Научная статья на тему 'Этноэкономика региона: теоретико-методологический аспект'

Этноэкономика региона: теоретико-методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
386
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЭКОНОМИКА / ТРАДИЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УКЛАД / ОТКРЫТЫЙ РЕГИОН / ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Печура Оксана Владимировна

Обобщены взгляды российских учёных на этноэкономику региона, сформулированы предметное поле, цели и задачи региональной этноэкономики как научно-практического направления, исследуется структура её деятельности, уточняются виды и формы этноэкономического феномена территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этноэкономика региона: теоретико-методологический аспект»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3 (184). Экономика. Вып. 24. С. 56-60.

О. В. Печура

ЭТНОЭКОНОмИКА РЕГИОНА:

теоретико-методологический аспект*

Обобщены взгляды российских учёных на этноэкономику региона, сформулированы предметное поле, цели и задачи региональной этноэкономики как научно-практического направления, исследуется структура её деятельности, уточняются виды и формы этноэкономического феномена территории.

Ключевые слова: этноэкономика, традиционный хозяйственный уклад, открытый регион, эт-нодемографический фактор, полиэтничность.

Спектр научных работ, посвящённых региональным этноэкономическим проблемам, довольно узок. Существующая в данный момент терминологическая и методическая разнородность трактовки этноэкономического феномена. особенно на региональном уровне, не способствует внедрению разработанных ранее теоретических посылов в практику территориального хозяйствования и эффективному использованию этнодемографического фактора в целях устойчивого социально-экономического развития регионов. В то же время этнодемографический элемент является не только показателем культурноисторического и социального многообразия территорий, но и индикатором направленности экономической деятельности субъектов хозяйствования, выступая своеобразной ведущей «опцией» при выборе различных моделей экономического поведения и социально-экономических целей и перспектив.

К региональным аспектам этноэкономики российские ученые обратились в конце XX — начале XXI в. Её территориальные особенности наиболее подробно исследованы в трудах экономистов Юга России, где сложились два центра эт-ноэкономических исследований регионального уровня в рамках Ростовского и Волгоградского государственных университетов. В частности,

В. Н. Овчинников и Ю. С. Колесников подразумевают под этноэкономикой сегмент хозяйственной деятельности на мезоэкономическом уровне, в значительной мере не наблюдаемый статистическими и налоговыми органами и являющийся типичным хозяйственным укладом традиционной экономики [3]. Этноэкономике этнически выраженных регионов присущи пре-

* Исследование выполняется при поддержке гранта РГНФ «Этноэкономика: механизмы устойчивости и саморазвития (на примере республик и областей Урала)» (проект № 09-02-00154а).

имущественно аграрные формы хозяйственной деятельности, сочетание натуральных и мелкотоварных форм производства, использование кустарных ремёсел и надомного труда, доминирование неформальных институтов, экстенсивный тип занятости с использованием сырьевой хозяйственной инфраструктуры и др.

Подобного мнения придерживается и Л. А. Уз-денова, рассматривая этноэкономику в формате мезоуровневой структуры национального хозяйства как территориально-локализованную форму организации предпринимательства в традиционных видах трудовой деятельности автохтонного населения полиэтнического региона [6. С. 4-5]. В данной трактовке основными типологическими признаками этноэкономики являются: органическая связь производственной деятельности, имеющей товарную направленность, с ведением домашнего хозяйства; использование преимущественно сырьевых ресурсов, произведённых в домашних хозяйствах; неиндустриальный характер труда, базирующийся на умениях и навыках, передаваемых от поколения к поколению, накапливаемом трудовом опыте; неформальный характер обмена ресурсами и услугами; регулирование рынка труда преимущественно неформальными институтами.

