УПРАВЛЕНЕЦ / 7-8/23-24/2011
Этноэкономическая политика региона
Печура Оксана Владимировна
Доцент кафедры экономической статистики, кандидат экономических наук
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный тел.: (343) 221-27-39 E-mail: econstat-dip@usue.ru
Ключевые слова
этнос
этнический фактор регион
этноэкономикА традиционное хозяйство этнические товары региональная политика многополярность развития
Аннотация
В статье приводятся основные концепции этноэкономики. Региональная этноэконо-мика рассматривается как один из ресурсов социально-экономического развития территорий. Предлагается ряд мер, направленных на включение этноэкономических производств и сетевых технологических цепочек как в практику регионального стратегического планирования и программирования, так и в приоритеты долгосрочного социально-экономического развития Свердловской области.
В условиях выхода стран из мирового финансового кризиса особое значение имеет выбор такой модели дальнейшего регионального развития, которая обеспечила бы поступательное социальноэкономическое движение территорий, гармонизированное сокружающей средой. В этих целях особый интерес представляет рассмотрение сравнительно новой концепции - этноэкономики. Этноэкономика в широком смысле слова определена в Толковом словаре обществоведческих терминов: это «научная дисциплина, исследующая особенности экономической деятельности этносов» [1]. Но среди исследователей нет единства мнений в определении этноэкономического феномена, тем более на региональном уровне, различны толкования форм, типов и свойств этноэкономики, причем существенные различия просматриваются даже в рамках одной научной школы. Основные теории региональной этноэкономики можно свести к двум вариантам: 1) этноэкономика - это сегмент экономики региона, охватывающий экономическую сторону этнического воспроизводства и объединяющий традиционные для конкретного этноса технологии и формы хозяйственной деятельности (Колесников Ю. С., Овчинников В. Н. и др.) [2]; 2) этноэкономика не отождествляется только с традиционными хозяйственными укладами этносов, а отражает все многообразие путей социально-экономического развития народов и проникает во все сферы регионального хозяйства (Инша-ков О. В., Шандиров М. О., Узденова Л. А. и др.) [3].
В границах суженного понимания региональная этноэкономика отличается аграрно-кустарной направленностью, натуральными и мелкотоварными формами обмена, замкнутостью в рамках домохозяйства и неформальным регулированием труда. Что касается более широкого подхода, то региональ-
ная этноэкономика обладает не только традиционно-базовыми способами хозяйствования, но и способностями к модификации и трансформации с целью создания дополнительных конкурентных преимуществ региону, где локализуется данная этноэкономика. В кризисные периоды этноэкономика региона выполняет функцию глубинной несущей основы экономики территории, выступает амортизатором пиковых негативных явлений, стабилизирует социально-экономическую ситуацию. В стабильные периоды этноэкономика региона сохраняет традиционные для этносов виды хозяйствования, объединяет этнос, создает дополнительные социальноэкономические преимущества и позиции, усиливая конкурентоспособность региона, а также укрепляет экономическую базу этноса, обеспечивая возможности переключения экономических агентов на креативную творческую деятельность. Кроме того, региональная этноэкономика, отличающаяся множественностью направлений, свойствами сравнительно быстрой трансформации и снижения трансакционных издержек, может детерминировать многополярность точек социально-экономического роста, формируя сетевое распределение очагов развития по территории региона.
Стратегические документы субъектов Урала и УФО включают в себя ряд направлений развития, имеющих этноэкономическую специфику. В частности, это такие стратегические ресурсы, как:
1) развитие малого и среднего предпринимательства в области сельского хозяйства, строительства, народных промыслов и ремесленничества, креативных индустрий в сфере культуры и творчества;
2) поддержка выставочно-ярмарочной и фольклорно-фестивальной деятельности этносов, а также рабо-
Region ethnoeconomic policy
Oksana V. Pechura
Assistant-Prof. of Economic Statistics Dprt., Cand. Sc. (Ec.)
The Urals State University
of Economics
620144, RF, Ekaterinburg,
ul. 8 Marta/Narodnoy voli, 62/45
Phone: (343) 221-27-39
E-mail: econstat-dip@usue.ru
ты историко-культурных центров и национально-культурных общественных организаций;
3) восстановление и развитие исторически обусловленных форм хозяйствования и культурной самобытности народов Урала;
4) формирование туристско-рекреационного кластера, в том числе историко-археологического, культурно-познавательного, событийнофольклорного, паломнического, экологического и оздоровительного видов туризма;
5) применение в управленческой практике исторических традиций самоуправления и самоорганизации отдельных этносов;
6) адаптация мигрантов.
