1]. Инновационная и социальная
ориентация регионального развития в КДР предполагает не только сближение стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением, но и поддержку традиционной народной культуры, а также сохранение культурного многообразия, традиционного уклада жизни и занятости коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Проведенный нами сравнительный анализ нормативных документов в области государственных региональной и национальной политик позволяет говорить о комплексности их задач, вследствие чего неизбежно пересечение либо сочленение их функций в вопросах организации единого экономического пространства и целостности Российской Федерации, поддержки соотечественников за рубежом, регулирования потоков мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, разработки программ занятости в трудоизбыточных районах и др. Этноэкономические аспекты области пересечения задач государственной региональной экономической политики и национальной политики на региональном уровне представлены на рис. 1.
Совмещение функций государственной региональной экономической политики и государственной национальной политики на региональном уровне распространяется не только на меры по сохранению и восстановлению мест обитания и поддержке традиционных форм хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, но и включает в себя поддержку самобытности и экономических основ существования уверенно развивающихся этносов.
В соответствии с поручениями Президента РФ и в контексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. были разработаны стратегии социально-экономического развития субъектов РФ как части общей вертикально интегрированной системы документов стратегического планирования и прогнозирования взаимоувязанного развития территорий и секторов экономики на долгосрочную перспективу.
Сохранение и развитие историко-культурного наследия этносов
Региональная экономическая политика
Национальная политика на региональном уровне
Поддержка традиционной экономической деятельности этносов
Рис. 1. Область пересечения задач государственной региональной экономической политики и национальной политики на региональном уровне
Стратегические документы субъектов Урала и УФО включают в себя ряд направлений развития, имеющих этноэкономическую специфику:
1) развитие малого и среднего предпринимательства в области сельского хозяйства, строительства, народных промыслов и ремесленничества, креативных индустрий в сфере культуры и творчества;
2) поддержка выставочно-ярмарочной и фольк-лорно-фестивальной деятельности этносов, а также работы историко-культурных центров и национально-культурных общественных организаций;
3) восстановление и развитие исторически обусловленных форм хозяйствования и культурной самобытности народов Урала;
4) формирование туристско-рекреационного кластера, в том числе историко-археологиче-ского, культурно-познавательного, событийно-фольклорного, паломнического, экологического и оздоровительного видов туризма;
5) применение в управленческой практике исторических традиций самоуправления и самоорганизации отдельных этносов;
6) адаптация мигрантов.
Таким образом, рациональное обращение к этноэкономическим ресурсам позволяет расширить спектр конкурентоспособных преимуществ регионов, усилить стратегические направления его развития, а также повысить качество жизни населения территории, поскольку изучение и модернизация традиционных способов жизнедеятельности станет в ближайшем будущем важнейшим стратегическим инструментом общественного регулирования [2].
Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г., разработанная в рамках КДР и Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Уральского федерального округа на период 2008-2020 гг. и до 2030 г. и являющаяся логическим продолжением основных положений Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 г., формулирует миссию Свердловской области и определяет главную стратегическую цель ее долгосрочного развития (см. рис. 2).
Однако явным недостатком Стратегии социально-экономического развития Свердловской
Рис. 2. Стратегическая миссия и цель социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г.
области на период до 2020 г. является не только недоучет регионального этноэкономического феномена, но и практически полное невключение этноэкономической деятельности в стратегические направления развития территории, хотя Свердловская область наряду с Тюменской - наиболее полиэтничный регион Урала и УФО. В частности, в стратегических приоритетах долгосрочного развития области не предусматриваются возможности использования этноэконо-мики в следующих сферах:
- формирования туристско-рекреационного кластера;
- усиления предпринимательства в секторе народных промыслов, ремесел и других традиционных видов экономической деятельности;
- применения сетевого и инновационного потенциалов этноэкономических производств;
- использования природосберегающей способности этноэкономических действий.
Лишь в сфере культуры и искусства предусматриваются такие стратегические направления, как актуализация историко-культурного наследия, сохранение культурных традиций и поддержка многообразия культурной жизни народов Свердловской области, реинтеграция традиционных культурных институтов в современную систему творчества и коммуникаций [3].
Возможно, что отсутствие этноэкономиче-ской ориентации в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области обусловлено некоторой разобщенностью управленческих действий в части регулирования этноэкономических процессов. Так, в Правительстве Свердловской области Министерство экономики обеспечивает реализацию на территории Свердловской области политики социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера (в соответствии с федеральными целевыми программами), вырабатывает меры по поддержке среднего и малого предпринимательства, разрабатывает региональную экономическую политику, направленную на комплексное развитие Свердловской области. Министерство промышленности и науки Свердловской области осуществляет содействие выставочно-ярмарочной деятельности организаций, расположенных на территории области, и организует поддержку народных художественных промыслов. Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, в свою очередь, способствует развитию международного сотрудничества и туризма. Министерство культуры и туризма Свердловской области занимается программами национально-культурного развития, сохранения на-
ционально-культурного богатства народов, населяющих территорию области, и оказывает помощь национально-культурным автономиям в создании учреждений национальной культуры. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области способствует развитию фермерских и личных подсобных хозяйств граждан и определяет рамки деятельности сельскохозяйственных рынков. Подобная разносторонняя, но нескоординированная направленность действий исполнительной власти затрудняет, по нашему мнению, использование возможностей этноэкономического феномена для устойчивого социально-экономического развития Свердловской области и осуществления расширенного воспроизводства в ее границах.