М. О. Шандиров определяет этноэкономику как взаимообусловленное сочетание адекватных конкретным этносам этноэкономических систем, формируемых в процессе развёртывания этноэкономических отношений, объективно складывающихся в процессе производственнохозяйственного бытия этноса, носящих как эндогенный, так и экзогенный характер и охватывающих широкий спектр экономических аспектов этнического воспроизводства [7. С. 4]. М. О. Шандиров считает, что этноэкономика территориально локализована, может имплантироваться в конкретные региональные воспроизвод-

ственные циклы, и различает в ней традиционный (связанной с наследованием этносом форм и способов хозяйствования) и новационный (обусловленной необходимостью приспособления к современным геоэкономическим условиям) компоненты хозяйствования.

О. В. Иншаков трактует этноэкономику региона как «оригинальную композицию трансформационных и трансакционных факторов производства в конкретном пространстве и времени жизни народа... При этом этнический наследственный механизм является определяющим в развитии и функционировании экономической системы, закрепляющим в ней устойчивые структуры взаимосвязи натуры и культуры разных народов» [1. С. 9]. Но «этноэкономика — не отдельный сектор или сегмент регионального хозяйства, она пронизывает все его сферы, секторы и сегменты» [Там же. С. 11]. К свойствам этноэкономики О. В. Иншаков относит не только консервативно закреплённую традиционность и стремление к идентичной институционализации, но и эволюционность, способность под воздействием внешних условий к модернизации и трансформации в современную форму конкурентного преимущества региона. Функции этноэкономики данный автор видит в обеспечении эффективного использования человеческого капитала этносов в условиях поляризованного и стратифицированного общества, удалённости от основных «точек роста»; консолидации населения в рамках регионального сообщества; сохранении этноэкономического многообразия в целях усиления экономического потенциала хозяйственной системы региона.

Д. А. Нуратинов в центр изучения этноэко-номики территории ставит этнокультурный фактор, применяя его к полиэтническим регионам с компактным проживанием различных этносов, а этноэкономику региона определяет как конкретную «совокупность объективных и специфических субъективных факторов экономики этнорегиона, сложившихся в ходе исторического развития народов и задействованных в хозяйственной деятельности» [2. С. 4]. Д. А. Нуратинов рассматривает эволюцию традиционных видов хозяйствования горских народов, определяя различные модификации хозяйственной организации как аграрного, так и ремесленного производства, образующие самые разнообразные полунатуральные, полутоварные формы. Региональная этноэкономика облада-

ет адаптационной способностью и хорошо приспосабливается к новациям экономической политики, т. к. использует разнообразные методы ведения хозяйства. По мнению Нуратинова, этноэкономика региона выполняет такие функции, как уменьшение издержек переходного периода, обеспечение социального многообразия регионов Российской Федерации, совершенствование местного экономического механизма.

Таким образом, среди исследователей нет единства мнений в определении этноэкономи-ки региона, различны и толкования её форм, типов, свойств и других параметров, причём существенные различия просматриваются даже в рамках одной научной школы. Но, несмотря на некоторую противоречивость вышеупомянутых суждений, основные концепции региональной этноэкономики можно свести к двум вариантам: 1) этноэкономика — это сегмент экономики региона, охватывающий экономическую сторону этнического воспроизводства и объединяющий традиционные для конкретного этноса технологии и формы хозяйственной деятельности (Ю. С. Колесников, В. Н. Овчинников и др.); 2) этноэкономика не отождествляется только с традиционными хозяйственными укладами этносов или сегментом (сектором) региональной экономики, а отражает всё многообразие путей социально-экономического развития народов и проникает во все сферы регионального хозяйства (О. В. Иншаков, М. О. Шандиров и др.).

Налицо две трактовки региональной этноэко-номики: суженная (традиционная) и расширенная. В границах суженного понимания региональная этноэкономика отличается экстенсивностью, аграрно-кустарной направленностью, натуральными и мелкотоварными формами обмена, замкнутостью в рамках домохозяйства и неформальным регулированием труда. Но рядом учёных эта традиционная наследственноинституциональная составляющая дополняется свойством воспринимать инновации вследствие приспособления к современным технологиям. Что касается более широкого подхода, то региональная этноэкономика обладает не только традиционно-базовыми способами хозяйствования, адекватными региональным природноклиматическим условиям и исторически сложившимся социально-экономическим институтам, но и способностями к модификации, модернизации и трансформации с целью создания дополнительных конкурентных преимуществ

региону, где локализуется данная этноэконо-мика.