Таким образом, рациональное обращение к этноэкономическим ресурсам позволяет расширить спектр конкурентоспособных преимуществ регионов, усилить стратегические направления его развития, а также повысить качество жизни населения территории, поскольку изучение и модернизация традиционных способов жизнедеятельности станет в ближайшем будущем важнейшим стратегическим инструментом общественного регулирования [4].
Явным недостатком Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г. является не только недоучет регионального этноэкономического феномена, но и практически полное невключение этноэкономической деятельности в стратегические направления развития территории, хотя Свердловская область наряду с Тюменской - наиболее полиэтничный регион Урала и УФО. В частности, в стратегических приоритетах долгосрочного развития области не предусматриваются возможности использования эт-ноэкономики в сферах: формирования туристско-рекреационного кластера; усиления предпринимательства в сек-
торе народных промыслов, ремесел и других традиционных видов экономической деятельности; применения сетевого и инновационного потенциалов этноэкономических производств; природосберегающей способности этноэкономических действий. Лишь в сфере культуры и искусства предусматриваются такие стратегические направления, как актуализация историкокультурного наследия, сохранение культурных традиций и поддержка многообразия культурной жизни народов Свердловской области, реинтеграция традиционных культурных институтов в современную систему творчества и коммуникаций [5].
В целях включения этноэкономиче-ского ресурса в программы и практику социально-экономического развития Свердловской области нами предлагается комплекс следующих мер прямого и косвенного содействия этноэкономи-ческим процессам:
1) создание организационных и информационных условий для встраивания этноэкономических технологических цепочек в структуру экономики региона;
2) создание внутренних благоприятных условий для малых предприятий, занимающихся производством этнических товаров и услуг, точечная экономическая политика в отношении этнического предпринимательства;
3) создание этноэкономических зон традиционных видов экономической деятельности (проекты «Город Мастеров», «Тропой старателей», «Малахитовое кольцо Урала» и др.);
4) продвижение этнической продукции, в том числе продуктов-брендов, на рынки регионального и межрегионального уровня путем выставочно-ярмарочной и рекламнопредставительской деятельности;
5) развитие инновационных элементов этноэкономики в части производства высокотехнологичных этнических товаров и услуг;
Key words
ethnos ethnic factor region
ethnoeconomics traditional economy ethnic goods regional policy development multipolarity
Summary
In the article there are given basic ethnoeconomics conceptions. Regional ethnoeconomics is considered as one of the resources of territories social-economic development. In the paper there is suggested a set of measures aimed to include ethnoeconomic productions and networked technological chains both in regional strategic planning and programming practice and in priorities of long-term social-economic development of the Sverdlovsk oblast.
UPRAVLENETS / 7-8/23-24/2011
УПРАВЛЕНЕЦ / 7-8/23-24/2011
►
►
Источники
1. Толковый словарь обществоведческих терминов / под ред. Н. Е. Яцен-ко, 1999. Режим доступа: 11Нр://шшш. slovarnik.rU/html_tsot/6/economika.html.
2. Овчинников В. Н. Этноэкономи-ческий уклад в теоретических координатах неформальной экономики // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. Т. 3. № 2.
3. Иншаков О. Этноэкономика Юга России: стратегические перспективы в координатах модернизации // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 4.
4. Сепанов В. В. Этноэкологическая экспертиза для изучения проблем межнациональных отношений // Этнические факторы в жизни общества. М., 1991.
5. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года (основные положения): утв. постановлением Правительства Свердловской области от
27.08.2008 г. № 873-ПП. Екатеринбург, 2008.
References
1. Explanatory Dictionary for Social Science Terms / edited by N. E. Jatsenko, 1999. URL: http://www.slovarnik.ru/html_tsot/6/ economika.html.
2. Ovchinnikov V. N. Ethnoeconomic mode in informal economy theoretical coordinates // Ekonomichesky vestnik of the Rostov State University. 2005. Volume 3. № 2.
3. Inshakov O. Ethnoeconomics of the South of Russia: strategic prospects in modernization coordinates // Theoretical and practical issues of management. 2008. № 4.
4. Stepanov V. V. Ethnoecological examination for studying the international relations problems / Ethnic factors in society life. Moscow: 1991.
5. Strategy of the Sverdlovsk oblast social-economic development till 2020 (main provisions). approved by the Order of the Sverdlovsk Oblast Government from
27.08.2008 № 873-PP. Ekaterinburg, 2008.
6) проведение активной региональной политики, направленной на адаптацию мигрантов в условиях возрастания полиэтничности Свердловской области;
7) применение налоговых стимулов для более эффективного включения эт-ноэкономических структур в реальный сектор экономики области;
8) разработка региональных целевых программ этноэкономической направленности.