В целях включения этноэкономического ресурса в программы и практику социально-экономического развития Свердловской области нами предлагается комплекс следующих мер прямого и косвенного содействия этноэкономи-ческим процессам:
1) создание организационных и информационных условий для встраивания этноэкономиче-ских технологических цепочек в структуру экономики региона;
2) создание внутренних благоприятных условий для малых предприятий, занимающихся производством этнических товаров и услуг, точечная экономическая политика в отношении этнического предпринимательства;
3) создание этноэкономических зон традиционных видов экономической деятельности;
4) продвижение этнической продукции, в том числе и продуктов-брендов, на рынки регионального и межрегионального уровня путем выста-
вочно-ярмарочной и рекламно-представитель-ской деятельности;
5) развитие инновационных элементов этно-экономики в производстве высокотехнологичных этнических товаров и услуг;
6) проведение активной региональной политики, направленной на адаптацию мигрантов в условиях возрастания полиэтничности Свердловской области;
7) применение налоговых стимулов для более эффективного включения этноэкономиче-ских структур в реальный сектор экономики области;
8) разработка региональных целевых программ этноэкономической направленности.
В русле этих направлений авторами предлагается общий формат программы «Этноэконо-мика Свердловской области: история, современность, будущее», цель которой заключается в использовании полиэтничного этноэкономиче-ского ресурса для обеспечения сбалансированного, устойчивого, гармоничного с внешней средой долгосрочного развития Свердловской области. Задачи программы связаны с обеспечением условий для традиционного и инновационного развития этноэкономики Свердловской области и заключаются в следующем:
- включение эндогенных и интродуцирован-ных этноэкономических процессов в стратегические векторы социально-экономического развития Свердловской области;
- сглаживание центро-периферийных пространственных различий в границах региона;
- формирование институтов поддержки региональной этноэкономики.
Основной контур мероприятий программы связан с разработкой целевых региональных проектов (рис. 3).
е
ки
ск е ты
чи тк е
игет о р
та п
арт
С
Этноэкономика: через традиции к инновациям
Этноэкономика: народосберегающие технологии
Этноэкономика: сетевой ресурс самозанятости
Этноэкономика: экологически чистый продукт
Рис. 3. Стратегические проекты в рамках программы «Этноэкономика Свердловской области: история, современность, будущее»
Результатами реализации программы будут:
- частичное решение проблем занятости населения в регионе, особенно в депрессивных районах сельской местности;
- сохранение и модернизация традиционных для населения Свердловской области видов экономической деятельности, формирование инновационного сектора этноэкономики региона;
- развитие всех видов туризма, связанных с этническими особенностями Свердловской области;
- использование этноэкономического потенциала мигрантов;
- укрепление экономической базы этносов, проживающих на территории Свердловской области;
- сохранение и развитие этнокультурного наследия народов, проживающих на территории Свердловской области;
- улучшение качества жизни населения Свердловской области;
- повышение конкурентоспособности Свердловской области, усиление ее конкурентных преимуществ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sec-tions/strategicPlanning/concept/
2. Сепанов, В.В. Этноэкологическая экспертиза для изучения проблем межнациональных отношений
[Текст] / В.В. Степанов // Этнические факторы в жизни общества. - М., 1991. - С. 26.
3. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года (основные положения) [Текст] : Постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. № 873-ПП. - Екатеринбург, 2008. - С. 139.
УДК 338.45:658
Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова, И.Ю. Петрова
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА
В РЕГИОНЕ
Основной задачей на нынешнем этапе развития инновационной экономики, когда технологии и знания становятся приоритетным и определяющим фактором роста, является создание условий для повышения инновационной активности региональных хозяйствующих структур, соответственно наличие эффективно действующей системы управления инновационным климатом в регионе. Но инновации будут только там, где на них возникнет спрос, а спрос - лишь там, где существует конкурентоспособная промышленность, способная внедрить инновации
в производство. В России же складывается ситуация, когда, с одной стороны, наш индустриальный сектор не обнаруживает потребности в инновациях, а рынок не стимулирует тех, кто готов их предложить, а с другой - технологии, как известно, неотделимы от науки.
Между тем в соответствии с выдвинутой академиком В. Полтеровичем гипотезой об инновационной паузе текущий кризис во многом возник вследствие снижения эффективности потока технологических инноваций из-за того, что действующие базисные инновации, или «техно-