Функции этноэкономики с точки зрения традиционной и расширенной концепций также несколько различны. В первом случае региональная этноэкономика является глубинным каркасом аграрного хозяйствования, служит средством выживания этноса, выступает в качестве стабилизатора социального напряжения и компенсационного механизма, смягчающих последствия экономического кризиса, выполняет роль амортизатора при переходе от кризисного периода к оживлению. Во втором случае этноэкономика придаёт дополнительную устойчивость экономике региона, увеличивает её позитивнопоступательную динамику, резонирует положительные структурные сдвиги и усиливает конкурентоспособность территории в целом, служа катализатором объединения разноплановых составляющих регионального воспроизводства.

Формы региональной этноэкономики и её деятельностная структура в представлении различных авторов также разнятся. Исследователи, придерживающиеся суженного подхода, включают в сферу этноэкономических действий традиционные для этноса виды природопользования, народные промыслы и ремёсла, а также индустриально-этническое производство. В расширенном варианте к данным видам деятельности добавляется рыночно-трансакционно-этническая (включая рекреацию) и государственно-этническая составляю-

щие. Обобщённое видение, объединяющее эти две концепции этноэкономической деятельности в границах региона, представлено на рисунке.

Данный спектр видового проявления этноэкономики на региональном уровне следует, по нашему мнению, дополнить креативноэтнической составляющей, связанной с переосмыслением традиционно-экономической деятельности и направленной на придание традиционным товарам и услугам новационных свойств либо выпуском традиционных товаров по новым технологиям.

Ещё одно направление этноэкономических исследований на уровне региона связано с изучением феномена этнического предпринимательства и объединяет учёных различных школ (В. В. Радаев, С. В. Рязанцев, Ж. Т. Тощенко и др.). В основном этническое предпринимательство рассматривается как форма социальноэкономической адаптации мигрантов (этнических меньшинств), осваивающих иную внешнюю среду [4], либо как экономическая деятельность этнических диаспор, живущих длительное время вне основного ареала расселения своего народа [5].

Исследование этноэкономики открытого полиэтнического региона требует, по нашему мнению, триангуляции вышеперечисленных подходов (суженного и расширенного понимания этноэкономики, а также теории этнического предпринимательства), что ведёт к формированию концепции этноэкономики открытого по-

Структура форм региональной этноэкономики

лиэтнического региона. Представляя регион как открытое пространство, подверженное межрегиональным взаимодействиям и трансграничным перемещениям капиталов и рабочей силы, а также как полиэтническую среду, насыщенную межэтническими кросскультурными взаимодействиями, мы считаем необходимым различать эндогенную (автохтонную) этноэкономику, присущую коренным (титульным) этносам, и ин-тродуцированную (аллохтонную) этноэкономи-ку, привнесённую на территорию в результате миграционной подвижности населения. Эти эт-ноэкономические формы, локализуясь в регионе. образуют устойчивую этноэкономику полного цикла (этноэкономику открытого полиэтнического региона).

Немаловажным кажется и рассмотрение эт-ноэкономики региона как весьма перспективного, но пока латентного кластера, имеющего сложносочинённый характер, поскольку кластерообразующим моментом выступает этно-демографический территориальный фактор. Этноэкономический кластер, кроме свойств дискретности, является симбиозом процессной, творческой и туристической кластерных форм, образуя своеобразную горизонтальную ин-тегрию.

При изучении этноэкономических процессов на региональном уровне необходимо, по нашему мнению, опираться на следующие положения: 1) наличие сложной взаимосвязи (дополнительности) между этнодемографическими и экономическими процессами; 2) этноэкономическим механизмам присущ в основном нерыночный характер — значительную роль в формировании и развитии этноэкономики имеют институты традиций, неформальных правил, стереотипов, рамок поведения; 3) этноэкономические проявления отличаются разноречивой, зачастую разнонаправленной динамикой, а их видовая структура крайне рзнообразна.