В русле этих направлений нами предлагается общий формат стратегической программы «Этноэкономи-ка Свердловской области: история, современность, будущее», ориентированной на включение этноэконо-мических производств и сетевых технологических цепочек как в практику регионального стратегического планирования и программирования, так и в приоритеты долгосрочного социально-экономического развития области. Архитектура программы соответствует логической последовательности: научно-практическая
потребность ^ цель ^ задачи ^ основные мероприятия ^ ожидаемые результаты.
Научно-практическая потребность в программе вызвана необходимостью определения основных этноэкономи-ческих направлений региональной политики Свердловской области.
Цель программы - использование полиэтничного этноэкономического ресурса для обеспечения сбалансированного, устойчивого, гармоничного с внешней средой долгосрочного развития Свердловской области.
Задачи программы связаны с обеспечением условий для традиционного и инновационного развития этноэко-номики Свердловской области и заключаются в следующем:
• включение эндогенных и ин-тродуцированных этноэкономических процессов в стратегические векторы
социально-экономического развития Свердловской области;
• сглаживание центро-периферий-ных пространственных различий в границах региона;
• формирование институтов поддержки региональной этноэкономики.
Блок мероприятий в рамках стратегической программы направлен на разработку проектов, раскрывающих ее содержание (см. рисунок).
Кроме того, в комплекс мер, способствующих позитивному развитию этноэкономики Свердловской области, будут входить мероприятия, позволяющие не только более эффективно использовать природно-ресурсный и производственный потенциал региона, но и увеличить доходную часть областного бюджета. Это, в частности:
• создание и точечная поддержка микро- и малых предприятий в сфере народных промыслов и ремесел, в том числе на селе, информационноконсультационное сопровождение их деятельности;
• развитие этнического предпринимательства в инновационной сфере, а также креативных индустрий, опирающихся на творческие этнокультурные виды деятельности;
• активная популяризация продукции традиционных видов экономической деятельности, продвижение этнических товаров на региональные и межрегиональные рынки, развитие выставочно-ярмарочной деятельности, форумов, торгово-экономических миссий, пропаганда этнических товаров-брендов;
• переориентация деятельности микро- и малых предприятий из сферы посреднических услуг в сферу этнически маркированных видов предпринимательства, разработка стимулов к переориентации;
• развитие элементов областного конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера (этнографиче-
Структура стратегических проектов в рамках программы «Этноэкономика Свердловской области: история, современность, будущее»
ский, событийный, фольклорный туризм, исторические реконструкции и др.);
• создание и продвижение областного информационного ресурса по объектам этнокультурного наследия, буклетно-печатной и картографической продукции, освещение в СМИ слабо задействованных этнокультурных ресурсов;
• поддержкаи развитие традиционной народной культуры, самодеятельного народного творчества, местных этнокультурных и этноэкономических традиций, народных праздников и обрядов, фольклора и декоративноприкладного искусства;
• активизация работы историкокультурных центров, обменной музейно-выставочной деятельности, поддержка инициатив национальнокультурных организаций, развитие сетевых сообществ;
• селективная миграционная политика, использование сетевых возможностей этноэкономики для адаптации мигрантов и включения их в легальную экономическую деятельность, формирование региональной идентичности;
• контроллинг реализации проектов и мониторинг этноэкономической ситуации в Свердловской области.
Результатами реализации программы будут являться:
• частичное решение проблем занятости и усиление предпринимательской активности населения в регионе, особенно в депрессивных районах сельской местности;
• сохранение и модернизация традиционных для населения Свердловской области видов экономической деятельности, формирование инновационного сектора этноэкономики региона;
• развитие всех видов туризма, связанных с этническими особенностями Свердловской области;
• использование этноэкономиче-ского потенциала мигрантов;
• укрепление экономической базы этносов, проживающих на территории Свердловской области;
• сохранение и развитие этнокультурного наследия народов, проживающих на территории Свердловской области;
• улучшение качества жизни населения Свердловской области;
• повышение конкурентоспособности Свердловской области, усиление ее конкурентных преимуществ.
Региональная политика территории, учитывающая этноэкономиче-ские особенности и резервы, позволит укрепить экономические позиции региона, повысить его межрегиональный имидж и обеспечить социальноэкономическую устойчивость и возможности саморазвития. Различные этнические институты, этническая самобытность и уникальность должны лежать в основе будущей конкурентоспособности этноса и территорий его расселения. А мультикультурность региона неизбежно будет одним из его основных экономических ресурсов, поскольку экономические отношения ближайшего будущего, как технологически традиционные, так и соответствующие новой экономике, пронизываются креатосферными аспектами человеческой деятельности (творческими, коммуникационными, личностными и др.).
UPRAVLENETS / 7-8/23-24/2011