В качестве объекта региональной этноэконо-мики выступает, по нашему мнению, регион как историческое этнокультурное открытое экономическое пространство, воспроизводственная система и квазидомохозяйство. Предметом региональной этноэкономики является изучение механизмов дополнительности этнодемогра-фических и экономических процессов, а также особенностей синергической результирующей их взаимодействия, обусловленной определёнными территориальными условиями, причина-

ми и факторами и образующей специфическую подсистему региональной экономики и региона в целом.

Цель этноэкономики региона как научного направления заключается, с нашей точки зрения, в исследовании формирования и развития эт-ноэкономических явлений, связей между ними, а также с другими процессами, происходящими в границах конкретной территории. Цель этно-экономики региона как области практической деятельности — обеспечение устойчивого (а в перспективе и расширенного) экономического воспроизводства этносов в качестве уникальных объектов-образцов на основе эффективного функционирования как традиционных для данного региона, индустриальных, так и рыночных и инновационных видов экономической деятельности, направленных на повышение качества жизни населения территории.

К задачам региональной этноэкономики можно, по нашему мнению, отнести: во-первых, теоретический блок — формирование теоретических воззрений на региональные этнокономи-ческие процессы, формулировку и дальнейшее уточнение базовых этноэкономических категорий и понятий, изучение региональных особенностей и установление специфических черт хозяйствования различных этносов; во-вторых, методико-методологический блок — классификацию и типологию исторических и современных форм экономической деятельности, имеющих выраженную этническую окраску, разработку методологических и методических основ идентификации этноэкономики региона, определение системы показателей и индикаторов регионального уровня для выявления и количественной характеристики этноэкономической деятельности; в-третьих, практический блок — моделирование и прогнозирование этноэконо-мической ситуации, формулировку научно обоснованных рекомендаций по целенаправленному поступательному развитию всех этноэкономи-ческих сегментов территории и эффективному встраиванию этноэкономики в экономику региона, разработку региональной этноэкономической стратегии.

В кризисные периоды этноэкономика региона выполняет функцию глубинной несущей основы экономики территории, выступает амортизатором пиковых негативных явлений, стабилизирует социально-экономическую ситуацию. В стабильные периоды этноэкономика региона

сохраняет традиционные для этносов виды хозяйствования, объединяет этнос, способствует применению и развитию человеческого капитала, создаёт дополнительные социальноэкономические преимущества и позиции, усиливая конкурентоспособность региона, а также укрепляет экономическую базу этноса, обеспечивая возможности переключения экономических агентов на креативную творческую деятельность и нооэкономические действия. Кроме того, региональная этноэкономика, отличающаяся множественностью экономических направлений и свойствами сравнительно быстрой трансформации и снижения трансакционных издержек, может детерминировать многополярность точек социально-экономического роста, формируя сетевое распределение очагов развития по территории региона.

Список литературы

1. Иншаков, О. Этноэкономика Юга России: стратегические перспективы в координатах модернизации / О. Иншаков // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 4. С. 8-20.

2. Нуратинов, Д. А. Роль этнокультурного фактора в развитии экономики региона (на примере Дагестанской области конца XIX — начала XX века) : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Д. А. Нуратинов. М., 2004. 29 с.

3. Овчинников, В. Н. Этноэкономика как фактор развития / В. Н. Овчинников, Ю. С. Колесников // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1. С. 118-123.

4. Рязанцев, С. В. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов // Обществ. науки и современность. 2000. № 5. С. 73-86.

5. Тощенко, Ж. Этнический национализм / Ж. Тощенко // О-во и экономика. 2002. № 1.

С. 114-133.

6. Узденова, Л. А. Экономические механизмы развития предпринимательской деятельности в сфере этноэкономики региона : автореф. дис. . канд. экон. наук / Л. А. Узденова. Ростов н/Д, 2006. 32 с.

7. Шандиров, М. О. Этноэкономика в системе регионального воспроизводства (на материалах Кабардино-Балкарской Республики) : автореф. дис. . канд. экон. наук / М. О. Шандиров. Ростов н/Д, 2003. 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.